Научная статья на тему 'Концепция объяснительного словаря детской речи: материалы к курсу «Онтолингвистическая лексикография'

Концепция объяснительного словаря детской речи: материалы к курсу «Онтолингвистическая лексикография Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
269
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ РЕЧЬ / МЕТАЯЗЫКОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ / ИННОВАЦИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ / CHILDREN''S SPEECH / INNOVATION OF CHILDREN''S SPEECH / METALINGUISTIC REFLECTION / EXPLANATORY CONTEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гридина Татьяна Александровна

В статье представлена одна из версий лексикографического описания фактов детской речи. В основе концепции объяснительно словаря лежит «взгляд» на детские инновации с позиций самого ребенка, что требует привлечения метаязыковых контекстов ребенка к толкованию им собственных слов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of an explanatory dictionary of children''s speech: the materials for the course «Ontolinguistic lexicography»

One of the versions of lexicographical description of the facts of children's speech is presented in the article. At the heart of an explanatory dictionary is the «look» at children's innovation from the point of a child, which requires the use of metalanguage contexts of a child to interpret its own words.

Текст научной работы на тему «Концепция объяснительного словаря детской речи: материалы к курсу «Онтолингвистическая лексикография»

Т.А. ГРИДИНА

(Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)

УДК 81’23 ББК Ш100.6

КОНЦЕПЦИЯ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНОГО СЛОВАРЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ: МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ

«ОНТОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ»

Аннотация. В статье представлена одна из версий лексикографического описания фактов детской речи. В основе концепции объяснительно словаря лежит «взгляд» на детские инновации с позиций самого ребенка, что требует привлечения метаязыковых контекстов ребенка к толкованию им собственных слов.

Ключевые слова: детская речь, метаязыковая рефлексия, объяснительный контекст, инновации детской речи.

На современном этапе развития антропоцентрической лингвистики все большее внимание уделяется изучению речевой деятельности в плане ее лингвокреативных истоков, в частности активно обсуждается проблема становления языковой личности в онтогенезе.

Детская речь рассматривается как своеобразное экспериментальное поле реализации потенциала языка, когда ребенок действует в ситуации когнитивного и номинативного дефицита. Факты детской речи значительно отличаются от узуальных как по форме, так и по содержанию, соответственно анализ индивидуального лексикона ребенка предполагает учет сложных процессов обработки разных видов информации, связанных с восприятием и усвоением языковых значений.

В фокусе внимания онтолингвистики (активно развивающейся области научного знания и специальной учебной дисциплины психолингвистического цикла) оказываются, прежде всего, разные типы детских инноваций, обнаруживающие нестандартность (специфичность) ментальных ориентиров формирующегося языкового сознания ребенка (таких как «всеолицетво-

рение» - с элементами мифологизма [см.: Коновалова 2010], отождествление свойств «вещного» и «одушевленного мира», ««наивный реализм», невосприятие переносных значений слов, доминанта ситуативного и личностного смысла). Следовательно, неправомерно оценивать детскую речь «извне», с позиций только нормативной логики и опыта взрослых носителей языка, не опираясь на показания языкового сознания самого ребенка -свидетельства того, как присваиваются детьми значения и формы вербальных знаков.

Особой проблемой при этом становится совокупное словарное представление фактов детской речи в свете их психологической реальности (функциональной значимости для ребенка) и особенностей используемой детьми рефлексивной «техники» интерпретации вербальных знаков.

Большой интерес в рамках психолингвистического подхода представляет разработка модели объяснительного мотивационного словаря детской речи, отражающего рефлексию ребенка над формой и содержанием языковых единиц.

Практика представления фактов детской речи в словарях разных типов и анализ живой речи ребенка позволяют говорить о наличии большого материала, свидетельствующего о рефлективной доминанте детского языкового сознания. Одной из естественно складывающихся в онтогенезе стратегий усвоения языка является мотивационная рефлексия, в основе которой лежит поиск ребенком «объяснимой» связи между звучанием и значением вербальных единиц. Уже в младшем дошкольном возрасте дети обнаруживают склонность к анализу («прояснению») внутренней формы готовых слов и созданию новых слов по отре-флексированному алгоритму, что проявляется в специальных комментариях, которыми ребенок сопровождает толкование узуальных единиц и собственных словотворческих инноваций. Разработка концепции и принципов создания словаря «Метаязык детских инноваций» позволит заполнить существующие «лакуны» в практике лексикографического представления фактов детской речи.

Предлагаемая нами концепция объяснительного мотивационного словаря детской речи основывается на гипотезе, соглас-

но которой языковое сознание ребенка наиболее естественным образом отражается в разных видах его метаязыковой деятельности. Это определяет необходимость комплексной лексикографической интерпретации единиц детской речи с применением «инструментария», адекватного для представления языкового сознания ребенка. Таким инструментарием должны стать разные виды мотивационных контекстов, полученные в естественных условиях коммуникации (с учетом их типологии и функций в соединении когнитивного и языкового векторов развития речи). Автор-составитель словаря выступает при этом в роли комментатора лингвистических, психологических и когнитивных оснований для появления того или иного типа детских инноваций. По охвату материала данный словарь должен представлять комплексное описание феномена мотивационной рефлексии в детской речи (с учетом уровня проявления языковой способности - фонетического, грамматического, словообразовательного, семантического). Одним из аспектов описания фактов детской речи должна стать интенция ребенка к языковой игре (выявляемая с учетом коммуникативной ситуации и внеязыкового контекста). Данный аспект проявляет экспериментальную доминанту речевой деятельности ребенка.

Метаязыковой комментарий, проясняющий существующую в сознании ребенка связь значения и формы, может иметь разный характер в зависимости от использованной стратегии ассоциирования (формальной, формально-смысловой или собственно семантической) и типа толкования (аналитического, релятивного, комбинированного).

Словарная статья содержит заглавное слово; зафиксированный в детской речи метаязыковой контекст, на основании которого «предъявляется» значение слова; авторский комментарий, в котором соответствующий факт детской речи получает типологическую характеристику. В комментирующей части словарной статьи определяются: тип мотивационной рефлексии (коммуникативно-эвристический; коммуникативно-прагматический и коммуникативно-прогностический); функция ме-таязыкового контекста в осмыслении ребенком значения и формы лексических единиц (прогностическая, прагматическая,

генеративная); когнитивные основания мотивационной рефлексии (необходимость в номинации; потребность дать новое, более понятное наименование того, что уже обозначено в языке; стремление назвать одним словом известное понятие, которое прежде обозначалось описательным оборотом или словосочетанием); языковая аналогия (структурная, фонетическая, семантическая), использованная при объяснении или модификации готового слова или для образования ребенком нового слова; в последнем случае указывается тип инновации и способ ее образования); игровая составляющая мотивационной рефлексии, сопровождаемая пометами типа шутит, смеется (как показатель преднамеренной установки ребенка на языковую игру), а также стилистические пометы, свидетельствующие об эмоционально-экспрессивном отношении ребенка к собственной номинации (ласк., одобр., неодобр., увеличит. и т.п.).

Приведем пример одного из вариантов словарной статьи: АВТОПОРТРЕТ - портрет автомобиля

- Что такое автопортрет ?

- Портрет автомобиля (6 л.)

Парадоксальное толкование слова через мотиватор портрет (понятный ребенку корень в составе слова) и омонимиче-ски воспринятый мотиватор авто (как усеченный вариант слова автомобиль). Ср. авто - в значении «авторский» в структуре слова автопортрет.

Детская инновация семантического типа. Мотивационная рефлексия восполняет когнитивный дефицит (незнание ребенком значения узуального слова) и имеет прогностическую функцию, основанную на формальном ассоциировании (омонимической подмене реального мотиватора). Тип мотивационной рефлексии - коммуникативно-прогностический (парадоксальная мотивация как способ толкования, «гипотеза» ребенка о значении слова).

Данная инновация является ответом ребенка на вопрос взрослого, пытающегося выяснить, понимает ли ребенок значение данного слова (известно ли слово ребенку вообще). Парадоксальный смысл слова, очевидно, не имеет в данном случае характера языковой игры (ребенок проявляет спонтанную креа-

Психолингвистика в образовании

тивность, толкуя слово путем разложения на «знакомые» элементы).

Создание словаря «Метаязык детских инноваций» позволит выделить общее и индивидуальное в стратегии мотивации, используемой детьми для осмысления готовых и порождения собственных слов в процессе усвоения языка.

ЛИТЕРАТУРА

Гридина Т.А. Психологическая реальность значения и ассоциативная стратегия языковой игры // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2006. № 4. С. 11-24.

Коновалова Н.И. Аспекты представления сакрального текста в лингвокультурологическом словаре // Вестник Омского университета. 2010. № 1. С. 88-90.

© Г ридина Т. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.