Научная статья на тему 'Концепция монархической власти в государстве Маджапахит в конце XIII — середине XIV вв. (на основе данных исторической поэмы «Негаракертагама»)'

Концепция монархической власти в государстве Маджапахит в конце XIII — середине XIV вв. (на основе данных исторической поэмы «Негаракертагама») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
287
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / КОНЦЕПЦИЯ МОНАРХИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ / МАДЖАПАХИТ / Г. Г. БАНДИЛЕНКО / НЕГАРАКЕРТАГАМА / G.G. BANDILENKO / THE MIDDLE AGES / CONCEPT OF MONARCHICAL POWER / MAJAPAHIT / NEGARAKERTAGAMA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фурсова Анна Андреевна

На основе разработанной Г. Г. Бандиленко теоретической базы решаются практические задачи изучения «концепции монархической власти» в истории средневекового яванского государства Маджапахит (1293-1527). Предложенная ученым схема описания применима к материалу поэмы «Негаракертагама» — уникального источника по истории этого государства, что позволило сделать определенные выводы о системе властных отношений и сакральных функций власти в Маджапахите.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF MONARCHICAL POWER IN THE JAVANESE EMPIRE OF MAJAPAHIT IN LATE 13 th — MID 14 th CENTURIES (based on the Historical Poem “Negarakertagama”)

The article contains a preliminary analysis of some aspects of the concept of monarchical power in the history of the medieval Javanese Empire of Majapahit (1293-1527). The analysis is based on the phenomenological theory by Gennadi Bandilenko, which, applied to the poem “Desawamana” (“Negarakertagama”), a unique source of the state’s history, made it possible to draw a conclusion concerning the system of power relations and sacral functions of power in Majapahit.

Текст научной работы на тему «Концепция монархической власти в государстве Маджапахит в конце XIII — середине XIV вв. (на основе данных исторической поэмы «Негаракертагама»)»

© 2012

А. А. Фурсова

КОНЦЕПЦИЯ МОНАРХИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕ МАДЖАПАХИТ В КОНЦЕ XIII — СЕРЕДИНЕ XIV ВВ. (на основе данных исторической поэмы «Негаракертагама»)

На основе разработанной Г. Г. Бандиленко теоретической базы решаются практические задачи изучения «концепции монархической власти» в истории средневекового яванского государства Маджапахит (1293-1527). Предложенная ученым схема описания применима к материалу поэмы «Негаракертагама» — уникального источника по истории этого государства, что позволило сделать определенные выводы о системе властных отношений и сакральных функций власти в Маджапахите.

Ключевые слова: средневековье, концепция монархической власти, Маджапахит, Г. Г. Бандиленко, Негаракертагама

Данная статья содержит попытку системного описания структуры властных отношений и сакральных функций власти в позднесредневековом яванском государстве Маджапахит (1293-1527) во время его расцвета и гегемонии в Нусантаре1 (конец 13 — середина 14 вв.). В основе исследования — выявление и описание важнейших особенностей восприятия и выражения высшей власти в Маджапахите.

Важность работы над проблематикой заключается в том, что концепция монархической власти и властных отношений во многом определяли специфику социально-политической, культурной и религиозной жизни в государствах древности и средневековья. Данная научная проблема важна не только для реконструкции принципов организации и отношений власти в Маджапахите, но и в контексте изучения функционирования институтов власти в различных странах ЮВА в целом.

Статья представляет ценность как опыт практического использования теории описания концепции монархической власти2 (далее — КМВ) и исследования феноменологии власти в средневековых государствах ЮВА, разработанной Г. Г. Бандиленко3, который ушел из жизни, не успев завершить эту важную для

Фурсова Анна Андреевна — аспирант кафедры истории Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии Института стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова. E-mail: fursova.anna@gmail.

1 В настоящее время термин используется для обозначения территории, включающей Индонезию, Малайзию, Бруней, Филиппины, Мадагаскар, Океанию, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Тайвань. В средневековой яванской литературе обозначал территорию, входившую состав и/или находившуюся под непосредственным контролем государства Маджапахит с центром на Яве (древнеяв. nusa — остров, antara — другой).

2 Концепция монархической власти — совокупность религиозно-мифологических представлений о власти и персоне монарха, которые культивируются и используются как идеологическое обоснование государственного порядка и как таковые составляют определённую систему. См. Бандиленко 1998, 22.

3 Геннадий Георгиевич Бандиленко — исследователь, преподаватель кафедры истории стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии Института Стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова. Внес большой вклад в изучение средневековых государств Явы, в т.ч. их скульптуры и архитектуры. Разработал методический подход к описанию института власти в средневековых государствах Явы и Нусантары.

науки тему. Статья написана в развитие основных идей, высказанных в его работе «Религиозно-идеологическая концепция монархической власти как объект систематического описания (в связи с изучением монархий Нусантары VII-ХУвв.)4». Теоретическая база для исследования КМВ представлена в составленной ученым в схеме «Феноменология КМВ и разделы её систематического описания»5, эмпирический характер которой определяется тем, что элементы схемы были выявлены в процессе работы с различными памятниками истории островной части ЮВА. Однако изучение вопроса властной идеологии в конкретном государстве требует применения данной схемы к материалу источников по истории этого государства.

Некоторые элементы системы КМВ в Маджапахите могут быть реконструированы на основе анализа исторической поэмы «Негаракертагама»6 («Дешавар-нана») — основного источника по истории данного государства. Это уникальный памятник средневековой яванской литературы, придворная поэма, описывающая время правления Хаям Вурука (тронное имя Раджасанагара, 1350-1389), при ко -тором Маджапахит достиг своего расцвета. Уникальность этого памятника заключается, прежде всего, в том, что его автор Прапанча рассказывает о событиях, современником которых он являлся. Кроме того, в нескольких песнях поэмы раскрывается ход исторических событий на Яве за полтора века, начиная с восшествия на престол первого правителя Сингасари Кен Ангрока (тронное имя Рангах Раджаса, 1222-1227) и заканчивая правлением Хаям Вурука, во время царствования которого и жил автор поэмы. Это единственный известный науке источник по истории этого государства, сохранившийся в таком большом объеме и целостном виде7.

Мы стремились на основе систематизации сообщений «Негаракертагамы» провести исследование природы и функций высшей власти в Маджапахите путем выявления и описания ее феноменологии8 — особенностей описания власти в источнике. Рассмотрение его сообщений через призму феноменологии власти в Маджапахите времен правления Хаям Вурука позволило сделать выводы о принципах организации власти, о сакральных функциях носителя власти и особенностях властных отношений.

Анализ КМВ предполагает на материале имеющихся источников описание института высшей власти в монархическом государстве через специфику двух аспектов власти — «светского и религиозного»; а также через «атрибуты власти» (то есть то, что легитимирует статус власти и особый порядок властных отношений). Далее мы увидим, что на Яве в рассматриваемое время наиболее важной функцией монархической власти была сакральная, и весь набор феноменов так или иначе связан с представлениями о сакральности власти, именно это было

4 Бандиленко 1998.

5 Бандиленко 1998, 25; 1995, 20.

6 Считаю своим приятным долгом поблагодарить С. В. Кулланду, который оказал неоценимую помощь в изучении памятника «Негаракертагама», под чьим руководством ведется работа над текстом поэмы и выполняется перевод этого важнейшего источника с древнеяванского на русский язык.

7 В переводе мы использовали следующее издание «Негаракертагамы» (далее — Nag): Pigeaud 1, 1960. Учитывались также исправления некоторых пассажей, сделанные С. Робсоном на основании вновь найденных рукописей в издании Desawamana 1995. Сообщения памятника даны в нашем переводе с древнеяванского языка.

8 Многие используемые ниже термины были предложены Г. Г. Бандиленко в названной выше статье.

особенностью властных отношений в данный период. Обеспечение сакральности власти (а не участие правителя в реальном управлении государством) было одним из необходимых условий успешного осуществления властных функций и установления эффективного государственного порядка.

Ниже представлена теория описания КМВ и на основе данных «Негаракер-тагамы» проанализированы некоторые элементы системы КМВ в Маджапахите конца XIII — сер. XIV в.

Феноменология власти. Концепцию монархической власти можно представить через её феноменологию (или набор феноменов), то есть набор сущностных черт этого понятия, в которых она находит своё выражение. В схеме Г. Г. Бандиленко «Феноменология КМВ и разделы её систематического описания» собраны и упорядочены регулярные признаки общей религиозно-идеологической модели представлений о монархической власти9.

В центре схемы КМВ — монарх и весь его род («монархический клан») как «групповой носитель монархической власти» (ГНМВ). Поскольку «Негаракертагама» полностью сфокусирована на персоне монарха, восхвалении здравствующего правителя и прославлении правящей династии, у нас появляется возможность систематизировать сложноорганизованный материал источника в соответствии с этой схемой и в структурированном виде описать феноменологию КМВ в Маджапахите10.

КМВ представлена ограниченным числом феноменов, которые составляют универсальную основу выражения монархической концепции. Г. Г. Бандиленко рассматривает феноменологию КМВ на трёх уровнях — предметном, понятийном и динамическом:

1. Феномены «предметного уровня» сводятся к понятиям атрибутов и центров монархической власти.

2. Феномены «понятийного уровня» — образные модели и понятийные кон -струкции, сводимые к категориям «пространства» и «формы». Они непосредственно связаны с феноменами «понятийного уровня».

3. Феномены «динамического уровня» — это всевозможные действия, акции, осуществляемые правителем и его родственниками, которые, прежде всего, являются выражением особого характера монархической власти, подчёркивают её специфический характер. В эпоху Сингасари-Маджапахита их можно проследить в богатом арсенале ритуальной политики двора — это и паломничество к храмовым центрам, и церемонии культа династийных предков, и церемониальные объезды основных земель и т.д. Примеры всего этого мы можем найти в «Негаракер-тагаме».

В теоретическом построении Г. Г. Бандиленко феномены «предметного уровня» представлены внутреннем квадратом схемы, феномены понятийного уровня составляют внешний квадрат, тогда как феномены динамического уровня расположены на пересечении осей, связывающих между собой феномены первого и второго уровней. В центре схемы находится фигура монарха (М) и группового носителя монархической власти (ГНМВ). Схема интересна, таким образом, тем,

9 В данной статье мы рассмотрим элементы схемы на основе материала «Негаракертагамы», перевод которой на русский язык готовится к публикации.

10 Бандиленко 1998, 25; 1995, 20.

что она дает сложное пространственное распределение связей между элементами феноменологии КМВ, предполагая горизонтальные, вертикальные и диагональные связи между ее элементами.

Анализируя КМВ в Маджапахите на основе данных «Негаракертагамы» в данной статье, мы уделим внимание только первому и второму феноменологическим уровням11, постараемся проследить существующую между ними взаимосвязь и понять, каковы основные особенности властных отношений и функций власти в интересующий нас период.

Все феномены определенным образом взаимосвязаны, поэтому только в совокупности они позволяют представить синкретическую форму обожествления власти и определяют религиозную санкцию правления, однако основными являются две феноменологические цепочки, составляющие две диагональные оси схемы. Феномены первой оси (ФМВ ^АМВ ^ М и ГНМВ ^ КРА ^ КРФ) базируются на понятии атрибутов монархической власти (АМВ) и культово-религиозных атрибутов (КРА) предметного уровня, непосредственно связанных с понятиями формовыражения монархической власти (ФМВ) и культово-религиозных форм (КРФ) на понятийном уровне. Эти феномены говорят о статусе носителя власти и о легитимирующих факторах власти. Вторая ось (ПМВ <- СЦ <- М/ГНМВ -> КРЦ -> КРП) определяется понятиями стольных центров (СЦ) и культово-религиозных центров (КРЦ) на предметном уровне, связанных с понятиями пространства монархической власти (ПМВ) и культово-религиозного пространства (КРП) на понятийном уровне. Феномены этой оси говорят о пространственно-космологических и религиозно-космологических аспектах КМВ.

Результаты анализа «Негаракертагамы»

Обратим внимание на проблемы природы и функции высшей власти в Мад-жапахите и их влияния на все стороны жизни общества на основе данных «Негаракертагамы» и постараемся понять принципы организации власти в средневековом яванском государстве. Феномены понятийного уровня являются собирательными феноменами, в основе которых лежит сочетание элементов внутреннего квадрата схемы, представленного феноменами предметного уровня. По этой причине, наиболее логичным представляется рассмотрение феноменов по следующим группам: (1) АМВ-ФМВ и (2) КРА-КРФ, принадлежащих первой оси схемы; (3) СЦ-ПМВ и (4) КРЦ-КРА, относящихся ко второй оси схемы. Такое деление является весьма условным (как упоминалось выше, все феномены взаимосвязаны между собой и в целом образуют сложные сочетания). Однако, так как наша задача в том, чтобы составить общее представление о феноменах внутреннего и внешнего квадратов схемы, в данной статье ограничимся рассмотрением вышеуказанных групп феноменов.

(1) Атрибуты монархической власти (АМВ) — Формовыражение монархической власти (ФМВ). АМВ — детерминативы и регалии власти. Это обозначения и изображения монарха и монархической власти в знаках, образах, вещах, текстах. Основу АМВ составляет то, что легитимирует статус

11 Разработка данной темы будет продолжена в процессе написания диссертационной работы, так как для целостного исследования вопроса КМВ необходимо рассмотрение феноменологии власти на всех трех уровнях в их взаимосвязи.

и сакральную избранность монархической власти12. Атрибуты монархической власти, её символика, направлены на «демонстрацию характера власти, которая рассматривалась членами общества в качестве гарантии целостности и благоденствия коллектива». ФМВ представляет АМВ на понятийном уровне, то есть говорит о статусе, выделенности носителя власти, его легитимности.

Имена и титулы как АМФ и их формовыражение. Члены правящей династии Маджапахита XIV в. (как и большинство яванцев и в те времена, и по сей день) имели несколько имён, которые они получали по достижении определённого возраста и социального положения13. Имена всегда имели огромное значение для яванцев и говорили о многом, поэтому имена правителей, наряду с титулами, были важнейшими атрибутами власти. И в «Негаракертагаме», и в «Параратоне»14 упоминается «тронное имя» Хаям Вурука — Раджасанагара, которое объединяет в себе имена его деда Кертараджасы и прадеда Кертанагары. На понятийном уровне (ФМВ) это символизирует его связь как с сингасарской, так и с маджапахитской династией. Однако чаще всего Прапанча не называет Хаям Вурука по имени, а использует специальные имена-титулы, которые применялись только по отношению к правителю, например, Sri Natha ri Wilwatik-ta15, SriParwwatanatha, Naregwara, Nrpati, SriNarendra. Для обозначения членов правящей династии Прапанча чаще всего использует их «тронные имена» или просто название той области, которой они правили, с приставкой-титулом бхре (из bhra i «правитель в»), которая является показателем того, что её носитель — правитель данной области16.

Например, полным именем правителя области Венгкер дяди Хаям Вурука Шри Виджаяраджаса было Бхре Венгкер дьях Виджаяраджаса, где дьях — родовой титул, ставившейся перед именем. Далее он зовется просто бхре Венгкер — правитель области Венгкер, а его сестра Шри Раджаса — бхре Ласем (правительница Ласема). На уровне феноменов ФМВ можно говорить о том, что присвоение титула подразумевало присвоение особого места в социальном «королевском» порядке. Высшую ступень этого «социального порядка» занимали члены правящей семьи, а также правители близлежащих регионов с их семьями (которые в период правления Хаям Вурука были родственниками правителя). Ступенью ниже стояли аристократы, носящие официальные титулы17.

Далее следовали те, кто не являлся ни членами правящей семьи, ни представителями знати, но кто достиг определённого статуса благодаря накоплению богатств. Титул человека в те времена, как объясняет К. Холл, говорил обо всём, поэтому зачастую становилось ненужным использовать личные имена. Они также начинают появляться в сопровождении с определёнными обозначениями или вместе с титулами, а могут сопровождаться санскритскими эпитетами и именами.

12 Бандиленко 1998, 26.

13 Pigeaud 1962, 138.

14 «Параратон» или «Книга царей» — историческая хроника, которая делится на главы, посвященные отдельным яванским правителям, начиная от Кен Ангрока (1222-1227), основателя государства Сингасари, до последних раджей Маджапахита конца XV в.

15 Sri Natha ri Wilwatikta — великий правитель Маджапахита. Wilwatikta — санскритский эквивалент яванского топонима Маджапахит; оба слова означают «горький [плод дерева] Aegle marmelos». См. Zoetmulder 2004, 1438.

16 Деопик 1977, 25-41.

17 Hall 2000, 55.

К. Холл, основываясь на данных различных источников, пишет о том, что маджапахитская эпиграфика и литература конца ХШ-ХУ вв. отражает кульминацию борьбы за социальные титулы, что способствовало усилению связей между кратоном18 и внутренними землями19. Таким образом, титулы и имена были важнейшими атрибутами власти, они говорили о статусе их носителя, его месте в социальной иерархии.

Внешняя атрибутика власти. Известно, что важную роль в обществах подобного типа, где преобладающей формой идеологии служила идеология религиозная, такие показатели социального различия, как определённая одежда, наличие специфических украшений и другая внешняя атрибутика власти, играли важную роль, так как символ зачастую отождествлялся с властью. В тексте поэмы мы находим мало подобных сведений: 1) Прапанча позволяет себе только несколько кратких замечание о «внешности правителя»: он «был очень красив, полностью одетый в свой костюм»20, когда присутствовал на ежемесячном придворном празднике в Маджапахите21; 2) в 18-ой главе, где описывается «церемония отъезда» правителя из г. Капулунган, поэт говорит о том, что повозка Хаям Вурука имела «паланкин с ширмами, покрытый блестящим лаком, широкий, и его сияние ослепляло», повозка была «украшена золотом и сияющими драгоценностями»22 и на охоту Хаям Вурук ехал «на прекрасной карете, красивой, очень высокой, которую тянули быки, не боящиеся опасности» 23; во время праздника Чайтра он восседал «на троне в виде льва, усыпанном драгоценными камнями»24. Несмотря на ограниченность сведений о внешней атрибутике монархической власти, вышеупомянутые атрибуты позволяют «оценить» все величие и особый статус её носителя.

(2) Культово-религиозные атрибуты (КРА) — Культово-религиозные формы (КРФ). КРА — это, прежде всего, изображения богов, их имена, с которыми Прапанча сравнивает представителей правящей династии и которые дают

18 Кратон — резиденция правителя с комплексом дворцовых построек. В данном случае использовано как собирательное понятие для обозначения центра власти в государстве.

19 В надписях IX в. говорится о том, что правители (raja) отдавали приказания местным правителям, которые персонально передавали их сельской администрации. В X и XI вв. королевские приказы передавались через сложную систему титулованных лиц различного уровня (государственных и местных). В большинстве источников XIV в. содержится список лиц, имеющих официальные титулы и принадлежащих ко двору правителя (например, в заключительной части «Параратона» даётся список титулованных придворных). Присвоение титула как бы подразумевало присвоение особого места в социальном «королевском» порядке. Высшую ступень этого «социального порядка» занимали члены королевской семьи, а также правители близлежащих регионов с их семьями (которые в период правления Хаям Вурука были родственниками правителя). Ступенью ниже стояли аристократы, носящие официальные титулы. Далее следовали те, кто не являлся ни членами королевской семьи, ни аристократами, но кто достиг определённого статуса благодаря накоплению богатств. См. Hall 2000, 55.

20 Nag 91.7.

21 К. Холл считает, что главная причина, по которой Прапанча не описывает внешний вид Хаям Вурука заключается в том, что это не соответствовало бы «моральному кодексу» буддийского верховного священнослужителя, которому «положено» быть выше материальных ценностей сего мира. См. Hall 2000, 55

22 Nag, 18.5.

23 Nag, 54.1.

24 Nag, 84.3.

религиозно-мифологическую санкцию монархической власти; храмовые изображения, в которых увековечен образ правителей королевской династии.

Обоснование легитимности власти через божественное происхождение. Имена богов и их КРФ. В первой песне Прапанча так обосновывает легитимность власти Хаям Вурука и доказывает его божественное происхождение: (Песнь 1)

Пусть не будет препятствий!

1. Ом Господу! Да будет тебе поклон: вечно восхваление смиренного у ног бога,

Самый утонченный в глубокой медитации, Шива-Будда (92Ь), он воплощен в материальном и нематериальном,

Он — повелитель Горы25, покровитель не имеющих покровителя, он повелитель повелителей мира,

Бог богов, на которого устремлены мысли (адептов), непознаваемый из непознаваемых, бытие и небытие (или: сущее и не сущее) — его воплощение в мире.

2. Всеобъемлющий и вездесущий, не имеющий названия для сторонников вишнуизма,

Для йогов он господин, для Капилы — мировой дух, он Джамбхала, воплотившийся как бог богатства,

Он Вагиндра — бог всех наук, Манасиджа (бог любви) в искусстве любви, В искусстве устранения препятствий он царь плод [деяний которого] —

процветание мира.

3. Вот почему слагаю хвалы у его ног, стремясь сложить слово о Правителе, Великом защитнике Маджапахита, повелителе Раджасанагаре, верховном правителе,

Он воистину воплощение Бога-Правителя, уничтожающего пороки народа (или: подданных).

Вся земля Ява подчинена и весьма предана ему, и даже другие страны.

4. В [год] шака времена года-стрелы-солнца 21[(1256, АВ1334],в год его рождения, правителю уже было суждено стать прабху28,

Рождённый правителем Кахурипана, предзнаменования его чудесного божественного (досл. «нечеловеческого») происхождения: Землетрясение, грохот, дождь из пепла, гром и молния рассекала небо, Изверглась гора Кампуд29, и все злодеи были уничтожены, не успев вздохнуть.

5. В этот миг воплотился Бог Гиринатха30, преобразившись в верховного правителя,

Такова была его власть, что вся Ява безропотно склонилась в почтении,

25 Рата1апа1Ъа — «повелитель горы». По всей вероятности в Маджапахите это было определением наивысшего божества. См. 7ое1шиМег 2004, 185.

26 Уаша — бог предков, повелитель умерших. См. 7ое1шиМег 2004, 1488.

21 В яванском летоисчислении цифры обозначались словами, название года следует читать наоборот.

28 РгаЪМ — раджа. См. 7ое1шиМег 2004, 824.

29 Активный вулкан на Восточной Яве.

30 ОтпаШа — Бог Горы, одно из имен Шивы. В яванском индуизме высшее божество. См. 7ое1шиМег 2004, 298.

Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, (все проходящие через) четыре ашрамы были одинаково совершенны в сосредоточенности на выполнении (своей дхармы),

Злодеи окончательно отказались от преступных замыслов только из страха перед силой правителя.31

Прапанча в этой песни доказывает, что Хаям Вурук — земное воплощение Шивы-Будды, он соединяет в себе два божественных начала, что объясняется сосуществованием двух религий в маджапахитском обществе — буддизма и шиваизма. Он сравнивается с великим властелином гор, в нём как в самом выдающемся правителе нашёл своё воплощение бог Шива. Он «всеобъемлющий и вездесущий», «мировой дух», воплощение бога любви, бога богатства, бога всех наук. Фигура правителя является сакральной, он — носитель божественной воли и ставится в один ряд с богами, что говорит о необходимости беспрекословного подчинения ему. Каждый из правителей являлся воплощением бога на земле, чаще всего — воплощением Шивы и Будды, а также некоторых других богов индуистско-буддийского пантеона.

Имена богов, с которыми Прапанча сравнивает правителя и представителей правящей династии, являются важными КРА, на понятийном уровне (феномены КРФ) дающими религиозно-мифологическую санкцию монархической власти. Поэт ставит их в один ряд с богами, они являются родственниками богов, занимают такое же положение или считаются их посредниками. Власть соединена с силами, управляющими вселенной и поддерживающими в ней жизнь. Правитель и члены правящей династии объединяют порядок мироздания, установленный богами, и порядок в обществе, учреждённый начальными предками или основателями государства. Связь правителя с высшими силами подчёркивалась в его именах и титулатуре.

Очевидно, что важнейшей функцией правителя Маджапахита в описываемое в поэме время была сакральная. Правитель Маджапахита был вытеснен «в поле сакральной власти», а реальное управление страной фактически находилось в руках первого министра Гаджа Мады, который внес огромный вклад в развитие государства. Однако в «Негаракертагаме» можно найти некоторую информацию и о его «управленческой деятельности». Наиболее влиятельные представители императорского рода составляли своего рода Государственный Совет при правителе, который созывался для обсуждения важных государственных вопросов. В этот совет помимо самого Хаям Вурука, входили шесть представителей правящей династии. Он, к примеру, был собран для решения вопроса о том, кто может занять место скончавшегося мапатиха (первого министра) Гаджа Мады и пришли к выводу, что подходящей кандидатуры на этот пост нет32, рассредоточив обязанности между четырьмя министрами.

Гаджа Мада, представитель высшей служилой знати, происхождение которого, однако, неизвестно, сосредоточил в своих руках реальное управление государством. После его смерти «правитель с большим усердием занимался делами по

31 Перевод с древнеяванского осуществлен А. А. Фурсовой под редакций С. В. Кулланды.

32 N^,71-72.

управлению государством, руководствуясь текстами законов»33. Тем самым можно предположить, что правитель сделал усилие для возвращения реальной власти.

Прапанча постоянно напоминает именно о божественном происхождении правителя, которое даёт ему религиозную санкцию правления, именно это важно было показать автору поэмы. Поэтому особое место в поэме занимает рассказ мудреца о предках-правителях Хаям Вурука, который поэт явно не случайно включает в своё произведение, и который занимает значительный объём — целых 10 строф. Этот рассказ своей целью имеет именно обоснование божественного происхождения правящей династии. Каждый из правителей являлся воплощением бога на земле, чаще всего — воплощением Шивы и Будды, как и Хаям Вурук.

Рассказу о восшествии на престол Рангах Раджасы, основателя Династии Сингасари-Маджапахита, посвящена 40-я песня поэмы, состоящая из 5 строф, по которой можно представить ход основных событий. Шри Рангах Раджаса родился в 1182 г., он был божественного происхождения, сын «повелителя горы» и правил в области со статусом kuwu к востоку от горы Кави под названием Кута Раджа. Он пользовался большой популярностью среди народа, его почитали, у него было много сторонников, он был умелым воином и посвящал себя хорошим делам34. В 1144 (1222) г. он пошёл войной против правителя Кедири Кертаджаи и нанёс ему поражение, уничтожив большое количество его слуг и солдат, стал правителем и основателем новой династии Раджасы, к которой и принадлежал Хаям Вурук. Интересно заметить, что побежденный Кертаджая также представляется Хаям Вуруком как безупречный герой, ученый, сведущий в священных книгах35. Во-первых, как мне кажется, это объясняется тем, что Кертаджая был легитимным правителем предыдущей династии, основанной ещё Синдоком после переноса столицы на Восточную Яву. Происхождение Рангах Раджасы неизвестно (он не принадлежал к правящей династии); в 1222 г., пойдя войной на правителя Кедири, он захватил власть, став основателем новой династической линии, прославление которой и было целью Прапанчи при написании «Негаракертагамы». Представляется, что поэту было «выгоднее» достойно представить легитимного правителя предшествующей династии Кертаджаю как несравненного правителя, однако, побежденного Рангах Раджасой. Тем самым Прапанча доказывает воистину божественное происхождение Рангах Раджасы, который превзошел даже такого могущественного правителя как Кертаджая. Поэт подчеркивает, что Раджаса был сыном бога Шивы (Girmdra), ниспосланным с небес, чтобы стать основателем новой династии, правившей самым могущественным государством на Яве. Таким образом, Прапанча обосновывает легитимность и божественное происхождение его власти и, соответственно, новой династии, им основанной. Кроме того, можно предположить, что представление о сакральности царской власти (см. выше) оказывалось важнее политических соображений. Вспомним, что кедирийская династия и после победы Раджасы не была отстранена от власти, а продолжала править в своей вотчине на условиях вассальной зависимости36, и ее восстание привело к падению царства.

33 Nag, 73.1.

34 Nag, 40.1-2.

35 Nag, 40.3.

36 См. Nag, 44, 1-3.

Предки правителя, храмовые изображения и их КРФ. Шестая глава поэмы посвящена рассказу о правителях династии Раджаса, начиная с Кен Ангрока (Рангах Раджасы, 1222-1227), и их погребальных храмах. Прапанча придерживается определённого порядка описания периода правления каждого из них. На основе этого можно выделить «стандартизированные сведения о государе, являющиеся элементами модели описания правления»37:

1. Сообщение о занятии государем престола с указанием даты этого события, степени родства по отношению к предшествующему государю;

2. Сведения об именах государя (иногда);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Информация о супругах и детях государя (иногда);

4. Характеристики/могущество государя — информация о чертах его характера, способностях и умениях, которыми он обладал; особенностях правления; совершенных государем благих делах (в том числе информация о подавлении сепаратистских выступлений и мятежей против центральной власти); позволяющая представить степень величия монарха, создать портрет правления (причем именно положительный портрет);

5. Обоснование связи со сверхъестественными силами (воплощением какого бога он является или с каким из них сравнивается по своему превосходству над остальными);

6. Дата смерти государя — специальное указание даты смерти государя;

7. Места расположения храмов-усыпальниц правителя и то, в образе какого бога он был похоронен.

При этом Прапанча делает акцент на тех сведениях, которые можно отнести к пунктам 4, 5, 6 и 7, то есть именно на представлении того или иного правителя в качестве носителя сакральной власти.

Повествование ведётся от имени мудреца, который в определённом порядке рассказывает о периоде царствования каждого из представителей правящей династии: начиная с восхваления и обоснования божественной сущности правителя и заканчивая сообщением о посвящённом ему погребальном храме и месте его нахождения. Необходимо отметить, что в сообщениях мудреца о погребальных храмах делается акцент на то, в образе какого божества тот или иной правитель был увековечен, и почти во всех случаях речь идёт о синкретическом характере религии — правитель является земным воплощением Шивы и Будды. Например, Рангах Раджаса был «похоронен в храме в Кагенанган как бог Шива и Будда»38, его внук правитель Вишнувардана «похоронен в Валери как точное подобие Шивы и в Джаджагху как воплощение Сугаты (Будды)»39. Более того, Раджа Кер-танагара не только был «увековечен в статуе Шивы-Будды», но и звался «Тот, кто отпущен в мир Шивы и Будды»40. Джаянагара был увековечен в образе Вишну в Села Петак и Бубат, а в Сукалили в образе Будды.

В данном случае такие КРА, как храмовые изображения, на понятийном уровне (феномены КРФ) являются признаками, указывающими на возможную принадлежность к общемонархическому, династическому образу41 или даже особо

37 По образцу, приведенному в диссертационной работе А. Е. Кириченко (2002).

38 Nag, 40.5.

39 Nag, 41.4.

40 Nag, 43.5.

41 Бандиленко 1998, 27.

выделенному индивидуальному образу. Это всегда изображения, сочетающие в себе признаки того или иного божества индуистского пантеона, или сочетание признаков двух или нескольких божеств, что определяет статус данного правителя как монарха-бога.

Таким образом, КРА, как и АМВ, отражают особый статус и легитимность власти, только «под другим углом», нежели АМВ, так как несут в себе религиозный аспект. Такие КРА, как божественные аналоги персоны монарха (различные образы богов при соотнесении их с М или ГНМВ), выступают на понятийном уровне КРФ как средства языка монархической идеологии. Определенный религиозный фон, который в совокупности отражают КРА, также относится к феноменам КРФ. В этом смысле КРА говорят о государственной религии и идеологии, о присущих ей синкретических формах, об определяющем месте культа предков в духовной жизни яванцев. Именно «идеология», «философия» и мораль, вытекавшие из культа предков, были одной из основ социально-экономических и политических отношений в маджапахитском обществе. В силу того, что правитель был центральной фигурой мироздания, от его благополучия и могущества зависело процветание государства и ему оказывало почтение всё население; его предки также являлись всеобщим объектом почитания. Система таких КРА, как храмовые изображения правителей, их увековечивание в виде статуй божеств индуистского пантеона на понятийном уровне КРФ говорит об особенностях «пожизненного апофеоза и посмертного обожествления членов правящей династии»42.

(3) Стольные центры (СЦ) — Пространство монархической власти (ПМВ). Стольные центры можно определить как центры локализации власти, точки её концентрации, сосредоточение политических и духовных ресурсов.

Столица государства в представлении людей того времени была моделью сцентрированного микрокосмоса, в котором дублировалось устройство всего государства, и это было характерно для многих ранних государств43. Центром всего был кратон (пура). В третьей главе (песни 8-12) «Негаракертагамы» содержится подробное описание дворца и окружающих территорий, то есть столицы Маджа-пахита. Территория города Маджапахит, то есть дворец и все окружающие территории, назывались nagara. В более позднем тексте «Наванатья» содержится чёткое определение этого понятия: nagara — «все те места, куда можно попасть, выйдя из дома и не проходя через рисовые поля»44. Археологические исследования в современном Тровулане и литературные свидетельства подтверждают то, что Маджапахит был самым ранним настоящим поселением городского типа.

Резиденций главных министров и членов королевской семьи располагались в строго иерархическом порядке вокруг дворца правителя в соответствии с их статусом, по соседству с храмами, рынками и т.п. Прапанча описывает такие «чудеса города», как высокую и толстую крепостную стену из красного камня (он называет её kuta), широкую площадь с круглым прудом посередине, аккуратно постриженные деревья на площади, железные узорчатые церемониальные ворота, внутренний двор кратона с местом для торжественных приёмов, места проведения церемоний и приношений, дома с крышей из красной черепицы, протянувшиеся

42 Бандиленко 1998, 27.

43 Бондаренко 1995, 17.

44 Hall 2000, 51-96.

рядами, и т.д., причём это описание весьма детальное, он даже перечисляет должности тех, кто нёс службу во дворце.

Территория государства Маджапахит была разделена на ряд областей, властными центрами которых являлись города, управление которыми было вверено ближайшим родственникам правителя (natha). Это говорит о сильной централизации государственной власти в руках правящего рода, которая в правление Хаям Вурука достигла своего апогея, когда практически все важные государственные посты занимали члены правящей династии (за исключением первого министра Гаджа Мады). Важно отметить, что все они имели резиденции также в столице, где обязаны были пребывать большую часть времени, в то время как управление этими областями на местах осуществляли патихи — государственные чиновники, советники при наместниках, выступающие в качестве верховных управляющих. Смысл проведения такой политики управления состоял в том, чтобы избежать излишней концентрации власти на местах и предотвратить развитие сепаратистских тенденций, и в то же время хотя бы частично удовлетворить властные амбиции своих многочисленных родственников.

Основываясь на данных текста «Негаракертагамы», можно предположить, что в представлении людей того времени «пространство монархической власти» (феномен понятийного уровня) охватывало четыре концентрических круга45.

Первый включал земли, составляющие ядро государства, то есть то, что называется rajya. В правление Хаям Вурука эти земли впервые попали под власть единой династии. Следующий круг охватывал те яванские территории (bhümi jawa), которые находились за пределами этих главных земель, так как нет источников, которые бы позволили бы нам сделать заключение, что во главе этих земель также были поставлены члены правящей династии. Вне rajya яванские земли, по-видимому, всё ещё были под контролем местных правителей — raka, которые обладали достаточной автономией, и не известно, был ли Маджапахит способен установить какую-либо провинциальную администрацию в этих автономных территориях. Однако, несомненно, Ява была полностью под военным контролем Маджапахита, и этот контроль, судя по всему, был довольно сильным (в правление Хаям Вурука не упоминается ни одного восстания против центральной власти). За пределами яванских земель (bhümi jawa) были «другие острова» (nusantara или dvípantara), подробный список которых содержится в четвёртой главе «Негаракертагамы». Многие из перечисленных Прапанчей территорий и островов можно найти на концентрический круг империи Маджапахит. Самым важным из упомянутых в поэме островов был остров Суматра с государством Малайю, наследником Шривиджаи, которое было единственным государственным образованием на внешних островах, к которому в «Негаракертагаме» применяется термин bhümi46. В раннешривиджайских надписях термин bhümi применялся только по отношению к Яве47.

Прапанча перечисляет «подчинённые» территории на Малаккском полуострове и на Суматре, а также к востоку от острова Ява — Бали, Ломбок, территории на Калимантане и Сулавеси, на Молукках — вплоть до Ириан Джайи. Эти

45 Hall 2000, 51-96.

46 Nag, 13.1.

47 Zakharov 2009, 5.

внешние острова и территории рассматривались поэтому именно как данники Маджапахита:

Всё возрастает почитание правителя другими островами,

С одинаковым постоянством отправляют дань каждый месяц

Усилиями правителя их принимают дружески и с выгодой,

Учёным и министрам предписывается принимать дань должным образом48.

Последний концентрический круг империи Маджапахит образовывали «окружающие страны» (desantara): Сиам, Дарманагари, Марутма, Раджапура, Сингана-гари, Чампа, Камбоджа, Явана. Как пишет Прапанча, «друзья» и «находились под защитой Его Величества»49, что, вероятно, подразумевает наличие дипломатических отношений между этими странами и Маджапахитом.

Таким образом, государство Маджапахит состояло из нескольких концентрических кругов власти50. Политический контроль был самым сильным в центре, то есть в rajya, слабее он был в bhUmi jawa, то есть на Яве в целом и в Нусанта-ре (nusantara), и ограничивался дипломатическими отношениями с некоторыми странами на материке (desantara).

В сознании людей того времени только «сердцевина» государства, включающая столицу с кратоном и владениями членов правящей династии, представляла собой собственно то, что называлось королевством или rajya.

Таким образом, в контексте идеи упорядоченного и сцентрированного микрокосмоса как модели государства, понятие rajya (государство) относилось только к внутреннему, центральному региону, находящемуся под прямым контролем правителя. Это подтверждает информация, содержащаяся в песне 12, строфе 6 источника:

Словно солнце и луна, дворцовый комплекс Маджапахита, несравненный, А дворы многочисленных жилых кварталов, каждый из которых по-своему красив, словно отблески,

Словно звёзды (и) планеты разные прочие города, главный среди которых — Даха, И внешние острова и все окружающие государства ищут прибежища (и) во множестве прибывают ко двору51.

(4) Культово-религиозные центры (КРЦ) — Культово-религиозное пространство (КРП). Культово -религиозными центрами можно считать главные храмы-усыпальницы. О них мы узнаём из пятой главы поэмы, в которой Прапанча рассказывает о путешествии правителя в Лумаджанг, и из шестой главы, в которой рассказывается о правителях династии Раджасы и их погребальных храмах. Неотъемлемой частью «осмотра своих владений» Хаям Вуруком было посещение главных храмов-усыпальниц и отправление там церемоний почитания предков. Во-первых, это чанди Джави, усыпальница прадеда Хаям Вурука Кертанагары, где правитель «совершил церемонию подношения цветов»52. Поэт обращает

48 Zakharov 2009, 15, 3.

49 Zakharov 2009, 15, 3.

50 Kulke 1991, 3-22.

51 Nag, 12.6.

52 Nag, 55.3.

внимание, что «там одновременно в должном порядке совершали богослужения и шиваиты, и буддисты»53. Прапанча упоминает о том, что когда-то этот храм венчала статуя Акшобхьи, но он не объясняет, почему она была «разрушена», а лишь пишет о том, что она являлась «высшим смыслом Пустоты» и что это произошло «из-за её сверхъестественной силы»54. Д. Холл пишет о том, что посредством удаления этой статуи, которая была символом мирной политики Кертанагары, было положено начало новому курсу экспансионистской политики Гаджах Мады55.

Чанди Праджнапарамитапури был одним из главных святилищ Раджапатни, бабушки Хаям Вурука, храмы-усыпальницы в честь которой строились «во всех землях (sarwwade s a)»56. Этот храм был также знаменателен тем, что он был построен как символ единства Явы, которая раньше была разделена Аирлангой между его сыновьями. Этот храм был возведён на «разделяющей линии» и знаменовал то, что «Ява должна была стать единой и непоколебимой во главе с царем всей земли (raja sabhümi), так, чтобы в будущем мир знал об этом без всяких сомнений, в знак того, что государь (srï nrpati) правит всем миром как самый могущественный правитель-миродержец (cakrawartti prabhu)»51. По-видимому, этот храм был посвящён Раджапатни как бабушке того самого «могущественного правителя», в период царствования которого Маджапахит достиг вершины своего единства.

Возвращаясь из Лумаджанга в Маджапахит, Хаям Вурук посетил храм-усыпальницу в Симпинг. Прапанча лишь вкратце упоминает об этом храме и о том, что правитель хотел «воспользоваться случаем и украсить»58 его, не сообщая, в честь кого был возведён этот храм. Однако 70-я песнь «Негаракертага-мы» посвящена рассказу о путешествии правителя в Симпинг с целью реставрации этого храма, что говорит о его важности как культового центра. Из этой главы мы узнаём, что храм был посвящен правителю Кертараджасе, в его честь были проведены церемонии почитания, сделаны подношения, а известный мудрец Арья Раджапаракрама был тем, «кто придал ему видимую форму»59 в этом храме. Вероятно, имеется в виду, что его образ был воплощен в статуе какого-либо божества шиваитского или буддийского пантеона.

ПМВ выступало как КРП, оно было «мифологично и космологично», представляло собой религиозно-идеологическую модель, которая опосредовала связь монарха, властных центров и пространства. Как пишет Бандиленко, ПМВ можно определить как мандалу (в переводе с санскр. — «круг»), т.е. образ священного круга земель, пронизанного монархической властью. ПМВ Маджапахита — это сверхмандала, в основе которой лежала духовная и политическая интеграция различных территорий. КРП в данном случае более связано с понятием СЦ как политического и главного КРЦ центра. В период Маджапахита в устройстве самого стольного центра моделировалась идея духовной и политической централизации,

53 Nag, 56.1.

54 Nag, 56.2.

55 Холл 1958, 81.

56 Nag, 69.3.

57 Nag, 68.5.

58 Nag, 61.4.

59 Nag, 70.2.

в характере культовых ансамблей превалировала идея государственного культа предков и религиозного синкретизма как формы обожествления власти монарха60.

Из надписи Туханару можно почерпнуть информацию о взаимосвязи ПМВ с КРП: Маджапахит (rajya) сравнивается с храмом (prasada), в котором правитель почитается как воплощение (avatara) Вишну. Мандала всего острова Ява приравнивалась к храмовой земле, тогда как острова Мадура, Танджунпура и другие сравниваются с зависимыми землями, которые были под частичным контролем Маджапахита. Примечательно, что в надписи проводится чёткая граница между понятием королевства (rajya) Маджапахит и окружающим пространством (Jawadvipa) 61.

Таким образом, на основе уже достаточно хорошо разработанной теоретической базы решаются практические задачи изучения КМВ в истории конкретного государственного образования. Использование в качестве теоретической базы исследования схемы Г. Г. Бандиленко помогло систематизировать, сформулировать и дать упорядоченное описание «концепции монархической власти» в средневековом яванском государстве Маджапахит в период его расцвета и гегемонии в Ну-сантаре и составить системное представление об институте высшей власти и её функциях, особенностях властных отношений.

Анализ атрибутов монархической власти и культово-религиозных атрибутов позволил говорить о том, что все они являлись средствами выражения сакрального характера верховной власти, символизировали связь правителя и правящей династии с божественными силами и обожествленными предками. Как видно из вышеприведённого исследования, в общественной идеологии маджапахитского времени центральной являлась идея божественной сущности верховной власти. Сакральность являлась важнейшей характеристикой власти, и главной задачей верховного правителя было обоснование и «подтверждение» сакрального характера своей власти. Это гарантировало её стабильность.

Для представителей общества правитель выступал, прежде всего, в двух аспектах — как носитель сакральной энергии (представления о магическом воздействии правителя на природу, вера в особую данную свыше силу) и как объект обожествления. Это было залогом успешного правления и признания его легитимности. Набор титулов, имен, определенных качеств, храмовые изображения, посмертный апофеоз правителей правящей династии в роли божества — все это служило одной цели — обоснованию легитимности власти через её сакрализацию.

Анализ стольных центров и культово-религиозных центров показал, что в самом облике столичного города переплетались представления о мире ирреальном, реальный мир и власть, функция административного центра была главной, но он был также центром религиозно-культовым. Культовые ансамбли соединяли в себе идею государственного культа предков и религиозного синкретизма как формы обожествления власти монарха.

60 Бандиленко 1998, 22-42.

61 Kulke 1991, 20.

ЛИТЕРАТУРА

Бандиленко Г. Г. 1984: Культура и идеология средневековых государств Явы. Очерк истории VIII-XV вв. М.

Бандиленко Г. Г. 1991: К вопросу о сакральной экологии власти в ранних государствах Западной Нусантары // Малайцы: этногенез, государственность, традиционная культура. М., 11-23.

Бандиленко Г. Г. 1995: Центр власти и власть центра (к проблемам изучения монархической концепции и столичных образований в ранних государствах Нусантары) // Города-гиганты Нусантары и проблемы их развития. М., 18-36.

Бандиленко Г. Г. 1998: Религиозно-идеологическая концепция монархической власти как объект систематического описания (в связи с изучением монархий Нусантары VII-XV вв.) // Вестник МГУ Серия 13.

Бондаренко Д. М. 1995: Бенин накануне первых контактов с европейцами. М.

Деопик Д. В. 1997: Внутриполитическая история позднего Маджапахита и её связь с изменением структуры класса феодалов (по материалам хроники «Параратон» — «Книга царей») // Малайско-индонезийские исследования. М., 25-41.

Кириченко А. Е. 2002: История Мьянмы XI-XIV вв. в бирманском летописании (на материале мэхайазэвинов): дисс... канд. ист. наук. М.

Desawarnana 1995: Desawarnana (Nagaraketagama) by Mpu Prapanca. Translated by Stuart Robson. Leiden.

Hall K. R. 2000: Personal Status and Ritualized Exchange in Majapahit Java // Archipel. 59, 51-96.

Kulke H. 1991: Epigraphical References to the "City" and the "State" in Early Indonesia // Indonesia. 52, 3-22.

Pigeaud T. G. Th. 1960-1963: Java in the 14th Century. A Study in Cultural History. The "Negarakertagama" by Rakawi Prapanca of Majapahit. 1365 A. D. Vol. 1. Javanese Texts in Transcription. Hague.

Zakharov A. O. 2009: the polity of Sriwijaya in the 7th — 8th centuries: The

view according to the inscriptions. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // sydney. edu.au/arts/indonesian/docs/USYD-IS_Zakharov_Sriwijaya.pdf.

ZoetmulderP.J. 2004: Kamus Jawa Kuno Indonesia. Jakarta.

THE CONCEPT OF MONARCHICAL POWER IN THE JAVANESE EMPIRE OF MAJAPAHIT IN LATE 13 th — MID 14th CENTURIES (based on the Historical Poem "Negarakertagama")

A. A. Fursova

The article contains a preliminary analysis of some aspects of the concept of monarchical power in the history of the medieval Javanese Empire of Majapahit (1293-1527). The analysis is based on the phenomenological theory by Gennadi Bandilenko, which, applied to the poem "Desawarnana" ("Negarakertagama"), a unique source of the state's history, made it possible to draw a conclusion concerning the system of power relations and sacral functions of power in Majapahit.

Key words: the Middle Ages, concept of monarchical power, Majapahit, G.G. Bandilenko, Negarakertagama

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.