Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО О НЕПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ НАСИЛИЕМ КАК «ЖИЗНЕУЧЕНИЕ»'

КОНЦЕПЦИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО О НЕПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ НАСИЛИЕМ КАК «ЖИЗНЕУЧЕНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1154
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л.Н. ТОЛСТОЙ / НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ / РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ / ТОЛСТОВСТВО / ХРИСТИАНСТВО / АНАРХИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жулькова Карина Алеговна

Отражение философских идей и их трансформация в публицистическом, художественном творчестве и в жизни Л.Н. Толстого прослеживается на примере концепции о непротивлении злу насилием. Духовное преображение человека, осмысленное в работах «Исповедь», «Краткое изложение Евангелия», «В чем моя вера?», «О жизни», «Закон насилия и закон любви», воплощенное в романах «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», - не только философская идея, но и жизненная программа, «жизнеучение» Л.Н. Толстого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEO TOLSTOY’S DOCTRINE OF NON-RESISTANCE TO EVIL BY FORCE AS A «LIFE-TEACHING»

The reflection and transformation of philosophical ideas in the fiction and essays by Leo Tolstoy and in his life is demontrated in the discussion of the doctrine of non-resistance to evil by force. The spiritual growth of a person is not only a philosophical idea, but also a life plan and «life-teaching» of Leo Tolstoy presented in the works A Confession, The Gospel in Brief, My Religion, On Life, The Law of Love and the Law of Violence and in the novels War and Peace, Anna Karenina and Resurrection.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО О НЕПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ НАСИЛИЕМ КАК «ЖИЗНЕУЧЕНИЕ»»

ЛИТЕРАТУРА И ФИЛОСОФИЯ

УДК: 130.2

ЖУЛЬКОВА К.А.1 КОНЦЕПЦИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО О НЕПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ НАСИЛИЕМ КАК «ЖИЗНЕУЧЕНИЕ». (Обзор). DOI: 10.31249/lit/2021.01.08

Аннотация. Отражение философских идей и их трансформация в публицистическом, художественном творчестве и в жизни Л.Н. Толстого прослеживается на примере концепции о непротивлении злу насилием. Духовное преображение человека, осмысленное в работах «Исповедь», «Краткое изложение Евангелия», «В чем моя вера?», «О жизни», «Закон насилия и закон любви», воплощенное в романах «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», - не только философская идея, но и жизненная программа, «жизнеучение» Л.Н. Толстого.

Ключевые слова: Л.Н. Толстой; непротивление злу насилием; религиозно-философское учение; толстовство; христианство; анархизм.

ZHULKOVA K.A. Leo Tolstoy's doctrine of non-resistance to evil by force as a «life-teaching». (Review).

Abstract. The reflection and transformation of philosophical ideas in the fiction and essays by Leo Tolstoy and in his life is demontrated in the discussion of the doctrine of non-resistance to evil by force. The spiritual growth of a person is not only a philosophical idea, but also a life plan and «life-teaching» of Leo Tolstoy presented in

1 Жулькова Карина Алеговна - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела литературоведения Института научной информации по общественным наукам РАН.

the works A Confession, The Gospel in Brief, My Religion, On Life, The Law of Love and the Law of Violence and in the novels War and Peace, Anna Karenina and Resurrection.

Keywords: L.N. Tolstoy; non-resistance to evil by force; religious and philosophical doctrine; Tolstoyan movement; Christianity; anarchism.

Для цитирования: Жулькова К.А. Концепция Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием как «жизнеучение». (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7 : Литературоведение. - 2021. - № 1. - С. 90-98. - DOI: 10.31249/lit/2021.01.08

«Идеи Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием являются глубоко продуманной и прочувствованной жизненной позицией, воплотившейся не только в произведениях писателя», - замечают В.П. Римский, С.В. Резник, К.Е. Мюльгаупт, акцентируя мысль о том, что «ненасилие Толстого больше, чем философская система, религиозная концепция, этическая программа или какая-либо иная локальная доктрина. Скорее это жизнеучение...» [6, с. 92].

В статье «Концепция Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием и ее духовная направленность» [5] В.В. Кузьменко (Днепропетровск) утверждает, что проблему непротивления писатель подспудно решает еще в романах «Война и мир» (1867) и «Анна Каренина» (1877).

Напоминая о кризисе, которым завершился классический период, принесший человечеству такие шедевры, как роман-эпопея «Война и мир», «Анна Каренина», О.С. Есман и Г.Н. Калинина (Белгород) [3] уточняют, что Толстой активно разрабатывает философские позиции, в частности идею непротивления, с конца 1870-х годов. Авторы статьи обращаются к повести «Смерть Ивана Ильича» (1882-1886), рассматривая концепцию о непротивлении в рамках категорий «пограничное состояние», «смысл жизни», «высшая ценность».

Герой повести, Иван Ильич, в критическом (пограничном) состоянии через страдания, моральные и физические, осознает тщетность основных материальных ценностей, борется с пониманием фальшивости, «неправильности» прожитой жизни. Вводя в повесть двух праведных персонажей - «простого мужика» Гера-

сима и сына главного героя, писатель дает ответ на вопрос о смысле сущего, заключающийся в доброте, искренности, смиренности. Толстой поднимает основные вопросы бытия человека со свойственным экзистенциалистам ощущением мира вообще через внутренний мир человека. О.С. Есман и Г.Н. Калинина отмечают, что экзистенциальные смыслы писатель подробнее раскрывает в философской концепции о непротивлении злу насилием. Для него насилие - замкнутый круг, средоточие зла, порождающего самое себя и противостоящее качественно основной ценности общества, обеспечивающей смысл всего сущего, а заповеди Христа являются идеалом поведения человека, руководством к каждодневному поведению.

И.И. Евлампиев и И.Ю. Матвеева (Санкт-Петербург) [2] полагают, что Толстой подводит итоги произошедшего с ним мировоззренческого переворота в книге «В чем моя вера?» (1884). Пытаясь понять, в чем суть подлинного учения Христа, он в качестве главного элемента признает Нагорную проповедь. Исследователи уточняют: «Смысл христианства Толстой видит только в одном: в принятии и беспрекословном исполнении всеми людьми заповедей Нагорной проповеди, в связи с этим отвергает церковное представление о том, что человек может быть совершенным только в посмертной жизни» [2, с. 167].

Такая трактовка вызвала критику большинства современных писателю мыслителей, утверждавших, что в учении Толстого христианский идеал сводится «на землю», а материя и дух слишком радикально противопоставляются в человеческом существе («злой» материи противостоит «добрый» дух). Отрицание бессмертия личности и упование на совершенство земного человечества было понято как отрицание сущности религии в пользу идеи гуманистического прогресса.

Наиболее веское возражение против той формы непротивления, которую демонстрирует Толстой, дал В.В. Розанов в статье 1896 г.1 Признавая значение указанной заповеди Христа, Розанов отрицает ее абсолютность, указывает на то, что еще до того, как Христос дал заповедь непротивления злу, он выгнал торгующих из

1 Розанов В.В. Еще о гр. Л.Н. Толстом и его учении о непротивлении злу // Л.Н. Толстой : pro et contra. - Санкт-Петербург : РХГА, 2018. - С. 264-273.

92

храма, т.е. применил к ним силу. Философ видит смысл истории изгнания торгующих из храма в необходимости отделить святое от земного.

По мнению И.И. Евлампиева и И.Ю. Матвеевой, Розанов правильно уловил, возможно, главный недостаток построений Толстого. Однако писатель и сам почувствовал слабость своей позиции и к тому времени, когда Розанов опубликовал свою статью, уже изменил ее. На первый план он выдвинул представление о двух разных уровнях существования человека - жизни земной и жизни божественной, признавая заповедь непротивления значимой в полной мере только для людей, перенесших центр своего существования на высший уровень.

Исследователи замечают, что впервые различие двух уровней ясно формулируется в трактате «О жизни» (1888), где Толстой решительно утверждает, что, открывая для себя божественную жизнь, человек прежде всего осознает иллюзорность своей независимости от других людей: высшая жизнь оказывается жизнью в единстве, буквально в «слитности» с другими людьми. Он констатирует, что принцип непротивления имеет не чисто моральную сущность, а религиозную и что правильное отношение к нему предполагает мистическую перспективу соединения с Богом и всем бесконечным бытием.

И.И. Евлампиев и И.Ю. Матвеева полагают, что наиболее неожиданно выглядит присутствие размышлений, близких к этому принципу, в творчестве Ф.М. Достоевского: «В романе "Бесы" герой-идеолог, выражающий многие заветные идеи писателя, Кириллов, представлен подлинно религиозной личностью, ищущей высший смысл существования; важнейшей чертой его религиозности является наличие мистических состояний ("пяти секунд" вечной гармонии)1, в которых он соединяется со всем бытием... В косноязычных, но одновременно и пророческих словах Кириллова можно угадать уже известную нам мысль о разделении двух уровней жизни и двух форм сознания человека - земного, "животного" отношения к людям и миру и религиозного, божественного» [2, с. 176, 177].

1 Достоевский Ф.М. Бесы // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. : в 30 т. -Ленинград : Наука, 1974. - Т. 10. - С. 450.

Особенно показательным свидетельством внутренней логичности того обоснования принципа непротивления, к которому Толстой пришел в конце жизни, является косвенное согласие с ним самых яростных его критиков. Например, Л.П. Карсавин, который прежде очень резко высказывался об учении Толстого, в работе «Церковь, личность и государство» (1927) оценивает это учение более объемно и сложно, и, рассматривая бесконечно выставляемую против Толстого ситуацию, в которой разбойник нападает на младенца и хочет его убить, утверждает, что человек праведный и святой, вероятно, сможет остановить его «с помощью одного какого-нибудь жеста, слова или взгляда, одним не рассчитанным, непосредственным изъявлением своего существа»1. А Н.А. Бердяев в работе «Русская идея» (1946) неожиданно начинает защищать Толстого от обвинений в рационализме и признает, что учение Толстого в полном смысле религиозно, а значит - мистично, и именно в мистической перспективе жизни в Боге принцип непротивления оказывается безусловным законом.

В.П. Римский, С.В. Резник и К.Е. Мюльгаупт (Белгород) [6] полагают, что основные толстовские идеи в области критики любых форм насилия сформировались в процессе создания романа «Воскресение» (1899), начало работы над которым, по мнению исследователей, можно датировать 1887 г., когда писатель услышал от А.Ф. Кони рассказ о несчастной девушке. К этому времени уже были написаны такие философско-публицистические работы, как «Исповедь» (1879), «Краткое изложение Евангелия» (1880), «В чем моя вера?» (1884), «О жизни» (1887). Окончательная же редакция романа по времени совпадает с трактатом «Царство Бо-жие внутри нас, или Христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание», опубликованным в 1906 г.

Авторы статьи прослеживают процесс взаимопроникновения художественного и публицистического у Толстого. Прямые публицистические мысли писателя вторгаются в художественно-образную, живую ткань человеческих судеб романа «Воскресение» (роман начинается с описания тюрьмы и судебного заседания). Итоговое произведение «Закон насилия и закон любви» (1908) в

1 Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство // Карсавин Л.П. Соч. -Москва : Раритет, 1993. - С. 440.

свою очередь включает образное, в лицах, описание суда, перекликающееся с судебным заседанием в романе (глава XII первой части).

Прямая критика государственного и правового насилия содержится в осмыслении Нехлюдовым права и законов. Он осознает, что «всякого рода насилия, жестокости, зверства не только не запрещаются, но разрешаются правительством, когда это для него выгодно, а потому тем более позволено тем, которые находятся в неволе, нужде и бедствиях»1. Тяжелый опыт познания Нехлюдовым мерзости государственного и индивидуального насилия в тюрьмах и ссылке, несправедливости в судах и семьях, знатных и бедных, заканчивается для него в последней главе романа внезапным, но очевидным открытием в Евангелии истин любви, покаяния, прощения и непротивления, совершенно просто, обычными словами проповеданных Христом: «Ответ, которого он не мог найти, был тот самый, который дал Христос Петру: он состоял в том, чтобы прощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были виновны и потому могли бы наказывать или исправлять... Нехлюдов понял теперь, что общество и порядок вообще существуют не потому, что есть эти узаконенные преступники, судящие и наказывающие других людей, а потому, что, несмотря на такое развращение, люди все-таки жалеют и любят друг друга»2.

Оказавшись присяжным по делу обвиняемой в убийстве проститутки Катюши Масловой, в которой узнал соблазненную им некогда и брошенную горничную своих тетушек, Нехлюдов осознает личную вину и вину своего класса в падении миллионов таких Катюш. Потрясенный этим осознанием, он порывает со своей средой и отправляется вслед за Масловой на каторгу. «Скачкообразное превращение Нехлюдова из барина, легкомысленного прожигателя жизни, в искреннего христианина (христианина не в церковном, а этическом смысле этого слова) началось на эмоционально-духовном уровне в форме глубокого раскаяния, пробудившейся совести

1 Толстой Л.Н. Воскресение // Толстой Л.Н. Собр. соч. : в 22 т. - Москва : Художественная литература, 1983. - Т. 13. - С. 424.

2 Там же. - С. 456, 457.

и сопровождалось напряженной умственной работой», - отмечают исследователи [6, с. 79].

В.П. Римский, С.В. Резник и К.Е. Мюльгаупт замечают, что когда говорят о христианском «преображении», то часто эту духовную практику соотносят с античной метанойей (переменой), но Л.Н. Толстой нашел более точное название для христианского преображения, отличающее его от дохристианской «практики себя», для него духовное обновление личности - воскресение.

А.А. Безруков (Армавир) [1], упоминая хрестоматийный факт, просьбу умирающего Тургенева: «Лев Николаевич, вернитесь, вернитесь в художественное творчество», - связывает состоявшееся возвращение Толстого со становлением религиозного учения, т.е. толстовства. Именно поэтому в 1880-1890-е годы центральная тема вернувшегося в литературу Толстого - нравственный переворот, духовное прозрение героя. Герой сконцентрирован на себе, на своей жизни, и приходит к выводу, что эта жизнь была эгоистическая, пустая, несущая в себе безразличие к окружающим (повесть «Смерть Ивана Ильича» (1886), рассказ «Хозяин и работник» (1895)).

В рассказе «После бала» 1903 г. Толстой приводит своего героя Ивана Васильевича к неожиданному перевороту, выводя заветную формулу неучастия во зле, где зло - это государственные институты, военная служба, любая служба вообще.

«Толстой верил в принцип неучастия в государственных институтах, во власти, в его зло-деяниях. И связывал он это не с желанием разрушить таким способом государство, но со стремлением спасти самого человека, его подлинное духовное "Я" от удушающей липкой лжи культуры, многочисленных "ширм", условностей, законов и символов, которыми цивилизация заслонила человека от самого себя, невольно превращая его в "автомат" мыслей и действий. Этот тезис стал практическим воплощением толстовского теоретического учения о непротивлении злу насилием. Многие и здесь увидели явный анархический призыв к развалу власти путем пассивного саботажа», - заявляет С.М. Климова (Москва) [4, с. 76]. Между тем речь идет о духовном преображении, призванном изменить мир.

По мнению С.М. Климовой, взгляды Толстого с очевидностью демонстрируют соединение двух противоположных тезисов.

Во-первых, источник зла в жизни людей лежит в области легитимных суждений и права, т.е. цивилизации, представленной в насильственных формах государства, культуры, обслуживающей идеологию, церкви, формальном деспотизме законов. Во-вторых, искоренение зла связано с этической и религиозной мыслью и ме-танойей чувств и жизни самого субъекта. Речь идет исключительно о духовном преображении человека, его работе над самим собой, самопознании и устранении внешнего зла в процессе внутреннего его уничтожения.

Исследовательница подчеркивает, что для Толстого все формы насилия - государственное, революционное или личное -тождественны, если действия направлены на принуждение другого. Важно и то, что, понимая причину зла, человек не имеет права на «клишированность» поступка, каждый раз он должен заново решать, как поступать в каждом конкретном случае. Этот акт, по Толстому, всегда должен быть согласован с совестью.

Подобно Сократу, он всегда оставался верен себе и голосу Бога «в себе», полагая, что решение не может быть дано заранее. С.М. Климова считает, что нагляднее всего эту мысль Толстой демонстрирует в своих художественных текстах: «Его работы наполнены примерами проявления христианской жизни (разумного сознания) в самых тяжелых условиях существования - на войне ("Хаджи Мурат"), в плену ("Война и мир"), в тюрьмах и на каторге ("Воскресенье", "За что?"), в пространствах внешней несвободы ("Божеское и человеческое")» [4, с. 76].

От художественных текстов и публицистических трактатов о неучастии во «зле» Толстой переходит к письмам «во власть». Например, в письме 1902 г. к Николаю II он обращается к самодержцу со словами о недопустимости самодержавия. Напоминает царю о том, что тот всем людям - брат во Христе, что он не просто символ власти, но и реальный со-работник Бога. Потому Толстой и настаивает на добровольном отказе от власти путем сознательной демократизации и реформирования России, уничтожения «права земельной собственности», уравнения людей в свободах. Он ищет слова-предупреждения грядущего кровопролития и насилия, рекомендаций к спасению страны и отдельного человека - Николая II.

Письмо-акция, написанное за три года до первой революции, было воспринято властью как чудачество писателя.

«Способность жить христианскими идеалами не формально, но практически становится заветной мечтой Толстого и одновременно приобретает черты революционного нигилизма в глазах власти и общества. Толстой при этом стоит на позициях философского идеализма, веря в возможность разумного сознания каждого, направленного на ненасильственное преображение всех» [4, с. 71]. Толстой далек от разрушения власти каким-либо иным способом, кроме внутренней работы человека с самим собой за спасение своей души.

Список литературы

1. Безруков А.А. Проявление толстовства в художественном творчестве писателя // Педагогические идеи Л.Н. Толстого сегодня : сборник материалов Международного научно-практического семинара, посвященного 190-летию со дня рождения Л.Н. Толстого / под общ. ред. Т.М. Балыхиной. - Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2018. - С. 127-129.

2. Евлампиев И.И., Матвеева И.Ю. Принцип «непротивления злу насилием» Л.Н. Толстого в контексте русской религиозной философии конца XIX -начала ХХ в. // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2020. -№ 2, т. 24. - С. 165-180.

3. Есман О.С., Калинина Г.Н. Раскрытие экзистенциальных смыслов на примере концепции Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием // Наука. Искусство. Культура. - 2019. - № 1 (21). - С. 151-154.

4. Климова С.М. «Рискнуть миром для бога», или Об анархических идеях Л.Н. Толстого // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 2 (88). - С. 71-84.

5. Кузьменко В.В. Концепция Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием и ее духовная направленность // Грани. - 2020. - № 5, т. 23. - С. 96-104.

6. Римский В.П., Резник С.В., Мюльгаупт К.Е. Учение Л.Н. Толстого о насилии и ненасилии в зеркале русских революций // Наука. Искусство. Культура. -2019. - № 3 (15). - С. 75-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.