3. Стратегия развития янтарной отрасли РФ на период до 2021 года. Презентация. URL: http://gov39.ru/3y/yantar.php (дата обращения 22.11.2016г.)
4. Об основах государственно- частного партнёрства в Российской Федерации. - Проект Федерального закона № 238827-6. Внесён Правительством РФ в Государственную думу Федерального Собрания РФ13.03.2013. Письмо № 1245п-П13.
5. О концессионных соглашениях. - Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
6. Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации. -Федеральный закон РФ от 10.01.2006 № 16- ФЗ.
7. Ингструп М.Б. Роль координаторов кластера. // Globalisation and Small Business. 2010. Т.4. № 1
8. Екимова К. В Теоретические аспекты использования кластеров в формировании конкурентоспособной экономики /К.В. Екимова, Е. В. Федина //Вестник уральского института экономики, управления и права. 2009. № 12
9. Горетов И.Н. Перспективы реализации кластерных инициатив в регионах //Региональная экономика: 2009.№ 12.
10. Шаститко А. Е. Кластеры как форма пространственной организации экономической деятельности: теория вопроса и эмпирические наблюдения //Балтийский регион. 2009. № 2.
В. Н. Селезнев, доктор психологических наук, профессор
Н. И. Шматова, кандидат исторических наук, доцент Национальный институт бизнеса
КОНЦЕПЦИЯ И МОДЕЛИ ПРАКТИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА РУКОВОДИТЕЛЯ
Аннотация. В статье рассмотрены существенные связи интеллекта руководителя с процессом управления организацией.
Анализируются зависимости процесса деятельности руководителя по совокупности социальных ее объектов и наличия элементов жёсткости -ответственности, обязательности, требовательности. Успешность управленческой деятельности во многом определяется профессиональными и личностными качествами руководителя. Гипотетически доказывается приоритетность развития специфического личностного качества руководителя, его интеллектуальной способности эмоционального интеллекта — психологической проницательности. Результативность управленческой деятельности наиболее определяется комплексностью строения общих
способностей, которые надо учитывать при характеристике практического интеллекта руководителя.
Ключевые слова: практические компоненты интеллекта, эмоциональный интеллект, практический интеллект, управленческие способности, эффективность управленческой деятельности, воздействие через множество компетенций и промежуточных переменных, психологическая проницательность, вербальные способности.
Интеллект в широком смысле - совокупность всех познавательных особенностей человека. Познавательные процессы взаимосвязаны и образуют целостную систему. Связь интеллекта с управлением очевидна и первостепенна по значимости.
В статье реализована авторская концепция, состоящая из следующей совокупности научных положений.
1.Деятельность руководителя развертывается в условиях, специфичных по предмету деятельности (совокупность «социальных объектов») и по степени жесткости — режиму ответственности, требований и др. Это определяет прагматичность позиции руководителя и на первый план выдвигаются практические компоненты интеллекта. Главными факторами эффективности управленческой деятельности выступают специфические управленческие способности.
2. Управленческая деятельность характеризуется различным уровнем качественных параметров, выполняется с большей или меньшей эффективностью. В основном это зависит от профессиональных и личностных качеств руководителя.
3. Особенность восприятия руководителя в том, что его ведущий тип в управленческой деятельности — социальная перцепция, процессы межличностного восприятия.
На основе совершенствования навыков межличностного восприятия развивается специфическое личностное качество руководителя, его интеллектуальная способность эмоционального интеллекта — психологическая проницательность.
4. Концептуально коэффициент умственного развития и эмоциональный интеллект — это не находящиеся в оппозиции, а отдельные компетенции, а между коэффициентом умственного развития и многочисленными аспектами эмоционального интеллекта существует незначительная корреляция, т.к. - это в большой степени независимые понятия.
5. Гармония коэффициента умственного развития и многообразных составляющих эмоционального интеллекта востребована в управленческой деятельности и трансформируется в практический интеллект руководителя.
6. На эффективность управленческой деятельности влияют многие причины, практический же интеллект руководителя, оказывает на нее
69
воздействие через множество компетенций и промежуточных переменных:
уровень мотивации (мотивы - цели, мотивы - смыслы, мотивы - стимулы) руководителя, его опыт, Я - концепцию (установки, ценности или образ - Я руководителя или работника), особенность субординации, неопределенность и напряженность и специфику управляемых команд.
В образе - Я руководителя ведущим побуждением является самоактуализация - стремление его к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций, проявляющееся в стремлении к профессиональной и видовой идентичности.
В отличие от привычных тестов определения коэффициента умственного развития пока еще нет и, возможно, никогда не будет ни одного письменного теста, который позволил бы вывести «оценку эмоционального интеллекта».
Практический интеллект, связанный с управленческой деятельностью, долго оставался вне сферы исследований, считался низшим, более простым типом, не заслуживающим внимания. Его труднее исследовать научными методами, поскольку они должны применяться в естественных условиях профессиональной деятельности, а не в лабораторных. Этот взгляд, в корне ошибочный, изменился благодаря ставшей классической работе Б. М. Теплова «Ум полководца», где рассматривается практический интеллект на материале деятельности великих полководцев и государственных деятелей. Теплов говорит о том, что умственная работа ученого яснее и спокойнее (но не обязательно легче), чем умственная работа политика или полководца1.
Практический интеллект в ряде аспектов богаче и комплекснее, чем теоретический, но обладает специфическими особенностями.
Проблема практического интеллекта концентрируется вокруг вопроса о соотношении частных и общих познавательных функций, интеллектуальных способностей. В психологии выделяют частные (специальные) и общие способности. Общие способности первичны, так как в большей степени предопределены генетически, чем специальные. Интеллектуальные способности в психологии трактуются как одна из общих способностей личности в целом. Но в эту категорию входят и иные, аналогичные «по рангу» степени обобщенности способности личности: креативность, обучаемость, рефлексивность. В деятельности они выступают в неразрывной связи с интеллектом, составляя основу для новых особенностей интеллектуальной деятельности. Для управленческой деятельности наиболее значима комплексность строения общих способностей. Последние влияют на него, что необходимо учитывать при характеристике практического интеллекта руководителя.
Что касается познавательных способностей, то К. Спирмен, автор первой модели интеллекта, определил, что уровни развития познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия и др.) взаимосвязаны. Он предположил в интеллекте существование двух основных факторов: общего фактора (generalfactor,
1 Одинцова, В. В. Психометрический анализ методики «Эмоциональный интеллект - 2» [Электронный ресурс] / В. В. Одинцова. - 2006.
70
G-фактор) и специфического для каждой познавательной функции фактора фактор). Эта модель называется «двухфакторная теория интеллекта». Принцип ее строения — иерархический, имеет два соподчиненных уровня и S-факторов). G-фактор Спирмен определяет как «общую умственную энергию», собственно интеллект.
Модель Дж, Гилфорда является многофакторной, в ней выделяется 120 узкоспециализированных и независимых друг от друга познавательных способностей. Зависят они от трех основных параметров интеллектуальной деятельности: содержания (4 типа), характера интеллектуальных операций (5 типов) и ее целей (6 видов). 4x5x6 = 120 специальных способностей (кубическая модель интеллекта Гилфорда). Основная заслуга Гилфорда — выделение двух типов мышления: дивергентного и конвергентного. Первый — это показатель творческого начала, второй направлен на поиск единственно верного решения, являясь индикатором логического мышления.
Р. Кеттел в своей модели, не отрицая существования общего и частных (парциальных) факторов, указывает на два различных типа интеллекта: кристаллизованного (связанного) и текучего (свободного). Первый является мерой овладения культурой того общества, к которому человек принадлежит; второй характеризует биологические возможности нервной системы индивида1. Кристаллизованный тип больше связан с вербальным интеллектом. Впоследствии Л. Хамфрейс доказал, что оба эти типа интеллекта связаны друг с другом и входят в общий, так называемый интеллектуально-образовательный фактор, что сближает эту модель с моделью К. Спирмена. Общая психологическая закономерность при исследовании различных сторон интеллекта — отчетливое выделение G-фактора, что говорит о наличии общего интеллекта как неоспоримой психологической реальности.
Вывод: структура интеллекта очень сложна — она хоть и базируется на общем факторе, но к нему не сводится. Один из современных обобщающих подходов к пониманию интеллекта рассматривает его как целостную систему «ментального» (умственного) опыта человека и психических механизмов, обеспечивающих его накопление, обработку и использование. В интеллекте (ментальном опыте) выделяются три уровня2.
1. Когнитивный опыт — структуры, обеспечивающие хранение, систематизацию и использование информации; их предназначение — оперативная переработка текущей информации.
2. Метакогнитивный опыт — структуры, позволяющие человеку осуществлять саморегуляцию своей интеллектуальной активности; их предназначение — контроль интеллектуальных ресурсов.
1Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена [Текст] / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78-86
2Андреева, И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта [Текст] / И. Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности : 6-я Междунар. науч.-практ. конф. 2627 нояб. 2004 г., г. Смоленск : в 2 ч. - Смоленск: СГПУ, 2004. - Ч. 1. С. 42-46
71
3. Интенциональный опыт — структуры, лежащие в основе индивидуальных интеллектуальных способностей; их предназначение — субъективное предпочтение определенной предметной области и направления поиска решений.
Среди высших проявлений интеллектуальных способностей выделяют определенные типы интеллектуальной одаренности.
Сообразительные — с коэффициентом интеллекта больше 135 баллов (по шкале Д. Векслера норма — 100—115 баллов).
Блестящие ученики — люди с высокими показателями учебных достижений.
Креативы — люди, порождающие творческие, оригинальные идеи в большом числе и испытывающие потребность в решении сложных проблем.
Компетентные — люди, имеющие большой объем профессиональных знаний и опыт практической работы.
Талантливые — люди с чрезвычайными интеллектуальными достижениями, нашедшие признание в общественно значимых формах. Мудрые — люди с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом и предсказанием «обыденной» жизни.
В начале 60-х годов была установлена основная и исходная закономерность, связывающая эффективность управленческой деятельности и интеллект. Американский психолог Е. Гизелли обнаружил, что между ними существует не прямая зависимость (как считалось долгое время и что блокировало исследования в данной области), а криволинейная. Наиболее успешной деятельностью характеризуются руководители, имеющие не очень высокий интеллект, а некоторую оптимальную степень его выраженности. Неожиданность этих результатов стимулировала новые исследования в области эмоционального интеллекта.
И все же эти результаты, несмотря на их многочисленность и убедительность, плохо согласуются с обыденным представлением о том, что «хороший руководитель — это очень умный руководитель». Выявление причин противоречия научных и эмпирических данных позволяет раскрыть суть связи интеллекта с эффективностью управленческой деятельности, сложность их взаимодействия. В концепции «промежуточных факторов» Ф. Фидлера и А. Лейстера описаны некоторые из этих причин. Она базируется на том, что связь интеллекта с успешностью управленческой деятельности является множественно опосредованной, а не прямой. На эффективность деятельности влияют многие причины, а не только интеллект, который оказывает на нее воздействие через множество промежуточных переменных: уровень мотивации руководителя, его опыт, отношения с высшим руководством и управляемой командой.
Практически все тесты, при помощи которых диагностируются интеллектуальные способности, адресованы теоретическому, абстрактному интеллекту, а не его практическому компоненту. Требования к интеллектуальным
функциям менеджера часто несопоставимы с требованиями, на которых построены существующие тесты. Поэтому результаты противоречивы.
Криволинейная зависимость эффективности управленческой деятельности от уровня интеллекта объясняется и другими причинами, установленными в последнее время, в частности:
1) наличие обратной связи между уровнем интеллекта и стажем управленческой деятельности;
2) наличие высокого интеллекта у людей с относительно меньшим стажем управленческой деятельности.
Снижение интеллектуальных показателей при увеличении стажа имеет две основные причины: естественная возрастная инволюция психофизиологических функций, в том числе и интеллекта, и «забывание» академических знаний и навыков, на которых основано большинство интеллектуальных тестов. Интеллект руководителя становится в большей степени практическим, чем теоретическим. На общую эффективность управленческой деятельности большее влияние оказывают стаж и производный от него профессиональный и жизненный опыт.
Какие же из интеллектуальных качеств руководителей наиболее специфичны управленческой деятельности? Достоверность ответа на этот вопрос во многом определяется достижениями психологической науки.
Актуальна проблема совокупности интеллектуальных качеств руководителей наиболее специфичных для управленческой деятельности. Решение этой проблемы лежит в сфере достижений психологической науки. Понятие «интеллект» определяется как интеграция всех частных и общих познавательных способностей человека. Частные, познавательные способности связаны с конкретными психическими процессами — восприятием, памятью, мышлением и др., а общие способности характеризуют целостное функционирование этих процессов. Интеллектуальные способности в своем комплексном проявлении неразрывно связаны с другими общими способностями: креативностью, обучаемостью, саморегуляцией, активностью.
Интеллектуальная деятельность руководителя развертывается в условиях, специфичных по предмету деятельности (совокупность «социальных объектов» и их взаимодействия) и по степени жесткости проблем режиму и степени ответственности. Специфические особенности отдельных психических процессов одновременно являются специфическими характеристиками интеллекта руководителя в плане его частных познавательных способностей. Поэтому они выступают как категории интеллектуальных качеств руководителя. Каждый процесс имеет специфические для управленческой деятельности черты и психологические особенности.
Главная особенность восприятия руководителя в том, что его ведущий тип в управленческой деятельности — социальная перцепция, процессы межличностного восприятия. Они насыщены оценочными, самооценочными, рефлексивными, объяснительно-интерпретационными, экспрессивными операциями, а поэтому выходят далеко за рамки восприятия как такового. На
основе совершенствования навыков межличностного восприятия развивается специфическое личностное качество руководителя, его интеллектуальная способность — психологическая проницательность. Она
чрезвычайно важна для управленческой деятельности.
В процессах памяти особое место в обеспечении успешного управления принадлежит ее двум основным типам — оперативной и долговременной памяти. От процессов оперативной памяти специфика управленческой деятельности требует их особого качества — свойства мобилизационной готовности. Используя ресурсы долговременной памяти, управленческая деятельность формирует профессиональный опыт руководителя. Мера его полноты, адекватности, богатства — также специфический регулятор интеллектуальной деятельности и является важнейшим качеством руководителя. Аналогичная закономерность существует и для процессов мышления. Под влиянием специфики управленческой деятельности его общие особенности предстают в форме практического мышления.
В своей основе любая из особенностей процесса практического мышления имеет какую-либо интеллектуальную способность: прогностичность, рефлексивность, систематичность, оригинальность и др.
Наряду с частными познавательными способностями интеллект руководителя имеет обобщенные свойства и проявления, определяющие собой уровень его специальных, частных способностей.
Доминирующее место в структуре практически-социального интеллекта занимает вербальный интеллект. Характер направленности невербальной составляющей интеллекта на оперирование абстрактным, формальным материалом обусловливает ее подчиненное место по отношению к вербальному интеллекту.
В деятельности руководителя по аналогичным причинам относительно большая нагрузка ложится на конвергентное мышление (Дж. Гилфорд), так как этот тип наиболее соответствует практическим задачам как таковым в отличие от теоретических, требующих дивергентных способностей.
По отношению к управленческой деятельности фактор «связанного» интеллекта представляется более важным, чем «свободного», так как он непосредственно соотносится с профессиональным опытом руководителя, являясь основой его формирования.
Большое значение в организации управленческой деятельности имеет интеллектуальное свойство метакогнитивной осведомленности, состоящее в адекватном самовосприятии и использовании сильных сторон своего интеллекта, а также в умении скрывать его слабые стороны. Это - основной механизм высокопродуктивной интеллектуальной деятельности. Он, однако, специфичен по отношению к деятельности руководителя.
1. Более выраженным он становится в связи со сложностью и жесткостью условий управленческой деятельности, проявляющих сильные и слабые стороны интеллекта руководителя.
2. Учет своих «плюсов» и «минусов» является главной причиной
формирования стиля деятельности, наиболее соответствующего личностным особенностям.
3. Главная «забота» руководителя — его имидж, репутация, авторитет. Поэтому они становятся регулятором внешнего поведения руководителя: выбираются способы воздействия на подчиненных, базирующиеся на его «сильных сторонах» и подчеркивающие их.
Открытая познавательная позиция - другое обобщенное интеллектуальное качество, которое также специфично для деятельности руководителя. На нем основываются важные особенности его поведения и такие качества, как «восприимчивость к новому», «готовность изменить взгляды». Это качество — необходимое условие для проявления креативности и самообучаемости в деятельности руководителя1.
Специфичны также проявления интеллектуального стиля в управленческой деятельности. Основные стили — исполнительский, законодательный, оценочный — не вполне отвечают комплексному характеру деятельности руководителя. Комбинированный интеллектуальный стиль является для нее оптимальным.
Поскольку интеллект входит в целостную структуру общих способностей личности, испытывая на себе их воздействие и приобретая специфику проявления в деятельности, то очень важна его связь с такой общей способностью, как обучаемость.
В интеллектуальной деятельности руководителя многообразны и специфичны проявления такой общей способности, как креативность. Это нашло отражение в понятии «творческое отношение к делу». Различают в
психологическом плане ряд основных направлений влияния этой способности
2
на управленческую деятельность2.
1. На креативности основано такое важное качество руководителя, как «умение видеть проблемы», что является важнейшим фактором эффективного управления.
2. Роль креативности еще более выражена в реализации функции формулировки новых задач перед подчиненными.
3. Креативность проявляется и в решении уже существующих проблем. Руководитель должен уметь предложить нетрадиционное решение проблемы, это укрепляет его профессиональный и социальный авторитет.
4. Особое значение креативность имеет для реализации инновационной функции, являющейся одной из основных в управленческой деятельности.
5. Креативность необходима для реализации экспертно-консультативной функции.
1 Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [Текст] / Б. Г. Ананьев. -М. : Директмедиа Паблишинг, 2008. - 134 с.
2 Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [Текст] / Б. Г. Ананьев. -М. : Директмедиа Паблишинг, 2008. - 134 с.
Аналогичную роль в организации управленческой деятельности играет способность к саморегуляции. Эта общая способность выступает основой для определенного симптомокомплекса более частных познавательных и личностных свойств, влияющих на реализацию главных функций управления.
Произвольная саморегуляция выражается в основных операциях и свойствах практического мышления (планирование,
прогнозирование, контроль, оценка).
1. Саморегуляция обеспечивает критичность мышления важное качество интеллектуальной деятельности руководителя.
2. Способность к саморегуляции дает возможность наилучшим образом распоряжаться своими интеллектуальными и иными ресурсами.
3. На основе саморегуляции можно управлять собственным состоянием и контролировать его, что очень важно в работе руководителя. Это свойство также является одним из факторов стрессустойчивости к негативным внешним воздействиям.
Рефлексивность - способность это психологическая основа для механизмов рефлексивного управления. «Управляющий» ожидает, что «управляемый» поведет себя в ситуации так же, как и он сам, т. е. правильно. В психологии есть понятие «рефлексивная пауза», в результате которой в поведение включаются новые интеллектуальные операции. Важное доказательство интеллектуальной зрелости — умение держать паузу. Управленческая деятельность предъявляет и противоположные требования к интеллектуальным способностям руководителя — необходимость скорости переработки информации, ее актуализация, скорость реакции на события и на принятие решений.
Важное свойство для руководителя — устойчивость (толерантность) к неопределенности.Она имеет сложную психологическую структуру и включает в себя три основных компонента:
1. Способность когнитивной компенсации неопределенности (восполнения недостающей информации).
2. Восприятие неопределенных ситуаций как рядовых, хотя и трудных, а не как психотравмирующих.
3. Комплекс собственно личностных качеств: экстравертированность, эмоциональная стабильность и др.
Из анализа предшествующего материала следует вывод о том, что интеллект руководителя под влиянием объекта и условий управленческой деятельности имеет практически-социальный характер, поэтому его частные и общие свойства приобретают определенное своеобразие. Поэтому при наличии высоких интеллектуальных качеств руководители с высоким эмоциональным интеллектом в социальном отношении уравновешенны, дружелюбны и пребывают в отличном настроении, не подвержены страху и не склонны к тревожным размышлениям. Они обязательны в отношении людей и начатых дел, охотно берут на себя ответственность и придерживаются
этических принципов, в общении с другими они доброжелательны и заботливы. Их эмоциональная жизнь богата событиями, но в надлежащих пределах. Они пребывают в согласии с самими собой, с другими и с трудовым коллективом.
Эмоциональный интеллект привносит гораздо больше качеств, делающих нас намного человечнее, благодаря эмоциональным компетенциям. Анализ различных источников позволяет утверждать, что эмоциональными компетенциями предположительно являются1.
1.Знание своих эмоций. Самопознание какого-либо чувства, эмоции, если оно возникает, является базовой основой эмоционального интеллекта. Способность время от времени отслеживать смену эмоций имеет решающее значение для психологической проницательности и понимания самого себя в разных ситуациях.
2. Управление эмоциональным реагированием. Представляет собой способность, которая основывается на самосознании своего эмоционального состояния, способность предупредить развитие тревожности, исключить неадекватность и раздражительность.
3. Самоконтроль и выведение на уровень осознания собственных мотивов и их оценка. Успокоение эмоций ради мотива - цели необходимо для сосредоточения внимания, для владения собой, для, сохранения способности к разумному решению. Самоконтроль над эмоциями предполагает снятие ситуативного удовлетворения и подавление импульсивности.
4. Оценка и понимание эмоций других. Эмпатия лежит в основе суждений о поступках других людей и о собственном поведении человека, так как даёт возможность рефлексивно посмотреть на себя со стороны, глазами постороннего наблюдателя. Руководители, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются их сотрудники.
5.Поддержание позитивных деловых взаимоотношений.
Способность руководителя понимать потребности подчиненных, умело
учитывать их эмоциональные состояния, проявления эмоций и тревожности.
Список использованных источников и литературы
1.Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управлять людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 302 а
2.Лукичева, Л.И. Управленческие решения: учебник / Л.И.Лукичева. - М.: ОМЕГА-Л, 2014. - 383 с.
3. Репина, Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина. - М.: Академцентр, 2013. - 240 а
4. Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. - М.: Издательство РАГС, 2010. - 557 с.
1 Виханский, О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст] : учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 3-е изд. - М., 2006
77