Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ КОЭВОЛЮЦИИ НИКИТЫ НИКОЛАЕВИЧА МОИСЕЕВА: ЭКОФИЛОСОФСКИЕ, ЭТИЧЕСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ'

КОНЦЕПЦИЯ КОЭВОЛЮЦИИ НИКИТЫ НИКОЛАЕВИЧА МОИСЕЕВА: ЭКОФИЛОСОФСКИЕ, ЭТИЧЕСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
690
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЭВОЛЮЦИЯ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / ЭКОФИЛОСОФИЯ / НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кондратьева С.Б., Горохов С.А.

Одна из наиболее обсуждаемых и актуальных задач, встающих перед человечеством в 21 веке - переход нашей цивилизации на новый этап своего развития, актуальность которого вызвана целым рядом причин: загрязнением окружающей среды вплоть до экологических катастроф, исчерпанием минеральных ресурсов, ряд экономических кризисов, стремительное увеличение разрыва между богатыми и бедными, рост политического и военного напряжения. Все эти проблемы и вызовы накапливаются, и старая система уже не может их нивелировать. Это приводит к росту противоречий внутри системы, что в дальнейшем может привести человечество к глобальной катастрофе. Исходя из того актуальным видится обращение к научному творчеству Н. Н. Моисеева, которому удалось переосмыслить концепцию ноосферы Вернадского, предложив собственную идею коэволюции и обозначив ее как новый виток развития человеческой цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIKITA NIKOLAEVICH MOISEEV'S CONCEPT OF COEVOLUTION: ECOPHILOSOPHICAL, ETHICAL AND EDUCATIONAL ASPECTS

One of the most discussed and urgent tasks facing humanity in the 21st century is the transition of our civilization to a new stage of its development, the urgency of which is caused by a number of reasons: from environmental pollution and up to environmental disasters, the depletion of mineral resources, a number of economic crises, rapidly widening wealth gap, the growth of political and military tension. The old system can no longer handle the accumulating problems and challenges. This leads to an increase in contradictions within the system, which in the future can lead humanity to a global catastrophe. Due to this fact, the appeal to the scientific work of N. N. Moiseev, who managed to rethink Vladimir Vernadsky's concept of noosphere, is seen as relevant, since he offers his own idea of coevolution and designating it as a new step in the development of human civilization.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ КОЭВОЛЮЦИИ НИКИТЫ НИКОЛАЕВИЧА МОИСЕЕВА: ЭКОФИЛОСОФСКИЕ, ЭТИЧЕСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.6.161

КОНЦЕПЦИЯ КОЭВОЛЮЦИИ НИКИТЫ НИКОЛАЕВИЧА МОИСЕЕВА: ЭКОФИЛОСОФСКИЕ, ЭТИЧЕСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Научная статья

Кондратьева С.Б.1, *, Горохов С.А.2

1 2 Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (sb.kondrateva[at]mpgu.su)

Аннотация

Одна из наиболее обсуждаемых и актуальных задач, встающих перед человечеством в 21 веке - переход нашей цивилизации на новый этап своего развития, актуальность которого вызвана целым рядом причин: загрязнением окружающей среды вплоть до экологических катастроф, исчерпанием минеральных ресурсов, ряд экономических кризисов, стремительное увеличение разрыва между богатыми и бедными, рост политического и военного напряжения. Все эти проблемы и вызовы накапливаются, и старая система уже не может их нивелировать. Это приводит к росту противоречий внутри системы, что в дальнейшем может привести человечество к глобальной катастрофе. Исходя из того актуальным видится обращение к научному творчеству Н. Н. Моисеева, которому удалось переосмыслить концепцию ноосферы Вернадского, предложив собственную идею коэволюции и обозначив ее как новый виток развития человеческой цивилизации.

Ключевые слова: коэволюция; коллективный разум человечества; экофилософия; нравственный императив; экологический императив; экологическое образование; экологическое воспитание.

NIKITA NIKOLAEVICH MOISEEV'S CONCEPT OF COEVOLUTION: ECOPHILOSOPHICAL, ETHICAL AND EDUCATIONAL ASPECTS

Research article

Kondratyeva S.B.1, *, Gorokhov S.A.2

1 2 Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia

* Corresponding author (sb.kondrateva[at]mpgu.su)

Abstract

One of the most discussed and urgent tasks facing humanity in the 21st century is the transition of our civilization to a new stage of its development, the urgency of which is caused by a number of reasons: from environmental pollution and up to environmental disasters, the depletion of mineral resources, a number of economic crises, rapidly widening wealth gap, the growth of political and military tension. The old system can no longer handle the accumulating problems and challenges. This leads to an increase in contradictions within the system, which in the future can lead humanity to a global catastrophe. Due to this fact, the appeal to the scientific work of N. N. Moiseev, who managed to rethink Vladimir Vernadsky's concept of noosphere, is seen as relevant, since he offers his own idea of coevolution and designating it as a new step in the development of human civilization.

Keywords: coevolution; the collective mind of humanity; ecophilosophy; moral imperative; ecological imperative; ecological education; ecological education.

Обращение к творческому наследию Никиты Николаевича Моисеева представляется на сегодняшней день актуальным в связи с встающими перед человечеством задачами сохранения целостности нашей планеты Земля, нарушение которой связано с деятельностью человека. Неслучайно ряд исследователей обращает внимание на вклад ученого в развитие экологического образования [9, С. 12;], на поиск пути выхода человечества из экологического кризиса, связанного с потерей равновесия биосферы [2, С. 939], [8, С. 108], на развитие цивилизации будущего [7, С. 68], [10, С. 85]

Взаимосвязь «Человек-Природа», лежащая в основе концепции ученого, названной им «коэволюцией», направлена на разработку стратегии развития человеческой цивилизации и носит междисциплинарный характер, охватывая целый спектр областей научного знания. В исследованиях возникновения глобальных кризисов, основанных на противостоянии человека и природы, прослеживается их корреляция с результатом развития сферы высоких технологий. Однако анализ глобальных проблемы современности указывают на ряд факторов морально -этического, медико-биологического и социального характера, играющих важную роль в решении экологических проблем современности, приводящих к дестабилизации общества. Предвидя подобные изменения, Н.Н. Моисеев спрогнозировал ситуаций, способствующие гибели нашей цивилизации, отмечая недопустимость бифуркационного скачка как хаотического процесса. В этой связи, задача человечества состоит в контролировании изменений, происходящих в обществе, а, следовательно, в направлении своих действий на конструктивизацию происходящих в обществе процессов.

Поиск решения для выхода из сложившейся ситуации, представляющей угрозу для цивилизации, Н.Н. Моисеев находит во всестороннем анализе возможных каналов развития биосферы, и особое значение уделяет образованию и формированию новой экологической этики. При этом экологическая этика должна определять не только отношение одного человека к природе, но и отношение государств и человечества в целом к биосфере, то есть она должна стать не только этикой взаимодействия человека и природы, но и взаимодействия человека с человеком. В широком понимании экологическая этика должна заложить основы коэволюционного развития человека и биосферы, поскольку, как подчеркивает Никита Николаевич, задача экологии заключается в «изучении собственного дома» [6] как основы будущего человечества. Формирование новой цивилизации должно идти через коэволюцию, которая даст

возможность примерить, казалось бы, непримиримые стороны: экологию, этику и политику. Так как скорость развития человеческой цивилизации и биосферы на данный момент значительно различаются, то задача современной цивилизации состоит в том, чтобы привести в соответствие изменения, происходящие в обществе и в биосфере и синхронизировать эти две системы. По Н. Н. Моисееву коэволюция выступает как стратегия развития двух систем без взаимного угнетения. Здесь Моисеев понимает термин конволюция не в биологическом смысле, не как взаимное развитие системы во времени, а скорее как реализацию новой формы человеческого бытия, синхронизованную с природными, экологическими аспектами. Рассматривая развитие Биосферы с позиции цепи бифуркаций с неопределённым исходом, в том числе и катастрофическим, Н.Н. Моисеев акцентирует свое внимание на глобальном кризисе, отмечая, что человечество стоит перед выбором: либо гибель и вымирание вида, либо изменение системы с фундаментальной перестройкой принципов ее функционирования и приведения ее к изменению поведения общества по отношению к природе.

Одной из важных задач развития цивилизации является недопущение вхождения человеческой цивилизации в точку бифуркации, так как изменения, следующие за этим процессом непредсказуемы. Главной задачей человечества должен стать переход на стадию коэволюции с биосферой, где человечество, ощущая свое единение с природой, формирует новые научные представления о коэволюции: генетическое единство всех живых организмов, обитающих на земле, в том числе и человека; схожесть структуры клеток головного мозга человека и других высших животных; зачатки интеллекта у приматов и дельфинов и т. д. При коэволюционном подходе к развитию общества человечество не должно разрушать гомеостаз биосферы, что создаст предпосылки к стабильному развитию системы и переходу Биосферы в Ноосферу. Под Ноосферой Н.Н.Моисеев понимает качественно новую эпоху, где сфера Разума преобладает над стихийными побуждениями и желаниями. Человечество в своих действиях должно опираться именно на Разум и знания, сдерживая свои эгоистические наклонности. Именно человеку отводит ученый роль ответственного субъекта во взаимоотношениях природа-человек, что даст возможность человечеству коэволюционно взаимодействовать с природой. И в этом контексте человек несет ответственность за дальнейшее развитие цивилизации и должен опираться на принцип разумности, осознавая, что его разум — это часть коллективного разума человечества. Коллективный разум ученому видится не как совокупность интеллекта индивидуумов, а как качественно новое образование, достижимое через развитие компьютерной техники. Именно на коллективный разум Моисеев возлагает столь ответственную задачу обеспечения взаимодействия посредством коэволюции человечества и биосферы. И, исходя из всеобъемлемости задачи, ее можно решить только в тесной кооперации и сотрудничестве всех народов и государств, с формированием новых подходов и ценностей в их взаимодействии.

Размышляя о стратегии человечества, Моисеев предлагает выделить две составляющие: технико-технологическое перевооружение и преобразование человека, подробный анализ которого и представляет интерес для авторов статьи, поскольку непосредственно связан с проблемами образования, воспитания и философским анализом этого процесса. Что же понимается под процессом «преобразования самого человека»? Отвечая на этот вопрос, ученый и мыслитель подчеркивает необходимость создания и утверждения в сознании людей новой нравственности, противостоящей биосоциальным законам современности, а также осознание равноправного взаимодействия биосферы и общества. Все вышеперечисленные факторы направлены на сознательное ограничение человеком своих действий, направленных на уничтожение Природы, что является необходимым условием для перехода в режим коэволюции. Будучи последователем идей «Русского космизма», Н. Н. Моисеев отводит главенствующую роль Коллективному Разуму человечества. Только в том случае, когда каждый из нас будет осознавать себя частицей Природы, микрокосмом, возможен поиск путей, способствующих улучшению экологической обстановки планеты Земля, «переход от парадигм, исследующих мир человека в его автономности и изоляции от природы и культуры, к экоориентированным когнитивным стратегиям» [1], является одной их характерных для современной философии тенденцией. Экологическое воспитание невозможно без философского обоснования проблем, стоящих перед человечеством, а потому формирование критического мышления, направленного на осмысление экологической обстановки - одна из прерогативных задач современности. Однако человек не всегда готов к сложностям и лишениям, сопровождающимся ограничением свободы его действий. Экологический императив, подобно нравственному императиву, предлагает человеку ряд ограничений, игнорирование которых способно привести человечество к неизбежной катастрофе. С этим нельзя не согласиться, поскольку решение предлагаемой человечеству задачи заключается в осознании единства нравственного и экологического императивов, теоретическое осмысление и практическая реализация которых должна начинаться еще в детстве на основе образования и воспитания будущего гражданина, то есть «утверждение образования, в основе которого лежит ясное понимание места человека в Природе, есть в действительности главное, что предстоит сделать человечеству уже в ближайшие десятилетия» [3, С. 306]. Понятие «Учитель» носит масштабный характер, поскольку оно связано не только с конкретным преподавателем, а представляет собой систему «формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям и всем тем людям, которые ее создают и которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за их будущность и будущность своего народа, а в нынешних условиях и будущность планетарной цивилизации» [4, С. 58].

Н.Н. Моисеев акцентирует внимание на том, что модернизация производства также должна стать «экологической» [5, С. 52], способствовать сохранению природных ресурсов и защите природного состояния биосферы от разрушений. Однако этого недостаточно, поскольку преодоление экологического кризиса связано и с изменением нравственного сознания человека. В связи с этим, следует уделять внимание вопросам нравственности, которые в режиме перехода к коэволюции также играют значимую роль, поскольку нравы проистекают из естественной способности ограничивать действия биосоциальных законов. Нравственные принципы не константны, а детерминированы условиями общественной жизни, поскольку изменение требований и условий общественного бытия трансформируют старые или создают новые принципы и нормы нравственного поведения, которые, зачастую, неподвластны осмыслению из-за стихийного характера возникновения. Н.Н. Моисеев подвергает сомнению первостепенную роль культуры и

нравственности, поскольку недостаточно изменить нравственное поведение людей, но необходимо обретение человечеством нового смысла своего существования и всей человеческой культуры. Здесь нет готовых стандартов и шаблонов, а потому жизнь ставит перед человечеством одну из сложных задач - способность достойно решать проблемы цивилизационных компромиссов.

Важно подчеркнуть, что со времени написания работ Никиты Николаевича прошло уже около четверти века, а экологические проблемы, нашедшие свое отражение в трудах мыслителя не теряют своей актуальности. Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, утилизация отходов - это лишь малая часть экологических проблем, стоящих перед человечеством. Только осознав себя частью Природы человек способен понять, что нанося вред окружающей среде, он наносит вред себе самому.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Баркова Э.В. Экофилософская картина мира в проблемном поле современного познания / Э.В. Баркова // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2016;(4):180-186.

2. Ерешко Ф.И. Учитель, или судьба страны в судьбе ученого к 100-летию со дня рождения академика Н.Н.Моисеева / Ф.И. Ерешко // Вестник РАН, т.87, №10, 2017. - с. 927-939

3. Моисеев Н.Н. Думая о будущем, или напоминание моим ученикам о необходимости единства действий, чтобы выжить / Н.Н. Моисеев // Заслон средневековью. Сборник. - М.: Тайдекс и Ко, 2003. - 312 с.

4. Моисеев Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка / Н.Н. Моисеев // Труды Н.Н. Моисеева по вопросам современного образования. Академия МНЭПУ, 2012. - с.58-66

5. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования / Н.Н. Моисеев // Труды Н.Н. Моисеева по вопросам современного образования. Академия МНЭПУ, 2012. - с.52-57

6. Моисеев Н.Н. Экологический образ гуманитарного знания. Поиск пути / Н.Н. Моисеев. Доклад президента МПЭПУ на Ученом совете Московского энергетического института (Технического университета). - [Электронный ресурс]. URL: https://rudocs.exdat.com/docs/index-225060.html (дата обращения: 12.05.2021)

7. Муза Д.Е. Философско-историческая концепция академика Н.Н.Моисеева и проблема выбора стратегии России в XXI веке / Д.Е. Муза // Актуальные Экологи-политические аспекты современности. Сборник научных трудов Пнаучно-практической конференции (в рамках XXVIII Моисеевских чтений: «Россия в XXI веке:глобальные вызовы, риски, решения)/ ДНТУ,2020. - с.66-70

8. Розенберг Г.С. Глобальные модели динамики биосферы (к 100-летию со дня рождения Никиты Николаевича Моисеева) / Г.С. Розенберг // Биосфера, т.9, №2, 2017. - с.107-122

9. Степанов С.А. Никита Николаевич Моисеев об образовании в 21 веке и экологическая обстановка / С.А. Степанов // Материалы ежегодной научно-практической конференции «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». Академия МНЭПУ, 2017, т.4, с.12-15

10. Сытин А.Г. Проблемы будущего мироустройства в осмыслении академика Н.Н. Моисеева / А.Г. Сытин // Философия политики и права, №10, 2019. - 85-96

Список литературы на английском языке / References in English

1. Barkova E. V. Ehkofilosofskaja kartina mira v problemnom pole sovremennogo poznanija [Ecophilosophical Picture of the World in the Problem Field of Modern Cognition] / E. V. Barkova // Vestnik Rossijjskogo ehkonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Bulletin of the Plekhanov Russian State University of Economics]. 2016;(4):180-186. [in Russian]

2. Ereshko F. I. Uchitel', ili sud'ba strany v sud'be uchenogo k 100-letiju so dnja rozhdenija akademika N.N.Moiseeva [Teacher, or the Fate of the Country in the Fate of a Scientist to the 100th Anniversary of the Birth of the Academician N. N. Moiseev] / F. I. Ereshko // Vestnik RAN [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], vol. 87, No. 10, 2017. - pp. 927-939 [in Russian]

3. Moiseev N. N. Dumaja o budushhem, ili napominanie moim uchenikam o neobkhodimosti edinstva dejjstvijj, chtoby vyzhit' [Thoughts About the Future, or Reminding My Students of the Need for Unity of Action in Order to Survive] / N. N. Moiseev // zaslon srednevekov'ju. Sbornik [A Cover from Middle Ages. A Collection]. - M.: Tydeks and Co., 2003 - 312 p. (Library of the " Ecology and Life» (Ekologiya i zhizn) journal ) [in Russian]

4. Moiseev N. N. Sistema «Uchitel'» i sovremennaja ehkologicheskaja obstanovka [The "Teacher" System and Modern Ecological Situation] / N. N. Moiseev // Works of N. N. Moiseev on Issues of Modern Education. Academy of MNEPU, 2012, pp. 58-66 [in Russian]

5.Moiseev N. N. Ekologicheskoe obrazovanie i ekologizatsiya obrazovaniya [Ecological education and ecologization of education] / N. N. Moiseev // International Independent University of Ecology and Politics, 2012, pp. 52-57 [in Russian]

6. Moiseev N. N. Ehkologicheskijj obraz gumanitarnogo znanija. Poisk puti. Doklad prezidenta MPEhPU na Uchenom sovete Moskovskogo ehnergeticheskogo instituta (Tekhnicheskogo universiteta) [Ecological Image of Humanitarian Knowledge. Search for a Path. Report of the President of the Mpepu at the Academic Council of the Moscow Power Engineering Institute (Technical University)] / N. N. Moiseev. - [Electronic resource]. URL: https://rudocs.exdat.com/docs/index-225060.html (accessed: 12.05.2021) [in Russian]

7. Muza D. E. Filosofsko-istoricheskaja koncepcija akademika N.N.Moiseeva i problema vybora strategii Rossii v XXI veke [The Philosophical and Historical Concept of Academician N. N. Moiseev and the Problem of Choosing the Strategy of Russia in the 21st Century] / D. E. Muza // Aktual'nye Ehkologi-politicheskie aspekty sovremennosti. Sbornik nauchnykh trudov IInauchno-prakticheskojj konferencii (v ramkakh XXVIII Moiseevskikh chtenijj: «Rossija v XXI veke:global'nye vyzovy, riski, reshenija) [Ecological and Political Aspects of Modernity. Collection of Scientific Papers of the II Scientific and

Practical Conference ( Within the Framework of the XXVIII Moses Readings: "Russia in the 21st Century:Global Challenges, Risks, Solutions)] / DNTU, 2020. - pp. 66-70 [in Russian]

8. Rozenberg G. S. Global'nye modeli dinamiki biosfery (k 100-letiju so dnja rozhdenija Nikity Nikolaevicha Moiseeva) [Global Models of Biosphere Dynamics (to the 100th Anniversary of the Birth of Nikita Nikolaevich Moiseev)] / G. S. Rozenberg // Biosfera [Biosphere], vol. 9, no. 2, 2017. - pp. 107-122 [in Russian]

9. Stepanov S. A. Nikita Nikolaevich Moiseev ob obrazovanii v 21 veke i ehkologicheskaja obstanovka [ Nikita Nikolaevich Moiseev on Education in the 21st Century and the Environmental Situation] / S. A. Stepanov // Materialy ezhegodnojj nauchno-prakticheskojj konferencii «Ehkologicheskoe obrazovanie v interesakh ustojjchivogo razvitija [Proceedings of the Annual Scientific and Practical Conference "Environmental Education for Sustainable Development"]. International Independent University of Ecology and Politics, 2017, vol. 4, pp. 12-15 [in Russian]

10. Sytin A. G. Problemy budushhego miroustrojjstva v osmyslenii akademika N.N. Moiseeva [Problems of the Future World Order in the understanding of the Academician N. N. Moiseev] / A. G. Sytin // Filosofija politiki i prava [Philosophy of Politics and Law], No. 10, 2019. - 85-96 [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.