Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ "ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСФОРМИРУЮЩИЕ ИДЕНТИЧНОСТЬ" (ITOS): ИДЕИ, КРИТИКА И ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯВ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

КОНЦЕПЦИЯ "ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСФОРМИРУЮЩИЕ ИДЕНТИЧНОСТЬ" (ITOS): ИДЕИ, КРИТИКА И ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯВ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
33
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ КОНВЕРСИЯ / МЕХАНИЗМЫ КОНВЕРСИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ / РЕЛИГИОЗНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНКАПСУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фолиева Татьяна Александровна

В статье рассматривается концепция «организации трансформирующие идентичность» (ITOs), которая была предложена американскими социологами религии в 70-х гг. XX века в ходе исследования общества Анонимных алкоголиков. Цель таких организаций - трансформация идентичности новообращенного члена, изменение его когнитивных, поведенческих и аффективных установок. Одним из механизмов такой трансформации является инкапсуляция - включение новообращенного в организацию, путем его социальной, физической или идеологической изоляции от внешнего мира. Инкапсуляция является социальным коконом, который защищает индивида, находящегося в стрессовой ситуации от внешней среды, которая становится для него агрессивной. В ходе нее у новообращенного появляется новый социальный статус и роль (оглашаемый, христианин, алкоголик, преданный и т.д.); новая идентичность; новая референтная группа; новые жизненные установки, поскольку меняются аффективный, когнитивный и поведенческие компоненты. Кроме изменения поведения, присвоения нового статуса и формирование соответствующей идентичности, деятельность ITO направлена на возникновение у индивида новых референтных групп и референций, меняется не только сам индивид, но происходит и смена его социального окружения. Существуют организации, в которых трансформация идентичности, активный прозелитизм является одним из главных внутренних и внешних процессов, а есть такие, в которых такая трансформация активируется в особых случаях или через специальные подразделения. Для иллюстрации концепции были приведены примеры авторов, связанные с организацией «Анонимные алкоголики» и включены тексты российского религиозного объединения, чья деятельность соотносится с теоретическими положениями (Преображенское братство). Концепция представляет исследователям новый инструментарий в исследовании социально активных религиозных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF "IDENTITY TRANSFORMING ORGANIZATIONS" (ITOS): IDEAS, CRITICISM AND PROSPECTS FOR APPLICATION IN RELIGIOUS STUDIES

The article discusses the concept of “Identity Transforming Organizations” (ITOs), which was proposed by American sociologists of religion in the 70s. XX century in the course of research of the society of Alcoholics Anonymous. The purpose of such organizations is to transform the identity of the newly converted member, change his cognitive, behavioral and affective attitudes. One of the mechanisms of such transformation is encapsulation - the inclusion of a new convert into the organization, through his social, physical or ideological isolation from the outside world. Encapsulation is a social cocoon that protects an individual in a stressful situation from an external environment that becomes aggressive for him. In the course of it, the new convert acquires a new social status and role (catechuchman, Christian, alcoholic, devotee, etc.); new identity; new reference group; new life attitudes, as the affective, cognitive and behavioral components change. In addition to changing behavior, assigning a new status and forming a corresponding identity, the activities of ITO are aimed at the emergence of new reference groups and references in an individual, not only the individual himself changes, but also a change in his social environment. There are organizations in which the transformation of identity, active proselytism is one of the main internal and external processes, and there are those in which such a transformation is activated in special cases or through special units. To illustrate the concept, examples of authors associated with the organization Alcoholics Anonymous were given and texts of a Russian religious association, whose activities correlate with theoretical provisions (Preobrazhensky Brotherhood), were included. The concept presents researchers with a new toolkit in the study of socially active religious associations.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ "ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСФОРМИРУЮЩИЕ ИДЕНТИЧНОСТЬ" (ITOS): ИДЕИ, КРИТИКА И ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯВ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

Интеллект. Инновации. Инвестиции /Intellect. Innovations. Investments • № 1, 2021

УДК 316.74:316.354 DOI: 10.25198/2077-7175-2021-1-122

КОНЦЕПЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСФОРМИРУЮЩИЕ ИДЕНТИЧНОСТЬ» (ITOs): ИДЕИ, КРИТИКА И ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯ В РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Т. А. Фолиева

Православный Свято-Тихоновский университет, Москва, Россия e-mail: tatiana_folieva@yahoo.com

Аннотация. В статье рассматривается концепция «организации трансформирующие идентичность» (ITOs), которая была предложена американскими социологами религии в 70-х гг. XX века в ходе исследования общества Анонимных алкоголиков. Цель таких организаций - трансформация идентичности новообращенного члена, изменение его когнитивных, поведенческих и аффективных установок. Одним из механизмов такой трансформации является инкапсуляция - включение новообращенного в организацию, путем его социальной, физической или идеологической изоляции от внешнего мира. Инкапсуляция является социальным коконом, который защищает индивида, находящегося в стрессовой ситуации от внешней среды, которая становится для него агрессивной. В ходе нее у новообращенного появляется новый социальный статус и роль (оглашаемый, христианин, алкоголик, преданный и т. д.); новая идентичность; новая референтная группа; новые жизненные установки, поскольку меняются аффективный, когнитивный и поведенческие компоненты. Кроме изменения поведения, присвоения нового статуса и формирование соответствующей идентичности, деятельность ITO направлена на возникновение у индивида новых референтных групп и референций, меняется не только сам индивид, но происходит и смена его социального окружения. Существуют организации, в которых трансформация идентичности, активный прозелитизм является одним из главных внутренних и внешних процессов, а есть такие, в которых такая трансформация активируется в особых случаях или через специальные подразделения. Для иллюстрации концепции были приведены примеры авторов, связанные с организацией «Анонимные алкоголики» и включены тексты российского религиозного объединения, чья деятельность соотносится с теоретическими положениями (Преображенское братство). Концепция представляет исследователям новый инструментарий в исследовании социально активных религиозных объединений.

Ключевые слова: религиозное обращение, религиозная конверсия, механизмы конверсии, трансформация идентичности, религиозная социализация, инкапсуляция.

Благодарности. Статья подготовлена в рамках проекта «Религиозная социализация: теоретико-методологические и эмпирические основания» при поддержке Фонда Развития ПСТГУ.

Для цитирования: Фолиева Т. А. Концепция «организации трансформирующие идентичность» (ITOs): идеи, критика и перспектива применения в религиоведческих исследованиях // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2021. - № 1. - С. 122-128. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-1-122.

CONCEPT OF «IDENTITY TRANSFORMING ORGANIZATIONS» (ITOS): IDEAS, CRITICISM AND PROSPECTS FOR APPLICATION IN RELIGIOUS STUDIES

T. A. Folieva

Orthodox St. Tikhon University, Moscow, Russia e-mail: tatiana_folieva@yahoo.com

Abstract. The article discusses the concept of "Identity Transforming Organizations" (ITOs), which was proposed by American sociologists of religion in the 70s. XX century in the course of research of the society of Alcoholics Anonymous. The purpose of such organizations is to transform the identity of the newly converted member, change his cognitive, behavioral and affective attitudes. One of the mechanisms of such transformation is encapsulation - the inclusion of a new convert into the organization, through his social, physical or ideological isolation from the outside world. Encapsulation is a social cocoon that protects an individual in a stressful situation from an external environment that becomes aggressive for him. In the course of it, the new convert acquires a new social status and role (catechuchman, Christian, alcoholic, devotee, etc.); new identity; new reference group; new life attitudes, as the affective, cognitive and behavioral components change. In addition to changing behavior, assigning a new status and forming a corresponding identity, the activities of ITO are aimed at the emergence of

new reference groups and references in an individual, not only the individual himself changes, but also a change in his social environment. There are organizations in which the transformation of identity, active proselytism is one of the main internal and external processes, and there are those in which such a transformation is activated in special cases or through special units. To illustrate the concept, examples of authors associated with the organization Alcoholics Anonymous were given and texts of a Russian religious association, whose activities correlate with theoretical provisions (Preobrazhensky Brotherhood), were included. The concept presents researchers with a new toolkit in the study of socially active religious associations.

Keywords: religious conversion, religious conversion, conversion mechanisms, identity transformation, religious socialization, encapsulation.

Acknowledgements. The article was prepared within the framework of the project "Religious socialization: theoretical, methodological and empirical foundations" with the support of the PSTGU Development Fund.

Cite as: Folieva, T. A. (2021) [Concept of "Identity Transforming Organizations" (ITOs): Ideas, Criticism and Prospects for Application in Religious Studies]. Intellekt. Innovatsii. Investitsii [Intellect. Innovations. Investments]. Vol. 1, pp. 122-128. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-1-122.

В этой небольшой статье нам бы хотелось рассмотреть одну малоизвестную концепцию «организации трансформирующие идентичность» (identity transformation organizations - ITOs), которая была предложена американскими религиоведами и социологами религии А. Грейлом и Д. Руди [11], которые известны своими исследованиями анонимных сообществ взаимопомощи [1, 7]. Данная концепция малоизвестна российским авторам, а термин «инкапсуляция», важный для этой теории, встречается в литературе, но имеет иное прочтение [6, 8]. Стоит отметить, что в переводе и адаптации термина возникают проблемы, поэтому мы оставили кальку термина, что позволяет более точно передать его смысл, использовано также сокращение ITOs -identity transformation organization. Мы также полагаем, что многозначный термин «identity» следует переводить как «идентичность», поскольку концепция предполагает изменение и самой личности, и идентификации, и социальных ролей, и поведенческих сценариев. Для иллюстрации мы оставили примеры авторов, связанные с организацией «Анонимные алкоголики» и включили в статью тексты религиозного объединения, чья деятельность соотносится с теоретическими положениями.

Концепция «организаций, трансформирующих идентичность» (identity transformation organizations - ITOs): основные идеи

По мнению А. Грейла и Д. Руди, существуют организации, трансформирующие идентичность [11, p. 260]. К ним относятся «новые религиозные движения, радикальные политические движения, «депрограммеры», «Анонимные алкоголики», терапевтические группы по борьбе с наркоманией и программы по контролируемой потере веса -все они преследуют в качестве явной или неявной цели преобразование персональной идентичности

(personal identities) своих членов», предлагая им новые социальные роли, социализируя новообращенных в соответствии с собственными ценностями и установками и стимулируя в них новые способы изменения самооценки [11, p. 260].

Не все организации требуют у нового члена изменения своей идентичности, даже при наличии формального членства. Профсоюзные организации или кружки по вязанию, к примеру, вряд ли потребуют от нового участника смены аффективных, когнитивных и поведенческих установок, более того, они не будут создавать условия, чтобы процесс трансформации личности был запущен. Стоит исключить из ITOs тотальные институты, поскольку членство в них чаще всего носит принудительный характер, а сами они создаются для решения специфических задач. Организации, трансформирующие идентичность предполагают произвольный характер членства, при котором новый участник социального процесса активно соглашается с теми требованиями, которые ему предъявляются.

Стоит отметить, что существуют религиозные группы, в которых трансформация идентичности, активный прозелитизм - является одним из главных внутренних и внешних процессов, а есть такие, в которых такая трансформация активируется в особых случаях или через специальные подразделения. В таких случаях, по сравнению с другими процессами, трансформация идентичности верующих будет вторичным явлением в деятельности организации. Например, Преображенское братство (Содружество малых православных братств), созданное о. Георгием Кочетковым, заявляет цель своей работы следующим образом: «открывать для себя христианскую традицию в её полноте и глубине... целостное и последовательное научение вере, духовное образование, соборную и личную молитву, христианское милосердие»1, что по сути есть декларация работы по изменению и внутренней

Здравствуйте! Мы — Преображенское братство» // URL https://psmb.ru/o-nas.html (дата последнего обращения 22.11.2020).

жизни верующего. В то же время, катехизическая деятельность Преображенского братства, ее формы и смысловое наполнение скорее является исключением для Русской православной церкви, чем распространённым явлением.

ITOs трансформирует персональную идентичность через изменение поведения, присвоение нового достигаемого социального статуса и роли. В программе «12 шагов» организации «Анонимные алкоголики» первый шаг - признание себя алкоголиком. Организация предлагает критерии, в соответствии с которыми новый член принимает свою идентичность, но при этом «определить это сможете только вы сами, в АА за вас этого никто делать не будет»2. Остальные 11 шагов направлены на изменение поведенческих и когнитивных установок. В Преображенском братстве о. Георгий Кочетков предлагает несколько этапов воцерков-ления, на первом - желающий принять крещение «проявляет готовность выразить своё личное, искреннее и ответственное желание креститься» [5], то есть заявляет публично новый социальный статус - оглашаемого. На втором этапе «церковь в лице своих представителей, в том числе катехизаторов, говорит «можно» [5], при этом «к оглашаемому предъявляются как прежние, так и новые требования» [5]. Жизнь обращаемого в этот период строго регулируется, вплоть до того, сколько он может пропустить катехизических встреч, корректируется поведение оглашаемого: «нарушение требований просвещаемыми теперь может повлечь за собой более серьёзные последствия, вплоть до перевода их в статус оглашаемых первого этапа или даже отлучения от оглашения» [5]. На третьем этапе происходит «личное заключительное собеседование, итоговая молитвенно-покаянная встреча, личная «исповедь за всю жизнь» и наконец -собственно крещение в широком смысле слов» [5]. Во всех трех этапах существует три (постоянно усложняющихся) критерия изменения обращенного - вера, молитва, жизнь, что вполне соответствует аффективному, когнитивному и поведенческому компонентам личностных установок.

Кроме изменения поведения, присвоения нового статуса и формирования соответствующей идентичности, деятельность ITO «побуждают или поощряют к фактическому изменению референтных групп, прекращению отождествления с одним набором референций, которые могут поддерживать старые взгляды и направлению себя к новым установкам, которые могут предоставить социальную поддержку для принятия и поддержания нового образа жизни» [11, p. 263]. Несмотря на то, что цели организаций различны, механизмы и «опреде-

ленные структурные особенности, которые продиктованы природой основных социальных процессов, вовлеченных в процесс трансформации идентичности» - схожи [11, p. 261]. Один из таких генеральных механизмов - инкапсуляция. Этот термин был введен Дж. Лофлендом в конце 70-х гг. в двух его работах, одна из которых была посвящена Церкви Объединения Сан Мен Муна [14, 15]. В первой книге он рассматривает инкапсуляцию как психологический механизм, связанный с девиантным поведением. Индивид сам создает особое состояние, которое воспринимается им «как качественно другое состояние ума», инкапсуляция является в данном случае защитным механизмом от угроз, которое может вызвать отклонение от социально приемлемого поведения [15, p. 50, 55-59]. Во второй работе автор описывает процесс религиозного обращения в Церковь Объединения. На одном из этапов, который Дж. Лофленд обозначает как инкапсуляция, религиозная организация вывозила новообращенных на семинар выходного дня, где погружала новых членов в насыщенную и интенсивную религиозную жизнь группы [14, p. 809-811]. Инкапсуляция, по Дж. Лофленду, один из механизмов обращения, который позволяет индивиду разорвать связи со старыми референтными группами через выстраивание новых социальных связей.

Инкапсуляция, указывают А. Грейли и Д. Руди, создает границы, в которых происходит трансформация идентичности, посредством ее организация создает новую реальность, где «происходит интенсивное взаимодействие с людьми, которые поддерживают у нового члена группы возникающие чувства и установки о себе и реальности» [11, p. 263]. Таким образом, по мнению авторов теории, ITOs являются социальным коконом (social cocoon), который нужен для того, «чтобы защитить процесс трансформации, происходящий внутри от вмешательства извне» [11, p. 263-264]. Но, защищая индивида от внешних факторов, ITOs выдвигают ему условие полной включенности в жизнь организации, «люди в идеале не должны испытывать особой необходимости участвовать в социальном взаимодействии за пределами рассматриваемой организации или группы» [11, p. 263-264]. Создаваемый кокон обеспечивает все социальные потребности индивида во время его трансформации и после ее завершения, он отсекает не только внешнее влияние, но и останавливает внеорганизационные процессы. Этот тезис можно проиллюстрировать словами катехизатора Преображенского братства Д. С. Гасака: «следует отнести еще одно из внутренних условий успешного научения... отказ на время оглашения от совершения разного рода резких внешних перемен

Двенадцать шагов Анонимных алкоголиков // URl http://aarussia.ru/12steps/ (дата последнего обращения 22.11.2020).

в жизни. К таковым можно отнести, скажем, смену места проживания... не следует затевать больших ремонтов, менять свое семейное положение. Оглашаемым не стоит даже резко менять круг своего общения (кроме, разумеется, тех случаев, которые связаны с очевидными искушениями или грехами)» [2]. Индивид, как указывает катехизатор, должен пережить процесс трансформации, не отвлекаясь на внешние факторы, главная цель его деятельности - сфокусироваться на организации и собственных изменениях.

А. Грейл и Д. Руди утверждают, что существуют три типа инкапсуляции - физическая, социальная и идеологическая. Физическая инкапсуляция - это «ситуация, в которой вовлеченные люди фактически физически удалены от возможности контакта с теми, кто может опровергнуть новое мировоззрение, которое они изучают» [11, р. 264]. Такую физическую изоляцию связывают с НРД, однако авторы отмечают, что подобный механизм, наоборот, чаще всего встречаются у «депрограммеров» [11, р. 264]. Физическая инкапсуляция должна строиться на добровольных началах. Тоталитарные институции, связанные с насильственной изоляцией, практически малоэффективны в трансформации идентичности личности [11, р. 264].

Социальная инкапсуляция - наиболее часто встречаемый механизм, поскольку многие 1ТО не предлагают покинуть семью, работу, но интенсифицируют включенность индивида в жизнь группы. Так, у Анонимных алкоголиков есть «правило 90 / 90», когда новичок должен посетить 90 встреч в течение 90 дней [11, р. 266]. В Преображенском братстве: «третий этап оглашения - неделя после крещения должна быть связана с ежедневной евхаристической молитвой и причащением, ежедневными агапами, встречами и беседами» [4]. По сути указание, «что эту неделю надо заранее, по возможности целиком, освободить от всех рабочих и домашних дел» [5], является механизмом социальной инкапсуляции. Такая большая включенность в жизнь общины приводит к тому, что потенциальный обращенный «находится в этом мире, но не с ним» [11, р. 266].

Идеологическая инкапсуляция - когда 1ТО обучают своих последователей сотрудничать и общаться с окружающим миром, не принимая его установки. Например, членам Анонимных алкоголиков рекомендуется выучить «12 шагов», которые кодифицируют взгляд на программу группы. В случае, когда «события во внешнем мире угрожают трезвости, и члены АА не присутствуют физически, чтобы на них можно было положиться», новообращенные должны повторять «Двенадцать шагов» [11, р. 268].

Отметим, что 1ТО могут использовать все три типа инкапсуляции или только один, «многие 1ТО полагаются, в первую очередь, на социальную

и идеологическую, а не на физическую инкапсуляцию». Важно и то, что наличие механизмов, да и вся деятельность организации, направленная на трансформацию личности, не является показателем абсолютной успешности, поскольку мы не знаем официальной статистики, сколько новообращенных членов покидает группу уже после завершения процесса трансформации [11, р. 273].

Концепция и ее рецепция в литературе

Отметим, что авторы не стали развивать концепцию дальше, хотя и использовали некоторые ее положения в своих работах [10]. В этом один из главных недостатков концепции, поскольку перед нами остаются неотвеченные вопросы: почему индивиды, прошедшие весь цикл религиозного обращения, побывавшие в «коконе» - выходят из религиозной организации? каковы проблемы «второго поколения» в ITOs? чем объясняется негативная оценка ITOs? и т. д. Это привело к тому, что концепция А. Грейли и Д. Руди была вытеснена на периферию академических исследований, поскольку стали появляться альтернативные теории. Однако несмотря на это, многие исследователи применяли концепцию в своих работах. Так, например, через призму теории была осуществлена попытка рассмотреть обращение в кумранские общины есеев [8]. Теория применяется в конвергенционной модели религиозного обращения американского психолога религии Л. Р. Рембо [16]. По мнению ученого, конверсия - это динамический процесс, в котором можно выделить несколько этапов и один из них, когда индивид начинает взаимодействовать с религиозной общиной: «потенциальные новообращенные узнают об учении, образе жизни и ожиданиях группы, и им предоставляются возможности, как формальные, так и неформальные, для более полного включения в нее» [16, р. 102]. Для того чтобы наладить и облегчить процесс интеракции и существует механизм инкапсуляции. Автор отмечет, что «различные религиозные группы создают и поддерживают свои «миры» через ритуалы, отношения, распределение ролей и особую риторику. В процессе конверсии потенциальный новообращенный приглашается и / или убеждается вступить в эти замкнутые миры, чтобы начать или усилить процесс обращения [16, р. 103-104). Однако при этом автор полагает, что социальная, физическая и идеологическая изоляция - крайняя форма включения новых членов.

В современной литературе концепция чаще используется в работах, посвящённых менеджменту организаций в рамках теории организационных отношений. Крупные корпорации, объединения рабочих, артели и братства - рассматриваются как вариация организаций, которые влияют на изменения личности [7, 9, 12, 13].

Подводя итоги: перспективы применения в религиоведческих исследованиях

Корректируя концепцию А. Грейла и Д. Руди, стоит отметить, что ITOs это те религиозные организации, которые, вне зависимости от длительности своего существования, ведут активную работу по включению новых членов и трансформации их идентичности.

Мы можем разделить их на две части - те, чья деятельность направлена на активное привлечение индивида в свои члены и трансформацию его идентичности, и на те, чье функционирование связано с поддержанием привычных установок своих последователей. В первую группу попадают не только религиозные организации (особенно те, кто маркируются как НРД), но и те, которые декларируют свой светский характер или связаны с внеинститу-циональными духовными и эзотерическими практиками. Модное явление в наше время - «ретрит», по сути своей, является физической и социальной инкапсуляцией, но не в рамках жесткой религиозной системы, а вне ее, в новых формах духовной жизни. Следует признать, что те организации, которые исторически возникли позже, чем традиционные объединения, будут активнее привлекать новых членов, используя все доступные механизмы. Однако в больших религиозных организациях как, например, Русской православной церкви или Римско-католической, будут существовать структуры, чья детальность в полной мере соответствует характеристикам ITOs.

Главная цель всех ITOs - активное преобразование будущего члена организации, изменение

его социальных и личностных установок в ходе конверсии. Одним из механизмов такой трансформации является инкапсуляция - включение новообращенного в организации, путем изоляции его от внешнего мира. Мы показали, что инкапсуляция используется ITOs, но стоит отметить, что отдельные элементы мы можем найти в более «привычных» ситуациях. Так, например, система принятия монашества, по сути, это система постепенной физической, социальной и идеологической инкапсуляции.

Инкапсуляция - не форма «контроля сознания», не стоит путать концепции антикультистов и концепции ITOs, она, скорее, описывает механизм адаптации новых членов организации. Инкапсуляция не является исключительно изоляцией, она является, как утверждают авторы теории, социальным коконом, который защищает человека изменяющегося, а значит находящегося в стрессе, не в стабильной состоянии от внешней среды, которая становится для него агрессивной. Таким образом, инкапсуляция является способом адаптации к новым внутренним и внешним изменениям. В ходе нее у новообращенного появляется новый социальный статус и роль (оглашаемый, христианин, алкоголик, преданный и т. д.); новая идентичность; новая референтная группа; новые жизненные установки, поскольку меняются аффективный, когнитивный и поведенческие компоненты. 1ТО выступает в таком случае как организации, трансформирующие социальную реальность, поскольку они не только создают кокон, но и требуют полного включения, погружения в жизнь группы.

Литература

1. Астапов С. Н. Методологический статус понятия «квазирелигия» в религиоведческих исследованиях // Наука, религия, культура в постсекулярном мире: феномен квазиобразований / Под общ. ред. С. Н. Астапова. - М.: Директ-Медиа, 2018. - С. 56-64.

2. Гасак Д. С. Этические границы в жизни слушающих: начальный этап [Электронный источник] // Традиция святоотеческой катехизации: Проблемы и критерии качества оглашения современных слушающих: Материалы Международной богословско-практической конференции (Москва, 25-27 мая 2011 г.). - М., 2012. -374 с. - Режим доступа: https://sfi.ru/science/nauchno-praktichieskiie-konfierientsii/tradiciya-svyatootecheskoj-katehizacii-problemy-i-kriterii-kachestva-oglasheniya-sovremennyh-slushayushih-2011/Izbrannye-doklady/ Eticheskie-granicy-v-zhizni-slushayushih-nachalnyj-etap.html (дата последнего обращения 21.11.2020).

3. Кочетков Г. Возможная система оглашения в Русской православной церкви в современных условиях [Электронный источник] // Режим доступа: https://kateheo.ru/katekhizatsiia/avtorskie-materialy-ottsa-georgii-kochetkova/vozmozhnaja-sistema-oglashenija-v-russkoi-pravoslavnoi-ce (дата последнего обращения 22.11.2020)

4. Куропятник М. С. Культурная инкапсуляция: контексты и интерпретации социокультурных процессов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. -2015. - № 3. - С. 135-141.

5. Прозорова Ю. А. Групповое собрание как интерактивный ритуал: производство культурного капитала и эмоциональной энергии в «анонимных» сообществах взаимопомощи // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2015. - Т. 18., № 3. - С. 65-79.

6. Фирсов М. В., Юдина Т. Н., Черникова А. А. Особенности процессов инкапсуляции в условиях многовекторных координат российского общества // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2017. - Т. 12. - № 3. - С. 30-40.

7. Bode, C., Singh, J., Rogan, M. Corporate Social Initiatives and Employee Retention // Organization Science, 2015, vol. 26(6). P. 1702-1720.

8. Brooke, G., LaCoste, N. Justifying Deviance: The Place of Scripture in Converting to the Qumran Self-Understanding. // Reading the Dead Sea Scrolls: Essays in Method. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2013. Pp. 37-50.

9. Chreim S., Langley A., Reay T., Comeau-Vallee M., Huq J. Constructing and Sustaining Counter-Institutional Identities // Academy of Management Journal, vol. 63 (3), 2020. Pp. 935-964.

10. Davidman, L. Greil A. Characters in search of a script: The exit narratives of formerly Ultra-Orthodox Jews // Journal for the Scientific Study of Religion, 2007, vol. 46 (2) P. 201-216.

11. Greil, A.L. and Rudy, D. R. Social Cocoons: Encapsulation and Identity Transformation Organizations // Sociological Inquiry, 1984, vol. 54. P. 260-278.

12. Jenkins, S. Delbridge, R. Trusted to Deceive: A Case Study of «Strategic Deception» and the Normalization of Lying at Work // Organization Studies, 2017, vol. 38(1), pp. 53-76.

13. Kulkarni, M. Holding on to let go: Identity work in discontinuous and involuntary career transitions // Human Relations, 2020, vol. 73(10), pp. 1415-1438.

14. Lofland, J. «Becoming a World-Saver» Revisited // American Behavioral Scientist. Vol. 20(6) P. 805-818.

15. Lofland, J. Deviance and identity. Englewood Cliffs, N. J., Prentice-Hall, 1969. 330 p.

16. Rambo L. R. Understanding religious conversion / Lewis R. Rambo. New Haven: Yale University Press, 1993. 240 p.

References

1. Astapov, S. N. (2018) [Methodological status of the concept of «quasi-religion» in religious studies]. Nauka, religiya, kul 'tura v postsekulyarnom mire: fenomen kvaziobrazovanij [Science, religion, culture in the post-secular world: the phenomenon of quasi-formations. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. M., Berlin: Direkt-Media, pp. 56-64. (In Russ.).

2. Gasak, D. S. (2012) [Ethical boundaries in the lives of listeners: the beginning]. Traditsiya svyatooteches-koy katekhizatsii: Problemy i urovni kachestva oglasheniya sovremennykh slushayushchikh: Materialy Mezhdun-arodnoy bogoslovsko-prakticheskoy konferentsii (Moskva, 25-27 maya 2011 g.) [The tradition of patristic cat-echesis: Problems and levels of quality of publicity for modern listeners: Proceedings of the International Theological-Practical Conference (Moscow, May 25-27, 2011)]. M., 374 p. Available at: https://sfi.ru/science/nauchno-praktichieskiie-konfierientsii/tradiciya-svyatootecheskoj-katehizacii-problemy-i-kriterii-kachestva-oglasheniya-sovremennyh-slushayushih-2011/Izbrannye-doklady/Eticheskie-granicy-v-zhizni-slushayushih-nachalnyj-etap. html (accessed 21.11.2020) (In Russ.).

3. Kochetkov, G. Vozmozhnaya sistema oglasheniya v Russkoy pravoslavnoy tserkvi v sovremennykh us-loviyakh [Possible system of announcement in the Russian Orthodox Church in modern conditions]. Available at:https://kateheo.ru/katekhizatsiia/avtorskie-materialy-ottsa-georgii-kochetkova/vozmozhnaja-sistema-oglash-enija-v-russkoi-pravoslavnoi-ce (accessed 21.11.2020) (In Russ.).

4. Kuropyatnik, M. S. (2015) [Cultural encapsulation: contexts and interpretations of socio-cultural processes]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika [Bulletin of SPbSU. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogics.]. Vol. 3, pp. 135-141.(In Russ.).

5. Prozorova, Yu. A. (2015) [Group meeting as an interactive ritual: the production of cultural capital and emotional energy in "anonymous" communities of mutual assistance]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropolo-gii [Journal of Sociology and Social Anthropology]. Vol. 18. No. 3, pp. 65-79.(In Russ.).

6. Firsov, M. V., Yudina, T. N., Chernikova, A. A.(2017) [Features of encapsulation processes in conditions of multi-vector coordinates of Russian society]. Uchenyye zapiski Zabaykal 'skogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of the Trans-Baikal State University]. Vol. 12. No. 3, pp. 30-40. (In Russ.).

7. Bode, C., Singh, J., Rogan, M. (2015) Corporate Social Initiatives and Employee Retention. Organization Science, vol. 26(6), pp. 1702-1720. (In Engl.).

8. Brooke, G., La Coste, N. (2013) Justifying Deviance: The Place of Scripture in Converting to the Qumran Self-Understanding. Reading the Dead Sea Scrolls: Essays in Method. Atlanta: Society of Biblical Literature, pp. 37-50. (In Engl.).

9. Chreim, Samia, Langley, Ann, Reay, Trish, Comeau-Vallee, Mariline and Huq, Jo-Louise (2020) Constructing and sustaining counter-institutional identities. Academy of Management Journal, 63 (3). pp. 935-964. doi:10.5465/amj.2017.0528 (In Engl.).

10. Davidman, L. Greil, A. L. (2007) Characters in Search of a Script: The Exit Narratives of Formerly Ultra-Orthodox Jews. Journal for the Scientific Study of Religion, 46: 201-216. https://doi.org/10.1111/j.1468-5906.2007.00351.x (In Engl.).

11. Greil, A. L. & Rudy, D. R. (1984a) Social cocoons: Encapsulation and identity transformation organizations. Sociological Inquiry, 54 260-278. (In Engl.).

12. Jenkins, S. and Delbridge, R. (2017) «Trusted to Deceive: A Case Study of «Strategic Deception» and the Normalization of Lying at Work», Organization Studies, 38(1), pp. 53-76. (In Engl.).

13. Kulkarni, M. (2020) «Holding on to let go: Identity work in discontinuous and involuntary career transitions», Human Relations, 73(10), pp. 1415-1438. (In Engl.).

14. Lofland, J. (1977) «Becoming a World-Saver» Revisited», American Behavioral Scientist, 20(6), pp. 805-818. (In Engl.).

15. Lofland, J. (1969) Deviance and identity. Englewood Cliffs, N.J., Prentice-Hall. 330 p.

16. Rambo, L. R. (1993) Understanding religious conversion. New Haven: Yale University Press. 240 p.

Информация об авторе:

Татьяна Александровна Фолиева, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения, Православный Свято-Тихоновский университет, Москва, Россия

ORCID ID: 0000-0001-6631-6022, Web of Science Researcher ID: ABE-7097-2020 e-mail: tatiana_folieva@yahoo.com

Статья поступила в редакцию: 21.11.2020; принята в печать:12.02.2021 Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Information about the author:

Tatyana Aleksandrovna Folieva, Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy and Religious Studies, Orthodox St. Tikhon University, Moscow, Russia

ORCID ID: 0000-0001-6631-6022, Web of Science Researcher ID: ABE-7097-2020 e-mail: tatiana_folieva@yahoo.com

The paper was submitted: 21.11.2020. Accepted for publication: 12.02.2021. The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.