Научная статья на тему 'Концепция панславизма славянофилов в экстерьере эпохи 19 века'

Концепция панславизма славянофилов в экстерьере эпохи 19 века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
692
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ПАНСЛАВИЗМ / СЛАВЯНСТВО / СЛАВЯНСКОЕ ЕДИНСТВО / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / СЛАВЯНОФИЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ваганов Михаил Сергеевич

В условиях развития общественной мысли в Российской империи во второй половине XIX века значение приобретает идея славянского единства. Панславизм сформировался на основе этнической, культурной и языковой общности славян, нашел отражение в деятельности политических партий и общественных объединений интеллигенции в конце XIX начале XX века. Русские историки, философы, общественные деятели рассматривали проблему панславизма с разных точек зрения: как политическую и культурную проблему. Аспект взаимоотношения славянских народов, роль будущего лидера в возможном объединении эти и другие вопросы волновали ведущие умы России. Эти вопросы не потеряли актуальности и по сей день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция панславизма славянофилов в экстерьере эпохи 19 века»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

КОНЦЕПЦИЯ ПАНСЛАВИЗМА СЛАВЯНОФИЛОВ В ЭКСТЕРЬЕРЕ ЭПОХИ 19 ВЕКА Ваганов М.С.

Ваганов Михаил Сергеевич - студент, кафедра истории, Костромской государственный университет, г. Кострома

Аннотация: в условиях развития общественной мысли в Российской империи во второй половине XIX века значение приобретает идея славянского единства. Панславизм сформировался на основе этнической, культурной и языковой общности славян, нашел отражение в деятельности политических партий и общественных объединений интеллигенции в конце XIX - начале XX века. Русские историки, философы, общественные деятели рассматривали проблему панславизма с разных точек зрения: как политическую и культурную проблему. Аспект взаимоотношения славянских народов, роль будущего лидера в возможном объединении - эти и другие вопросы волновали ведущие умы России. Эти вопросы не потеряли актуальности и по сей день. Ключевые слова: панславизм, славянство, славянское единство, российское общество, славянофилы.

Идеи панславизма получили активное развитие как в России, так и в Чехии, в конце XIX - начале XX века. Эти идеи не потеряли актуальности и в настоящее время. До сих пор не умолкают общественно-политические дискуссии, касающиеся темы объединения славян. Существуют различные взгляды на то, какие формы такого объединения известны истории и какие перспективы у них в будущем.

Панславизм или идеи славянского единствапоявились на основе этнической, культурной, территориальной и языковой общности славян и нашли отражение в деятельности политических партий и общественных объединений интеллигенции в конце XIX - начале XX века. Интеллигенция поднимала вопросы объединения и разъединения славян, вопрос основы единства, кто из правителей сможет воплотить идею в жизнь. Ответы на эти вопросы были важны и необходимы для дальнейшего формирования судьбы славянских народов.

Проекты политического объединения славян под эгидой Российской империи разрабатывались ещё в XVIII- начале XIX веках Андреем Самборским, Василием Малиновским и другими. Славянофилы были сторонниками освобождения славян от османского и австрийского владычества и создания славянской федерации.

Идеи славянской общности прослеживаются в идеологии декабристов того времени, которые подчеркивали важную роль славянского народа в деле борьбы против западной буржуазии. Еще А.М. Спиридовым в 1825 году была опубликована статья в журнале «Северный архив», в которой он высказывал симпатию к «народам славянского племени», стремился подчеркнуть их важную историческую роль; идеализировал черты, унаследованные, по мнению автора, славянами от прошлого, такие, как нравственная чистота, патриархально-демократические устои общественного уклада, природное мужество и патриотизм [1, 185].

40-е годы XIX века ознаменовались значительным подъемом интереса к славянскому вопросу. К этому периоду можно отнести деятельность Кирилло-Мефодиевского братства, которое особое внимание уделяло национальному вопросу и в качестве основных задач имело объединение всех славян для борьбы за свободу, за возвращение народных прав и создание в будущем политического объединения славянских народов. Интересен тот факт, что возникло и действовало Общество соединенных славян именно на территории Украины,

которую представители направления и видели центром панславянской федерации демократических республик.

В этот период в русском обществе сложилось два направления единения славян -славянофилы и западники. В особенности на идеи славянского единства повлияли славянофилы. К представителям этого направления можно отнести И.С. Аксакова, Ф.В. Чижова, Ю.Ф. Самарина, которые были членами Московского славянского комитета. Можно сказать, что многие славянофилы поддерживали идеи всеславянскойинтеграции, стремясь к различениюславянолюбия и панславизма. Например, сторонник данного направления И. Аксаков писал: «... этот славянофильскийобраз мыслей я разделяю только отчасти, а другую часть его считаю дальшеот себя» [6, 34].

Следует отметить, что в правительственных кругах того времени идеи славянофильства воспринимались отрицательно. В одобренном царем циркуляре, предназначенном для учебных заведений, говорилось, что мечтания «о культурном и политическом объединении славян вредны, что в университетском преподавании надлежит руководствоваться «идеей русской национальности», воспитывая в молодежи патриотизм не в духе созданного игрой воображения «всеславянства» а питая его из «русского первоисточника». Приведенные формулировки направлены, с одной стороны, против поклонников «славянской взаимности» в Чехии и иных славянских землях, а с другой-против «славянского» аспекта в политических программах российских революционеров [4, 224].

Гонению подвергаются все представители славянофильского направления, их идеи расценивались правительством как сочувствие притесняемым и испытывающим национальный гнёт славянам и намерение облегчить их участь; их лозунги и призывы рассматриваются с целью объединения в единое государство свободного славянского народа.

Представители русских революционных демократов отрицали преступные обвинения в свой адрес ипричастность к революционно-демократическому панславизму, согласно которому объединение славянских народов возможно лишь толькопри свержении самодержавного абсолютизма и на основе равенства идемократии.

Позже положение представителей славянофильства и панславизма изменилось, их оценка была пересмотрена правительством, которое стало воспринимать их какпопуляризаторов русского языка и России в среде зарубежного славянства. Правительство видело от деятельности славянофилов больше пользы, чем вреда. В связи с этим вопросы славянофильства стали активно обсуждаться в прессе. Было опубликовано «Послание к сербам» (1860) Хомякова; активно развивалась литературная деятельность газет «Русская беседа» и «День», которые пропагандировали и поддерживали деятельность славянофилов в виде любви к России и веры в неё. И. Аксаков на страницах данных изданий неоднократно отмечал, что славянофильская деятельность под покровом государя очень полезна для России, в частности, для её внешней политики.

В 70-х гг. XIX в. прослеживаетсяразвитие политического панславизма вследствие использования правительством взглядов славянофилов в своих целях во внешнеполитической деятельности, что не могло наложить отпечаток и на дальнейшем развитииславянофильства. Представители этого направления были панславистами и разделяли идеюсоздания всеславянской обычности.

Во второй половине XIX века крупнейшим исследователем славянского вопроса стал философ и культуролог Н.Я. Данилевский, который полагал, что Россия представляет собой ядро молодой славяно-русской цивилизации, способной к реализации всех видов творческой деятельности. Смысл и значение славяно-русской цивилизации исследователь связывал с объединением и всесторонним расцветом славянства, которое в этот период находилось в составе чужеродных образований -

21

Турецкой империи (балканские славяне), империи Габсбургов (чехи, словаки, частично балканские народы). Во имя своего самосохранения и развития, считал мыслитель, славянство призвано сплотиться вокруг России как признанного защитника и лидера славянского мира. Мыслитель опирался на идею языковой общности народов. Он отмечал, что народ, говорящий на одном языке (наречии), боле способен к объединению и должен составлять единое целое [4, 62]. Автор отмечал, что «всеславянский союз есть единственная твердая почва, на которой может возрасти самобытная славянская культура - непременное условие ее развития. Данилевский выделил Россию вместе с остальным славянством в единую культурно-историческую группу. При этом он был противником захватного поглощения славянства Россией.

Противоположных взглядов придерживался К.Н. Леонтьев, опираясь на свой анализ славянства, считал, что чисто политическое всеславянское объединение не только невозможно, но и не нужно. Оно опасно «уже по одному тому, что большинство образованных не русских славян слишком привыкло к европейским формам свободы и равенства или слишком предано им, не говоря уже об иноверии славян австрийских» [3, 11].

Ф.М. Достоевский рассматривал славянское единение как «вопрос высшего объединения духовного» (представители духовного единства славянского мира основными методами объединения видели популяризацию славянской литературы, книгообмен между писателями, устроение частных славянских библиотек, учреждение славянских лингвистических кафедр в высших учебных заведениях, налаживание научных и культурных связей).

В конце XIX в. славянофильство-славянолюбие стало приравниваться к панславизму и означать славянскую солидарность иединение славян под эгидой русского самодержавия. Идеи всеславянствасинтезировались с теорий официальной народности. Один из руководителей петербургского славянского общества генерал А.А. Киреев считал себя продолжателем ранних славянофилови излагал концепцию объединения славян на основе «православия, самодержавия и народности».

Идеи славянофильства становятся интересны и представителям консервативных кругов, которые делают акцент на объединении славян на основе православия во главе с Россией. Мысли представителей так называемого «царофильского варианта панславизма» (М.П. Погодин, С.П. Шевырев, О.М. Бодянский и др.) нашли отражение на страницах журналов «Москвитянин» и «Маяк». Особую активность в развитии идей славянофильства проявил М.П. Погодин, чья идеология включала идеи и культурного и политического панславизма. Он встречался с чешскими представителями данного направления, параллельно составляя собственное мнение об их идеях, разрабатывая политическую программу решения славянского вопроса, в центре которого он видел обновление славянского мира с помощьюсотрудничества с Россией; лидером славянского мира, по его мнению, должна была стать Россия. Основой этого объединения он видел такиефакторы, как этническое родство, язык и культура. Религия не ставилась напервый план, т.к. большинство народов, к которым были обращены призывык единству, были католиками [2, 89].

Таким образом, в работах М. Погодина были выдвинуты тезисы об утверждении особости славянского мира и присущих славянским народам высших духовных ценностей и истинной веры - православия. В данной идеологии важное место занимал тезис о главенствующей роли России в славянском мире, ее объединительной миссии [2, 91].

Следует отметить, что основными представителями идей панславизма (славянофильства) были философы и писатели того времени, которые развивали идеи российской идентичности, культурной и религиозной общности славянского народа.

Идеи единения славян с конца XIX в. стали приобретать все большее значение в общественной жизни России. Если на предшествующем этапе идея славянской

22

солидарности имела преимущественно этническое содержание, то в эпоху перехода от феодализма к капитализму и формирования европейских наций она наполнилась новым - этносоциальным содержанием и стала составной частью национального самосознания русского и других славянских народов. России в процессе объединения отводилась особая роль как наиболее могущественному из всех славянских государств и единственному независимому.

Список литературы

1. Достян И.С. Русская общественная мысль и балканские народы от Радищева до декабристов М.: Наука, 1980. 329 с.

2. Калиганов И.И. Россия и славяне сегодня и завтра (польские чешские ресурсы) //. Международная научная конференция «Славянский мир в третьем тысячелетии. Славянская идентичность - новые факторы консолидации». М.: Институт славяноведения РАН, 2008. С. 75-91.

3. Леонтьев К.Н. Ошибка г. Астафьева. Избранное. М.: Московский рабочий, 1993. 351 с.

4. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб.: М-во нар. просвещения, 1902. 224 с.

5. Страхов Н.Н. О книге Н.Я. Данилевского «Россия и Европа». М.: Книга, 1991. 750 c.

6. Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. М.: Изд-во МГУ, 1986. 271 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.