Научная статья на тему 'Концепция "открытого общества" Карла Поппера'

Концепция "открытого общества" Карла Поппера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7334
952
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KARL POPPER / "OPEN SOCIETY AND ITS ENEMIES" / TOTALITARIANISM / OPEN SOCIETY / CLOSED SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Клименко Анна Станиславовна, Лезина Елена Петровна

В статье приведен анализ книги Карла Поппера «Открытое общество и его враги». Полемизируя с греческими философами и анализируя политическую программу Платона, К. Поппер дает характеристику закрытого (тоталитарного) общества. В заключении выделяются две главные характеристики открытого общества по К. Попперу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция "открытого общества" Карла Поппера»

УДК: 34.01

Клименко Анна Станиславовна, магистрант юридического факультета, «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет», г. Саранск. (klimann@yandex.ru) Лезина Елена Петровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет», г. Саранск (lezina l@mail.ru).

КОНЦЕПЦИЯ «ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВА» КАРЛА ПОППЕРА

Аннотация. В статье приведен анализ книги Карла Поппера «Открытое общество и его враги». Полемизируя с греческими философами и анализируя политическую программу Платона, К. Поппер дает характеристику закрытого (тоталитарного) общества. В заключении выделяются две главные характеристики открытого общества по К. Попперу.

Ключевые слова: Карл Поппер, «Открытое общество и его враги»

Klimenko Anna Stanislavovna, master student of the Faculty of Law, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk.

Lezina Elena Petrovna, Candidate of History, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk.

THE CONCEPT OF «OPEN SOCIETY» KARL POPPER

Abstract. The article analyzes the book of Karl Popper "The Open Society and Its Enemies". Polemicizing with Greek philosophers and analyzing Plato's political program, Popper gives a characterization of a closed (totalitarian) society. In conclusion, two main characteristics of the open society are distinguished by K. Popper

Keywords: Karl Popper, "Open Society and Its Enemies", totalitarianism, open society, closed society.

Карл Раймунд Поппер принадлежит к группе наиболее известных и влиятельных философов и социологов XX века. Он считается основоположником концепции критического рационализма. Данная статья посвящена одному из самых известных трудов Поппера - «Открытое общество и его враги». Актуальность выбранной темы состоит в возможности практического применения теоретической концепции исследователя в настоящее время, когда идея коммунизма все дальше отходит от современного российского общества, в то время как либерализм набирает обороты и базируется во многом именно на научных изысканиях Карла Поппера. По крайней мере, в изложении прозападных политиков, вдохновленных чистой или переработанной концепцией открытого общества, современные реалии далеко отстают от основных теоретических положений. Глубокий анализ авторского труда необходим для получения полноценной картины и формирования научно обоснованной профессиональной точки зрения по изучаемому вопросу.

Карл Поппер родился в Вене в начале XX века. Его отец был юристом, а точнее профессором права, имевшим достаточно большую домашнюю библиотеку. Это обстоятельство позволило юному исследователю очень рано познакомиться с трудами таких философов как Э. Бернштейн, К. Каутский, К. Маркс, Ф. Энгельс и др. Однако в университете Вены с 1918 г. Карл Поппер изучал математику, физику, позже довольно профессионально занимался музыкой. Потом несколько лет посвятил профессии краснодеревщика. Столь разнообразные увлечения никак не погасили в исследователе страсть к философии. Большое влияние на разработку собственных концепций оказала работа в детских больницах в качестве добровольца. Именно здесь Поппер подверг сомнению психоанализ как эффективную и даже научную теорию.

После окончания университета философ получил диплом преподавателя математики и физики и даже работал по специальности в течение нескольких лет. Докторская диссертация Поппера несмотря на диплом, была написана в области философии на тему методологии когнитивной психологии [2].

В 1937 г. философ получил место преподавателя в университете Новой Зеландии. Перемена места жительства во много была вызвана еврейским происхождением семьи Поппера и началу широкого распространения фашизма в Европе, что не обошло стороной и Австрию. В Новой Зеландии философа никто не знал, что давало возможность избежать влияния антисемитских настроений, но и усложняло работу, т.к. уже известный в то время исследователь благодаря вышедшей в 1935 г. книге «Логика исследования» был вынужден находиться в подчинении у менее знатных коллег. В указанном труде автор решительно отверг мнение о бессмысленности метафизических теорий, а также концепцию, согласно которой теория приобретает значение и становится научной только в том случае, если возможна ее индуктивная верификация с помощью эмпирических наблюдений. Книга завоевала широкое признание своей критикой индуктивизма, защитой философии и выдвижением «фальсифицируемости» (в противовес «верифицируемости») как критерия науки, а также утверждением о том, что метафизические теории могут быть значимыми, даже если они не фальсифицируемы [5].

Именно в Новой Зеландии Карл Поппер написал книгу «Открытое общество и его враги». Она увидела свет в 1945 г. В своем труде Поппер проводит исследование взглядов различных философов Античности на построение государства. Особое значение он придает идеям Платона, поскольку именно он наиболее подробно описывает типы государств и так называемое «идеальное государство» будущего, которое пока не имеет место во времена мыслителя. Поппер является противником философских воззрений Платона и Гераклита, поскольку считает их защитниками аристократии. Гераклит, например, считал, что мир красоты и гармонии вечен, то время как материальный мир постоянно подвергается изменениям. Общественное развитие регрессивно по мнению Гераклита, с чем совершенно не согласен Поппер. Платон усовершенствовал представления Гераклита и разделял два мира: мир идей и мир вещей. Подобно такой дифференциации мира, люди также делятся на тех, кто обладает способностями править и они должны

руководить, а остальные - подчиняться [1, с. 5]. Соответственно такое положение совершенно не способствует развитию личности, угнетает ее способности. Итак, коллективизм убивает индивидуальность. По мнению Поппера эта модель не может отождествляться с открытым обществом. Соответственно ее следует признать тоталитарной.

Для ее описания в книге приводятся элементы политической программы Платона:

- «строгое разделение на классы, т.е. правящий класс, состоящий из пастухов и сторожевых псов, следует строго отделить от человеческого стада;

- отождествление судьбы государства с судьбой правящего класса. Исключительный интерес к этому классу и его единству. Содействие этому единству, жесткие правила взращивания этого класса и получения им образования. Надзор за интересами членов правящего класса, коллективизация, обобществление этих интересов» [4, С. 45].

Из этих основных элементов Поппер выведеляет остальные, например, такие, как:

- «правящий класс обладает монополией на такие вещи как военная доблесть и выучка, право на ношение оружия и получение любого рода образования. Однако он совершенно устранен из экономической деятельности и, тем более, не должен зарабатывать деньги;

- вся интеллектуальная деятельность правящего класса должна подвергаться цензуре. Непрерывно должна вестись пропаганда, формирующая сознание представителей этого класса по единому образцу. Все нововведения в образовании, законодательстве и религии следует предотвращать или подавлять;

- государство должно быть самодостаточным. Его целью должна быть экономическая автаркия: ведь иначе правители или будут зависеть от торговцев, или сами станут торговцами. Первая альтернатива подорвала бы их власть, вторая - их единство и стабильность государства. По-моему, эту программу вполне можно назвать тоталитаристской» [4, с. 45].

Платон, по мнению Поппера пытался соединить традиции патриархального общества, где правили мудрецы с государством, наделив управленцев теми же качествами. В реальности это две разные модели, точнее сказать, государство есть следующая ступень. Кроме того, иррациональна и идея Платона о несправедливости социальных лифтов или перехода людей из одного социального класса в другой. В качестве образца демократического устройства общества в древности Поппер выделял Афины времен Перикла. Основной принцип демократии, внедренный здесь был равенство всех перед законом и гарантия не только активного, но и пассивного избирательного права. Именно это отличает демократию от идеального государства Платона.

Политическую программу Платона Поппер считает в гораздо большей степени институциональной, чем персоналистской. Платон «надеялся задержать политические перемены с помощью институционального контроля за передачей власти, - пишет Поппер. «Платон предполагал, что такой контроль может осуществляться с помощью системы образования, в основе которой лежит авторитаристский подход к обучению, т. е. признание авторитета ученого эксперта и человека «бесспорной честности». Вот во что превратил Платон сократовское требование к ответственному политику, состоявшее в том, чтобы любить истину, не стремясь стать экспертом, и быть настолько мудрым, чтобы знать свою ограниченность»[4, с. 67].

Также критике Поппера подверглась и такая система как коммунизм, поскольку отсутствие свободы частной собственности свойственно только тоталитарным обществам, демократия пропагандирует противоположные взгляды. Еще одной основой демократии является свободомыслие, а именно рациональное мышление, базирующееся на логике.

Таким образом, «идеальное государство» Платона Карл Поппер признавал тоталитаристским обществом, в противовес ему он создал так называемую модель открытого общества, основой которого явился принцип демократии и индивидуализма. «Племенное или коллективистское общество мы будем именовать закрытым обществом, а общество, в котором

индивидуумы вынуждены принимать личные решения, - открытым обществом» - пишет Поппер[4, с. 82]. Другими словами, автор описывает плюрализм во всех сферах жизни общества, как политика, экономика, культура, развитие институтов правового государства и гражданского общества, возможность довольно быстрой адаптации государственных структур под нужды индивида в сочетании со свободой слова. Открытое общество основано, по убеждению Поппера, на высоком и зрелом критическом потенциале человеческого разума, стимулирующем инакомыслие и интеллектуальную свободу как индивидов, так и социальных групп, направленную на непрерывное реформирование общества в целях разрешения его проблем [3].

Итак, Поппер выделил две главные характеристики открытого общества:

- легитимность обсуждения проблем социума с одновременным влиянием высказанных мнений на проведение политических, экономических и других реформ;

- развитие институтов, важнейшей функцией которых является свобода людей, имеющих стремление к рационально обоснованным социальным изменениям и не занятых поиском выгоды при формировании собственного мнения.

Библиографический список

1 Дзема А. И. Философско-исторические основания теории «открытого общества» Карла Поппера: автореф. дис. канд. философ. наук / А. И. Дзема. Краснодар, 2005. 25 с.

2 Карл Раймунд Поппер - Биография. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://www.jewage.org/wiki/ru/Article (Дата обновления 05.12.2017).

3 Открытое общество. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://www.filoslov.ru/philosophy/54437.html#.WibQNNSLS9I (Дата обновления 05.12.2017).

4 Поппер К. Открытое общество и его враги. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.negentropy.ru/myroot/biblio/philosophy/open

sotiety/popper.pdf.

5 Философия Поппера. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filosof.at.ua/publ/biografii/karl rahjmund popper/2-1-0-229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.