Научная статья на тему 'Концепция открытого образования: взаимодействие системы образования и музея'

Концепция открытого образования: взаимодействие системы образования и музея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВНЕАУДИТОРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ В МУЗЕЕ / OPEN EDUCATIONAL CONCEPT / EXTRACURRICULAR EDUCATION / MUSEUM / MUSEUM PEDAGOGY / EDUCATION IN A MUSEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакиева Д.А.

В статье рассматривается концепция открытого образования, влекущая за собой структурные изменения системы образования. Рассматривается вопрос инкультурации как фундаментальный в условиях смены образовательных тенденций. Раскрывается теория внеаудиторного образования, включающая музей в процесс образования личности. В контексте внеаудиторного образования рассматривается вопрос преодоления школоцентристской модели образования и переход к иным внеаудиторным способам развития и образования, которые фокусируют взгляд на музее как особом пространстве общения, воспитания и социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF OPEN EDUCATION: INTERACTION OF EDUCATIONAL SYSTEM AND MUSEUM

The article considers the concept of open education, which entails structural changes in the educational system. The issue of inculturation is considered as fundamental under the conditions of a change in educational trends. The author reveals the theory of extracurricular education, which includes a museum in the process of personality formation. The issue of overcoming the school-centric model of education and the transition to other extra-curricular methods of development and education that focus on the museum as a special space for communication, upbringing, and socialization are considered in the context of extracurricular education.

Текст научной работы на тему «Концепция открытого образования: взаимодействие системы образования и музея»

_ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGY_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.90.12.062

КОНЦЕПЦИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И МУЗЕЯ

Научная статья

Бакиева Д.А. * ORCID: 0000-0002-0151-5837, Государственный музей истории религии, Санкт - Петербург, Россия

* Корреспондирующий автор (dianabakieva[at]gmail.com)

Аннтоация

В статье рассматривается концепция открытого образования, влекущая за собой структурные изменения системы образования. Рассматривается вопрос инкультурации как фундаментальный в условиях смены образовательных тенденций. Раскрывается теория внеаудиторного образования, включающая музей в процесс образования личности. В контексте внеаудиторного образования рассматривается вопрос преодоления школоцентристской модели образования и переход к иным внеаудиторным способам развития и образования, которые фокусируют взгляд на музее как особом пространстве общения, воспитания и социализации.

Ключевые слова: концепция открытого образования; внеаудиторное образование; музей; музейная педагогика; образование в музее.

CONCEPT OF OPEN EDUCATION: INTERACTION OF EDUCATIONAL SYSTEM AND MUSEUM

Research article

Bakieva D.A. *

ORCID: 0000-0002-0151-5837, State Museum of the History of Religion, Saint-Petersburg, Russia

* Corresponding author (dianabakieva[at]gmail.com)

Abstract

The article considers the concept of open education, which entails structural changes in the educational system. The issue of inculturation is considered as fundamental under the conditions of a change in educational trends. The author reveals the theory of extracurricular education, which includes a museum in the process of personality formation. The issue of overcoming the school-centric model of education and the transition to other extra-curricular methods of development and education that focus on the museum as a special space for communication, upbringing, and socialization are considered in the context of extracurricular education.

Keywords: open educational concept; extracurricular education; museum, museum pedagogy; education in a museum.

В Законе РФ «Об образовании» определена одна из самых актуальных задач современного общества - создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности. Однако современные тенденции образования, среди которых информатизация, глобализация, гуманитаризация, влияющие на восприятие информации человеком, обуславливают поиски новых форм и методов работы. Таковой является инновационная система получения знаний, направленная на раннее планирование обучения, выбор мест, тем, темпа приобретения навыков -концепция «открытого образования».

Данная концепция предполагает взаимодействие субъекта образования как с системой образования в целом, так и с его основными элементами, что позволяет регулировать запросы общества к данной системе в условиях «неопределенного будущего». В этой ситуации открытое образование не является только лишь вариантом отображения, воспроизведения и сопряжение культуры, но становится одним из возможных видов работы над формированием индивида в общем культурном поле на этапе развития информационного общества.

Ключевым свойством концепции открытого образования является переход из парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование в течение жизни», что коренным образом смещает угол внимания к образовательной деятельности многочисленных социальных и культурных институций.

Происходит эта трансформация в связи с рядом взаимообусловленных явлений, среди которых необходимо отметить информатизацию образования, влияющую на общую трансформацию системы образования; возрастающие познавательные потребности, влекущие за собой необходимость получения качественного образования и, что видится важным, разного знания, отвечающего запросам общества. Из взаимодействия указанных факторов рождается необходимость развития нетрадиционных форм образовательного процесса в целом и познавательной деятельности личности в частности. Изменение образовательной теории повлекло за собой объективизацию проблемы сообразности системы образования основополагающим положениям развития личности.

Из вышесказанного следует, что в системе образования выкристаллизовалась проблема содержания образования, соотношения образовательных технологий новым познавательным потребностям социума, связи образования с культурой как базисом развития общества.

Однако здесь нельзя оставить без внимания некоторые важные для понимания проблемы противоречия, которые структурно смещают угол исследования: на сегодняшний день в научном сообществе существуют обширные

педагогические технологии и методики, связанные с изучением культуры и присвоением культурного наследия, которые не имеют необходимого дидактического компонента, позволяющего продуктивно использовать накопленный опыт. Связано это с отсутствием сопряжения между постижением культуры как комплексного кластера, системы и имеющимися сегодня ценностными установками образования.

Еще одно ключевое противоречие заключается в огромном культуровоспроизводительном потенциале различных институций, будь то музей, театр или храм, и в минимальной востребованности их личностносозидающего потенциала. Связано это с разными акцентами просветительско-образовательной деятельности каждого отдельного социального института и отсутствием сопряжения оных с содержанием, функциями и уровнями образования.

Нельзя не вспомнить о вопросе вариативности (иначе ее называют «многовариантность») образования, которая является одной из ключевых тенденций развития системы образования и связана с развитием «открытого образования». Вариативный подход предполагает создание в рамках образовательной системы условий для выбора и предоставление каждому субъекту шанса на успех. Обусловленная необходимостью развития тенденции вариативности, система образования ищет пути выхода «за рамки» устоявшегося строя.

На основе заявленных противоречий все более устойчивые позиции в образовании занимает социокультурный подход — важнейший подход, суть которого заключается в стремлении к изучению социума, объединенного культурой, связанной с деятельностью человека. Одним из факторов повышения эффективности социального воспитания является культура.

Связано это с тем, что последовательное освоение личностью подсистем культуры производит качественные изменения в человеке. Подобная работа именуется социокультурным развитием человека, влекущая за собой качественное изменение картины мира личности, соответственно - изменение личностных ценностей. По мнению В.И. Плотникова, человек, способный самостоятельно использовать все основные группы культурных средств во всех ключевых формах их сосуществования, выходит на уровень свободной индивидуальности — предельно уникальный способ бытия личности, в основании которого лежит стремление выстраивать отношения с миром ...» [2. С. 4-29].

Культура XXI века, по мнению М.С. Кагана, переживает интенсивный процесс изменения, подтверждаемый характерными чертами, среди которых:

• переход от иерархии ценностей к их рядоположенности, координации и взаимной дополнительности;

• дополнение традиционной книжно-письменной ориентации культуры новой компьютеризированной ориентацией;

• предельное напряжение в противоречии между индивидуализмом, стремящимся к максимальному выражению, и тенденцией к утверждению индивидуальных форм культуры;

• разрушение традиционных отношений между художественной и внехудожественной сферами и формирование между ними новых связей.

В качестве одного из механизмов, призванного удовлетворять эти общественные и индивидуальные потребности, утвердился социокультурный институт музея, определяющий сохранение и воспроизведение мировых и государственных ценностей культуры, обеспечение преемственности культурно-исторического становления. Следует отметить, что сотрудничество музея и школы является давним, однако, благодаря гуманитарной парадигме образования, обновлению содержания и форм педагогической деятельности музея актуальным становится новый уровень их взаимоотношений - координация и интеграция в области теории, методологии и практики образования. С течением времени именно эта институция играет все бОльшую роль в общественной и духовной жизни, в информационно - коммуникационных процессах, в образовании, просвещении и воспитании людей.

Согласно этой теории, музей и школа должны сформировать новый способ совместной работы, где первый станет значимым ресурсом освоения культуры, базовым ресурсом формирования гуманистической парадигмы школы, но никак не иллюстративным материалом, как это было в веке XX. Музей, непосредственно влияя на изменение современной образовательной модели, вместе с храмом, библиотекой, школой и университетом составляет институциональную структуру, определяющую поступательную динамику и устойчивость функционирования и эволюции культуры.

Музей, по определению 1СОМ, это «действующая на постоянной основе некоммерческая организация, которая служит обществу, заботится об общественном развитии, является открытой для публики и с целью познания, обучения и развлечения собирает, хранит, изучает, демонстрирует и популяризирует материальное и нематериальное наследие человечества и среды его обитания». Однако на сегодняшний день появился целый ряд новых определений музея, что в значительной степени объясняется сложностью феномена. Основные виды деятельности музея (социокультурная, научно - просветительская, образовательная) понимаются уже гораздо шире, в связи с чем музей начал интегрироваться в систему образования, укрепляя связи с различными дошкольными и школьными образовательными учреждениями. Следует уточнить, что музей, не являясь образовательным учреждением, выполняет все образовательные функции: развитие, воспитание и образование ребенка.

Сегодня специфика музейного учреждения позволяет не только работать с разными возрастными и социальными группами, но и обуславливает многообразие способов воздействия на аудиторию, когда процесс обретения знаний стимулируется чувственным восприятием и эмоциональными переживаниями, порожденными приобщением индивида к реальным свидетелям истории, к раритетам отечественной и мировой культуры. Отечественные музеи давно обосновали и доказали готовность решать задачи духовного становления людей благодаря огромному кульутросозидающему потенциалу. Однако реализация заявленного плана работы останавливается отсутствием продуманной компиляции деятельности музея и системы образования.

Целью исследования видится смена образовательных задач музея: в системе воспитательной работы миссия музея - стать активно действующим звеном в деле формирования личности. Социально-значимая деятельность музея раскрывает потенциал и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Обучающий аспект заключается в осмыслении социально-культурной и педагогической

деятельности, преобразующей памятник в понятный социуму предмет, дополняя «культурный» багаж общества. Видится важной трансформация образа музейной коллекции из «вещей в себе» в «вещи для нас», ее распредмечивание. Совместная образовательная деятельность и педагогическая практика школы, театра, музея или храма становится динамичной и плюралистичной, выдвигающей на первый план личность. Преодоление школоцентристской модели образования, по мнению исследователей, возможно лишь при планомерном и длительном контакте основного образовательного учреждения с различными социокультурными институциями.

На первый план подобных перемен выходит личность, переживаемая особый этап развития общества: актуализацию требований. Здесь личности необходимо освоить помимо собственных профильных навыков и умений, культуру как важный аспект обновления содержания и формы работы системы образования в целом. «Человек становится базовым элементом культуры, генератором знаний, производителем «прорывных» идей, определяющих новый облик культуры. Необходимость вступать в коммуникацию, преобразовывать информационные потоки, синтезировать новые смыслы выдвигает на первый план такие качества личности как интеллект, креативность, творчество, способность мыслить свободно, нелинейно и неординарно» [4. C. 56-62].

В парадигме сопряжения музея и системы образования устойчивое место заняла теория внеаудиторного образования Л.М. Ванюшкиной. Основанная на исследованиях ученых рубежа XIX-XX в., автор предлагает собственное понимание данного термина. Под внеаудиторным образованием понимается усвоение и выработка индивидуальных жизненных стратегий, позволяющих личности действовать в неопределенных ситуациях (внеаудиторное образование не предполагает трансляцию законченной картины мира), используя комплекс специфических методов освоения окружающего мира (подражание, неформальное общения, наставничество и т.д.) с момента выбора объекта познания до включения его в самые разные культурные контексты.

По мнению Ванюшкиной, внеаудиторное образование обладает специфическими сущностными характеристиками:

• оно осуществляется через систему различных социокультурных институтов, которые обеспечивают целостное постижение окружающего мира и культуры;

• приобщение к культуре происходит вне пространства школы и логически выстраивается иначе: от проблемной ситуации, предмета, некого объекта - к обобщению постигаемой информации, поиску решений, становлению собственного видения и умозаключения;

• следовательно, образование подобного рода имеет деятельностный характер и опирается на индуктивные методы исследования;

• образовательный процесс происходит в свободной форме, где отсутствует ролевая регламентация субъектов образовательного процесса;

• основным методом постижения культурного наследия, формирования ценностных установок является диалог.

Сегодня в теории внеаудиторного образования рассматривается вопрос синонимичности понятия «внешкольное

образование», который решен отрицательным образом. Ряд авторов ХХ века, среди которых В.П. Вахтеров и Е.Н. Медынский, отмечали тесную взаимосвязь внешкольного и школьного образования, отдавая себе отчет, что возможности даже самой организованной и продуманной школьной системы ограничены и не могут быть достаточными для приобщения личности к культуре и ее полноценного образования. В условиях ограниченности школьного образования временными, структурными, пространственными и другими рамками, именно внешкольное образование способно развить умение критически мыслить, обобщать явления окружающей жизни, самостоятельно делать выводы. Однако эти исследователи проводили четкую иерархию, где школьное образование является приоритетным, а внешкольное- компенсаторным. Л.М. Ванюшкина вынесла во главу угла теории внеаудиторного образования постулат о равноценности обоих типов образования, где, однако и внешкольное и школьное образование становятся ступенями в достижении основной цели - приобщении к культурному наследию, обеспечивая ее реализацию различными формами, приемами и способами.

Преодолению указанных противоречий и должно содействовать развитие концепции открытого образования. Педагогическая наука XXI века трактует образование как незавершенный и непрерывный процесс освоения всего культурного наследия. В этих условиях ценностью образования становится способность к самостоятельному суждению, самореализации, а учебный процесс должен помочь личность стать субъектом культуры (Е.В. Бондаревская). Данная идея созвучна концепции В.А. Сластенина, характеризующая педагогическую деятельность как метадеятельность, где объектом становится не сам учебный материал и не ученик, а другая деятельность -организация системы как совокупности факторов, условий и закономерных фаз становления и развития школьника [6. C. 3].

Современные теоретические представления объясняют необходимость перехода от получения готового знания к приобретению знания собственной познавательной деятельности человека. Видится целью современного образования - «научение жить в условиях неопределенности и не быть парализованным нерешительностью» [1], что возможно лишь через накопление опыта ориентирования в различных пластах культуры.

В рамках изучения парадокса между возможностью воздействия музея с его уникальными свойствами на процесс социокультурного образования и имеющимся на сегодняшний день уровнем использования этого потенциала и возникла необходимость исследования пути развития межинституциональных связей в рамках концепции открытого образования.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Именнова Л. С. Музей в социокультурной системе общества: миссия, тенденции, перспективы: дис. -ФГОУВПО" Московский государственный университет культуры и искусств" / Именнова Л. С., 2012.

2. Плотников В. И. Дух и его культурно-исторические модификации / В. И. Плотников // Духовность и культура. Духовность мироотношения : материалы всерос. конф. — Екатеринбург, 1994. — С. 4-29.

3. Бакиева Д.А. Дидактические и методологические основы проектирования новой модели взаимодействия школы и музея / Бакиева Д.А. // «Искусство и образование». - М., 2019. - № 1(117)19.- С.224-231.

4. Коробкова Е.Н. Другой взгляд на открытое образование: социокультурный контекст / Коробкова Е.Н. // Сетевой электронный научный журнал "Педагогика искусства". - 2019.- №3.- С. 56-62.

5. Ванюшкина Л.М. Внеаудиторное образование - путь в новое образовательное пространство. Монография / Ванюшкина Л.М. - СПб., 2003.

6. Сластенин В.А. О современных подходах к подготовке учителя / В.А. Сластенин // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности. - Барнаул, 1996.

7. Сатегоп D. A viewpoint: the Museum as a Communication System and Implications for Museum Education / Сатегоп D. A - Curator, 1968, No1, pp. 33-40.

8. Захарченко М.В. Образование и культура: принципы рефлексивного анализа / Захарченко М.В. // Культурно-исторические основания создания и развития образовательной среды (материалы IV региональной научно-практической конференции). - Изд. СПбГУПМ, СПб., 2002. С. 26-40.

9. Колесникова И. А. Открытое образование: перспективы, вызовы, риски / Колесникова И. А. //Высшее образование в России. - 2009. - №. 7. - С. 12-23.

10. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика / Столяров Б. А. //Высшая школа. - 2004.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Imennova L. S. Muzey v sotsiokul'turnoy sisteme obshchestva: missiya, tendentsii, perspektivy [Museum in sociocultural system of society: mission, trends, prospects] / / Imennova L. S.: PhD thesis. - FSEIHPE "Moscow State University of Culture and Arts", 2012. [in Russian]

2. Plotnikov, V. I. Dukh i yego kul'turno-istoricheskiye modifikatsii [Spirit and its cultural and historical modifications] / V. I. Plotnikov // Dukhovnost' i kul'tura. Dukhovnost' mirootnosheniya : materialy vseros. konf [Spirituality and culture. Spirituality of the world: materials vseros. conf.] - Yekaterinburg, 1994. - P. 4-29. [in Russian]

3. Bakiev D.A. Didakticheskiye i metodologicheskiye osnovy proyektirovaniya novoy modeli vzaimodeystviya shkoly i muzeya [Didactic and methodological foundations of designing new model of interaction between school and museum] / Bakiev D.A. // Iskusstvo i obrazovaniye [Art and education] - M., 2019 .-- No. 1 (117) 19.- P.224-231. [in Russian]

4. Korobkova E.N. Drugoy vzglyad na otkrytoye obrazovaniye: sotsiokul'turnyy kontekst [Another look at open education: sociocultural context] / Korobkova E.N. // Setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal "Pedagogika iskusstva" [Networked electronic scientific journal "Pedagogy of Art"]. - 2019. - No. 3. - P. 56-62. [in Russian]

5. Vanyushkina L.M. Vneauditornoye obrazovaniye - put' v novoye obrazovatel'noye prostranstvo. Monografiya [Extracurricular education - way to a new educational space. Monograph] / Vanyushkina L.M. - SPb., 2003. [in Russian]

6. Slastenin V.A. O sovremennykh podkhodakh k podgotovke uchitelya [About modern approaches to teacher training] / V.A. Slastenin // Tekhnologiya psikhologo-pedagogicheskoy podgotovki uchitelya k vospitatel'noy deyatel'nosti [Technology of psychological and pedagogical preparation of a teacher for educational activities]. - Barnaul, 1996. [in Russian]

7. Сameron D. A viewpoint: the Museum as a Communication System and Implications for Museum Education / Сameron D. A - Curator, 1968, No1, pp. 33-40.

8. Zakharchenko M.V. Obrazovaniye i kul'tura: printsipy refleksivnogo analiza [Education and culture: principles of reflexive analysis] / Zakharchenko M.V. // Kul'turno-istoricheskiye osnovaniya sozdaniya i razvitiya obrazovatel'noy sredy (materialy IV regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii) [Cultural and historical foundations of the creation and development of the educational environment (materials of the IV regional scientific and practical conference).] - SPbGUPM, St. Petersburg, 2002. - P. 26-40. [in Russian]

9. Kolesnikova I. A. Otkrytoye obrazovaniye: perspektivy, vyzovy, riski [Open education: prospects, challenges, risks] / Kolesnikova I. A. // Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia]. - 2009. - No. 7. - P. 12-23. [in Russian]

10. Stolyarov B. A. Muzeynaya pedagogika. Istoriya, teoriya, praktika [Museum pedagogy. History, theory, practice] / B. A. Stolyarov // Higher School. - 2004. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.