Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ФРЭНКА ЛЛОЙД РАЙТА И ПРИМЕРЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ'

КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ФРЭНКА ЛЛОЙД РАЙТА И ПРИМЕРЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
332
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"СТИЛЬ ПРЕРИЙ" / АССОЦИАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ / ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА / ДОМ РОБИ В ЧИКАГО / МУЗЕЙ ГУГГЕНХАЙМА В НЬЮ ЙОРКЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ерина А.П.

в статье анализируется творчество американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, разбирается его концепция органической архитектуры, повлиявшая на развитие современной архитектуры, и его проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ФРЭНКА ЛЛОЙД РАЙТА И ПРИМЕРЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»

Застройка квартала Дефанс, включающая в себя деловые, выставочные, торговые, культурно-развлекательные и жилые функции, невзирая на художественную неоднозначность отдельных зданий, можно считать значительным явлением во французской архитектуре.

Конец XX века приносит новую волну в архитектуру города Парижа. Этот дух новизны проявляет себя в стремлении к постмодернистской оригинальности, в гибких формах, в применении новых материалов, смелых технологических решениях.

Список литературы

1. Белочкина Ю.В. Все о Париже. Харьков: Фолио, 2011. С. 21-2.

2. Лукаш О.К., Соловьев К.А. История архитектуры и строительства. Учебник для вузов. Санкт Петербург: Лань, 2020. С. 566-569.

3. Маркузон В.Ф., Габричевский А.Г., Каплун А.Г., Максимов А.И. Всеобщая история архитектуры. Москва. Стройиздат, 1967. С. 348.

4. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. Москва: Архитектура-С, 2004. С. 205-208.

5. Перро Доминик. Открытая книга: Национальная библиотека Франции в Париже. Реконструкция городов и геотехническое строительство, 2005. С. 173-180.

6. Соловьев Н.К., Турчин В.С. Современная архитектура Франции. Москва: Стройиздат, 1981. С. 302.

КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ФРЭНКА ЛЛОЙД РАЙТА И ПРИМЕРЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Ерина А.П.

Ерина Анна Павловна - студент; кафедра композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия,

54

Воронежский государственный технический университет,

г. Воронеж

Аннотация: в статье анализируется творчество американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, разбирается его концепция органической архитектуры, повлиявшая на развитие современной архитектуры, и его проекты.

Ключевые слова: «стиль прерий», органическая архитектура, дом Роби в Чикаго, музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, ассоциация органической архитектуры.

Фрэнк Ллойд Райт — американский архитектор-новатор из Висконсина, родоначальник «стиля прерий». Его взгляд на организацию жилого и общественного пространства, связь строений с окружающей средой изменили представления об архитектуре, подарив ей развитие в новом направлении [1].

«Органичная архитектура - это архитектура, в которой идеалом является целостность в философском смысле, где целое так относится к части, как часть к целому, и где природа материалов, природа назначения, природа всего осуществляемого становится ясной, выступает как необходимость. Из этой природы следует, какой характер в данных конкретных условиях может придать зданию подлинный художник», - Фрэнк Ллойд Райт.

Органическая архитектура — одно из направлений в архитектуре XX века, возникшее в качестве альтернативы историческим стилям и эклектизму. Впервые это архитектурное направление было сформулировано Луисом Салливаном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг [2].

В 1920-е — 1950-е гг. Фрэнк Ллойд Райт стал главным теоретиком органической архитектуры, которую начали противопоставлять доминирующему в середине ХХ века в США функционализму и «интернациональному стилю» небоскрёбов из стали и стекла Л. Мис ван дер Роэ. Основным принципом идеи Райта являлась непрерывность

архитектурного пространства, противопоставленная подчёркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре [3].

Отказ от традиционных законов формы — основные признаки свойственного ему архитектурного языка, который определяется понятием «органической архитектуры». Идея впервые реализована им в «домах прерий» (Дом Роби в Чикаго (1909 г.) и др.).

Рис. 1. Дом Роби в Чикаго, 1909 г.

Под воздействием идей «органической архитектуры» сложились архитектурные школы в скандинавских странах (например, творчество Алвара Аалто (1898 - 1976 гг.).

Строгость линий и лаконичность пространственных композиций соединилась в его постройках с поэтическим остроумием ключевых конструкций и образов, учитывающих специфику местного ландшафта. Свобода внутренних пространств, разворачивающихся в основном в горизонтальной плоскости. Сочетание железобетона и стекла с традиционными материалами: камнем, деревом и кирпичом [4].

В США принципы органической архитектуры использовала калифорнийская школа во главе с Рихардом Нёйтрой (1892-1970 гг.). В Италии теория органической архитектуры начала использоваться во второй половине 40-х гг. архитектором Б. Дзеви. В 1945 г. в Риме создана группа

АРАО (Ассоциация органической архитектуры), выделившая в своей программе гуманистическую направленность основных положений органической архитектуры.

У истоков своей карьеры, задолго до того, как приобрел общественную поддержку, Райт придерживался принципов органичности - строил свои дома в складках рельефа таким образом, что казалось, они являются единым целым с рельефом и окружающей средой. Это видно в его ранних работах, как, например, в доме Кунли, с растениями, растущими на парапете и консольной крышей, где проявляется тенденция к такому полному слиянию с окружающей средой.

Основной мыслью Райта было то, что плоскости здания, параллельные земной поверхности, отождествляются с землей. Возникла идея, что дом в равнинной местности должен начинаться на земле, а не в ней (как это имело место, когда строились сырые негигиеничные подвалы). Дом по идее Райта должен выглядеть начинающимся из земли, из-за чего делалась выступающая полоса основания по периметру дома в виде платформы, на которой стоит дом [5].

Наиболее ярким примером крупного общественного здания Райта можно считать музей Гуггенхайма в Нью-Йорке (1944-1956 гг.).

Рис. 2. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке

Этот проект Райта сломал многовековой стереотип анфиладной планировочной структуры музейных зданий. Вся художественная экспозиция музея Гуггенхайма построена вдоль спирального пандуса, нисходящего и обвивающего центральное атриумное пространство, освещенное через стеклянный купол наверху здания.

Посетители, с помощью лифта, поднимаются на верхнюю отметку пандуса, а затем, постепенно спускаясь вниз и осматривая экспозицию, приходят к лекционным залам и обслуживающим помещениям на первом этаже. Освещение экспозиции представлено не только куполом над атриумом, но и ленточным проемом, протянутым вдоль пандуса, под его основанием.

Список литературы

1. Органическая архитектура. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Органическая_архитектура/ (дата обращения: 15.08.2021).

2. Органическая архитектура. Фрэнк Ллойд Райт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //evgenyart. livej ournal. com/219120. html (Дата обращения: 17.08.2021).

3. Что такое органическая архитектура. [Электронный ресурс]. https://m2-j ournal.ru/arhitektura/organicheskaya-arkhitektura/ (дата обращения: 10.08.2021).

4. 5 главных принципов Фрэнка Ллойд Райта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.admagazine.ru/architecture/5-glavnyh-principov-frenka-llojda-rajta/ (дата обращения: 9.08.2021).

5. Концепция органической архитектуры Фрэнка Ллойд Райта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infopedia.su/14xa9c3.html/ (дата обращения: 15.08.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.