Научная статья на тему 'Концепция пассионарности и проблема смысла жизни (окончание)'

Концепция пассионарности и проблема смысла жизни (окончание) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1390
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССИОНАРНОСТЬ / ЭТНОГЕНЕЗ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭНЕРГИИ / PASSIONARITY / ETHNOGENY / MEANING OF LIFE / ENERGY TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горелов Анатолий Алексеевич, Горелова Татьяна Анатольевна

В статье анализируется понятие «пассионарность» Л. Н. Гумилева и рассматривается его взаимосвязь с проблемой смысла жизни человека и этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Conception of Passionarity and the Problem of Meaning of Life (the ending)

The idea of «passionarity» of L. N. Gumilev is being analyzed and its interconnection with the meaning-of-life problem of a human being and ethnos is considered in this article.

Текст научной работы на тему «Концепция пассионарности и проблема смысла жизни (окончание)»

Концепция пассионарности и проблема смысла жизни*

А. А. Горелов (Институт философии Российской академии наук),

Т. А. Горелова

(Московский гуманитарный университет)**

The Conception of Passionarity and the Problem of Meaning of Life (the ending)

A. A. Gorelov

(The Institute of Philosophy of Russian Academy of Sciences)

T. A. Gorelova

(Moscow University for the Humanities)

2. ПАССИОНАРНАЯ ЭНЕРГИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ТЯГИ К ПОИСКУ СМЫСЛА ЖИЗНИ

В данном разделе мы попытаемся показать, что «аттрактивность» можно трактовать как духовный аналог пассионарности. В этом случае психологическая установка «добиться своего во что бы то ни стало» заменяется духовным устремлением к осмысленной жизни.

Начнем с того, что такое «смысл». Слово «смысл» образовалось после редуцирования гласной «о» (что часто случалось в русском языке) из со-мысль, что означает сопряжение, совокупность мыслей, целостность мысли, единство чувственного и рационального, целомудрие (аналогично словам со-знание, со-весть, со-чувствие, со-звучие и т. д.). Предлог «со» (как и в словах «сознание», «совесть», которые не только по строению, но и по содержанию близки слову «смысл») можно понимать двояко: как соединение мыслей индивида и как соединение мыслей всех людей. Понимание в первом значении приложимо к индивидуальному смыслу, понимание во втором значении — к общечело-

веческому смыслу. В словаре В. И. Даля смыслом называется способность понимания, способность правильно судить, делать заключения, способность обсуждать причины и правильность действий. В словаре С. И. Ожегова под смыслом понимается внутреннее содержание, значение чего-либо, цель, разумное основание.

Смысл жизни считается в философии важнейшим системообразующим показателем полноценного человеческого существования, хотя это может выглядеть странным для того, кто никогда не задумывался, зачем он живет.

Выдающийся американский психолог ХХ века А. Маслоу причисляет стремление к смыслу к высшим потребностям, называя его первичным человеческим побуждением. По социологическим данным, полученным при опросе американских студентов, пытавшихся покончить жизнь самоубийством, 85% из них не видели больше в своей жизни никакого смысла, хотя при этом 93% из них были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях и удовлетворяли все свои повседневные потребности.

* Окончание. Начало в №1 за 2009 г.

** Горелов Анатолий Алексеевич — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. Тел.: (495) 697-91-28. Эл. адрес: evolepis@iph.ras.ru

Горелова Татьяна Анатольевна — доктор философских наук, профессор Московского гуманитарного университета. Тел.: (495) 374-55-11. Эл. адрес: iylosoiy@mosgu.ru

Потеря смысла жизни — причина многих болезней, преступлений и добровольного ухода из жизни. Яркий пример — скандинавские государства. Это страны с очень высоким уровнем жизни и заботой государства о населении. Казалось бы, жить да жить. Но именно жители наиболее благоприятных в материальном отношении стран с наиболее высоким уровнем жизни, а именно скандинавы, оказываются впереди и по числу самоубийств. Почему? Из-за потери смысла жизни. Как говорил выдающийся кинорежиссер М. Антониони, снявший много фильмов, посвященных психологическим проблемам в развитых странах, после преодоления материальных трудностей перед людьми как раз и встанут подлинные проблемы их существования. Это проблемы смысла, которые отходят на второй план, когда насущными являются проблемы материального выживания, и вновь становятся главными, когда те оказываются решенными. И тут выясняется, что найти смысл жизни не легче, чем обеспечить выживание. Результат такой же, как и от нерешенности материальных проблем — уход из жизни, на этот раз добровольный.

По данным В. Франкла, 20% всех неврозов являются ноогенными, т. е. связанными с утратой смысла жизни. Американские психиатры писали когда-то, что неврозы реже встречаются в СССР, чем в США, потому что там люди чаще сталкиваются с необходимостью выполнения определенного дела. В условиях коммунистической идеологии проблема смысла решалась проще. Ныне при нестабильной жизни и резком изменении ценностей имеет место рост числа психических заболеваний и самоубийств в России. От одних — коммунистических — ценностей ушли, к другим — буржуазным — не пришли (приход к ним вообще проблематичен, если они противоречат русскому национальному характеру и традициям народной жизни). В результате резкое уменьшение продолжительности жизни (особенно у мужчин) и рост самоубийств, по числу которых Россия вышла на одно из первых мест в мире. Ощущение бессмысленности жизни, харак-

терное в настоящее время для нашей страны, когда разрушены старые ценности и дискредитированы новые, осложняется отсутствием культуры «мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим, неповторимым путем» (Франкл, 1990: 5-6).

Понимание смысла жизни помогает выжить в труднейших условиях. Как замечает В. Франкл, узник фашистских концентрационных лагерей, «мужество жить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственно лишь от того, имел ли человек веру в смысл жизни, его жизни» (Франкл, 1990: 150). Ф. Ницше справедливо писал: «У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как». Незначительное количество самоубийств в концлагерях Е. Коэн объясняет следующим образом: «В царстве жизни можно уйти из жизни, совершив самоубийство; в концлагере можно было уйти только в духовную жизнь» (Франкл, 1990: 153).

Смысл жизни является духовной опорой, позволяющей человеку выжить в экстремальных обстоятельствах. Писатель Ф. Абрамов рассказал про старушку, которая совсем приготовилась умирать и уже не вставала с постели. Но вот в катастрофе погибает ее дочь, и соседи видят, как она поднялась и принялась заниматься хозяйством. На их удивленные вопросы она показала на внучат и ответила: «А кто же о них теперь будет заботиться?»

Широкомасштабные статистические исследования долгожительства показали, что все долгожители придерживаются спокойной и уверенной жизнеутверждающей позиции. Для этого и требуется знать смысл жизни или бессознательно следовать ему. И в нормальных, и в необычных условиях «сильная ориентация на смысл способствует сохранению здоровья, продлению, если не сохранению, жизни. Она содействует не только физическому, но и психическому здоровью... Вопрос о смысле представляет первостепенный интерес для врача, когда он сталкивается с психически больным,

которого терзают душевные конфликты» (Франкл, 1990: 67, 157).

Значение понимания смысла жизни для здоровья и самого существования человека стало в наше время столь очевидным, что на стыке философии и психологии сформировалось направление, получившее название логотерапии (буквально «лечение посредством обретения смысла»), — отрасль медицины, которая лечит людей путем оказанияим помощи в нахождении смысла жизни. В задачу логотерапии не входит давать конкретные ответы. Она выполняет роль катализатора.

Устойчивое понимание смысла жизни складывается и под влиянием современной науки, в которую решающий вклад внес В. И. Вернадский своим учением о биосфере. В одном из входящих в его состав эмпирических обобщений он делает вывод, что основная функция растений — трансформация солнечной энергии в биологическую. Благодаря содержащемуся в растениях хлорофиллу происходит химическая реакция, в результате которой под воздействием солнечной энергии из потребляемого растениями углекислого газа образуются биологические соединения и в виде побочного продукта выделяется свободный кислород, необходимый живым существам для дыхания. Таким образом, смыслом жизни растений можно считать преобразование солнечной энергии в биологическую. Животные потребляют растения и других животных, в том числе более низко организованных, и в процессе их эволюции сформировался новый уровень развития материи — психический. Тогда по аналогии смыслом жизни животных можно считать преобразование энергии биологической в психическую.

Распространить данные выводы на человека позволяет основной в современном естествознании принцип глобального эволюционизма. В соответствии с ним в природе имеет место эволюция, т. е. усложнение уровней организации материи. В момент образования Вселенной (он называется Большим взрывом) появились элементарные час-

тицы, затем из них стали образовываться химические элементы, начиная с простейшего — водорода, затем молекулы и более сложные неживые тела и далее зародилась жизнь. Первыми живыми телами были самые простые одноклеточные организмы, затем формировались все более сложные виды растений и животных. Эволюция животных привела к возникновению позвоночных, затем высокоорганизованных позвоночных — млекопитающих и, наконец, человека. Эволюция жизни называется биологической эволюцией, и человек есть высший продукт этой эволюции, образно говоря, венец жизни на Земле.

Человек является звеном в цепи эволюции, и, стало быть, его смысл жизни связан со смыслом эволюции космоса и смыслом жизни растений и животных. Но тогда по аналогии со смыслом жизни растений мы можем заключить, что смыслом жизни человека является трансформация биологической и психической энергии в то, что является специфическим для человека продуктом, который он производит в себе и в окружающем мире. Это духовная энергия.

Духовное, в отличие от телесного и психического, — это то, что отличает человека, что присуще только ему одному. «И то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нем» (Франкл, 1990: 112). Только человек производит духовное. Для этого он и нужен, это и составляет смысл его существования. Жизнь дана, чтобы возвести ее в дух. Если дух становится в жизни, тогда жизнь становится нужна, несмотря на страдания, которые не что иное, как плата за становление духа. Человек сознательно идет на страдания, чтобы обрести духовные наслаждения, и, предпочитая их, добивается того, чтобы чаша страданий не очень перевешивала чашу наслаждений.

Откуда взялось духовное? По религиозным представлениям, оно изначально присутствовало в мире и вложено в человека Богом. Можно понимать духовное и как плод эволюции. Человек создает духовное, как

растение создает биологическое, и затем посредством созданного ранее духовного продуцирует духовное (как растения и животные с помощью ранее созданного биологического продуцируют биологическое и психическое). Тогда смысл мира в целом заключается в творении качественно нового от неживого до духовного.

На языке науки эта эволюция выглядит таким образом: смысл жизни заключается в трансформации солнечной энергии в духовную, причем на долю растений приходится превращение солнечной энергии в биологическую, на долю животных — трансформация низкоорганизованных биологических структур в сложноорганизованные, а на долю человека — последующая трансформация получаемой им биологической энергии в духовную. Тогда смысл мира в целом заключается в творении качественно нового от неживого до духовного (табл. 2).

Производимое человеком духовное является творческим продуктом. Поэтому данное определение смысла жизни смыкается с тем, которое гласит, что смыслом жизни является творчество.

Здесь встает каверзный вопрос. Большинство людей имеют весьма отдаленное отношение к творчеству. Созданием духовных ценностей занимается менее 1% населения. Значит, большинство людей не способны

осуществить смысл жизни? Ответ будет такой. Люди осуществляют смысл жизни не только сознательно, но и бессознательно, не только непосредственно, но и опосредованно. Мать, отдающая себя воспитанию ребенка, осуществляет смысл жизни не прямо, а косвенно. Можно ввести понятие квазисмысла, под которым понимается именно косвенная реализация смысла жизни. В качестве квазисмыслов выступают все традиционные понимания смысла: работа, семья, дети, близкие, родина, народ, нация, человечество. О таком квазисмысле писал замечательный русский философ А. Ф. Лосев: «Или жизнь согласно с родным и всеобщим, с Родиной, и тогда она — самоотречение, или жизнь вне связи с родным и всеобщим, с Родиной, и тогда она — бессмыслица». Квазисмысл столь же полезен для психического здоровья человека и его полноценной жизни, как и подлинный смысл, поскольку его реализация ведет к реализации смысла космического целого (что особенно интенсивно подчеркивали стоики).

Как данный идущий от современной науки смысл жизни соотносится с традиционными смыслами, предложенными религией и философией? В соответствии с принципом всеединства, выдвинутым выдающимся русским философом В. С. Соловьевым, полная истина представляет собой совокупный ре-

Таблица 2

СМЫСЛ ЖИЗНИ И ВИДЫ ТРАНСФОРМАЦИИ

Смысл Вид деятельности

— жизни растений — жизни животных — жизни человека и культуры — жизни мужчин — жизни женщин — жизни вообще — смерти — мира Трансформация солнечной энергии в биологическую Трансформация биологической энергии в психическую Трансформация телесной энергии в духовную Преимущественно созидательная деятельность Преимущественно воспроизводящая деятельность Трансформация солнечной энергии в духовную Обновление телесного Творение духовного (из ничего?)

зультат всех отраслей культуры. Оказывается, что религия и философия в решении проблемы смысла жизни приходят к сходным с наукой результатам. Христианство как мировая религия видит смысл жизни в стяжании благодати Святого Духа. Святой Дух, конечно, отличается от всех других толкований духа прежде всего своим личностным характером, но использование слова «дух» здесь не случайно. Более того, религия претендует, и не без оснований, на приоритет в использовании понятия «духовность». Мировые религии в несколько ином смысле также говорят о восхождении телесного к духовному. Только в этом случае вместо научного термина «трансформация» лучше использовать наполненное глубоким религиозным смыслом слово «преображение».

О смысле жизни как преобразовании телесного в духовное говорят и главные философские системы. С точки зрения Платона, смысл жизни заключается в стремлении вспомнить идеи, которые душа воспринимала в мире идей, находясь там в промежутках между воплощениями на Земле. Ученик Платона Аристотель, создавший собственную философскую систему, видел смысл жизни в познании идей, находящихся в самой объективной реальности, т. е. обосновал смысл жизни как познание. В величайшей философской системе немецкого философа Г. Гегеля смысл жизни человека определяется его стремлением к воплощению в жизнь посредством познания мира, Абсолютной Идеи, которая в начале мира превращается в природу, затем в человека и в конце концов возвращается через деятельность человека к себе самой.

Аналогично индивидуальному смыслу жизни можно говорить о смысле существования общества и социальных институтов, включая государство. Смысл существования социальных институтов заключается в помощи индивидам в поиске и реализации их смысла жизни, поскольку социальные институты и необходимы для решения задач, стоящих перед людьми. Проблема смысла жизни связана и с понятием «национальной

идеи» (в том числе «русской идеи»), об обретении которой говорят на разных уровнях. Многие сейчас полагают, что национальной идеей России должно стать сбережение населения. Это оправданно, учитывая плачевное демографическое состояние России. Но для человека и нации мало только сохранения себя. Помимо этого в их задачу входит реализация того предназначения, ради которого и живут люди и этносы на земле.

Наоборот, утеря смысла жизни отнимает энергию жизни, человек ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум. Периодам человеческой истории, вроде современного, в которые теряется смысл жизни, нельзя не посочувствовать, и кажется, что плата за создание самой могущественной цивилизации на Земле («ничто не дается даром») стала слишком дорогой — почти полная утрата человечеством пассионарной энергии. Наш современник — расщепленный человек, разум и чувства которого функционируют отвлеченно друг от друга. Отвлеченный рационализм разрушает традиционные абсолютные ценности бытия, а отвлеченная чувственность создает псевдоценности — потребительство, сексуальную свободу, стремление к власти. Такой человек действует, как лебедь, рак и щука, и до тех пор пока он остается таковым, ему не добыть ни пас-сионарности, ни смысла. Бессмысленность жизни отнимает пассионарную энергию, а лишенный ее субпассионарий не способен обрести цель и смысл, он прожигает жизни. Так возникает замкнутый круг, усиливающий отрицательную пассионарность, накопление которой делает глобальное человечество таким вялым, как будто оно достигло последних стадий этногенеза.

Первым шагом на пути «излечивания» человечества является осознание духовного в человеке. Духовное, хотя и происходит из психической, пассионарной энергии, к ней не сводится. Духовное «отделяется как существование от фактичности и как личность от характера примерно так же, как фигура отделяется от фона» (Франкл, 1990: 113). От выявления свободного и автономного духов-

ного в человеке ниточка ведет к творению духовного как смысла жизни человека. «Это духовное стремление к смыслу включает в себя на психическом уровне влечения как источник энергии» (Франкл, 1990: 122). Задача состоит в том, чтобы личность научилась использовать свою пассионарность для реализации духовных целей и смысла, а не наоборот, когда пассионарная энергия влечения и страсти использует человека. Возможность духовной реализации этой энергии разделяет пассионариев на пассионариев по плоти и пассионариев по духу. Именно к последним относятся такие характеристики человека Л. Н. Гумилевым, как «способность к жертвенности» и «стремление к идеалу». Пассионарий, способный трансформировать психическую энергию в духовную, из «страстолюбца», необузданного, порабощенного страстями грешника, преображается в «страстотерпца» и подвижника, из безумного фанатика в духовного пророка. Пассионарность — это потенциальная способность к духовной трансформации.

Вслед за Л. Н. Гумилевым, который утверждал, что «. непосредственно пассио-нарности как явления никто никогда не видел и не увидит», можно сказать, что и духовную энергию, энергию мысли никто никогда не измерял и в ближайшее время не измерит. В. И. Вернадский, что называется, ставил эту проблему ребром: «Мысль не есть форма энергии. Как же может она тогда изменять материальные процессы?» (Вернадский, 1993: 309). И сам отвечает, что ноосфера есть такое новое явление, когда человек становится крупнейшей геологической силой. «Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью (Выделено нами. — А. Г., Т. Г.) область своей жизни.» (Вернадский, 1993: 309). Опосредованно, а возможно и непосредственно мысль воздействует на материальные процессы. Тогда трудно переоценить влияние особой, одухотворенной мысли, многократно превосходящей по силе собственно интеллект. Современные полевые концепции человека, наподобие гипотезы биопсиполя А. К. Манеева,

предполагают возможность влияния мысли на материю.

В ХХ в. генетика и кибернетика открыли основное свойство жизни — создание и хранение информации. Жизнь «есть познавательный процесс, и ее возникновение означает возникновение структуры, способной получать и хранить информацию и в то же время устроенной таким образом, что она может захватывать из потока рассеивающейся мировой энергии достаточное количество горючего, чтобы питать им пламя познания» (Лоренц, 1998: 395). Таким образом, уже в основе возникновения жизни лежит предпосылка создания духовного — получение и хранение информации. Когнитивный аппарат последовательно развивался, и человек стал способен к понятийному мышлению, а посредством этого к творению духовного. «Духовная жизнь человека есть новый вид жизни» (Лоренц, 1998: 396). Духовная жизнь предполагает наследование приобретенных социумом и культурой признаков в дополнение к генетическому наследованию.

Аналогия поиска смысла жизни и проявления пассионарности подобна биогенетическому закону, по которому «онтогенез повторяет филогенез». «Онтогенетическая» способность отдельного человека к трансформации биологической энергии сначала в психическую, на которую способны пассионарии тела, а затем в духовную, которую могут осуществлять лишь духовные пассионарии, в точности повторяет «филогенетический», эволюционный путь развития в природе способности трансформации энергии от биологической стадии у растений через психическую стадию у животных до духовной стадии у людей. Создав животных, эволюция природы бессознательно прошла путь трансформации биологического в психическое, поэтому у человека эта трансформация происходит автоматически, без участия сознания. Путь преобразования психического в духовное человечеству в целом и каждому отдельному индивиду предстоит совершить на уровне сознания, потому что бессознательное творение духовного невоз-

можно. Отказ от такой трансформации грозит, как очень точно определил Н. К. Рерих, «взрывом психической энергии», подобно тому, как взрывается котел паровой машины, которая не совершает полезной работы.

«Онтогенетический» смысл жизни человека связан с «филогенетическим» смыслом, сверхсмыслом, смыслом целого, Вселенной, бытия, эволюции и истории, поскольку человек — часть социального и природного Космоса. Понимание себя как части целого помогает ему обрести смысл своего существования; наоборот, самозамкнутость на себя мешает обретению смысла. Людей, осознавших свой индивидуальный смысл как часть всеобщего и стремящихся к осуществлению общечеловеческого и даже космического смысла, модно обвинять в миссионерстве. Обвиняют даже целые нации (например, русскую). В то же время в логотерапии «экзистенциальный анализ учит людей воспринимать жизнь как “миссию”» (Франкл, 1990: 187). Продолжая мысль Л. Н. Гумилева, можно сказать, что духовные пассионарии — это новый тип людей, способных совершить этногенез на новом, более высоком уровне.

Проблема смысла жизни и концепция пас-сионарности связаны с понятием «национальной идеи» (в том числе «русской идеи»), об обретении которой говорят на разных уровнях. Но как эта идея может возникнуть, если людей подавляют навязанные извне смыслы. «Идет война. В прямом смысле. В этой войне стреляют из СМИ по духовным основам»

(Проект Россия, 2007: 244). Пока люди будут поддаваться чуждым смыслам, никакой национальной идеи возникнуть не может. «Если человек примерно до 25-30 лет воспитывается “свободными СМИ”, он превращается в социальное животное, которому неведомы высокие темы и все те качества, которые составляют суть человека, т. е. понятия долга, чести и совести. Ему не кажется странным, что он не знает смысла жизни. Более того, ему кажется странным слышать вопрос: а в чем он, смысл жизни?.. Если нацию лишить смысла существования, она из народа превращается в массу» (Проект Россия, 2007: 225, 92). И для человека, и для нации мало только сохранения себя. Помимо этого в их задачу входит реализация того предназначения, ради которого живут и отдельные люди, и этносы на Земле. Только духовность делает народ единым социальным организмом, способным к высокому творчеству и созиданию. Пассионариев духа всегда мало, но масса приходит в движение, возбужденная индукцией их пассионарного поля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вернадский, В. И. (1993) Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: Антология философской мысли. М. : Педагогика-Пресс.

Лоренц, К. (1998) Оборотная сторона зеркала. М. : Республика.

Проект Россия (2005) М. : Эксмо.

Франкл, В. (1990) Человек в поисках смысла. М. : Педагогика-Пресс.

Новые книги

Агутин, А. В. Теоретические и нравственные основания принципов в современном отечественном уголовном судопроизводстве : монография [Текст] / А. А. Агутин, Н. В. Агутина. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. — 106 с.

Комплексное изучение человека: проблемы методологии : в 2 вып. / под общ. ред. Б. Г. Юдина. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008. — Вып. 1. — 100 с. ; Вып. 2. — 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.