Научная статья на тему 'Концепция обоснования стратегической доктрины Северо-Кавказского региона'

Концепция обоснования стратегической доктрины Северо-Кавказского региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
121
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Холопенкова Е.В.

В статье отмечается, что в настоящее время динамика развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) является положительной по ключевым направлениям инвестиционно-экономической деятельности, к которым относятся агропромышленный сектор, туризм, санаторно-курортная сфера, электроэнергетика, строительство и логистика. Обосновано формирование стратегической доктрины Северо-Кавказского региона, которая является необходимым императивом для стабилизации социально-экономического положения. Сделан вывод о том, что комплексная реализация мероприятий в рамках сформированных доктрин субъектов СКФО позволит привлекать инвестиции, развивать восприимчивость бизнеса к инновациям и в целом приведет к улучшению экономического климата в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция обоснования стратегической доктрины Северо-Кавказского региона»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

УДК 334.025

КОНЦЕПЦИЯ ОБОСНОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА

Е.В. ХОЛОПЕНКОВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и управления E-mail: eholopenkova@mail.ru Российский торгово-экономический университет

В статье отмечается, что в настоящее время динамика развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) является положительной по ключевым направлениям инвестиционно-экономической деятельности, к которым относятся агропромышленный сектор, туризм, санаторно-курортная сфера, электроэнергетика, строительство и логистика. Обосновано формирование стратегической доктрины Северо-Кавказского региона, которая является необходимым императивом для стабилизации социально-экономического положения. Сделан вывод о том, что комплексная реализация мероприятий в рамках сформированных доктрин субъектов СКФО позволит привлекать инвестиции, развивать восприимчивость бизнеса к инновациям и в целом приведет к улучшению экономического климата в регионе.

Ключевые слова: стратегическая доктрина, Северо-Кавказский регион, стратегическое планирование, государственное управление, инвестиции.

Актуальность создания концепции стратегической доктрины Северо-Кавказского региона проявляется в необходимости реализации механизмов управления, которые должны гибко реагировать на возможные изменения ситуации в обществе, т.е. стратегический выбор необходимо адаптировать к

внешним изменениям. Внутренние процессы обязаны ориентироваться на цели концепции, а не на решение текущих местных задач.

Для реализации концепции стратегической доктрины региона выделяются определенные этапы развития и специфические задачи с точки зрения создания необходимых предпосылок для дальнейшего развития. Концепция должна быть нацелена не только на простое наращивание потребления ресурсов, но и на повышение эффективности использования существующего потенциала. В целом в нее входят стратегия долгосрочного развития и ее краткое обоснование.

Согласно словарю Т.Ф. Ефремовой, доктрина представляет собой совокупность официально принятых взглядов на какую-либо проблему и характер средств ее решения [1].

В рамках разработки стратегической доктрины выделяют следующие особенности планирования:

— формирование предпосылок изменений путем периодического пересмотра миссии и целей;

— постановка проблемы за счет пересмотра целей, их значимости и сроков достижения;

— формирование долгосрочной стратегии (новые производства, вертикальная интеграция, зару-

бежные партнеры, совместные фирмы, уточнение комплекса «продукт-рынок»).

Автором сформулировано определение, согласно которому стратегическая доктрина региона (далее — СДР) представляет собой совокупность долгосрочных задач и приоритетных функций, выполняемых территорией в рассматриваемой перспективе, реализация которых должна обеспечить достижение главных целей ее комплексного социально-экономического развития.

Проблема обоснования СДР во многом сводится к выявлению внутренних закономерностей развития региона, под которыми понимается совокупность обусловленных действием объективных законов причинно-следственных связей, возникающих как внутри, так и вне территории, и обеспечивающих устойчивую тенденцию и направленность ее трансформаций.

Необходимым условием научного обоснования СДР является знание внутренних закономерностей развития региона. Соединение этих знаний с результатами анализа стартовых условий социально-экономического развития и оценкой внешних условий создает достаточные предпосылки для формирования научно обоснованной концепции социально-экономического развития территории.

Важнейшим элементом СДР является обоснование перспективной специализации региона. Такая специализация во многом определяется видовой структурой экономики.

В ходе обоснования СДР перед регионом встают два основных и принципиально отличающихся варианта развития.

Первый вариант — инерционный, предполагающий движение по уже определившейся ранее траектории, сохранение сложившихся в прошлом тенденций.

Второй вариант — перевод экономики региона на принципиально иную траекторию развития, в основе которой лежит новый стратегический выбор. Условиями реализации второго варианта могут быть либо невозможность продолжения движения прежним курсом, либо поиск более эффективного по сравнению с существующим варианта развития.

По мнению автора, предпочтение следует отдать второму варианту развития, согласно которому концепция обоснования стратегической доктрины Северо-Кавказского региона на долгосрочную перспективу должна быть определенной и однозначной,

т.е. необходим тщательный анализ предлагаемых альтернатив.

Изучение стратегической доктрины регионов Северо-Кавказского федерального округа включает анализ целеполагания, ключевых направлений и сценариев дальнейшего развития региона, ориентацию развития региона на федеральные программы (планы, стратегии). Они не должны вступать в противоречие с имеющейся Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года [3], в которой определены стратегические цели и задачи для макрорегиона в целом.

Все субъекты СКФО имеют собственные стратегические доктрины, раскрывающие особенности социально-экономического положения конкретного региона, его «проблемные зоны» и механизм их преодоления (см. таблицу) [2].

Таким образом, содержание практически каждой доктрины предполагает инвестирование в основные социально необходимые для каждого субъекта Северо-Кавказского региона проекты и программы. При этом большинство из них носит инновационный характер, что является важным условием развития экономики в целом. Сложный характер проблем в социально-экономической сфере Северо-Кавказского федерального округа определяет необходимость целенаправленной политики государства по этому вопросу.

Следует отметить, что некоторые субъекты Российской Федерации, входящие в состав СКФО, принадлежат к числу наименее экономически развитых в силу крайне слабых экономики и социальной сферы, характеризующихся высокой степенью безработицы, сложной криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией. По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность, Северо-Кавказский федеральный округ заметно отстает от других федеральных округов.

Кроме того, большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, уже на протяжении многих лет продолжают оставаться реципиентами. Однако средства федерального бюджета направляются в основном на поддержание социальной сферы и в

Сравнение стратегических доктрин (долгосрочного планирования) субъектов СКФО

Субъект СКФО Особенности стратегической доктрины

Республика Дагестан Стать южным опорно-связующим регионом в торгово-экономическом и культурно-политическом взаимодействии России со странами Каспийского региона, предоставляя другим регионам при этом конкурентоспособную продукцию сельскохозяйственного и промышленного производства, энергоресурсы, а также разнообразные транспортные и туристические услуги

Республика Ингушетия Республика Ингушетия, оставаясь неотъемлемой частью России, равноправным и самобытным регионом в составе Российской Федерации, приобретает имидж многонациональной, дружелюбной, гостеприимной, инвестиционно привлекательной, политически стабильной, экономически и культурно развитой, благополучной и самодостаточной республики, в том числе посредством реализации проектов «Энергия древности — будущим поколениям», «Чистоту окружающей среды — сохраним», «Индустрия туризма — гостям», «Хрусталь воды, энергия гор, широта души — Вашему здоровью»

Кабардино-Балкарская Республика Кабардино-Балкарская Республика — центр здоровья и эффективного природопользования посредством реализации стратегических целей: — обеспечение высоких доходов и качества жизни населения; — обеспечение высоких темпов развития экономики республики; — повышение финансовой самостоятельности республики

Карачаево-Черкесская Республика Достижение высокого уровня жизни, соответствующего европейским стандартам, формирование конкурентоспособной высокотехнологичной инновационной экономики, обеспечивающей устойчивое и сбалансированное развитие с учетом социокультурных практик этносов Карачаево-Черкесской Республики в составе народнохозяйственного комплекса России

Республика Северная Осетия — Алания Республика Северная Осетия — Алания — стратегический регион, «южные ворота России». Это регион с развитыми транспортно-логистическими функциями, благоприятный для туризма и отдыха и комфортный для проживания

Чеченская Республика Решение проблемы занятости и повышение уровня жизни населения республики на основе устойчивого экономического роста. Формирование устойчивых предпосылок для перехода на принцип устойчивого развития Чеченской Республики с упором на собственные силы и возможности, за счет использования и наращивания конкурентоспособных преимуществ

Ставропольский край Обеспечение гармоничного развития каждой личности на основе повышения благосостояния и качества жизни населения путем инновационного развития экономики края

значительно меньшей степени — на стимулирование развития реального сектора экономики.

По столь значимому для региона показателю, как качество стратегического планирования, раскрывающему обоснованность реализации стратегической доктрины, можно определить готовность отдельного субъекта СКФО к реализации намеченных стратегических планов и инициатив. Данный показатель оценивается по рейтинго-балльной системе, разработанной согласно методике изучения и оценки существующих стратегических планов развития регионов СКФО [2]. Настоящая методика включает 17 направлений анализа, сгруппированных по четырем блокам.

В блоке «Стратегическая доктрина (долгосрочное планирование)» осуществляется анализ целеполагания, ключевых направлений и сценариев дальнейшего развития региона. Блок разбит на характеристики:

— миссия;

— цели;

— задачи;

— ключевые направления развития;

— сценарии развития;

— ориентации на федеральные программы, планы, стратегии.

Они оцениваются в баллах от 0 до 5 при соответствующей расшифровке каждого балла.

В качестве объекта анализа используются стратегические документы отдельно взятого субъекта СКФО. К ним относятся стратегия развития региона до 2020 г. (проект) и программа экономического и социального развития республики (края) на ближайшую перспективу. Результаты анализа качества стратегического планирования субъекта представлены графиком, где на оси ординат приведены оценочные характеристики блока 2, а по оси абсцисс им присвоено балльное значение в соответствии с критериями каждого балла. Данные графики составляются в отдельности по каждому субъекту Северо-Кавказского региона [2]. Таким образом, анализируется стратегическое (долгосрочное планирование) каждого субъекта СКФО, которое в агрегированном виде представляет собой рейтинг

Республика Дагестан Республика Ингушения Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия — Алания Чеченская Республика Ставропольский край

я Стратегическая доктрина (долгосрочное планирование) ■ Среднесрочное планирование и система мер по их реализации

Рейтинг качества стратегического планирования по регионам СКФО и блокам анализа [2]

качества стратегического планирования по регионам СКФО и блокам анализа (см. рисунок).

Согласно данным, представленным на рисунке, в Северо-Кавказском регионе имеются как свои лидеры (Чеченская Республика и Республика Ингушетия), так и аутсайдеры, к которым можно отнести Карачаево-Черкесскую Республику и Республику Северная Осетия — Алания. Что касается среднесрочного планирования и системы мер по его реализации, то следует отметить высокую активность Чеченской Республики, Республики Северная Осетия — Алания, Карачаево-Черкесской Республики и Кабардино-Балкарской Республики.

Создание столь значимых для макрорегиона институтов развития и проектных решений, основанных на государственно-частном партнерстве, как особые экономические зоны, Корпорация развития Северного Кавказа, ОАО «Курорты Северного Кавказа» являются необходимым императивом для реализации стратегических задач. При этом актуальной становится концепция обеспечения безопасности туризма, поскольку эта проблема волнует всех. Большое внимание в государственных программах уделено транспортной инфраструктуре, в которую уже вкладываются солидные средства.

В настоящее время главной целью инновационного развития региона и роста его инвестиционной привлекательности является обеспечение условий

для опережающего развития реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, создание новых рабочих мест, а также повышение уровня жизни населения. Для решения поставленных задач и перехода на инновационный путь развития требуются формирование и развитие механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, органами гражданского общества. По мнению автора, реализация запланированных мероприятий, а также переход субъектов СКФО от политики стабилизации к политике форсированного роста должны быть осуществлены согласно концепции обоснования стратегической доктрины Северо-Кавказского региона, в рамках которой ключевыми направлениями государственной поддержки станут:

— инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточного существования субъектов СКФО;

— содействие их интеграции в национальную и мировую экономику.

Список литературы

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Дрофа, Русский язык. 2000. 1233 с.

2. Жихаревич Б.С. Регионы Северо-Кавказского федерального округа: сравнительный анализ конкурентоспособности и стратегий развития // под ред. Б.С. Жихаревича, А.Б. Крыловского. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». М.: Московский общественный научный фонд. 2010. 184 с.

3. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 N° 1485-р.

Region development strategy THE NORTH CAUCASUS REGION STRATEGIC DOCTRINE CONCEPT

Ekaterina V. KHOLOPENKOVA Abstract

The article notes that the development dynamics of the North Caucasus Federal District is nowadays positive as to investment activities in the key directions of agriculture, tourism, sanatoria-and-health, electric-power, construction and logistics spheres. The formation of the North Caucasus region strategic doctrine is a necessary imperative to stabilize the economic and social situation in the area. The author comes to the conclusion that the integrated actions within the created doctrines of the subjects of the North Caucasus Federal District will allow investments attracting and business susceptibility to innovation developing. All this will improve the economic climate in the region.

Keywords: strategic doctrine, North Caucasus region, strategic planning, public administration, investment

References

1. Efremova T.F. Novyi slovar ' russkogo iazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel 'nyi [A new dictionary of

the Russian language. Lexicon and word-formation]. Moscow, Drofa, Russkii iazyk Publ., 2000, 1233 p.

2. Zhikharevich B.S. Regiony Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga: sravnitel'nyi analiz konkurent-osposobnosti i strategii razvitiia [Regions of North Caucasus Federal District: comparative analysis of competitiveness and development strategy]. Moscow, Moskovskii obshchestvennyi nauchnyi fond Publ., 2010, 184 p.

3. Executive Order of the Government of the Russian Federation "Strategy of the social and economic development of the North Caucasus Federal District till 2025" of September 06, 2010 № 1485-r.

Ekaterina V. KHOLOPENKOVA

Russian State University of Trade and Economics, Moscow, Russian Federation eholopenkova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.