Научная статья на тему 'Концепция логопедической работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи'

Концепция логопедической работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1027
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМОГЕНЕЗ / ГНОСТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лиходедова Л. Н.

В психологии выделяют две основные позиции ребенка относительно речевой деятельности: практическую и теоретическую. Более естественной формой речи оказывается синтагматическая организация связей. Важной задачей логопедической работы является формирование психологических предпосылок успешного овладения речью: фонетические, фонематические, морфологические, синтаксические обобщения. Речевое развитие в норме является успешным, если речевая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, и ведет за собой развитие его речевых способностей. Развитие речи происходит по принципу системогенеза. Логопедическое воздействие по коррекции недостатков речевого развития у детей с патологией зрения и недоразвитием речи предполагает учет принципов системного подхода в анализе речевых нарушений, решение коррекционно-логопедические задач, опираясь на "зону потенциального развития" детей. Важной основой развития речи считается формирование ее интонационной стороны в системе речеслухового, а затем речедвигательного анализаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция логопедической работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи»

№ 4 - 2007 г. 19.00.00 психологические науки

УДК 616.22-008.5:376.3

Концепция логопедической работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи

Л. Н. Лиходедова

Костанайский государственный педагогический институт (Казахстан, г. Костанай)

В психологии выделяют две основные позиции ребенка относительно речевой деятельности: практическую и теоретическую. Более естественной формой речи оказывается синтагматическая организация связей. Важной задачей логопедической работы является формирование психологических предпосылок успешного овладения речью: фонетические, фонематические, морфологические, синтаксические обобщения. Речевое развитие в норме является успешным, если речевая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, и ведет за собой развитие его речевых способностей. Развитие речи происходит по принципу системогенеза. Логопедическое воздействие по коррекции недостатков речевого развития у детей с патологией зрения и недоразвитием речи предполагает учет принципов системного подхода в анализе речевых нарушений, решение коррекционно-логопедические задач, опираясь на "зону потенциального развития" детей. Важной основой развития речи считается формирование ее интонационной стороны в системе речеслухового, а затем речедвигательного анализаторов.

Ключевые слова: системогенез, гностико-практические функции, речедвигательный анализатор

Логопедическая работа по формированию правильной речи у дошкольников основывается на психологических закономерностях развития психики в норме.

Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина и др. по вопросу о движущих силах развития психики ребенка, главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на конкретной стадии его развития обусловлены ведущей деятельностью. Деятельностью, позволяющей развиваться всем сторонам психики дошкольника, является игра.

Однако дети с нарушениями развития речи отстают в своих возможностях от потребностей ведущей деятельности, тем самым от собственных потребностей, которые недостаточно стимулируют развитие речи. Поэтому логопедическое воздействие предполагает перевод ведущей игровой деятельности на уровень учебно-игровой: учебной по цели и игровой по характеру осуществления.

Как известно, в психологии выделяют две основные позиции ребенка относительно речевой деятельности: практическую и теоретическую (по А. А. Леонтьеву).

Практическая позиция ребенка относительно речи указывает на то, что его речь в различных ее формах широко используется им в разнообразных функциях, но при этом представления ребенка о речевой деятельности, как особо существующей, о ее элементах и законах, которым она подчиняется, характеризуются неопределенностью, смутностью, недостаточной осознанностью.

Если позиция ребенка относительно речи носит теоретический характер, ребенок способен отнестись к действительности родного языка как к особой, отражающей предметную действительность; он способен увидеть ее элементы, особенности их структуры, закономерности, свойственные этой действительности. Ребенок научается произвольному и осознанному оперированию этой деятельности.

Учитывая выше сказанное, важной задачей логопедической работы является формирование психологических предпосылок успешного овладения речью: фонетические, фонематические, морфологические, синтаксические обобщения необходимо формировать вначале на практическом уровне, а в дальнейшем - на уровне осознания.

Практическое овладение речью детьми с патологией зрения должно учитывать тот факт, что согласно современным лингвистическим представлениям, в языке выделяют два различных принципа организации словесных значений:

• синтагматический (порождает высказывания);

• парадигматический (порождает понятия).

Парадигматическая организация языка предполагает включение данного элемента языка в известную систему противопоставлений или в известную иерархическую систему кодов. Принцип противопоставлений и организации в иерархические системы отношений лежит в основе образования понятий. Этому принципу подчиняются не только фонетические и лексические элементы слова, но и морфологические и семантические формы слов.

С переходом от слова к предложению возникает новый принцип организации речи -синтагматический принцип. Он заключается в том, что в основе организации высказывания лежит не иерархия противопоставления, а плавные переходы от одного слова к другому.

Существенным фактом является то, что более естественной формой речи оказывается синтагматическая организация связей, составляющих основу плавного высказывания. По данным исследований А. Р. Лурия, у детей 5-6 лет наблюдается преобладание предикативных реакций, являющихся единицами синтагматической организации речи.

Это свидетельствует о том, что более раннюю форму речевой деятельности составляет синтагматическая организация языка, парадигматический тип отношений элементов языка закрепляется в более позднем возрасте.

Учитывая выше изложенное, логопедическое воздействие по коррекции речевых нарушений у дошкольников с дефектами зрения должно опираться на те отношения, которые обуславливают построение системы языка: синтагматические, характеризующие уровень практического овладения речью; по мере овладения детьми отдельными языковыми закономерностями (умением сравнивать, сопоставлять и противопоставлять фонетические и морфологические единицы речи) - парадигматические отношения.

Речевое развитие в норме является успешным, если речевая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, и ведет за собой развитие его способностей (речевых), реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального (ближайшего) развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие речевых способностей. Если она проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Таким образом, логопедическое воздействие должно быть коррекционно-развивающим: учитывать закономерности формирования элементов речевой системы в норме и возникающие трудности у детей с нарушением зрения и недоразвитием речи при овладении этими закономерностями, решать коррекционно-логопедические задачи, опираясь на "зону потенциального развития" детей.

Развитие речи, как указывает П. К. Анохин, происходит по принципу системогенеза, который является специфической закономерностью развития организма, основная особенность которого заключается в неравномерном (гетерохронном) развитии функциональных систем, обеспечивающем выживание и адекватное приспособление к условиям окружающей среды. Функциональная система не сразу формируется в полной мере. Вначале объединяются структурные части отдельных компонентов системы, которые наиболее необходимы для выживания организма. В связи с этим функциональные системы приобретают приспособительное значение в жизни организма раньше, чем они полностью и окончательно созреют. Важной основой развития речи считается формирование ее интонационной стороны в системе речеслухового, а затем речедвигательного анализаторов. Это имеет важный приспособительный эффект, обеспечивая ребенку социальную адаптацию.

Исследования физиологических механизмов речи, проведенное Т. Н. Ушаковой, показало, что семантический уровень речевой системы функционирует раньше других по принципу минимального обеспечения. Поэтому ребенок вначале начинает понимать речь, а потом уже говорить.

В процессе формирования экспрессивной речи ребенок начинает говорить словами-предложениями, в которых содержится целое высказывание с ведущей ролью в его выражении интонации. Это свидетельствует о том, что функциональная речевая система вступает в действие, не достигнув своего окончательного созревания, что является основной закономерностью системогенеза.

Нейрофизиологические данные о формировании функциональной речевой системы дополняют представления о системном взаимодействии между различными компонентами языка.

В структуре языка, образующей единое целое, как указывал В. В. Виноградов, все составные части или элементы ее находятся в закономерных отношениях, закономерной связи друг с другом: звуковой строй, грамматика, словарный состав взаимосвязаны, взаимоопределены. Взаимосвязь различных компонентов речи отчетливо выражена в процессе ее развития. Фонетическое развитие способствует накоплению словаря и расширению грамматических средств.

Таким образом, логопедическое воздействие по коррекции недостатков речевого развития у детей с патологией зрения предполагает учет принципов системного подхода в анализе речевых нарушений.

Учитывая все выше изложенное, можно отметить, что логопедическое воздействие включает в себя реализацию не только общих, но и специальных принципов:

• системности (необходимо осуществление воздействия на все стороны речевой функциональной системы);

• комплексности (учет общих и специфических закономерностей развития аномальных детей);

• принципа развития (выделение этапов, задач, которые находятся в зоне ближайшего развития);

• онтогенетического принципа (учет последовательности появления форм и функций речи в онтогенезе);

• деятельностного подхода (развитие психики ребенка - психических процессов и психологических особенностей личности - на конкретном возрастном этапе обусловлено ведущей деятельностью);

• этиопатогенетического принципа (учет этиологии и механизма речевого нарушения);

• учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта;

• принципа обходного пути (формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена).

В связи с выше изложенным, коррекционное воздействие предполагает работу в следующих направлениях:

1. Формирование гностико-практических функций:

о развитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза; о оптико-пространственного гнозиса и праксиса; о тактильно-двигательного восприятия; о зрительной и речеслуховой памяти.

2. Формирование звуковой стороны речи:

о формирование правильного произношения звуков;

о развитие навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; о развитие фонематического слуха и восприятия; о выработка контроля за внятностью и выразительностью речи.

3. Развитие лексики:

о закрепление денотативного значения слов;

о формирование сигнификативного компонента лексического значения; о развитие структуры лексического значения.

4. Коррекция недоразвития грамматического строя речи: формирование правильного словоизменения и словообразования вначале с опорой на синтагматические отношения, а затем на уровне парадигматических отношений.

5. Развитие связной речи в условиях:

о во-первых, активизации общения детей с помощью специальной организации их практической и игровой деятельности по обобщению сенсорного опыта; о во-вторых, развития самостоятельной речевой деятельности детей с

нарушением зрения и недоразвитием речи на основе обогащения словарного запаса, формирования речевых умений и навыков.

Список литературы

1. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. - Т. 1. - М., 1983.

2. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - М., 1979.

3. Ушакова, Т. Н. Речь человека в общении / Т. Н. Ушакова. - М., 1989.

4. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. - М., 1989.

5. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.