Пряничников В. А., Сибиряков М. В.
концепция МОДЕЛИ обеспечения нормативного времени прибытия аварийных служб в условиях мегаполиса
В статье представлен анализ статистических данных о времени реагирования подразделений пожарной охраны на экстренные вызовы. Рассмотрена проблема загруженности дорог города Москвы в зависимости от времени суток и других причин. Представлена разработка модели, позволяющей определить вероятное время, за которое автомобили оперативных служб способны преодолеть заданный маршрут с учётом дорожной ситуации.
Ключевые слова: нормативное время следования, подразделения пожарной охраны, информационный картографический сервис.
Современный город находится в постоянном развитии, особенно это характерно для экономических центров отдельных регионов или стран в целом. Увеличивается количество проживающих и работающих в данных городах людей и автомобилей. Следовательно, рост городов неразрывно связан с проблемой загруженности дорог. В Российской Федерации этот вопрос особенно актуален в Москве и Санкт-Петербурге, именно на эти города будет ориентирована разрабатываемая модель. Рост числа автомобилей на дорогах городов приводит к снижению скорости транспортного потока, что, в свою очередь, негативно сказывается на оперативных возможностях подразделений аварийных служб: затрудняется своевременное сосредоточение сил и средств к месту вызова. Рассмотрим данную проблему на примере пожарной охраны (ПО).
В соответствии с [1], максимальное время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях -20 минут. С увеличением времени следования подразделений ПО растёт количе-
ство погибших на пожаре людей, об этом свидетельствуют статистические данные (рис. 1) [2]. Данный факт говорит о прямой необходимости сокращения времени реагирования.
В установленный законом норматив укладываются не все подразделения ПО, поскольку в некоторых случаях места дислокации ближайших к месту вызова подразделений находятся на значительном расстоянии от него.
Говоря о мегаполисах, стоит отметить, что к факторам, оказывающим влияние на своевременное прибытие сил и средств ПО к месту вызова, относится препятствующая экстренным службам высокая загруженность дорог.
В специальных литературных источниках приводятся следующие данные
х 0 123456789 10 16-20 > 30
Время следования, мин.
Рисунок 1. Зависимость количества погибших на пожаре людей от времени следования подразделений пожарной охраны
Время следования подразделений пожарной охраны, мин.
Рисунок 2. Зависимость времени следования от расстояния между местом дислокации пожарной части и местом вызова
Время, час
Рисунок 3. Средняя загруженность дорог Москвы в течение рабочего дня
о средней скорости движения пожарной техники: в работе [4] она принимается равной 45 км/ч на широких улицах с твёрдым покрытием и 25 км/ч на сложных участках; в источнике [5] находится в диапазоне от 25 до 45 км/ч, а в [6] - составляет 30 км/ч в городе и 60 км/ч в сельской местности. По данным поисково-информационного картографического сервиса [3], загруженность на дорогах города Москвы более 13 часов в сутки превышает 5 баллов, что соответствует скорости транспортного потока на основных магистралях 2530 км/ч, на прочих улицах от 10-15 км/ч до 20-25 км/ч (рис. 3). Следовательно, скорость следования подразделений пожарной охраны, указанная в [4-6], в данные часы обеспечена быть не может.
Город - это сложная динамичная система, в которой происходят постоянные изменения дорожной ситуации: ремонтные работы, дорожно-транспортные происшествия, зависимость количества транспортных средств от времени суток и дня недели, влияние климатических и других факторов. Изменение скорости транспортного потока зачастую имеет непредсказуемый характер. Следовательно, существует необходимость объективной оценки оперативных возможностей подразделений аварийных служб, чего невозможно достичь без постоянного мониторинга дорожной обстановки.
Для решения данной задачи предлагается разработанная авторами концепция модели, использующая данные информационных картографических сервисов. Сбор данных о дорожной обстановке производится от каждого пользователя сервиса, камер видеонаблюдения, ретроспективного анализа дорожной ситуации на определённом участке, анализа факторов, влияющих на скорость транспортного потока (погодные условия, время суток, заранее известные изменения в доступности для проезда дорог, праздничные и выходные дни и т. д.). Модель позволит определить вероятное время, за которое транспортное средство способно преодолеть
Рисунок 4. Территория десятиминутного времени прибытия: при загруженности дорог 1-3 балла (зеленая область); при загруженности дорог 8-10 баллов (красная область); а - для одной пожарной части г. Москвы; б - для трех пожарных частей г. Москвы
Рисунок 5. Отслеживание техники, находящейся Рисунок 6. Выезд техники
за пределами пожарной части по экстренному вызову
заданный маршрут с учётом загруженности дорог, а также выявить оперативные возможности подразделения в зависимости от времени, которым оно располагает. В модели необходимо учесть принципиальное отличие между режимами движения основной массы автотранспорта на дороге и пожарных автомобилей. С учётом того, что оперативные службы имеют преимущество движения и должны максимально быстро прибыть к месту вызова, скорость их движения может превышать скорость транспортного потока. Следовательно, возникает задача тщательного изучения особенностей движения данных автомобилей.
В модели будет предусмотрено прогнозирование оперативных возможностей всех выбранных подразделений в совокупности, что позволит увеличить эффективность их взаимодействия и своевременно провести ряд превентивных мероприятий (рис. 4). Это поможет обеспечить покрытие всей обслуживаемой территории десятиминутным временем реагирования. В качестве превентивного мероприятия, в том числе, предлагается временная передислокация резервной техники в районы, в которых прогнозируется сложная дорожная обстановка.
Наличие на используемой технике спутникового маяка ГЛОНАСС позволит разрабатываемой модели отслеживать перемещение оперативных подразделений
и прогнозировать возможное время следования до места назначения на любом этапе выезда, что повысит эффективность управления данной техникой (рис. 5, 6).
Разрабатываемая модель позволит руководителям подразделений выработать алгоритмы более быстрого и аргументированного принятия управленческих решений, направленных на обеспечение своевременного сосредоточения сил и средств к месту вызова в любой точке обслуживаемой территории. Например, принять решение о направлении на вызов техники из другого подразделения, если дорожная ситуация для него более благоприятная.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Пожары и пожарная безопасность в 2013 г.: Статистический сб. / Под общ ред. В. И. Климкина. -М.: ВНИИПО МЧС России, 2013.
3. Яндекс.Карты - информационно-картографический сервис [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://maps.yandex.ru
4. Иванников В. П., Клюс П. П. Справочник руководителя тушения пожара. - М.: Стройиздат, 1987. - 288 с.
5. ПовзикЯ. С. Пожарная тактика. - М.: Спецтехника, 2004. - 416 с.
6. Средства пожарной автоматики. Область применения. Выбор типа: Рекомендации. - М.: ВНИИПО МЧС России, 2004. - 96 с.
Pryanichnikov V., Sibiryakov M.
CONCEPT OF STANDARD RESPONSE TIME PROVISION MODEL FOR EMERGENCY SERVICES IN A METROPOLITAN AREA
ABSTRACT
Purpose. The article is devoted to the problem of providing standard response time to emergency calls. The authors consider the problem of traffic load in the city of Moscow depending on the time of day and other circumstances. This paper presents the concept of model development that allows the user to solve a number of tasks to improve the emergency response system.
Methods. The methods of statistical data processing and information map services analysis are used in the article.
Findings. The direct necessity to reduce the response time of operational units to emergency calls is shown in the research. The authors state that high traffic load is a factor influencing the timely arrival of manpower and means of fire service to an emergency
scene. The authors propose the concept of the model that uses information mapping services data. The model allows to determine the likely time at which the emergency response vehicle will be able to pass the specified route taking into consideration traffic load.
Research application field. The model can be used by organizations and services whose line of work is to deal with prompt response to emergency calls.
Conclusions. The model can provide quick and reasoned managerial decisions aimed at ensuring timely concentration of forces and means at the place of incident call at any point in the service area.
Key words: standard time, fire service units, information map service.
REFERENCES
1. Federal law of the Russian Federation on June 22, 2008, No. 123 "Technical regulations on fire safety requirements".
2. Pozhary i pozharnaia bezopasnost' v 2013 g.: Statisticheskii sb. [Fires and fire safety in 2013: Statistical collection]. Moscow, All-Russian Research Institute on Problems of Civil Defense and Emergencies of Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2013.
3. Yandex.Cards - information and mapping service. Available at: https://maps.yandex.ru (accessed September 15, 2015).
4. Ivannikov V.P., Klius P.P. Spravochnik rukovoditelia tusheniia pozhara [Guide the head of the firefighting]. Moscow, Stroiizdat Publ., 1987. 288 p.
5. Povzik Ya.S. Pozharnaia taktika [Firefighting tactics]. Moscow, Machinery Publ., 2004. 416 p.
6. Sredstva pozharnoi avtomatiki. Oblast' primeneniia. Vybor tipa: Rekomendatsii [The means of fire automatics. Scope. Selection type: Recommendations]. Moscow, All-Russian Research Institute on Problems of Civil Defense and Emergencies of Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2004. 96 p.
ViKTOR PRYANiCHNiKOV
Maksim sibiryakov
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia