Научная статья на тему 'Концепция образовательного портала факультета классического вуза'

Концепция образовательного портала факультета классического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гергель Виктор Павлович, Кузенкова Галина Владимировна, Шестакова Наталья Валерьевна, Карпенко Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция образовательного портала факультета классического вуза»

Концепция образовательного портала факультета классического вуза

В.П. Гергель, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, декан факультета ВМК, Gergel@unn.ru; С.Н. Карпенко, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, доцент кафедры МО ЭВМ факультета ВМК, sergey. karpenko@cs. vmk. unn. ru; Г.В. Кузенкова, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, доцент центра прикладной информатики факультета ВМК, kuzenkovagv@mail.ru; Н.В. Шестакова, ассистент кафедры МО ЭВМ факультета ВМК,

4nvsh@mail.ru

Внедрение дистанционных образовательных технологий (в частности, Интернет-технологий) в учебный процесс является одним из важнейших направлений развития современного вуза. Одной из задач в этой области остается интеграция информационной образовательной среды на разных уровнях (факультета, высшего учебного заведения в целом). Подходов к реализации данной задачи много. На наш взгляд, организация образовательного портала3 позволяет оптимально осуществить поддержку основных образовательных процессов на уровне факультета: проведения обучения на основе дистанционных методов, мониторинг обучения на уровне декана, заведующего кафедрой, преподавателя.

На факультете ВМК Нижегородского государственного университета в 2006 году был создан образовательный портал «е-ВМК» (пилотная версия) на базе платформы Microsoft SharePoint Server, дополненной модулем SharePoint Learning Kit (технология Microsoft Learning Gateway).

В 2008 году совместно с Интернет Университетом создан Интернет Университет Суперкомпьютерных Технологий (ИУСТ, http://www.hpcu.ru.). ИУСТ развернут на базе Microsoft Office Communication Server ННГУ. В телекоммуникационном режиме преподавателями ННГУ, МГУ, СПбГУ и др. вузов уже несколько лет читаются курсы по параллельным вычислениям.

С 2009 г. стало традиционным проведение тестирования знаний студентов 1-2 курсов по ключевым дисциплинам всех специальностей. Сегодня на портале представлен дистанционный материал по 25 базовым

3 В данном случае под порталом понимается крупный Web-сайт, предназначенный для определенной аудитории предоставляющий доступ к различным сервисам на основе персонализации пользователей.

дисциплинам. Наработан опыт дистанционного тестирования. Только в весенний семестр 2011 г. в тестировании (по 17 дисциплинам) приняло участие 1074 студента разных курсов и специальностей (в том числе иностранные студенты, обучающиеся по направлению «Информационные технологии»).

В 2009 г. состоялась апробация применения телекоммуникационных образовательных технологий (ТОК) в учебном процессе на базе филиалов ННГУ, расположенных в четырех городах Нижегородской области. Для обеспечения дистанционных образовательных технологий применялось оборудование и программное обеспечение, установленное на факультете ВМК: сервер Intel Xeon 3,6 8 Gb RAM; два терминал класса по 15 компьютеров с проекторами и экранами, управляемые локальным сервером с выходом в Интернет; среда дистанционного обучения и Microsoft Office Communication Server для поддержки телекоммуникационных технологий. Общее количество студентов, принявших участие в занятиях - 173 человека. Одна из лекций транслировалась в павильон Нижегородской ярмарки для участников Форума информационных технологий.

Платформы Microsoft SharePoint Server позволяет включать разнообразные сервисы линейки продуктов MS SharePoint. В 2010-11 уч. году была развернута дополнительная образовательная среда «Магистр».

В феврале 2011 года стартовала первая программа повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава ННГУ «Дистанционные образовательные технологии».

Цели и задачи портала е-ВМК

Целью образовательного портала является продвижение идеи e-learning как современного и эффективного средства повышения качества образования в рамках образовательной политики ННГУ и факультета ВМК.

Основными задачами портала являются следующие:

• Информационная поддержка образовательного процесса на всех уровнях образования факультета (от довузовской подготовки до дополнительных образовательных программ).

• Применение дистанционных образовательных технологий как дополнительной формы обучения в классическом учебном процессе вуза.

• Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса факультета.

• Разработка дистанционных (электронных) учебных материалов.

• Создание банка учебных материалов, сохраняющих и развивающих научный потенциал преподавателей факультета.

• Усиление интерактивного компонента в учебных материалах.

• Активизация роли студентов в собственном образовании.

• Создание системы образовательной статистики факультета.

• Стимулирование процесса создания инновационных учебных материалов.

Портал е-ВМК позиционируется как дополнение классической схемы процесса обучения. Размещение обязательных и дополнительных учебных материалов снимает ограничение по временным рамкам обязательных аудиторных занятий. В условиях реализации новых образовательных стандартов, предусматривающих большое количество часов на самостоятельную работу, дистанционные образовательные технологии позволяют «донести» до студентов задания, а главное проконтролировать их выполнение.

Концепция портала основана на деятельностном подходе, персона-лизации рабочего пространства.

Основные целевые группы портала

Администраторы образовательного процесса:

• Декан.

• Заведующий кафедрой.

• Участники образовательного процесса:

• Преподаватель кафедры.

• Студент академической группы.

• Гостевой вход в ознакомительном режиме:

• Гость факультета е-ВМК

Структура портала

Портал представляет собой совокупность сайтов, имеющих иерархию аналогичную структуре факультета традиционного университета (рис.1).

Рис. 1. Структура портала е-ВМК

Информационная часть

Информационная часть предоставляет пользователю всю необходимую информацию о целях и задачах портала («Что такое е-ВМК»), о дистанционных образовательных технологиях, инструкции и методические материалы работы на портале («Как работать на е-ВМК»), характеристика размещенных на портале учебных материалов, созданных преподавателями факультета («Курсы е-ВМК»), перечень курсов ИНТУИТ (доступные для изучения согласно лицензии ННГУ).

Организационно-образовательная часть

Личный кабинет декана - сайт, предоставляющий информацию о направлениях подготовки факультета, всех планах подготовки (в том числе по семестрам), кафедрах и академических группах. Права доступа позволяют контролировать работу всех подчиненных структур.

Личный кабинет заведующего кафедрой - сайт, предоставляющий информацию о планах обучения кафедры по семестрам и направлениям

подготовки. Права доступа позволяют контролировать работу преподавателей кафедры и студентов, специализирующихся по кафедре.

Личный кабинет преподавателя - сайт, предоставляющий информацию о плане и графиках обучения (по семестрам). Из личного кабинета преподавателя осуществляется переход к системе управления обучением по выбранной дисциплине.

Личный кабинет студента - сайт, предоставляющий информацию о плане обучения (по семестрам) и график занятий студента, личный листок (личный рейтинг). Права доступа позволяют переходить на сайты дисциплин, включенных в план обучения студента, для изучения методических материалов.

Система управления обучением

Система управления обучением представляет собой совокупность сайтов дисциплин с подключением приложения Microsoft SharePoint Learning Kit (SLK), дополненные сервисом обратной связи и общения. Сайт дисциплины содержит следующие разделы:

• программу дисциплины,

• методические материалы (конспекты лекций, презентации, видеоуроки, учебно-методические комплексы для самостоятельной работы),

• дистанционные материалы (технология системы дистанционного обучения),

• назначенные материалы (отражают информацию о том, какие дистанционные материалы назначены, и кто из студентов должен с ними работать),

• ведомость по дистанционным материалам,

• форум (как средство общения по вопросам дисциплины).

Права доступа преподавателя позволяют добавлять и назначать учебные материалы, редактировать разделы и страницы сайта, контролировать результаты обучения по назначенным дистанционным материалам. Назначение дистанционных материалов должно осуществляться по принципам:

• в списке студентов группы должны быть доступны для назначения все имеющиеся по дисциплине материалы;

• материалы могут быть назначены повторно;

• любые назначенные материалы могут быть отозваны (закрыт доступ) не зависимо от других.

Права доступа студента на сайте дисциплины позволяют только познакомиться с программой дисциплины, изучить методические материалы и участвовать в форуме.

Система статистики результатов обучения

Система статистики результатов обучения реализуется в виде сайта, где формируются отчетные формы в виде таблиц (рис. 2):

• персональные данные по каждому студенту,

• данные по группе студентов по отдельной дисциплине,

• сводные данные по курсу,

• таблицы рейтингов (по курсу или по группе).

I Ni v I г>пц v »Л; V Сймм • м < .п > « г- <* глг1» ГА « * мпа V

а)

»• w [ Груом V *ИО IT] Мая! [wl ИД II I»' ЛА Wfpc ¡» Oét» |«rl mitc I»

б)

Рис. 2. Примеры статистических форм результатов обучения: а) отчет о тестировании (средние баллы по нескольким дисциплинам); б) рейтинг студентов первого курса

Развитие образовательного портала

Портал - динамично развивающийся объект. Планируется широкое привлечение преподавателей факультета ВМК к использованию пилотной версии портала. По итогам этого этапа в структуру и функциональность портала могут быть внесены изменения, учитывающие мнение преподавателей и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.