Научная статья на тему 'Концепция поэзии как «Святого »ремесла поэтов Серебряного века'

Концепция поэзии как «Святого »ремесла поэтов Серебряного века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
629
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция поэзии как «Святого »ремесла поэтов Серебряного века»

Н. Евсеенко

Барнаул

КОНЦЕПЦИЯ ПОЭЗИИ КАК «СВЯТОГО »РЕМЕСЛА ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

(К.Павлова, М.Цветаева, А.Ахматова, В.Брюсов)

Рубеж веков (конец Х1Х-начало XX вв.) не оставил без внимания тему творчества, одинаково волновавшую как поэтов, так и читателей. Серебряный век дал богатый материал, разъясняя читателям, как создается произведение. К.Павлова, назвав поэтическое дело «святым ремеслом» [Павлова, 1985: 89], озадачила читателей: под ремеслом традиционно понималось изготовление изделий ручным способом. К.Павлова несколько снизила пафос поэтического вдохновения, указав на роль труда при «изготовлении поэтического продукта». «Святое» ремесло поэта потому, что оно связано с напряжением всех душевно-духовных сил творца. «Святое» - поскольку связано с источником вдохновения - высшей творческой силой, находящейся вне поэта, ниспосылаемой ему как «благодать». Вдохновение, по К. Павловой, необходимо поэту не только потому, что оно побуждает его к творчеству, но ещё и потому, что оно может «дивно тронуть сердце» другого человека. И всё-таки одного вдохновения мало, считает К.Павлова: «Труд ежедневный, труд упорный! / Ты дух смиряешь непокорный, / Ты гонишь нежные мечты...» [Павлова, 1985: 117]. Упорный, ежедневный, высокий труд плюс вдохновение есть формула творчества, по К.Павловой.

К.Павлова делит поэтов на три категории: поэты вдохновения, поэты высокого труда, немые поэты, т.е. поэты в душе, не умеющие выразить мысли и чувства в поэтическом слове. Себя К.Павлова причисляла к поэтам высокого труда. До К.Павловой поэты говорили о вдохновении как божественной тайне; о том, что поэтическое творчество есть тяжкий труд, подобный труду пахаря, говорить считалось неприличным «Неумолимо и сурово / По области сердец всё снова, / Как тяжкий плуг, проходишь ты, / Её от края и до края / В простор невзрачный превращая, / Где пёстрый блеск цветов исчез.../Но на неё в ночное время, /В бразды - святое сеять семя /Нисходят ангелы с небес» [Павлова, 1985: 117].

В.Брюсов, «вождь символистов», как называли современники, открыл для себя и для читателей ее. «Стихотворчество как ремесло» - лейтмотив В. Брюсова: один из своих циклов он так и назвал «Святое ремесло» (1911), при этом взяв в качестве эпиграфа две строчки из стихотворения К.Павловой «Ты, уцелевший в сердце нищем...» (1854): «Моя напасть! мое богатство! /Мое святое ремесло!» [Павлова, 1985: 110].

В. Брюсов еще в молодости задумываясь над своим будущим, а его он видел в призвании поэта - «Я рожден поэтом. Да! Да! Да!», - сразу поставил перед собой две основных задачи своей жизни: творчество и неразрывно связанный с ним труд: «Работать, писать, думать, изучать», - заносит он в свой дневник [Брюсов, 1974: 537].

В. Брюсов понимает поэтический труд как ремесло, мастерство, а в конечном результате, как работу1. Уже в самом название автор выражает свое отношение к стихотворству и говорит о литературе посредством же литературы2. В.Брюсов, считая ошибочным мнение К.Бальмонта, утверждавшего, что лирика не допускает вариантов, что в ней, как и в молитве нельзя переделывать слова, что, переиздавая свои стихи, В.Брюсов, как лирический поэт, близок к смерти, опровергает его. Поэт отстаивает свою позицию и как поэта, и как редактора журнала «Весы», и как рецензента. Поэты, считал В.Брюсов, «имеют право на работу» [Брюсов, 1974: 156], а над стихами необходимо работать - переписывать, переделывать по нескольку раз свои творения, обрабатывать и целесообразно «изготовлять» их. Пережитое мгновение должно быть полным и никакого «пусть» не допускается. Молодым поэтам В.Брюсов дает наставление: они «обязаны работать над своими стихами, добиваясь последнего совершенства выражения», то есть необходимо трудиться. Даже мечта должна трудиться:

Вперед, мечта, мой верный вол!

Неволей, если не охотой!

Я близ тебя, мой кнут тяжел,

Я сам тружусь, и ты работай!

[«В ответ». Брюсов,1973: 67]

В момент создания стихотворения все силы должны быть направлены на творчество, поэтому работа поэта сравнивается с нелегкой работой пахаря.

Значение статьи «Право на работу» выходит за рамки спора двух виднейших символистов о взаимных оценках: столкновение литературных соперников и бывших друзей, К.Бальмонта и В. Брюсова, выявляет два противоположных подхода к пониманию поэзии и поэтического мастерства.

Близки к концепции В.Брюсова взгляды А.Ахматовой и М.Цветаевой. А.Ахматова посвятила проблемам творчества ряд стихотворений и цикл «Тайны ремесла» (1936-1960). Для К.Павловой ремесло поэта - святое, для А.Ахматовой - священное: «Наше священное ремесло / Существует тысячи лет...» [Ахматова, 2009: 105]. При помощи синонимичных эпитетов, означающих вмешательство божественной воли и благодати, поэтический труд отделяют они от всякого другого ремесла или труда, в божественной воле и благодати не нуждающихся, но нуждающихся в навыках, терпении и искусном применении орудий труда. А.Ахматова, говоря о рождении стихов, подчеркивает их органическую природу: они не появляются, не пишутся, а растут:

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда...

В следующей строфе она поясняет:

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

1 См. статью «Право на работу» (1913).

2 Эта статья является ответом на две заметки К.Бальмонта («Восковые фигурки», 1913, и

«Забывший себя», 1913) о В. Брюсове.

Таинственная плесень на стене...

[«Мне ни к чему одические рати...». Ахматова, 2009: 85]

Все явления мира, не обязательно возвышенные, а порою просто ничтожные, могут дать толчок росту стихотворения. При этом А.Ахматова тоже считает, что творчество поэта - это нелегкий труд, т.к. он «требует напряжения всех физических и душевных сил» [Ахматова, 2009: 85].

Вопросами творчества и моментом рождения стихотворений занималась и М.Цветаева. Её интересует, что есть поэзия, кто есть поэт, какое место он занимает в обществе, как общество относится к поэту. М.Цветаева назвала одну из своих книг «Ремесло» (1923), но без эпитета - святое. В отличие от К.Павловой и В.Брюсова, для которых ремесло - святое, у М.Цветаевой ремесло как ремесло. Символ вдохновения - божественная лира. В стихах М.Цветаевой появляется образ поэта-пахаря, знакомый по стихотворениям К.Павловой: «В поте - пишущий, в поте - пашущий!». Пот как следствие тяжкого труда. Дуновение вдохновения и труд - вот формула М.Цветаевой.

В цикле стихотворений «Стол» (1933) тема труда и вдохновения преобладают. Стол - рабочее место поэта. Стол и поэт знают цену поэтического труда и взлёт вдохновения: «К себе пригвоздив чуть свет - // Спасибо за то, что вслед // Срывался!», «В грудь въевшийся край стола», «Я знаю твои морщины, // Изъяны, рубцы, зубцы - // Малейшую из зазубрин! // Зубами - коль стих не шёл» [Цветаева, 2009: 88]. «Зубами», т.е. это когда крылья вдохновения не поднимают поэта над землёй, хотя они есть всегда, но иногда они слабы. Можно ли при отсутствии вдохновения одним только трудом создавать стихотворения? Можно, утверждает М.Цветаева и указывает на В.Брюсова, который, по её мнению, был поэтом труда. Этому явлению М.Цветаева посвятила очерк о В. Брюсове, который так и назвала - «Герой труда» (1924): «У него не было данных стать поэтом (данные - рождение), он им стал» [Цветаева, 2008: 387]. Она считала, поэт должен много знать, как и ремесленник о своем деле. Получение досконального знания о предмете есть также часть труда поэта.

Общая для К.Павловой, М.Цветаевой, А.Ахматовой и В.Брюсова мысль о том, что поэзия - это не одно только вдохновение, но и тяжкий труд. Хотя эта идея присутствует у каждого из них, но далее они развивают ее по-своему, по-особому.

Библиографический список

1. Ахматова, А.А. Стихотворения и поэмы / А.А. Ахматова. - М.: Дрофа, 2009. - Збб с.

2. Брюсов, В.Я. Полн. собр. соч.: в 7 т. Т. 3. / В.Я. Брюсов. - М.: Художественная литература , 1974. - 693с.

3. Лаврова, Е.Л.Поэзия как ремесло и искусство: А. Ахматова и М. Цветаева о поэтическом творчестве / Е.Л. Лаврова // Крымский Ахматовский научный сборник. - Симферополь: Крымский архив, 2009. - Вып. 7. - С. 172-181.

4. Павлова, К.Стихотворения / К.Павлова. - М.: Советская Россия, 1985. -

239 с.

5. Цветаева, М.И. Полн. собр. поэзии, прозы, драматургии в одном томе / М.И. Цветаева. - М., 2008. - 524 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.