Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ "МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ" В ГЕНЕЗИСЕ РУССКОЙ МЫСЛИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

КОНЦЕПЦИЯ "МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ" В ГЕНЕЗИСЕ РУССКОЙ МЫСЛИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
492
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ" / РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР КОНЦЕПЦИИ / ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМУЛЫ "ТРЕТИЙ РИМ" / МОНАХ ФИЛОФЕЙ / Н.А. БЕРДЯЕВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Беляков Глеб Сергеевич

В статье представлен анализ развития концепции «Третий Рим» в XVI-XX вв. Автор утверждает, что смысловое наполнение формулы изменялось в зависимости от исторических условий и непосредственных идеологических установок Российского государства. Преимущественно религиозная идея монаха Филофея с течением времени стала ассоциироваться с империалистическими устремлениями России, что во многом связано с деятельностью философа Н.А. Бердяева, а также ряда других ученых конца XIX - начала XX в. Кроме того, в статье сделан вывод о перспективах политического воплощения концепции «Третий Рим» в современной России. Автор считает, что основным ограничением использования формулы в XXI в. является ее неотъемлемый религиозный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF “MOSCOW-THE THIRD ROME” IN THE GENESIS OF RUSSIAN THOUGHT: A COMPARATIVE POLITICAL ANALYSIS

The article analyses the concept of “Third Rome” in the 16-20th centuries. The author claims that the semantic content of the concept was changing depending on historical conditions and ideological attitudes of the Russian state. In the course of time the religious idea of the monk Philotheus became the synonym of Russia’s imperialist aspirations in the works of N.A. Berdyaev and other scholars of the 19-20th centuries. Besides, there is the conclusion about the use of the concept in modern Russia in the article. The author expresses opinion that the main limitation for it is the religious nature of the concept.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ "МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ" В ГЕНЕЗИСЕ РУССКОЙ МЫСЛИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ» В ГЕНЕЗИСЕ РУССКОЙ МЫСЛИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация

В статье представлен анализ развития концепции «Третий Рим» в ХУ1-ХХ вв. Автор утверждает, что смысловое наполнение формулы изменялось в зависимости от исторических условий и непосредственных идеологических установок Российского государства. Преимущественно религиозная идея монаха Филофея с течением времени стала ассоциироваться с империалистическими устремлениями России, что во многом связано с деятельностью философа Н.А. Бердяева, а также ряда других ученых конца XIX — начала XX в. Кроме того, в статье сделан вывод о перспективах политического воплощения концепции «Третий Рим» в современной России. Автор считает, что основным ограничением использования формулы в XXI в. является ее неотъемлемый религиозный характер. Ключевые слова: «Москва — Третий Рим», религиозно-политический характер концепции, эволюция формулы «Третий Рим», монах Филофей, Н.А. Бердяев.

Автор

Беляков Глеб Сергеевич

Студент 3 курса бакалавриата факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Москва, Россия

В настоящее время ввиду отсутствия официальной идеологии Российской Федерации, а следовательно, и осознанного пути развития страны наблюдается возврат к ее историческому наследию с целью поиска новых смыслов среди старых идей и установок. Все большую популярность приобретает концепция «Москва — Третий Рим», под которой часто понимается совокупность империалистических устремлений России, ее мессианской идеи, тесно переплетенной с религиозными мотивами. Однако реальное значение концепции видится несколько более сложным и неоднозначным.

Разные аспекты концепции были изучены историками XX-XXI вв. В качестве основных работ по теме мы можем отметить диссертацию исследовательницы Е.А. Бауэр «Идея "Москва — Тре-

тий Рим" в русской общественной мысли конца XV — начала XVII в.», статью А.С. Усачева «Об истории бытования идеи "Третьего Рима" в России XVI в.», в которой рассматривается распространение концепции в XVI в., и крупную монографию Н.В. Синицыной «Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.)», в рамках которой исследовательница приводит наиболее подробный анализ «Филофеева цикла». Несмотря на весомый научный вклад, авторы оставили без должного внимания процесс эволюции формулы «Третий Рим», а также ее развитие в период с XIX до начала XX в., когда, по нашему мнению, концепция и приобретает свое «современное» смысловое наполнение. Таким образом, в данной статье мы ставим перед собой следующие цели: проанализировать ход развития концепции «Третий Рим»

в ХУ1-ХХ вв., а также сформулировать вывод о перспективах ее политического воплощения в современной России.

Начало XVI в. — время складывания политических и религиозных установок дальнейшего развития Руси, воплощением которых стали произведения «Сказание о князьях владимирских» (вопросы государственности и власти царя, ведущего свою генеалогию от императора Августа) и так называемый «Филофеев цикл», где обосновывается лидерство России в православном мире, а также выстраивается идея ее становления в качестве Третьего Рима. Данные работы были созданы в условиях сложных взаимоотношений с католическим Западом, с одной стороны, и Константинополем, с другой. Так, «Филофеев цикл» становится логичным продолжением развивающейся антилатинской полемики.

Цикл состоит из трех произведений: послание монаха псковского Елеа-зарова монастыря Филофея дьяку М.Г. Мисюрю Мунехину с опровержением астрологических предсказаний Николая Булева и с изложением концепции «Третьего Рима» (около

1523-1524 гг.), послание московскому великому князю Василию Ивановичу о «Третьем Риме», обязанностях правителя, обряде крестного знамения (между

1524-1526 гг.) и сочинение «Об обидах Церкви» (30-е — начало 40-х гг.). Принадлежность второй и третьей работы непосредственно авторству Филофея признается спорной (в частности, большинство историков склоняется к тому, что последний труд написан так называемым продолжателем монаха).

Разбирая первые произведения цикла, мы можем выделить следующие аспекты: антилатинский, эсхатологический и политический. Первоначальной целью послания дьяку М.Г. Мисюрю Мунехину стало опровержение астрологических предсказаний Николая Булева1

1 Николай Булев — астролог, писатель, фактически «пропагандист» католической церкви.

о потопе 1524 г. (фактически перевод Альманаха астрологов И. Штефлера и Я. Пфлауме). Отметим, что деятельность Николая Булева укладывается в общую политику Рима по навязанию России собственных интересов: Ферре-ро-Флорентийская уния 1439 г., многочисленные посольства (в том числе миссии римского престола), попытки поставить на пост митрополита собственного кандидата. В работе Николая Булева прослеживается идея об объединении церквей и включении России в антитурецкую коалицию — подобные устремления не отвечали интересам Москвы. Многочисленные адресаты писем Булева обратились к уважаемым православным монахам для составления опровержений, и одним из таких монахов оказался Филофей.

Отбросив астрологические предсказания фразой «сия вся кощуны суть и басни» (что ярко характеризует работу как ответ на более глубокие, скрытые идеи, проводимые Николаем Булевым), Филофей сосредотачивается на полемике с точки зрения исторического и эсхатологического подхода, неизбежно входя тем самым в политическое поле, защищая самостоятельность России и ее независимость от католической Европы.

В религиозной литературе XV в. вполне устоялось мнение, что седьмое тысячелетие после основания мира должно стать последним (параллель с созданием мира за семь дней). На Русь эти идеи пришли из Византии и южнославянских государств. Конца света не произошло, но после «рокового» 1492 г. многие авторы по-прежнему обращаются к теме Апокалипсиса, утверждая, что случиться он может на протяжении всего седьмого тысячелетия. Именно данную тему затрагивает Николай Булев, предрекая потоп 1524 г.

С 1484 г. Николай Булев длительное время пребывал в России, занимаясь переводом церковных и светских книг, был придворным врачом Василия III.

В качестве контраргумента к данной идее Филофей говорит о длительном в исторической перспективе «последнем» царстве — «Третьем Риме», кончина которого не связана с конкретным годом в принципе. Таким образом, эсхатологический аспект концепции заключается в следующем: монах выдвигает альтернативную (едва ли не самому содержанию Библии) версию о дальнейшей судьбе человечества. Второе пришествие произойдет только после падения «Ромейского» христианского царства, которое после захвата Константинополя воплотилось в России. Но падение не случится никогда («ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать» [7]). Все прежние православные государства «снидошася» в России. Московский князь становится «браздо-держателем святых Божиих престол» [7], его миссия — сохранить Церковь и способствовать преодолению греха на Русской земле.

Труд «Об обидах Церкви», созданный продолжателем Филофея, уводит доктрину в несколько иную сторону. Церковь здесь предстает в качестве Церкви всеобщей, а не исключительно (или преимущественно) русской. Глобальная цель России — сохранить и распространить православие. Продолжатель Филофея говорит о многочисленных грехах, поразивших Третий Рим. В труде «Об обидах Церкви» уже нет уверенного «а четвертому [Риму] не бывать», что наполняет концепцию иным, более пессимистическим содержанием. Согласимся со словами М.Б. Плюхановой: «Условием высоты является именно указанный антино-мизм; чуть только исчезает идея греховности и непосредственности угрозы, это учение немедленно вырождается в простодушно патриотическую легенду — типа истории о новгородском белом клобуке» [6].

Таким образом, концепция «Третьего Рима» стала логичным ответом на запрос эпохи о необходимости обоснования независимости России от

католической церкви, с одной стороны, и от находящегося в глубоком кризисе Константинополя, с другой. Уже в полной мере складывается осознание исторической ответственности России как «последнего» христианского царства — сохранить православие и не погрязнуть в грехах. Сделаем вывод, что первоначальное значение концепции носило характер религиозно-политический и, несомненно, отразилось на последующем формировании идеологии Московской Руси, но ни о какой «имперской идее» речи на данном этапе идти не может.

Мы можем отметить несколько попыток использования формулы Филофея в период с XVI по XVII в. Во-первых, это включение идеи о России как Третьем Риме в Уложенную грамоту 1589 г. Патриарх Иеремия, приехавший в Москву, якобы сказал: «...твое же, о бла-гочестивыи царю, великое Росииское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде» [1. — С. 88]. Здесь мы сталкиваемся с хитрой политической игрой. Исследователь А.С. Усачев отмечает, что греческая сторона вовсе не причастна к составлению Уложенной грамоты, а слова, вложенные в уста патриарха, с большой вероятностью являются предметом творчества русских [8]. Таким образом, в Уложенной грамоте представлена попытка обоснования прав России на патриаршество посредством ее представления в качестве Третьего Рима, возглавившего православный мир.

Следующей попыткой официальной власти актуализировать формулу стала Годуновская Псалтырь (1589-1590). Именно в ней мы впервые наблюдаем добавление в концепцию слова Москва, что может говорить о желании подчеркнуть идеологическую важность столицы. Годуновская Псалтырь была распространена по монастырям, однако следующее использование несколько видоизмененной концепции старца Филофея датируется только 1653 г. — Кормчая книга. В ней, как от-

мечает Н.В. Синицына, уже нет резкой критики в отношении греков и Константинополя, что, в свою очередь, только усиливает уход от первоначальной формулы Филофея, в которой, как известно, Второй Рим представлен в качестве падшего царства [5. — С. 306]. Широкое распространение концепция не получила и на этот раз, что во многом связано с активным использованием концепции «Третий Рим» защитниками старой веры.

В старообрядческой эсхатологии «Третий Рим» приобретает символ величия дониконовской Руси, с падением которой уже ничего не мешало приходу Антихриста. В данном вопросе наиболее яркой фигурой является дьякон Федор Иванов; в работах «Послание ко всем православным об антихристе, о пророках Илье и Еносе и Иоанне Богослове», «Послание ответное к некоему другу о познании антихристовой прелести», «Послание к сыну Максиму» он активно развивал идеи продолжателя Филофея, предостерегавшего Третий Рим от грехопадения. Для дьякона Федора, жившего в XVII в., самое страшное уже произошло: Третий Рим стал «объектом приложения дьявольской воли» [5. — С. 313-317].

Таким образом, уже в XVI-XVII вв. концепция Филофея претерпела значительные изменения в смысловом отношении. Преимущественно религиозные взгляды Филофея, выраженные в формуле «Третий Рим», приобрели пессимистическую окраску в работе «О грехах Церкви»; концепция использовалась в политической борьбе за получения патриаршества в 1589 г., приобрела свою более известную форму «Москва — Третий Рим» в Годуновской Псалтыри и Кормчей, и в конце концов была воспринята деятелями старообрядчества, после чего на долгое время уходит из политического и религиозного дискурса.

Мы можем задаться вопросом: в какой момент формула «Москва — Третий Рим» стала ассоциироваться с

великодержавными устремлениями Российской империи? По нашему мнению, произошло это в XIX в. Впервые данное смысловое наполнение концепция получила в работе историка В.С. Иконникова «Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории» (1869). В.С. Иконников пишет: «...очевидное возрастание Московского княжества и его политические успехи <...> не могли остаться без известного влияния на умы современников. В такое время в России сложилась теория о преемстве ею значения Византийской империи, и потому на нее стали переносить все предсказания о величии Рима и Византии. «Все христианские царства пали, — читаем в памятниках XVI в., — и сошлись по пророческим книгам в одно царство — т.е. русское; два Рима пало, а третий стоит — Москва, но четвертому не бывать» [4. — С. 364]. В его работе концепция приобретает некоторое идеологическое звучание, представляется в качестве русского пути развития с элементами имперской идеи экспансионизма. Подобные идеи звучали и в работах Владимира Соловьева, сокрушающегося о падении Третьего Рима в известном стихотворении «Панмонголизм», а также в трудах историка И.А. Кириллова, тем не менее широкую огласку данному подходу придал крупнейший русский философ XX в. Н.А. Бердяев.

Его отношение к концепции «Москва — Третий Рим» носило весьма спорный характер. С одной стороны, философ признавал ее некоторым «идеалом» развития России, предметом устремлений русского народа, с другой, считал искаженным вариантом действительной русской идеи. Данное противоречие, на наш взгляд, является ключевым в понимании концепции «Москва — Третий Рим» как идеоло-гемы в целом. Для его решения обратимся к работам философа, в частности произведениям «Русская идея» и «Истоки и смысл русского коммунизма».

Особый русский путь, по мнению Бердяева, нашел свое отражение в концепции монаха Филофея «Москва — Третий Рим». Россия, как утверждает мыслитель, является носительницей и хранительницей истинного христианства — православия. В его сохранении, следовании христианской морали и состоит ее главная миссия. «После народа еврейского, русскому народу наиболее свойственна мессианская идея, она проходит через всю русскую историю вплоть до коммунизма» [3. — С. 12]. Падение Византии и остальных православных держав сделало Россию единственной хранительницей истинной религии. Здесь проявляется двойственность концепции. Православие подверглось жесткой национализации, сделавшись в конечном счете «русской» верой. Соответственно, Россия в глазах народа приобретает исключительное значение: русский царь — это царь над царями, московские князья ведут свой род от самого Августа и получают царские регалии из Византии, а русский народ, безусловно, избран самим Богом.

Бердяев замечает, что в сложившихся условиях трудно было избежать империалистического соблазна, он становится неотъемлемой частью мессианской идеи, тем самым извращая ее. «Мессианско-эсхатологический элемент у инока Филофея ослабляется заботой об осуществлении земного царства» [3. — С. 13]. Это и есть основная ошибка, повлекшая за собой духовный провал концепции. Фактически сам Филофей заложил в формулу элемент, извративший действительную русскую идею. Этот элемент — забота о земном царстве, развившаяся до степени этатизма, невыносимого для Бердяева. Церковь была подчинена государству, «кесарево» стало преобладать над «Божьим», проявилось рабье понимание христианства, Московское царство стало тоталитарным, в нем развилась «духота», в нем было менее всего святых. Концепция «Москва — Третий Рим» стала государственной

идеологией, способствовала росту могущества Москвы, но вместе с тем была искажена христианская миссия русского народа — то же произошло с Первым Римом и со Вторым и стало причиной их падения. Идея империализма не ушла из политического дискурса России даже в XX в., воплотившись в Третьем Интернационале — тоже священном царстве, также основанном на ортодоксальной вере (в коммунизм, который, как и православие, был «национализирован» Россией) [2. — С. 117-118].

Мы можем утверждать, что Бердяев — действительный создатель идеологемы «Москва — Третий Рим» в ее «современном» значении. Труд «Русская идея» философа стал своеобразной методичкой для анализа России иностранцами, а его понимание концепции «Москва — Третий Рим» окончательно укрепило за ней статус этатисткой и империалистической. Интересно, что взгляды самого Бердяева относительно истинной русской идеи имеют ряд пересечений с мыслями Филофея и особенно его продолжателя, создавшего труд «Об обидах Церкви», однако это тема для отдельного исследования.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: смысловое наполнение концепции «Третий Рим» менялось в зависимости от исторических условий и непосредственных идеологических установок Российского государства. Для Филофея это религиозная идея, в которой Россия представляется последним православным царством, оберегающим мир от прихода Антихриста. Монах ведет ожесточенную полемику с католическими авторами, пытающимися провести линию объединения церквей и навязывания Руси западных интересов. Продолжатель Филофея предостерегает последнее православное царство от грехопадения, он, в отличие от монаха, уже не уверен в нерушимости Третьего Рима. В XVI-XVII вв. концепция «Третьего Рима»

использовалась официальной властью для подтверждения прав России на патриаршество в Уложенной грамоте 1589 г., в Годуновской Псалтыри мы видим попытку придать концепции статус официальной идеологии, причем уже в варианте «Москва — Третий Рим», похожая позиция прослеживается и в Кормчей 1653 г. В конце концов формула была воспринята идеологами старообрядчества, после чего на долгое время пропала из русской мысли, чтобы уже в XIX — начале XX вв. быть возрожденной в качестве синонима империали-

стических устремлений России в трудах Н.А. Бердяева. Но насколько актуальна концепция в XXI в.? Теперь, когда мы выяснили, что формула «Третий Рим» претерпела несколько принципиальных изменений,данный вопрос звучит некорректно, так как требуется уточнение, о каком именно варианте идет речь. Однако во всех интерпретациях формулы «Третий Рим» есть одна общая черта, которая может стать главным препятствием для воплощения идеи в светской России XXI в., — религиозный характер концепции.

Литература

1. Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700): в 2 т. — Т. 1. — М.: ТЕРРА; Республика, 1999. — 495 с.

2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.: Наука, 1990. — 224 с.

3. Бердяев Н.А. Русская идея. — М.: Азбука-Аттикус, 2015. — 320 с.

4. Иконников В.С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. — Киев: Унив. тип., 1869. — 576 с. [В авторской редакции].

5. Синицына Н.В. Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV—XVI вв.) // Ин-т российской истории РАН. Международный семинар «Da Roma alla Terza Roma». — М.: Индрик, 1998. — 416 с.

6. ПлюхановаМ.Б. Проповедь на Торжество Православия и сочинение «Об обидах церкви»: к вопросу об экклезиологических основах учения о Третьем Риме // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. — Т. 2. — СПб., 2011. — С. 549-564.

7. Послания старца Филофея [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ИРЛИ РАН. — URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5105 (дата обращения 09.10.2020).

8. Усачев А.С. Об истории бытования идеи «Третьего Рима» в России XVI в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — М., 2015. — С. 9-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.