Научная статья на тему 'Концепция организации финансового лизинга имущества в лесном секторе'

Концепция организации финансового лизинга имущества в лесном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ / КОНЦЕПЦИЯ / ЛЕСНОЙ СЕКТОР / FINANCIAL LEASING / CONCEPT / FOREST SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пинягина Н. Б., Савицкий А. А., Горшенина Н. С.

В статье представлена концепция правовых, организационно-экономических основ лизинга в Российской Федерации, а также обоснование эффективности применения операций по финансовому лизингу имущества в лесном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article introduces the concept of legal, organizational-economic basics of leasing in the Russian Federation and substantiation of efficiency application for the property financial leasing operations in the forest sector.

Текст научной работы на тему «Концепция организации финансового лизинга имущества в лесном секторе»

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

селенных пунктов, в которых практически не осталось трудоспособного населения, составляет более двух третей. Наиболее трудоспособная молодежь массово покидает сельские населенные пункты. В результате сельское и лесное хозяйство во многих районах остается без трудовых ресурсов, огромные территории освоенных лесов выпадают из хозяйственного оборота просто из-за безлюдья.

Что необходимо сделать? Принять долгосрочную и в достаточной степени обеспеченную финансовыми ресурсами программу, направленную на социальное развитие сельских населенных пунктов и выравнивание условий жизни в них с городскими. Программа должна включать как минимум приоритетную поддержку сельских школ и медицинских учреждений и долгосрочный мораторий на их закрытие, строительство качественных дорог и линий связи к живым деревням и поселкам, строительство жилья для молодых специалистов, предоставление финансовой поддержки и земельных участков переселенцам.

Деградация и глубокий упадок системы общего и специального образования, нехватка квалифицированных специалистов и рабочих

Общепризнанной проблемой лесного сектора России является катастрофическая

нехватка квалифицированных специалистов и рабочих, а также выпускников школ и абитуриентов, из которых система профессионального образования может подготовить специалистов нужного уровня. Система профессионального образования просто не в силах массово готовить современных квалифицированных специалистов при существующем уровне подготовки абитуриентов в школах.

Кроме того, социальное неблагополучие самих лесных вузов и техникумов привело к нехватке в них квалифицированных преподавателей или потере ими мотивации к качественной работе. В результате в лесном хозяйстве наблюдается сильный и постоянно нарастающий дефицит молодых грамотных специалистов.

Что необходимо сделать? Сделать развитие общего и специального образования приоритетом государственной политики, вкладывая в него не меньшую долю расходов федерального бюджета, чем в наиболее развитых странах мира.

Библиографический список

1. Лесной кодекс, 2007 г.

2. Бюджетный кодекс, 2012 г.

3. Лесная политика РФ, Федеральное агентство лесного хозяйства, 2013 г.

концепция организации финансового лизинга

ИМУЩЕСТВА В ЛЕСНОМ СЕКТОрЕ

Н.Б. ПИНЯГИНА, проф. каф. экономики и организации лесного хозяйства и лесной пром-сти МГУЛ, докт. экон. наук,

А.А. САВИЦКИЙ, доц. каф. экономики обрабатывающих отраслей промышленности, учета и аудита, МГУЛ, канд. экон. наук,

Н.С. ГОРШЕНИНА, доц. каф. экономики и организации лесного хозяйства и лесной пром-сти МГУЛ, канд. экон. наук

Настоящая концепция ставит своей целью описание правовых, организационноэкономических основ лизинга в Российской Федерации, а также обоснование эффективности применения операций по финансовому лизингу имущества в лесном секторе.

pinyagina. natalia@appm. ru

Лесной сектор России является одной из перспективных экспортно ориентированных отраслей в экономике страны. Его деятельность основывается на использовании возобновляемого природного ресурса - леса. По обеспеченности лесами Россия занимает

130

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

первое место в мире, обладая четвертью мировых запасов. Однако эффективность использования лесных ресурсов и экспортного потенциала отрасли довольно низки.

Для достижения оптимального уровня конкурентоспособности необходимо добиться максимальной эффективности функционирования взаимоувязанной системы, основными звеньями которой являются: выращивание леса, его защита и лесовосстановление - аренда лесосырьевой базы и лесопользование - первичная переработка (лесопиление, варка целлюлозы) - производство конечной продукции (мебель, бумага, деревянные дома и т.д.).

Анализ финансово-экономических отношений между различными звеньями лесного сектора показывает, что наиболее высокодоходными являются экспортно ориентированные предприятия, производящие конечную продукцию. Отсюда их более высокая инвестиционная привлекательность, возможность использования собственных и привлеченных средств для реконструкции и модернизации производственных мощностей, создания дочерних смежных производств, диверсификации собственной прибыли в их развитие. Однако первичные звенья лесного сектора, такие как лесное хозяйство и лесозаготовительная промышленность, не имеют экономической возможности развиваться пропорционально лесоперерабатывающим предприятиям. В этой связи нарастают проблемы с изношенностью оборудования, материально-техническим снабжением, кадровым составом, возможностью привлекать финансовые ресурсы для пополнения межсезонных запасов сырья и материалов, обновления технических средств. Дезорганизация когда-то целостной сбалансированной системы лесного сектора, основанной на командно-административных методах управления, разрыв традиционных хозяйственных связей между сырьевыми и лесоперерабатывающими отраслями создает большие проблемы с обеспечением крупных целлюлозно-бумажных и лесопильно-деревообрабатывающих комбинатов лесосырьевыми ресурсами, а леспромхозов и лесхозов техникой и оборудованием.

Одновременно мощности лесоперерабатывающих предприятий - целлюлозно-

бумажных комбинатов, лесопильно-деревообрабатывающих заводов - из-за нехватки лесосырьевых ресурсов в круглом виде загружены всего лишь на 40-60 %.

В действующем законодательстве (ст. 50 Лесного кодекса РФ) принцип несовместимости функций государственного управления лесохозяйственными работами с осуществлением рубок главного пользования и переработки древесины от санитарных рубок и рубок ухода делает незаконной в лесном хозяйстве любую производственную и предпринимательскую деятельность. Однако предпринимательская деятельность в лесхозах имеет настолько широкий масштаб, что незаконный вывоз древесины, например твердолиственных ценных пород из Краснодарского края за рубеж, наносит значительный урон экономике страны и носит зачастую криминальный характер. Таких примеров можно привести много.

Организация контроля промышленной деятельности в лесном хозяйстве и государственное стимулирование поставок заготовленного в лесхозах круглого леса на предприятия целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленность позволит значительно повысить эффективность деятельности лесного сектора России в целом.

Таким образом, одним из наиболее важных условий для нормального функционирования предприятий в лесном секторе является уровень модернизации и техническое состояние его основных средств. Существует потребность в замене физически и морально устаревших машин и оборудования.

Приобретение машин и оборудования за счет собственных средств предприятия или кредитных ресурсов приводит к увеличению активов предприятия, а следовательно, и росту налога на имущество, а также потребует отнесения значительной части издержек на финансовые результаты деятельности предприятия. Увеличение выручки от реализации, полученной от эксплуатации более прогрессивных основных средств, при незначительном росте себестоимости производства приведет к росту налогооблагаемой прибыли предприятия.

Необходимо отметить, что финансово-экономическое положение большинства

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2013

131

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

предприятии лесного сектора не позволяет производить капитальные вложения за счет собственных средств. Кризисная ситуация в российской экономике негативно сказалась и на инвестиционной активности финансовых институтов, которые воздерживаются от осуществления долгосрочных финансовых вложений в реальный сектор экономики, поэтому в настоящее время более распространенным становится инвестирование в форме имущества (лизинг).

Правовые и организационноэкономические основы лизинга

Правовые и организационно-экономические особенности лизинга в России регулируются федеральным законом «О лизинге» от 29.10.98 № 164-ФЗ.

Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Лизинговая сделка - совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

Субъектами лизинга являются:

- лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

- лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

- продавец (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи.

Федеральным законом «О лизинге» определены основные типы и виды лизинга.

К основным типам лизинга относятся:

- долгосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение трех и более лет;

- среднесрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение от полутора до трех лет;

- краткосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет.

Основными видами лизинга являются - финансовый лизинг, возвратный лизинг и оперативный лизинг.

Финансовый лизинг - вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. При этом срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

132

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Возвратный лизинг - разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.

Оперативный лизинг - вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. Срок, на который имущество передается в лизинг, устанавливается на основании договора лизинга. По истечении срока действия договора лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, предмет лизинга возвращается лизингодателю, при этом лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга. При оперативном лизинге предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно в течение полного срока амортизации предмета лизинга.

По экономическому содержанию лизинг относится к прямым инвестициям, в ходе исполнения которых лизингополучатель обязан возместить лизингодателю инвестиционные затраты (издержки), осуществленные в материальной и денежной формах, и выплатить вознаграждение.

Под общей суммой возмещения инвестиционных затрат (издержек) и выплатой вознаграждения понимается общая сумма лизингового договора.

Под инвестиционными затратами (издержками) понимаются расходы и затраты (издержки) лизингодателя, связанные с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, в том числе:

- стоимость предмета лизинга;

- налог на имущество;

- расходы на транспортировку и установку, включая монтаж и шефмонтаж, если иное не предусмотрено договором лизинга;

- расходы на обучение персонала лизингополучателя работе, связанной с предметом лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга;

- расходы на таможенное оформление и оплату таможенных сборов, тарифов и пошлин, связанных с предметом лизинга;

- расходы на хранение предмета лизинга до момента ввода его в эксплуатацию, если иное не предусмотрено договором лизинга;

- расходы на охрану предмета лизинга во время транспортировки и его страхование, если иное не предусмотрено договором лизинга;

- страхование от всех видов риска, если иное не предусмотрено договором лизинга;

- расходы на выплату процентов за пользование привлеченными средствами и отсрочки платежей, предоставленные продавцом (поставщиком);

- плата за предоставление лизингодателю гарантий и поручительств, подтверждение расчетно-платежных документов третьими лицами в связи с предметом лизинга;

- расходы на содержание и обслуживание предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга;

- расходы на регистрацию предмета лизинга, а также расходы, связанные с приобретением и передачей предмета лизинга;

- расходы на создание резервов в целях капитального ремонта предмета лизинга;

- комиссионный сбор торгового агента;

- расходы на передачу предмета лизинга;

- расходы на оказание возникающих в ходе реализации комплексного лизинга дополнительных услуг;

- иные расходы, без осуществления которых невозможно нормальное использование предмета лизинга.

Вознаграждение лизингодателя - денежная сумма, предусмотренная договором лизинга сверх возмещения инвестиционных затрат (издержек).

Плата за владение и пользование предоставленным по договору лизинга имуществом осуществляется лизингополучателем в виде лизинговых платежей, уплачиваемых лизингодателю. Размер, способ, форма и периодичность выплат устанавливаются в договоре по соглашению сторон.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2013

133

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

В соответствии с федеральным законом «О лизинге» в лизинговые платежи включаются следующие элементы:

- плата за основные услуги (процентное вознаграждение);

- инвестиционные затраты (издержки);

- амортизация имущества за период, охватываемый сроком договора (возможно применение коэффициента ускорения не более 3);

- оплата процентов за кредиты, использованные лизингодателем на приобретение имущества (предмета лизинга);

- плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором;

- страховые взносы за страхование предмета лизингового договора, если оно осуществляется лизингодателем;

- налог на это имущество, уплаченный лизингодателем;

- налог на добавленную стоимость.

Учитывая вышеизложенное, можно

сделать вывод, что использование схем финансового лизинга имеет ряд преимуществ по сравнению с денежным кредитованием:

- лизинг предполагает 100 %-е кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без отвлечения собственного капитала предприятия обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее оборудование (договором лизинга может предусматриваться отсрочка лизинговых платежей на срок не более чем шесть месяцев (180 дней) с момента начала использования предмета лизинга);

- весь объем лизинговых платежей лизингополучатель относит на себестоимость продукции (услуг), производимой с использованием предмета лизинга, или на расходы, связанные с основной деятельностью, что значительно снижает налогооблагаемую прибыль предприятия;

- договором лизинга может быть предусмотрен объем и график платежей, позволяющие оптимальным образом формировать налогооблагаемую базу предприятия;

- применение при начислении амортизации механизма ускоренной амортизации предмета лизинга позволяет лизингополу-

чателю по окончании лизингового договора приобрести имущество по минимальной остаточной стоимости;

- применение схемы финансового лизинга позволяет избежать ряда негативных моментов, возникающих при денежном кредитовании (единовременная уплата НДС при приобретении оборудования, рост налога на имущество, отнесение ряда издержек по осуществлению технического перевооружения на финансовые результаты и др.).

Применение схем финансового лизинга в процессе приобретения имущества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При достижении целевых параметров первого этапа реализации Программы - создание конкурентоспособных, соответствующих заданным техническим характеристикам образцов оборудования, комплектующих и запасных частей к ним для предприятий по производству фанеры - и переходе на второй этап целесообразно предусмотреть в рамках реализации Программы применения схем финансового лизинга.

Федеральным законом «О лизинге» определено, что лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии со своими учредительными документами функции лизингодателей и получившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке разрешения (лицензии) на осуществление лизинговой деятельности.

Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические, физические лица (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), в том числе граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

При приведении организационно-правовой формы Центра управления проектом в соответствие с требованиями законодательства и получении лицензии на осуществление лизинговой деятельности он может выступать в качестве лизинговой компании.

Проведение операций по финансовому лизингу имущества может осуществляться по следующей схеме (рис. 1).

134

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Рис. 1. Схема финансового лизинга в процессе приобретения имущества

Описание схемы:

- банк осуществляет расчетно-кассовое обслуживание Центра управления проектом;

- между банком и Центром заключается соглашение на открытие кредитной линии;

- за счет кредитных ресурсов Центр осуществляет покупку оборудования согласно заявкам и передает его лизингополучателю (по договоренности между Центром и производителем оборудования в договоре купли-продажи может быть предусмотрена рассрочка платежа);

- лизингополучатель осуществляет лизинговые платежи в соответствии с графиком, предусмотренным договором о финансовом лизинге имущества;

- часть средств, поступающих от лизингополучателя, направляется на погашение задолженности по кредиту.

Применение схем финансового лизинга в лесном хозяйстве

Поскольку лесное хозяйство является государственным сектором экономики, государс-

твенную поддержку развития его деятельности, техническое переоснащение его производственной сферы целесообразно осуществить с помощью финансового лизинга за счет средств федерального бюджета, предназначенных на финансирование лизинговых операций для лесохозяйственных предприятий.

В целях организации развития производственной деятельности в лесном хозяйстве на основе применения лизинга представляется целесообразным создание государственного специализированного учреждения - Центра по обеспечению развития и управлению производственной деятельностью и лизинговыми операциями в лесном секторе «Центрлеслизинг» при федеральном органе власти по управлению лесным сектором.

Основными функциями Центрлеслизинга могут быть:

- подготовка предложений и необходимых технико-экономических обоснований выделения бюджетных средств господдержки на стабилизацию деятельности и развитие производственной сферы лесного хозяйства, в том числе в виде прямых инвестиций на организацию лизинговых операций;

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

135

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Рис. 2. Схема проведения операций по финансовому лизингу имущества

Рис. 3. Схема проведения операций по финансовому лизингу имущества с участием Торговой компании

136

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

- формирование схемы по организации и управлению производственной деятельностью и лизинговыми операциями в лесном комплексе;

- содействие созданию структуры и необходимых хозяйствующих субъектов, обеспечивающих реализацию вышеназванной схемы;

- обеспечение контроля за целевым использованием выделенных бюджетных средств на стабилизацию деятельности и развитие производственной сферы лесного хозяйства;

- разработка предложений и законодательных инициатив в сфере государственного стимулирования и протекционизма технического и технологического развития производственной деятельности лесного хозяйства России;

- разработка мер по созданию благоприятного инвестиционного климата и активизации инвестиционной деятельности в лесном хозяйстве и т.д.

В целях осуществления оперативной хозяйственной деятельности по реализации разрабатываемых Центрлеслизингом предложений и мероприятий целесообразно, чтобы Центрлеслизинг выступил учредителем лизинговой компании, которая при наличии соответствующей лицензии смогла бы на практике осуществлять лизинговые операции для подведомственных федеральному органу власти по управлению лесным сектором лесохозяйственных предприятий.

Федеральным законом «О лизинге» определено, что лизинговыми компаниями могут быть государственные предприятия или акционерные общества со 100 % государственной долей, выполняющие в соответствии со своими учредительными документами функции лизингодателей и получившие в установленном порядке разрешения (лицензии) на осуществление лизинговой деятельности.

Учредителем лизинговой компании для осуществления лизинговой деятельности в лесном секторе в виде акционерного об-

щества «Руслеслизинг» может быть любое юридическое и физическое лицо, в том числе федеральное государственное учреждение, например создаваемое госучреждение «Центрлеслизинг».

Для осуществления лесхозами-лизингополучателями необходимых лизинговых платежей в виде круглого леса, заготовленного на полученном в лизинг оборудовании, а также организации возврата денежных средств в федеральный бюджет, представляется целесообразным создать торговые компании, учредителями которых могут выступить лесхозы - потенциальные лизингополучатели, ряд компаний, осуществляющих сервисную деятельность в лесном секторе (внешнеторговые, научные, страховые, инвестиционно-консалтинговые), а также крупные лесоперерабатывающие предприятия.

Проведение операций по финансовому лизингу имущества может осуществляться по следующим схемам (рис. 2, 3).

Лизинговые платежи осуществляются денежными средствами лизингополучателя на расчетный счет лизингодателя - лизинговой компании «Руслеслизинг» или в форме продукции на сумму лизинговых платежей, реализацию которой будет самостоятельно осуществлять лизинговая компания.

Торговая компания заключает с лизинговой компанией «Руслеслизинг» договор уступки требования по договору о финансовом лизинге платежей с предприятий лесного комплекса - лизингополучателей. Платежи осуществляются в виде продукции лизингополучателя, которая реализуется через торговую компанию. Торговая компания осуществляет перевод денежных средств на расчетный счет лизинговой компании в размере причитающихся ей лизинговых платежей.

Библиографический список

1. Лесной кодекс, 2007 г.

2. Бюджетный кодекс, 2012 г.

3. Лесная политика РФ. Федеральное агентство лесного хозяйства, 2013. г.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.