языкового типа. К ней относятся методы современной алгебры, математической логики, логики предикатов, понятийные средства спецификации программ и моделирования семантики в базах данных, открывающие большие возможности для объединения математических и лингвистических понятийных средств.
Но этим научное направление систе-мантики не исчерпывается, а только расширяется. Оно заключает в себе необъятное поле фундаментальных функциональных приложений в неживой, живой и социальной природе, показанное матрицей (табл. 1). При этом следует иметь в виду, что даже при инварианте закона всемирного тяготения взаимодействие тел появляется по-разному: твердых - в гравитационных влияниях и соударении, жидкостей и газов - в диффузии, живой природы - в скрещивании, социальной сферы - в обмене.
На этом фоне Системантика представляется конструктивным описанием сущности бытия и методологической основой науки и образования, а также системным методом семантического моделирования в культуре и искусстве, во все времена позициони-
руемого человеком в единстве «тела» и «души», даже без применения вычислительной техники.Так, например:
• В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи запечатлел тончайшую, едва заметную улыбку и создал непревзойденный идеал одухотворенной женской красоты в картине «Мона Лиза».
• Ф.М.Достоевский с гениальным талантом выразил в единстве образы героев с их переживаниями.
• К.С. Станиславский создал школу сценического искусства - «Станиславского систему», выражающую в сценическом единстве натурное представление формы и содержания реальности.
Все это сегодня наглядно представляется блестящими результатами слияния спорта, культуры, искусства и рекламы.
Монахиня Елена была против разделения «жизни по плоти» и «жизни по духу» [2]. Это подтверждает мои системантиче-ские убеждения в том, что Тело и Душа составляют единое целое живого - неразделимую форму с содержанием и являются основой теории познания, интеграции науки и религии.
Литература
1. Шемакин Ю.И. Системантика. - М.:РАГС, 2006. - С.250.
2. Ильюнина Л. А. О святости. СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: Изд-во «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2003. - С.400.
КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ И ГАРМОНИЧНОГО (УСТОЙЧИВОГО) РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ДВОЙСТВЕННОСТИ И ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ
А.П. Свиридов, д.т.н., вице-президент Международной академии информатизации, проф.
Тел.: (495)-434-91-54; E-mail:prof_sviridov@mail.ru Российский государственный социальный университет
Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)
The attached concept is based on the principles of duality and the golden section. The harmony zone between the opposites of different pairs are determined within the two points of the golden section x1=0,382 and x2=0,618 except the point x=0,5.
Введение от ценностей рационалистической цивили-
Масштабность и темпы перемен в чело- зации к духовно-нравственным ценностям,
веческой цивилизации, а также глубокий определяют необходимость глубокого пре-
кризис ценностей современного общества, образования и обновления образования. В
преодоление которого предполагает переход силу этого проблемы образования в XXI ве-
ке ставятся и всесторонне рассматриваются как в России, так и за рубежом учеными и педагогами, деятелями культуры и искусства, промышленниками и предпринимателями с тем, чтобы подготовить людей к жизни в стремительно изменяющемся мире.
57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила десятилетие 2005-2014 гг. декадой образования для устойчивого развития. Создание механизма устойчивого развития системы образования предусматривается концепцией модернизации российского общества до 2010 года [1]. Исследования многих отечественных ученых ориентированы на решение комплекса проблем достижения устойчивого развития системы образования [2].
1. Подход к концепции
Система образования внутренне полна противоположностей. В данной работе рассматривается возможный подход к формированию концепции построения и гармоничного (устойчивого) развития системы образования (на основе Великого принципа двойственности, закона единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей, системы Ян-Инь [3] и принципа Золотого сечения), развиваемый в рамках статистической теории обучения [4-9]. Они наиболее глубоко отражают сущность сохранения и одновременно развития исследуемых объектов (субъектов). Будучи положены в основу рассмотрения они позволяют, с одной стороны, наиболее полно отразить реальный мир при существующем уровне человеческих знаний, представленных в виде обобщающих понятий. С другой стороны, в процессе появления новых знаний они требуют их учета при выполнении одного необходимого условия
Новые понятия должны составлять пары в соответствии с формулой принципа двойственности. Существенная особенность предлагаемого подхода состоит в управлении противоположностями в системе образования на основе тройственного описания.
Если есть две сущности в виде противоположностей (противоположных процессов), то существует и их взаимодействие между собой (третий процесс). Простейшим примером такого взаимодействия является стремление первых двух процессов к равновесию. Соответственно для каждой пары противоположностей получается триада: пара противоположностей (два противоположных процесса) и их взаимодейст-
вие (третий процесс). Взаимодействие указанных трех процессов порождает эволюцию.
Следует подчеркнуть, что уничтожение одной из противоположностей (одного из полюсов) не только невозможно, но и не нужно, ибо только наличие полярных противоположностей обеспечивает движение, развитие. В определении и реализации встречного движения и разумного сочетания («золотой пропорции») противоположностей (полярностей) видится один из основных источников развития образования.
1.1. Примеры парных противоположных понятий для отдельной личности и системы образования
А. Для отдельного обучаемого (студента)
А1) Обладание о Бытие, Иметь о Быть, эгоизм о альтруизм. Иметь означает обладать теми или иными количествами, а Быть означает обладать качеством. Ядром социокультурной системы должно быть Бытие, т.е. то, что не имеет количественного эквивалента.
А2) Образование о сила разума, разум о воля, воля о психическая сила.
А3) Поощрение о наказание. Постоянные поощрения развивают самолюбие, которое может перерасти в тщеславие. Постоянные наказания также не способствуют развитию личности. Наказание оправдано только в тех случаях, когда оно имеет целью исправление и развитие наказываемого.
А4) Организация о самоорганизация или внешнее о внутреннее управление (самоуправление) и контроль обучаемого (студента) или образовательного учреждения: в первом случае управление обучаемым осуществляет преподаватель, а управление образовательным учреждением - внешняя организация, а во втором случае - сам обучаемый или само образовательное учреждение (самоуправление). Искусство управления образованием состоит в разумном сочетании (ниже «золотой пропорции») процессов организации и самоорганизации.
А5) Универсальные дихотомии диффе-
ренциальной психологии [10]: подобие о различие, общее о единичное, интроверсия о экстраверсия, социализация (идентификация) о индивидуализация и др. Образование должно обеспечить разумное сочетание двух противоречивых процессов социализации и индивидуализации, которые отражают противоречие интересов человека и общества.
А6) Свобода о ответственность,
А7) Оценки «зачтено» о «не зачтено»,
А8) Правильные о неправильные ответы.
А9) Отсутствие требований и безотказное удовлетворение требований (потребностей) (полюс 0) о чрезмерные требования (полюс 1): в первом случае формируется ребенок, подросток, юноша с недоразвитием общественно-обязательных отношений, а во втором - возможно невротическое развитие.
А10) Вопросы, предполагающие однозначный (правильный) ответ, ^ вопросы, предполагающие разные способы действия или различные трактовки.
А11) Новые знания (способы решения задач) или новые понятия излагаются в готовом виде ^ они выявляются обучаемыми самостоятельно (с помощью учителя), напр., в форме дискуссии, и так, чтобы все существующие в группе точки зрения были представлены и рассмотрены как гипотезы до тех пор, пока не приводятся доказательства.
А12) Сознательный о бессознательный приемы умственного труда.
А13) Умственная о механическая работа.
А14) Мир внешний о мир внутренний. Внешний мир состоит из материальных предметов и физических событий, а внутренний мир - из чувств и мыслей.
А15) Кооперация и сотрудничество о индивидуализм, объединение о обособление, солидарность о антагонизм.
А16) Взаимная помощь о взаимная борьба. Для прогрессивного развития взаимная помощь несравнимо важнее взаимной борьбы (из лекции русского зоолога К.Ф. Кесслера перед естествоиспытателями в 1880 г.).
Б. Для системы образования
Б1) Общественное (коллективное) о индивидуальное обучение.
Б2) Массовое образование о элитарное образование.
Б3) Детерминизм (причинность) о
случайность (хаос) или предсказуемый порядок о непредсказуемый хаос.
Б4) Изменчивость о устойчивость. Характерная особенность настоящего и будущего - это все увеличивающаяся изменчивость и динамизм внешнего мира и соответственно все возрастающая неопределенность будущего. Отсюда одна из сложнейших проблем - проблема человека в быстро меняющемся мире.
Б5) Фундаментализация (универсализация) о специализация или фундаментальная теоретическая о практическая подготовка обучаемых. В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века «Образование - сокрытое сокровище» подчеркивается определяющая роль прочных базовых фундаментальных знаний в быстро изменяющемся мире. Соответственно в паре фундаментальное образование о прикладное (профессиональное) образование соотношение должно смещаться в сторону фундаментального образования, ибо в быстро изменяющемся мире реально защищенным может быть лишь широко образованный человек [11].
Б6) Половой диморфизм и фрактально связанный с ним функциональный диморфизм мозга: левое о правое полушарие головного мозга и соответственно лево- и пра-вополушарная деятельность обучаемого.
Б7) Виртуальность о реальность (например, виртуальные на основе ИК-технологий) и реальные, или, точнее, «живые» формы обучения и контроля.
Б8) Техническое и естественнонаучное образование о гуманитарное, социальное, художественное и религиозное образование или синтез знаний и нравственно-духовных ценностей веры [2], [12], [13].
Б9) Государство (общество), управляемость, плановость о рынок (стихийность), бюджетный о рыночный организационно-экономический механизмы финансирования системы высшего образования (государственное финансирование и полное самофинансирование высшей школы) [14] или ответственность за образованность личности: общество и государство о сама личность. Полюсам этих противоположностей соответствуют государственно-общественная и либеральная доктрины образования. Мировая практика последних нескольких десятилетий XX века свидетельствует о непрерывном усилении роли государства и крупного бизнеса в развитии образования [2].
Б10) Исследование о обучение.
Б11) Учитель-преподаватель о учитель-наблюдатель или преподавание о наблюдение. Это две различные роли. Умственная организация преподавателя отличается от умственной организации, необходимой наблюдателю.
Б12) Дистанцированный наблюдатель ^ вовлеченный наблюдатель. Поведение вовлеченного наблюдателя можно определить как активное участие, «сочувствие» проблемам индивида (обучаемого), «сочувствие», которое может и должно найти свое место в практической деятельности педагога. Однако системный подход учит нас тому, что хотя активное участие и сочувствие идут на пользу обучаемому, дистанцированное наблюдение и эмоциональная отстраненность педагога остаются востребованными ничуть не в меньшей степени, ибо только посредством дистанцированного наблюдения можно уяснить себе, каковы те внутренние индивидуальные и межличностные нагрузки обучаемого, те конфликты и/или затруднительные положения, в которых он находится.
Б13) Партнерская ^ авторитарная позиция педагога по отношению к обучаемому.
Б14) Активные опассивные формы обучения. В первом случае предполагаются активные действия со стороны обучаемого, во втором же случае он используется как приемник необходимых сведений.
Б15) Практический о литературный (словесный) типы. Примеры литературного (словесного) типа: адвокат, профессор, проповедник, актер. Примеры практического типа: врач, хирург, механик.
Б16) Фактологическое образование о развитие общих познавательных навыков или два противоположных направления ориентации содержания и целей современной высшей школы: 1) наделение молодого человека знаниями, умениями, навыками и способностями их воспроизводить и совершенствовать в соответствии с требованиями нового образа жизни и 2) формирование потребности в непрерывном и самостоятельном усвоении новых знаний, усвоение умений учиться и самостоятельно находить всюду необходимое знание [15]. В условиях постоянного и быстрого обновления знаний цели и приоритеты системы образования должны изменяться в сторону усиления второго направления для обеспечения непрерывного образования (life long learning).
Б17) Образование только по способностям о общее образование.
Б18) Инновации (современные тенденции) о традиции, изменение о сохранение, кардинальное реформирование о рациональный консерватизм в образовательном процессе (адаптация без отрицания собственных корней). Самыми эффективными являются инновации, наложенные на традиции, или, точнее, органически произрастающие из традиций, или, как говорил Конфуций: «Кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».
Б19) Интернациональное о национальное или международные контакты о замкнутость территории. В сфере образования решается вопрос о выживании человека как существа духовно-исторического, а это невозможно без сохранения и опоры на фундаментальные ценности национальных культур и традиций. На одном из Международных семинаров, организованном ЮНЕСКО и посвященном итогам экономического развития стран «третьего мира», отмечена одна из основных причин угасания творческого потенциала народа - это ослабление интеллектуальных и духовных традиций в результате разрушения национальной системы образования и подготовки специалистов, чуждых своему народу, его истории, культуре и традициям [16]. Следовательно, основная предпосылка активизации творческого потенциала и способностей нации - в развитии национально ориентированного образования или разумном сочетании указанных полюсов - национального и интернационального, часто называемом «блистательной изоляцией» или умеренным изоляционизмом. В качестве примера можно привести много народов и стран, которые многое дали остальному миру и много брали и берут у него, не теряя, однако, своего лица и оставаясь самим собой, зная предел во взаимном общении с другими. Знание предела позволяет избавиться от опасности: «Кто знает, где остановиться в знании, /Сможет избежать большой беды» [17, гл.32].
При определении разумного сочетания интернационального и национального для пути России заслуживают внимания глубокие идеи академика Никиты Моисеева [18].
Б20) Два противоположных (полярных) подхода к будущему человечества [14]: без насилия о с насилием или генерирование новых сверхсложных идей развития Разума при имеющейся численности населения
Земли, а, следовательно, и социальная справедливость [19] о либеральная демократия с ее естественным отбором. Первый гуманистический подход состоит в развитии идей В.И. Вернадского и др. и предполагает в качестве цели не материальное производство и потребление, а интеллектуально-духовные начала при удовлетворении разумных материальных потребностей всего населения земли.
Б21) Цель развития цивилизации: материальное производство и потребление о интеллектуально-духовные начала.
Б22) Результат образовательной системы: образовательная услуга о сам человек, уровень его профессиональности, нравственности, интеллекта, социальности и др.
Б23) Текущее о будущее. На рынке труда в этой паре приоритет отдается текущим узким специальным знаниям выпускников. Однако в образовании должно быть приоритетно будущее, закладываемое фундаментальными знаниями.
Б24) Единоначалие ^ коллегиальность в управлении образовательным учреждением. Синтез сильной единоличной власти, например ректора, и широчайшего самоуправления структурных подразделений: ректору силу власти, подразделениям вуза -силу мнения.
Б25) Дуализм науки: пример - Эрос ^ Танатос [20].
Б26) «Школа знаний» ^ «школа компетенций». Опыт мировой системы образования и ее влияния на состояние национальных экономик, социальных систем и научно-технологических достижений показывает, что страны для модернизации и ускорения развития в своем национальном образовании смещают акцент к «школе знаний». Страны же, ставшие уже лидерами развития, наоборот, смещают акцент к «школе компетенций». Следует подчеркнуть - в сочетании однако с элитным образованием типа «школы знаний» и «импортом мозгов».
Приведенные и другие возможные пары противоположностей (полярностей, полюсов - частей внутри целого) предполагают наличие меры, гармонизирующей их соотношение в системе образования. Рассматриваемый подход к научной концепции построения и гармоничного (устойчивого) развития системы образования соседствует с догадкой, без которой не возможны попытки сформулировать определенные обобщения. Эта догадка связана с определением «зоны
гармонии», опасных зон и зон риска в сочетании противоположностей пар на основе принципа Золотого сечения.
1.2. Золотая пропорция. Принцип Золотого сечения. Связь пяти мировых констант.
Считается, что уже в Древней Греции зародилось представление о том, что основа прекрасного - в гармонии, причем гармония интерпретировалась пифагорейцами как единство противоположностей. Они же стремились численно представить гармоничное соотношение частей в целом. Что может быть общего между красотой ряда от храма, картины, симфонии, поэмы, скульптуры, цветка ромашки до красоты человеческого тела? Среди бесконечного числа пропорций выделяется одна. Она получается при таком делении целого (отрезка) на две неравные части, при котором отношение всего отрезка к большей части равно отношению большей части к меньшей (Пифагор). Она называется Золотой, Божественной (книга «О божественной пропорции» Луки Пачоли, 1509 г.), Золотым сечением (Sectio autea, Леонардо да Винчи), Золотым числом. Именно эта пропорция соответствует гармоничному соединению двух частей с третьей и «скреплению» их в единое целое. С этой «константой гармоничности» или «формулой гармонии» связана, возможно, одна из фундаментальных тайн природы.
Исследованию особенностей проявления Золотой пропорции от объектов живой и неживой природы, строения тел высших животных, включая человека (строение лица и пальцев, деление тела линией талии на две неравные части, кровяное давление,...), произведений искусства до расположения планет Солнечной системы и законов эволюции Вселенной посвящены прекрасные работы Астафьева Б. А. [21], Васютинского Н А. [22], Шевелева И.Ш. [23].
Связь пяти мировых констант
Пять фундаментальных мировых констант
- постоянная Планка h или h
h 27
=-=1,0545887(57)*10 [Эрг*сек] [24]
2п
или
— = P *10-27, 2п 9
где Pq=1,0545887. константа,
- Планка-квантовая
- числа е и п,
- Золотая пропорция Р=1,6180339... или CF = Р=0,618123.) (буква Б в честь греческого скульптора Фидии, который использовал Золотую пропорцию при создании своих скульптурных произведений) и
- константа (код, шифр) эволюции Вселенной Ce
связаны между собой. Приведем эти связи. Константа эволюции Вселенной введена Астафьевым Б.А. [21]
Ce = Pq :(п-CF) = 0,4179155...
или
Pq = C e (п-CF ).
Эти формулы объединяют константы: эволюционную (Се), скачкообразного развития или квантовой эволюции (Pq), пространственно-сферической (п) и строгой гармоничной структурно-функциональной организации жизни по правилу Золотого сечения (CF).
Леонард Эйлер предложил формулу
б 2п = 1,
которая связывает две мировые константы е и п. Если в ней заменить п его выражением
п = (Pq : Се) + Ср),
то формула Эйлера приобретает таинственный вид [21]:
2i(Pq :Се )+Ср = 1
Заслуживающую внимания расшифровку этой формулы предложил Астафьев Б.А.:
- ее правая часть указывает на сохранение материи-энергии Вселенной в неизменном количестве, что может быть понято как существование единой и неделимой Вселенной;
- левая часть отражает многообразие биполярной жизни / Вселенной, но при условии постоянного развития, строго подчиняющегося закону периодизации эволюции в соответствии с константами Се и Рч при
обязательном условии структурного и функционального соответствия живых систем любого уровня правилу Золотого сечения, т.е. при безусловном выполнении требования гармоничности (критерия красоты) жизни, о чем свидетельствует константа Ср (Лейбниц: «Миром правит Предустановленная гармония»).
2. Определение оптимальной облас-
ти, опасных областей и зон риска между двумя полюсами противоположностей по принципу Золотого сечения. Примеры
2.1. Простейшая математическая модель принципа двойственности
Простейшую математическую модель принципа двойственности и системы Ян-Инь можно представить в виде единичного отрезка с двумя предельными состояниями 0 (Ян) и 1 (Инь) на концах (рис. 1). В произвольной точке х этой системы присутствуют две противоположные тенденции, изображенные стрелками в направлениях 0 (Ян) или 1 (Инь). При преобладании одной из этих тенденций точка х перемещается в направлении соответствующего предельного состояния. Соотношение предельных состояний 0 (Ян) и 1 (Инь) в произвольной точке х единичного отрезка [0;1] определяется «расстояниями» [0,х) и [х;1] до предельных состояний. Согласно классической концепции Ян-Инь точка х никогда не может достигнуть предельного состояния Ян или Инь (идея «Великого предела») или, по мысли Великого В. А. Моцарта, «качели радости и печали не должны взлетать слишком высоко, а радость рано или поздно обязана возобладать, хотя бы намеком, как надежда»
[25].
В силу наличия у системы, характеризующейся точкой х, двух противоположных тенденций, причем одна из них возрастает, а другая соответственно убывает, в центральной части единичного отрезка существует область оптимальных состояний системы. Для определения этой области целесообразно применить принцип «Золотого Сечения», известный из глубокой древности и используемый в различных областях живой и неживой природы в качестве критерия гармоничности.
Ян
Инь
Рис. 1. Простейшая математическая модель принципа двойственности
2.2. «Зона гармонии», опасные области и области риска
Две точки х1=0,382 и х2=0,618 Золотого сечения (CF= F-1 =0,6180330189 - постоянная Золотого сечения, golden section constant) делят единичный интервал на два неравных участка в соотношении 0,382/0,618=0,618 или 0,618/0,382=1,618 (рис. 2).
Оптимальные состояния системы Ян-Инь, зона гармонии или «золотого сечения» расположены между двумя точками Золотого сечения х;=0,382 и х2=0,618, ширина этого подинтервала составляет 0,236. В середине единичного интервала противоположные тенденции уравновешиваются. Точка х=0,5 -точка неустойчивости, ибо две равные части не образуют единого целого. Соответственно эта точка должна быть исключена из «зоны гармонии». Следовательно, «зона гармонии» получается в виде двух интервалов: [0,382;0,5) и (0,5;0,618).
Допустимое предельное приближение точки х к предельным состояниям 0 (Ян) и 1 (Инь) можно определить относительно середины единичного интервала: (0,5-0,382):2=0,059. Это значение 0,059 устанавливает максимальное приближение исследуемой системы или явления к предельным состояниям 0 (Ян) и 1 (Инь). На основе точек Золотого сечения и величины 0,059 можно определить опасные области и области риска для состояний исследуемой системы или явления: (см. рис. 2)
Введем определение гармоничной системы образования:
Определение 1. Гармоничной системой образования относительно некоторой совокупности пар противоположностей назовем такую систему, в которой соотношения противоположностей этих пар принадлежат зоне гармонии [0,382;0,5) и (0,5;0,618).
2.3. Примеры возможного применения принципа двойственности, модели Ян-Инь и Золотого сечения в сфере образования
Сочетание внешнего и внутреннего управления или контроля обучаемым (например, на основе компьютерного учебного курса) или образовательным учреждением
В соответствии с принципом двойственности, моделью Ян-Инь и принципом Золотого сечения можно определить оптимальную область, опасные области и зоны риска. Опасные области - это области, когда внешние и внутренние управления или контроль (управление - самоуправление) находятся в соотношениях: от 0 до 0,059 - внешние управления (со стороны преподавателя или компьютерной системы) и от 0,941 до 1,0 - внутренние управления (управления обучаемым самим собой или самоуправления), от 0,941 до 1,0 - внешние управления и от 0 до 0,059 - внутренние управления.
В первом случае обучаемый не сможет научиться поведению во внешней среде. Во втором же случае, когда преобладает лишь внешнее управление, обучаемый не сможет научиться самостоятельному принятию решений (будет всегда ждать соответствующего указания). Оптимальное соотношение внешних и внутренних управлений может составлять примерно 1:2 или 2:1, т.е. на одно внешнее управление следуют два внутренних управления или наоборот за двумя внешними управлениями следует одно внутреннее управление.
Сказанное в полной мере применимо и для определения оптимального сочетания форм внутреннего и внешнего контроля образовательных учреждений.
05л астн риска
Рис. 2. Зоны изменчивости систем и процессов: оптимальная область, опасные области и зоны
риска системы
[0;0,059) и [0,941;1,0] - опасные области; [0,059;0,382) и [0,618;0,941) - области риска.
Соотношение поощрений и порицаний как двух противоположностей
В этом случае также можно определить оптимальную зону, а также опасные зоны и зоны риска в тех же интервалах.
Опасные зоны: 1) от 0 до 0,059 - доля поощрений и от 0,941 до 1,0 - доля наказаний и 2) от 0 до 0,059 - доля наказаний и от 0,941 до 1,0 - доля поощрений.
Зоны риска: 1) от 0,059 до 0,382 - доля
поощрений и от 0,б 18 до 0,941 - доля наказаний и 2) от 0,059 до 0,382 - доля наказаний и 0,б18 до 0,941 - доля поощрений.
Сочетание виртуальных (на основе ИК-технологий) и традиционных («живых») форм обучения, контроля и сертификации качества подготовки
Рассмотрим эту пару противоположностей виртуальное-реальное на примере контроля знаний: реальное - это контроль знаний преподавателем по письменным или устным ответам, а виртуальное - это компьютерный контроль знаний (ККЗ), например, с использованием выборочного способа ввода и анализа ответов. Преподавательский контроль и ККЗ - это два противоположных полюса 0 (Ян) и 1 (Инь), каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. На основе принципа двойственности, модели Ян-Инь и Золотого сечения оптимальное сочетание или зона «Золотого сечения» - это интервал от 0,382 до 0,б 18 за исключением точки х=0,5, когда доля применений ККЗ составляет от 0,382 до 0,б18. Соответственно доля применений преподавательского (письменного или устного) контроля составляет от 0,б18 до 0,382.
Предлагаемый оптимальный интервал справедлив и в целом для сочетания обычного присутственного и электронного (дистанционного) обучения (Präsenz- und onlineLehre und -Lernen). Величайшее достижение человечества - планетарное электронное общение (обучение) не может полноценно заменить обычное живое человеческое общение (обучение). Электронные средства и ИК-технологии создают опасную иллюзию общения.
Пример. Стратегиями развития 8 ведущих университетов Германии (Свободный университет Берлина, ТУ Дрездена и Дарм-штадта, университеты Бремена, Фрайберга, Гамбурга, Оснабрюка и Штуттгарта) предусматривается разработка гибридных сценариев обучения с проведением до 1/3 всех занятий на основе электронного (дистанционного) обучения под управлением центральной системы (das zentrale Learning Management System) [2б].
Соотношение между детерминизмом и случайностью (хаосом) или предсказуемым порядком и непредсказуемым хаосом
Гармонии какой-либо системы соответствует не наивысшая степень порядка, а некоторое трудно уловимое сочетание порядка и хаоса, стабильности (устойчивости) и под-
вижности, рациональности и иррациональности. Именно это сочетание и обеспечивает, однако, функционирование и развитие системы.
В синергетике (нелинейной динамике) периодическое погружение в хаос часто рассматривается как способ сохранения здоровья и постоянного обновления личности. Преодоление хаотических элементов часто является признаком здоровья человека, признаком устойчивости структуры его личности [27]. Хаос делает наши органы адаптивными к изменениям окружающей среды. При периодическом погружении в хаос личность постоянно самообновляется.
Для того чтобы быть продуктивным, процесс обучения или познания должен иметь периоды погружения в хаос. Хаотические движения познающего ума, «блуждания по полю возможных путей развития» приводят время от времени к прорыву к новому и кристаллизации нового знания. Соответствующие методики разрабатываются в настоящее время в теории хаотического познания [28], [29], [30] и в парадигме гармонии хаоса и порядка в круговороте энергии [31]. Проблема обучения состоит не только в его организации, но и хаотизации для того, чтобы научить человека жить в динамическом хаосе на основе усвоения его законов и использования способов самоорганизации. Или иначе: проблема в том, как сделать хаос творческим, превратив его в поле, рождающее искры инноваций. Этот подход практически не используется в настоящее время. Однако система образования развивается столь быстро, и можно ожидать, что в ближайшее время он станет одним из основных в деятельности педагога. Отметим однако опасность выбора сочетания полюсов предсказуемый порядок ^ непредсказуемый хаос вблизи полюса хаоса. Нагнетание хаоса и страха, в первую очередь, в умах людей, принуждение людей пройти через хаос, привитие «вируса хронической апатии и усталости», непрерывные разочарования, смятения, ложь «успокаивают» и самых активных людей. А люди, охваченные усталостью, апатией и страхом, удобны для управления в целях установления новых правил игры и нового порядка.
Оптимальная область между предсказуемым порядком (полюс 0) и непредсказуемым хаосом (полюс 1) может быть определена по рис. 2.
Половой диморфизм и биполушарная структура головного мозга человека и
ноосферы Земли
Половой диморфизм [32] называется и пост-футуристическим диморфизмом. Различают контектно-зависимые и контекстно-независимые стратегии. Если выбор осуществляется согласно цели и при изменении цели он изменяется, то это - контекстно-зависимая стратегия. Если же индивид формирует выбор на основе своих устойчивых предпочтений независимо от цели, то это -контекстно-независимая стратегия. Женщины имеют предпочтение к контекстно-независимым стратегиям. Женская особь -это «пост-система», которая отвечает за прошлое и управление «от прошлого» и обеспечивает устойчивость, стереотипность в развитии.
Мужчины тяготеют в основном к контекстно-зависимым стратегиям, соответственно мужская особь - это «футур-система», отвечающая «за будущее» и управление «от будущего» и обеспечивающая нарушение устойчивости, изменчивость и пластичность в развитии.
В широком смысле слова контекстно-независимая стратегия - это заранее предопределенная стратегия, усредненная по всем возможным жизненным ситуациям. Такая универсальная стратегия естественно модифицируется новыми ситуациями, но очень медленно и постепенно.
В относительно стабильной среде лучше контекстно-независимая стратегия, а в нестабильной - наоборот, контекстно-зависимая стратегия.
Указанные половые (гендерные) различия одновременно и значительны, и устойчивы [33]. Оптимальная стратегия принятия решений, очевидно, достижима при разумном (гармоничном) сочетании указанных стратегий как двух полюсов.
Учет указанного функционального диморфизма на уровне интеллекта мужчин и женщин может быть полезен при осмыслении проблемы повышения креативности управления. Его использование требует в системах управления до 40% женщин. В этой связи заслуживает внимания вывод научной общественности Норвегии: «Для того, чтобы общество функционировало нормально, на всех уровнях управления им, включая, политические, должно находиться не менее сорока процентов женщин. Ведь женщина по самой своей природе является потенциальным носителем гражданского мира и согласия» [34, с. 38].
Внутри коллектива функциональный
диморфизм на уровне интеллекта мужчин и женщин служит для гармонизации соотношений противоположностей пары устойчивость, стереотипность - изменчивость творчества в психологической атмосфере коллектива. Женская энергия Инь призвана смягчить активность, агрессивность и жесткость мужского начала Ян более мягкой, пассивной и податливой сущностью.
Подчеркнем, что минимальная квота 40% принадлежит оптимальному интервалу сочетания противоположностей различных пар - между двумя точками Золотого сечения.
Левое и правое полушария головного мозга могут быть интерпретированы как два противоположных полюса 0 (Ян) и 1 (Инь). Правое полушарие ответственно за интуицию, озарение (инсайт), восприятие много -образия и соответственно оснащено в основном для того, чтобы иметь дело с новыми ситуациями и решениями.
Левое полушарие ответственно за формально логическую обработку многообразия, формирование доказательств, раскрытие смысла открытий, сформированных в процессе правополушарного мышления. Соответственно оно оснащено в основном для обработки рутинных процессов. Ассоциация правого полушария с новизной, а левого полушария - с рутиной не зависит от природы информации, а является универсальной [33].
Во всех когнитивных процессах участвуют оба полушария, и между ними осуществляется непрерывный обмен информации, однако степень вовлечения их изменяется согласно принципу новизны-рутины. Новизна и рутина относительны. То, что ново для меня сегодня, становится рутиной завтра. В силу этого отношения между полушариями должны быть динамичными и отличаться сдвигом центра когнитивного контроля от правого полушария к левому, т. е. полушар-ный контроль смещается справа налево. Сдвиг полушарного контроля справа налево - универсальный феномен, установленный на большом числе обучающих задач [33].
Накопление готовых к применению различных «шаблонов» позволяет предположить, что вся история человеческой цивилизации характеризуется относительным сдвигом когнитивного акцента с правого полушария к левому.
Эмоциональные фазы деятельности тренируют правое полушарие (подсознание, интуицию, раскрытие новых каналов твор-
чества). Рациональные фазы деятельности тренируют, наоборот, левое полушарие и подготавливают творческую личность к обобщениям и абстракциям [35], [36].
Смысл волнообразного движения состоит в тренировке обоих полушарий мозга путем разумного переключения полюсов - левого и правого полушария головного мозга и соответственно формально логической левополушарной и эмоционально-иррациональной правополушарной деятельности (закона лево-правопо-лушарной волны).
При нарушении этого закона лево-правополушарной волны в результате ошибочно спроектированной деятельности или же игнорировании его требования возможны затруднения в творчестве и даже развитие патологий (например, «компьютерных болезней») [34]. Это особенно актуально при компьютеризации учебного процесса и других видов человеческой деятельности. Компьютеризация может приводить к существенной перегрузке левого полушария, торможению деятельности правого полушария и как следствие потере способности к интуиции, к изоретению нового, а следовательно, и способности творить.
В связи с этим необходимой становится профилактика, состоящая в циклическом переключении и гармонизации деятельности левого и правого полушария головного мозга. Салоны по искусству, музыке, играм, физическая культура и т.п. обеспечивают чередование рациональной и эмоциональной деятельности.
Искусство, музыка, хоровое пение, физическая культура в виде циклической технологии должны проходить через весь учебный процесс. Принцип двойственности и золотое сечение позволяют определить оптимальное сочетание лево-правополушарной деятельности (зона «Золотого сечения») -это интервал от 0,382 до 0,618 за исключением точки х=0,5, когда левополушарная деятельность занимает долю времени от 0,382 до 0,618, а правополушарная деятельность соответственно от 0,618 до 0,382.
На основе закона подобия можно выдвинуть гипотезу о биполярной структуре ноосферы Земли подобно биполярной структуре человеческого мозга [37] и соответственно о модели двухполюсного мира на противоположных полюсах земного шара. Ноосфера - это земная оболочка сложной структуры, регулируемая разумом и взаимодействующая как с мозгом отдельных лю-
дей, так и всем человечеством [38], [39]. При этом процессы, происходящие в левом и правом полушариях ноосферы, подобны соответствующим процессам левого и правого полушария головного мозга человека. В силу этого они оказывают влияние на культуру, характер менталитета и национальные особенности народов в соответствии с тем, с каким полушарием ноосферы они более тесно связаны.
Такие свойства, как прагматизм, стремление к измерению различных жизненных ценностей, высокая организованность общества, умение реализовывать новые идеи, по-видимому, можно считать реализацией процессов, контролируемых левым полушарием ноосферы. С другой стороны высокая духовность, нравственность, совестливость, высокие достижения в культуре, генерация новых идей контролируются, по-видимому, правым полушарием ноосферы подобно правому полушарию головного мозга.
«Восток и Запад. Восточный и Западный мир.» Эту противоположность, - указывал Карл Ясперс, - можно воспринять как одну из форм расщепления духовного мира вообще. Дух живет, начинает двигаться, становится плодотворным и достигает расцвета только тогда, когда он осознает себя в противоречиях, находит себя в борьбе. Однако имеющаяся здесь противоположность носит исторический характер, ее содержание нельзя свести к общей форме, исчерпать конечными определениями. Она подобна глубокой исторической тайне, проходящей через века.
Греки и персы, западное и восточное христианство, западный мир и ислам, Европа и Азия. - таковы последовательно сменяющие друг друга образы этого противоречия, в рамках которого культуры и народы сближаются друг с другом и отталкиваются друг от друга. Безусловная уверенность в том, что мировая история ограничена замкнутой сферой западно-европейской культуры сломлена. Мы уже не можем игнорировать огромный мир Азии как область неисторических народов и вечного бездействия. Мировая история универсальна [40, с. 8991].
В силу этого как перед Западом, так и перед Востоком стоит сложная проблема синтеза на основе взаимопроникновения двух основных мировых культур - Запада и Востока - как двух полюсов на основе «золотой пропорции» противоположностей.
Читатель сам может оценить степень
влияния различных полушарий ноосферы на различные страны и в первую очередь Россию и США. Россия находится между нехристианским Востоком и Западной формой христианства [41]. В ней здравствуют все мировые религии, в силу чего она может и должна «нравственно послужить и Западу, и Востоку, примиряя в себе обоих» (Достоевский Ф.М. (цитируется по [42, с. 332-335]).
Если гипотеза о биполярной структуре ноосферы подобно мозгу человека верна, то известная идея однополюсного мира равносильна устранению правой половины ноосферы со всеми вытекающими последствиями.
Соотношение бюджетного и рыночного организационно-экономических механизмов финансирования высшей школы
Бюджетный и рыночный механизмы финансирования или бюджетное финансирование и самофинансирование - это два полюса 0 (Ян) и 1 (Инь). На основе принципа двойственности, модели Ян-Инь и Золотого сечения можно определить оптимальную зону, зону риска и опасные зоны для синтеза бюджетного и рыночного механизмов финансирования.
Оптимальная область: доля бюджетного финансирования от 0,382 до 0,618, доля самофинансирования от 0,618 до 0,382 за исключением точки х=0,5. С учетом же фактора уместности- неуместности оптимальное значение доли бюджетного финансирования ближе к 0,618, а оптимальное значение доли самофинансирования ближе к 0,382. То есть основным должно быть бюджетное финансирование для обеспечения доступности бесплатного образования для всех слоев населения и сохранения реально существующих социальных гарантий для студентов и работников системы образования.
Соотношение времени на обучение и проведение научных исследований
Образование должно быть встроено непосредственно в научные исследования для обеспечения фундаментализации образования, ибо основу такого образования составляют фундаментальные законы развития природы, общества и человека, которые именно сегодня открыты фундаментальной наукой (концепция фундаментализации образования В. Гумбольдта).
Научное исследование и обучение могут быть интерпретированы как два полюса 0 (Ян) и 1 (Инь). Принцип двойственности, модель Ян-Инь и Золотое сечение позволя-
ют определить оптимальную зону, зону риска и опасные зоны для распределения времени на научные исследования и обучение.
Дуализм науки: Эрос-Танатос
Период триумфа классической науки с 60-х годов XIX века по 30-е годы XX века связан с именами многих гениев. Основа их творчества - поиск одного Принципа (одного полюса), из которого выводимо Все («научный монизм»). В частности, у Фрейда таким Принципом являлся «Эрос» (Lebenstrieb, влечение к Жизни, внутрисистемный потенциал Жизни) [43].
Проф. Мирошниковым М.Р. при разработке Универсального закона сохранения и развития природы показано, что большинство основополагающих важнейших понятий природоведения (симметрия, информация, энтропия,...) рассматриваются как понятия-одиночки (один полюс). Они не сопрягаются и не рассматриваются в единстве с тождественными и вместе с тем противоположными понятиями (второй полюс). В силу этого многие ученые столкнулись с какими-то элементами Реальности, которые отрицали возможность выведения Всего из одного Принципа.
Весьма знаменателен этот процесс у Фрейда. Его прежняя концепция выведения всего из одного принципа «Эроса» оказалась непригодной для понимания психических травм, которые возникли в боевых условиях первой мировой войны у солдат и офицеров. Это побудило его выдвинуть положение об особом влечении, столь же важном, что и сексуальное влечение. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (Jenseits des Lustprinzips) он обозначил этот особый тип влечения древнегреческим термином Тана-тос (Todestrieb, влечение к Смерти, внутрисистемный потенциал Смерти, второй полюс) - это Нечто, абсолютно отдельное и не выводимое из Эроса. Задача этого влечения - «возвращение всех живых организмов в обезжизненное состояние, нарушенное возникновением Жизни, вернуть Жизнь» к неорганическому существованию материи. При этом Жизнь рассматривается как непрестанная борьба и компромисс двух непримиримых и противоположных влечений [20].
Понятия «Эрос» и «Танатос» обозначают, таким образом, два вида влечений, два полюса или две движущие силы природы, которые стремятся объединить живое вещество во все большие единицы и постоянно стремящиеся к обновлению Жизни
или, наоборот, свернуть живую материю в неограническое состояние (научный дуализм).
Заключение
В статье предложен подход к концепции построения и гармоничного (устойчивого) развития системы образования на основе принципов двойственности и Золотого сечения. Выделен ряд полярностей (пар про-
тивоположностей). Их оптимальное сочетание - «зона гармонии» - между двумя точками Золотого сечения.
В условиях глобализации расширение и постоянное обновление системы образования - это неизбежный и неудержимый процесс. Если возникает что-то новое, то в форме противоположностей оно должно быть опознано, понято и встроено в университет.
Литература
1. Концепция модернизации российского общества до 2010 года // Вестник образования. - 2002. -
№ 6.
2. Образование для устойчивого развития: путь к обществу знаний: Матер. Междунар. фор. Минск, Республика Беларусь, 5-6 апреля, Изд. дом БГУ, 2005. - 735 с.
3. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». - М.: Изд-во «Восточная литература», 1993.-605 с.
4. Свиридов А.П. Ведение в статистическую теорию обучения и контроля знаний. - Ч.1. Стандартизированные методы контроля знаний. - М.:Моск. энерг. инст., 1974. - 134 с.
5. Свиридов А.П. Обучение и самообучение обучающих и контролирующих машин. - М.: Моск. энерг. инст., 1976. - 182 с.
6. Свиридов А.П. Основы статистической теории обучения и контроля знаний. - M.: Высшая школа, 1981. - 262 с.
7. Süsse R., Svirido, A.P. Statistische Kenntnis-Dynamik.- Ilmenau: Wissenschaftsverlag, 1998. - 256 S.
8. Sviridov A.P. Rechnergestützte Kenntnis-Prüfung.- Düsseldorf: Superbrain-Verlag, 2006. - 434 S.
9. Либин А.В. Дифференциальная психология: на перекрестке европейских, русских и американских традиций. - M.: Изд-во «Смысл»,1999. - 532 с.
10. Кинелев В.Г. Образование, человек, общество, государство// Всерос. научн.-метод. . «Государственно-общественные объединения в системе профессионального образования». - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. - С.54-74.
11.Алпеева Т.М. Гуманистическая ориентация знания - путь к устойчивому развитию//Образование для устойчивого развития: путь к обществу знаний: Матер. Междунар. фор. Минск, Республика Беларусь, 5-6 апреля 2005. - С.483-485
12. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры// Педагоги-ка,1998, N 2
13. Жуков В.И. Высшая школа России: исторические и современные этюды. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. - 625 с.
14. Jaspers K. Die Idee der Universität-Berlin, Heidelberg, New York: Springer-Verlag, 1980. - 132 S.
15. Запесоцкий А.С. Образование, философия, культура, политика. - М.: Наука, 2002. - 456 С.
16. Дао-Дэ-цзин (пер., вст. ст., комментарии В.В. Малявина). - М.: Астрель: АСТ, 2005. - 559 с.
17. Моисеев Н.Н. Русский вопрос. В: Философско- публицистический сборник «Русская цивилизация», март 2001.
18. Rawls J. Eine Theorie der Gerechtigkeit (Übers. мon H. Vetter).-Frankfurt/Main: Suhrkamp-Verlag, 1975. - 673 S.
19. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989.-448 с.
20. Астафьев Б. А. Теория Единой Живой Вселенной (законы, гипотезы).-М.: Международная академия информатизации, изд-во «Информациология», 1997. - 147 с.
21. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. - М., С.Пб: «Диля», 2006. - 367 с.
22. Шевелев И.Ш. Метаязык живой природы. - М.: Воскресенье, 2000. - 352 с.
23. Физический энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: «Сов. энциклопедия», 1983. - 928 с.
24. Антонова Е. Вечный гений. 2006 год был назван ЮНЕСКО годом Моцарта // Завтра. - 2007. -№ 1 (685).
25. E-Learning deutscher Universitäten. Fallbeispiele aus der Hochschulpraxis//Kurzinformation Bau und Technik, HIS Hochschulinformationssystem, B 4/2005. - 97 S.
26. Князева Е.М. Методы нелинейной динамики в когнитивной среде. - В: Синенергетика. - Т. 4.-M.: Изд-во МГУ, 2001. - С.174-187.
27. Chaitic Cognition. Principles and Applications/Ed.by R. Finke and J. Bettle. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1996.
28. Кузнецов С. Обучение хаосу //Иностранная литература. - 1996. - № 3.
29. Цивинский В.А. Формирование творческих способностей. Синенергетический подход// Социология образования. - 2007. - № 6. - С. 12-14.
30. Харитонов А.С. Гармония хаоса и порядка в круговороте энергии. Холистическая парадигма триединства природы, человека и общества. - М.: РФО РАН, 2004. - 147 с.
31. Геодакян В.А. Половой диморфизм и «отцовский эффект» //Журн. Общей биологии. - 1981. Т. 42. - № 5.
32. Голдберг Э. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилизация. - М.: Смысл, 2003. -334 с.
33. Субетто А.И. Образование как форма бытия ноосферного общества и реализации стратегии развития образования в России в XXI веке (развитие теоретической системы Ноосферизма). - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. - 198 с.
34. Адамар Ж.: Исследование психологии творчества. - М.: Сов. радио, 1977.
35. Бинэ А. Измерение умственных способностей. - СПб: Союз, 1998. - 432с.
36. Холкин И.И. Биполярная структура ноосферы //В: Сб. тр. ХУШ научн.-техн. конф. - Ч. 1. Гуманитарные науки. Учебно-методические проблемы. - М.: МИРЭА, 1999. - С. 37-42.
37.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера /Под ред. Соколова Б.С. - М.: «Наука», 1978. - 246 с.
38. Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М.: Наука, 1987.
39. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: «Республика», 1994. - 528 с.
40. Перевезерзев С. Россия. Великая судьба. - М.:Белый город, 2003. - 704 с.
41. Михайлов В.А. Этноконфессиональный ресурс укрепления российской государственности// Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: Матер. Междунар. конф., Москва, РАГС при Президенте, 13-16.09.2007 (ред. Егоров В.К.). - М.: Изд-во РАГС, 2008. - С. 332-335.
42. Мирошников М.Р. Его Величество Универсальный закон сохранения и развития природы. - М.: Изд-во СИР-РИА, 1999. - 364 с.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
Г.А. Лисьев, к.п.н., доц., проф. каф. Информатики Тел.:(3519) 230-918; E-mail: a_sys@mail.ru Магнитогорский государственный университет (МаГУ) http://www.masu-inform.ru, www.masu.ru
In work necessity of creation of the specialized automated system is proved. The basic aim is support of scientific researches in the field of economy. Article contains the description offunctions and system modules.
Введение
Принятие решений в области образования, обусловленное текущей экономико-социальной ситуацией и стратегией развития страны, предполагает наличие адекватных инструментов. На современном этапе развития информационных технологий может сложиться впечатление, что проблем для принятия достаточно оптимального решения не существует. Имеются базы статистических данных (сайты статистических служб раз-
личных государств и межправительственных организаций). Предлагаются комплексные (системные) решения повышения эффективности научных исследований на основе современных и перспективных технологий (например [1]). Можно воспользоваться одним из программных пакетов моделирования и проиграть возможные сценарии. Однако при всем разнообразии технологических средств остается ряд проблем, имеющих принципиальный характер.
Проблемы, связанные с процедурами сбора необходимой статистической информации. Формулировка этого типа проблем: как обеспечить объективность и достоверность статистической информации? В условиях, когда планирование (распределение, обеспечение) зависит не от фактического положения, а от «личных» качеств