Научная статья на тему 'Концепция обработки информации при анализе бизнес-процессов'

Концепция обработки информации при анализе бизнес-процессов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
290
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕИНЖИНИРИНГ / ИННОВАЦИИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / КОНЦЕПЦИЯ / REENGINEERING / INNOVATIONS / BUSINESS-PROCESS / CONCEPTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Петров Павел Александрович

Рассматривается концептуальная схема сбора и обработки информации в контексте реинжиниринга бизнес-процессов и внедрения инновационных методик управления предприятиями. Детально рассматриваются составные части данной схемы и информационное поле, сопутствующее решению задач по повышению эффективности работы организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Петров Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTION OF INFORMATION PROCESSING UNDER THE ANALYSIS OF BUSINESS-PROCESSES

The article deals with the conceptual framework of collecting and processing information in the context of business-process reengineering and the introduction of innovative enterprise management methods. The author considers in details the components of the scheme and the information field accompanying the solution of problems on improving the efficiency of organizations.

Текст научной работы на тему «Концепция обработки информации при анализе бизнес-процессов»

1. Бесекерский В.А. , Попов Е.П. Теория систем автоматического управления Изд. 4-е, перераб. и доп., СПб.: Профессия, 2004. 752с.

2. Брянцева И.В. Экономическая устойчивость предприятия: сущность, оценка, управление. Хабаровск: Изд-во Хабаровского государственного технического университета, 2003. 211 с.

3. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Как управлять организациями. М.: Синтег, 2004. Серия «Управление организационными системами» 400с.

)ский список

4. Конкурентоспособность и экономическая устойчивость предприятия. В.А.Динес [и др.] Саратов: Изд. Центр СГСЭУ, 1999. 240с.

5. Зубанов Н. В. Анализ устойчивости относительно поставленной цели как один из подходов к описанию функционирования организации в условиях неопределенности // www.aur.ru

6. Самосудов М.В. Основы корпоративной динамики. Химки: Институт международных экономических отношений, 2007. 248с.

УДК 338.12

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ АНАЛИЗЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ П.А.Петров1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается концептуальная схема сбора и обработки информации в контексте реинжиниринга бизнес-процессов и внедрения инновационных методик управления предприятиями. Детально рассматриваются составные части данной схемы и информационное поле, сопутствующее решению задач по повышению эффективности работы организаций. Ил. 1.

Ключевые слова: реинжиниринг; инновации; бизнес-процесс; концепция.

THE CONCEPTION OF INFORMATION PROCESSING UNDER THE ANALYSIS OF BUSINESS-PROCESSES P.A. Petrov

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article deals with the conceptual framework of collecting and processing information in the context of business-process reengineering and the introduction of innovative enterprise management methods. The author considers in details the components of the scheme and the information field accompanying the solution of problems on improving the efficiency of organizations. 1 figure.

Key words: reengineering; innovations; business-process; conception.

Существует такое направление научно-практического характера, как анализ бизнес-процессов и их последующий реинжиниринг. По данной теме имеется достаточно большое количество специальной литературы. В ней излагаются теоретические аспекты решения задач в данной области, но недостаточно описано, каким образом реализуются предлагаемые методики на практике.

Консалтинговые фирмы, которые, помимо прочих услуг, осуществляют работы по анализу бизнес-процессов и их реинжинирингу, не стремятся к раскрытию своих подходов к решению соответствующих задач. Связано это с тем, что подобные технологии относятся к категории «ноу-хау». Но не всегда предприятия могут и должны обращаться к услугам таких фирм для решения своих проблем в области реинжиниринга.

В связи с этим может быть предложена методика обработки информации при анализе бизнес-процессов без привлечения услуг сторонних организаций, общая концепция которой и рассматривается в данной статье.

Данная методика включает в себя три этапа:

• сбор данных;

• анализ собранных данных;

• применение переработанной информации.

Первоочередной задачей при реинжиниринге бизнес-процессов является сбор данных и анализ существующей обстановки, т.е. своего рода фундамент, на основе которого в дальнейшем будет выстраиваться собственно схема проведения реинжиниринга, а также проводиться выбор необходимых методик и внедрение предлагаемых изменений с последующим повторным сбором информации и оценки эффекта от применения всех новшеств.

В ходе исследования инновационных подходов к проведению реинжиниринга была разработана концептуальная схема сбора и обработки информации разных типов, которая показана на рисунке.

Прежде чем анализировать информацию, необходимо определить ее качественный и количественный состав. В любой организации всегда возможно выделить достаточно большой объем первичной информации. Это могут быть статистические данные, документооборот, результаты опросов сотрудников и т.п. Необходимо отфильтровать все имеющиеся источники

1Петров Павел Александрович, аспирант, e-mail: urzairk@gmail.com Petrov Pavel, Postgraduate student, e-mail: urzairk@gmail.com

данных, руководствуясь следующими правилами:

1. Источник информации должен быть достоверным, т.е. отражать реальную действительность и, по возможности, содержать как можно меньшую долю субъективизма. К ненадежным источникам можно отнести, например, данные, сформированные с целью «отчетности для галочки»; различного рода слухи; информацию от сторонних организаций (аудиторов, конкурентов, клиентов).

2. Конкретный источник должен отражать ту информацию, которая требуется для внедрения определенной инновационной методики на заданном участке бизнес-процесса. Любой бизнес-процесс оперирует с некоторым набором показателей. Источники, предоставляющие излишнюю информацию, не следует рассматривать, так как избыток информации существенно осложняет анализ данных и противоречит классическому требованию достаточности, характерному для ресурсов информационного типа.

3. Очень важно, чтобы источник предоставлял данные в таком виде, которые бы требовали минимального объема преобразований в дальнейшем, что существенно может сократить вычислительные процедуры и уменьшит соответственно время решения задач и анализ их результатов с целью принятия решений.

После того как определены источники информации, выделим узлы обработки данных. Под этим понятием подразумевается следующее:

1)подходы к хранению и техническому преобразованию данных;

2) методики обработки информации;

3) методики логического преобразования данных с целью дальнейшего использования при реинжиниринге;

4) подходы к анализу преобразованной информации.

Создание подобной системы для анализа исходных данных обусловлено различной природой данных, предоставляемых источниками информации. Например, в действительности в подавляющем большинстве случаев невозможно применять методы статистического и вероятностного анализа к данным, полученным в ходе интервьюирования сотрудников на тему возможных «узких» мест в организации. В то же время подходы к анализу статистических данных хорошо разработаны и известно, для какого рода информации их применение наиболее целесообразно.

Изначально в любой среде существует определенный набор источников информации. Для повышения эффективности обработки информации необходимо определить их типы. Фактически это будет классифицирование источников в соответствии с определенным критерием или набором критериев. Наиболее простой и понятной классификацией будет классификация по типу происхождения данных: устные, статистические, эмпирические, прогнозные и т.п. В большинстве случаев при первой итерации процесса анализа данных можно придерживаться именно такой схемы типов данных.

На основе полученных начальных данных об организации можно сделать первые выводы о строении некоторых бизнес-процессов и самого предприятия в целом. Особенно важным является идентификация элементов существующей системы и поиск взаимосвязей между ними. Для исследования небольших предприятий можно предложить следующие рекомендации:

1. Не стоит затрачивать слишком большие временные ресурсы на подробную детализацию схемы. Если предполагаемый элемент не имеет связей с другими элементами либо не оказывает на них существенного влияния, то нецелесообразно включать его в схему.

Принципиальная схема сбора и обработки информации при анализе бизнес-процессов

2. В некоторых случаях могут присутствовать элементы, которые прямым или косвенным образом влияют на все подразделения или отдельных должностных лиц предприятия (руководитель, служба безопасности и т.д.). Имеет смысл выделить такие элементы в отдельную группу и рассматривать их в качестве немаловажного фактора при реинжиниринге, а возможно, и некоторой отправной точки для внедрения изменений.

3. При реинжиниринге на достаточно больших предприятиях или их бизнес-процессах можно попробовать сэкономить время, если не учитывать некоторые взаимосвязи, например, косвенные связи между элементами, если такие связи не порождают изменений определенного уровня.

Можно выделить две точки зрения на схему взаимодействий разных функциональных элементов на предприятии. Во-первых, это представление со стороны руководства организации и, во-вторых, представление специалиста по реинжинирингу. В большинстве случаев видение руководителя сводится к тому, как организация должна работать. Специалист же обязан составить свои схемы бизнес-процессов, основываясь, прежде всего, на реальной ситуации. В противном случае весь последующий анализ данных, а особенно это касается статистической информации, будет содержать существенную погрешность. Непосредственно перед анализом полученных данных уже должны быть готовы приблизительные схемы бизнес-процессов и схемы информационных потоков на предприятии. Причем под информационными потоками в данном случае не обязательно понимать документооборот, но обязательно учитывать направления движения информации, формы ее хранения и представления, процедуры обработки, источники и потребители. В качестве собственно информации могут выступать наборы статистических данных, объективные и субъективные оценки, результаты наблюдений, результаты опросов сотрудников, маркетинговые исследования и другие различные виды информационных ресурсов предприятия.

Каждый тип информации обрабатывается с помощью соответствующих инструментальных средств, т.е. каждый тип данных преобразуется в рамках своего центра обработки и наоборот. Введем определенные ограничения: центр обработки может принимать данные только одного типа, но один тип данных может быть обработан разными центрами в зависимости от того результата, который необходим для анализа. Подобные ограничения вызваны следующими соображениями. К одному набору данных можно применить разные методики обработки, вследствие чего получаемые результаты могут различаться по сути. Логично применять в одном центре обработки только одну

методику или один подход, которые максимально эффективно можно использовать только для одного типа данных. При такой организации специалисту будет значительно удобнее манипулировать информационными потоками. Относительно предприятий малого и среднего бизнеса можно предположить, что необходимо ограничить возможность внесения изменений в схему обработки информации на данном сегменте реинжиниринга. Гибкость системы в данном случае может иметь негативный эффект и в итоге привести к неэффективному преобразованию информации, а это, в свою очередь, спровоцирует потерю времени и ресурсов.

Из области решаемых центрами обработки задач можно выделить следующие: первичное преобразование информации в соответствии с заранее установленными требованиями, т.е. приведение всех данных к единой системе единиц и стандартов, определение допустимых погрешностей и интервалов измерений, определение типов ответов на определенные вопросы при интервьюировании и т.п. С логической стороны -это возможное согласование и дополнение данными из других источников, планирование дальнейшего движения данных по всему процессу реинжиниринга. Преобразованная информация становится одним из основных ресурсов бизнес-процесса реинжиниринга. Следующим шагом является анализ полученных данных.

Практическим итогом деятельности узлов обработки является набор упорядоченных данных, пригодных для использования в целях проведения эффективного реинжиниринга. На схеме рисунка очевидно, что для каждого типа преобразованных данных возможно найти несколько точек применения. При относительно однородном информационном поле предложенный вариант оптимизации процессов обработки может дать существенную выгоду во времени, затрачиваемом на анализ.

Подобная методика анализа применима и к мероприятиям по реструктуризации предприятия. Для реинжиниринга требуется освящение не только существующей обстановки, но и исследование кардинально новых вариантов повышения эффективности работы организации. Поиск таких решений - это крайне сложная задача. Предложить радикально новую схему бизнес-процесса, опираясь только на существующие статистические данные на данном этапе, в настоящее время не представляется возможным. Поэтому использование предложенной концепции на практике позволит сделать реинжиниринг более понятным как для руководителей организаций, так и для тех специалистов, которые будут выполнять проекты, связанные с внедрением инноваций, повышающих эффективность работы предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.