Научная статья на тему 'Концепция построения автоматизированной интеллектуальнойсимулирующей подсистемы контроля качества знаний'

Концепция построения автоматизированной интеллектуальнойсимулирующей подсистемы контроля качества знаний Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
124
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция построения автоматизированной интеллектуальнойсимулирующей подсистемы контроля качества знаний»

УДК 681.3

Ю.А. Кравченко

КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИМУЛИРУЮЩЕЙ ПОДСИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ

КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

.

породило новый вид деятельности, а именно: создание программно-методических средств (ЯМС) учебного назначения, которые включают в себя: машинные программы; методические и учебные материалы;

и предназначаются для интеллектуальной поддержки различных видов учебной работы (от демонстрации материала, до экспериментов на моделях).

Построение обучающих систем традиционно базируется на моделировании диалога и составлено из цепочки опросно-ответных структур. Каждый шаг диалога определен заранее сформированной им динамически генерируемой системой на. , пользователю относится пассивная роль.

В целях упрощения контроля знаний, ответ чаще всего заключается в выборе правильного ответа из списка правил-меню. Основным недостатком таких систем является возможность случайного угадывания ответа.

, « - » -

нию, т.е. испытуемый представляется в виде объекта управления без учета его лич-

ных особенностей (нечеткость, забывчивость, способность творчества и т.д.).

Основным направлением повышения эффективности автоматизированных систем обучения и контроля качества знаний является использование для их построения технологий искусственного интеллекта. Схема испытания должна быть: , . является выявление скрытых знаний.

1. Концепция построения симулирующей системы контроля качества

. ,

чтобы пользователь задавал вопросы, а компьютер отвечал.

На основании полученных ответов пользователь строит гипотезы и задает , , являться результатом обучающей системы.

В связи с тем, что разнообразие вопросов, которые пользователь может задать, очень велико, то возникает проблема поддержания диалога компьютера, генерации адекватных ответов на возможное большое количество вопросов.

Данная проблема решается в процессе постановки задачи экспертом путем формирования базы знаний (БЗ) и набора элементов диалога. При этом, помимо бинарной оценки верности принятой гипотезы, оценка качества знаний может базироваться как на простом подсчете числа задаваемых вопросов, так и на составлении вопросов, укладывающихся в заданную гипотезу (релевантных), и вопросов вне контекста заданной области (нерелевантных). Для этого используется матрица , -лируемой ситуации [1].

При предъявлении вопросов система соотносит их содержание с содержанием БЗ и, на основе этого соотношения, присваивает ему степень релевантности.

При этом возможно также, учитывать логическую последовательность вопросов, . . .

Применение в учебном процессе обучающих систем, построенных по предлагаемому принципу, позволяет находить пути решения ситуационных задач. Важным преимуществом данного подхода является передача обучаемому инициативы .

Недостаток системы ведения диалога - возможность неадекватной интерпретации машиной вопросов пользователя. Основной причиной возникновения данного недостатка является применение «субъект-объектного» подхода к процессу обу.

учета его личной системы приоритетов.

2. Необходимость построения процедурных систем поддержки процесса

. -

на неоднородность научного знания, предложено различать явные и неявные знания. В дальнейшем, в связи с активизацией исследований проблем искусственного интеллекта, эти вариации знания были названы артикулируемыми и неартикули-.

Артикулируемая часть знания относительно легко поддается превращению в информацию, которая является удобным средством передачи знаний. Неартикули-руемая часть знания представляет собой тот неявный, но очень важный личностный компонент знания, называемый опытом или интуицией. Эта часть знания охватывает те формы личностного опыта, которые не могут быть формализованы и переданы непосредственно от учителя к ученику. Они могут быть постигнуты учеником только в ходе самостоятельной учебной деятельности по решению практи-.

Электронные учебники, базы данных и другие компьютерные системы, по, , причем не только в виде текстов, но и в форме графических, аудио и видеоиллюст-

, .

Компьютерные системы для поддержки процесса освоения неартикулируе-мой части знания называют процедурными. Они построены на основе математиче-, -лучать знания о свойствах изучаемых объектов или процессов [2].

Успешная реализация таких систем может быть осуществлена только на основе «субъект-субъектного» подхода к процессу обучения. При таком подходе обучаемый воспринимается как субъект со всеми характерными его личности особенностями, т.е. учитываются забывчивость, нечеткость, творческое мышление, система приоритетов и т.д.

3. Архитектура системы (рис.1).

Принципы структурной организации системы:

1) ;

2) ;

3) ;

4) многоуровневость семантических типов элементов;

5) субъект - агентность;

6) ;

7) извлечение развивающих знаний;

8) .

Рис.1. Архитектура системы экспертов и обучаемых

Для формирования модели когнитивных структур экспертов и испытуемых целесообразно использовать ассоциативные и семантические сети.

Для построения ассоциативных сетей используется метод оценки попарной близости и его модификация, использующая не два, а три понятия (триады), в которой необходимо выделить понятие, наиболее слабо связанное с двумя другими.

Для построения семантических сетей используется методика, сущность которой состоит в предъявлении испытуемому (эксперту) триад - понятий для извлечения из него информации об отношениях между ними.

Причем, одна триада может содержать не одно, а несколько различных отношений, т.е. связи могут быть и двунаправленными.

Использование трех понятий позволяет выявить иерархические отношения, и построить элементарные бинарные деревья, объединением которых, можно организовать сложные многоуровневые, иерархические семантические структуры (рис.2).

Рис.2. Пример объединения бинарных поддеревьев в семантическую сеть [3]

Саморазвиваемость и самоорганизованность основана на идеи автоматического развития искусственных, когнитивных структур модели и знаний по результатам взаимодействия программных средств (агентов) с экспертами и испытуемы.

(«эксперт» и «обучаемый»), так и «усредненных» агентов и интегрированных

« »,

единое когнитивное поле [3].

В состав системы входит особый агент - интерфейс, который ведет учет, координацию и наставничество, знакомит обучаемых с их индивидуальны траекториями обучения (см. рис.1).

4. Заключение. Для создания интеллектуальн ых систем диагностики качества знаний и понимания, необходимо решить проблемы следующих видов:

1).

« ».

2). « - » обучения.

3). : , , -

, , , .

4). Решить проблему наполнения системы и содержания ее в актуальном состоянии длительное время.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Евгенев Г.Б. Принципы построения мультиагентных систем автоматизации проектирования и управления. В кн. Интеллектуальное управление: новые интеллектуальные технологии. 1999.

2. Зенкин А.А. Когнитивная компьютерная графика. М.: Наука, 1991.

3. Тушканов Н.Б. Интеллектуальная самообучающаяся система контроля и диагностики знаний и понимания/ Сб. «Информационные технологии и управление»/ ЮРГТУ (НПИ), Новочеркасск, 2001.

УДК 681.31

О.В. Кошкин, ИХ. Сидоркина

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

.

быстрого анализа разделяемой информации (РА8М1) [Корнеев и др., 2000], что определяет ее как аналитическую. Назначение систем аналитической обработки информации: работа с данными, распределенными в глобальных вычислительных сетях, извлечение и обработка слабоструктурированной информации, знаний.

Эффективность применения САПР для решения когнитивных задач в распределенной среде зависит от многих факторов. В первую очередь следует отметить существование категорий пользователей, которые могут обращаться к автоматизированной системе для интерактивного проектирования распределенного ин-. : -го описания дисциплинарного курса и задание его отдельных параметров таких,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.