УДК 341.217(4)
М.И. ЛУГАЧЕВ, доктор экономических наук, профессор
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
Я. БАНАСИКОВСКА, кандидат технических наук
Государственный экономический университет (Катовицы, Польша)
КОНЦЕПЦИЯ И СОСТОЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ Е-АДМИНИСТРАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
В статье представлена концепция системы е-Администрации в Европейском союзе. Осуществление этой концепции в ЕС предусматривает возможность предоставления услуг е-Администрации в странах-членах, а также реализацию панъевропейских услуг. Нынешнее состояние реализации концепции было оценено на основе избранных данных из отчета «United Nations E-Government Survey-2010», опубликованного ООН и отчета 2009 г. «Smarter, Faster, Belter e-Government», подготовленного CapGemini, RAND Europe.
Современная эпоха информации и знаний влияет на все сферы общественной и экономической жизни, в том числе в государственном секторе. Новый интегрированный подход к управлению привел к созданию концепции электронного правительства (e-Govemment, е-Администрация), а именно концепции управления в Интернете. Уровень использования информационных технологий является одним из показателей информационного общества, в которое вписывается электронное правительство. Европейский союз поддерживает разработку и распространение новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ и связанных с ними проектов) в странах-членах.
По мнению Европейского союза, электронное правительство может улучшить и повысить эффективность действий, оказать влияние на подвижность и внутренний рынок. Комиссия Европейского союза призывает государства-члены к действиям путем финансирования проектов и обеспечения технической совместимости услуг электронного правительства по всей Европе.
Наиболее важной задачей электронного правительства является предоставление государственных услуг в электронном виде. Их предоставление будет влиять на улучшение контактов граждан с органами власти на всех уровнях и ускорит официальные процедуры рассмотрения оформляе-
мого дела. Другим аспектом изучения и анализа электронного правительства (e-Govemment) является понимание его как электронной демократии или компьютерного инструмента демократии в местном и национальном масштабах. В рамках этого подхода представлены инициативы для изучения и выражения мнения жителей (гражданские панели, обзоры, петиции, референдумы), консультации, обмен информацией и активное участие общественности в процессе принятия решений [1; 2].
Концепция и состояние реализации
е-Администрации в Европейском союзе
Первые идеи для создания электронного правительства, появились с отчетом Бангеманна в 1994 г. Начало реализации электронного правительства в странах ЕС следует рассматривать с принятия Европейской Комиссией в июне 2002 г. в Севилье плана «еЕигоре-2005» (Электронная Европа-2005), который предусматривал реализацию универсальности государственных услуг.
Правительства государств-членов ЕС несут ответственность за осуществление электронного правительства (е-Правительства) путем создания государственных программ и проектов, вводящих в государственное администрирование современные информационные технологии,
предоставляющие информацию, позволяющие использовать консультации, диалог и активное участие в принятии решений.
Развитые страны в плане открытости и эффективности государственного сектора и готовности осуществлять электронные услуги находятся на переднем крае. Это доказательство того, что существует тесная связь между конкурентоспособностью, инновационностью и качеством государственного управления в разных странах. В глобальной экономике более эффективно управление государством, необходимое для поддержания конкурентоспособности. Благодаря электронному правительству государственные власти стран ЕС могут внести существенный вклад в реализацию Лиссабонской стратегии. Ускорение ввода электронных услуг государственной администрации имеет также важное значение, с точки зрения модернизации и инноваций, в том случае если власти вынуждены иметь дело с серьезными проблемами, такими как старение общества, изменение климата и терроризм. Одновременно гр аждане требуют современных услуг, более высокого уровня безопасности и лучшей демократии, а бизнес требует меньшей
бюрократии и большой эффективности действия. По мере расширения Европейского союза, при одновременном повышении его разнообразия, появляются новые нужды в эффективном предоставлении государственных трансграничных услуг, для повышения мобильности граждан и для нужд европейских предприятий. Электронные услуги государственной администрации могут помочь правительствам в решении этих проблем и удовлетворении потребностей общества. Целевая концепция электронного правительства в странах Европейского союза предусматривает использование электронных услуг в разных странах, а также реализацию общеевропейских (панъевропейских) услуг (рис. 1).
Реализация этой концепции находится под постоянным контролем Европейской Комиссии, который последовательно проводит исследования уровня развития электронного правительства в странах ЕС. Онлайн-исследования уровня развития государственных услуг в 2007 г. показали, что уровень их реализации достиг в государствах-членах ЕС 75%, и почти 50% государственных услуг полностью были полностью доступны, что отражает их непрерывное развитие (рис. 2).
Member State B
Businesses
A2C
Citizens
Administration B
<-►
A2B
Administration A
A2A
A2A
Member State A
A2B
A2B
Businesses
A2C
Citizens
A2C
Administration A
A2A
A2A
European Administrations
A2A - administration to administration, A2B - administration to businesses, A2C - administration to citizens. Рис. 1. Концепция реализации е-Администрации в Европейском союзе [3]
Среднее значение Австрия Эстония Мальта Швеция Великобритания Словения Франция Франция Финляндия Португалия Италия Испания Нидерланды Ирландия Венгрия Германия Бельгия Латвия Кипр Греция Чешская Республика Люксембург Польша Словакия Болгария Румыния Литва
83
10
20
30
40
50
60
70
80
90
Рис. 2. Доступность услуг онлайн для общества стран ЕС в 2007 г.
Источник: авторская работа на основе [4].
0
Среднестатистический европеец мог тогда реализовать электронным путем около десяти основных (из 20) государственных услуг. Низкий уровень развития электронного правительства отмечен в «новых» членах ЕС, но среди них были такие страны, как Эстония, Мальта и Словения, приближающиеся к Австрии, Швеции и Великобритании.
Избранные данные из отчета «Обзор е-Адми-нистрации Организации Объединенных Наций», опубликованного ООН в 2010 г., представляют текущее состояние реализации электронного правительства в странах Европейского Союза (табл. 1, рис. 3). В отчете государства были оценены по трем показателям: доступность административных государственных услуг онлайн, наличие телекоммуникационной инфраструктуры, человеческий капитал. Сумма этих трех компонентов дала мировую позицию данной страны.
Оценка текущего состояния реализации электронного правительства в странах ЕС, согласно отчету из 2009 г. «Smarter, Faster, Belter e-Government», подготовленного CapGemini, RAND Europe, показана на рис. 4. Ведущие позиции в
развитии и использовании электронных услуг занимают Австрия, Мальта, Португалия, Великобритания, Швеция, Словения. Средний уровень предоставления электронных услуг в странах ЕС составил к концу 2009 г. 73%, тогда как в 2007 г. этот уровень составлял лишь 48%.
Европейский союз прилагал усилия, чтобы до 2010 г. предприятия и граждане могли получить безопасные и удобные средства электронной идентификации для доступа к государственным услугам в своей стране или в любой стране-члене в местном, региональном или национальном офисе, в соответствии с Законом о защите данных личной информации. Европейская Комиссия предлагает прагматичный подход по взаимодействию систем управления электронной идентификации в отдельных странах. ЕС руководствуется уважением к различным национальным подходам и решениям стран и не создает препятствий для трансграничного использования государственных услуг. В процессе управления электронной идентификацией используется электронная подпись.
Для предоставления услуг е-Администрации требуется полное осуществление взаимодействия
Таблица 1
Позиции стран Европейского союза в развитии е-Администрации*
Мировая позиция Страна Индекс позиции Категория
Сервисы онлайн Телекоммуникационная инфраструктура Человеческий капитал
4 Великобритания 0,8147 0,2634 0,2364 0,3149
5 Нидерланды 0,8097 0,2310 0,2530 0,3257
7 Дания 0,7872 0,2288 0,2306 0,3278
9 Испания 0,7516 0,2601 0,1683 0,3231
10 Франция 0,7510 0,2321 0,1965 0,3225
12 Швеция 0,7474 0,1792 0,2482 0,3200
15 Германия 0,7309 0,1867 0,2295 0,3146
16 Бельгия 0,7225 0,2126 0,1880 0,3218
19 Финляндия 0,6967 0,1630 0,2059 0,3278
20 Эстония 0,6965 0,1705 0,2070 0,3190
21 Ирландия 0,6866 0,1695 0,1894 0,3277
24 Австрия 0,6679 0,1619 0,1894 0,3167
25 Люксембург 0,6672 0,1295 0,2355 0,3021
27 Венгрия 0,6315 0,1716 0,1432 0,3167
28 Литва 0,6295 0,1641 0,1456 0,3198
29 Словения 0,6243 0,1360 0,1659 0,3224
30 Мальта 0,6129 0,1597 0,1605 0,2927
33 Чешская Республика 0,6060 0,1543 0,1405 0,3112
37 Латвия 0,5826 0,1414 0,1241 0,3171
38 Италия 0,5800 0,0982 0,1622 0,3196
39 Португалия 0,5787 0,1317 0,1382 0,3088
41 Греция 0,5708 0,1209 0,1263 0,3235
42 Кипр 0,5705 0,1263 0,1428 0,3015
43 Словакия 0,5639 0,1177 0,1390 0,3072
44 Болгария 0,5590 0,1392 0,1112 0,3086
45 Польша 0,5582 0,1317 0,1113 0,3152
47 Румыния 0,5479 0,1414 0,1021 0,3045
* Источник: авторская работа на основе [5].
Среднее знач.
Великобритания Нидерланды Дания Испания Франция Швеция Германия Бельгия Финляндия Эстония Ирландия Австрия Люксембург Венгрия Литва Словения Мальта Чешская Латвия Италия Португалия Греция Кипр Словакия Болгария Польша Румыния
= 0: =10, =10, =10,5 =10,5 =10,56 =10,55 0,55 3 0,5479
0
:0,6( 3 0,6(
3 0,7309 0,7225 0,6967 0,6965 ,6866 679 72
= 0,6315 0,6295 0,6243 0,6129 0,6060 5826 5800 5787 708 705 39 90 82
0
0,751 0,751 0,7474
=10,8147
0,8097 7872
Рис. 3. Позиции стран Европейского союза в развитии е-Администрации по отчету ООН
Источник: авторская работа на основе [5].
Среднее знач. 2009 Среднее знач. 2007 Австрия Мальта Португалия Великобритания Словения Швеция Эстония Финляндия Дания Ирландия Франция Испания Нидерланды Германия Бельгия Италия Люксембург Латвия Венгрия Чешская Респуб.
Литва Словакия Польша Кипр Греция Румыния Болгария
148
155
153
146
142 142
136
173
] 76
] 73
] 70 ] 70
68
] 66
63
] 94 3 94
□ 89 88
83 82
20
40
60
80
100 100 100 100
100
120
Рис. 4. Реализация е-услуг доступных онлайн в странах Европейского союза в 2009 г.
Источник: авторская работа на основе [6].
(Interoperability) внутри (интегрированные системы), а также между информационными системами учреждений, институтов, предоставляющих электронные услуги, то есть предоставление электронных трансъевропейских услуг требует полного осуществления взаимодействия между странами.
Дальнейший прогресс электронного правительства требует определенных базовых условий. В частности, надо обеспечить эффективное функционирование основных услуг, таких как совместимое (интероперационное) управление идентификацией (eIDM) для доступа к государственным услугам, электронная идентификация документа и электронное архивирование. Электронное управление идентификацией уже реализовано в странах ЕС, с учетом национальных потребностей
с точки зрения услуг, культурных требований и в области защиты персональных данных. Так, это может быть управление электронной идентификацией на основе национальных документов, удостоверяющих личность. В любом случае решение по этому вопросу принимается странами ЕС по-отдельности.
Список литературы
1. Kowalczyk L. Elektroniczne Uslugi Publiczne (Zarys problemow). - URL: http://www.lucjankowalczyk.com/wp-content/uploads/2008/04/elektroniczne_uslugi_publiczne.pdf
2. Grodzka D. E-demokracja // Infos. - 2009. - 14 (61).
3. European Interoperability Framework FOR pan-European eGovernment Services // Infos. - 2007. - № 18.
4. URL: United Nations e-Government Survey 2010 http:// www2.unpan.org/egovkb/global_reports/10report.htm
5. URL: http://ec.europa.eu/information_society/eeurope/ i2010/docs/benchmarking/egov_benchmark_2009.pdf
В редакцию материал поступил 20.10.11
0
Ключевые слова: электронное правительство, электронные услуги, информационное общество, интеграция систем, панъевропейские услуги.