Научная статья на тему 'Концепция педагогической культуры В. Л. Бенина'

Концепция педагогической культуры В. Л. Бенина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1874
167
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепцова М. В.

В статье анализируется концепция педагогической культуры видного отечественного педагога В.Л. Бенина, внесшего вклад в развитие теории педагогической культуры. Представлено воззрение автора на определения «культура», «педагогическая культура», раскрывается актуальность разработки теории педагогической культуры с позиции трансляции социального опыта, типов педагогической культуры. Проанализированы различные компоненты термина «педагогическая культура», рассматриваемые нами в четырех научных аспектах: как педагогический компонент, социальный компонент, философский компонент и культурологический компонент. Педагогические, социально-философские, культурологические взгляды педагогической культуры В.Л. Бенина остаются одной из наиболее актуальных тем, особенно в условиях модернизации российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция педагогической культуры В. Л. Бенина»

УДК 37.01

КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В.Л. БЕНИНА

© 2018 М. В. Слепцова

аспирант кафедры «Вычислительная техника и компьютерная графика» e-mail: slepcova.marianna@mail.ru

Дальневосточного государственного университета путей сообщения, г. Хабаровск

В статье анализируется концепция педагогической культуры видного отечественного педагога В.Л. Бенина, внесшего вклад в развитие теории педагогической культуры.

Представлено воззрение автора на определения «культура», «педагогическая культура», раскрывается актуальность разработки теории педагогической культуры с позиции трансляции социального опыта, типов педагогической культуры. Проанализированы различные компоненты термина «педагогическая культура», рассматриваемые нами в четырех научных аспектах: как педагогический компонент, социальный компонент, философский компонент и культурологический компонент. Педагогические, социально-философские, культурологические взгляды педагогической культуры В.Л. Бенина остаются одной из наиболее актуальных тем, особенно в условиях модернизации российского образования.

Ключевые слова: педагогическая культура, культура, педагогическая культурология.

Педагогическая культура есть везде, где есть человеческое сообщество.

В.Л. Бенин

В отечественном образовании в последнее десятилетие ХХ столетия к осмыслению соотношения культуры и образования начинается огромный исследовательский интерес. С этого времени слово «культура» в исследованиях звучит в самом разном контексте: профессионально-педагогическая культура, культура педагогической деятельности, методологическая культура педагога, гуманитарная культура будущего учителя, экологическая культура учащихся, развитие эстетической культуры учащихся и т. п.

Педагогическая культура в отечественном научном направлении образования имеет различные научные взгляды. Изучением проблемы педагогической культуры занимались ведущие научные деятели педагогики, культурологии и философии:

A.И. Арнольдов, А.В. Барабанщиков, В.Л. Бенин, Е.В. Бондаревская, И.Е. Видт, Г.В. Драч, И.Ф. Исаев, В.И. Загвязинский, Г.Ф. Карпова, Л.Н. Коган, И.Б. Котова,

B.В. Краевский, А.В. Петровский, В.А. Сластенин и многие др. У каждого свое понимание и особый теоретический взгляд в описании культуры, педагогической культуры, профессионально-педагогической культуры. Вместе с тем всех объединяло горячее стремление найти эффективные пути формирования педагогической культуры и ее сущности. В них развиваются идеи аксиологического, деятельностного, культурологического и других подходов к развитию и формированию педагогической культуры, раскрываются способы оптимизации содержания и методология, разработаны способы воплощения культуры в содержании образования, положенные в основу современных педагогических систем.

В отечественной российской педагогической науке есть немало ученых, творчество и деятельность которых заслуживает гораздо большего внимания. К их числу, на наш взгляд, относится и научная деятельность Владислава Львовича Бенина, видного педагогического деятеля, педагога, философа, преподавателя высшего педагогического образования в России, доктора педагогических наук, кандидата философских наук, профессора, автора работ по культурологии, философии, педагогике, истории педагогики. В своих разносторонних научных интересах В.Л. Бенин всегда отводит особое место проблемам повышения уровня педагогической культуры будущих учителей, подготовки будущих специалистов, их профессиональному и личностному становлению.

Большое значение для перспектив профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях социально-педагогической модернизации имеет разработка ученым проблемы современного содержания образования. Главенствующей линией его научно-педагогической деятельности нам представляется переосмысление роли научно-философских, теоретико-методических понятий «культура», «методология исследования культурных процессов», «педагогическая культура», «профессионально-педагогическая культура», «культура педагогической деятельности», «методологическая культура педагога», «педагогическая культурология», «духовно-нравственная культура», «методика философско-культурологического образования» и др. Учитывая, что этот научно-педагогический опыт весьма многообразен, мы остановимся на сущности и содержании теории педагогической культуры В.Л. Бенина.

Изучение теоретических и методологических основ феномена педагогической культуры и разработка исходных принципов ее формирования и развития, представляющей собой область гуманитарного знания, изучающую общие закономерности педагогического процесса и направленную на получение систематизированных знаний о формах и методах трансляции социального опыта для В.Л. Бенина и для его научной школы «Педагогическая культурология» (Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы), становятся принципиальными в их научно-исследовательской деятельности [Бенин 2017: 5].

Одним из методологических подходов теоретического изучения и анализа концепции педагогической культуры Владислава Бенина является изучение и анализ научно-педагогических источников, что позволяет получить целостное представление формировании и развитии педагогической культуры.

Анализ публикаций В. Л. Бенина показывает: педагогическая культурология (формирование и развитие педагогической культуры [Там же: 7]) в своем формировании и развитии имеет три этапа с характерными для каждого этапа целевыми установками и воззрениями.

На первом этапе (1996-2003 гг.) сформулированы дефиниции педагогической культуры, выделены элементы ее структуры, функции, уровни, субъекты и типологии. Итоги первого этапа работы научной школы профессора В. Л. Бенина отражены в его книге «Педагогическая культурология» (2004).

На втором этапе (2004-2010 гг.) были определены социальные условия, причины и следствия функционирования и развития современного российского образования. В исследованиях этого периода показано, что процесс формирования общеевропейского образовательного пространства входит в острые противоречия с попытками сохранить уникальность национальных форм социализации [Там же: 11], которые привели к проблеме развития образования в контексте обеспечения культурно-образовательной безопасности и сохранения отечественной культуры, а также «мозаичной культуры» [Там же: 15]. Введен в научный оборот термин «образовательная безопасность».

Третий этап (с 2011 г.). Ближайшие научные перспективы на этом этапе -создание реально действующей системы обеспечения образовательной безопасности России как необходимое условие ее культурного самосохранения и развития; изучение наиболее общих закономерностей функционирования и развития культуры как целого, познания социальной реальности, позволяющего оценивать возможности и перспективы глобального выживания человека как вида; разработка нового комплексного направления - библиокультурология [Бенин 2017: 17].

Все этапы представляют собой трансляцию накопленного в области педагогики знания научного опыта, основанного на единстве основных взглядов, общности и преемственности принципов и методов научного исследования [Там же: 27]. Каждая из этапов имеет свои отдельные концептуальные идеи, но каждая из них решает единую задачу формирования и развития педагогической культуры общества. Остановимся подробнее на содержании концепции педагогической культуры В.Л. Бенина.

Богатый мировоззренческий, педагогический, философский, культурологический опыт, накопленный ученым в процессе его научной деятельности, позволил ему в начале 2000-х годов заявить о себе как об одном из наиболее последовательных сторонников и видных теоретиков концепции педагогической культуры, получившей широкое распространение в педагогической науке и практике образования России.

В.Л. Бенин является характерным представителем уральской школы философов-культурологов, взаимоувязывающих понятие деятельности и понятие культуры, а потому считающих, что «существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности» [Бенин 1996: 12]. В его понимании культурный опыт предшествующих поколений позиционируется как нормативные требования к любой деятельности человека. Ученый проводит корреляцию педагогической и философской культур, «в них обеих человек одновременно выступает и субъектом, и главным объектом познания». Культура философского мышления выступает базой педагогической культуры [Бенин, Хазиев 1992]. Ученый полагает, что глубокое познание философии формирует навыки мыслительной деятельности. Поэтому важнейшим компонентом педагогической культуры является философская культура [Бенин 2012: 63].

В статье «Культура и высшее образование» автор пишет, что любой транслируемый системой образования исторический тип культуры включает в себя два компонента - актуальную культуру и культурную память.

Актуальная культура функционирует в конкретном обществе и наиболее наглядно проявляется в культуре труда, культуре быта и культуре поведения. Следовательно, при подготовке будущего специалиста она включает знания о тех формах и методах трансляции социального опыта, которые реально функционируют в современном обществе.

Культурная память представляет собой те знания, умения и навыки, которыми люди располагают, но не используют, потому что обладают более современными и удобными формами и методами решения аналогичных задач. Следовательно, при подготовке будущего специалиста она сохраняет информацию о прежних формах и методах передачи общественного опыта, которая, может быть, ныне не применяется в практике обучения и воспитания [Бенин 2008: 58].

По мнению В. Л. Бенина, актуальная культура включает следующие компоненты: общечеловеческие ценности; национальное культурное наследие; культурные ценности, характерные только для одной социальной группы; современный культурный поток [Там же: 60]. Следовательно, логика бенинской социокультурной интерпретации этих компонентов такова: во-первых, по мысли философа, из единства этих компонентов происходит социализация личности, человека, обитающего в двух

мирах одновременно - мире преходящем (природном) и мире вечном, мире культуры [Там же: 54], -мир вечного и есть не что иное, как мир культуры; во-вторых, мир культуры возник в результате труда, трансляции его форм и методов от старшего поколения к младшему (т.е. педагогического процесса) и технологического оснащения труда, которые и есть результат социальной жизнедеятельности человека. Итак, компоненты актуальной культуры представляют собой зарождение мира культуры представляющий осуществлять трансляцию социального опыта, и практически для каждого отдельного человека она присуща в той или иной мере.

В монографии «Культура. Образование. Толерантность» В.Л. Бенин дает следующую дефиницию феномену культура: «Культура есть концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его приумножении» [Бенин 2011: 97]. Следует отметить, что в содержание понятия «педагогическая культура» В. Л. Бенин вкладывает не только значительный педагогический, но и философский смысл, основываясь на убеждении, что «становление культурного человека представляет собой процесс активного, целенаправленного развития и саморазвития в постижении, воспроизводстве и приумножении культурных ценностей. Его деятельность, прежде всего, характеризуется умением "обращаться" с культурой и в культуре; способностью к воспроизводству и приумножению культуры, а также к самопроизводству в ней» [Там же: 45]. Итак, его мировоззрение строится на единой философско-социологической основе и неколебимом убеждении, что культура прежде всего как поликультурная среда самореализации личности, созидающей и творящей новое, представляет собой механизм целенаправленной передачи накопленного опыта в многонациональном обществе.

Изучение проблемы педагогической культуры В. Л. Бениным начинается в ранних публикациях, которые мы считаем основой его научных взглядов. К ним относятся «Педагогическая культура: постановка проблемы» (1993), «Педагогическая культура: ее содержание и специфика» (1994), «Культура как социальное явление: ее структура, функции и роль в обществе» (1994), «Педагогическая культура преподавателя при экстерном методе обучения» (1994), «Типы педагогической культуры» (1995), «Педагогическая культура: философско-социологический анализ» (1997) и др. В работах раннего периода была сформулирована дефиниция педагогической культуры, выделены элементы ее структуры, функции, уровни и типология.

Благодаря профессору В.Л. Бенину, его разработкам методологических и методических основ формирования и развития педагогической культуры, эта тема становится актуальной и перспективной для Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. В 2003 г. официально признается уфимская научно-образовательная школа «Педагогическая культурология: теоретические, методологические и методические основы формирования и развития педагогической культуры». Общее направление исследовательских работ научного коллектива уфимской школы - «Педагогическая культурология», где основное внимание уделяется методологии формирования и развития педагогической культуры. Результаты научной школы профессора В.Л Бенина (как мы уже рассматривали выше) были подведены в его концептуальной публикации «Педагогическая культурология» (2004). На наш взгляд, это работа является одной из значимых в научной сфере, имеет большое научное и практическое значение. Она внесла значительный вклад в развитие многоуровневой системы высшего и среднего профессионального образования.

По мнению В.Л. Бенина, изучение теоретических и методологических основ феномена педагогической культуры и разработка исходных принципов ее

формирования и развития составляет одну из фундаментальных функций педагогической науки. В 1996 г. он предложил, по существу, первое обоснованное определение понятия «педагогическая культура». Ученым проанализированы различные компоненты данного термина. Ниже мы акцентируем внимание на раскрытии концепции педагогической культуры В. Л. Бенина, тесно связанной друг с другими аспектами его исследований. Рассмотрим их в четырех научных аспектах.

Педагогический компонент концепции педагогической культуры представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса по передаче накопленного социального опыта деятельности, сам результат деятельности, который проявляется в виде знаний, умений, навыков и механизмов передачи элементов деятельности [Бенин 1996: 12; 2012: 56]. Следовательно, педагогический компонент концепции педагогической культуры представляет собой область гуманитарного знания, выступающую в качестве методологии, закономерности педагогического процесса, направленную на получение систематизированных знаний о формах и методах трансляции социального опыта. Она формирует индивидуально-субъектную культуру будущего учителя, совокупность знаний, умений, опыта по усвоению и применению наследия прошлого и современной культуры, т.е. по развитию собственных социокультурных навыков позитивной педагогической деятельности.

Социальный компонент концепции педагогической культуры по В.Л. Бенину представляет собой систему с многоуровневой структурой педагогического воздействия в семье или в трудовом коллективе. Поэтому и формирование педагогической культуры возможно в процессе целенаправленной деятельности с учетом интересов социума [Бенин 1997]. Данная концепция предполагает формирование педагогического типа мышления, накладывающего специфический отпечаток на весь образ мысли и поведения людей любой деятельности, которые должны обладать общей и педагогической культурой. Нельзя не отметить слова Бенина, что педагогическая культура общества определяется уровнем педагогической культуры всего населения и представляет собой часть общей культуры и в качестве элемента общей культуры она проникает как бы во все «поры» общества, представляя собой его сквозное «сечение» [Бенин 2017: 7]. Также в своих научных трудах автор всегда подчеркивает, что для высокопрофессиональной педагогической культуры необходим высокий уровень общей культуры личности, которая должна сформироваться в семье, в школе, в социальном окружении [Там же: 35]. Социальный компонент концепции педагогической культуры раскрываются в его уровнях (рассмотрены ниже).

Философский компонент концепции педагогической культуры целесообразно выразить в виде таблицы.

Культура (взгляды исследователей) Педагогическая культура (взгляды Бенина В.Л.)

Связанная с информацией и знаковыми системами, в которых она закодирована Эффективная передача информации от предшествующих поколений последующим при освоении знаковых систем

Уникальная технология человеческой деятельности Разделение культуры по видам деятельности с выявлением технологии педагогической деятельности

Внебиологическая система адаптации человека Определение форм и методов социализации и социальной адаптации человека

Степень свободы в человеческой деятельности Степень общественного содействия или противодействия формированию действующей личности

Совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей Форма проявления духовной культуры общества

Из таблицы видно, что из-за множественности понятий «культура» существуют самостоятельные элементы и подсистемы культуры. В. Л. Бенин на эти подходы дает свое размышление применительно к педагогической культуре. Философское понимание этих подходов означает роль, которую определенный социальный институт выполняет относительно потребностей общественной системы и деятельности. Рассмотрим каждую из них.

Педагогическая культура как эффективная передача информации от предшествующих поколений последующим при освоении знаковых систем. Мир культуры это мир символов и знаков, несущих информацию. По мере усвоения системы подобных знаков каждый человек приобщается к культуре своего времени [Бенин 1997; 2017: 107]. Относительно к педагогической культуре это означает что процесс обучения как трансляция социального опыта предполагает введение обучаемых в систему знаков и символов изучаемых дисциплин. Например, применительно к изобразительному искусству это живопись, графика, скульптура, народные художественные промыслы - это и есть символические выражения искусства, человеческого бытия. К примеру, знаковая система живописного, графического произведения - это язык цвета, нюанса, тона и линии др.

Педагогическая культура как разделение культуры по видам деятельности с выявлением технологии педагогической деятельности. Бенин рассматривает педагогическую деятельность как вид духовно-практической деятельности, существование которого обусловлено потребностями общества в социальном наследовании и воспроизводстве человека как субъекта общественных отношений [Бенин 2017: 63]. Культура - результат человеческого труда (педагогический процесс). Технология предполагает педагогическую деятельность как результат культуры, понимаемой в широком смысле слова как процесс и результат социальной жизнедеятельности человека. Одновременно культура, оказывая обратное влияние на труд и технологию, видоизменяет условия человеческой деятельности, определяя их сущностные характеристики [Бенин 2011: 55]. В деятельности людей по передаче и наследованию накопленного социального опыта Бенин выделяет три основных уровня: познавательный (характеристика степени овладения педагогическими знаниями как в среде профессионалов, гак и за ее границами), ценностный (характеристика осознания потребности в знаниях и оптимальных формах их передачи), практический (характеристика осознания формирования и реализации целей педагогической деятельности) [Бенин 1996: 9].

Педагогическая культура как определение форм и методов социализации и социальной адаптации человека. Социальная адаптация человека и определение формы и методов социализации в культуре остается самой актуальной в условиях глобализации общественного сознания. В нашем понимании социальная адаптация -это способность приводить себя в соответствие с условиями среды для постоянного, универсального по своим потенциальным (общеродовым) возможностям преобразования среды и самой социокультурной действительности. Следовательно, нужно уметь передавать своим потомкам накопленный веками опыт; чтобы отличаться от других и сополагаться с другими культурами в едином ряду на равных правах, нужно придать своей культуре яркий самобытный национальный облик. Другими словами, речь идет о сохранении, развитии и выдвижении на арену поликультурной жизни своих самобытных, национальных традиций.

Педагогическая культура как степень общественного содействия или противодействия формированию действующей личности. В данном случае понятие педагогической культуры приобретает оценочный характер, выражая степень общественного содействия или противодействия формированию действующей

личности. Общественное содействие является источником культурного взаимодействия, где культура - способ жизнедеятельности человека, аккумулирующий его творческую энергию, способный дать импульс для самопознания и самореализации в собственной практической деятельности личности. Следовательно, формирование действующей свободной личности, способной к самоопределению своей практической деятельности в мире культуры - это и есть воспитание личности в духе интеллектуальной свободы и гражданской ответственности, человека, способного максимально реализовать свои способности для становления достойной личности.

Педагогическая культура как форма проявления духовной культуры общества. Каждый человек призван сохранять и созидать нравственные ценности, утверждать в обществе идеалы нравственности, и в этом заключается духовная культура общества. Мы отмечаем, что педагогическая культура формируется в поликультурной образовательной среде на основе воспитания традиционной культуры. Процесс духовного воспитания личности идет в тесной взаимосвязи с национальными традициями, через приобщение к традиционному мировоззрению предков, приводит к осмыслению мира и себя в этом мире как целостной личности в гармоническом согласии с природой. Таким образом, только приобщение к своей культуре поможет молодому поколению приобщиться к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, понять и принять их. Итак, поддержание духовных и нравственных основ, обеспечение преемственности и передачи культурного наследия новым поколениям, включение студентов, будущих учителей, в систему содержания национальной культуры - вот основные задачи учебно-воспитательной деятельности.

Культурологический компонент концепции педагогической культуры представляет собой понимание и принятие народной этики и миропонимания, основанное на опыте предшествующих поколений [Бенин 2012: 66]. Таким образом, этому процессу способствует педагогическая культура, поэтому она является важным фактором современного образования, укрепляющим национальную культуру. По мнению исследователей, педагогическая культура оптимизирует процесс культурологизации образования и воспитания, поскольку отражает основную тенденцию современного общества, которое развивается эффективно в той мере, в какой основывается на многообразии индивидуальных культур [Бенин 2017: 29].

Таким образом, раскрытие концепции педагогической культуры В.Л. Бенина в педагогическом, социальном, философском и культурологическом воззрениях, показывает собой сложноорганизованную систему, обладающую многоуровневой структурой субъекта педагогического, социального, культурологического воздействия. Она качественно характеризует не только работу учителя-профессионала, но и тип педагогического воздействия тех или иных социальных общностей. Поэтому формирование и развитие педагогической культуры предполагает целенаправленную деятельность не только среди профессиональных педагогов, но и в границах всего общества [Бенин 1996: 7].

Бенин репрезентирует педагогическую культуру прежде всего как социокультурное наследие, как элемент единой целостной системы процесса дифференциации культуры. Он сформулировал механизмы передачи культурного опыта и наследия от предшествующих поколений к нынешним, увязав потребности предыдущих поколений по передаче культурного опыта с потребностями будущих поколений по его получению [Там же: 12]. В концепцию педагогической культуры исследователь корректно встраивает понятия «субъект педагогического воздействия», «содержание педагогического процесса», «механизм передачи культурного опыта».

Подчеркивая решающую роль педагогической культуры в становлении профессиональной деятельности, В. Л. Бенин также выдвигает положение о главенстве

понятия «педагогическая культура» над понятием «профессиональная культура педагога», поскольку педагогическая культура характеризует культуру всей педагогической деятельности не только учителя, но и семьи, производственных коллективов и т.д. [Бенин 1996: 9].

Также Бенин выделяет наиболее характерные осмысления педагогической культуры: «функции», «типы», «уровни», «сущность» внутренней связи между ними как элементами единой целостной системы в условиях современного образования и составляет содержание концепции. Рассмотрим их.

Он подчеркивает, что именно человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры человека и его приобщения к культуре. И именно ею определяются остальные функции - семиотическая, трансляции социального опыта, регулятивная и аксиологическая. Рассмотрим функции педагогической культуры:

- определенные системы знаков и символов представляют накопленный человечеством культурный опыт (семиотическая функция);

- деятельность людей по передаче и наследованию накопленного социального опыта, образцов поведения в историческом процессе - от одного поколения к другому (функция трансляции социального опыта);

- «регуляция поведения обучающего в процессе трансляции социального опыта; регуляция качественных характеристик личности обучаемого в процессе их формирования» (регулятивная функция);

- система ценностей, определяющая основные направления педагогического воздействия (аксиологическая функция) [Бенин 2012: 65; 2016: 105].

Во многих научных публикациях, рассматривая специфику функций педагогической культуры, В. Л. Бенин констатирует два их аспекта:

- педагогическое воздействие на человека определяет основные характеристики личности;

- в процессе педагогической деятельности вырабатывается оптимальный механизм передачи личности социального опыта [Бенин 2012: 63; 2016: 107].

Автор при этом подчеркивает их неразрывную связь между собой и взаимное дополнение друг друга, они представляют собой единую систему, элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Функции педагогической культуры, по мнению автора, проявляются в осознании будущим специалистом собственной потребности в знаниях при наследовании накопленного социального опыта и передаче его новому поколению, что позволяет каждому человеку не только усваивать этот опыт, но и участвовать в его приумножении. Следовательно, идет реализация личностной свободы, свободное восхождение в мир культурных ценностей.

Изучая педагогическую культуру педагога как динамическую систему педагогических ценностей, В.Л. Бенин сформулировал ряд типологических характеристик, что позволило ему выделить основные типы педагогической культуры:

- демократический тип - сотрудничество субъектов образовательной деятельности с правами и обязанностями в образовательном процессе;

- авторитарный тип - подавление одним из участников образовательного процесса (учителем) другого участника (обучающегося);

- тоталитарный тип, ставящий обоих участников образовательного процесса в зависимость от условий и требований регламентирующих норм с запретом творческой деятельности [Бенин 1997].

С позиций культурологического анализа выделяются шесть уровней педагогической культуры, исходя из специфики субъекта воспитательного воздействия:

- общество в целом - передача социального опыта от старших поколений к младшим;

- социальная группа - отличие педагогической культуры между объединением людей, имеющих общий значимый социальный признак;

- отдельные воспитательные системы и учреждения - образовательная среда воспитания и образования, социальные институты;

- формальные и неформальные коллективы;

- семья;

- конкретная личность человека, выполняющего функции наставника, по нормам общечеловеческой культуры и нравственности [Бенин 2012: 67].

Следовательно, ученый впервые включил в структуру педагогической культуры институционный блок, что говорит о выходе исследователя на системный, целостный уровень рассмотрения феномена педагогической культуры, включающий личностный и институционный (как совокупность учреждений и других структур - школа, детский сад, семья, социальная группа и т. д.).

Качественная характеристика педагогической культуры, по мнению ученого, определяется по формуле: «высокая или низкая». Высокий уровень педагогической культуры зависит от следующих факторов: жизненный опыт педагога, его мудрость; знания, которыми он обладает; навыки и умения передачи собственных знаний к своим воспитанникам. И здесь же к качественной характеристике педагогической культуры В. Л. Бенин добавляет такие обязательные моменты, как педагогическая этика, педагогическая эстетика, педагогическое мастерство и философское мировоззрение. Но кроме научных характеристик педагогическая культура предполагает и нечто иррациональное - чутье, интуицию [Педагогическая культура 2012: 16].

На сегодняшний день педагогические, социально-философские, культурологические взгляды В.Л. Бенина позволили проанализировать многие аспекты педагогической культуры в системе педагогики и в системе культуры.

Важно отметить, что Владислав Львович Бенин стремится не просто к познанию культурологической социальной реальности. Острота полемики о путях дальнейшего развития, сохранения уникальности национальных форм социализации отечественной культуры и культурно-образовательной безопасности обусловили желание не только выявить закономерности социального развития, но и построить объективную правду образовательной динамики в России. Бенин не только изучил теоретические и методологические основы феномена педагогической культуры и разработки исходных принципов ее формирования и развития, - им предложены новые методологические и методические подходы к подготовке студентов в педагогических учебных заведениях; определены пути повышения педагогической культуры будущих учителей; рассмотрена проблема соотношения фундаментальности и прикладного характера профессиональной подготовки. И самое главное - это созданная в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы профессором В.Л. Бениним, уфимская научная школа «Педагогическая культурология», которая занимается разработкой проблем педагогической культурологии. Пути ее реализации и научной деятельности уфимской школы отражены в издании ученого «Научная школа "Педагогическая культурология"» (2017).

Итак, сегодня педагогическая культура является одной из наиболее актуальных тем, особенно в условиях модернизации российского образования.

Педагогическая культура будущего учителя является фундаментальной характеристикой его личности, отражающей особый тип отношений между человеком и поликультурной образовательной средой. Эти отношения представляют собой

постоянное взаимодействие, в результате которого происходит личностное развитие в мире культуры.

В заключение хотелось бы обобщить нормативный аспект концепции В. Л. Бенина о педагогической культуре:

- педагог обязан совершенствовать свой профессиональный и культурный уровень;

- основными требованиями к учителю должны быть знание предмета и личная моральная позиция;

- высокая педагогическая культура невозможна без сформированной, общей культуры личности;

- педагогическим учреждениям для формирования культуры обучающихся необходимо постоянное и тесное взаимодействие с культурно-зрелищными организациями (театрами, музеями, выставками).

Библиографический список

Бенин, В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ [Электронный ресурс]. Издательство БГПИ, 1997. URL:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Benin/index.php,11 (дата обращения: 12.03.2018)

Бенин, В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: автореф. дисс. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1996. 12 с.

Бенин В.Л., Хазиев B.C. Истина и культура философского мышления. Уфа: БГПИ, 1992. 141 с.

Бенин В.Л. Культура и высшее образование // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Сер.: Психология. Педагогика. 2008. Т. 1. № 3-4. С. 54-62

Бенин В.Л. Культура. Образование. Толерантность. Уфа: Изд-во БГПУ, 2011.

192 с.

Бенин В.Л. Научная школа «Педагогическая культурология» / под ред. Р.М. Асадуллина // Серия «БГПУ им. М. Акмуллы 50 лет: Научные школы университета». Уфа: Изд-во БГПУ, 2017. 185 с.

Бенин В.Л. Педагогическая культура толерантности: (монографический сб. ст.). Уфа: Изд-во БГПУ. 2012. 171с.

Бенин В.Л. Педагогическая культурология или культурологический взгляд на педагогику. В чем заключается особенность культурологического взгляда на педагогику? // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №3. С. 1318.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бенин В.Л. Педагогическая культурология: курс лекций. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2016. 379 с.

Педагогическая культура: кол. моногр. / отв. ред. В.Л. Бенин, В.В. Власенко/. — СПб.: Эйдос, 2012. 730 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.