Научная статья на тему 'Концепция менеджмента знаний в образовательном процессе высшего профессионального образования'

Концепция менеджмента знаний в образовательном процессе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
901
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШАЯ ШКОЛА / KNOWLEDGE MANAGEMENT / EDUCATIONAL PROCESS / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Галина Александровна, Игнатьева Елена Юрьевна

В статье раскрыты основы концепции менеджмента знаний в образовательном процессе высшей школы. Адаптированы принципы менеджмента качества в контексте менеджмента знаний в образовательном процессе вуза. Представлена модель образовательного знания в рамках концепции менеджмента знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conception of knowledge management in educational process of higher professional education

The authors reveal conceptual grounds of knowledge management conception in the educational process of higher education. Quality management principles have been adapted to the context of knowledge management in a higher educational institution. A model of educational knowledge within a framework of knowledge management conception has been worked out

Текст научной работы на тему «Концепция менеджмента знаний в образовательном процессе высшего профессионального образования»

УДК 378.0

ББК Ч481

Г.А. Федотова, Е.Ю. Игнатьева

г. Великий Новгород

Концепция менеджмента знаний в образовательном процессе высшего профессионального образования

В статье раскрыты основы концепции менеджмента знаний в образовательном процессе высшей школы. Адаптированы принципы менеджмента качества в контексте менеджмента знаний в образовательном процессе вуза. Представлена модель образовательного знания в рамках концепции менеджмента знаний.

Ключевые слова: менеджмент знаний, образовательный процесс, высшая школа.

G.A. Fedotova, Ye.Yu. Ignatieva

Veliky Novgorod

The conception of knowledge management in educational process of higher professional education

The authors reveal conceptual grounds of knowledge management conception in the educational process of higher education. Quality management principles have been adapted to the context of knowledge management in a higher educational institution. A model of educational knowledge within a framework of knowledge management conception has been worked out.

Key words: knowledgemanagement,educational process, higher educational institution.

Повышение качества высшего профессионального образования и конкурентоспособности образовательных услуг являются основными направлениями модернизации системы высшего профессионального образования России. Современные тенденции управления образовательным процессом на основе принципов всеобщего менеджмента качества приводят к идее реализации в высшей школе менеджмента знаний. Этот вывод логично вытекает из основных направлений совершенствования стандартов серии ISO 9000, обозначенных как обучение и инновации [см.: 1].

Как отмечал В.В. Путин на заседании Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте Российской Федерации 26.10.2004 г., в России необходимо сформировать конкурентоспособную систему генерации, распростра-

нения и использования знаний. Только такая система станет основой устойчивых темпов роста и высокого качества экономического роста в стране [см.: 6].

Понимание знания как стратегического приоритета делает актуальным развитие концепции менеджмента знаний как в вузе, так и в образовательном процессе в нем. Образовательный процесс в высшей школе всегда подразумевался как процесс управления знаниями. Знания — это та субстанция, которая составляет глубинную сущность образования, и вне которой оно невозможно в принципе. Основу результата любого образования при использовании любого метода обучения всегда составляют знания.

В современном русском языке используются два термина, часто используемые для обозначения руководства и организации деятельностью: управление и менеджмент. При разнообразном понимании и определении этих терминов нами принято следующее различие в их использовании. Менеджмент - «совокупность искусства и науки, задача которых, во-первых, стимулировать людей и направлять, чтобы они действовали в рамках порученного им дела так же, как они поступали бы по собственной инициативе при условии понимания ими всех взаимосвязей, причин и последствий каждой конкретной ситуации; и, во-вторых, объединить деятельность всех людей внутри организации» [5, с. 50]. В этом случае вызывает определенный интерес позиция Д. Макгрегора при фиксации им разницы в подходах к мотивации сотрудников в соответствии с «теорией Х» и «теорией У». «Теория Х» основана на внешнем контроле, а «теория У» всецело полагается на самостоятельность работников и их самоконтроль. «Вся разница в том, что в первом случае с работниками обращаются как с детьми, а во втором — как с взрослыми» [3, с. 12]. Соответственно, первый случай определяем как управление, второй — как менеджмент.

Менеджмент знаний в образовательном процессе в вузе — целенаправленная организация образовательного процесса на основе принципов всеобщего менеджмента качества по созданию условий для формирования профессиональной и социально-личностной компетентностей выпускников, гарантирующих им конкурентоспособность на рынке труда. Менеджмент знаний предполагает организацию образовательной деятельности таким образом, чтобы обучающийся сам был активным участником собственного образовательного процесса, осознанно принимал и нес ответственность за выбранные цели, методы, результаты.

Педагогика

Понятие «менеджмент» обычно используют по отношению к организациям и к процессам, в результате которых получается прибыль. Но ведь прибыль можно определить как добавочную ценность продукции. Менеджмент знаний ведет к получению обучающимися добавочной ценности в виде приобретаемых знаний, компетенций, которые смогут гарантировать ему конкурентоспособность на рынке труда.

Таким образом, применение концепции менеджмента знаний к образовательному процессу правомочно, т.к.:

• одной из характерных особенностей современного образования является его ориентация на самообразование, широкое развитие

Принципы ме1

процессов управления самостоятельной активностью обучающегося;

• образовательный процесс всегда связан с получением добавочной ценности в виде приобретенных знаний для обучающегося.

Менеджмент знаний основывается на реализации в образовательном процессе принципов менеджмента качества, как частный случай ее проявления, когда основным осмысленным объектом менеджмента становится знание. Интерпретация смысла основных принципов менеджмента качества для системы менеджмента знаний в образовательном процессе высшей школы приведена в табл. 1.

Таблица 1

юнта качества

Принципы менеджмента качества Интерпретация принципов в менеджменте знаний в образовательном процессе

Системный подход к менеджменту Определение основных процессов внутри образовательного процесса как системы менеджмента знаний, их взаимодействия между собой и влияния на результативность образовательного процесса. Определение критериев и методов, необходимых для обеспечения результативности при осуществлении и управлении этими процессами. Оптимизация разнообразных подходов к образовательному процессу в рамках модели конкретной образовательной системы по достижению миссии и целей, сформулированных для вуза

Процессный подход Согласно процессному подходу, необходимо определить входы, методы их преобразования в выходы по отношению к образовательному процессу как процессу по менеджменту знаний. Необходима система обратной связи, обеспечивающая управляемость образовательного процесса и непрерывность его совершенствования. Процессный подход ориентирует рассматривать образовательный процесс с точки зрения добавленной ценности и использовать в образовательном процессе полного жизненного цикла знания

Вовлечение в процесс менеджмента качества Концепция открытого образования предполагает свободу выбора студентом темпа, сложности, периодичности обучения, свободу формирования собственной образовательной траектории, т.е. студент оказывается активно вовлечен в организацию и осуществление собственного образования. Он сам оказывается ответствен за уровень и качества собственного образования. Использование педагогических технологий активного обучения вовлекает студента в процесс построения системы собственного личностного знания, где результат опять же неоднозначен и студент сам несет ответственность за него

Лидерство руководителя Менеджмент знаний стоит на позиции отказа рассматривать преподавателя как источник информации, также как и отказ от лидирующей позиции его в образовательном процессе. Роль преподавателя как роль лидерства высшего руководства в системе менеджмента качества: лидерство «питает, поддерживает нужные умения и требуемое отношение» (Ю. Адлер), т.е. создает и поддерживает внутреннюю среду, в которой студенты будут вовлечены в образовательный процесс. Кроме того, современный взгляд на лидерство подчеркивает важность лидерства на местах. В нашем случае каждый обучающийся должен быть лидером в своем собственном образовательном процессе

Ориентация на потребителя Расширяя понятие «потребителей» до понятия «заинтересованные стороны», в менеджменте знаний появляется проблема ориентации образовательного процесса на соответствие требованиям этим заинтересованным сторонам (работодатели, государство, общество, личность). Результат образования, трактуемый через компетентность, формируемую через обладание компетенциями, которые, обеспечивают системный эффект, должен устраивать все заинтересованные стороны. Следовательно, появляется проблема идентификации требований к компетентности выпускников с точки зрения различных заинтересованных сторон и системное выполнение этих требований

Взаимодействие с поставщиками Процессный подход предполагает рассматривать цепь взаимосвязанных процессов как процессов взаимодействия поставщик - потребитель. В точки зрения менеджмента знаний образовательные цикла и курсы в них - это есть цепочка таких взаимосвязанных процессов, через которые передается и наращивается знание. И эта цепочка не должна прерываться, постоянно должно осуществляться взаимодействие потребителя знаний с поставщиками. Потребитель в каждом процессе - и студент, и преподаватель, - как формирующий условия для процесса

Принятие решений, основанных на фактах Реализация данного принципа предполагает формирование системы контроля, диагностики и процесса менеджмента знаний, по данным которой возможно принятие управляющих решений. Возникает проблема, какими средствами фиксировать наличие и степень формирования личностного знания в двух его компонентах (явное и неявное) и целостный результат образования, определяемый через компетентность

Постоянное улучшение Известный цикл РОСА (планируй, делай, контролируй, действуй) по отношению к менеджменту знаний ориентирован как на сам процесс движения знания в образовательном процессе, так и на процессы жизненного цикла знания. Образовательный процесс должен стать средой, поддерживающей и питающей инновации, когда инновационная культура становится характерным признаком среды

В менеджменте знаний выделяется два подхода:

• информационный, совмещающий в себе такие тенденции современного образования, как информатизация, массовость, фундамента-лизация, непрерывность. Ярким проявлением информационного подхода является создание системы открытого образования. Мы согласны с Ю.И. Лобановым и О.А. Ильченко в том, что «феномен знания можно представить в виде информационной саморазвивающейся системы. Имеется в виду самоорганизующаяся система, управляемая собственными информационными потоками» [2, с. 13.]. Информационнообразовательная среда как программнотелекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса все более становится одним из основных компонентов образовательного процесса;

• персонифицированный подход, в основе которого лежит признание значимости и уникального личностного знания каждого человека (концепция личностного знания М. Полани, петля познания Н. Нонаки, Такеучи, обучение с «двойной петлей» К. Арджириса). Этот подход совмещает в себе такие тенденции в образовании, как гуманизация, фундаментализация, ориентация на качество, приоритет развития личности. Мы не можем согласиться с мнением участников «круглого стола» в МЭСИ о том, что непосредственное взаимодействие между студентом и преподавателем отходит в прошлое, что эта форма останется лишь для слабых студентов [см.: 4]. Взаимодействие преподавателя и студента несет в себе всегда тот уникальный психологический импульс, который не может проникнуть сквозь границы информационнообразовательной среды. Он возникает только при живом общении, без которого невозможно образование как триединство процессов: обучение, воспитание и развитие. Проблема нам видится в том, в каких пропорциях к самостоятельной работе и каким должно быть это взаимодействие.

Таким образом, в современном образовании формируются две полюсные формы образовательного процесса. Первая форма, по выражению Н.Н. Суртаевой, более ориентирована на поверхностное знание и обеспечивает «обучение с целью приспособления, „.и осуществляет незначительное изменение»; вторая оказывается направленной «на глубокое знание или изменяющееся обучение, которое затрагивает способ восприятия действительности и вопроса, где корни образа мира и человека» [8, с. 14]. Обе модели обладают определенными достоин-

ствами и недостатками (табл. 2). Видимо, нельзя назвать идеальной ни ту, ни другую модель. Необходимо искать варианты совмещения подходов для максимального достижения целей и задач обучения.

Примем следующую последовательность основных категорий концепции: информация — знания — компетенции — компетентность. Любые сведения, предоставленные студенту или добытые им самостоятельно, будут относиться к информации. Знания начинаются там, где информационное пространство соприкасается с личным интеллектуальным пространством обучающегося, следствием чего является порождение личностного знания. Личностное знание есть совокупность как минимум двух компонент, одинаково важных для организации целостности личностного знания как системы — явной (формализованной) и неявной. Кроме того, для формирования неявной компоненты знания необходим личностный опыт, интуиция, рефлексия, процессы межличностного вербального общения, в которых знания облекаются в словесно-логическую формализованную форму; ситуация проблематизции знания; наличие образовательной среды, имитирующей профессиональную.

Модель системы образовательного знания относительно предметной среды приведена на схеме 1.

Уровень осознания предметной области

инновационные

глубинные

/ Выполнение действий в нестандартной

поверхностные ситуации

1 Выполнение действий по алгоритму

/ _________________________________________ Отношение к

коренные * деятельности

Общее понимание области деятельности

Что? Как? Почему? Зачем?

Схема 1. Классификация знаний в рамках концепции менеджмента знаний

Выделенные ступени образовательного знания отличаются уровнями зрелости. Система образовательного знания рассматривается как динамическая конструкция, которая может принимать относительно устойчивые формы в определенные промежутки времени. Основанием для вывода служат определения

Педагогика-

Сравнение моделей образовательного процесса

Таблица 2

Параметры для сравнения Модель образовательного процесса по реализации информационного подхода менеджмента знаний в образовательном процессе Модель образовательного процесса по реализации персонифицированного подхода менеджмента знаний в образовательном процессе

Достоинства Объем задействованного в образовательном процессе материала велик Активное приобщение к мировым информационным ресурсам Формирование навыков работы с информацией Прикосновение к полному жизненному циклу знаний Осознание процессов жизненного цикла знаний Приобретение навыков коммерциализации знания Развитие самостоятельности и целеустремленности Генерация нового знания Навыки самоменджмента Преподаватель выступает только консультантом Глубинное проникновение в сущность предметной области и знания в ней Формирование личностного знания Генерация нового знания. Мотивирующая роль среды обучения и преподавателя Обучение в деятельности Возможность моделирования многомерной среды профессионального общения Развитие личностных качеств в общении Приобщение к процессу познания Общее развитие личности Навыки самоменеджмента

Недостатки Возможность обладания знанием поверхностно Увлечение процессом, без углубления в суть Деятельность по работе с информацией может преобладать над остальными этапами жизненного цикла знания Зависимость от программноинструментальных средств информационной коммуникации Сравнительно небольшой объем воспринимаемых знаний за промежуток времени Сильная личностная зависимость от среды общения Возможность оказания давления на обучающегося Необходимость внешней активизации познавательной деятельности

информации, рассматриваемой в качестве потенциальной основы знания, в рамках теории отражения, являющейся методологической основой философского осмысления природы информации [см.: 7]. В соответствии с атрибутивной концепцией теории отражения, информация — понятие, общее для всех видов и форм движения материи, связанное с тем или иным свойством или атрибутом материи. С точки зрения функциональной концепции понятие «информация» относится к самоуправляющимся и самоорганизующимся системам. Адекватным при таком определении является ассоциирова-

ние информации, а соответственно и знания, с потоком, процессом. Основой для разработки инструментария для оценки зрелости образовательного знания могут служить рекомендации приложения А стандарта ИСО 9004:2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

Таким образом, концепция менеджмента знаний в образовательном процессе высшей школы находится в самом начале ее становления и требует дальнейших исследований как в теоретическом, так и экспериментальнопрактическом плане.

Библиографический список

1. Аванесов, Е.К. Японская модель устойчивого роста — основа пересмотра стандарта КО 9004 // Методы менеджмента качества. — 2005. - № 10. - С. 40.

2. Лобанов, Ю.И. Управление знанием в открытом образовании. — М., 2003. — 68 с. (Новые информационные технологии в образовании: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО. — Вып. 12).

3. Макгрегор, Д. Человеческий фактор и производство // Психология управления: Хрестоматия; учеб. пособие. — Самара: Изд. дом «Бахрах — М», 2006. — 768 с.

4. Матвеева, И. Качество образования в информационном обществе // Стандарты и качество. — 2005. — № 9. — С. 76 — 81.

5. Окрепилов, В.В. Менеджмент качества. — СПб.: Наука, 2003. — 992 с.

6. Путин, В.В. Создать в России конкурентоспособную систему генерации, распространения и использования знаний // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 11. — С. 2 — 3.

7. Сурнин, В. Знания в информационнообменном процессе // Стандарты и качество. — 2003. — № 9. — С. 40 — 42.

8. Суртаева, Н.Н. Обучающееся учреждение XXI века — вектор реформирования отечественного образования // Человек и образование. — 2005. — № 2. — С. 12 — 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.