46
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 373.2
Е. В. Лях
КОНЦЕПЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМИ ТРАДИЦИЯМИ
БЕЛОРУССКОГО НАРОДА
В статье рассматривается проблема патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с культурно-историческими традициями белорусского народа. Автор обосновывает необходимость новых подходов к педагогическому моделированию процесса патриотического воспитания в условиях гуманизации образования. Предложены концептуальные положения, на которых возможно построение педагогической модели патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с культурно-историческими традициями белорусского народа.
Введение
Изменение парадигмы образования стало причиной необходимости инновационных процессов в системе современного дошкольного образования. Декларация гуманизации педагогического процесса выдвигает новые требования к педагогу, к его пониманию, восприятию ребенка и отношению к нему. Следствием множества событий и явлений современного мира, изменения социального сознания стала «трансформация социума от «взрослоцентризма» к «детоцентризму», что повлекло за собой изменения социокультурной системы образования детей в сторону равенства детей со взрослыми в возможностях социального, психического и культурного роста» [1, 3]. Являясь в прошлом преимущественно объектом приложения односторонних педагогических воздействий, «ребенок постепенно превращается в субъекта собственного развития» [2, 66]. Современное образование предполагает личностно
ориентированный педагогический процесс.
Учитывая реалии настоящего времени и потребности современного общества, мы полагаем, что модель современного педагогического процесса должна предполагать восприятие педагогом ребёнка как полноправного субъекта этого процесса, обеспечение условий, при которых ребёнок будет развиваться как уникальная, неповторимая личность, осознающая свои функции в обществе и ценность своей жизни не только для себя, но и для общества. Работа педагога должна основываться на учете и уважении возрастных и личностных особенностей всех участников педагогического процесса, главной ценностью которого должен оставаться человек с его уникальностью, неповторимостью и стремлением к самовыражению.
Патриотическое воспитание как одна из задач образования присутствует на всех его ступенях и начинается с дошкольного образования. Сегодня патриотизм выступает не только как важная духовная и социальная ценность общества, но и как составная часть государственной идеологии.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ научных исследований педагогов XX в. позволяет говорить о том, что ими внесён значительный вклад в проблему патриотического воспитания подрастающего поколения: разработан теоретический аппарат, предложены условия, средства, методы патриотического воспитания, эффективность которых доказана долговременным использованием. Следует отметить, что большинство специалистов XX в. рассматривают патриотическое воспитание как детально запланированную, систематическую и целенаправленную деятельность педагога по формированию у детей определённых личностных компонентов (чувств, сознания, готовности, взглядов, убеждений, отношения, устойчивых норм поведения). В большинстве работ этого периода патриотическое воспитание представляет собой модель информационно -назидательного воздействия, при которой одна сторона (педагог) чрезмерно активна, а другая
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
47
(ребёнок) слишком пассивна. Такая модель представляет собой систему не взаимодействия, а воздействия, при которой не всегда возможен учёт личностных особенностей, интересов и предпочтений ребёнка.
Взяв за основу определение И. Ф. Харламовым патриотизма как нравственного качества личности [3], применительно к детям дошкольного возраста мы характеризуем патриотизм как нравственное качество, отражающее отношение ребенка к своей стране, выражающееся в положительных чувствах, эмоциях, в стремлении к позитивно мотивированной, общественно -полезной деятельности на благо Родины.
Личность ребёнка дошкольного возраста развивается в нескольких референтных для него группах, по меньшей мере в семье и дошкольном образовательном учреждении. По мнению А. В. Петровского, источником развития личности выступают противоречия между потребностью в персонализации (потребностью индивида быть личностью) и объективной заинтересованностью общности, референтной для индивида, принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этой общности [4]. Кроме того, существуют и другие общности, в которых, согласно социальнопсихологической гипотезе развития личности А. В. Петровского [4], ребёнок вынужден проходить основные три стадии становления личности. Из этого следует, что:
1) в процессе патриотического воспитания дошкольников необходимо задействовать, по меньшей мере, еще одну референтную общность (помимо группы людей, с которыми ребенок общается в дошкольном учреждении), которая будет вовлечена в этот процесс -семью, первостепенное значение которой для развития ребенка дошкольного возраста не подлежит сомнению;
2) воспитательный процесс должен представлять собой обеспечение такой среды (личностной, предметной, деятельностной), в которой ребенок сможет пройти все «фазы личностного развития», обогатившись предполагаемыми новообразованиями в когнитивном, эмоциональном и деятельностном планах и реализовав себя как личность в коллективе.
Таким образом, основываясь на концепции личностного развития А. В. Петровского, принятой нами трактовке патриотизма и теории формирования нравственных качеств, патриотическое воспитание дошкольников мы рассматриваем как организацию вокруг детей такой среды (личностной, предметной, деятельностной), в которой они получат определённые знания и представления, у них возникнут эмоции и чувства, которые повлекут потребность, желание и стремление к положительно мотивированной, общественнополезной деятельности по отношению к родной стране.
Воспитание патриотизма, как и любого качества, предполагает отбор определенного содержания, на основе которого будет построен педагогический процесс. Это содержание должно воплощать в себе отличительные особенности родной страны. Поскольку главным идентификатором страны является ее культура (природа разных стран и человек как индивид, как природное существо могут не иметь существенных различий), созданная человеком и преобразовывающая человека, то логично предположить, что именно культурное содержание будет обладать самым сильным потенциалом в воспитании патриотизма. Однако культура -чрезвычайно глубокое и обширное явление и понятие, которому до настоящего времени даже не найдено единого определения. В этой связи желательно сузить рамки культурного содержания таким образом, чтобы оно стало конкретным и его можно было бы использовать в работе с детьми.
Культура непрерывно обновляется, так как человек непрерывно созидает, однако, с другой стороны, культура утрачивает некоторые свои элементы, которые к определенному времени теряют свою актуальность и необходимость: культура подвижна и не статична. Однако существует некоторое количество культурных явлений, которые выдерживают проверку временем и переходят из поколения в поколение. Это культурные традиции. Таким образом, культурные традиции родного народа являются естественным и логически обоснованным материалом для воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.
Социальный опыт передается и фиксируется в виде исторически сложившихся предметов и явлений человеческой культуры, и весь мир культуры является продуктом
48
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
человеческого воображения и творчества, в отличие от мира природы. Л. С. Выготский считал, что главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребёнком структуры его внешней, социально-символической деятельности. В итоге структура психических функций меняется - опосредуется интериоризованными знаками. Психические функции становятся «культурными» [5].
Согласно теории А. Н. Леонтьева о развитии личности в деятельности, психическое развитие ребёнка обусловлено процессом усвоения культурно-исторического общественного опыта, который предстает в виде знаний и способов деятельности. Эти способы деятельности являются эталонами и направляют и регулируют развитие ребёнка. Освоение ребёнком ценностей культуры происходит через деятельность. Культурные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности субъекта, превращаются в личностные ценности, которые, в свою очередь, становятся источниками мотивации поведения и отношения к окружающему. Таким образом, личностные ценности служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности [6].
Совокупность самого ценного, выдержавшего проверку временем содержания культуры народа представляет собой культурно-историческую традицию. Если рассматривать культурную традицию как «устойчивую часть культуры, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории...» [7, 69], то очевидна ее образовательная функция: с помощью культурной традиции младшее поколение постигает знания и опыт предыдущих.
Культурно-исторические традиции обладают важным образовательным потенциалом: с их помощью можно передать то, что не всегда просто объяснить словами: накопленный столетиями опыт в этом случае передаётся, скорее, на уровне ощущений, подталкивающих к эстетическим, нравственным переживаниям, глубоким размышлениям и поиску своего места в окружающем мире.
В педагогической модели патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с культурно-историческими традициями своего народа процессы обучения и воспитания должны быть тесно взаимосвязаны и представлять собой единую образовательную сферу и систему, построенную таким образом, чтобы быть успешно интегрированной не только с интересами и потребностями самого ребёнка, но и с жизненным пространством его семьи, с культурной сферой общества, представленной как настоящим, так и прошлым.
Мы полагаем, что при построении педагогической модели патриотического воспитания дошкольников необходимо основываться на следующих концептуальных положениях:
1. Признание детства как самоценного культурно-исторического феномена (Ш. А. Амонашвили, В. Т. Кудрявцев, Л. К. Нефедова, Д. Б. Эльконин) [2], [8]-[10], что предполагает учёт и уважение возрастных психологических особенностей детей дошкольного возраста, «понимание детства как должного» [9, 3], признание самоценности детства, адекватную оценку детских потребностей и достижений.
2. Концепция личностного развития А. В. Петровского, в соответствии с которой личность проходит основные фазы своего развития (адаптацию, индивидуализацию и интеграцию) в референтных для нее группах [4].
3. Теория развития личности в деятельности А. Н. Леонтьева, согласно которой деятельность является «основанием личности», деятельность формирует в человеке то самое неизменное, которое идентифицирует его как определенного человека [6].
4. Положение о формировании патриотизма как личностного новообразования на основе любви к семье (Д. С. Лихачев) [11], что прослеживается в развитии данного новообразования от зарождения естественных чувств к родителям, затем уважения к близким, окружающим, дому, родному краю, природе, культуре до любви к родной стране и преданностей.
5. Теория со-бытийности (Б. Бергер, П. Лукман, Э. Эриксон) [12], [13], которая понимается как совместное существование человека и окружающего мира и неспособность человека существовать изолированно: человек формирует мир вокруг себя и этим же миром формируется.
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
49
Рассмотрим некоторые аспекты построения педагогической модели патриотического воспитания дошкольников на основе данных положений.
Сегодня наблюдается обращение педагогов к важному противоречию в образовании детей: взрослое сообщество, пытаясь дать образование подрастающему поколению, в большинстве своем не учитывает факта его саморазвития, воспринимая период детства как наиболее удобный для воздействия на различные сферы личности, превращая его в этап усвоения эталонов старшего поколения. Ребёнок в этом случае воспринимается как объект преобразования, педагогом не осознаётся факт самоценности детства. Детство как феномен представляет собой «некое телесно-духовное состояние» человека на определённом этапе его жизни [9, 7]. Ребенок определённо отличается от взрослого показателями не только физических параметров, но и духовно-нравственного компонента. Формирование или развитие каких-либо новообразований в его нравственной сфере должно основываться на учёте его детских особенностей и потребностей. Декларация гуманизации образования пока ещё не привела к полному пониманию педагогами самоценности детства [1].
С позиций социологии в феномене детства выделяются социальные и культурные аспекты, детство рассматривается как результат социального конструирования, которое происходит в определенной культуре [9].
Целью построения рассматриваемой нами модели является организация такой среды для развития личности (А. В. Петровский) или образовательного пространства [14], [15], которое представляло бы собой как можно более естественную среду жизнедеятельности ребенка, факторы и условия которой обеспечивали бы непрерывное взаимодействие его с культурно-историческими традициями родного народа с целью принятия их ребенком, осознания им своей причастности и единства с ними и формирования у него на этой основе начал патриотизма. При этом ребёнок должен являться активным субъектом образовательного процесса, который не только формируется в нем, но и естественно формирует образовательное пространство в зависимости от своих интересов и предпочтений.
Формирование начал патриотизма при ознакомлении с культурно-историческими традициями родного народа возможно в том случае, если культурные элементы будут не только восприняты и поняты ребенком, но и приняты им на личностном уровне, если он будет идентифицировать себя как носителя этой культуры. Идентификация себя человеком с определенной культурной общностью возможна лишь в культурной среде этого общества, где будет происходить не только приобщение человека к культурным ценностям, но и реализация им своих личностных потребностей.
Воспитание человека определённой культуры может происходить в процессе культурологического образования, где информация, средства, методы воплощаются в единой системе - интегральном образовательном пространстве. Образовательное пространство приводит теоретические идеи в состояние педагогической реальности [14].
Образовательное пространство, созданное в результате использования культурологического содержания, будет представлять собой существенный фактор личностного развития ребёнка в том случае, если такое пространство:
1) будет занимать существенное, весомое (во временном отношении) место в его жизни;
2) будет принято ребёнком, будет вызывать у него положительную реакцию (интерес, радость, удовлетворение);
3) будет одобрено и принято членами семьи ребёнка.
Если рассматривать образовательное пространство как «динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий» [16, 70], то в нашем случае события представляют собой как заранее запланированные педагогами мероприятия различного рода (занятия, праздники, игры, различные формы взаимодействия с семьями, совместная деятельность детей, членов их семей и педагогов и т. д.), так и незапланированную, спонтанную деятельность всех участников образовательного процесса, возникновение которой предполагается обеспечить созданием насыщенной предметной, личностной и деятельностной среды. В данном случае необходимо обратить внимание на термин «событие», так как педагогический
50
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
процесс должен представлять собой именно «со-бытие» ребенка, семьи, педагога, что подразумевает под собой не отдельные факты совместной деятельности, а непрерывное совместное сотрудничество на основе объединяющего фактора - культурно-исторических традиций белорусского народа.
Со-бытийность общности представляет собой объединение полноправных со-участников, совместная деятельность которых порождает особую среду этой общности, в которой существуют и развиваются её создатели.
Согласно философской концепции М. М. Бахтина, личность может достичь полной жизни и обрести уникальность только вступая в со-бытие с уникальностью другого, то есть познавая культуру другого. Культура - это основание, смысл диалога, со-бытия людей [17].
Некоторые авторы (Б. Бергер, П. Лукман, Э. Эриксон) [12], [13] понимают идею со-бытийности как совместное существование человека и окружающего мира и неспособность человека существовать изолированно: человек формирует мир вокруг себя и этим же миром формируется. Это понимание со-бытийности положено в основу нашей идеи формирования ребёнком мира, среды, или пространства вокруг себя, которое будет обладать определёнными функциями, а именно: формировать представления, помогать ребенку почувствовать естественность родной культуры, свою причастность к ней, формировать у него начала патриотизма.
Целью применения педагогической модели патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с культурно-историческими традициями родного народа, построенной на основе рассмотренных выше концептуальных положений, является создание особой образовательной среды, или пространства. Это пространство представляет собой сферу, объединяющую три фактора: личностный, предметный, деятельностный. Каждый из факторов воздействует на личность дошкольника. Образовательное пространство создается постепенно всеми участниками педагогического процесса и в результате оказывает на них образовательное воздействие, так как:
1) является источником познания;
2) формирует отношение к своему содержанию;
3) позволяет почувствовать себя частью этого культурного пространства, ощутить родственную принадлежность к нему;
4) формирует отношения к представителям своей культуры;
5) мотивирует действия по отношению к своей культуре и ее представителям.
Выводы
Нами предложена модель патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с культурно-историческими традициями родного народа, которая представляет собой логическую организацию системы педагогических событий таким образом, что педагогические мероприятия в дошкольном учреждении успешно интегрируются с личным жизненным пространством ребенка и его семьи, в ходе чего участники педагогического процесса (дети, их родственники, педагоги) постепенно создают вокруг себя определенную образовательную среду, являющуюся существенным фактором личностного развития детей. Основными условиями организации педагогического процесса в соответствии с данной моделью являются: возможность активного участия в образовательном процессе членов семей детей, демократический дух общения по принципу «сотрудничества» участников объединения «родители-дети-педагоги», непрерывность и равномерность распределения культурологического содержания образования в течение всего учебного года, культурологическая насыщенность педагогического процесса, возможность самореализации ребенка путем продуктивной деятельности.
Результатом развития ребёнка в культурной среде, созданной в процессе применения данной модели, выступают: овладение знаниями о культурно-исторических традициях белорусского народа; формирование положительного отношения к своей культуре и её представителям; сближение ребёнка с семьёй на основе объединяющей деятельности, обогащение чувственной сферы всех членов семьи; формирование желания и стремления к добрым делам на пользу своим близким, окружающим людям.
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
51
Литература
1. Боровикова, Л. В. Педагогическая интерпретация феномена детства в профессиональной подготовке воспитателей детей дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. В. Боровикова. -СПб., 2003. - 189 л.
2. Кудрявцев, В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития / В. Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 12. - С. 65-72.
3. Харламов, И. Ф. Педагогика : курс лекций. учебное пособие / И. Ф. Харламов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 1990. - 576 с.
4. Петровский, А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А. В. Петровский // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - C. 15-30
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с. - (Психология: Классические труды).
6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
7. Уладыкоўская, Л. М. Духоўныя ідэалы ў сучаснай культуры Беларусі i каштоўнасці глабалізму / Л. М. Уладыкоўская. - Мінск : БДУ, 2009. - 199 с.
8. Амонашвили, Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности / Ш. А. Амонашвили. - М. : Амрита-Русь, 2010. - 288 с.
9. Нефедова, Л. К. Феномен детства в основных формах его репрезентации : дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.13 / Л. К. Нефедова. - Омск, 2005. - 337 л.
10. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин ; под ред. Д. И. Фельдштейна ; вступител. ст. Д. И. Фельдштейна. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. - 190 с.
11. Лихачёв, Д. С. Письма о добром / Д. С. Лихачёв. - СПб. : Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999. - 190 с.
12. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М. : Медиум, 1995. - 323 с.
13. Эриксон, Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон ; пер. и науч. ред. А. А. Алексеева. - СПб. : Психол. центр «Ленато» и др., 1996. - 590 с.
14. Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк. - Ростов н/Д : РГПУ, 2000. - 98 с.
15. Дудникова, С. А. Социокультурное пространство как среда социально-личностного становления ребенка / С. А. Дудникова // Славянский педагогический Собор. - Бендеры : Полиграфист, 2002. - 81 с.
16. Григорьев, Д. В. Создание воспитательного пространства: событийный подход / Д. В. Григорьев // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания : сб. науч. статей / Ин-т теории образ. и педагогики РАО, Науч. центр современ. проблем воспитания, Перм. обл. ин-т повышения квалификации работников образ. / сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев, ред. Е. И. Соколова. - Пермь : ПОИПКРО, 2001. - С. 66-75.
17. Бахтин, М. М. Собрание сочинений / М. М. Бахтин ; Ин-т мировой лит. им. М. Горького Рос. акад. наук. - М. : Русские словари, 1996. - Т. 5 : Работы 1940-х - начало 1960-х годов / ред.
С. О. Савчук. - 731 с.
Summary
The article reveals the problem of patriotic upbringing of children under school age while giving them information about their national cultural traditions. The author is grounding the necessity of new ways to the pedagogical modeling of this process in the terms of educational humanization. The conceptional basis for building the pedagogical model of this process have been suggested.
Поступила в редакцию 07.09.10.