ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 339.138
М.С. Железнякова
преподаватель, кафедра маркетинга и коммуникаций
в бизнесе,
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
КОНЦЕПЦИЯ PLM - УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ПРОДУКТА
Аннотация. В статье рассмотрен стратегический бизнес-подход, включающий комплекс коммерческих решений для поддержания совместного создания, ведения, распространения и использования информации о продукте на всем предприятии - от формирования идеи и концепции до окончания жизненного цикла продукта.
Ключевые слова: жизненный цикл продукта, PLM, информационные технологии.
M.S. Zeleznyakova, Southern Federal University
PLM CONCEPT - PRODUCT LIFECYCLE MANAGEMENT
Abstract. The article describes a stratégie business approach that includes a range of commercial solutions to maintain the co-creation, maintenance, distribution and use of product information across the enterprise - from the formation of ideas and concepts until the end of the product life cycle.
Keywords: product life cycle, PLM, information technology.
Сегодня клиенты предъявляют высокие требования к качеству товаров, качеству услуг и уровню цен. Чтобы выжить в условиях современного мирового рынка, компаниям приходится непрерывно развиваться. Инновации необходимы во всех сферах: в области изделий, процессов производства и организации - это единственный способ увеличить конкурентоспособность и эффективность работы. Чтобы разрабатывать продукцию быстрее и с наименьшими затратами, предприятия должны сформировать единое информационное пространство, объединяющее все данные об изделиях и процессах, предоставить доступ к нему как сотрудникам предприятий, так и важнейшим партнерам и поставщикам.
Этого можно добиться только в случае, если программное обеспечение поддерживает все ключевые процессы предприятия: относятся ли они к потребностям клиентов, особенностям продуктов, процессу разработки, производству, продажам или послепродажному обслуживанию, или же вытекают из требований к качеству и экологических факторов.
Для многих отраслей промышленности выпуск на рынок новых продуктов - фактически самый важный бизнес-процесс, поскольку только регулярное появление новинок может сохранить или укрепить положение предприятия. Для многих компаний это означает регулярную разработку и модификацию структуры производимой продукции, которая объединяет создание продуктов и процессов производства и должна поддерживаться на протяжении всего жизненного цикла продукта. Будущее за решениями, которые позволяют объединять людей, информацию и бизнес-процессы для эффективного управления всеми сферами бизнеса.
За последние 25 лет термин «Управление жизненным циклом продукта» (Product Lifecycle Management - PLM) превратился в новый бизнес-подход к управлению всей информацией о продукте, включая создание, ведение, распространение, а также использование этой информации на протяжении всего жизненного цикла продукта. Применение данной концепции призвано сделать предприятия восприимчивыми к изменениям и стойкими перед лицом растущих требований, предъявляемых рынком. PLM-решение способно в максимальной степени удовлетворить потребности компаний в области интеграции всей информации о продукции, изделиях, оборудовании и оптимизировать процессы их разработки, проектирования, подготовки
производства, вывода на рынок и послепродажного обслуживания.
Впервые концепция PLM появилась в 80-е годы, когда компании, обеспокоенные проблемой эффективного управления конструкторскими документами в отделах разработки, начали использовать системы автоматизированного проектирования (САПР, CAD). При помощи них создавались технические чертежи, модели и структуры изделий, управление которыми долгое время составляло основу приложений PDM (средств и технологий управления данными о продукте). Постепенно росла потребность в интеграции информации конструкторского отдела и отдела технологической подготовки производства. Значительно расширился круг задач, связанных с управлением жизненным циклом изделия, за счет необходимости управления процессами изготовления, материально-технического обеспечения, реализации готовой продукции, монтажа, ввода в эксплуатацию, сервисного обслуживания, утилизации и переработки изделия по окончании полезного срока службы. Многообразие процессов жизненного цикла вывело управление информацией о продукте на уровень полномасштабного управления деятельностью предприятия и послужило основой для создания современного PLM-решения, ставшего стратегически обязательным для успешной коммерческой деятельности компании.
_Бизнес-решения_
Инновации
Приоритет: итоговые показатели
Время выхода Бизнес-приложения
на рынок Приоритет: процессы
Инструментальные ср-ва и универсальные приложения
Качество
Приоритет: функциональность
Разработки под заказ ^Издержки
Приоритет: данные и технологии -►
1985 1990 1995 2002+
Рисунок 1 - Эволюционные этапы РЬМ [2]
Концепция PLM является серьезной основой для успешной разработки и вывода на рынок новых продуктов и изделий, а также объединяет информацию и людей, организуя их эффективную и слаженную работу. Благодаря этому решению предприятия могут интегрировать в общий процесс различные подразделения, включая отделы маркетинга, продаж, планирования, а также производство, материальное снабжение, техническое обслуживание и ремонт. Кроме того, данное решение обеспечивает возможность совместной работы партнеров, поставщиков, субподрядчиков, поставщиков услуг и даже клиентов [1].
Комплексное решение «Управление жизненным циклом продукта» (PLM) обладает следующими ключевыми возможностями:
- управление всем жизненным циклом продуктов - от первичного планирования до утилизации. Оптимальное управление жизненным циклом приводит к повышению производительности и сокращению расходов на обслуживание и поддержку продуктов;
- объединение всех участников процесса создания изделий, создавая среду взаимодействия для ведения и контроля всей информации по продуктам и проектам, управления ею на всех этапах жизненного цикла продукта;
- улучшение обмена информацией по продукту, качеству и основным фондам, создавая тесные связи между процессом разработки продукта, производством, анализом качества и
Управление данными о продукте
обслуживанием;
- позволяет компаниям легко совершенствовать процессы принятия решений с помощью порталов предприятия, аналитики и хранилищ данных.
Таблица 1 - Возможности РЬМ-решения
- Единый архив конструкторской и технологической документации о продукте - от чертежей и спецификаций до графических изображений и электронных таблиц.
- Единое рабочее место для управления структурой продукта и всех данных о продукте.
- Управление процессом создания и модификации рецептуры продукта и методики производства продукта.
- Интерфейс к ОАО-системам ведущих мировых производителей.
- Управление инженерными и производственными изменениями и конфигурацией продукта.
- Объединение всех участников процесса разработки.
- Управление идеями и концепциями - от возникновения до стадии производства.
- Управление операциями по совместной разработке продукта.
- Создание и ведение совместных проектов.
- Управление совместным контролем качества выполняемых работ.
- Портал предприятия как единое рабочее место сотрудника.
- Формирование проектных планов и сетевых графиков.
- Определение потребности в материалах и ресурсах под проект.
- Проведение финансового планирования проектной деятельности и сбор фактических затрат и доходов по проектам.
- Сбор всех данных по фактическому исполнению проекта.
- Интерфейсы с другими системами управления проектами.
- Управление программами и портфелями проектов.
Совместное конструирование и проектирование
Управление проектами
- Обеспечение качества на ранних стадиях создания продукта.
- Анализ качества поступающего сырья, контроль качества в процессе производства и сбыта, анализ качества партий сырья.
- Поддержка контроля качества как продукции, так и самого процесса производства и управления в компании.
Управление качеством
- Формирование и ведение единой базы обслуживаемого оборудования.
- Планирование и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования.
- Управление проведением ремонтных и эксплуатационных работ.
- Управление отключениями оборудования при проведении ремонтных работ.
- Поддержка мобильных устройств (КБК, мобильные телефоны) для работы мобильных бригад.
Управление жизненным циклом основных фондов предприятия
- Ведение всех необходимых базовых данных и нормативных справочников.
- Сбор всей информации для обеспечения безопасности продукта (производимого, используемого, реализуемого).
- Управление опасными веществами и материалами на всех стадиях жизненного цикла - от закупки до утилизации.
- Охрана труда и производственная медицина.
- Управление отходами производства и контроль за выбросами в окружающую среду.
Охрана труда, здоровья и защита окружающей среды
- Поддержка использования мобильных устройств на всех стадиях жизненного цикла продукта - от создания и сбыта до сервисного обслуживания.
- Использование корпоративного портала как единого рабочего места сотрудника компании.
Мобильный бизнес
Таким образом, универсальная архитектура решения может быть настроена в соответствии с конкретными требованиями соответствующих отраслей и предприятий. Сегодня концепция PLM актуальна и успешно используется отраслями с дискретным производством: автомобильной, машиностроительной, аэрокосмической, оборонной и другими наукоемкими отраслями, а также инженерно-конструкторской индустрией и сферой производства товаров народного потребления.
Список литературы:
1. Чеплин М. Внедрение концепции PLM на производственных предприятиях - модная тенденция или необходимость? [Электронный ресурс] // Управление производством. Режим доступа: http://www.up-pro.ru/library/information_systems/project/plm-koncepciya.html (дата обращения: 27.10.2015).
2. Управление жизненным циклом изделия [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия PLM. Режим доступа: http://plmpedia.ru/wiki/Управление_жизненным_циклом_изделия (дата обращения: 26.10.2015).