nated in 83% cases, and in patients with moderate degree OSA in 34% cases. 57% patients with OSA had various heart rhythm and conduction disturbances combinations. In structure of hard rhythm and conduction disturbances in patients with OSA the supraventricular (44%) and ventricular (37%) exstrasistolis were more frequent, also 2 degree AV- blocks episodes registrated. The supraventriculas tachycardia's were registrated in 4% cases.
Conclusion. That's way, OSA is an important case of high heart rhythm variability and heart arrhythmia development during sleeping. In structure of heart rhythm and conduction disturbances in patients with OSA during sleeping the frequent supraventricular and ventricular extrasistolis and transient AV conduction disturbances prevail.
КЛИНИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИНДРОМА ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ СНА У ЖИТЕЛЕЙ ВЫСОКОГОРЬЯ
А.К. Мырзаахматова 1, М.Г. Касимова 1, С.Л. Бабак2, Т.М.Сооронбаев 1 Национальный центр кардиологии и терапии имени академика М.Миррахимова,
Бишкек, Кыргызстан 2НИИ пульмонологии ФМБА, Москва, Россия
Цель: Исследовать распространённость и клинико-функциональные особенности синдрома обструктивного апноэ сна (СОАС) у жителей высокогорья.
Материал и методы: Обследовано 670 жителей высокогорья Тянь-Шаня (2400-3600 м над уровнем моря) в возрасте от 18 до 60 лет. Из них 388 мужчин и 282 женщин. Методы исследования включали: опрос по специальному респираторному вопроснику; клинический осмотр; спирометрию с бронходилятационной пробой; пульсоксиметрию;
6-минутную шаговую пробу; скрининг нарушений дыхания во время сна с использованием ApneaLink Plus (ResMed, Australia); полисомнографию. Для изучения клинико-функциональных особенностей СОАС, в контрольную группу включены 18 больных с СОАС жителей низкогорья (760 м над уровнем моря).
Результаты: У 60 (8,9%) обследованных горцев выявлен синдром обструктивного апноэ сна, среди которых 17 (2,5%) имели эпизоды центрального апноэ. В дополнении к этому у 43 (6,4%) горцев обнаружен СОАС в сочетании с ХОБЛ. Клинические проявления СОАС у жителей высокогорья характеризовались меньшей степенью выраженности сонливости по Эпфортской шкале (6,64±1,5 балла), высокой частотой артериальной гипертензии (у 88%), незначительным повышением индекса массы тела (28,2 ± 2,0 кг/м2), высокими уровнями лёгочного артериального давления (ЛАДср=39,11±3,31 мм.рт. ст). Выявлены также существенно повышенные параметры ндекса апноэ-гипопноэ (26,2±2,0 в час), десатурационного индекса (28,2± 2,99) по сравнению с таковыми у жителей низкогорья.
Выводы: Синдром обструктивного апноэ сна с большой частотой встречается среди жителей высокогорья, в том числе в сочетании с эпизодами центрального апноэ и ХОБЛ. При этом обращает на себя внимание более тяжёлое течение заболевания у горцев, чем у низкогорцев.
КОНЦЕПЦИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОГО КОНТИНИУМА: «ЛЕГКИЕ - ОРГАН-МИШЕНЬ ПРИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ»
Т.З. Сейсембеков 1, И.Ю. Козлова 1., М.М.Тусупбекова2, Л.Е. Муравлева2,
С.Б. Жаутикова2 Медицинский университет Астана1, Казахстан
Карагандинский государственный медицинский университет2, Караганда, Казахстан
Введение. Известно, что основными органами-мишенями при артериальной гипертензии (АГ) являются головной мозг, сердце, почки и сосуды. В клинических условиях оценивается состояние кардио-гемодинамики большого круга кровообращения и не уделяется должного внимания малому, где циркулирует практически такой же объем крови. Кроме того, следует напомнить о «нереспираторной функции легких», в регуляции обмена многих биологически активных веществ: норадреналина, ацетилхолина, брадикинина, простагландина и др.
Материал и методы. Под наблюдением находилось 544 пациентов с АГ в возрасте от 26 до 70 лет, средний возраст 53,42±0,71 лет; из них с эссенциальной АГ (ЭАГ) было 294, в сочетании с сахарным диабетом (СД) 2 типа - 250. Эксперименты проведены на 290 крысах линии Вистар в 6-ти сериях: АГ острая и хроническая, на фоне аллоксанового СД. Наряду с общепринятыми клинико-лабораторно-инструментальными исследованиями: оценивали функцию внешнего дыхания (ФВД), бронхиальное сопротивления, сурфактантную систему легких (ССЛ), ЭхоКГ исследование и измерение давления в легочной артерии; УЗИ сосудов (плечевая артерия) с оценкой эндотелиальной дисфунк-
ции в условиях искусственной артериальной гиперемии. Определяли уровень нитрит-иона, газовый состав артериальной и венозной крови. Морфологические, в том числе морфометрические, окраска пикрофуксином - для выявления фиброзирования в паренхиме легкого. Статистический, двухвыбо-рочный ^тест, корреляционный с критериями рангового (Спирмэна) и линейного (Пирсона) анализа.
Результаты и обсуждение. Нарушения ФВД выявлены у 68,6 % обследованных, в том числе - у 197 (67,0 %) из 294 при ЭАГ и у 180 (72,0%,) из 250 при АГ+СД 2 типа. Отмечено снижение всех дыхательных объемов МОС50 и МОС75 , а также ОФВ1, ЖЕЛ и ФЖЕЛ; повышение сопротивления дыхательных путей нарастающее по мере прогрессирования АГ. Выявлено снижения поверхностной активности ССЛ в конденсате выдыхаемого воздуха более характерные для больных АГ+СД-2. Отмечено существенное влияние респираторных нарушений на состояние центральной и периферической гемодинамики и выраженность диастолической дисфункции левого и правого желудочка. Выявлена тесная (р<0,01) корреляционная взаимосвязь показателей трансмитрального и транстрикуспидального потоков с параметрами спирографии (г - от 0,497 до 0,623). У больных обеих групп при сниженных показателях ФВД отмечались более выраженные гемодинамические нарушения; Легочная гипертензия (ЛГ) была диагностирована у 74,73±3,22% больных с ЭАГ и у 74,67±4,89% - с СД 2 типа. При исследовании плечевой артерии (ПлА) у больных АГ обеих групп наблюдалось увеличение толщины комплекса интима-медиа, адвентиции, плотности сосудистой стенки, расширение внутреннего диаметра ПлА, признаки эндотелиальной дисфункции (р<0,05). Отмечена зависимость содержания нитрит-иона в сыворотке крови от степени АГ, с показателями бронхиальной проходимости и с объемом ЖЕЛ (г =от 0,413 до 0,498). В эксперименте при хронической АГ отмечена неравномерная гипертрофия гладкомышечных клеток стенки легочных артерий, вазоспазм, лимфоидно-макрофагальная реакция в периваскулярных и перибронхиальных зонах, в последних формировались лимфоидные фолликулы, спазм бронхиол и очаги эмфиземы. На уровне терминальных бронхиол происходила перикалибровка сосудов и фиброз интерстициальной ткани. У животных с АГ на фоне аллоксанового СД эти изменения были более выражены. Таким образом, наблюдаемые при АГ кардиогемодинамические сдвиги являются причиной развития вентиляционных нарушений, которые, в свою очередь, оказывают негативное влияние на течение АГ и развитие осложнений, что послужило основанием рассматривать легкие - как орган-мишень при АГ наряду с уже известными.
ЕСТЬ ЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ В ДИАГНОСТИКЕ ДЕФИЦИТА АЛЬФА-1-АНТИТРИПСИНА В
КЫРГЫЗСТАНЕ?
С.Ж. Сыдыкова, М.Ж. Алымбаева, Н.Н. Бримкулов Кыргызская Государственая Медицинская Академия им. И.К. Ахунбаева, Бишкек, Кыргызстан
Введение: Лидирующие позиции Кыргызстана по заболеваемости и смертности от хронических обструктивных заболеваний легких побуждают исследователей к поиску возможных внутренних этиологических факторов, характерных для кыргызской популяции. На сегодняшний день дефицит альфа-1-антитрипсина (А1АТ) является единственным доказанным генетическим фактором хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). Согласно международным диагностическим алгоритмам, всем пациентам с ХОБЛ рекомендовано количественное (определение уровня А1АТ в крови) и качественное (определение фенотипа А1АТ) исследование А1АТ, однако в условиях Кыргызстана необходимость в диагностике А1АТ и применении международного алгоритма пока не изучалась.
Цель: определить необходимость в диагностике дефицита А1АТ и разработать алгоритм диагностики А1АТ для Кыргызстана на основании клинических особенностей ХОБЛ у пациентов Кыргызской популяции.
Материалы и методы: обследовано 109 пациентов Кыргызской популяции с верифицированным диагнозом ХОБЛ различной степени тяжести (53 мужчин, 56 женщин, средний возраст 57,5±13,4 года). Обследование включило анализ анамнестических данных пациентов ХОБЛ, клинико-функциональ-ных проявлений ХОБЛ, измерение уровня А1АТ турбидиметрическим методом (Бишкек, Кыргызстан), определение фенотипа с использованием полимеразной цепной реакции и метода изоэлектрической фокусировки (г. Марбург, Германия). Контрольную группу составили 26 практически здоровых лиц (18 мужчин и 8 женщин, средний возраст 30,0±6,6 лет). Статистическая обработка данных выполнена с помощью программы Statistica, непараметрических методов обработки. Изучены международные алгоритмы диагностики дефицита А1АТ.
Результаты: Среди пациентов с ХОБЛ обнаружены лица (10 человек, или 9,2%) с сывороточным дефицитом (68,0±21,2 мг/дл), в том числе тяжелым (24 мг/дл). Данные цифры сопоставимы с распространенностью дефицита А1АТ в европейских популяциях. Среди пациентов с дефицитом один пациент имел фенотип PiZZ, который сопряжен с наибольшим риском развития эмфиземы, и обуславливает выраженную недостаточность А1АТ в крови. 3 пациента имели фенотип PiMZ, то есть оказались гетерозиготными. На сегодняшний день риск развития легочной патологии у гетерозигот обсуждается, однако ряд исследований свидетельствует, что данный фенотип (PiMZ) сопряжен с большим риском