КОНЦЕПЦИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИЙ
УДК/UDC 796.012
Поступила в редакцию 30.12.2014 г.
Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко1
1 Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск
THE CONCEPT OF CLASSIFICATION OF MOTOR COORDINATIONS
Professor, Dr.Hab. L.D. Nazarenko1
1 Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk
Информация для связи с автором: v-davydov55@list.ru
Аннотация Annotation
Одной из наименее изученных проблем является сфера двигательных координации где предлагаются различные мнения, взгляды; трактовки понятий, терминов; понимание сущности двигательных координаций по их различным видам. Это свидетельствует об актуальности проблемы исследования, необходимости разработки классификаций двигательных координаций с целью их систематизации, упорядочения терминов. В данной статье предлагается концепция классификации двигательных координаций по их общим и специфическим признакам, разновидностям и структурным компонентам. Рассматриваются факторы, определяющие развитие каждой двигательной координации; количественные и качественные критерии оценки. Значимость данной концепции классификации состоит в теоретическом, методическом и концептуальном обосновании каждой двигательной координации, ее роли и места среди других качественных сторон двигательной деятельности, выявлении физиологического механизма каждой координации. Систематизация двигательных координаций позволяет внести существенные коррективы в содержание тренировочного процесса; определить новые направления совершенствования системы спортивной подготовки, существенно повысить уровень физической и технической подготовленности спортсменов. Автором показан способ повышения эффективности тренировочного процесса в беге на короткие дистанции, что привело к повышению результативности соревновательной деятельности. Данная классификация может явиться основой для дальнейшего совершенствования ее структуры, подходов к построению, установлению новых взаимосвязей между отдельными двигательными координациями.
Ключевые слова: физические и координационные качества, компо-ненты, разновидности, критерии оценки.
The sphere of motor coordination, which offers a variety of opinions, views; interpretation of concepts, terminology; understanding of the essence of various kinds of motor coordination, is among the least studied problems, proving the relevance of the research problem, the need for classification of motor coordination for the purpose of organizing and ordering of terms. The paper contains the concept of classification of motor coordination based on their general and specific characteristics, types and structural components. The factors determining the development of each motor coordination and quantitative and qualitative evaluation criteria are investigated. The significance of this concept of classification is in the theoretical, methodological and conceptual substantiation of each motor coordination, its role and place among other qualitative aspects of motor activity, in identifying the physiological mechanism for each coordination. Owing to the systematization of motor coordinations substantial changes can be made in the content of the training process; new ways of improving the system of sports training can be identified and physical and technical skills of athletes can be significantly improved. The author showed how to improve the effectiveness of sprint training, which led to an increase in the effectiveness of competitive activity. This classification can serve as a basis for further improvement of its structure, approaches to creation, establishment of new relationships between individual motor coordinations.
Keywords: physical and coordination qualities, components, variety, evaluation criteria.
Актуальность. Эффективность выполнения сложных моторных актов в значительной мере определяется рациональным использованием кинезиологического потенциала. Двигательная деятельность человека характеризуется ее различными качественными сторонами: мышечной силой, скоростью, выносливостью, которые в теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки принято называть физическими, а также двигательными координа-циями: ловкостью, точностью, равновесием, гибкостью, подвижностью и др.
Н. А. Бернштейн [1] считал, что сущность двигательной координации состоит в непрерывном прилаживании эффек-торных импульсов к переменным непредвиденным динамическим условиям. В соответствии с концепцией Н. А. Берн-
штейна для решения двигательной задачи формируются многоуровневые системы, регулируемые ведущим уровнем. В реализации двигательной задачи участвуют также фоновые уровни, обслуживающие технические компоненты моторного акта: мышечный тонус, сложные синергии и т. д. Каждому функциональному уровню соответствует анатомический субстрат в определенном отделе центральной нервной системы и характерные для этого уровня сенсорные коррекции как основы управления движениями. Это обусловливает значительное разнообразие двигательных координаций. Однако в специальной литературе рассматриваются лишь некоторые из них, причем в разной трактовке [3, 5-7 и др.].
Цель данной работы - теоретическое обоснование необходимости классификации двигательных координаций как
важного условия, определяющего эффективность спортивной подготовки.
Являясь качественными параметрами двигательной деятельности, координационные качества характеризуют уровень физической и технической подготовленности, оптимальные показатели которой обеспечивают рост спортивных достижений. Однако данные двигательные координации до настоящего времени являются наименее изученными. В разных источниках приводятся различные взгляды на роль и место качественных характеристик спортивной деятельности для повышения результативности состязательной борьбы. Используются разные термины, понятия, определения, что затрудняет понимание структурного содержания тренировочной и соревновательной деятельности. Так, В. М. Зациорский [2] рассматривает ловкость как совокупность координационных способностей. Точность движений, по его мнению, - один из критериев оценки ловкости. Он также указывает, что качественными сторонами двигательной деятельности являются равновесие и «чувство пространства».
Мы предлагаем концепцию классификации двигательных координаций по их общим структурным компонентам, присущим всем двигательным качествам, и специфическим, характерным для одной или нескольких; а также факторов, обусловливающих развитие рассматриваемых двигательных координаций по специфическим признакам, с выявлением физиологических механизмов, разновидностей; ведущих структурных компонентов; факторов, обусловливающих их развитие; объективных критериев оценки (см. рисунок).
При управлении движениями центральная нервная система определяет нужные группы мышц, момент их включения в работу, управляя степенью их напряжения с помощью регуляции количества включений мотонейронов конкретной мышцы и выбора режима ее работы.
Одной из составляющих классификации являются факторы, обусловливающие развитие рассматриваемых двигательных координаций; их разновидности, ведущие структурные компоненты; объективные критерии оценки. Двигательные координации имеют сложные физиологические механизмы, обеспечивающие синхронизацию двигательных и вегетативных функций.
Точность восприятия формы и содержания физического упражнения, а также его воспроизведения обусловлена степенью сформированности дифференцировочного торможения: ранее не различавшиеся раздражители, воспринимавшиеся как сходные, по мере развития точности постепенно становятся отдифференцированными.
Несоответствие формы двигательного действия заданным параметрам, несоразмерность мышечных усилий связаны с иррадиацией возбуждения в коре больших полушарий и слабостью дифференцировочного торможения. Высокая степень точности воспроизведения моторного акта обеспечивается внутримышечной и межмышечной координацией. Экономичность движений связана с уменьшением количества вовлеченных в работу двигательных единиц.
Точность, как одна из двигательных координаций, обеспечивает соответствие пространственно-временных и пространственно-силовых параметров двигательных действий;
Классификация двигательных координаций (по общим и специальным признакам)
Ловкость 1 Точность 2 Равновесие (устойчивость) 3 Гибкость 4 Подвижность 5 Прыгучесть 6 Меткость 7 Ритмичность 8 Пластичность 9
Основные разновидности и проявления
В стандартных, нестандартных и в прогнозируемых
Воспроизведение движений по простран-ственно-вре-менным и прос-тран ствен но-си-ловым параметрам; по форме и содержанию
Сохранение устойчивости после поворотов, вращений, прыжков, в разных условиях опоры
В маховых движения; в упражнениях, с отягощением; при наклонах; в безопорном положении
В круговых и
вращатель- В оди-
ных движе- ночных и
ниях; в пово- серийных
ротах тела, прыжках
его частей в длину,
и отдельных высоту, с
звеньев; в места, с
безопорном разбега
положении
В различных
исходных положениях; по неподвижной и движущейся мишени; в неблагоприятных условиях погоды
Индивидуальный и коллективный ритм; в циклических и ациклических движениях; в упражнениях с музыкальным сопровождением
Поз, жестов; телодвижений; верхних и нижних конечностей; кистей рук
Ведущие компоненты
Синхронизация двигательных и вегетативных функций 1-9
Степень взаимодействия сенсорных систем 1-9
Рациональное соотношение процессов возбуждения и торможения 1-9
Латентный период двигательной реакции 1,2,5,6,7
Быстрота моторного компонента
1,2,3,5,6
Состояние
возбуди-
Скорость мости и ла-
восприя- бильности
тия и пере- мышц под
работки воздействи-
информа- ем импуль-
ции 1-9 сации мо-
тонейронов
1-6, 8
Рациональное расположение частей и звеньев тела в пространстве и во времени 1-9
Минимизация степеней свободы 1-3, 7-9
Факторы, обусловливающие развитие двигательных координаций
Генетические особенности 1,4-6
Типологические особенности 1-3
Уровень физической подготовлен-ности 1-9
Психоэмоциональное состояние 1-9
Способ-ность к экс-трапо-ляции 1-9
Суточные колебания 1-9
Число вовлеченных двигательных единиц
Уровень мышечной и внутримышечной координации
Скоростные сократительные свойства мышц
Биохимические и физиологические особенности мышц
Критерии оценки
Количественные (с, мин, м, кг, градусы)
Качественные (баллы)
100
http://www.teoriya.ru
№ 3 • 2015 Март | МагсИ
координацию двигательных и вегетативных функций. Это обусловливает формирование специфического восприятия ведущих параметров моторного акта, например «чувство мяча», «чувство дистанции», «чувство воды», детерминирующих оптимальную скорость движений, выбор способа приема и передачи мяча и др.
Управление пространственно-временными параметрами моторного акта - сложный процесс. Временные характеристики движений определяются латентным периодом двигательной реакции, длительностью его моторного компонента, а также индивидуальным двигательным ритмом. Физиологический механизм проявления и формирования двигательных координаций выявлен также в равновесии (устойчивости тела), гибкости, подвижности, прыгучести, меткости, ритмичности и пластичности. Рассматриваемые качественные стороны двигательной деятельности находятся в тесном единстве и взаимообусловленности, определяют степень их проявления в зависимости от содержания технической сложности поставленной задачи [1, 4, 5 и др.]. Например, дальность и точность броска баскетбольного мяча обусловлены показателями силы работающих мышц, уровнем развития глазомера, быстротой включения активных двигательных единиц; способностью спортсмена к выполнению длительной физической нагрузки. При недостаточной устойчивости тела для сохранения оптимальной позы затрачиваются дополнительные усилия; при низких показателях гибкости не обеспечивается необходимая амплитуда движений и т. д.
Результаты исследования и их обсуждение. Рост спортивного мастерства в значительной мере определяется уровнем сформированности двигательно-координационных качеств в определенном соотношении, достижение которого обеспечивает максимальный результат. Так, в беге на короткие дистанции важным условием эффективности соревновательной деятельности являются оптимальные для данного возраста и уровня тренированности показатели мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, точности, равновесия, гибкости, подвижности, ритмичности, пластичности.
Оптимальные показатели ловкости позволяют своевременно начать финишное ускорение в зависимости от тактики бега противника. Необходимый уровень сформированности точности двигательных действий обеспечивает соответствие пространственно-временных и пространственно-силовых параметров беговых шагов в момент бега и финишного броска; достаточная устойчивость тела обусловливает рациональное расположение частей и звеньев тела в пространстве и времени для достижения максимальной скорости; развитие гибкости способствует увеличению амплитуды движений верхних конечностей, их рациональному сочетанию с темпом и ритмом беговых шагов и т. д.
В ходе педагогического эксперимента нами был апробирован новый подход к организации тренировочного процесса на основе развития ведущих двигательных координаций, повышение показателей которых обусловливает рост спортивных достижений.
Для совершенствования необходимых двигательных координаций применялись специальные двигательные задания; создавались педагогические ситуации, требующие проявления каждой из рассматриваемых качественных сторон двигательной деятельности в их взаимном сочетании; выявлялись педагогические условия, способствующие улучшению показателей ловкости, точности, гибкости, ритмичности и др.; разрабатывались специальные технические средства контроля пространственно-временных и пространственно-силовых параметров беговых шагов, с помощью которых устанавли-
валась обратная связь в системе субъект-субъектных отношений.
Данная методика была проверена в ходе педагогического эксперимента, в котором приняли участие 24 квалифицированных бегуньи I разряда и КМС. Результаты педагогического эксперимента показали, что использование методики, основанной на развитии двигательных координаций, характерных для данного вида спортивной деятельности, способствовало приросту результатов. Так, если при исходных показателях физической и технической подготовленности бегуний КГ и ЭГ к завершению педагогического эксперимента в КГ результаты соревновательной деятельности улучшились на 2,78 % (р>0,05), в ЭГ рост спортивных достижений составил 9,86 % (р<0,05).
Вывод. Предлагаемая концепция классификации двигательных координаций придает новый импульс теоретическим исследованиям по проблеме повышения эффективности управления движениями. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о перспективности нового подхода к совершенствованию системы спортивной подготовки на основе выявления и развития комплекса ведущих двигательных координаций, оптимальный уровень сформированности которых является одним из важных условий повышения результативности соревновательной деятельности.
Литература
1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина. - 1966. -166 с.
2. Зациорский В.М. Воспитание быстроты, ловкости и некоторых частных способностей // Теория и методика физического воспитания. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. Т. I. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - С. 190-209.
3. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2010.
- 352 с.
4. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л.Д. Назаренко. - М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с., с ил.
5. Назаренко Л.Д. Примерная классификация базовых двигательных координаций по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры. - М., 2003. - № 8. - С. 19-22.
6. Немцев О.Б. Точность движений при взаимодействии с силами различной природы / О.Б. Немцев // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 7. - С. 56-58.
7. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель.
- М.: Физкультура и спорт, 1975. - 208 с.
References
1. Bernstein, N.A. Ocherki po fiziologii dvizheniy i fiziologii aktivnosti (Essays on physiology of movements and physiology of activity). -Moscow: Meditsina. - 1966. - P. 166
2. Zatsiorsky, V.M. Vospitanie bystroty, lovkosti i nekotorykh chastnykh sposobnostey (Training quickness, agility, and some special abilities) // Theory and methods of physical education. 2nd ed, rev. and sup. / Ed. by L.P. Matveev, A.D. Novikov. V.1. - Moscow: Fizkultura i sport, 1976. - P. 190-209.
3. Il'in, E.P. Psikhologiya sporta (Sports Psychology). - St. Petersburg: Piter, 2010. - 352 P.
4. Nazarenko, L.D. Sredstva i metody razvitiya dvigatel'nykh koordinatsiy (Methods and techniques of development of motor coordination).
- Moscow: Teoriya i Praktika Fizicheskoy Ku'tury, 2003. - 258 P., illust.
5. Nazarenko, L.D. Primernaya klassifikatsiya bazovykh dvigatel'nykh koordinatsiy po ryadu obshchikh i spetsificheskikh priznakov i strukturnykh elementov (Approximate classification of basic motor coordinations in a number of general and specific features and structural elements). Teoriya i Praktika Fizicheskoy Ku'tury. -Moscow, 2003. - № 8. - P. 19-22.
6. Nemtsev, O.B. Tochnost dvizheniy pri vzaimodeystvii s silami razlichnoy prirody (Precision in movements when interacting with forces of different nature). Teoriya i Praktika Fizicheskoy Ku'tury. -2004. - № 7. - P. 56-58.
7. Farfel', V.S. Upravlenie dvizheniyami v sporte (Motion control in sport).
- Moscow: Fizkultura i sport, 1975. - 208 P.