Научная статья на тему 'Концепция поликультурной образовательной среды формирования толерантности'

Концепция поликультурной образовательной среды формирования толерантности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОНЦЕПЦИЯ / ПОТЕНЦИАЛ / КОМПОНЕНТ / ПОДХОД / MULTICULTURAL EDUCATIONAL MILIEU / CONCEPT / POTENTIAL / COMPONENT / APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдакина Светлана Ивановна

В данной статье представлена попытка разработки концепции поликультурной образовательной среды формирования толерантности, которая базируется на системе педагогических понятий (таких как потенциал, компонент, подход) и отношений между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL MILIEU OF TOLERANCE FORMATION

In the article there is proposed a possible development of a concept of multicultural educational milieu of tolerance formation based on a system of pedagogical terms such as potential, component, approach, and on their relationships.

Текст научной работы на тему «Концепция поликультурной образовательной среды формирования толерантности»

КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Юдакина Светлана Ивановна

заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ№ 2072, г. Москва

E-mail: syudakina@yandex. ru

CONCEPT OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL MILIEU OF

TOLERANCE FORMATION

Svetlana Yudakina

Deputy headmaster for curriculum and disciplineof State budget educational

institution Secondary General School № 2072, Moscow

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлена попытка разработки концепции поликультурной образовательной среды формирования толерантности, которая базируется на системе педагогических понятий (таких как потенциал, компонент, подход) и отношений между ними.

ABSTRACT

In the article there is proposed a possible development of a concept of multicultural educational milieu of tolerance formation based on a system of pedagogical terms such as potential, component, approach, and on their relationships.

Ключевые слова: поликультурная образовательная среда; концепция; потенциал; компонент; подход.

Keywords: multicultural educational milieu; concept; potential; component; approach.

Проблема создания поликультурной образовательной среды школы и изучение ее влияния на развитие толерантной личности занимает одно из ведущих мест в современном образовании.

Концепция поликультурной образовательной среды, ориентированной на формирование толерантности личности, разработана нами в соответствии с целью и задачами в области государственной политики в сфере образования, которые определены в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании»,

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ, Программе развития столичного образования на период до 2016 г. и других документах.

Для формирования толерантной личности в поликультурной образовательной среде мы считаем первостепенным решение следующих задач: развитие физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов; воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.

Концепция является методологической основой поиска, построения, актуализации и развития поликультурной образовательной среды школы по формированию толерантности личности и формирует социальный заказ для современной общеобразовательной школы в виде системы педагогических условий по формированию такой личности, соответствие которым обеспечит эффективное решение поставленных задач.

Концепция базируется на системе педагогических понятий и отношений между ними. Потенциал поликультурной образовательной среды формирует толерантность, то есть совокупность наличных средств, резервов и возможностей. Поликультурный потенциал урока имеет выраженный характер, основанный на духовном контексте, т. е. приоритете личности учителя, задающего благоприятную атмосферу сотрудничества, взаимоуважения, доверия и сотворчества вне зависимости от содержания учебного материала. Поликультурный потенциал отдельных предметов базируется на возможности усиления аспектов поликультурного воспитания и формирования толерантности в содержании учебного материала, которое обеспечивает успешное решение поставленных задач: связь изучаемого материала с жизнью, будущими личными и профессиональными планами ребенка. Определение вариативной части изучаемого предмета необходимо с учетом потребностей и ситуации региона, конкретного социума, интересов и потребностей детей и социального заказа родителей. Отбор содержания учебного материала

осуществляется на основе акцентирования внимания на ценностных и нравственных аспектах, составляющих толерантность. При решении учебных задач привлекаются материалы, факты исторического и культурного наследия своей страны, своего региона, своего города (поселка, села). При изучении предмета используется краеведческий материал, учитываются местные традиции и культурные ценности. Учащиеся привлекаются к обсуждению и решению актуальных проблем мира, страны, местных проблем в процессе изучения отдельных тем и всего учебного материала. Поликультурный потенциал учебного процесса имеет ярко выраженную социальную направленность, определяемую в составляющих: культура управления

системой функционирования поликультурной образовательной среды по формированию толерантности. Важна технологическая оснащенность образовательного процесса формирования толерантности, а также атмосфера уроков, их организационная и методическая форма, ориентированные на формирование толерантности. В процессе формирования толерантности значима учебная дисциплина и общая атмосфера во взаимоотношениях в коллективе «педагоги-учащиеся-родители».

Исполнителями поликультурного потенциала образовательной среды по формированию толерантности, равно как и ее участниками, являются педагогический коллектив школы и ее персонал, ученическое самоуправление, родители, значимые для учащегося взрослые, заинтересованные государственные и общественные организации.

Мы выделяем общие для всех типов образовательных сред компоненты. Материальный компонент выражается в пространственно-предметном окружении (облик школы, символика, уклад — современный, комфортный, привлекательный и гармоничный со средой образ школы; индивидуальность символики, символических практик, деятельности школы; разнообразие оборудования и методических обучающих средств; доброжелательность, отзывчивость, чуткость и толерантность персонала школы). Социальный компонент выражается в событийно-информационном окружении, содержании

образования (репутация образовательного учреждения, образованность и воспитанность выпускников: актуальности содержания образования для

поликультурного развития личности учащегося и формирования у него толерантности; открытости содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных вопросов поликультурного современного мира; вариативности учебных программ и свобода выбора образовательного маршрута, в том числе ориентированного на актуализацию поликультурной образовательной среды по формированию толерантности в рамках одной школы, профессионального мастерства педагога, высокого уровня его толерантности). Духовный компонент реализуется в преобладающих толерантных взаимоотношениях и позитивном настроении всех участников образовательного процесса (участие всех субъектов в конструировании и оптимизации поликультурной образовательной среды формирования толерантности в целом и образовательного процесса в частности, удовлетворенность взаимодействием, взаимопониманием, сопричастностью на основе толерантности всех субъектов поликультурной образовательной среды, в учете преобладающих способов восприятия окружающих каждым школьником и акцент на толерантное, диалогическое общение).

На основании выявленной нами цели формулируем определение поликультурной образовательной среды школы как системы взаимовлияний и условий для самореализации толерантности личности школьника, а также возможностей для ее саморазвития, содержащихся в пространственнопредметном, социальном и духовном окружении [2, с. 220].

Задачи разделены нами по приоритетам на основании базовых ценностей: духовно-нравственного потенциала учащихся на основе освоения универсальных общечеловеческих ценностей; личностного потенциала учащихся на основе формирования толерантности и свойств личности современного выпускника школы; потенциала гражданственности, патриотизма.

Планируемые результаты реализации поликультурной образовательной

среды формирования толерантности отражаются в нормативной модели личности выпускника конкретной школы. Из ценностного отношения к ребенку как к человеку, обладающему свойством субъектности, вырастает понимание цели поликультурного образования - «найти и поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления толерантного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» [3, с. 96].

Цель поликультурной образовательной среды школы заключается в создании условий формирования толерантной личности, способной к самостоятельной, творческой и продуктивной деятельности в социуме, а основной ее парадигмой -— феноменологическая, соотносящая образование с формированием духовно-нравственной целостности личности.

Теоретическими основами проектирования поликультурной образовательной среды школы и ее потенциалом формирования толерантности являются философские положения о целостности мира, общих законах развития природы и общества, человеческого сознания и деятельности; положения психологии об активной и ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования, о роли деятельности, общения и среды в формировании качеств личности. Также сюда относятся концептуальные представления об образовательной среде, ее роли в становлении и развитии человека; концепция внутришкольной образовательной среды и ее взаимодействия с внешкольной средой; современные концепции гуманизации и гуманитаризации образования, концепции управления образованием в переходный период развития российского общества.

К основным свойствам поликультурной образовательной среды формирования толерантности мы относим целерациональность, культуросообразность, открытость, сомоорганизацию.

Стратегической целью поликультурной образовательной среды школы

является переход от разрозненных и единичных мероприятий,

ориентированных на формирование толерантности, создание единой образовательной среды как системообразующего начала учебной,

воспитательной и развивающей деятельности формирования толерантности школьников. Все компоненты среды школы, как и компоненты ее поликультурного потенциала, направлены на решение взаимосвязанных задач и отвечают общей цели — формированию толерантности школьников в атмосфере целерационально устроенной школьной поликультурной образовательной среды. Компонентами среды школы являются: пространственно-семантический, содержательно-методический,

коммуникативно-организационный компоненты. Компоненты поликультурного потенциала — материальный, социальный, духовный.

Основными принципами средообразования следует считать требования, оформленные в виде необходимых характеристик поликультурной

образовательной среды: динамическая целостность, совокупность

воспитывающих сред, контекст становления личности школьника.

Как динамическая целостность, интегрирующая взаимодействие компонентов, которые одновременно являются различными средами: социокультурной, материально-технической, информационной, поведенческой и др., среда школы должна отвечать следующим характеристикам: эмоциональность (откликаемость на эмоциональное состояние школьника); интегративность и интегрированность (связь с социокультурной средой); мобильность (быстрота изменения тактики взаимодействия в связи с состоянием школьника, воспитанника); согласованность (учет влияния на ребенка других факторов — семья, здоровье, особенности личности и др.); безопасность и благоприятность (условия гармонии, комфортности, защищенности, этичности, безусловное принятие и понимание каждого ребенка); доминантность (ценности свободы выбора, равенства возможностей, ценности личности); кооперативность (слаженность, синхронность в деятельности, общность интересов); творчество (творить наравне с другими,

получать удовольствие от процесса творения).

Как совокупность сред, встроенных в поликультурную образовательную среду по концентрическому принципу — среда класса, среда школы, среда урока, среда предмета, среда образовательного процесса, среда всего школьного образования должна соответствовать следующим характеристикам: комфортность (атмосфера благоприятного психологического климата, ощущения общности, принятия и понимания, личностной самоидентификации); аутентичность (благоприятные режим и ритм в соответствии со способностями и возможностями ребенка); потенциал (индивидуальная продуктивность деятельности, откликаемость на возможность самоактуализации и самореализации); здоровьесбережение (условие физической безопасности, внутреннего физиологического комфорта, ощущение полноты жизни, естественное желание соответствовать лучшим социокультурным образцам).

Перечисленные характеристики являются набором требований к организации современной образовательной среды вообще и поликультурной образовательной среды в частности. В настоящее время эти характеристики составляют группу нормативов ее проектирования и моделирования.

Как контекст становления личности школьника, как духовная общность, возникающая во взаимодействии, поликультурная образовательная среда должна способствовать самореализации личности, обучать сотрудничеству, поощрять к общению, развивать потребность быть принятым, понятым и востребованным, здоровую любознательность и стремление к самоутверждению и пониманию других; опыт преодоления трудностей на основе взаимодействия, взаимоуважения, доверия, добра и толерантности [1, с. 140].

На различных этапах проектирования и внедрения модели поликультурной образовательной среды формирования толерантности мы выделяем разные необходимые подходы. Антропологический подход позволяет взглянуть на проблему формирования толерантности в поликультурной образовательной среде с учетом половозрастных, этнических, религиозных и других

особенностей. Аксиологический подход представляет ценности в качестве смыслообразующих основ формирования толерантности, понимаемых как образцы культурной, достойной жизни человека в поликультурном обществе. Акмеологический подход выражается через условия продуктивной созидательной образовательной деятельности и формируемой на ее основе толерантности личности, позитивности и созидательности деятельности, индивидуальности в решении практических и теоретических задач в поликультурном пространстве. Ресурсный подход способствует поиску, актуализации и развитию поликультурной образовательной среды школы, в том числе формирующей толерантность, используется для описания структуры и составляющих поликультурной образовательной среды, а также технологии актуализации формирования толерантности. Цивилизационный подход используется на стадии проектирования поликультурной образовательной среды формирования толерантности школы, отвечающий уровню развития современной цивилизации, а также некоторые другие подходы.

Таким образом, формирование толерантности школьников на всех уровнях поликультурной образовательной среды школы строго нормировано основными методологическими подходами и принципами, постулируемыми данными подходами. Кроме того, конкретная школьная поликультурная образовательная среда постоянно вносит свои коррективы и активизирует дополнительные нормы и правила в виде частных принципов функционирования поликультурной образовательной среды школы по формированию толерантности.

Список литературы:

1. Акутина С.П. Воспитание толерантности у школьников как духовнонравственной ценности / Теоретические и прикладные проблемы развития личности в образовательном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов студентов (27 ноября 2009 г.). — Н. Новгород:

ВГИПУ, 2009. — 218 с.

2. Мануйлов Ю.С., Шек Г.Г. Опыт освоения средового подхода в образовании [Текст] / Ю.С. Мануйлов, Г.Г. Шек. — М. — Н. Новгород, 2008. — 220 с.

3. Нечаев М.П. Развитие воспитывающего потенциала образовательной среды школы: Монография / Под науч. ред. П.И. Третьякова. М.: АПКиППРО, 2010. — 252 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.