МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Концепция «мягкой силы» во внешней политике Китая и России: особенности и перспективы
Лю Цзя,
аспирант кафедры политологии Казанского Федерального
университета
E-mail: wwitty@yandex.ru
В статье рассматривается особенности и перспективы применения «мягкой силы» в политике России и Китая. Показано, «мягкая сила» России и Китая основывается на богатом культурном наследии, экономическом влиянии, гуманитарных миссиях, а также влиянии средств массовой информации и образовательных систем. Выявлено, что в обоих государствах средства массовой информации играют ключевую роль в формировании общественного мнения, распространении информации о внешней политике и поддержке национальной идентичности. Сделан вывод о том, что перспективными направлениями использования политики «мягкой силы» в России и Китае являются усиление экономического влияния, развитие культурных программ, расширение международной помощи и гуманитарной деятельности с целью формирования позитивного восприятия проводимой политики и защиты своих интересов в сфере международных отношений. Развитие средств массовой информации и в России, и в Китае выступает одним из приоритетных направлений реализации концепции «мягкой силы», где странам необходимо стремиться к достижению баланса между свободой информации, обеспечением общественной стабильности и государственной безопасности.
Ключевые слова: концепция мягкой силы, мягкая сила, национальные интересы, внешняя политика, Россия, Китай.
Введение
Концепция мягкой силы во внешней политике подразумевает применение ненасильственных методов и инструментов достижения геополитических и дипломатических целей. В отличие от традиционной «жесткой силы», которая воплощается в применении военной мощи и экономического давления, «мягкая сила» основана на убеждающей силе идеалов, культуры, политической системы, экономики и дипломатического влияния государства [11].
Глобализация, цифровизация мировой экономики, снижение эффективности «жесткой силы», а также растущее влияние средств массовой информации (СМИ) и общественного мнения в политических процессах обуславливают высокую значимость применения «мягкой силы» во внешней политике с целью достижения геополитических целей. В современных условиях авторитет суверенных государств во многом определяется их способностью экспортировать собственные культурные ценности и национальные идеи [6]. Следовательно, роль «мягкой силы» во внешней политике характеризуется тенденцией к усилению, а исследование ограничений данной политики имеет теоретическую значимость.
Анализ особенностей использования концепции «мягкой силы» во внешней политике России и Китая представляет актуальную тему исследования, поскольку оба государства обладают сильным экономическим и политическим влиянием, а также активно взаимодействуют с другими странами посредством использования «мягкой силы», оказывая влияние на их политику, экономику, культуру и общественное мнение.
Целью статьи является анализ особенностей и перспектив применения политики «мягкой силы» в продвижении национальных интересов на примере России и Китая.
<п
I_
CJ
Обзор литературы
Сущность и особенности применения концепции «мягкой силы» как инструмента внешней политики рассматриваются в научных статьях современных авторов: И.Е. Браж-никовой, А.Э. Джанаевой, Е.В. Кузнецовой, О.Ю. Шибар-шиной и Т.А. Грачевой и др.
И.Е. Бражникова рассматривает сущность понятий «мягкой силы» и «жесткой силы», которые отражают разные методы и инструменты, используемые современными государствами для защиты своих интересов в сфере международных отношений. «Мягкая сила» основывается на влиянии культуры, политики, экономики, образования и других факторов. «Мягкая сила» убеждает, вдохновляет и устанавливает нормы и идеалы, необходимые для достижения внешнеполитических целей. «Жесткая сила» основывается на военной мощи, экономическом давлении, санкциях, блокадах и других формах физического воздействия. Она часто используется в ситуациях, когда дипломатические и мягкие методы
не дают желаемых результатов или возникают прямые угрозы государственной безопасности [1].
Согласно подходу А.Э. Джанаевой, во внешней политике большинства современных государств наблюдаются компоненты силового и несилового влияния, то есть «мягкая сила» и «жесткая сила» используются совместно в зависимости от конкретных обстоятельств и целей. Эффективная внешнеполитическая стратегия может включать и использование «мягкой силы» для создания благоприятных условий, привлечения союзников и создания влияния, а также при необходимости применение жесткой силы для защиты интересов и обеспечения безопасности своей страны [4]. Однако, с точки зрения О.Ю. Шибар-шиной и Т.А. Грачевой, результаты экономического развития современных государств в условиях глобализации и цифровизации во многом зависят от имиджа, то есть от эффективности использования политики «мягкой силы» в контексте международных отношений [3; 9].
В статье Е.В. Кузнецовой рассматриваются особенности использования «мягкой силы» в России и Китае. Показано, что особенностью китайской политики является акцентирование на деятельности государственных организаций, а негосударственные организации, не имеющие устойчивых связей с системой государственных органов, исключаются из данного процесса. В Китае Министерство культуры и туризма, Министерство информации, а также Министерство национального образования играют важную роль в планировании и реализации культурных и информационных программ, проведении культурных мероприятий и развитии туризма [6].
В России основные функции «мягкой силы» исполняются преимущественно государственными организациями, которые активно привлекают культурных деятелей, академических и научных работников, представителей бизнес-сообщества и дипломатов для реализации геополитических целей. Примерами таких организаций могут служить Россотрудничество, Российский культурный центр, Российский фонд прямых инвестиций и дипломатические представительства. Однако наряду с государственными организациями, в России некоммерческие организации, такие как культурные фонды, вузы, а также бизнес-сообщество, могут участвовать в культурном, образовательном и экономическом обмене [6].
Согласно материалам, опубликованным The Economist, большая часть «мягкой силы» возникает из общественных сил, неподконтрольных правительству, таких как отдельные лица, гражданское общество и частный сектор. Однако в Китае внешнеполитическая экспансия входит в противоречие с системой государственного устройства, основанной на всепроникающем государственном контроле [10]. C. Walken в своей статье, опубликованной в журнале Foreign Policy, указывает на то, что и Россия, и Китай не могут в полной мере реализовать потенциал «мягкой силы» во внешней политике, поскольку высокая степень контроля над гражданским обществом и наличие контроля над средствами массовой информации (СМИ) ограничивают возможности обмена культурой и идеями, создают преграды для эффективной дипломатии, а также для независимой информационной деятельности и распространения информации о стране [12].
Анализ научных статей и материалов СМИ показал, что несмотря на обширные возможности использования «мягкой силы», в условиях контроля над информационным пространством потенциал данной политики в России и Китае не реализован. Следовательно, теоретическую и практическую значимость приобретают исследования, направленные на поиск путей повышения эффективности политики «мягкой силы».
Результаты и обсуждение
«Мягкая сила» позволяет государству добиваться собственных целей на основе собственной привлекательности, симпатии, а также добровольного участия в отличие от «жесткой силы», предполагающей достижение государственных целей через механизмы агрессивного принуждения, такие как война или санкции. На рисунке 1 представлены основные элементы политики «мягкой силы», а именно: культурная дипломатия, экономическое влияние, международная помощь и гуманитарная деятельность, образование и обмен культурными ценностями, медиа и информационное пространство.
Культурная дипломатия
Экономическая мощь
Международная помощь и гуманитарная деятельность
Образование и обмен культурой
Медиа и информационно е пространство
•Популяризация культуры, искусства, языка, образования и ценностей страны с целью усиления влияния на другие государства
•Использование экономических инструментов, таких как инвестиции, торговля, помощь в развитии и финансовая поддержка для достижения политических целей и повышения влиятельности государства_
•Оказание помощи в различных формах, таких как гуманитарная помощь и помощь в кризисных ситуациях с целью улучшения имиджа государства на внешнеполитической арене
•Использование программ академического обмена и студентческих для создания позитивного восприятия страны
•Использование средств массовой информации, социальных сетей и других коммуникационных платформ для формирования общественного мнения
Рис. 1. Основные элементы концепции «мягкой силы» Источник: составлено автором по данным [1; 3; 4].
Китай и Россия активно применяют «мягкую силу» в своей внешнеполитической деятельности. Китай активно продвигает свою культуру и экономическое влияние, стремясь к международной репутации и признанию своего лидерства. Россия, помимо культурных и экономических аспектов, уделяет большее внимание поддержке своих политических интересов и укреплению своей геополитической позиции.
Для того, чтобы определить особенности применения «мягкой силы» в России и Китае, необходимо произвести сравнительный анализ основным элементам данной концепции. Результаты анализа представлены в таблице 1. Показано, что и Россия, и Китай обладают значительным экономическим влиянием, придают важность собственному культурному наследию, распространяя его в мире, а также участвуют в гуманитарной деятельности, предоставляя помощь странам в кризисных ситуациях.
Проведенный анализ позволяет выявить отличительные особенности применения «мягкой силы» Россией и Китаем. Так, можно прийти к выводу, что в основе культурной дипломатии Китая находится привлечение иностранных студентов для обучения в китайских университетах, повышение квалификации преподавателей и усовершенствование методик преподавания, а также финансируемые языковые стажировки [6]. Россия также предлагает образовательные программы для международного обмена, но фокус внимания реализуемой политики смещен на распространение русского культурного наследия и произведений искусства. Например, по линии Россотрудничества в Китае проводятся выставки детского творчества, акция «Бессмертный полк» в Пекине, День славянской письменности и культуры и др. [8].
Китай и Россия во внешней политике по-разному подходят к организации медиа и информационного пространства. Китай стремится укрепить свое присутствие в интернете и социальных сетях, одновременно контро-
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
"О
=Е СГ
лируя и фильтруя информацию, предоставляемую внутренними источниками. Россия активно развивает медиа, однако акцент делается на телевидение и тради-
ционные формы информационного воздействия. Сравнение роли и влияния средств массовой информации в России и Китае представлено в таблице 2.
Таблица 1. Особенности реализации «мягкой силы» во внешней политике Китая и России
Элемент «мягкой силы» Характеристика политики России Характеристика политики Китая
Культурная дипломатия Богатое культурное наследие России является инструментом культурной дипломатии: русская литература, классическая музыка, балет, театр и живопись широко признаны и пользуются популярностью во многих странах мира Богатое культурное наследие Китая выступает инструментом культурной дипломатии: китайская культура, включая китайскую литературу, искусство, кухню, традиции и язык, привлекает внимание международного сообщества
Экономическая мощь Россия входит в число крупнейших мировых экономик и обладает значительными запасами нефти и газа. Ресурсная обеспеченность России позволяет оказывать значительное на другие государства в сфере международной торговли Экономика Китая является второй по величине в мире. Китай, выступая в роли крупного экспортера, активно развивает торговые отношения с другими странами и инвестирует в различные отрасли по всему миру. Экономическая мощь Китая способствует достижению высокой влиятельности на международной арене
Международная помощь и гуманитарная деятельность Россия оказывает поддержку странам в кризисных ситуациях, отправляет гуманитарные конвои, предоставляет медицинскую помощь и помощь при стихийных бедствиях, что позволяет улучшить образ России и усилить позиции в международном сообществе Китай предоставляет помощь развивающимся странам в борьбе с бедностью и стихийными бедствиями, отправляет медицинские миссии, активно участвует в международных инициативах, таких как «Один пояс, один путь», что позволяет ему улучшить свою репутацию и усилить геополитическое влияние
Образование и обмен культурой Россия предлагает образовательные программы для иностранных студентов, активно поддерживает международный обмен студентами и учеными, что способствует распространению русской культуры, языка и ценностей в других странах Китай активно развивает образовательные программы для обучения иностранных студентов в китайских университетах, что позволяет распространить китайскую культуру и язык, а также улучшить дипломатические отношения с другими странами
Медиа и информационное пространство Российские медиа, включая телевидение, радио и онлайн-платформы, являются важными инструментами мягкой силы. Они распространяют российскую точку зрения и информацию о событиях в России и в мире. Российские медиа также активно используются для пропаганды российской культуры, идеологии и политики Китай активно развивает свои медиа и информационное пространство. Китайские государственные и независимые медиа предоставляют информацию о китайской культуре, развитии страны и мировых событиях. Китай также усиливает свое присутствие в сфере социальных сетей и интернета, привлекая аудиторию со всего мира
Источник: составлено по данным [2; 6; 10; 12].
Таблица 2. Роль и влияние СМИ в России и Китае
Признак сравнения Россия Китай
Государственный контроль Государство имеет существенное влияние на СМИ, особенно на телевидение, которое является основным источником информации для большинства населения. Государственные СМИ отражают официальную позицию Правительства России и представляют единую точку зрения на международные события В Китае государственный контроль над СМИ является прочным, а СМИ тесно связаны с Правительством и Коммунистической партией Китая. Государственные СМИ стремятся поддерживать официальную линию и представлять позицию правительства
Альтернативные и независимые медиа В медиа пространстве России существуют альтернативные независимые СМИ, которые критически относятся к внутренней и внешней политике. Независимые СМИ обеспечивают разнообразие мнений и предоставляют возможности для обсуждения вопросов, связанных с внешней политикой России Китай активно развивает свое присутствие в сфере интернета и социальных сетей. Однако правительство строго контролирует информацию и применяет цензуру для ограничения доступа к некоторым запрещенным веб-ресурсам и социальным сетям
Источник: составлено по данным [5; 7].
Таким образом, в России и Китае средства массовой информации играют ключевую роль в формировании общественного мнения, распространении информации „ о внешней политике и поддержке национальной идентичности. Однако, влияние государства на СМИ ограничивает свободу выражения и разнообразие мнений, сэ что не позволяет в полной мере реализовать потенциал т- реализации политики «мягкой силы» и понимание внеш-аЁ неполитических действий обеих стран.
Можно предположить, что частичное ослабление государственного контроля над гражданским обществом и средствами массовой информации позволит усилить «мягкую силу» за счет свободного обмена мнениями, а также открытости и прозрачности в информационном пространстве. Необходимо отметить, что полное освобождение медиа и гражданского общества от государственного контроля может также к таким проблемам как дезинформация и угрозы кибербезопасности. В связи
с этим, необходимо достигать баланса между свободой выражения и необходимостью защиты от деструктивного влияния распространения ложной информации.
Заключение
В результате проведенного исследования были получены следующие выводы.
1. «Мягкая сила» России и Китая основывается на богатом культурном наследии обеих стран, экономическом потенциале, оказании гуманитарной помощи, а также на влиянии средств массовой информации и системы образования. Реализация политики «мягкой силы» позволяет России и Китаю усиливать свое присутствие и влияние в международном сообществе.
2. Китай в процессе реализации внешней политики стремится усилить свое присутствие в интернете и социальных сетях. Власти Китая придают большое значение цифровым коммуникациям и информационным технологиям, в связи с чем они осуществляет контроль и фильтрацию информации в медиа пространстве с целью поддержания политической стабильности и управления общественным мнением. Контроль над СМИ проявляется в использовании цензуры, блокировке некоторых зарубежных интернет-ресурсов и мониторинге социальных сетей. Россия активно развивает медиа, однако акцент делается на традиционные формы информационного воздействия, такие как телевидение и печатные издания. Российские государственные СМИ играют значительную роль в формировании публичного мнения и поддержании определенного политического курса. Вместе с тем, Россия также активно использует интернет и социальные сети, но в меньшей степени, чем Китай, и не применяет такие жесткие формы контроля и фильтрации информации.
3. Значительная часть мягкой силы возникает из общественных сил, неподконтрольных правительству, таких как отдельные лица, гражданское общество и частный сектор. Таким образом, ослабление контроля средствами массовой информации может способствовать разнообразию и свободному обмену идеями в обществе, что в конечном счете способствует формированию мнения о стране и ее ценностях. Частичное ослабление государственного контроля над гражданским обществом может привести к усилению роли независимых неправительственных организаций, ассоциаций, а также активного гражданского участия, то есть к усилению роли источников возникновения «мягкой силы».
4. Перспективами использования политики «мягкой силы» и в России, и в Китае являются усиление экономического влияния, дальнейшее развитие культурных программ, расширение международной помощи и гуманитарной деятельности с целью формирования позитивного восприятия России и Китая. Развитие медиа в России и Китае также является одним из приоритетных направлений реализации концепции «мягкой силы» и должно происходить в рамках национальных интересов и правовых норм, то есть стремиться к достижению баланса между свободой информации, а также обеспечением общественной стабильности и безопасности.
Литература
1. Бражникова И.Е. Политика «Мягкой силы». Соотношение понятий «жёсткая и мягкая сила» // Актуальные научные исследования в современном мире.
2021. № 3-5(71). С. 167-170.
2. Владимирова Д.А., Журбей Е.В., Карловская А.А.
«Мягкая сила» во внешней политике России и Ки-
тая: особенности национальных стратегий // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 1 (52). С. 123-137.
3. Грачева Т.А. Особенности использования «мягкой силы» в современном сетевом пространстве // Форум молодых ученых. 2021. № 6 (58). С. 241-243.
4. Джанаева А.Э. Национальные модели «мягкой силы»: индексы в сравнительном анализе // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 2. С. 303-309.
5. Кто владеет СМИ в России: ведущие холдинги. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bbc.com/ russian/russia/2014/07/140711_russia_media_holdings (дата обращения: 12.06.2023).
6. Кузнецова Е.В. «Мягкая сила» и национальные интересы России и Китая // Гуманитарные чтения «Свободная стихия»: материалы III Международной научно-практической конференции, Севастополь, 13-15 сентября 2018 года / ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»; под ред. Е.А. Барминой, О.А. Москаленко. Севастополь, 2018. С. 364-371.
7. Люлина А.Г., Ефименко Е.С. Интернет-цензура в современном Китае: жесткий контроль и гибкая система урегулирования // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2022. № 2. С. 175-188.
8. На территории Пекинской выставки прошла акция «Бессмертный полк». [Электронный ресурс]. -URL: https://kulturomama.ru/news/item/na-terNtorii-pekinskoy-vystavki-proshla-aktsiya-bessmertnyy-polk/ (дата обращения: 09.06.2023).
9. Шибаршина О.Ю. Концепция «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии государств // Эпоха науки. 2022. № 31. С. 177-181.
10. China is spending billions to make the world love it. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.economist. com/china/2017/03/23/china-is-spending-billions-to-make-the-world-love-it (дата обращения: 08.06.2023).
11. Kivimaki T. Soft Power and Global Governance with Chinese Characteristics // The Chinese Journal of International Politics. 2014. № 7(4). pp. 421-447.
12. Russia and China Can't Get Anyone to Like Them. [Электронный ресурс]. - URL: https://foreignpolicy. com/2022/10/06/russia-china-soft-power/ (дата обращения: 11.06.2023).
THE CONCEPT OF «SOFT POWER» IN THE FOREIGN POLICY OF CHINA AND RUSSIA: FEATURES AND PROSPECTS
Liu Jia
Kazan Federal University
The article examines the features and prospects of the use of "soft power" in the politics of Russia and China. It is shown that the "soft power" of Russia and China is based on a rich cultural heritage, economic influence, humanitarian missions, as well as the influence of mass media and educational systems. It is revealed that in both states the mass media play a key role in shaping public opinion, disseminating information about foreign policy and supporting national identity. It is concluded that the promising directions of using the policy of "soft power" in Russia and China are strengthening economic influence, developing cultural programs, expanding international aid and humanitarian activities in order to form a positive perception of the policy and protect their interests in the field of international relations. The development of mass media in both Russia and China is one of the priorities for the implementation of the concept of "soft power", where countries need to strive to achieve a balance between freedom of information, ensuring public stability and state security.
Keywords: soft power concept, soft power, national interests, foreign policy, Russia, China.
C3
о
er
IE
0
1
-1 У
-о
IE U~
References
1. Brazhnikova I.E. The policy of «Soft power». Correlation of the concepts of «hard and soft power» // Actual scientific research in the modern world. 2021. No. 3-5(71). pp. 167-170.
2. Vladimirova D.A., Zhurbey E.V., Karlovskaya A.A. «Soft power» in the foreign policy of Russia and China: features of national strategies. Regional studies. 2020. No. 1 (52). pp. 123-137.
3. Gracheva T.A. Features of the use of «soft power» in the modern network space // Forum of Young Scientists. 2021. No. 6 (58). pp. 241-243.
4. Dzhanaeva A.E. National models of «soft power»: indices in comparative analysis // Socio-humanitarian knowledge. 2020. No. 2. pp. 303-309.
5. Who owns the media in Russia: leading holdings. [electronic resource]. - URL: https://www.bbc.com/russian/rus-sia/2014/07/140711_russia_media_holdings (accessed: 12/06/2023).
6. E. Kuznetsova.V. «Soft power» and the national interests of Russia and China // Humanitarian readings "Free Element": Materials for the III Scientific and Practical International Conference, Sevastopol, September 13-15, 2018 / Sevastopol State
£7
CJ
CO
OJ
CM
z
162
University; edited by E.A. Barmina, O.A. Moskalenko. Sevastopol, 2018. pp. 364-371.
7. Lyulina A.G., Efimenko E.S. Internet censorship in modern China: strict control and flexible settlement system // Bulletin of the RUDN. Series: Universal History. 2022. No. 2. pp. 175-188.
8. The action «Immortal Regiment» was held on the territory of the Beijing Exhibition. [electronic resource]. - URL: https://kulturo-mania.ru/news/item/na-territorii-pekinskoy-vystavki-proshla-aktsiya-bessmertnyy-polk / (date of address: 19/06/2023).
9. Shibarshina O.Y. The concept of «soft power» in the foreign policy strategy of states // The age of science. 2022. No. 31. pp. 177-181.
10. China spends billions to make the world love it. [electronic resource]. - URL: https://www.economist.com/china/2017/03/23/ china-is-spending-billions-to-make-the-world-love-it (accessed: 08/06/2023).
11. Kivimyaki T. Soft power and global governance with Chinese specifics // Chinese Journal of International Politics. 2014. No. 7(4). pp. 421-447.
12. Russia and China cannot please anyone. [electronic resource]. - URL: https://foreignpolicy.com/2022/10/06/russia-china-soft-power / (accessed: 11/06/2023).