Научная статья на тему 'Концепция Персонального цифрового дома и его демонстрационный прототип'

Концепция Персонального цифрового дома и его демонстрационный прототип Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
109
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция Персонального цифрового дома и его демонстрационный прототип»

Концепция Персонального цифрового дома и его демонстрационный прототип

Холкин И.И. (ihol1h31@mtu-net.ru)

Московский Государственный институт Радиотехники, Электроники и Автоматики (технический университет)

Введение

Проблемы информатизации общества, новых информационных технологий и их влияние на социальные, моральные и этические аспекты широко обсуждаются как у нас в стране, так и за рубежом [1-3]. Анализ истории развития компьютерных и информационных технологий показывает, что существенными факторами прогресса в этой области являются процессы интеграции и дезинтеграции.

Стремление предоставить пользователю максимум вычислительных ресурсов завершилось в 60-70е годы разработкой систем третьего поколения программно - совместимых машин IBM-360/370, ЕС-1020/1065, которые могли объединяться в многопользовательские многопроцессорные комплексы. Приблизительно в это же время по заказу Министерства Обороны США разрабатывается первая сеть, основанная на коммутации пакетов APRAnet, предназначенная для связи множества компьютеров, расположенных далеко друг от друга.

Стремление сделать пользователей максимально независимыми друг от друга и от фирм, предоставляющих вычислительные ресурсы, привело к созданию в начале 80-х годов персональных компьютеров, родоначальником которых был признан IBM PC, появившийся осенью 1981 года.

В это же время широкую популярность завоевывают локальные вычислительные сети, такие, например, как Ethernet, и первые компьютеры, называемые рабочими станциями, предназначенные для персонального использования, но обладавшие, благодаря объединению их в сети, мощностями, сравнимыми с большими ЭВМ.

Конец 90-х годов ознаменовался бурным развитием Интернета и, в частности, ее самой популярной составляющей WORLD WIDE WEB (WWW) , а также резким наращиванием мощностей персональных компьютеров.

В конце 1998 года Sony Corporation заявляет грандиозный проект Цифрового Дома (VAIO WORLD) на основе шины IEEE 1394, в котором предполагается полное слияние аудио/видео с информационными технологиями. В это же время NEC Corporation в сотрудничестве с Microsoft разрабатывают Чип, позволяющий компьютеру связываться с нетрадиционной периферией: TV, видео и т.д. Чип совместим со стандартом IEEE 1394 (Fire Ware) [4].

В [5,6] рассмотрены интегральные комплексы и технологии живого общения в Интернете, в которых проблема совместимости персонального компьютера с нетрадиционной периферией TV, аудио/видео решена с помощью аппаратного интерфейсного модуля.

И хотя в настоящее время подобные системы, Интеллектуальные дома (Smart House) и Персональные Цифровые дома находятся в стадии экспериментальной разработки, можно высказать предположение, что в начале XXI века Персональные цифровые дома получат такое же массовое распространение, какое в конце XX века получили Персональные компьютеры.

1. Концепция персонального цифрового дома

Под персональным цифровым домом мы будем понимать совокупность устройств, объединенных в единый комплекс под управлением персонального компьютера,

обеспечивающих пользователю хранение, доступ, обработку и обмен персональными информационными ресурсами с другим пользователем с помощью другого персонального цифрового дома, имеющего доступ к Интернету.

Под информационными ресурсами мы будем понимать электронные копии данных, которыми владеет современный цивилизованный пользователь, в виде рукописных, печатных, полиграфических материалов, рисунков, картин, фотографий, кино- и видеофильмов, телевизионных, аудиозаписей и т. д.

Под обменом информационными ресурсами здесь подразумеваются как обмен в традиционном понимании в виде пересылки файлов, так и обмен ресурсами в процессе так называемого живого общения, когда видео/аудио записи передаются в реальном времени между интернет - партнерами в процессе их живого общения.

Под совокупностью устройств, объединенных в единый комплекс, здесь понимается как совокупность устройств преобразования информации в видео/теле/аудио записи и т.д., построенных на новых чисто цифровых принципах, как это заявлено Sony Corporation в проекте цифрового дома (VAIO World), так и объединение существующей теле/видео/аудио- аппаратуры в единый интегральный комплекс под управлением персонального компьютера.

Предлагаемый в данной статье подход по реализации Персонального цифрового дома основан на разработке аппаратного интерфейсного модуля, обеспечивающего подключение в произвольной комбинации к системному блоку компьютера нетрадиционной периферии: TV, видео, аудио и т. п., через стандартные платы захвата аналогового видео/аудио сигнала.

Заметим, что в руководствах по эксплуатации стандартных интерфейсных видео/аудио плат типа miroVIDEO DC 10 - DC30, AWE64 и т. п. содержится требование, запрещающее перекоммутацию входов/выходов указанных плат с внешней видео и аудио аппаратурой при включённом компьютере [7]. Нарушение этого требования может привести к выходу из строя буферных входных/выходных каскадов платы. Ясно, что выключение и перезагрузка компьютера делает невозможным переключение видео/аудио каналов в процессе живого общения пользователей Персональных цифровых домов. Поэтому аппаратный интерфейсный модуль должен удовлетворять двум основным требованиям:

- живого переключения видео/аудио каналов при работающем системном блоке;

- коммутации видео/аудио каналов в произвольной комбинации, делающей компьютер и внешнюю видео/аудио аппаратуру единым интегральным комплексом.

Такой аппаратный интерфейсный модуль был разработан, что позволило создать действующий демонстрационный прототип Персонального цифрового дома.

2. Действующий демонстрационный прототип Персонального цифрового дома

На рис.1 приведен один из вариантов конкретной реализации функциональной схемы действующего демонстрационного прототипа Персонального цифрового дома, обеспечивающего живое переключение в произвольной комбинации и передачу интернет -партнеру информации от одного из 4-х независимых видеоканалов с живым звуком. По этим каналам могут передаваться:

- подвижные изображения лица, окружающая обстановка;

- фрагменты видеофильмов;

- фрагменты любительских кинофильмов, цветные слайды, фотографии, открытки, тексты и т.д. из старинных семейных архивов.

Именно такой информацией в большом количестве обладают в настоящее время и желают обмениваться ею в процессе живого общения большинство семей, подключенных к Интернету.

Рис. 1 Функциональная схема действующего демонстрационного прототипа Персонального цифрового дома

Кроме этого, возможна живая вставка любой из произвольного числа телевизионных (PAL, SECAM, NTSC) и радиопрограмм. Помимо выполнения функций общения в Интернете, комплекс выполняет целый ряд вспомогательных функций, а именно:

- создание и монтаж видеофильмов и их видеозаписей;

- создание видеозаписей со вставкой в них фрагментов кинофильмов, цветных слайдов, фото и т. п.;

- конвертирование видеозаписей в snap- и стробоскоп - файлы и их видеозаписи; нелинейный видеомонтаж и т.п.

2.1. Системный блок

Системный блок выполнен на базе процессора Pentium II по H_PC- технологии [8]. Известно, что наиболее уязвимыми местами компьютерных технологий, использующих операционные системы Windows 95/98, являются проблемы вирусного заражения и разрушения инсталлированных приложений.

Комфортность Персонального цифрового дома определяется разнообразием палитры инсталлированных в нем приложений, число которых может достигать нескольких сотен, а общий объем нескольких Гбайт.

Такой качественный сдвиг в составе программного обеспечения (ПО) по сравнению с ПО традиционного персонального компьютера требует пересмотра проблемы безопасности компьютера в целом. Существующие методы повышения безопасности компьютера, описанные, например, в [9 - 11] не отвечают новым условиям. Указанные проблемы в значительной степени разрешаются в системном блоке клонируемого персонального компьютера 3-го порядка H_PC_III, архитектура, которого представлена на рис. 2

Рис. 2. Архитектура H_PC_ III

Здесь под PC- клоном понимается часть Soft/Hard- компонента персонального компьютера (PC), содержащую полный информационный генотип PC.

Под Hard_PC- оболочкой здесь подразумевается полный Hard/Soft - компонент PC, из которого вычленен PC- клон.

Место в Hard_PC-оболочке, куда имплантируется или включается PC- клон, представляет собой H- слот.

Для того чтобы на базе традиционного PC провести Hard-инсталляцию H_PC_III, необходимо, если это позволяет корпус системного блока, в его 3 пятидюймовых слота вставить 3 корпуса Mobile Rack MR-10KPF-66, имеющего фан, возможность Hot-замены и отключения питания с помощью ключа. Кроме того, MR-10KPF-66 поддерживает стандарт UDMA66. Указанные MR следует соединить по схеме рис.3. Джампер на HDD Sl.PC- клона переключить в положение Slave.

Материнская плата

Рис. 3. Схема Hard-инсталляции H_PC_III

Как известно, материнские платы современных РС имеют 2 разъема IDE , к которым могут быть подключены HDD и CD-ROM. На один шлейф IDE можно подключить один или два устройства IDE. В традиционных РС к P.IDE (Primary IDE) подключен системный HDD, а SIDE (Secondary IDE) соединен с CD-ROM.

В системном блоке H_PC_III разъем P.IDE соединен с P.H- P1.H- слотами, а S.IDE соединен с CD- ROM и S.H- слотом. Подробные характеристики H_PC_III приведены в [8]. H_PC_III допускает раздельное и совместное включение клонов. При раздельном включении клонов H_PC_III представляет собой Мульти_PC («3 PC в одном флаконе»), поскольку каждый из 3-х клонов может быть совершенно независим друг от друга и содержать свой генотип, т. е. свою систему с инсталлированной палитрой приложений и операционной системой. Переключение с одного клона на другой осуществляется поворотом ключа на соответствующем MR во время перезагрузки компьютера. Заметим, что заражение вирусом от одного клона к другому в H_PC_III при раздельном включении практически исключено, поскольку единственным путем передачи инфекции может быть только энергонезависимая память СМОS. С помощью специальных мер этот путь может быть полностью блокирован.

При совместном включении 2-х или 3-х клонов, один из них имплантируется в Hard -оболочку, то есть из него загружается операционная система, а один или два других просто включаются, предоставляя свои ресурсы. Приоритет клонирования программа AWARD BIOS SETUP предоставляет клону по следующей схеме.

Высшим приоритетом обладают РЛ- Р1Л- слоты, поскольку они подключены к P.IDE. Из двух клонов, вставленных в эти слоты, высшим приоритетом будет обладать Р.РС- клон, поскольку джампер его HDD установлен в положении Master. Более низкий приоритет имеет Sl.PC- клон, так как его джампер установлен в положение Slave и, наконец, низший приоритет в этой тройке имеет S.PC- клон, если он включен в S.K- слот, подключенный к S.IDE. Однако если переставить местами Sl.PC- и S.PC- клоны, то имплантация, то есть загрузка операционной системы, будет блокирована, поскольку к шине P.IDE будут подключены 2 клона с одинаковым высшим приоритетом. В [8] показано, что H_PC_III может воспроизводить, кроме 3-х независимых генотипов, 9 смешанных генотипов, используя, кроме основного генотипа имплантируемого клона, ресурсы одного или двух других клонов.

После создания эталонного Р.РС- клона его помещают РЛ- слот. Оригинал системы, записанной на S.PC- клоне, на основе которого был создан эталонный клон, помещают в S.H- слот. Динамически обновляемые резервные копии эталонного клона хранятся на Sl.PC-клоне, который помещен в P1.H- слот.

В режиме штатной эксплуатации включен только РЛ- слот, S.H- P1.H- слоты выключены. Если в результате вирусной атаки, появления Bad- блоков или других разрушающих факторов произошло повреждение или полное разрушение системы, записанной на P.PC- клоне, то делается перезагрузка компьютера, во время которой поворачиваются ключи на P.H- P1.H- слотах. В результате выключается основной Р.РС- клон и включается резервный Sl.PC- клон и загрузка компьютера осуществляется с резервной копии эталонного клона. При ближайших профилактических работах Р.РС- клон восстанавливают путем прямого копирования. При этом не требуется переставлять джамперы в Sl.PC-P.PC- клонах, изменяя приоритет с Master на Slave. Достаточно при копировании вставить P.PC- клон в S.H- слот, который нужно включить на время копирования.

Динамическое обновление резервного Sl.PC- клона можно проводить еженедельно, чаще или реже, в зависимости от специфики работы, также путем прямого копирования всего клона. Заметим, что копирование всего клона l7,3 Гбайт с объемом системы, приложений, дистрибутивов, драйверов, архивов данных и т.д. 4 Гбайт. Занимает порядка 2530 минут.

Если у пользователя возникли проблемы, или поврежденным оказался эталонный клон и его резервная копия, можно перезагрузить компьютер, выключив РЛ- Р1Л- слоты и включив S.H- слот на котором находится оригинал системы, записанный на S.PC- клоне.

Преимущество описанной технологии по сравнению с технологией архивации системы, частичной архивации и восстановления данных, предусмотренных в Windows 9В и описанных в 19 уроке и в Приложении А Ш. Кроуфордом [11], или Э. Тайли [9] очевидны.

Во-первых, пользователю не нужно разбираться, какие файлы сохранять и как часто их сохранять, а какие нет. При том значительном количестве файлов, хранящихся в современных РС, что-то и, как правило, самое важное будет упущено. Во-вторых, время архивации и восстановления системы с использованием предлагаемых устройств, стримеров, JAZ и т.д. займет отнюдь не 25-30 мин.

Заметим, что в предлагаемой технологии резервирования, основанной на клонировании, сохраняется полный генотип РС вплоть до мельчайших опций настройки инсталлированных приложений, шрифтов и т. д. Если же требуется резервирование только массивов данных, то эта проблема решается перезагрузкой H_PC_III с включением резервного клона Sl.PC и обычным перемещением папок с резервируемыми данными в соответствующие каталоги логических дисков Sl.PC.

2.2. Связь по видеоканалу

Связь по видеоканалу осуществляется с помощью платы miro VIDEO DC 10. Плата miro VIDEO DC 10, являющаяся аппаратным кодировщиком/декодировщиком видео в формате Motion JPEG (MJPEG), предоставляет возможность полноценной работы с изображениями и видеопоследовательностями — видеоввод, редактирование, наложение компьютерной графики и титров, вывод на телевизор и запись на видеоленту.

При наличии звуковой платы, можно работать и со звуком — записывая, редактируя, микшируя и накладывая его на видео с реальным CD— качеством. Плата позволяет записывать видео в файлы .AVI на жесткий диск компьютера и проигрывать их на экране телевизора либо записывать их на видеомагнитофон, обеспечивая качество VHS и S-Video. Плата miroVIDEO DC 10 подключается к любому источнику или приемнику видеосигнала, работающему с композитным видеосигналом (форматы VHS и Video В) или с сигналом в формате -Video (S-VHS, Hi8).

Для компрессии видеоданных используется аппаратный MJPEG компрессор реального времени. Передача данных осуществляется через 32-битную шину PCI Bus Master. Плата осуществляет захват изображения с разрешением 3В4 х 576 точек при 50 полях в секунду (PAL/SECAM) и 320х 4В0 х 60 полей (NTSC). При таком разрешении видео хранится в файле, а при выводе на телевизор или на видеоленту плата достраивает вторую горизон-

тальную половину кадра до разрешения 768 х 576 (640 х 480), что обеспечивает качество VHS и S-Video. Плата работает с телевизионными стандартами:

- PAL (Европа, Бразилия и ^.)/SECAM (Россия, Франция) — 625 линий и 50 полукадров;

NTSC (США, Япония) — 525 линий и 60 полукадров.

Файлы .AVI могут содержать видеопоследовательность как с применением компрессии Motion JPEG (плата miroVIDEO DC 10), так и программной (Cinepak, Intel Indeo, Microsoft Video 1 и др.) компрессии. В отличие от файлов .AVI с Motion JPEG компрессией, которые не будут проигрываться без платы miroVIDEO DC 10, файлы с программной компрессией можно переносить и воспроизводить на компьютере, не оснащенном платой miroVIDEO DC 10.

2.3. Связь по аудиоканалу

Связь по аудиоканалу осуществляется через Sound BlasterAWE64. Плата AWE64 обеспечивает создание .WAV-файлов с качеством CD, что позволяет совместно с Mini Hi-Fi Component System FH - G80 просматривать видеофильмы с воспроизведением звука качества Hi-Fi - Stereo. В то же время наличие у этой платы, кроме линейного, микрофонного входа позволяет в процессе передачи видеофильмов интернет - партнёру сопровождать их содержание комментариями.

2.4. Видеокамера NV - S600EN и дополнительное оборудование

Видеокамера VHS NV - S600EN позволяет, наряду с передачей видеоизображения в процессе общения, создавать качественные видеофильмы со стереофоническим звуком Hi-Fi. Используя сканер MicrotekScanMaker 330 и засинхронизированный Кинопроектор 8П-1, можно оживлять видео сюжеты вставкой слайдов, фотографий, кинофрагментов в соответствующие места видеофильмов. Цветной принтер HP DeskJet 690C+ позволяет распечатывать цветные Video Captures, полученные в процессе живого общения.

2.5. Видеомагнитофоны

Видеомагнитофоны NV-HD100EE и SLV-X57ME обеспечивают запись сеансов видеообщения, воспроизведение видеозаписей и вставку их в процессе живого общения, а также создание качественных видеофильмов.

2.6. Аппаратный интерфейсный модуль

Аппаратный интерфейсный модуль осуществляет коммутацию в различных комбинациях порядка пятидесяти линий, связывающих компоненты Персонального цифрового дома, реализуя различные технологии живого общения и подготовки видеоматериалов и текстов.

2.7. Модем COURIER V.34Fax

Модем COURIER V.34Fax обеспечивает связь с Интернет - провайдером по выделенным или коммутируемым каналам связи.

3. Программное обеспечение

Качество и состав программного обеспечения Персонального цифрового дома в значительной степени определяют его интеллектуальную мощь, комфорт, а также палитру и выразительность средств живого общения и подготовки видео/аудио материалов. Перечислим основные компоненты программного обеспечения, которые могут использоваться в подобных комплексах:

- Windows 98 SE V. 4.10.2222 - операционная система.

- Microsoft NetMeeting 3.1 - обеспечивает живое видеообщение с передачей звука, файлов, текстов, статических изображений.

- Ulead MediaStudio Pro 5.2 (видео/аудио/ графика)- мощный пакет подготовки видеоматериалов и нелинейного видеомонтажа, включающий модули: Video Capture, Video Editor, Video Paint, CG Infinity, Audio Editor.

- Adobe PhotoShop 5.5, Professor Franklin's Instant Photo Artist 1.01(графика) - пакеты подготовки и редактирования фотографий, рисунков и других статических изображений.

- Microsoft Office 97 - подготовка и редактирование материалов.

- PROMT 98 Гигант - перевод в Интернете с полным сохранением форматирования Web - страниц.

- QUALCOMM's PureVoice 1.1- создание и передача звуковых файлов в весьма сжатом виде.

- ABBYY Fine Reader 4.024 PRO (распознавание текста).

- IBM VoiceType Simple Speaking (распознавание речи).

- Magic Gooddy'98 (речевой синтезатор-переводчик), и т. д.

Кроме перечисленных фундаментальных приложений, имеется целый ряд вспомогательных, но очень полезных приложений, так называемая "тысяча мелочей", которая определяет индивидуальный стиль и почерк пользователя Персонального цифрового дома.

4. Интегральные технологии и сценарии живого общения между цифровыми домами

Основным фактором, ограничивающим палитру изобразительных средств живого общения между цифровыми домами в настоящее время, является невысокая пропускная способность канала связи. Ограничения пропускной способности условно можно разделить на два класса. К первому классу относятся ограничения каналов, соединяющих интернет - партнеров со своими провайдерами. Второй класс ограничений обусловлен перегруженностью магистральных спутниковых или оптоволоконных каналов, соединяющих самих провайдеров.

Известно, что большинство интернет - партнеров, пользующихся услугами живого общения, подключены к модемным пулам своих провайдеров через коммутируемые телефонные каналы. Пропускная способность таких соединений, как у нас в стране, так и за рубежом, колеблется в пределах от 14.4 Kbps - для старых телефонных линий с изношенным оборудованием, до 112 Kbps - для современных Dual ISDN (Integrated Services Digital Network) цифровых телефонных сетей с комплексными услугами. Ограничения первого и второго классов влияют на качество живого общения по-разному. Ограничения первого класса являются в некоторой степени контролируемыми. По крайней мере, интернет - партнер, сделав несколько пробных интернет - контактов, имеет возможность выбрать максимальную скорость, на которой связался его модем. Для наших отечественных телефонных линий она обычно лежит в пределах 19.2 -57.6 Kbps. Следствием ограничений первого класса является появление задержки при передаче речевых сообщений, которая может достигать нескольких секунд, и увеличение длительности построения видеоизображения на приемном конце. На ограничения второго класса интернет - партнеры повлиять практически не могут, поскольку они зависят от множества, в основном, случайных факторов. Ограничения второго класса проявляются в длительных паузах (провалах) при передаче речевых сообщений и зависании процесса построения видеоизображения. В составе программных средств систем живого общения обычно имеются специальные утилиты, позволяющие измерить указанные искажения. Так, например, Intel Conection Advisor, входящий в состав системы Microsoft NetMeeting, позволяет контролировать загрузку процессора, а также скорости передачи, задержки, потери звука и видео. Имеются также средства, позволяющие в определенных пределах уменьшить эти искажения. Так в Microsoft NetMeeting при недостаточной пропускной способности канала можно переходить с дуплексной на однонаправленную аудио связь, уменьшать размер пе-

редаваемого видеоизображения с (90x145) до (45х55) и (25х40) мм, повышать качество изображения за счет уменьшения частоты кадров. Однако всех этих мер бывает недостаточно для обеспечения приемлемого качества живого общения. В этом смысле рассматриваемый цифровой дом имеет большие возможности.

Существует мнение, что при жестких ограничениях, обусловленных телефонными линиями, через которые массовый пользователь подключен к Интернету, вряд ли можно в настоящее время серьезно ставить вопрос о передаче видео изображения в процессе живого общения. Действительно, емкость видеоканала должна в сотни и тысячи раз превышать емкость аудио канала, но тогда, когда видеоизображение передается с частотой 15 - 25 кадров в секунду.

Длительный опыт живого общения с отечественными и зарубежными интернет-партнерами показал, что для удовлетворительного качества речевого общения, когда ему отдается приоритет, доля видеосигнала не должна превышать порядка десяти процентов от аудио сигнала. Но даже в этих условиях можно осуществлять качественную передачу видеоизображения. Дело в том, что для психологически комфортного восприятия видеоизображения, более важным параметром является не высокая частота смены кадров, которой в этих условиях все равно нельзя достичь, а отношение длительности построения видеоизображения к длительности экспонирования его на приемном конце. Желательно, чтобы значение этого отношения не превышало величины порядка 0.2. При этом частота смены кадров может составлять 0.1 - 0.01 Гц. При обмене видео- и архивными кинофильмами, когда приоритет отдается передаче изображения, а не звука, доля аудио сигнала не должна превышать порядка десяти процентов от видеосигнала. При этом частота смены кадров может быть повышена. А сами фильмы следует передавать в виде snap- или стробоскоп-файлов, в которых частота смены кадров лежит в пределах 1 - 0.1 Гц. Однако ни одна из существующих коммерческих систем живого общения не может обеспечить таких значений параметров. В рассматриваемом в данной статье демонстрационном прототипе Персонального цифрового дома подобные режимы и сценарии легко обеспечиваются.

Заключение

Несомненным преимуществом предлагаемого подхода по созданию Персональных цифровых домов является максимальное использование существующей аудио/видео/TV-техники, которой располагает в настоящее время средняя семья, подключенная к Интернету через коммутируемые или выделенные каналы связи. Это обстоятельство делает данный подход весьма привлекательным с экономической точки зрения.

Библиография

1. Кольер М., Дэвис Э. Мультимедиа: Новые стандарты и технологии. Журнал сетевых решений. - М.: 1998, т. 4, № 6. - С. 81-86.

2. Koji Kobayashi. Information Society and Information Technology / International Journal of Human-Computer Interaction 3(2). New York, 1991 - P. 223-237.

3. Imai, K., Shiobara, T. & Matsuoka, S. Japanese Organizations-Organization Strategy in the Network Age. Publisher: Daiichi Hold Shuppan (in Japanese), Tokyo, Japan, 1988.

4. Norihisa Fujioka. Approach to IEEE1394 High-speed Serial Interface. NEC Device Technology International. № 52, 1999.- 6 c.

5. Kholkin I. Integrated Internet Technologies for life-style conversation. FIRST IEEE/POPOV WORKSHOP ON INTERNET TECHNOLOGIES AND SERVICES, PROCEEDINGS, Special Russian Session "The Internet Developments in Russia"(October 28, 1999) Moscow, Russia, p.76-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Холкин И.И. «Интегральные комплексы и технологии живого общения в Итернете». Электронный журнал «Исследовано в России», 17, стр. 237-244, 2000г. http://zhurnal.mipt.rssi.ru/articles/2000/017/pdf

7. Miro VIDEO DC 10. Руководство по установке и эксплуатации. АО "Цифровые Видео Системы. - М: 1997.-24с.

8. Холкин И.И. Клонируемые персональные компьютеры. Электронный журнал "Исследовано в России", 56, стр. 807-825, 2000 г. http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2000/056.pdf

9. Тайли Э. «Безопасность персонального компьютера» /пер. с англ. Минск: ООО «Попурри», 1997. - 480 с.

10. Снайдер Дж. «Наиболее полное справочное руководство Windows 95: Справочник -СПб: Питер, 1998. - 416 с.

11. Кроуфорд Ш. «Профессиональная работа в Windows 98: учебный курс - СПб ЗАО «Издательство Питер», 1 999. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.