Научная статья на тему 'Концепция общей природы происхождения тюрко- и монголоязычных народов'

Концепция общей природы происхождения тюрко- и монголоязычных народов Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
49
9
Поделиться
Ключевые слова
ЕДИНЕНИЕ НАРОДОВ / МОНГОЛОЯЗЫЧНЫЕ НАРОДЫ / MONGOL LANGUAGE SPEAKING PEOPLES / UNITED PEOPLES

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Бембеев Валентин Шорголдаевич

Осознавая общую природу своего происхождения, народы России должны жить в дружбе, согласно общероссийской концепции единения народов. Knowing the fact ubont their common origin, peoples of Russia must live in peace and friendship according to Russian conception of united peoples.

Текст научной работы на тему «Концепция общей природы происхождения тюрко- и монголоязычных народов»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНУК И

КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕЙ ПРИРОДЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТЮРКО- И МОНГОЛОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ

В.Ш. Бембеев

CONCEPTION OF COMMON ORIGIN OF TURKICH-MONGOL LANGUAGE SPEAKING PEOPLES

Bembeev V.Sh.

Knowing the fact ubont their common origin, peoples of Russia must live in peace and friendship according to Russian conception of united peoples.

Осознавая общую природу своего происхождения, народы России должны жить в дружбе, согласно общероссийской концепции единения народов.

В традиционной памяти народов, принадлежавших к различным языковым группам, исторически сохранилась идея общей природы происхождения тюрко- и мон-голоязычных народов или идея единой корневой основы. Память эта шла с так называемого «легендарного периода» истории человечества. В «Ветхом Завете» есть повествование о том, что Иафет, среди многих своих детей, имел известного Илимжэ, современника первого государя Персии, Кей-юрмеса (1). Сыновья Илимжэ носили имена: Монгол и Татар. От них начали свое происхождение тюркские и монгольские народы. Вожделенчество - стремление к абсолютному господству над двумя народами, перессорило их. В жестокой войне истреблению подверглись монголы. В летописи «Шейба-ниада» в переводе Березина И. сказано: «Из монгольского народа осталось только двое мужчин, Погус и Каян и две женщины-жены. В долине Эргэнэ в продолжении 400 лет монголы размножились. Их ханом стал Бортэ-Чино (серый волк), сын одного из тибетских государей, женившийся на Алан-Гоа (прекрасная маралиха), которая родила сыновей, Бата (крепкий) и Бэтэ (мужественный) (2). По монгольской летописи Санан-Сэцэна, Бата(чи) явился родоначальником монгольских ханов, которые, по легендам, все родились «от волка небесно-голубого цвета» и «белой лани» (3). Последние слова, касающиеся волка и лани, не что иное, как символы, указывающие на круг вселенский, где царит единство животного, растительно-

УДК 63.3 (2) 4

го, человеческого, одним словом, материального Мира в Пространстве: Небе-Тенгри и во Вселенной, где находятся Солнце и Луна, значит солнечной галактической системе.

Отсюда и культура человечества на планете Земля была связана с почитанием животных: леопарда, волка, собаки, оленя (лани), коня и т.д. Но особенно интересны факты почитания Солнца в образе быка, силой держащего галактическую систему и Луны в образе ворона, очищающей атмосферу и биосферу, поедая падаль, как и Луна, координирующая равновесие в галактике. Культура, в которой тотемные животные олицетворяли единство Человека - Животного - Природы (цветок орхидеи) - Космоса (Солнце и Луна) - все это вселенское пространство (Небо-Тенгри). Такая система была характерна всем без исключения народам.

В XI, X веках до нашей эры во всей Центральной Азии и в степных зонах Поволжья (Депшт-и-Кипчака) была характерна «смена звериного культа на солярный» (4). В хронологических рамках такой смены происходили события, когда в 940 г. до н.э. китайский полководец Мынь покорил племя цюань-жунь (волки-жуны). Победитель Мынь получил от побежденных «4 белых волка» и «4-х белых ланей». Символ этот расшифровывался: племя, в которой четыре достойных рода, поклоняется двум тотемным животным, волку и лани.

Прошло 6 веков. Китайские источники указывают, что при шаньюне Модэ у хуннов существовал союз четырех родов: быка (си-люань-ди), волка (хуань), ворона (сюйбу) и цветка орхидеи (лань).

По исследованиям калмыцких лингвистов (5) выясняется, что среди субэтносов ойратов и калмыков наличествует три из четырех культов хуннских родов. Это род волка (чонос), соответствующий роду хуань; род оленя (цаатн, бухус), соответствующий роду си-люань, из которого вышел знаменитый Модэ; род ворона (кереит), соответствующий хуннскому роду сюй-бу. Род лани или цветка орхидеи не представлен. Однако его следы видятся в культе почитания калмыками тюльпана «бамба цецег». Слово

«Бамба» созвучно хуннскому слову «Бум-бай», смысл которого в переводе с тюркского сводится к «ста тысячам стойбищ». Отсюда и калмыцкое словосочетание «Бумбай-ин орон» в полуторатысячелетней давности эпосе «Джангар», переводится как «страна Бумба» или «страна ста тысяч кибиток-стойбищ». К этому вспомним, что из «остатков» хуннов, уцелевших в войне 93 года, вышел Бумын хан из рода Ашина (волка), который явился первым ханом тюркютов

(6). То есть, после судьбоносной войны 93 года между тюркоязычными хуннами и мон-голоязычными сяньби, шел сложный переплетенный со многими другими проблемами, процесс формирования новых этносов

(7). История, на примере войны 93 года, повторила событие, как и при Татар и Монгол ханах, сыновьях Илюмжэ. Хунны понесли сокрушительное поражение от монголоя-зычных сяньбийцев и спасшаяся их часть во главе с Чжичжи, откочевав на запад, «растворилась», близ Кавказа. Основываясь на описаниях Аммиана Марцеллини, Паллас видел в них предков ойратов (калмыков).

Практически во всех работах выдающихся исследователей XIX века, так или иначе касавшихся вопроса происхождения калмыков и их предков ойратов, начиная от «Топографии Оренбургской губернии...» Рычкова П.И. (СПб.: 1762), «О разделении народов мунгальского поколения.» и «Собрания сведений о монгольских народах.» Палласа П.С. (СПб.: 1778; 1779), «История Сибири» Миллера Г.Ф. (1879; 1937; 1991; 1999), «Сибирской истории» Фишера И.Е. (СПб.: 1774), «Истории Тибета и Кукуно-ра...» Шмидта Я. (СПб.: 1883), «Описания Джунгарии», «Исторического обозрения ой-ратов...», «Собрания сведений.» Бичурина Н.Я. (о.Иакинфа) (СПб.:1829; 1834; 1951; 1899; 1999), «Киргизы и время калмыцкого владычества» Аристова Н.А. (СПб.: 1894), «Страна Кукунор или Цинн-хай...» Успенского В. (СПб.: Изд. ЗИРГО, 1880), красной нитью проходила идея единства двух и даже трех корневых основ происхождения предков калмыков от хуннского народа. В доказательство этой идеи ученые приводили факты тождественности хуннской одежды,

обычаи при дворе Аттилы с одеждами и обычаями калмыков. Особенно интересным была созвучность произношения слова «отец» из сочетания «отец Аттилы»: и по-хуннскому (тюрк.) и по-калмыцкому (монг.) звучание было одним, «этцэк» и соответственно «этцк». Эти же ученые, производя сравнительные анализы, находили языковые сходства, общность обычаев у хуннов, тугю, дунху, бэйди (сев.ди), у субэтносов калмыков.

Поэтому автор данной статьи все больше и больше убеждается в правоте Ра-шид-ад-Дина, писавшего: «Все племена и ответвления тюрков и монголов сходны между собой и прозвание всех первоначально было одно» (8). Такую же идею высказал в сер. XIX века представитель немецкой классической философии Эммануил Кант: «Гуннская раса в наиболее чистом виде выражена среди хошоутов, в известной степени среди торгоутов. Среди джунгаров она в сильной степени смешана с татарской кровью и составляет ту самую расу, которая в древнейшие времена носила имя гуннов, позднее монголов (в широком значении), а еще более позднее - ойратов» По Канту, «смешение татарской крови с калмыцкой, в Кара-Калпаках, создала ногайцев...» (9).

Такие заключения в исторических, географических, этнологических трудах беспочвенно не появляются. Они делаются на анализах источников. Посему не без основания Чингис-хан заявлял в беседе со своим ученым, советником Елюем Чуцаем: «Шаньюй хуннов - наш шаньюй» (10), вкладывая в свое выражение положительный смысл.

То о чем мы говорим выше, подтверждается и сегодняшними наблюдениями. Самоназвание этноса «хазар», означает «собака» или «собака-волк». Нынешние кумыки, ногайцы, карачаевцы, выходя из магазина, могут сказать «эдмэк жок» (по-калм. эд-мэг - хлеб) или «автобус(т) орм жок» (по-калм. орм - место). Культы-тотемы у большинства народов одинаковы. Это есть свидетельство единства основы их происхождения и единства происхождения языка, также прародины происхождения. Континенты в

древности были связаны. Ниже мы покажем, что тюрко- и монголоязычные народы оформлялись в различные этносы, находясь по линии перехода Азиатского континента в Европейский, или наоборот.

Вышедшая из среды хуннов племенная группа дун-ху, в свою очередь, отпочковавшиеся сяньбийцы, муюн, тоба, кумоси, шивэй, жужане, кидане - все эти этносы были связаны общим происхождением, сходством языка, культуры. Это доказано в классических работах Гумилева Л.Н.: «Хунну», «Древние тюрки» и т.д.

В настенном календаре «Родословное древо калмыцкого народа» за 2002 год корни субэтносов калмыков исходят от дунху, кумоси, шивэй, жужань, киданей, тюркютов. «Сяньби» дословно с калмыцкого означает «хороший человек», а «муют, морюн» -«плох (ли) человек на коне». Также и слово «тюркют» переходит (трансформируется) в слова-цепи: тюркют-тюргют-торго(ут) -«стойкий», в конечном счете, оседает в самоназвании торгоут.

Науке известно, что самые «высокоцивилизованные» общества и государства разлагались изнутри из-за невежества, предательства, морального разложения, из-за недопонимания людьми, их правителями своей предназначенности на Земле. По большому счету, совокупность всех этих качеств, приводили к вечным распрям между народами, междоусобицам, которые разрастались в глобальные катастрофы-войны. Народы гибли, растворялись среди сильных, хотя основы единства происхождения как проявление основополагающего закона эволюции человечества были характерны всем, без исключения, этносам, мир-системам, мир-экономикам и мир-культурам. История показала, что народы на практике испытывают четыре способа самоистребления: ассимиляция, деэтнизация, самоистребление, взаимоистребление.

Сегодня многие народы понимают, что люди стремясь в большей или меньшей степени к идеальным иллюзорным целям, прямо скажем - к обогащению, выдумывают различные теории, среди которых живуча и теория «разумного эгоизма этноса», хотя

коллективный опыт человечества давно научил народы отличать вынужденные поступки от преступления. Все ведь одинаково видят глазами тамгу, крест, свастику. Например, Луну на навершиях мусульманских мечетей, крест на христианском храме или «дордже» на буддийском сюмэ. Во всем этом изначально сокрыты символы, которые присутствуют даже в отношениях между индивидами, в общественной жизни и мы не обращаем на них внимания.

К примеру, у всех народов репутация человека, его рода как представителя того или иного генеалогического древа всегда играла важную роль. Положение человека, его рода зависело от того, каковы заслуги и степень известности того союза или той конфедерации племен, к которой принадлежал его род. Так было во всей Ойкумене тюрко- и монголоязычных народов. Жили-то они вместе на одной территории, кочуя по соседству. Это подтверждают письменные источники. Историк первой четверти XV века Шереф -ад-Дин Йезди в своем сочинении «Зафар-намэ» (Золотое дерево), описывая военные события эпохи Тимур-хана (1370-1405), сообщает о прибытии к Тимуру в 1397/98 г. послов из Депшт-и-Кипчака. Обитателей этой страны называет кипчаками и калмыками. Посольство было смешанное. Или другой автор Абу-ар-раззак Самар-канди (1413-1482), излагая историю правления Шахруха (1404-1447) и Султан-Абу-Саида (1452-1469), указывает, что в 1459/60 г. «прибыло великое посольство из земли Калмыцкой и Депшт-и-Кипчака», что эти послы (калмыки и кипчаки - В. Б.) были допущены к Абу-Саиду (11).

В Волжско-Кипчакских степях предки калмыков, ойраты, появились в первой трети XIII века в составе войск старшего сына Чингис-хана, Джучи, сына последнего, Батыя. Ойраты служили тогда «кептаулами» (ночная часть гвардии) и «торхаутами» (дневная часть гвардии) и составляли костяк «менгенов» - гвардейских полков по обеспечению внутренней безопасности в «Джу-чиевом улусе» (Золотая Орда) (12). До самого распада «Золотой Орды» эти народы жили и кочевали в регионе, не воюя между со-

бой. В 1222 году, когда войска Субэдэя, по происхождению урянха, и Багатура, по происхождению торгоута, направлялись к Дербенту и, обманутые путеводителями, оказались зажатыми в теснинах ущелья, ойраты обратились к половцам со словами: «. будучи единомышленниками монголов, вы не должны были восставать на своих собратьев и дружиться с аланами, которые совсем иного рода» (13).

История XIII века фиксировала и примеры мирного сосуществования народов разноязычного и противоположного мир-систем, хотя случались и серьезные казусы, которые тоже были запечатлены историей. В том же, 1222 году, когда дружины Черниговского князя Всеволода Черемного, Киевского Мстислава Романовича и Мстислава Галицкого на Днепре подошли к зарубе у Варяжского острова, к ним явились послы от Субэдэя и заявили: «. обольщенные половцами идете против нас, но мы ничем не оскорбили росов; (половцы) забыли правила народной чести и умертвили наших послов... Вы же, слушаясь половцев, тоже, наверное, умертвили наших послов и хотите битвы? Она будет! Мы вам зла не делали. Бог един для всех народов: он рассудит!...» Оказалось, что послы монголов были живы. Князья Мстислав Романович, Владимир Рюрикович привели их к монголам. В результате, указанные князья «с дружинами мирно отплыли на 1000 ладьях и вошли в Днепр.» (Карамзин, с. 137).

В исторической хронике известного автора, араба, Абуль Гази под названием «Родословие тюрков», написанной не ранее сер XV века, говорится о распространении ислама в Золотой Орде в годы правления Узбек-хана (1312-1343). Автор пишет: «Когда Султан - Мухаммед - Узбек-хан вместе со своим илем и улусом достиг счастья (удостоиться) милости бога, то по указанию таинственному и знаку несомненному, святой Саид-Ата всех привел в сторону областей Мавераннахра (Средняя Азия), а те несчастные, которые отказались от преданности святому Сейид-Ата и остались там, стали называться «калмаками», что значит «обреченные оставаться». По этой причине с того

времени пришедшие люди стали называться узбеками, а люди, которые оставались там, калмаками» (Тизенгаузен, с.206-207). Никаких данных, что из-за неприятия ислама ой-ратами, могла разыграться война между монголо- и тюркоязычными народами региона, мы не обнаруживаем. Наоборот, Бар-тольд В. В., анализируя источники, находит, что ойраты, служившие в уделе-государстве Угэдэя в Западной Монголии (Джунгарии), не в пример дунганам, кочевавшим вперемежку, также отказались принять ислам, оставаясь верными своим старым религиозным воззрениям (14).

Ойраты же (калмыки) с началом процесса распада монгольской империи, в большинстве своем, кочевали на своей родине, Джунгарии, хотя территориальные просторы позволяли и кочевать в степях Поволжья (Депшт-и-Кипчака), и в степях, занимаемым монголами. Древнейший в мире путь с долин горной цепи Гималаи - Тянь-Шань - Алтай, через Монголию, соединял Азиатский и Европейский континенты, создавая в степных зонах севернее Каспия и Черного моря своеобразную Ойкумену номадов. На таком широком пространстве четко определялись направления «великого шелкового пути» и из «Варяг в Греки» (15). На протяжении более чем 15 столетий здесь формировался целый ряд тюрко- и монголо-язычных этносов.

Вышеизложенное, с дополнением библейского трактования, подтверждая концепцию общей природы происхождения тюрко- и монголоязычных народов, не потеряла своего значения, наоборот, приобретает новый смысл и звучание сегодня. Дальнейшая ее научная разработка, подтверждаемая конкретными историческими материалами, поможет делу разработки общероссийской концепции единения народов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горненский И. Тайны империи Чингисхана. -М.: Вече, 2004. - C. 83.

2. Березин И.Н. Шейбаниада (История монголов-тюрков). - Казань, 1849, - C.134.

3. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. - М.: Изд-во АН СССР, 1941. - C.68.

4. Окладников А.П. История Якутской АССР. Т.1. -М.;Л.: 1955. - С. 94.

5. Убушаев Н.Н. Происхождение этнонима «ойрат» // Теегин герл. - 1994. - № 3. - С. 76.

6. Бембеев В. Ш. Очерки по истории и культуре ойратов, ойрат-калмыков и калмыков / «Ойраты. Ойрат-калмыки. Калмыки»: В 2-х книгах. - Элиста: АПП «Джангар», 2004. -С. 60-62.

7. Гумилев Л.Н. Хунну. -М.: 1960. - С. 93.

8. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Ч. 2. - М.;Л, 1952. - С. 136.

9. Кант Э. Сочинения. - М., 1964. Т. 2. - С. 326.

10. Храпачевский Р.П. Военная держава Чингисхана. -М.: ООО «Аст», 2001. - С. 138.

11. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.П. -М.;Л, 1941. - С. 187.

12. Очерки истории Калмыцкой АССР (дооктябрьский период). - М.: Наука, 1967. -С. 56.

13. Карамзин Н. М. История государства Российского: В 6-ти книгах. Книга 2. - Т. III-IV. -М.: Изд-во «Книжный сад», 1993. - С. 137.

14. Barthold W. Kalmuks. - "The Encyclopaedia of islam", vol. II.

15. Кульпин Э.С. Цивилизация Золотой Орды // Монгольская империя и кочевой мир. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. - С.167-185.

Об авторе

Бембеев Валентин Шорголдаевич, кандидат исторических наук, Почетный работник общего образования России, член Союза писателей России, директор ООО Калмыцкого филиала Научно-издательского Центра «Контекст» Союза ученых России с 1990 года. Автор школьных «Программ» и учебников по истории калмыков и их предков ойратов. Его монография «Ойраты. Ой-рат-калмыки. Калмыки» (В 2-х книгах.- Элиста, 2004) широко известна в России и за рубежом.