Научная статья на тему 'Концепция использования электронного бизнеса и интернет-маркетинга'

Концепция использования электронного бизнеса и интернет-маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
966
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / ЭЛЕКТРОННАЯ БИРЖА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голик Вадим, Чжунхуа Ли

Применение информационных технологий в экономике способствует повышению эффективности работы предприятий. Интернет стал необходимым инструментом для успешной торговли на локальных и международных рынках. Новая концепция использования электронного бизнеса и интернет-маркетинга будет существенно влиять на будущее экономическое развитие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of using e-business and online marketing for companies

The use of information technology in the economy promotes more efficient operation of enterprises. The Internet has become an essential tool for successful trading on the local and international markets. New concept in the field of e-business will greatly affect on the future economic development.

Текст научной работы на тему «Концепция использования электронного бизнеса и интернет-маркетинга»

I-

Резюме. Применение информационных технологий в экономике способствует повышению эффективности работы предприятий. Интернет стал необходимым инструментом для успешной торговли на локальных и международных рынках. Новая концепция использования электронного бизнеса и интернет-маркетинга будет существенно влиять на будущее экономическое развитие страны.

Ключевые слова: электронный бизнес, электронная коммерция, электронное правительство, интернет-магазин, электронная биржа, электронные торговые площадки.

Высокодоходный бизнес строится на философии маркетинговой концепции, идеи которой проникают во все подразделения и службы управления компанией, и на основе этого формируется ее целостный конкурентоспособный положительный образ в глазах общественности. Это является ключевой целью менеджмента любого предприятия, но, к сожалению, в ряде случаев маркетинг рассматривается и реализуется только в рамках одноименного отдела, что и приводит к неудовлетворительным результатам.

Поэтому перед использованием каких-либо инноваций и модернизаций необходимо изучить вопросы эффективности управления организацией, учитывая возрастающую роль электронного бизнеса и интернет-маркетинга в этом процессе.

Предлагаемая концепция их использования в деятельности белорусских предприятий содержит разработку, функционирование и оценку результативности следующих ресурсов.

Корпоративный сайт для каждого субъекта хозяйствования независимо от формы

собственности, где представлена информация на национальном и иностранных языках о товарах и услугах (текст, графика, видео), которые показывают преимущества данного предложения по сравнению с конкурентами, указываются различные варианты методов оплаты (банковским переводом, кредитной картой или наличными), условия поставки, проект договора. Для данного сайта регистрируются (приобретаются) доменные имена обязательно международного уровня .com (если занято, то .net, .co и др.), национальные

11 ш

If

Вадим Голик,

доцент кафедры маркетинга БГЭУ, кандидат

экономических наук, доцент

-Ж-1 < m

Ли Чжунхуа, О л л S

аспирант кафедры «

маркетинга БГЭУ, I

магистр I

экономических наук 47

.by, .ru (если предприятие работает или собирается работать на российском рынке) и другие домены в зависимости от целевого предложения.

Менеджеры по маркетингу, которые занимаются продвижением продукции и сайтов предприятия, задействуют в своей работе как традиционные средства маркетинга, так и информационные технологии (интернет-рекламу, SEO, размещение информации на торговых площадках, электронных аукционах, участие в партнерских программах, публикацию пресс-релизов (статей, видео, фото) на различных электронных pr-ресур-сах, использование возможностей социальных сетей и др.). Таким образом, предложения компании будут опубликованы на многих интернет-ресурсах по всему миру.

Кроме того, с помощью интернет-технологий можно проводить маркетинговые исследования внешних рынков, связываться с местными агентствами, находить покупателей, используя торговые электронные площадки. Эффективность работы менеджеров предприятия определяется временем и содержательностью ответа на заявку клиента, возможностью показать ему преимущества товара, гибкостью в ценовой политике, методах оплаты и использованием других способов стимулирования.

В качестве примера можно привести опыт китайских фирм по продвижению продукции с помощью Интернета, благодаря чему в этой стране отмечается достаточно серьезный рост электронной торговли. Этому способствует огромное количество профессионально разработанных корпоративных сайтов, интернет-площадок. Многие интернет-магазины имеют по-

средников, которые помогают донести нужную информацию до целевой аудитории, продают товары и услуги производителя и на этой основе получают некоторую прибыль. В этой связи отечественным предприятиям рекомендуется привлекать посредников и предлагать им в работе по продвижению продукции промо-материалы, полностью готовые сайты, интернет-магазины, оказывать маркетинговую поддержку. Следует также наладить отношения со службами доставки товаров (национальной почтовой службой, DHL, Fedex и т.д.), то есть эффективно решать вопросы логистики.

Подчеркнем еще раз, что собственный корпоративный сайт необходим каждой белорусской организации. Его дизайн, содержание и обновление должны способствовать повышению информированности соответствующей целевой аудитории и созданию положительного образа инновационного успешного предприятия. Особенно это касается тех субъектов хозяйствования, которые работают на внешних рынках. Их электронные ресурсы должны быть представлены на высоком профессиональном уровне с точки зрения содержания, дизайна и взаимодействия с потенциальными и существующими клиентами, поскольку на этой основе формируется имидж нашей республики в глазах иностранных потребителей.

Единый государственный (частный) интернет-магазин, на котором будет представлена вся продукция белорусских предприятий различных форм собственности. Это поможет сформировать бюджет за счет средств предприятий, банков, поддержки государства и сконцентрировать усилия на продвижении всех товаров на

отечественный и, самое основное, глобальный рынок. Если проект будет работать эффективно, то найдутся и серьезные иностранные инвесторы. Существенную поддержку в его раскрутке на деловых рынках могут оказать местные зарубежные маркетинговые агентства, участие в конференциях, ярмарках-выставках и т.д. Данный ресурс предполагает также оценку действий менеджеров предприятий: как быстро продавцы реагируют на запросы покупателей, насколько удовлетворены их работой клиенты и т.д. Ряд ответов на эти вопросы можно получить, используя программные средства единого интернет-магазина. Следует отметить, что в его рамках возможна и перспективна продажа товаров (услуг) зарубежных предприятий. Этот вопрос решается на основе оценки эффективности продаж каждого зарубежного продукта.

Разработка такого гипер-маркета для ведущих отечественных предприятий, например ОАО «Беларуськалий», ОАО «Гомельский химический завод» и др., поможет осуществлять торговлю их продукцией на многих географических рынках, установить контакты с клиентами.

Весьма перспективно использование электронных ресурсов в силу процессов сближения экономик Беларуси, России и Казахстана. Поскольку число интернет-пользователей и частота обращения к Интернету неуклонно растут, нужно создавать такие торговые проекты сейчас, так как конкурентная борьба рано или поздно развернется в онлайновом пространстве. Получить существенную прибыль в этой сфере смогут те проекты, которые своевременно придут на этот быстрорастущий

рынок. Поэтому для Беларуси важна концентрация усилий на создании электронных проектов, высокотехнологичной продукции, информационных технологий, поддержке разработчиков программного обеспечения, так как это и есть один из основных ресурсов будущего. В этой связи целесообразно уделить пристальное внимание подготовке соответствующих специалистов (программистов, инженеров, менеджеров по маркетингу и менеджеров по продажам (внешнеэкономическая деятельность, электронный бизнес), дизайнеров, архитекторов), необходимых для развития отрасли.

Государственная (частная) торговая площадка для деловых клиентов, на которой предлагается продукция всех отечественных предприятий и некоторых зарубежных. Главная цель -получение прибыли на основе привлечения корпоративных партнеров. Данный интернет-ресурс, участниками которого являются производители, оптовые и розничные посредники, конечные покупатели-потребители, необходимо активно продвигать на зарубежные рынки. Для этого предложения по покупке-продаже товаров публикуются на разных языках, доменные имена площадки зарегистрированы в различных зонах, обязательно в международной. В качестве примера можно отметить глобальную электронную площадку http://www.alibaba.com (КНР).

Важное значение приобретает продвижение продукции предприятий за счет публикации информации на различных торговых площадках. Это помогает установить новые контакты с посредниками, покупателями и потребителями из разных стран, завоевать новые локальные рынки.

Государственная (частная) электронная биржа. Важное значение для ее деятельности имеет то, как быстро и оперативно могут зарегистрироваться на ней клиенты. Достаточно рутинная процедура только отпугнет потенциальных покупателей, которые могут купить аналогичный продукт на зарубежных рынках без излишних хлопот. Они будут согласны на такую процедуру только в том случае, если им будет очень выгодно приобрести данный товар. Биржа должна быть представлена на различных языках, доменные названия зарегистрированы в различных доменных зонах (обязательно в международной .сот), служба помощи должна работать в течение 24 часов. Кроме того, необходимо грамотное обслуживание клиентов. Это касается вопросов логистики, методов оплаты, коммуникабельности, компетентности сотрудников предприятий. Контроль за деятельностью сотрудников осуществляется на основе оценки времени их ответа на заявку, путем анкетирования потребителей и т.д.

Для Беларуси целесообразно, к примеру, создание биржи калийных удобрений, эффективность которой будет зависеть от способов ее продвижения на глобальный рынок. На наш взгляд, сумма затрат на разработку и функционирование такой площадки будет не столь существенной.

Отечественным предприятиям стоит более активно принимать участие в торгах на различных электронных платформах, как отечественных, так и зарубежных, для расширения охвата рынка, увеличения числа покупателей и роста прибыли.

Государственный (частный) электронный аукцион для

индивидуальных потребителей и клиентов В2В рынка, где предприятия могут выставлять остатки непроданной продукции, товары-новинки, услуги. Мероприятия для данного проекта во многом аналогичны указанным в предыдущих пунктах. Белорусским компаниям желательно выходить на иностранные электронные аукционы.

Кроме перечисленных ресурсов в развитии электронного бизнеса существенную роль играет поиск инвестиций в эффективные проекты. Для этого нужно создать соответствующий ресурс по размещению предложений, требующих вложений, и заявок от потенциальных инвесторов. К тому же необходимо постоянно отслеживать идеи, представленные на зарубежных сайтах для венчурного финансирования. Немаловажное значение имеет также сбор сведений о степени применения информационных технологий организациями различных форм собственности в стране. На этой основе разрабатываются и реализуются обоснованные предложения по повышению эффективности использования ИТ предприятиями: организация их деятельности, маркетинговые исследования, продвижение продукции на отечественном и зарубежном рынках, работа с государственными органами и др.

Для решения данных задач обоснованно создание института электронного бизнеса, который будет:

■ проводить аналитическую работу в этой области;

■ давать оценку национального рынка в сфере электронного бизнеса, использования ИТ;

■ разрабатывать мероприятия по созданию комфортной бизнес-среды, которая обеспечит рост числа интернет-ком-

паний; фирм, занимающихся программным обеспечением; предприятий, которые используют передовые технологии и т.д., и повысит прибыль соответствующих организаций и увеличит поступление доходов государства;

■ собирать, обрабатывать и анализировать информацию по каждому из зарубежных рынков и на этой основе предлагать эффективные решения для каждого субъекта хозяйствования;

■ заниматься разработкой мероприятий в области электронной коммерции, интернет-маркетинга;

■ определять кадровые потребности отечественных организаций и координировать их взаимодействие с соответствующими выпускающими кафедрами на взаимовыгодной основе (возможность появления спонсоров соответствующей специальности);

■ проводить анонимные маркетинговые исследования персонала и руководства предприятий для выявления проблем, оценивать временные и финансовые затраты на внутренние бюрократические процедуры, вносить предложения по их устранению с целью повышения оптимизации работы;

■ осуществлять действия по переходу на электронный документооборот каждого предприятия с детальным экономическим обоснованием;

■ реализовывать проект «Электронное правительство», предполагающий оптимизацию деятельности государственных органов за счет использования информационных систем во внутренних взаимоотношениях и в работе с населением. Это позволит ясно определить функции каждого госслужащего

и его персональную ответственность. К тому же необходимо

внедрить информационные аналитические экспертные системы при проведении государственных тендеров и государственных закупок, разработать портал государственных услуг и др.;

■ популяризировать электронные проекты среди населения и повышать информированность граждан страны в этой области;

■ способствовать увеличению числа пользователей Интернета, повышению качества обслуживания провайдерами, снижению стоимости и увеличению охвата населения за счет создания информационных центров;

■ взаимодействовать с предприятиями и предлагать им соответствующие эффективные проекты развития;

■ формировать электронную систему единого рейтинга предприятий Республики Беларусь, в котором будут демонстрироваться основные экономические показатели каждого из них: рентабельность, динамика активов, кредито- и платежеспособность и т.д. База данных будет обновляться

в режиме реального времени за счет получения необходимой информации для анализа от различных организаций (банков, Налогового комитета и др.). Это поможет оперативно разрабатывать и применять индивидуальные мероприятия по решению проблем на конкретных предприятиях.

Кроме этого целесообразно создание инновационного инвестиционного фонда электронного бизнеса, который будет выделять средства на разработку специализированными структурами проектов, направленных на внедрение и совершенствование организации и управления на предприятиях, подготовку и переподготовку квалифицированных

кадров и т.д. Важно также обязательное включение вопросов маркетинговой науки, электронного бизнеса, современных способов организации производства и управления в курсы и образовательные программы почти всех экономических специальностей отечественных вузов, что повысит уровень подготовленности специалистов в данной области.

Ну и, конечно же, основополагающую роль в развитии электронного бизнеса должна играть поддержка государством владельцев интернет-ресурсов в их стремлении продвигать белорусскую продукцию на внешние рынки. Только совокупность всех этих факторов, эффективное дизайнерское и маркетинговое представление электронных площадок предприятий, своевременная и качественная реакция их сотрудников на запросы клиентов и выгодное взаимодействие с ними будут способствовать дальнейшему формированию и поддержанию имиджа инно-вационности нашей страны.

5ее: http://innosfera.org/2014/12/e-business

Литература

1. Голик С. И., Голик В. С. Использование интернет-технологий в международном маркетинге // Маркетинг в России и за рубежом. 2011, №3. С. 113-116.

2. Голик В. С. Информационный учет и контроль // Государственная служба. 2011, №6. С. 20.

3. Электронный ресурс: http://e-gov.by.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.