Научная статья на тему 'Концепция построения эффективных информационных порталов'

Концепция построения эффективных информационных порталов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
460
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОРТАЛЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / NEOINDUSTRIALIZATION / ELECTRONIC GOVERNMENT / INFORMATION PORTALS / INFORMATIZATION / KNOWLEDGE ECONOMY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Величанский В.А.

Обоснована необходимость осуществления информатизации органов государственной власти. Установлены требования к информационным порталам, а также проведен анализ существующих методов их создания. Сформулирована концепция разработки государственных информационных порталов, предложено обоснование составляющих элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Величанский В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article justifies the necessity of public authorities informatization. The requirements for information portals have been specified, and the existing methods of creating them have been analyzed. The concept of developing the state information portals has been formulated and the substantiation of constituent elements is offered.

Текст научной работы на тему «Концепция построения эффективных информационных порталов»

УДК 004.9

В.А. ВЕЛИЧАНСКИЙ, аспирант, e-mail: velichanskiy.v@yandex.ru

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОРТАЛОВ

Обоснована необходимость осуществления информатизации органов государственной власти. Установлены требования к информационным порталам, а также проведен анализ существующих методов их создания. Сформулирована концепция разработки государственных информационных порталов, предложено обоснование составляющих элементов.

Ключевые слова: неоиндустриализация, электронное правительство, информационные порталы, информатизация, экономика знаний.

Velichanskiy.V.A. The concept of building effective information portals.

The article justifies the necessity of public authorities informatization. The requirements for information portals have been specified, and the existing methods of creating them have been analyzed. The concept of developing the state information portals has been formulated and the substantiation of constituent elements is offered.

Keywords: neoindustrialization, electronic government, information portals, informatization, knowledge economy.

Информация - важнейший ресурс, обеспечивающий формирование, функционирование и развитие основных сфер общественной жизни. Ключевой задачей демократического государства является разработка условий жизни общества, в которых каждый гражданин сможет

иметь свободный доступ к достоверной информации, возникающей в процессе деятельности органов государственной власти и других общественных организаций. В результате процесса социальной, политической и экономической перестройки Донецкой Народной Республики (ДНР) информационное обеспечение населения, а также субъектов хозяйствования претерпело ряд изменений и нуждается в комплексном и оперативном восстановлении или усовершенствовании. Решением этих проблем является разработка информационных порталов, являющихся составной частью информатизации ДНР.

Информатизация и использование электронного правительства, в частности, способны вывести на новый уровень экономическое развитие страны посредством совершенствования и оперативности представления экономических знаний в условиях неоиндустриализации. Безусловная эффективность такой формы взаимодействия управляющих и управляемых органов определяет актуальность исследования, обоснования и разработки информационных порталов предприятий, организаций и учреждений, не требующих значительных финансовых и трудовых затрат.

Целью работы является разработка концепции построения информационных порталов для органов законодательной и исполнительной власти, которые

© В.А. Величанский, 2017

могут быть применимы в построении электронного правительства Донецкой Народной Республики.

Теоретическую основу исследования составили труды авторов:

A.С. Борисова [1], Н.Ф. Васильевой [2],

B.Н. Андриенко [3], Р.Ф. Кузьменко [4],

C.Ю. Виткина [5], М.В. Захаровой [5], С.А. Филиппова [6], Е.Г. Дьяковой [7].

Во многих странах мира в настоящее время идет процесс перехода к новой социально-экономической формации, глобальному информационному обществу, одним из элементов которого является использование информационных технологий в государственном управлении («электронное правительство», «е-ОоуегпшепЪ») [1].

В общем неоиндустриализация означает экономику, основанную на знаниях, человеческих ресурсах и предполагает широкое использование цифровых технологий, электронных информационных ресурсов, что означает появление новых средств производства, достижение нового уровня благосостояния и социального развития. В отличие от традиционной схемы, в новой экономике преобладают компьютерные, коммуникационные и сетевые технологии, а управление компаниями и производством продукции зависит от информации, получаемой благодаря информатизации управления и производства [2].

Важнейшей частью реализации концепции электронного правительства является переход органов законодательной и исполнительной власти (ОЗИВ) на предоставление государственных услуг в электронном виде. Для граждан это возможность получения достоверной информации, подачи налоговых деклараций, голосование, получение копий разнообразных свидетельств, оплата коммунальных услуг, возобновление регистрации транспортных средств и водительских прав, поиск работы и т.п. Для биз-

неса - регистрация новых компаний, обновление лицензий, уплата корпоративных налогов, отправка сведений в статистические органы, подача таможенных деклараций, проведение выплат в фонды социального страхования, осуществление государственных закупок и т.д. Реализация этого процесса должна осуществляться с помощью информационного портала [2].

Информационные порталы выполняют функцию единого центра информационного обеспечения гражданина по вопросам его взаимодействия с органами власти. Оказание любых услуг концентрируется в одном месте, начиная от подачи заявления, до выдачи результатов решения исполнительного или иного органа. Это реализуется при использовании технологии «одно окно». При этом от заявителя скрывается процесс межведомственного информационного обмена, заявитель перестаёт быть курьером для доставки информации о себе из одного ведомства в другое. Заявитель предоставляет необходимый набор документов по установленной структуре и формату ответственному специалисту, и в дальнейшем служба ОЗИВ самостоятельно осуществляет все последующие процедуры согласований и оформления [2].

К разрабатываемым информационным порталам ДНР необходимо предъявлять ряд требований, по:

параметрам, определяющим степень информирования общества: адаптивности и простоты структуры ресурса; возможности динамического обновления информации; полноте освещения деятельности ОЗИВ; удобство пользования веб-сайтом данного ОЗИВ или государственных учреждений (учебного заведения, учреждения здравоохранения, органов внутренних дел);

наличию и полноте механизма обратной связи: телефонов; адресов; адреса

электронной почты; наличие кнопки «обратной связи»;

отражению информационным порталом исполнения части государственных функций данного ОЗИВ или государственного учреждения: наличие государственной символики на веб-сайте; соответствие информации на сайте статусу ОЗИВ или государственного учреждения; наличие гиперссылок на другие ОЗИВ или государственного учреждения, возможности регистрации пользователей с прохождением персонифицированной аутентификации;

степени использования данным ОЗИВ или государственным учреждением преимуществ интернета как СМИ: скорости загрузки разделов портала в окне веб-браузера; единообразном отображении веб-сайта в различных браузерах, поддержке технологий новостных агрега-торов поисковых систем;

защищенности портала от внешних угроз безопасности: место расположения серверов; поддержка ББЬ-сертификатов доменным именем, защиты от ВОоБ атак;

экономическим показателям разработки информационного портала: общая стоимость разработки; стоимость поддержки работоспособности портала;

простоте работы с системой управления контентом портала: наличие интуитивно понятного интерфейса редактирования информации, поддержкой различных форматов файлов.

Существующие информационные порталы ОЗИВ ДНР содержат данные о предоставляемых государственных услугах, информацию о принятых законах и постановлениях, типовые шаблоны форм заявлений, а также других документов, которые необходимо оформить в бумажном виде потребителям услуг. В данных условиях информационные порталы не решают проблему очередей и не освобо-

ждают сотрудников ОЗИВ от выполнения рутинных процессов по координации сбора пакетов документов, а также затрудняют применение систем электронного документооборота. Также информационные порталы ОЗИВ ДНР предназначены только для информирования граждан об услугах своей деятельности, они не обеспечивают личностный контакт с заявителями по оказанию государственных услуг. Оказание государственных услуг дистанционным способом не предусмотрено. Информационные порталы ОЗИВ ДНР различны по структуре, дизайну, расположению ключевых разделов, что усложняет работу с ними. Кроме этого, многие государственные учреждения вообще не имеют информационных порталов, что еще более усложняет сложившееся положение в информатизации Республики.

По мнению Н.Ф. Васильевой, переход к информационному обществу предполагает значительные изменения в экономической системе, характеризующейся ростом и развитием инфокоммуникаци-онной отрасли как в рамках мировой, так и на уровне национальной экономики [2]. Поэтому решением обозначенной проблемы станет применение концепции эффективного создания информационных порталов, работа которых сможет синхронизироваться с информационными системами (ИС) республиканского значения. В результате реализации данной концепции граждане смогут взаимодействовать со всеми государственными информационными ресурсами и пользоваться их услугами с одного рабочего места, что создаст предпосылки становления интерактивного электронного правительства в ДНР. Модель концепции создания информационных государственных порталов ОЗИВ и государственных учреждений представлена на рис. 1.

Рис. 1. Модель концепции разработки информационных порталов

Данная концепция обеспечивает удовлетворение всех установленных требований к государственным информационным порталам. В основе реализации данной концепции стоит применение современных информационных технологий в совокупности с основными положениями менеджмента, организационного проектирования, экономики, документо-ведения, реинжиниринга, а также теории информационных систем. Эффективное функционирование данной концепции возможно достичь посредством осуществления комплексного государственного контроля за исполнением ее основных блоков, а также приняв государственную программу по построению информационных порталов. Данной концепцией решаются задачи по предоставлению государственных услуг в электронном виде, информированию граждан о деятельности ОЗИВ и других государственных учреждений, а также по экономному и оперативному построению информационной инфраструктуры.

Одним из основных элементов предложенной концепции является блок «Выбор метода разработки». В процессе реализации данного блока осуществляет-

ся анализ существующих методов разработки информационных порталов и выбор того метода, который наиболее эффективно удовлетворит установленные требования. Следует выделить, что существуют основные методы разработки информационных порталов предприятий, к которым относятся:

разработка и сопровождение информационных порталов коммерческими предприятиями республики (веб-студиями);

разработка информационных порталов отделами информационных технологий (ИТ) ОЗИВ и государственных учреждений;

разработка информационных порталов сотрудниками ОЗИВ и государственных учреждений с применением современных инструментальных средств.

Первый метод отличается необходимостью финансовых затрат на оплату услуг коммерческих предприятий (веб-студий), длительностью реализации проекта, а также сложностью внесения изменений и контроля выполненных этапов в результате заверенного сторонами технического задания. Особенности метода представлены в табл. 1.

Таблица 1

Достоинства и недостатки метода разработки информационных порталов с помощью веб-студий

Достоинства Недостатки

Работа профессионалов над проектом Требует финансовых затрат

Возможность заказа эксклюзивного дизайна Вероятность разработки ресурса низкого качества, длительное время разработки

Не требует содержания веб-специалистов и закупки дорогостоящего оборудования в ОЗИВ Для внесения изменений в информационном портале необходимо обращаться к сторонним специалистам

Потеря контроля над разработкой портала, веб-студия должна быть проверена Министерством государственной безопасности республики

Необходимость поиска безопасного хостинг-провайдера

Потребность в проведении конкурса по тендерным закупкам

Данный метод широко используется средними и крупными коммерческими компаниями, которые стремятся повысить конкурентоспособность, узнаваемость бренда и увеличить продажи. Они способны инвестировать в разработку информационных порталов значительные средства, в дальнейшем передавая их сопровождение на аутсорсинг. Разработка коммерческого портала - это половина от возможных затрат. Дальнейших вложений потребует его продвижение в поисковых системах. Применение данного метода для создания государственных информационных порталов Республики ограничена малым количеством профессиональных веб-студий, которые функционируют в ДНР. Также для функционирования портала, который разрабатывают веб-студии, необходимы услуги хостинг-провайдера и доменное имя, которые требуют ежегодных затрат.

Работа профессиональных веб-студий в Республике подтверждает нача-

ло всеохватывающих преобразований структур экономики, которые являются основным условием становления неоиндустриализации. Осуществляется развитие высокотехнологических производств и услуг нового типа, которые построены на знаниях, а также связях науки и бизнеса. Веб-студии производят информационные продукты, которые пользуются спросом, что указывает на информационную грамотность населения.

Метод разработки информационных порталов собственными отделами ИТ применяют крупные предприятия, которые ориентированы на инновационное развитие (особенности метода представлены в табл. 2). Такие предприятия должны располагать значительными ресурсами, ведь функционирование инновационно-активного предприятия в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации, компетенциям и навыкам работников [3].

Таблица 2

Достоинства и недостатки метода разработки веб-сайтов отделом информационных технологий организации

Достоинства Недостатки

Полный контроль над процессом разработки Требует закупки специального оборудования

Возможность разработки масштабного и сложного проекта Требует привлечения новых специалистов в отдел ИТ

Требует привлечения значительных ресурсов

Для разработки государственных информационных порталов данным методом потребуется выделение значительных средств из бюджета страны, а также привлечение инвестиций. Метод требует закупки необходимого технического и программного обеспечения, конкурентной заработной платы, выделения помещений. Все расходы ресурсов создают необходимость осуществления масштабной организации и целевого планирова-

ния. Оно будет способствовать организации планирования инвестирования, а также качественной экспертизе воздействия разрабатываемых программ на социально-экономическое и информационное развитие страны. По мнению Р.В. Кузь-менко [4], информационное обеспечение механизма реализации инвестиционной политики можно определить как структурированную совокупность базы знаний, обеспечивающую поддержку единой

системы и технологии сбора, обработки и использования данных и их классификации, используемых в процессе управления. Внедрение информационной системы в данных условиях будет способствовать повышению качества управления бизнес-процессами, которые связаны с разработкой государственных информационных порталов.

За счет применения второго метода разработки информационных порталов обеспечивается возможность масштабного формирования и развития информационно-технологической инфраструктуры предприятия, учреждения, заведения, которая базируется на использовании государственных информационных систем и порталов, обеспечивающих движение в направлении информационного общества. Несмотря на все преимущества данного метода он остается наиболее дорогостоящим, что ограничивает его возможное применение как перспективное, а не реальное.

Развитие современных инструментов и методов программной инженерии в области CASE-технологий повлияло на возникновение третьего метода разработки информационных порталов. Данный метод основан на использовании возможностей конструкторов порталов на базе CMS-систем.

Главное достоинство CMS - легкость управления сайтом, не требующая от администратора ресурса глубоких технических знаний веб-технологий. Каждая функция CMS традиционно выполняется отдельным программным модулем, написанным на скриптовом языке. Это позволяет владельцу сайта, работающего на CMS, устанавливать, активировать, удалять выбранный модуль, не затрагивая остальные функции. В связи с этим CMS за ее гибкость часто называют конструктором сайта [5].

Интерфейс конструкторов сайтов в основном создан на основе технологии WYSIWYG [6], которая представляет рабочую область разработки в виде стандартного текстового процессора с интуитивно понятным интерфейсом, что позволяет опытным верстальщикам и редакторам готовить веб-контент в знакомой им среде без изучения основ языков гипертекстовой разметки и на выходе получать готовые html-файлы.

Основными функциями CMS являются: управление структурой, создание, редактирование разделов, страниц, меню, навигационных элементов; публикация новостей, статей; импорт/экспорт данных; комментарии пользователей; оповещения по электронной почте; база знаний (Wiki); календарь событий; поиск по сайту; блог; форум; социальная сеть; реклама и управление баннерами на сайте; корзина товаров; управление заказами; складской учет; поисковая оптимизация (SEO).

CMS имеет две взаимосвязанные визуальные части для разных групп пользователей. Одна из них - это набор информационных страниц, содержащих интерфейс, для взаимодействия конечного пользователя с программной частью сайта (front-end, то есть внешний интерфейс). Другая - панель управления CMS, которая является совокупностью вебстраниц, представляющих собой закрытый от обычного посетителя раздела (back-end - задний, фоновый интерфейс) для манипулирования всеми функциями, структурой и дизайном сайта. Доступ к редактированию через back-end может быть разделен между группами пользователей: администраторами, менеджерами контента (редакторами) и другими лицами, участвующими в наполнении, обновлении ресурса [6].

Для разработки государственных информационных порталов в каждом ор-

гане государственной власти, а также в учебных заведениях, учреждениях здравоохранения, органах внутренних дел рекомендуется обязанности по разработке и поддержке порталов возложить на 1-2 специалистов (редакторов) как дополнение к их основной деятельности. Они будут выполнять функции, по:

наполнению страниц портала информацией о деятельности органов государственной власти, учебных заведений, учреждений здравоохранения, органах внутренних дел;

систематическому обновлению страниц портала новой информацией;

онлайн-общению с гражданами, ответы на вопросы, прием и переадресация документов.

На государственном уровне необходимо создать центр подготовки редакторов государственных порталов. В обязанности центра будет входить планирование этапов разработки, создание учебных курсов, проведение специализированных тренингов, создание комиссии по контролю исполнения, мотивация, объединение информационных порталов в единую сеть.

Блок «Объединение информационных порталов в единую государственную сеть» (см. рис. 1) подразумевает создание электронного каталога государственных порталов. Электронный каталог позволит осуществлять быстрый поиск нужного государственного учреждения или ОГА. В отличие от поисковых систем, где в поисковой выдаче могут быть представлены любые сайты, в том числе и те, что несут провокационную и недостоверную информацию, электронный каталог государственных порталов (ресурсов) будет содержать и представлять исключительно официальные порталы государственных учреждений и ОГА.

На следующим этапе информатизации необходимо расширить функции

электронного каталога и построить на его базе центр «Единое окно», которое позволит получать государственные услуги неполного цикла (например, отправка заявлений и информационных запросов, получение консультаций по оформлению документов и др.). Реализация центра «Единое окно» установит стадию интерактивного электронного правительства, которое станет базой для перехода на предоставление государственных электронных услуг «полного цикла» через единый фронт-офис на основе интегрированного бэк-офиса. Данные стадии принято оценивать по разработанной ООН пятиступенчатой «пирамиде эволюции электронного правительства» [7].

Таким образом, предложена концепция построения сети государственных информационных порталов, которые станут основой построения электронного правительства в ДНР. Концепция предлагает три метода создания, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками. Опираясь на современные экономические реалии, обоснован выбор метода разработки с помощью конструкторов порталов на базе CMS-систем. Концепция предполагает построение интерактивного электронного правительства с последующим его развитием до стадии сетевого правительства, которое будет способно оказывать услуги «полного цикла» в электронной форме.

Разработанные рекомендации позволят оптимизировать создание государственных информационных порталов, повысят экономическую эффективность их деятельности. Полученные результаты являются основой для дальнейших исследований в области управления экономикой, а именно, разработки эффективных механизмов организации систем электронного документооборота в условиях работы с электронным правительством и переходом экономики к неоиндустриализации.

Список использованной литературы

1. Борисова, А.С. Электронное правительство в России: проблемы и перспективы развития / А.С. Борисова // Education & Science - 2016: материалы Междунар. науч.-практ. конф. для работников науки и образования. - Волгоград: Изд-во: Science and Innovation Center Publishing House Saint-Louis, Missouri, USA, 2016. - С. 116-120.

2. Васильева, Н.Ф. Неоиндустриализация экономики: условия старта и реализация / Н.Ф. Васильева // Вестник Института экономических исследований. - 2016. - № 1. - С. 49-63.

3. Андриенко, В.Н. Стратегическое управление персоналом / В.Н. Андри-енко, Ю.Г. Лысенко, Т.Ю. Беликова. - 2-е изд. - Донецк: Юго-Восток, 2005. - 201 с.

4. Кузьменко, Р.В. Инвестиционный потенциал как основа устойчивого развития промышленных городов / Р.В. Кузьменко // Вестник Института

экономических исследований. - 2016. -№ 1. - С. 71-81.

5. Виткин, С.Ю. Системы управления контентом (CMS) электронного информационного ресурса: определение понятия, функции и классификация / С.Ю. Виткин, М.В. Захарова // Современная филология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. - С. 83-85.

6. Филиппов, С.А. Возможные направления улучшений веб-редакторов, входящих в состав систем управления контентом / С.А. Филиппов // Третья школа молодых ученых ИЛИ РАН: сб.науч. докл. - М.: ИЛИ РАН, 2012. -С. 81-85.

7. Дьякова, Е.Г. Процесс перехода к электронному правительству как объект теоретического моделирования / Е.Г. Дьякова // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. -2010. - № 10. - С. 201-224.

Статья поступила в редакцию 04.07.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.