Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ БЫТИЙСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТРУДОВ КАРЛА ЯСПЕРСА)'

КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ БЫТИЙСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТРУДОВ КАРЛА ЯСПЕРСА) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / КАРЛ ЯСПЕРС / ОДИНОЧЕСТВО / ЕДИНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Багаева Ольга Николаевна

Глубокая трансформация социальной реальности в современной России вызывает коренные изменения в коммуникативной сфере. Человек современности ищет новые социокультурные, философские, сущностные основания, способные обеспечить коммуникацию новой формации. Новая коммуникативная среда активно формируется, предлагается через СМИ и СМК. Стремясь утвердить собственные жизненные ценности, смыслы, индивид воспринимает мультикультурный, полисемантичный код как неподлинную (несобственную) коммуникацию и пытается противостоять унификации, устанавливая коммуникацию подлинную, самостную. Этот процесс, характерный для ситуации мировоззренческого, смыслового плюрализма, приводит к формированию специфической коммуникационной среды, чье изучение философами, культурологами, социологами и лингвистами активно продолжается. Однако исследования, основанные на собственном, современном российском опыте, могут и должны дополняться анализом того, что было осмыслено в данной области за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF COMMUNICATION IN THE SYSTEM OF SUBJECT-OBJECT BEINGNESS (BASED ON THE WORKS OF KARL JASPERS)

The profound transformation of social reality in modern Russia is causing fundamental changes in the communicative sphere. The man of our time is looking for new socio-cultural, philosophical, essential foundations that can ensure the communication of a new formation. A new communicative environment is being actively formed, offered through the media and QMS. Striving to assert their own life values, meanings, the individual perceives the multicultural, polysemantic code as inauthentic (non-own) communication and tries to resist unification, establishing genuine, self-communicating. This process, characteristic of the situation of ideological, semantic pluralism, leads to the formation of a specific communication environment, whose study by philosophers, culturologists, sociologists and linguists is actively continuing. However, research based on russia's own, modern experience can and should be complemented by an analysis of what has been made sense in this field abroad.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ БЫТИЙСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТРУДОВ КАРЛА ЯСПЕРСА)»

УДК s1e

DOI 10.23672/u8652-7567-1012-c

Багаева Ольга Николаевна

кандидат философских наук, кафедра рекламы, связей с общественностью и туризма, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова о!да_Ьадаеуа1 @уаИоо.сот

Olga N. Bagaeva

Candidate of Philosophical Sciences,

Department of Advertising, Communications

With the Public and Tourism,

Nizhny Novgorod State

linguistic University

named after N.A. Dobrolyubov

olga_bagaeva1 @yahoo.com

Концепция общения в системе

субъект-объектного разделения бытийственности (на примере трудов карла ясперса)

The concept of communication

in the system of subject-object beingness (based on the works of karl jaspers)

Аннотация. Глубокая трансформация социальной реальности в современной России вызывает коренные изменения в коммуникативной сфере. Человек современности ищет новые социокультурные, философские, сущностные основания, способные обеспечить коммуникацию новой формации. Новая коммуникативная среда активно формируется, предлагается через СМИ и СМК. Стремясь утвердить собственные жизненные ценности, смыслы, индивид воспринимает мультикультурный, полисемантичный код как неподлинную (несобственную) коммуникацию и пытается противостоять унификации, устанавливая коммуникацию подлинную, самост-ную. Этот процесс, характерный для ситуации мировоззренческого, смыслового плюрализма, приводит к формированию специфической коммуникационной среды, чье изучение философами, культурологами, социологами и лингвистами активно продолжается. Однако исследования, основанные на собственном, современном российском опыте, могут и должны дополняться анализом того, что было осмыслено в данной области за рубежом.

Ключевые слова: общение, коммуникация, Карл Ясперс, одиночество, единение.

Annotation. The profound transformation of social reality in modern Russia is causing fundamental changes in the communicative sphere. The man of our time is looking for new socio-cultural, philosophical, essential foundations that can ensure the communication of a new formation. A new communicative environment is being actively formed, offered through the media and QMS. Striving to assert their own life values, meanings, the individual perceives the multicultural, polysemantic code as inauthentic (non-own) communication and tries to resist unification, establishing genuine, self-communicating. This process, characteristic of the situation of ideological, semantic pluralism, leads to the formation of a specific communication environment, whose study by philosophers, culturologists, sociologists and linguists is actively continuing. However, research based on russia's own, modern experience can and should be complemented by an analysis of what has been made sense in this field abroad.

Keywords: communication, Karl Jasper, loneliness, unity.

Целью данной статьи является анализ философских взглядов Карла Ясперса, а также, изучение взглядов мыслителя об экзистенциальной коммуникации, ее важности в условиях современной коммуникативной трансформации. Представляется актуальным, необходимым понимать экзистенциальный смысл учения К. Ясперса о коммуникации именно в настоящий период, когда наблюдается острая необходимость в формировании новых способов коммуницирования.

Поиски подлинной коммуникации, в которой одна уникальная экзистенция, мир «Я» способен раскрыться навстречу другой, реализовать свои уникальные потенции, исследованы Карлом Яспер-сом, который был не только одним из создателей

немецкого экзистенциализма, но и классиком психологии и психиатрии XX века.

Подлинная коммуникация не усредняет людей, не уравнивает их, не лишает их индивидуальных качеств, а, наоборот, способствует их духовному развитию. Суть такой коммуникации заключается в том, что она требует от каждого человека глубинного понимания истоков человеческого бытия и обретения себя как самостного бытия. Такого рода индивидуализация представляется единственно возможным решением для спасения гуманистической и духовной культуры в современном российском обществе: развитие межличностной коммуникации остро нуждается в собственной гуманистической основе, ориентированной на

раскрытие творческого потенциала отдельной личности. Это и определяет актуальность исследования учения о подлинной коммуникации в философии К. Ясперса, что является важным для понимания векторов развития новой коммуникативной ситуации в дальнейшем.

Человеческая личность, как отмечает Карл Ясперс, все более и более теряет свои позиции в условиях современной действительности. Философ характеризует ее как «забывшую Бога современность (Modernität)» [20, с. 219]. Роль и значение мыслящего и чувствующего субъекта сводится, к сожалению, практически к нулю. Более того, живой человек превращается в существующее ничто, обыкновенный механизм, от которого не ожидается созидающей деятельности, горения в огне творчества, «живого духа откровения» [6, с. 109]. Не предполагается также, что он, наполняясь лимфой самобытия, вступит в контакт с другим живым индивидом, в результате чего произойдет взаимное духовное обогащение, проступит истинный человеческий лик, вновь откроется Бог и его присутствие в этом мире. Личность с катастрофической скоростью теряет свою самость, «подлинное самобытие», свою сущность, «самообращенность» [8, с. 9]. Явленная искаженная действительность подталкивает индивида к «скорым антипатиям, к неистинности подражания, к подчинению суггестивному воздействию неких откровений...» [18, с. 236]. Восторженно прекрасный, независимо самостоятельный лик человека стирается, размывается, становится неясным, призрачно унылым и неуверенным. Индивид теряет опору, делая слабые попытки устоять, ухватиться за сущее, но его силы слабеют, он теряет надежду. К. Ясперс пишет: «Аспект нашего мира в вынужденности его существования и отсутствия опоры в его духовной деятельности, не допускает больше бытия в умиротворенной связи с существующим» [19, с. 270]. Человек ощущает беспомощность, отчаяние, страх, холодящее одиночество, повсюду царит «реальность распавшейся личности» [5, с. 158]. Не находя того, что может послужить опорой, он блуждает среди многих себе подобных, пытаясь примкнуть к кому-либо, чтобы почувствовать свою нужность и небесполезность привхода в этот мир, но никто и ничто, как прискорбно отмечает философ, не в состоянии даровать ему это, так как сам он лишен «подлинности самобытия», «автономии личности» [2, с. 90].

Итак, человек в настоящее время напоминает призрачное существо, блуждающее, метающееся, неуверенное, «утратившее ценностные основания» [3, с. 114]. Страх крайнего одиночества разъедает его нутро. Он не ощущает гармонии, связи с самим собой и с другими. Все воспринимается им пессимистически, в темно-серых тонах. Сущее воспринимается им как странное, холодное подземелье, наполненное прозрачными призраками, хаотично движущимися, не сталкивающимися друг с другом, а проходящими сквозь. Такая невеселая картина предстает перед мысленным взором немецкого философа. Люди в испуге мысленно озираются по сторонам, пытаясь найти, обрести близкого, испытывая при этом ощущение «полного бессилия» [17, с. 23].

Некоторые пассивно принимают данную картину бытия, в некоторых еще теплится слабый огонек надежды. Другие не желают мириться, но не находя в себе достаточно сил и уверенности для полноценной борьбы и сопротивления, просто ускользают в призрачность бытия, теряя «экзистенциальную потребность» [7, с. 147]. Существует и другая категория людей, которых, как замечает Карл Ясперс, подавляющее большинство. Они взирают на окружающую действительность с изрядной долей оптимизма. Такие индивиды обладают сознанием собственной радости существования. Но их отношение к бытию, по Ясперсу, не метафизично, не глубоко, а поверхностно. Иными словами, человек «несвободен посредством усвоения всепроникающей субстанции» [19, с. 260]. Такой объект принимает ход событий та ки м , ка ким он ему является, доверяет ему, считая, что все в полном порядке, впереди ждет его благо, светлое будущее. Мужество, уверенность его имеют показной характер. Ему не хочется помыслить о том, что движется он на самом деле к зияющей бездне, где ждет его смерть и уничтожение. Б.В. Марков, обращаясь к работе Ясперса «Духовная ситуация времени», следующим образом характеризует состояние современной действительности: «...Техническое освоение мира и массовый характер существования разрушает бытие, люди забывают его, и оно отворачивается от них, его тихий голос не слышен в криках толпы и оглушающем шуме машин» [9, с. 183].

Существует мнение, согласно которому, человек формируется, получая то, что само идет к нему навстречу. Его задача в данном случае - не пропустить этого, вовремя ухватить. Но это, как утверждает мыслитель, обманчивая точка зрения. Индивид, отдаваясь полностью во власть существующего мира, получая от него разрозненные куски, становится еще более слаб и рассеян, холодная нерушимая стена явленного миропорядка становится «единой с нашим наличным бытием» [21, с. 18]. Как пишет Л.А. Ситниченко в монографии «Человеческое общение в интерпретациях современной западной философии», в настоящее время происходит «неоправданная подмена самоценности человеческой личности ее социально-волевой репрезентативностью. Если ее естество не противится этому явлению, то распадается на составные разрозненные элементы. Человек являет себя миру как существо несвободное, подчиняясь воле «всепроникающей субстанции» [13, с. 42].

Существование человека не открыто, а наоборот, сокрыто от экзистенциального бытия. Человек сокрывает свое естество от являющегося бытия. Индивид может приоткрыться, отдаться лишь во власть «подлинного самобытия», при этом двигаясь к метафизической цели, которая ему пока неизвестна. Все явления, вещи, предметы ему видятся лишь в противоречии. Как бы глубоко индивид не мыслил самое себя, какими бы знаниями не владел, ощущения не испытывал, он всегда противостоит самому себе, всем и всему. Суть человеческого существования, по Ясперсу, - преодоление самого себя, противопоставление самому себе. Его особенность такова, что он не может остановиться. Как только происходит

остановка, появляется устрашающий лик объективированного бытия, что грозит индивиду нефизическим уничтожением и разложением. Философ пишет: «То, как он себя преодолевает, составляет способ его проникновения в себя» [19, с. 280].

Главная особенность человеческого существования, взятого в глубине, в «подлинности самобытия» - ощущение напряженности, когда «зарождается рефлексия» [15, с. 38], когда человек тяжело, остро переживает свой приход в этот мир и свое существование, в целом. Социальный порядок, устанавливаемый системой общественных отношений, по Ясперсу, направлен на то, чтобы снять или уменьшить это напряжение, неустроенность. «Подлинное бытие» как истинное человеческое существование и явленная «всепроникающая субстанция» как ложное и поверхностное выражение его сути находятся в постоянной борьбе. Исход этой битвы - за индивидом, который волен делать свободный выбор. Но эти два мира никогда не найдут точек соприкосновения, им суждено вечно бороться. Цена их битвы - человеческая душа. Из-за незримой постоянной борьбы «подлинного бытия» и «всепроникающей субстанции» и возникает ощущение напряжения, неустойчивости. Эти два мира взаимоисключают друг друга, угрожая уничтожением. Если человек не пытается ощутить и познать самого себя в качестве «подлинного самобытия», что он есть изначально, приводит себя в состояние еще большей неустойчивости, раздробленности и расщепленности, когда вокруг него «абсолютная прерывность» [21, с. 295]. Даже находясь в таком разодранном состоянии, он слышит голос трансцен-денции, призывающей его.

Лицо современной действительности таково, что вносит в жизнь людей множество соблазнов. Главный из них, по мнению мыслителя, это соблазн отказаться от самого себя, безоговорочно приняв общий для всех образ жизнедеятельности, который, как нам говорят, необходим для всеобщего блага. В структуре являющегося бытия это всеобщее благо выступает таким образом, что как будто бы идет человеческой личности навстречу, протягивает ей руки помощи, желая облегчить участь и избавить от страданий, выпавших на долю человека. Но на самом деле, цель явленного бытия - «.. .освободить меня от самого себя как притязания на самобытие» [19, с. 273]. Человек вместо своего прекрасного, уникального лица являет миру маску, а иногда палитра его масок очень широка. «Зачем нужна маска?» - вопрошает мыслитель. Ответ представляется вполне ясным: чтобы заслонить собственную пустоту, котлован в своей душе. Вся сущность человека сводится лишь к выполнению функции. По большому счету, как считает философ, современным миром правит техника («в современном мире демоны прячутся в машине» [4, с. 177]), где индивид предстает в качестве необходимого элемента, как винтик в огромном механизме (пока необходимого). У К. Ясперса возникает ощущение, что человек как будто бы сознательно хочет отказаться от самого себя, чтобы не сталкиваться со сложностями, чтобы не решать проблем, чтобы существовать просто и легко, чтобы не владеть этой

трудной свободой, голос которой слышится постоянно из глубины «подлинного самобытия». Человек современности предстает недостаточно сильным, чтобы быть свободным. Профессор Р . С афрански по этому поводу пишет: «Свобода вырывает тебя из само собой разумеющихся, обеспечивающих защищенность связей и ставит перед необходимостью восстанавливать эти связи своими силами» [1, с. 115]. Индивид оказывается слабым, ему легче отдаться потоку утвердившегося бытия, нежели искать суть себя в канве «подлинного самобытия». Между волей, жаждущей обрести себя, и волей, желающей сдаться без борьбы и плыть по течению явленного бытия, не приносящего явных неудобств и трудностей, идет неявная, скрытая борьба. Воля, ведущая к отказу от противостояния, не будет препятствовать тому, что болото объективированного мира поглотит и суть «подлинного самобытия» и суть человеческой личности. Порядок явленного существования дает индивиду уверенность, что все в норме, все как у всех, но взамен требует отказа от принятия самостоятельных решений и уникальной, только ему присущей линии поведения.

Но природа человека такова, что ему сложно отказаться от себя и своей свободы не смотря ни на что. Индивид является либо выражением возможности существования и обладания свободой, либо он есть ее искажение, по мнению К.Ясперса. В своем искажении индивид противостоит «подлинному самобытию». Суть личности такова, что она обладает любовью по отношению к бытию как к таковому. Философ указывает, что «наивысшая свобода, будучи свободой от мира, знает себя одновременно как глубочайшую связанность с трансценденцией» [17, с. 46]. Однако в царстве наличного бытия враждебное отношение человека к свободе трансформируется в своего рода инквизицию, когда при любом удачном случае совершаются нападки на «подлинное самобытие». «К такому инквизиторскому поведению способно лишь предательство собственных возможностей, которое поразительным образом прорывается то тут, то там в лишенном коммуникаций мире» [19, с. 262], - заключает мыслитель.

Пребывая в искаженном состоянии, имея неясные догадки о призрачности и ложности явленного бытия и силе свободы, трансценденции и «подлинного самобытия», в человека может влиться яд отрицания всего, в том числе и «всепроникающей субстанции». Этот яд не может быть нейтрализован, по Ясперсу, с помощью структур явленного бытия, поэтому отрицание направлено именно против него. Жизнь индивида в итоге наполняется чувством неудовлетворения, желанием попирать все и вся, а не созидательной деятельностью и ощущением благодати. Человек, отравленный ядом отрицания и противоречия, всегда хочет иного, но не того, что есть в действительности. Более того, человек не хочет и не может нести ответственности за свои поступки и мысли, поэтому единственный выход для него -устранение, уход, ускользание или «категорическое размежевание» [1, с. 69] (так характеризует это состояние человека О.Ф. Больнов). Индивид

подвергает критике все: обстоятельства, других людей, время и т.д. Критическое видение мира, скепсис, желание и готовность к разрушению, уничтожению - доминирующие черты человека современной действительности, делает вывод Ясперс. Но голос, идущий из недр «подлинного самобытия», все-таки остается слышим, хотя едва различим. У индивида сохраняется инстинкт остаться самим собой, не полностью подвергнуть свое естество разложению, остается желание «преодолеть разобщенность людей, их оторванность друг от друга.» [15, с. 22].

Немецкий философ утверждает, что анонимное есть подлинное бытие. Существование анонимного является залогом того, что ничто не может существовать. Но одновременно анонимное доказывает существование небытия, чья сила достаточно велика. Могущество небытия не может быть ни с чем сравнимаемо и до конца постигнуто. Единственное, что можно сказать про небытие с уверенностью, это то, что небытие грозит всему уничтожением. К.Ясперс дает следующее определение небытию: «Оно есть то, единение с чем, возвышает меня, и есть то, с чем я должен бороться, когда ищу бытие» [19, с. 264]. Существование небытия кажется очень зыбким, почти нереальным, оно, то вдруг проступает явно, показывая свой зловещий лик смерти, то вдруг исчезает, давая надежду на продолжение существования. В небытии присутствует что-то зловещее, резко отпугивающее, уверен философ. Это связано с тем, что возникает ощущение неуверенности в том, кто является врагом, против чего стоит бороться. В сражении, где враг имеет четкие очертания, победить представляется более возможным. В современном же мире человеку не представляется вероятным с уверенностью определить противника. Он путается, теряется. Тот, кто был союзником, может обернуться непримиримым врагом и наоборот. Все это происходит, по Ясперсу «в вихревой неразберихе и изменяемости» [17, с. 34].

Главным становится - четкий, определенный образ метафизического противника. Профессор В.А. Подорога по этому поводу пишет, что представляется важным «.иметь перед собой всегда противника моей акции обладания, которого нужно преодолевать, чтобы утверждать себя в мире как субъект» [10, с. 19]. Карл Ясперс желает, чтобы борющиеся сошлись один на один в честной схватке. Один не должен прятаться за спину другого, исчезать, когда второй оборачивается или делает шаг навстречу. Противники должны смотреть открыто друг другу в глаза, так как именно «в непосредственном контакте возможно выявление самости человека и приобщения к подлинно культурным смыслам» [13, с. 49]. Но эти неявные силы всегда ускользают от индивида. Человеку кажется, что он схватил их, но они уже не то, что были мгновение назад. Они как будто бы проскальзывают через ладонь, не оставляя

следов. То вдруг они появляются в образе, который не приносит липкого страха, охватывающего все естество, если на него не обращать внимания, то вдруг являющийся образ настолько ужасен, что человек передергивается как от причиненной физической боли.

Предпосылкой существования сегодняшнего миропорядка, взятого в глубине, по мнению К. Ясперса, является характер бытия человеческой личности. Если индивид отсутствует в качестве экзистенциально наполненного субъекта, а является, по словам И.Н. Сидорова, «декоративно небрежной представленностью» [5, с. 77], то на первый план выступает по большому счету бесполезность пребывания человека в этом мире. Задача, стоящая перед любой личностью, заключается в том, чтобы не погрязнуть в естественном желании механически продолжать, иначе говоря, влачить свое существование, постоянно ощущая «дескриптивно конечный характер объективности» [21, с. 299]. Человеку, по Ясперсу, необходимо хотя бы припомнить о цели своего прихода в сей мир, помнить о том, что отношения между людьми должны строиться на «достойных человека принципах и началах» [11, с. 85].

«Для того чтобы быть самим собой, - пишет Карл Ясперс, - человек нуждается в позитивно наполненном мире» [19, с. 269]. Если мир не таков, то человек прячется от него до тех пор, пока не обретет положительно окрашенную мысль или идею. Сначала изменения, пусть даже весьма несущественные, происходят в глубине человеческой личности, а лишь за тем переносятся на существующий миропорядок. Если вдруг явленное бытие предстанет перед лицом индивида в неприглядном, отталкивающем виде, в этом случае цель его - сохранить в себе то положительное, что он успел накопить. Некоторые сегодня с отчаянием задают вопрос: Что же осталось теперь в мире, чем стоит дорожить, на что надеяться, ради чего быть? Ответ философ дает следующий: Самое драгоценное, кладезь неисчерпаемых возможностей - это человек, взятый в «подлинном самобытии» или, по словам И.Н. Сидорова, «необъктивируемость,... неэмпирическую целостность, представленную душой человека» [12, с. 78]. Духовная ситуация, по мнению Карла Ясперса, требует сегодня сознательной борьбы каждого человека за его подлинную сущность», что является «основой надежды» [14, с. 233] для мыслителя. Учение К. Ясперса об экзистенциальной коммуникации представляет ценность не только для философского анализа духовного состояния человека, в особенности - переживающего сущностный кризис, но и для реального формирования тех форм общения в социальном взаимодействии, которые свойственны личностям, сохраняющих верность самобытному культурному сущностному наследию в отчуждённые, технократические и потребительские времена.

Литература:

Literature:

1. Больнов О.Ф. Новая укрытость. Проблема преодоления экзистенциализма. Введение. Философия экзистенциализма / О.Ф. Больнов. М. : Директ-Медиа, 2009. С. 115.

2. Борисов С.В. Философская практика и экзистенциальная психотерапия: точки соприкосновения / С.В. Борисов // Случевские чтения: феноменология и экзистенциальная психотерапия. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб. : Из-дательско-полиграфическая компания «Коста», 2016. С. 88-102.

3. Власова О.А. Теория и терапия кризиса: от критики культуры к практике саморазвития / О.А. Власова // Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2018. № 4. С. 11-120.

4. Водолагин А.В. Философия и психопатология: творчество Карла Ясперса / А.В. Водолагин // Вопросы философии. 2006. № 4. С. 177.

5. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. М. : Издательство «Наука», 1989. С. 116.

6. Гцоева С.Г. Философская вера или о смысле религиозных воззрений Карла Ясперса. Тамбов : Грамота, 2011 № 6(12). С. 107-111.

7. Демин И.В. Проблема единства истории в экзистенциальной философии Карла Ясперса. Метафизика. 2018. № 3(29). С. 144-152.

8. Золотухина-Аболина Е.В. Бытие человека: ключевые экзистенциалы / Е.В. Золотухина-Або-лина. М.; Берлин : Директ-Медиа, 2017. 220 с.

9. Марков Б.В. Коммуникация, феноменология и экзистенция: К. Ясперс и М. Хайдеггер. История современной зарубежной философии: компаративистский подход / Б.В. Марков, А.С. Колесников, М.Я. Корнеев [и др.]. СПб. : ЛАНЬ, 1997. С. 183.

10. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX вв. М.: Наука, 1993. С. 19.

11. Политическая мысль Германии в ХХ веке. М.; Берлин : Директ-Медиа, 2016. С. 85.

12. Сидоров И.В. К. Ясперс: предэкзистенциализм и экзистенциализм. История современной зарубежной философии: компаративистский подход / И.В. Сидоров, А.С. Колесников, М.Я. Корнеев, Б.В. Марков [и др.]. СПб. : ЛАНЬ, 1997. С. 77.

13. Ситниченко Л.А. Человеческое общение в интерпретациях современной западной философии (критический анализ) / Л.А. Ситниченко; АН УСССР. Ин-т филос.; Отв. ред. А.Н. Ермоленко. К. : Наук. думка, 1990. С. 42.

14. Степанович В.А. История философии: курс лекций : в 2 т. Т. 2: Неклассическая философия XIX-XX веков. / В.А. Степанович. М. : Прометей, 2018. С. 233.

1. Bolnov O.F. New shelter. The problem of overcoming existentialism. Introduction. The Philosophy of Existentialism / O.F. Bolnov. M. : Direct-Media, 2009. P. 115.

2. Borisov S.V. Philosophical practice and existential psychotherapy: points of contact / S.V. Borisov // Sluchevsky readings: phenomenology and existential psychotherapy. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. SPb. : Publishing and printing company «Costa», 2016. P. 88-102.

3. Vlasova O.A. Theory and therapy of crisis: from the criticism of culture to the practice of self-development. Bulletin of the VGU. Series: Philosophy. 2018. № 4. P. 11-120.

4. Vodolagin A. V. Philosophy and psychopathology: the work of Karl Jaspers / A.V. Vodolagin // Questions of philosophy. 2006. № 4. P. 177.

5. Gabitova R.M. The Philosophy of German romanticism. M. : Publishing house «Nauka», 1989. P. 116.

6. Zoeva S.G. Philosophical belief, or THE sense of the religious views of Karl Jaspers. Tambov : Diploma, 2011 № 6(12). P. 107-111.

7. Demin I.V. The problem of the unity of history in the existential philosophy of Karl Jaspers. Metaphysics, 2018. № 3(29). P. 144-152.

8. Zolotukhina-Abolina E. V. Human Being: key exis-tentials / E. V. Zolotukhina-Abolina. M.; Berlin : Direct-Media, 2017. 220 p.

9. Markov B.V. Communication, phenomenology and existence: K. Jaspers and M. Heidegger. The history of modern foreign philosophy: a comparative approach / B.V. Markov A.S. Kolesnikov, M.Ya. Kor-neev [et al.]. SPb. : LAN, 1997. P. 183.

10. Podoroga V.A. Metaphysics of the landscape. Communicative strategies in the philosophical culture of the XIX-XX centuries. M. : Nauka, 1993. P. 19.

11. Political thought of Germany in the twentieth century. M.; Berlin : Direct-Media, 2016. P. 85.

12. Sidorov I.V. K. Jaspers: Pre-existentialism and existentialism. The history of modern foreign philosophy: a comparative approach / I.V. Sidorov A.S. Kolesnikov, M.Ya. Korneev, B.V. Markov [et al.]. SPb. : LAN, 1997. P. 77.

13. Sitnichenko L.A. Human communication in the interpretations of modern Western philosophy (critical analysis) / L.A. Sitnichenko; AN USSSR. In-t philos.; Ed. by A.N. Ermolenko. K. : Nauk. Dumka, 1990. P. 42.

14. Stepanovich V.A. History of philosophy: a course of lectures : in 2 vol. Vol. 2: Non-classical philosophy of the XIX-XX centuries / V.A. Stepanovich. M. : Prometheus, 2018. P. 233.

15. Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. Л. : Издательство Ленинградского университета, 1990. С. 38.

16. Шичалин Ю.А. История философии: Запад -Россия - Восток (книга четвертая: Философия XX в.). М. : «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Ши-чалина, 1999. С. 18.

17. Ясперс К. Введение в философию / К. Ясперс; Пер. с нем. Под ред. А.А. Михайлова. Мн. : Пропилеи, 2000. С. 23.

18. Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Стриндберга и Гельдерлина / Карл Теодор Ясперс; Пер. с нем. Г.Б. Ноткина. Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. С. 236.

19. Ясперс К. Духовная ситуация времени / Карл Теодор Ясперс; Пер. с нем. М. : аСт, Меосаввю, 2013. С. 262.

20. Яспер К. Ницше. Введение в понимание его философствования / Карл Теодор Ясперс; Пер. с нем. Ю. Медведева; Под ред. М. Ермаковой. СПб. : Владимир Даль: Фонд «Университет», 2004. С. 219.

21. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии : в 2 т. М. : Издательский центр «Академия», СПб. : «Белый кролик», 1996. Т. 1. С. 295.

15. Tipsina A.N. German existentialism and religion. L. : Leningrad University Press, 1990. P. 38.

16. Shichalin Yu.A. History of philosophy: West -Russia - East (book four: Philosophy of the XX century). M. : «Greek-Latin cabinet» Yu.A. Shichalin, 1999. P. 18.

17. Jaspers K. Introduction to philosophy / K. Jaspers; Trans. from it.; Ed. by A.A. Mikhailov. Mn. : Propylaea, 2000. P. 23.

18. Jaspers K. Strindberg and Van Gogh. The experience of comparative pathographic analysis involving the cases of Strindberg and Gelderlin / Karl Theodor Jaspers; Transl. from german by G.B. Notkin. Humanitarian Agency «Academic Project», 1999. P. 236.

19. Jaspers K. The spiritual situation of time / Karl Theodor Jaspers; Trans. from german. M. : AST, Ne-oclassic, 2013. P. 262.

20. Jaspers K. Nietzsche. Introduction to the understanding of his philosophizing / Karl Theodor Jaspers; Trans. from the German Yu. Medvedev; Ed. by M. Ermakova. SPb. : Vladimir Dal: The University Foundation, 2004. P. 219.

21. Jaspers K. Collected works on psychopathology : in 2 vol. M. : Publishing Center «Academy», SPb. : «White Rabbit», 1996. Vol. 1. P. 295.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.