Библиографический список
1. Бережная, Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы [Текст]: автореферат дисс. на соиск. уч. степ, доктора пед. наук / Г. С. Бережная. - Калининград, 2009. - 43 с.
2. Профессиональная компетентность как основа конфликтологической культуры [Текст] / Под общ. ред. П. А. Бакланова. - М.: 2009. - 55 с.
3. Квашницкий, В. И. Коммуникативная культура учителя [Текст] // Педагогическое образование в современных условиях. - Ярославль, 1997. - С. 113 - 114.
4. Михайлова, С. И. Проблемы педагогического общения [Текст] / С. И. Михайлова. - М.: Знание, 1988. - 46 с.
5. Мухаметзянова, Ф. Ш. Сущность, содержание и особенности психологической культуры учителя [Текст] / Ф. Ш. Мухаметзянова - Казань, 1999. - 92 с.
6. Самсонова, Н. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования [Текст]: монография /
Н. В. Самсонова. - Калининград: Изд-во КГУ , 2020. - 308 с.
7. Социальная психология. Словарь [Текст] / Под. ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, - 2006.
8. Ходусов, А. Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования. - М.; Курск, 1997. -357 с.
9. Щербакова, О. И. Развитие конфликтологической культуры личности [Текст] / О. И. Щербакова // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 10. - С. 56-59.
УДК 37.013.42(571.1)
Аксютина Зульфия Абдулловна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Омского государственного педагогического университета, aksutina_zulfia@mail.ru, Омск
КОНЦЕПЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ подготовки К СОЦИАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ
Aksutina Zulfia Abdulovna
Post-graduate student, Associate Professor of Social Pedagogy of the Omsk State Pedagogical University aksutina_zulfia@mail.ru, Omsk
THE CONCEPT OF COMPETENCE TRAINING FOR SOCIAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL
Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [1, с. 13]. Это подход, при котором результа-
ты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Целью образования в соответствии с компетентностным подходом является формирование ключевых компетенций [2, с. 13].
Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что они носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности. К такой ключевой компетентности в социальной сфере можно отнести социально-педагогическую компетентность. Это позволяет выделить проблему формирования социальнопедагогической компетентности как одну из важнейших задач современной высшей школы при подготовке студента к профессиональной деятельности.
Социально-педагогическая компетентность это сложная интегральная характеристика профессиональной деятельности специалистов социальной сферы, включающая способность самостоятельно приобретать совокупность профессиональных знаний, умений, навыков; умение и готовность находить пути решения социально-педагогических задач; оценивать и нести ответственность за результаты своей деятельности. Данная компетентность способствует повышению конкурентоспособности выпускника на рынке труда и успешной адаптации в профессиональной деятельности; отражает качество его профессиональной подготовки и уровень профессиональной квалификации.
Для построения концепции компетентностной подготовки к социальному воспитанию в вузе осуществлялось всестороннее изучение состояния организации подготовки к социальному воспитанию, его нормативной базы, условий реализации, уровня готовности обучающихся к его освоению. Исследование состояния подготовки к социальному воспитанию в системе высшего профессионального образования проходило в разных регионах нашей страны. Нам было важно увидеть ситуацию подготовки к социальному воспитанию глазами студентов - активных участников образовательного процесса и заказчиков образования.
В исследовании состояния подготовки к социальному воспитанию принимало участие 2000 чел. Из них - 1175 студентов разных регионов России (гг. Архангельск, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Краснодар, Майкоп, Москва, Новосибирск, Орел, Ростов, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Уфа, Шадринск), и 825 студентов вузов г. Омска.
Опрошенные иногородние студенты обучаются по профессиональной программе «Социальная педагогика», а опрошенные в г. Омске осваивают социально ориентированные образовательные программы. Например, среди опрошенных были будущие социальные работники, социальные педагоги, педагоги-психологи, специалисты социально-культурной сферы, социологи, политологи, специалисты по работе с молодежью. При осуществлении исследования испытуемым предлагалась анкета, включающая в себя сорок вопросов связанных с подготовкой к социальному воспитанию. Анализ результатов исследования показал, что данная подготовка осуществляется у
45% опрошенных. При этом желание осваивать программы подготовки к социальному воспитанию выявлено у 95% опрошенных, что связано с интересом к данной проблематике со стороны студенчества. Полученные данные свидетельствуют, что в отношении 50% опрошенных не учитываются их интересы. Эти результаты позволяют сделать вывод о том, что Закон «Об образовании» реализуется не в полной мере.
На вопрос: «Какие специализации следовало бы добавить к вашей профессиональной подготовке?», были получены весьма разнообразные ответы.
Рассмотрим наиболее популярные ответы (табл. 1).
Таблица 1- Выбор программ специализаций студентами
>5
3
я
м
я
4
я
3
V
с
и
3
5
г
я
о.
и
о
а.
в
о
2
£
ев
е*
ю
3
ра
Кол-во,
%
№ о
~0 л
Н н
О и
О о
я я
нО Л
ч ч
<и <и
н н
0?
<и
ч х Ч
в? га в?
га 2 га
* о ЬЙ
О С[ о
<и
^ Й сг
я я Я
и £*£ и
О 9 о
и н и
Л <и га
ч ч ч
о> <а
Я Я
О О
я я
нО л
ч ч
га га
я Я
я X
о о
и и
15
12
к
К
к
я
я
го
5
Я
га
и
сх
о
X
Ж
2
х
X
<и
05
Н
0
1
ю
о
о
св
н
о
ю
га
Рч
0 X X
1 £
я- 5
о н а <и X о X X о га н о ю га {х к га я н о в> 2 СО
о
О
8,75
со
-о
н
и
о
я
^ 5
<и X
Ч
0
с
1
о
ж
нО
ч
га
Я
X
о
и
8,5
«
5
X
<и
4
и
со
о
X
к
о
0 и.
1
2
05 X о к ьг н о га т X н к га Ч Я
о
о-
С
7,2
>я
о
я
си
н
9
Я
2
О
м «в я
н
н
а>
я
о-
<ц
н
я
я
о 2 я о я
СО
га га м ы я н
ЬЙ
га
ч
я
'©*
о
а.
С
6,4
о
о
Ьй
и
<и (Ц
Г я
Л
ч
га
Я
Я
О
и
6,3
о <и
£ *
о
Ч
Я
Я
и
О
ч
о
я
X
£
5,75
и ю
о
Я
ч
га
Я
я
о
и
5,6
Полагаем, что выбор программ специализаций студентами обусловлен теми проблемными ситуациями, с которыми они сталкивались в своем опыте. Как правило, вузы организуют педагогические отряды, которые взаимодействуют с детскими домами, им знакомы ситуации педагогической несостоятельности семей в вопросах воспитания детей, во многих вузах осуществляется подготовка к работе в условиях оздоровительных детских лагерей и т. д. Были и собственные предложения студентов такие как: профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения. Однако количество таких предложений было незначительным (менее 1%). Опрошенные студенты отмечали, что было бы хорошо, если бы была возможность обучаться не по одной, а по двум-трем программам.
При постановке вопроса: «При выборе специализаций, какие факторы для вас будут наиболее важными?» - мы добивались выявления факторов, влияющих на выбор специализации студентами. При ответе на этот вопрос студенты не ограничивались одним фактором и могли указать именно те, которые важны для них (табл. 2).
Таблица 2 - Факторы выбора специализаций
Факторы выбора специализаций Интерес Общение Достойная зарплата Востребованность Удовольствие Престиж Перспектива Подходит мне Самореализация Актуальность Личность преподавателя Не знаю
Кол-во,
76 21 33 41 18 2-і 14 17 20 18 2
%
Всего было выделено одиннадцать факторов, влияющих на выбор специализации для дальнейшего обучения. Полученные результаты можно объяснить тем, что у современной молодежи изменилась система ценностей по сравнению с предыдущими поколениями. Материальные блага занимают лидирующие положения в рейтингах ценностей. Однако профессиональный интерес занимает ведущее место при выборе специализации, поэтому в ситуации выбора необходима опора на этот мотив выбора. Нужно подавать информацию о специализации таким образом, чтобы пробудить профессиональные интересы. Для обеспечения этого условия важно очень осторожно подходить к формам информирования о специализациях.
Вопрос: «Будете ли вы углублять знания социальной педагогики?» дал 100% результат положительных ответов. Студенты осознают значимость социально-педагогических знаний и изъявляют желание их пополнять.
92% опрошенных, получающих образование по специальности или профилю «Социальная педагогика» готовы посоветовать свою специальность (профиль) для профессионального выбора своим друзьям и знакомым. Эти данные позволяют выдвинуть предположение, что степень удовлетворенности по указанному направлению весьма высока. Подтверждением этому был ответ на вопрос «Если вы будете поступать в магистратуру, какое вы выберете направление?». 83% опрошенных желают продолжать обучение в том же направлении.
Подводя итоги исследования, отметим, что вузами не в полной мере используется потенциал такой подготовки, хотя подавляющее число студентов изучающих социальную педагогику делают это с интересом. Подготовка к социальному воспитанию востребована студентами и может реализовывать в вузах не только для студентов разных специальностей и профилей, предполагающих участие в социальном воспитании (работники органов внутренних дел, сферы культуры, военные, врачи и т. д.).
В исследовании социального заказа на осуществление подготовки к социальному воспитанию принимало участие 983 чел. Из них - 847 родителей учащихся общеобразовательных учреждений в пяти городских округах г. Омска и трех сельских районах Омской области, 136 работников учреждений социальной сферы г. Омска и Омской области).
Исследование социального заказа осуществлялось при помощи анкетного метода и беседы, с родителями, дети которых обучаются. Результаты исследования были обобщены и представлены в табл. 3.
Таблица 3 - Результаты исследования проблем воспитания детей
Проблемы воспитания Обучение и воспитание детей Длительное пребывание детей за компьютером Организация досуга школьников Безнадзорность детей из небла-го-получных семей Профилактика отклонений в поведении детей
Кол-во выборов, % 74 63 47 34 26
Анализ проведенного исследования показал, что родители ожидают, помощи в решении наиболее витальных проблем - образование детей, что высказало большее количество родителей. Существенной проблемой является гигиена нахождения за компьютером, который вошел в повседневную реальность и стал существенным препятствием в общении детей и родителей. Нерешенной остается организация досуга детей, что связано с коммерционали-зацией досуговой сферы. Появление большого числа неблагополучных семей стало своеобразной угрозой для родителей, которые заботятся о воспитании детей. Важной остается обеспокоенность противоправным поведением несовершеннолетних и их зависимого поведения.
Опрос 136 работников учреждений социальной сферы г. Омска и Омской области и анализ социальной ситуации позволили выделить такие проблемы, как осуществление поддержки детей в детских домах, деятельности с детскими общественными организациями и проблему профилактики девиантного и делинквентного поведения у несовершеннолетних и др.
Целью реализации программ подготовки к социальному воспитанию является формирование социально-педагогической компетентности, универсальных нравственных ценностей, нравственно-гуманистической и профессиональной культуры как интегрального качества личности, выступающего регулятором взаимодействия ребенка и среды, вызвавшей проблемы и трудности в развитии в условиях социального воспитания.
Выбор вузом образовательной программы подготовки к социальному воспитанию должен осуществляется с учетом социального заказа, востребованности выпускников на рынке труда и с учетом потребностей и интересов самих студентов.
В качестве глубокой фундаментальной основы научного поиска способа достижения нового качества образовательного процесса может стать «Концепция поэтапной компетентностной подготовки к социальному воспитанию в вузе». Полагаем, что структурно она состоит из подготовительного, формирующего и заключительного этапов.
Подготовительный этап реализации концепции должно быть обеспечение профессиональной ориентации абитуриентов, поступающих в вуз, имею-
щих педагогическую направленность. Важно отследить каким путем абитуриент осуществляет выбор специальности. Чтобы предотвратить случайность профессионального выбора проводится профессиональная ориентация как в семье (семейные педагогические династии), так и в общеобразовательных учебных заведениях, профессиональное консультирование абитуриентов. В Омске и Омской области сложилась практика начальной профессиональной педагогической подготовки через участие ребят в летних педагогических отрядах на детских площадках и через шефство над школьниками младших классов в течение учебного года. Старшеклассники могут пройти курс обучения в педагогическом лицее при Омском педагогическом колледже № 1, где педагогическая подготовка занимает существенное место. Кроме этого, часть выпускников педагогических коллежей, прошедших профессиональное обучение, поступает на педагогические специальности.
На формирующем этапе осуществляется общепрофессиональная подготовка, фундаментальная подготовка к социальному воспитанию, профессиональная практика. Цель этапа - формировать профессионала, обладающего широким социально-педагогическим кругозором, способного в полной мере использовать возможности социально-педагогических технологий. Важной составляющей формирующего этапа выступает профессиональная образовательная среда вуза. К которой относятся: нормативно-правовое обеспечение, отраженное в законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», постановлениях правительства и др.; ценности, формируемые в процессе профессионализации (общечеловеческие ценности, общественные ценности, личные ценности, профессиональные ценности) и стандарты (ГОС ВПО, международные стандарты социальной педагогики и социальной работы); содержание социально-педагогического образования, отражаемого в содержании образовательных дисциплин; учебно-материальное обеспечение (учебные планы, рабочие учебные программы, учебно-методические комплексы образовательных дисциплин подготовки к социальному воспитанию).
В ходе апробации концепции компетентностной подготовки к социальному воспитанию в вузе необходимо учитывать основные функции профессиональной социально-педагогической деятельности: образовательно-воспитательная, диагностическая, организаторская, прогностическая, предупредительно-профилактическая, организационно-коммуникативная, охраннозащитная. На «выходе» выпускник должен обладать конкретным набором социально-педагогических, личностных и специальных компетенций.
Исходя из этого, технология подготовки к социальному воспитанию ориентирована на наиболее полное обеспечение формирования квалификационных характеристик выпускника. Текущая проверка производится в период теоретической подготовки и практики, а государственная итоговая аттестация оценивает подготовленность выпускников в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и квалификационными требованиями к их социально-педагогической подготовке.
На заключительном этапе - оценку выпускникам вузов после первого года профессиональной деятельности дают руководители образовательных учреждений или социальных служб. Возможен путь дальнейшего развития, осуществляемый через разнообразные формы совершенствования профессиональных знаний и умений: самообразование, стажировка, профессиональная переподготовка, курсы повышения квалификации, получение образования более высокого уровня и аспирантура.
В итоге цикл действия процесса подготовки к социальному воспитанию замыкается. Концепция функционирует до тех пор, пока не вступает в противоречие с собой или появляется необходимость разработки новой более совершенной концепции подготовки к социальному воспитанию. В результате проведенной работы была разработана графическая модель Концепции поэтапной подготовки к социальному воспитанию в вузе (рисунок).
Концепция поэтапной подготовки к социальному воспитанию в вузе представляет собой поэтапно ориентированную, целенаправленную, организованную, постоянно развивающуюся психолого-педагогическую систему, включающую в себя взаимосогласованную и взаимосвязанную деятельность руководства, профессорско-преподавательского состава и студентов по формированию социально-педагогической компетентности обучаемых в соответствии с их предназначением и требованиями практики за счет реализации совокупности условий, важнейшим из которых выступает преемственность процесса формирования на всех уровнях и этапах профессионального образования; выявление специфики профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, определяемой как возможность построения индивидуальной траектории развития личности студента, его адаптации к расширяющемуся кругу функциональных обязанностей; инициирование ценностного отношения студентов и преподавателей к профессиональной деятельности в сфере повышения качества образовательного процесса; интеграция общенаучного, психолого-педагогического знания, применяемых образовательных технологий; ориентация на обобщенную концепцию подготовки к социальному воспитанию.
Концепция поэтапной подготовки к социальному воспитанию в вузе сводится к следующему:
- моделью реализации подготовки к социальному воспитанию выступает педагогическая система, целью которой является обеспечение
- условий для целостного развития профессиональных компетенций, позитивной самореализации и самоактуализации личности социального педагога;
- системообразующим ядром педагогической системы подготовки к социальному воспитанию выступает ценностно-потребностные ориентиры современного образовательного социума;
- механизмом создания педагогической системы подготовки к социальному воспитанию является педагогическая альтернатива, закономерностями существования которой выступают: социокультурное соответствие проводимых преобразований, аккумулирование результатов преобразования педагогической системы;
Социальный заказ, квалификационные требования к социально-педагогической подготовке выпускника
Функции социально-педагогической деятельности
*1 Охранно-защитная Образовательно-воспитательная <4-^ —■ і Диагностическая Организационно-коммуникативная Предупредительно-профилактическая Прогностическая р* Организаторская
г
Подготовительный этап Формирующий этап Заключительный этап
Профессионал ь н ая ориентация
Педагогические
династии
Общеобразовательные учебные заведения
Совет учителя
Начальная
педагогическая
подготовка
Обучение в педагогическом классе, колледже
Профессиональная образовательная среда вуза Уровни формирования социально- педагогической Приоритеты социально-педагоги ческой деятельности выпускника Совершенствование профессиональных знаний и умений
Нормативно-правовая 1 уровень. Фундаментальная общепрофессиональная подготовка.
Ценности и стандарты Профессиональная карьера Самообразование
Содержание социальнопедагогического образования Стажировка
2 уровень. Фундаментальная
Профессиональная
Личностный рост
Учебно-материальная база воспитанию переподготовка
Образование более
3 уровень. Профессиональная практика.
Профессиональный успех
Аспирантура
умение разрабатывать стратегию коммуникативного поведения, влияющую на принятие социально-педагогического решения
комплекс теоретических знаний профессиональной социально-педагогической деятельности
владение средствами профессионального социально-педагогического общения
способность к адаптации в
новых социально-
экономических условиях, к
толерантности
педагогические навыки,
знание психолого-
педагогических осиов
социального воспитания
Концепция поэтапной компетентностной подготовки к социальному воспитанию в вузе
3. А. Аксютина
- принципами существования педагогической системы подготовки к социальному воспитанию выступают: естественная жизнь человека; содержательное единство целей образования и применяемых для их реализации средств; автономность функционирования образовательного учреждения; периодическое проведение экспертизы происходящих в образовательном учреждении изменений для достижения эффективности образовательного процесса.
Полагаем, что разработанная концепция представляет собой единство всех составных элементов исследуемого педагогического объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. Она ориентирована на переосмысление традиционных научно-педагогических положений и подходов к системе высшего профессионального образования с учетом протекающих в настоящее время процессов модернизации в профессиональном образовании России. Один этап, в логической последовательности переходит в другой и, как правило, переход на новый этап вызывает качественные сдвиги в дальнейшем ходе образовательного процесса. Реализация концепции позволит качественно улучшить профессиональную подготовку к социальному воспитанию.
Библиографический список
1. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. [Текст] / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. — 101 с.
2. Крахмалев, А. П. Формирование общих учебных умений обучающихся как условие освоения компетентностного подхода в обучении. [Текст] / А. П. Крахмалев. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. - 100 с.