Научная статья на тему 'Концепция опытной психологии в системе философского знания А. А. Фишера'

Концепция опытной психологии в системе философского знания А. А. Фишера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
279
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ОПЫТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МЕТАФИЗИКА / ПСИХИКА / СОЗНАНИЕ / ДУША / САМОНАБЛЮДЕНИЕ / НАБЛЮДЕНИЕ / А.А. ФИШЕР / PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY / EXPERIMENTAL PSYCHOLOGY / METAPHYSICS / MIND / CONSCIOUSNESS / SOUL / INTROSPECTION / OBSERVATION / A.A. FISHER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шарова Марина Александровна

Статья посвящена анализу философско-психологической концепции опытной психологии А.А. Фишера. Показано, что, сделав душу человека центральной проблемой философско-психологического знания, он остался верен традиции теистической антропологии, так и не придя к четким позициям эмпирической психологии. А.А. Фишер обосновал подход к психологии исходя из бинарности человека: признания как материальных, зависящих от физиологических процессов организма, так и нематериальных, не поддающихся законам материи, времени и пространства процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Experimental Psychology in the System of A. A. Fisher’s Philosophical Knowledge

The article is devoted to the analysis of A. A. Fisher’s philosophical and psychological concept «experimental psychology». It is shown that making the human soul a central issue in philosophical and psychological knowledge, he remained faithful to the theistic tradition of anthropology, not coming to a clear standpoint of empirical psychology. A.A. Fisher grounded the approach in psychology based on the binary of man: the confession of material processes dependent on physiological processes of the organism and on the intangible, not amenable to the laws of materia, time and space processes.

Текст научной работы на тему «Концепция опытной психологии в системе философского знания А. А. Фишера»

УДК 130.3

DOI 10.23683/2227-8656.2018.1.9

КОНЦЕПЦИЯ ОПЫТНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ А.А. ФИШЕРА

Шарова Марина Александровна

Кандидат философских наук, доцент, Институт социальных отношений, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга,

e-mail: SHRAROV.KALUGA@mail.ru

Статья посвящена анализу философско-психологической концепции опытной психологии А.А. Фишера. Показано, что, сделав душу человека центральной проблемой фи-лософско-психологического знания, он остался верен традиции теистической антропологии, так и не придя к четким позициям эмпирической психологии. А.А. Фишер обосновал подход к психологии исходя из бинарности человека: признания как материальных, зависящих от физиологических процессов организма, так и нематериальных, не поддающихся законам материи, времени и пространства процессов.

THE CONCEPT OF EXPERIMENTAL PSYCHOLOGY IN THE SYSTEM OF A. A. FISHER'S PHILOSOPHICAL KNOWLEDGE

Marina A. Sharova

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Institute of History and Law, Tsiolkovsky Kaluga State University,

Kaluga,

e-mail: SHRAROV.KALUGA@mail.ru

The article is devoted to the analysis of A. A. Fisher's philosophical and psychological concept «experimental psychology». It is shown that making the human soul a central issue in philosophical and psychological knowledge, he remained faithful to the theistic tradition of anthropology, not coming to a clear standpoint of empirical psychology. A.A. Fisher grounded the approach in psychology based on the binary of man: the confession of material processes dependent on physiological processes of the organism and on the intangible, not amenable to the laws of materia, time and space processes.

Ключевые слова: философская антропология, опытная психология, метафизика, психика, сознание, душа, самонаблюдение, наблюдение, А.А. Фишер.

Keywords: philosophical anthropology, experimental psychology, metaphysics, mind, consciousness, soul, introspection, observation, A.A. Fisher.

Введение

А.А. Фишера (1799-1861), приехавшего в Россию из Австрии, в 1820-е гг., по праву можно назвать основоположником психологии в Санкт-Петербургской духовной академии. На основе курсов философии, читаемых в СПбДА (1843-1853), и психологии - в Санкт-Петербургском университете (1833-1860) - им разработана концепция философско-психологического знания, синтезирующая принципы эмпирической психологии и метафизики: «О ходе образования в России и об участии, какое должна принимать в нем философия» (1835), «Введение в опытную психологию» (1839), «Взгляд на психологическую теорию чувственного восприятия» (1840), «Вступительная лекция теоретической философии» (1845), «О сущности философии и отношении ее к положительному авторитету» (1845) и т.д.

Истоки психологических взглядов

Осознавая неблагосклонность царского режима к философии (1840-1860-е гг.), он никогда не стремился к созданию «чисто философской системы», рассматривая философское знание в контексте антропологии [6]. В разработке философско-психологической проблематики он обратился к учебникам Х. Вольфа, И. Тетенса, К. Шмида и т.д. В духе вольфианской философии (Х. Вольф определял философию «как науку о всем возможном» [7, с. 13]) А.А. Фишер дифференцировал познание: 1) историческое, опирающееся на конкретный материал и наблюдение; 2) математическое, основывающееся на фундаментальном законе достаточного основания; 3) философское, признанное отыскать причины того, что констатируется как факт. Важнейшей частью философии являлась метафизика, включающая в себя онтологию как науку об общих свойствах всего сущего и рассматривающая самые общие начала человеческого познания: космологию, теологию и психологию [1].

В духе картезианства он подразделял психологическое знание: 1) на эмпирическую психологию, источником которой признавалось опытное знание о природе человеческой души как простой субстанции; 2) рациональную психологию, опирающуюся на умозаключи-тельные представления о действительности и качествах души. А.А. Фишер полагал, что из двух направлений психологии эмпирическое играет ключевую роль, поскольку дает начала рациональности, доказывая объективное существование такой реальности, как душа. Эмпирическая психология, восходя к индуктивному методу, фиксиру-

ет отображение аспектов внутренней жизни человека во внешнем бытии. Рациональная психология, напротив, основана на дедуктивном методе и исходит из отображения внешнего бытия в душевной жизни человека. Источники знания обоих направлений представляли методы: наблюдение и самонаблюдение. Целью психологии признавалось исследование проявлений духа во всех направлениях и действиях. С одной стороны, эмпирическая психология апеллировала к привычным реалиям душевного мира, а с другой - систематизировала и давала представления о научном знании в целом.

Определение предмета опытной психологии

А.А. Фишер превозносил психологию над иными областями философского знания как наиболее тесно сопряженную с самопознанием и дающую ключ к разгадке души человека. В речи «О ходе образования в России и об участии, какое должна принимать в нем философия» он сожалел о замалчивании ценности философии и пользе, которое может принести философско-психологическое знание на поприще изучения наук о человеке, поскольку понимание категории я (= субъекти-вация личности) зарождалось в контексте философской традиции. «Человек... образует себе идею о своем я, отличном от всего того, что называет он миром. это я, которое мыслит и силою своей мысли может постигнуть и поработить природу; это я, которое желает и которого воля, по свидетельству моего сознания, не может быть поколеблена никакою силою видимого мира; это я разумное и свободное, одним словом - мой дух, который есть произведение. разумения и свободы» [5, с. 45-46]. По А.А. Фишеру, предметом эмпирической психологии должна стать физика духа, проявляющаяся в материальной природе.

В работе «Учение о назначении человека в смысле рациональной телеологии» природа им представлена как начало, порожденное абсолютной безусловностью, а человек - как несоизмеримо малая часть мироздания, наделенная прочими характеристиками в ряду тварных существ: идеальным и материальным, где дух проявлялся посредством воплощенной действительности. Назначение опытной психологии он видел в раскрытии образов духовной деятельности человека, реалий, посредством которых дух являет себя миру. Отсюда следует необходимость знания психологии для каждого образованного человека. «Психология, - писал мыслитель, - это наука, имеющая предметом изучения человека, и должна превосходить все прочие, ибо человек есть венец творения: в нем Бог проявляет нам свою мудрость, могущество, святость и любовь» [5, с. 59]. А.А. Фишер понимал крайность эмпиризма, поскольку стремление к чистому опыту, без каких-либо

аспектов метафизики, может оставить психологию без предмета ее изучения - души.

Гносеологизация опытной психологии

В статье «Вступительная лекция теоретической философии» он указал на единую логику познания, пронизывающую все природные образы, благодаря чему сообщаемые духу человека знания утверждаются на уже имеющихся основаниях, а «приобретение новых сведений не служит углублению познаний человеческого духа», которому в большей степени свойственно познание не от внешнего к внутреннему, а через самоактуализацию: развертывание от внутреннего к внешним реалиям бытия. Познание он полагал идеальным образом мысли об явлении действительности, где реальный мир предстает как единое целое. Познавательная деятельность человека может быть избирательна: в зависимости от части в системе целого, в результате чего происходит дифференциация знаний, к которым в том числе относится и психология. В гносеологии А.А. Фишера очевидны различия категорий «чувство знания» и «знание». Первое представляло собой гипоте-тико-теоретическую зону «научной видимости», «возбуждало поиски ума» (теоретическая психология). Второе являлось эмпирической сферой исследований, показывало, что для утверждения факта необходимы сведения смежных дисциплин (опытная психология). В стремлении человека к истине им виделась гносеологизация сфер бытия: восхождение по ступеням познания, расширение познавательной перспективы. А.А. Фишер выводил очевидность потребностей для человека: в философии - из стремления познать истину, а в психологии - из стремления к действию (отображению сознания в реальном бытии). Занимаясь психологией, человек достигает сознания своего назначения (= самосознание) или познания божественной идеи, реализующейся в ходе жизни. С самосознанием в философии А.А. Фишера сопряжено развитие нравственного сознания (область этики и социальной психологии), способствующего самореализации человека и пониманию места в обществе. Философское познание помогает человеку осознать «первоначально узаконенные отношения и цели всего существующего, а... через возникающие в душе сомнения и противоречия» [3, с. 16] принять правильное решение. С философским размышлением связаны не только научные основы познания, но и поиск твердой внутренней опоры человеческого познания - веры. Считая, что психология не противоречит христианству в идее нравственного начала человеческой природы и познавательной силе сознания, А.А. Фишер указывал, что «в самом существе разума нет ничего враждебного вере.» [3, с. 17-

18]. Его теистическая философия строилась на началах провиденциализма - Бог ведет человека к его назначению средствами: естественными (разум) и сверхъестественными (Откровение), где последнее направлено к свободному духу и разумным началам, поскольку через веру человек может сделаться свободным. В статье «О сущности философии и ее отношении к положительному авторитету» А.А. Фишер оправдывал необходимость развития опытной психологии из того, что у большинства людей наблюдается перевес чувственной очевидности над сверхчувственной.

Он признавал три типа познания: опытное, чувственное, «вышечувственное» (= Откровение). Мыслитель полагал, что без такого опыта невозможна гносеологизация психологического знания, поскольку априорные формы мышления делают возможной всякую опытную науку. По А.А. Фишеру, если бы человек начинал свои наблюдения над каким-либо явлением без априорных форм мыслей, то не открыл бы ничего другого, поскольку не чувствовал бы недостатка своих познаний и не продолжал бы далее своих исследований. Мыслитель утверждал, что без врожденных форм мышления опыт никогда не смог бы сделаться связным целым. «Всякая опытная наука. вырастает из. метафизических понятий и истин; и если бы мы усомнились в действительности последних, то лишились бы главного основания всякого опыта» [2, с. 10].

Онтологизация опытной психологии

Человек не удовлетворяется потребностями временной (= материальной) жизни, а стремится посредством разума постичь высшее и вечное. Поскольку теоретическая психология направлена на реализацию более сложной задачи - нравственного восхождения человеческого духа (= сознания) до идеи Абсолюта, то опытная психология, напротив, решала задачи житейских отношений и деятельности и, таким образом, составляла первый этап человеческого познания. В его философии христианство выступало «невидимым духовным узлом», связывающим человечество идеей свободы воли и нравственного выбора. Смысловым аспектом опытной психологии явилось установление баланса между нравственной самостоятельностью человека (= свободой воли) и той повсеместной зависимостью, в которую его поставила природа. Философ утверждал, что свобода воли человека заключается в его самостоятельности как в познании, так и в действиях. Философская антропология строилась на понимании человеком своей природной ограниченности и стремлении в сознании выйти за пределы собственного разума. По А.А. Фишеру, не философские, но

естественные основания тормозят человека в реализации нравственного выбора, познать и преодолеть которые - задача опытной психологии. Но в то же время, признавая ограниченность эмпирического знания (= опытной психологии), он утверждал приоритет разума (= теоретической психологии) по отношению «к положительному авторитету». «Жизнь человека. взятого как отдельно, так и в обществе, без сомнения, имеет цель - высокую, благородную цель, которую положительный авторитет не может поставить сам из себя, но к достижению которой он призван содействовать всеми силами. потому что над нами господствует невидимый, всепобеждающий высший нравственный порядок» [4, с. 123-124]. Философия в своих основах восполняет недостатки опытной психологии и дает общий вектор духовному развитию человека.

В работе «Введение в опытную психологию» А.А. Фишер оговаривает предмет исследования - человека в целостности всех проявлений, отмечая, что «душа не есть материя» [2, с. 29], поэтому методы и средства его изучения различны. Мыслитель стремится развить ту часть психологии, результаты которой очевидны в первую очередь -опытную психологию, что даст виток последующему развитию науки. По А.А. Фишеру, для исследователя непосредственному «взору открываются такие процессы в человеке, как дыхание, пищеварение, обращение соков, движение мускул и т.д., тогда как мышление, познание, чувствование, хотение постигаются. только сознанием» [2, с. 45] и составляют непознанную сферу психики. Им признана двойственная природа человека: одна совершается в пространстве и сопряжена с явлениями органическими (= физическими), другая происходит во времени и связана с явлениями духовными (= психическими). «Обе они отличны друг от друга, но по причине тесной связи между предметами каждой из них. не могут быть. изучены каждая в отдельности» [2, с. 5]. Он писал, что к чести антропологической науки середины XIX в. действительность внутренних явлений «одинаково признают как материалисты, так и спиритуалисты» [2, с. 7].

Заключение

В философско-психологических взглядах А.А. Фишера опытная психология, притязающая на очевидность, вынуждена считаться с началами умозрительными, поскольку предмет исследования - природа души человека. Так, теистические поиски «совершеннейшего образца человечества» означали синтез умозрительно-отвлеченной, эмпирической и нравственной психологии. Заслугой мыслителя стала выработка разумно-целостного взгляда на мир и жизнь человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.