Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ НЕПОВИНОВЕНИЯ В КОРАНЕ'

КОНЦЕПЦИЯ НЕПОВИНОВЕНИЯ В КОРАНЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Коран / неповиновение / Бог / Мухаммад / посланник / пророк / сура / аят. / Quran / disobedience / God / Muhammad / messenger / prophet / surah / verse.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уманская А.В.

В современной арабистике Коран является одной из центральных тем для написания научных и исследовательских работ. Многие из них посвящены изучению его структуры, лексики, толкованию отдельных сур и аятов. Спектр выбора темы для работы крайне широк. Статья представляет собой краткое содержание исследования, посвященного анализу концепции неповиновения в Коране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISOBEDIENCE IN THE QURAN

In modern Arabic studies, the Quran is one of the central topics for writing scientific and research papers. Many of them are devoted to the study of its structure, vocabulary, interpretation of individual surahs and verses. The range of choice of topics for work is extremely wide. The article is a summary of the research devoted to the analysis of the concept of disobedience in the Quran.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ НЕПОВИНОВЕНИЯ В КОРАНЕ»

Thirdly, the topic devoted to conceptual metaphor is complicated by the fact that in fact almost any word can be attributed to a concept, and there are hundreds of thousands of words in the language. That is, this topic has precisely an endless character, and presupposes the repetition and uniformity of such works. It is more important to deal with key, central topics of linguistics. Despite its limitations, this study has shed light on current trends in the study of Cognitive Linguistics, and we hope it will become a valuable resource for researchers in the areas of sign languages, conceptual metaphor, cognitive linguistics, and gestures.

References

1. Alan Cienki. Cognitive Linguistics, gesture studies, and multimodal communication. Cognitive Linguistics; 27(4): 603-618 (2016)

2. Anna-Lena Nilsson. Embodying metaphors: Signed language interpreters at work. Cognitive Linguistics; 27(1): 35-65 (2016)

3. Croft, William; Cruse, Alan. Cognitive Linguistics. Cambridge University Press. ISBN 978-0511-80386-4 (2004)

4. Dirk Geeraerts and Hubert Cuyckens. The Oxford Handbook of Cognitive Linguistics. (www.oxfordhandbooks.com). 1-21 (2021)

5. Greenwood, John D. (1999). Understanding the 'cognitive revolution' in psychology. Journal of the History of the Behavioral Sciences. 35 (1): 1-22.

6. Kasper I. Kok and Alan Cienki. Cognitive Grammar and gesture: Points of convergence, advances and challenges. Cognitive Linguistics; 27(1): 67-100.

7. Lakoff G, Johnson M. (1980). Metaphors We Live by. Chicago: University of Chicago Press. 242 (2016)

8. Lakoff G. Women, Fire, and Dangerous Things: What Categories Reveal About the Mind. Chicago: University of Chicago Press. 614 (1987)

9. Laura Ruth-Hirrel and Sherman Wilcox. Speech-gesture constructions in cognitive grammar: The case of beats and points. Cognitive Linguistics; 29(3): 453-493 (2018)

10. Reka Benczes and Bence Sagvari. Where metaphors really come from: Social factors as contextual influence in Hungarian teenagers' metaphorical conceptualizations of life. Cognitive Linguistics"; 29 (1): 121-154 (2018)

11. Robinson, Peter. Handbook of Cognitive Linguistics and Second Language Acquisition. Routledge. pp. 3-8 (2008)

12. Ronald W. Langacker. Foundations of Cognitive Grammar: Theoretical prerequisites. Stanford University Press. 540 (1987)

13. Terry Janzen. Shared spaces, shared mind: Connecting past and present viewpoints in American Sign Language narratives. Cognitive Linguistics; 30(2): 253-279 (2019)

14. Tuomas Huumo. The grammar of temporal motion: A Cognitive Grammar account of motion metaphors of time. Cognitive Linguistics; 28(1): 1-43 (2017)

15. Ulrike Zeshan. Making meaning: Communication between sign language users without a shared language. Cognitive Linguistics; 26(2): 211 -260 (2015)

КОНЦЕПЦИЯ НЕПОВИНОВЕНИЯ В КОРАНЕ

Уманская А.В.

Выпускник

Российский Государственный Гуманитарный Университет DISOBEDIENCE IN THE QURAN

Umanskaya A.

Graduate

Russian State University for the Humanities

Аннотация

В современной арабистике Коран является одной из центральных тем для написания научных и исследовательских работ. Многие из них посвящены изучению его структуры, лексики, толкованию отдельных сур и аятов. Спектр выбора темы для работы крайне широк. Статья представляет собой краткое содержание исследования, посвященного анализу концепции неповиновения в Коране. Abstract

In modern Arabic studies, the Quran is one of the central topics for writing scientific and research papers. Many of them are devoted to the study of its structure, vocabulary, interpretation of individual surahs and verses. The range of choice of topics for work is extremely wide. The article is a summary of the research devoted to the analysis of the concept of disobedience in the Quran.

Ключевые слова: Коран, неповиновение, Бог, Мухаммад, посланник, пророк, сура, аят. Keywords: Quran, disobedience, God, Muhammad, messenger, prophet, surah, verse.

Введение

Исследования Корана представляют особый интерес, как для отечественной, так и для зарубежной науки ввиду особого положения, которое занимает Коран в арабском литературном каноне. За последнее время в изучении Корана произошел значительный прорыв в подходе и методологии исследования. Однако до сих пор не существует критического издания текста Корана, нет свободного доступа ко многим важным источникам, нет ясного представления о культурном, лингвистическом, историческом контексте появления этого памятника. Несмотря на то, что в последние годы стали появляться современные лексикографические пособия, ученые по-прежнему вынуждены использовать источники, в основе которых лежит арабская лексикографическая и экзегетическая традиция. В настоящее время все еще имеет место проблема изучения идиоматики Корана и системы взглядов, отраженных в нем. Поэтому вопросы, связанные с исследованием Корана, не теряют актуальность в современной науке.

Основная информация о Коране

Коран — священное писание ислама. Общепринятая точка зрения состоит в том, что слово «коран» (qur'an) означает «декламация» или «чтение» и отражает веру в то, что это слово Бога, а не пророка, который его произнес. Хотя Коран был ниспослан в седьмом веке, мусульмане верят, что он представляет собой находящееся вне времени слово Божье, ниспосланное на арабском языке через последнего посланника Бога, Мухаммада. Мусульмане-сунниты, (примерно 85 процентов мусульманского населения мира) считают, что Коран не создан; подобно Богу, чьей речью он является, он существовал всегда. В Коране семьдесят раз используется термин «коран», иногда по смыслу обозначающий «чтение», но чаще относящийся к откровению. Мусульмане часто называют Коран словом «книга» (al-kitab), также обычно используют в словосочетании с ним такие эпитеты, как «благородный» (al-qur'anal-karlm), «славный» (al-qur'anal-majid).

Коран состоит из 114 глав, называемых сурами (süra), расположенных от более длинных к более коротким. Каждая глава разделена на стихи — аяты (aya), общее число которых составляет от 6204 до 6236, в зависимости от вариантов подсчета. Эти стихотворные деления не всегда соответствуют смыслу текста, но, как правило, связаны со структурой рифмы отдельных сегментов текста. Двадцать девять сур начинаются с сочетаний букв арабского алфавита, а также с одиночных букв, например с буквы «Q» (qaf) начинается сура 50, с буквы «N» (nün) сура 68. Что это значит неизвестно как традиционной мусульманской, так и современной науке. Также перед каждой сурой, за исключением суры 9, стоит басмала (basmala) — слова «Во имя Бога, Милостивого, Милосердного». Текст в том виде, в каком он существует сегодня, имеет как арабские согласные, так и гласные в соответствии со стандартной системой обозначений, а также

множество других знаков, связанных с декламацией и разделением стихов. Однако ранние рукописи Корана, датируемые восьмым и девятым веками, содержат только согласные формы арабского письма, и даже они часто находятся в очень рудиментарной форме по сравнению с текстом, который мы знаем сегодня.

Хронологический порядок, в котором были прочитаны суры, определяется на основе как достоверных свидетельств, так и традиционной литературы, касающейся обстоятельств откровения (asbabal-nuzul). Хотя не все ученые согласны с точной датировкой ниспослания всех аятов Корана, существует общее согласие в том, что примерно девяносто сур были прочитаны в более ранний период откровения, в то время, когда Мухаммад и его община жили в Мекке. Остальные суры были дарованы после эмиграции (hijra) в Медину (622 год). Соответственно, ученые часто называют главы мекканскими или мединскими. Первые, как правило, короче (и поэтому помещаются в конце Корана), поэтичны по форме, страстны по тону и характеризуются отсылками к монотеистическим идеям: славе, силе, милосердию и справедливости Бога, необходимости подчинения воле Бога, чтобы достичь великих наград, обещанных в следующей жизни, и избежать божественного возмездия. Мединские суры, как правило, длиннее (поэтому встречаются в начале Корана), более прозаичны по форме и касаются более практических вопросов, таких как брак и наследование.

Виды неповиновения в Коране Неповиновение Богу

Точкой отсчета для развития всех тем в Коране является фигура Бога (Allah). Он всемогущий и всемилостивый, Бог создал мир для блага своих созданий, ниспослал им откровения, чтобы направить их по жизненному пути, наиболее подходящему для них, дал им закон, по которому они должны жить, и который достиг своего совершенства и завершения в исламе. Он приведет к концу мира в известное только ему время, когда все будут судимы строго в соответствии с их делами.

В суре 20, аяты 7-8, Коран гласит: «Будь громким в своей речи, но, несомненно, Он знает тайны и то, что еще более скрыто. Боже, нет бога, кроме Него, у Него самые красивые имена». Это акцент на уникальности Бога, на том, что Он — единственный существующий бог.

Что касается евреев и христиан, то в Коране в суре 9, аят 30 говорится следующее: «Иудеи говорят: «Ездра — сын Божий»; христиане говорят: «Христос — сын Божий». Вот что они говорят своими устами, соглашаясь с неверующими до них. Пусть Бог даст им отпор! Как они отвращены от истины!». Хотя точная ссылка на обвинение в том, что Ездра, по мнению евреев, является сыном Божьим, никогда не была явно выражена, общий акцент в отрывке на ассоциации простых смертных с Богом достаточно очевиден. Что касается Иисуса, то во всем Коране прослеживается четкое осуждение его божественного сыновства, и, хотя он назы-

вается аль-Масих (al-Maslh), Мессия, это представлено только как его имя, а не как указание на его функции или статус.

Относительно политеистических верований в Коране 6:100-102 говорится: «Они поставили джиннов в союзники Богу, хотя Он и создал их, они вменили Ему сыновей и дочерей без всякого ведома, слава Ему! Возвышен Он над всем, что они описывают! Создатель неба и земли, как Он может иметь сына, если у Него нет супруги, и Он создал все, и у Него есть знание обо всем? Таков Бог, ваш Господь; нет бога, кроме Него, творца всего, так служите же Ему, ибо Он — попечитель над всем». Ссылка на джиннов дана, чтобы возразить против рассмотрения их как обладающих какой-либо божественной силой (как, по-видимому, думали мно-гобожники), но их существование вполне очевидно принимается. Наряду с ангелами и человечеством, джинны рассматриваются как часть творения, но существующая в другом измерении. Сотворение человечества из глины (Коран 15:26, 55:14) аналогично сотворению джиннов из огня (Коран 15:27, 55:15). Вера в то, что ангелы были созданы из света, является устойчивой традицией в исламе, но на самом деле не упоминается в Коране. В целом, каждая часть творения Бога имеет собственную сферу и особые обязанности в своих отношениях с Богом.

• 2:61 (58)

Израильтянам ниспосылалась однообразная пища каждый день, однако им захотелось попробовать чего-то нового и вот они просят Моисея, чтобы он попросил у Бога для них новой пищи. ¡Г.. Ц ^ и! Р.а12 ^с ."¡и ¿3 Ц

¿¡12 ^Ц!". Ц-и^с. Ц-л^а. Ц^АЗ Ц-^1 ¿4 —1-" 1*! -'.. 14 (а 1."4 1)а.А1".За, (У..'^'

Вот однажды вы сказали: «О, Моисей, мы не сможем вынести одну и ту же пищу каждый день, попроси за нас своего Господа, чтобы он дал нам то, что производит земля: траву, огурцы, чеснок, чечевицу, лук». Он сказал: «Неужели вы обменяете то, что лучше на то, что хуже? Идите в любой город, воистину там есть для вас все, что вы хотите». Постигли их унижение и несчастье. Испытали они гнев Божий за то, что не верили в знамения Бога и несправедливо убивали пророков. Все потому, что они не повиновались и проявляли враждебность.

Неповиновение посланнику ^ • ^ 58:8 (9) ^ > ^ >

и! ¿с ¿¡¿Й у!) .

Е¿¡^Ьи ¿0)1 V) у? ^

Разве ты не видел, что те, кому запрещено вести тайные беседы, возвращаются к тому, что им запрещено и тайно разговаривают о том, что грешно, враждебно и непослушно посланнику. Когда они приходят к тебе, они приветствуют тебя словами, которые Бог никогда не использовал, чтобы приветствовать тебя, и говорят про себя: «Почему Бог не

наказывает нас за то, что мы говорим?». Достаточно с них Геенны, они будут гореть в ней, ох, как ужасна их учесть!

Неповиновение Богу и посланнику 49:7 (7)

j.aVI ¿л JJJS yi ffijhj " ¿oil JJIUJ j! tjAifttj ^ ji£3t ¿Lul ä j ji jj J-AJVI p^! uli ¿it ¿SJj ¿jAuitj3t liSj-Sjl E ¿Utütj

И знайте, что среди вас есть посланник Бога, если он повинуется вашим желанием, то вы будете в тяжелом состоянии. Но Бог привил вам любовь к вере и представил в лучшем виде в ваших сердцах, он сделал неверие, прелюбодеяние и непослушание (Богу и посланнику) ненавистным для вас. Такие люди идут верным путем.

Неповиновение иным лицам

• 18:69 (69)

История о том, как Бог упрекает Моисея за то, что тот утверждает, что он самый знающий из людей, и как Бог говорит ему, что у него есть раб, который обладает большим и более эзотерическим знанием, чем кто-либо другой. Моисей отправляется на поиски этого человека. В пассаже представлен фрагмент диалога Моисея с неназванным персонажем.

iü ^t^ft! V j IjA-a ält fUä j ^jWll Ii JlS

Моисей сказал: «Если пожелает Бог, то найдешь ты меня терпеливым, и я не ослушаюсь твоего приказа».

В целом, неповиновение в Коране, в первую очередь, связано с Богом. Большая часть аятов относится к этой подгруппе. Бог — высшая сила в исламе, за таким неповиновением следует высшее наказание. Во вторую подгруппу входят аяты, в которых представлено неповиновение посланнику. Такой тип неповиновения также является не просто провинностью и приравнивается к совершению греха. К третьей категории аятов входят те, в которых одновременно упоминается неповиновение как Богу, так и пророку. Таких аятов значительно меньше, чем из предыдущих двух подгрупп, и они выделены в отдельный тип неповиновения, чтобы еще раз доказать тот факт, что Бог и посланник — главные концепты ислама. К четвертой группе причислен всего один аят, в котором представлено обычное непослушание, не связанное с Богом или пророком.

Список литературы

1. Abdel Haleem. — The Qur an a New Translation by M.A.S. Abdel Haleem, Oxford University Press, 2005. — P.150-183.

2. Andrew Rippin. — The Blackwell Companion to The Qur'an, Oxford, 2006. — P.223-270.

3. Arne A. Ambross, Stephan Prochazka. — A Concise Dictionary of Koranic Arabic, Reichert Verlag Wiesbaden, 2004. — P. 45-77.

4. Der Koran, Kommentar und Konkordanz von Rudi Paret, 1977. — P.23-60.

5. Der Koran, Übersetzung von Rudi Paret, 1979. — P.56-100.

6. Elsaid M. Badawi, Muhammad Abdel Haleem. — Arabic English dictionary of Quranic usage Badawi, Leiden, Boston, 2008. — P.120-156.

7. Encyclopaedia of the Qur an, Jane Dammen Mc Auliffe. —Georgetown University, Washington DC, 2001ff. — P.34-89.

8. The Quranic Arabic Corpus https://cor-pus.quran.com

9. Theodor Nöldeke, Friedrich Schwally, Gotthelf Bergsträßer, Otto Pretzl. — The History of the Qur an, Brill, Boston, 2013. — P.50-145.

10. Электронная библиотека тафсиров URL: http ://www. altafsir. com

РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО Н.С. ЛЕСКОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60-Х

ГОДОВ XIX ВЕКА

Филимонова Н.Ю.

Волгоградский государственный технический университет. Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка

EARLY WORKS OF N.S. LESKOV IN THE CONTEXT OF RUSSIAN LITERATURE OF THE 60S OF

THE XIX CENTURY

Filimonova N.

Volgograd State Technical University, Candidate of Philology, Associate Professor

Аннотация

Вопреки традиционному мнению об обособленности Н.С.Лескова от писателей-современников, автор рассматривает его раннее творчество в контексте литературы 60-х годов XIX века. Сопоставление его ранних произведений с творчеством писателей-шестидесятнков показывает общность ряда проблем и вопросов, которые Лесков и его современники решали, учитывая потребность времени, и доказывает, что Лесков уже в начале своего творчества творил в русле передовой литературы.

Abstract

Contrary to the traditional opinion about the isolation of N.S. Leskov from his contemporaries, the article examines the early work of the writer in the context of the literature of the 60s of the XIX century. A comparison of Leskov's early works with the work of writers of this period shows the commonality of the problems and issues that Leskov and his contemporaries solved. This proves that Leskov, already at the beginning of his work, worked in line with advanced literature.

Ключевые слова: литературный контекст, беллетристика, писатели-шестидесятники, изображение народа, духовное раскрепощение личности, народный характер.

Keywords: literary context, fiction, writers of the sixties, the image of the people, spiritual emancipation of the individual, folk character.

В начале 1860-х годов состоялся дебют Н.С.Лескова и целой группы молодых беллетристов (Ф.М.Решетников, Н.В.Успенский, В.А.Слепцов, А.К.Левитов и др.).

Идейные позиции писателей-шестидесятников не были близки Лескову, но вместе с ними он пытался решать идейно-художественные задачи, поставленные перед ними эпохой.

Разные по степени дарования и творческой манере, с разной степенью мастерства молодые писатели обратились к изображению крестьянской жизни и народного характера, что было в данный период первоочередной задачей литературы.

Лесков не принимал склонность писателей-шестидесятников к односторонне-негативному изображению крестьянства. Впрочем, нужно иметь в виду, что была объективная необходимость в беспощадном разоблачении недостатков мужика. Так, например, Н.В.Успенский, исследуя тяжёлую жизнь народа, анализируя важнейшие проблемы крестьянской деревни, не только протестовал против существующего порядка, но и стремился в

своих очерках рассказать мужику горькую правду о нём самом, чтобы пробудить его сознание и подготовить к будущей борьбе.

Ту же цель преследовал и А.К. Левитов, который писал о невыносимых условиях жизни крестьян, об их темноте, забитости, невежестве и пассивности, обо всём, что было типичным для жизни послереформеиной деревни. Левитов показывает разобщённость, злобу крестьян, пьянство с жестокими, безобразными драками. Три сборника его «Степных очерков» - это горькая правда о жизни деревни.

Не менее несчастны и герои В.А.Слепцова, и нежизнеспособные подлиповцы Ф.М.Решетникова.

Следует заметить, что как бы ни был Лесков резок и пристрастен в оценке демократической беллетристики, будучи реалистом, он и caм, повинуясь требованиям времени, беспощадно изображал крестьянскую среду и темную повседневность деревни. С болью в сердце он писал о дикости, жестокости и варварстве русских мужиков. Тёмные и суеверные, они склонны принять самый нелепый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.