Чжан Шугэ
Аспирант, Московский государственный институт культуры.
Концепция Мао Цзэдуна о физическом воспитании личности и нации*
воспитание воспитание воспитание
Мао Цзэдун создал полноценную идеологическую концепцию, в которой значительное место уделялось человеку и его воспитанию в рамках личностного и общественного развития. Основные положения системы воспитания Мао Цзэдуна представим на рисунке 1.
Концептуально система воспитания Мао Цзэдуна строится на взаимосвязанной триаде, образующей базис концепта воспитания личности и нации в теории маоизма: физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание. При этом, несмотря на то, что Мао Цзэдун считал что ум, нравственность и тело одинаково значимыми, но первым среды равных по своей значимости он считал тело: «Тело - это колесница со знаниями и обитель нравственности, в него, как в колесницу, помещают знания, и в нём, как в обители, находит пристанище нравственность» [1]. Физическое Умственное Нравственное Концептуально маоизм противостоит
утилитаристским и либеральным концепциям воспитания, в которых основополагающим фактором выступает экономический интерес и материальный достаток, определяющий дальнейший путь развития человека: «Как видно из материалов исследования противоречивость этических концепций либерализма и утилитаризма нивелирует ценность этики...» [2, с. 20]. Маоизм, в котором главенствующим элементом концепции выступает человек, как часть нации избавлен от этих недостатков, этичность воспитания у Мао Цзэдуна, это воспитание тела, без которого не сформируется знаний и нравственности, то есть интеллектуальное, этическое,
Забота
Питание
Преподавание Обучение
«Движение нужно для существования - такое отает в простом стило Движение нужно дли защиты родины -такое стает в высоком стиле».
Источник: составлено автором на основе Выступлений и статьей Мао Цзэдуна разных лет [1].
Рисунок 1. Основные принципы концепции воспитания Мао Цзэдуна.
© Чжан Шугэ, 2023.
History of geopolitics, international relations and world history
эстетическое развитие человека в полной мере раскрывается в физической культуре человека: «Если он (человек) найдёт способ сделать совершенным своё тело, то всё остальное приложится. Чтобы сделать совершенным своё тело, нет ничего лучше физического воспитания. В нашей жизни физическое воспитание в самом деле занимает первостепенное место» [1]. При этом в концепции воспитания Мао Цзэдуна происходит разделение на внешние и внутренние факторы воспитания, внешними по отношению к человеку считается академическая среда, преподаватели и учебные заведения, а внутренними факторами Мао Цзэдун считал сознательные установки для улучшения своего тела и человеколюбия (отношения к другим людям).
Основой эффективного преподавания и обучения Мао Цзэдун считал заботу о воспитанниках и питание воспитанников, в этом смысле идеи Мао Цзэду-на перекликаются с идеями великого советского педагога Макаренко А.С.: «Личность человека по Макаренко А.С. неразрывно связана с коллективом, потенциал развития личности реализуется через коллектив и благодарю коллективу, то есть в своей трудовой и хозяйственной деятельности человек свои цели не индивидуализировал, а формировал их сонаправлено коллективным целям» [3, с. 9]. Как и у Макаренко концепция Мао Цзэдуна является практико-ориентированной, то есть, направленной на физические достижения (труд) и воспитанник является неотъемлемой частью коллектива.
Забота по Мао Цзэдуна проявляется в наставничестве, то есть наставниках, которые действительно заботятся о своих подопечных и с этим связан второй базис концепции - питание, которое должно быть органическим и чистым, то есть незагрязнённым неорганическими химическими добавками. Движение - занимает важнейшее место в концепции воспитании Мао Цзэ-дуна, причём движению он придавал глубоких философский смысл, так он полагал, что это не просто физическая характеристика организма, но и духовный элемент развития воспитанника: «Движение питает нашу жизнь и радует нашу душу, и только Чжу-цзы выступал за самосозерцание, а Лу-цзы — за покой...По моему скромному мнению, и на небе, и на земле есть только движение» [1]. Движение также связано с силой, без силы невозможны никакие достижения и теряется смысл физического воспитания, причём рост силы предопределяет здоровье. Здоровье воспитанника важно тем, что если не заниматься физическим воспитанием в полной мере, а вести антисоциальный, деструктивный образ жизни то неизбежно силы будут покидать организм и здоровье будет убывать: «Мне приходилось слышать также и о том, что душа и тело одновременно не могут быть совершенными и что люди умственного труда обычно недостаточно развиты физически, а те, кто пышет здоровьем, зачастую недостаточно развиты умственно. Это утверждение тоже абсурдно. Ведь оно касается лишь слабовольных и бездеятельных людей и совсем не имеет отношения к благородным мужам» [1]. Следует отметить, что Мао Цзэдун фактически сформировал концепцию
воспитания в которой неявно прослеживается мысль о гармонии, если внимательно вдуматься в смысл его высказываний, то очевидно, что говоря о том, что неправильно полагать, что ум не определяет физическое развитие, а физическое развитие не определяет умственное развитие он полагал, что необходимо гармоничное развитие это касается как тела, так и души. В определённой степени можно утверждать, что притом что концепция воспитания Мао Цзэдуна строилась на базисе физического воспитания, он более гуманен, нежели материалистичен и в этом его отличие от Макаренко при всей схожести их подходов. Так Мао Цзэдун большое внимание уделял развитию внутреннего мира человека: «Чувства человека имеют огромную силу. Древние контролировали их с помощью разума, а потому спрашивали, как настроен хозяин, или призывали сдерживать сердце разумом. Но разум идёт от сердца, а сердце находится в теле» [1]. То есть в отличие от материалистического подхода, нацеленного на труд и общие настроение коллектива, у Мао Цзэдуна чувства одного человека более важны чем коллективный интерес.
Благодаря Мао Цзэдуна в Китае сформировался культ спорта, которому уделялось и уделяется значительное внимание в педагогической системе воспитания граждан страны [1]. Его концепция воспитания сделала граждан Китая не просто сплочённой нацией, но и нацией, которая за короткий срок продемонстрировала значительные успехи во многих областях общественной жизни. Педагогическая система воспитания, основанная на физическом воспитании действительно продемонстрировала прикладную эффективность, в которой сочетается гармония умственного и нравственного развития гражданина и нации.
Библиографический список:
[1] Ань Ц. К вопросу о взаимосвязи построения базовой партийной организации КПК в университетах и
подходов к нравственному воспитанию студентов // Евразийский юридический журнал. 2021. № 1 (152). С. 488-489.
[2] Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск
шестой. — М., Издательство «Прогресс», 1976. Статья опубликована в журнале «Синь циннянь», Т. 3. № 2. 1 апреля 1917 года.
[3] Камалов Р.К., Рассолова И.Ю., Гарипова Ф.М. Соответствие экономической этики концепций утилита-
ризма и либерализма современным условиям хозяйствования // Дискуссия. 2022. Т. 114. №. 5. С. 14-24.
[4] Педагогическая концепция Макаренко А.С. и современный экономический человек / Е.В. Говердовская,
С.В. Иванова, Е.В. Мензул, Е.А. Василевская // Дискуссия. 2022. № 5 (114). С. 6-13.
Reference
[1] An Ts. On the question of the relationship between building the basic party organization of the CPC in universi-
ties and approaches to the moral education of students // Eurasian Law Journal. 2021. № 1 (152). P. 488-489.
[2] Speeches and articles by Mao Zedong of different years, not previously published in print. Collection. Sixth edition. - M.,
Progress Publishing House, 1976. The article was published in the Xin Qingnian magazine, Vol. 3. № 2, April 1, 1917.
[3] Kamalov R.K., Rassolova I.Yu., Garipova F.M. Correspondence of the economic ethics of the concepts of utili-
tarianism and liberalism to modern economic conditions // Discussion. 2022. Vol. 114. № 5. P. 14-24.
[4] Pedagogical concept Makarenko A.S. and modern economic man / E.V. Goverdovskaya, S.V. Ivanova,
E.V. Menzul, E.A. Vasilevskaya // Discussion. 2022. № 5 (114). P. 6-13.
History of geopolitics, international relations and world history
Чжан Шугэ
Аспирант, Московский государственный институт культуры.
Концепция Мао Цзэдуна о физическом воспитании личности и нации Аннотация. Мао Цзэдун которого в Китае называют Великий Кормчий является крупнейшей исторической фигурой своих лет, является главным теоретиком маоизма в котором концепция воспитания человека и личности является центральным звеном. Объект исследования - маоизм, как идеологическая концепция политической теории и практики. Предмет исследования - физическое воспитание в рамках концепции маоизма. Цель исследования - раскрыть содержание и основные принципы теории маоизма в области физического воспитания и педагогики. В статье представлены основные положения маоизма в области физического воспитания, представляющие собой триаду: физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание. Представлены первичные качественные характеристики воспитания: питание и забота, объясняется как из первичных качеств происходит рождение вторичных качеств: преподавание и обучение.
Ключевые слова: маоизм, физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, личность, нация.
ZhangShuge
Graduate student, Moscow State Institute (University) of Culture.
Mao Zedong's concept of physical education of the individual and the nation Abstract. Mao Zedong, who is called the Great Helmsman in China, is the largest historical figure of his years, is the main theorist of Maoism in which the concept of educating a person and personality is the central link. The object of research is Maoism as an ideological concept of political theory and practice. The subject of the study is physical education within the framework of the concept of Maoism. The purpose of the study is to reveal the content and basic principles of the theory of Maoism in the field of physical education and pedagogy. The article presents the main provisions of Maoism in the field of physical education, which are a triad: physical education, mental education, moral education. The primary qualitative characteristics of education are presented: nutrition and care, it is explained how the birth of secondary qualities occurs from primary qualities: teaching and learning.
Key words: Maoism, physical education, mental education, moral education, personality, nation.