Научная статья на тему 'Концепция и механизм трансформации структуры экономической системы'

Концепция и механизм трансформации структуры экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хузина Г.Г.

В статье рассматриваются направления формирования концепций трансформации структуры экономической системы, приводится их сравнительная характеристика. Выявляются проблемы развития производственно-технологических систем и предлагаются пути их решения. Отражаются коррективы финансового кризиса в финансовую политику государства. Определяется роль научно-технического прогресса в обеспечении перехода к инновационной экономической системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хузина Г.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция и механизм трансформации структуры экономической системы»

Вопросы экономики

Удк 338.2

концепция и механизм трансформации структуры экономической системы

Г. Г. ХУЗИНА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: guzel.xuzina@yandex.ru Чистопольский филиал Института экономики, управления и права, г. Казань

В статье рассматриваются направления формирования концепций трансформации структуры экономической системы, приводится их сравнительная характеристика. Выявляются проблемы развития производственно-технологических систем и предлагаются пути их решения. Отражаются коррективы финансового кризиса в финансовую политику государства. Определяется роль научно-технического прогресса в обеспечении перехода к инновационной экономической системе.

Ключевые слова: трансформация, экономическая система, технологический уклад, структура экономики, модернизация.

В трансформационный период концепция формирования структуры экономики осуществлялась по двум направлениям, определяющим альтернативные траектории будущего развития страны.

Первое направление реализовывалось по принципам «Вашингтонского консенсуса» с ориентацией на продолжение сложившихся тенденций по деградации научно-производственного и интеллектуального потенциалов страны и ее окончательного превращения в сырьевую периферию мирового рынка с дезинтегрированной и контролируемой извне экономикой, деморализованным населением и распавшимся на антагонистические группы обществом.

Второе направление предполагает быстрое восстановление имеющегося научно-производственного потенциала и его дальнейшее развитие на основе активизации конкурентных преимуществ российской экономики и ее модернизации путем широкого внедрения современных технологий в сочетании с быстрым ростом производства, инвестиций, оплаты труда и качества жизни населения.

Концепция трансформации структуры экономики предопределяет переход на новую ступень развития. Это связано с особенностями структурных изменений мировой экономической системы и сложившимся состоянием научно-производственного потенциала российской экономической системы. Если не проводить решительной политики трансформаций, то через несколько лет произойдет стремительное выбытие устаревшего оборудования и обесценение вывезенного за рубеж капитала. Возникнут ресурсные ограничения для экономики. При проведении продуманной трансформации есть объективные возможности за счет резкого наращивания инновационной активности в ключевых направлениях выйти на траекторию опережающего развития.

Формирование концепции трансформации столкнулось с отсутствием в экономической системе научно-технической политики, с сокращением финансирования НИОКР, с фактической ликвидацией отраслевой науки в ходе приватизации промышлен-

ных предприятий, со слабым влиянием банковской системы на инвестиционную активность.

В сложившихся условиях выход на траекторию перехода к инновационной экономической системе возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях трансформации формирования нового технологического уклада, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности и улучшения качества перехода к новой экономической системе.

При переходе от старой к новой экономической системе возникает потребность наиболее эффективно использовать научно-производственный и ресурсный потенциалы, которые были созданы в прежней экономической системе, а именно: уникальные передовые технологии; достаточные масштабы свободных производственных мощностей в наукоемкой промышленности; богатые природные ресурсы; значительные валютные резервы.

Объем образующихся и накопленных в экономике сбережений достаточен, чтобы обеспечить двукратное увеличение капитальных вложений, необходимых для выхода на режим простого воспроизводства основного капитала в реальном секторе экономики.

Исследования состояния имеющегося научно-производственного потенциала свидетельствуют о наличии объективных предпосылок устойчивого и быстрого развития экономики.

Механизм трансформации в технологической области экономической системы идет в направлении формирования и развития производственно-технологических систем шестого и пятого технологических укладов и стимулирования их роста вместе с модернизацией смежных производств. Для этого должны быть решены проблемы становления конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, осваивающих современные технологии. В экономической системе задействуется механизм государственной поддержки соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, подготовки кадров необходимой квалификации, организации информационной инфраструктуры.

Механизм трансформации затрагивает институциональную область, в которой происходит перераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а также сверхприбылей от экспорта природных ресурсов в современные производственно-технологические системы, концентрацию ресурсов на ключевых направлениях их развития, модернизацию экономики и повышение

ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий. Одновременно в экономической системе происходит процесс формирования институтов развития, реструктуризации неплатежеспособных предприятий, программ приватизации, регулирования экономической политики.

Трансформация структуры экономики невозможна без совершенствования ее организационно-производственной структуры. Идет процесс формирования интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских и образовательных организаций, которые могли бы устойчиво развиваться в условиях жесткой международной конкуренции.

Перевод экономики в режим восстановительного экономического ряда в период трансформации предполагает формирование макроэкономических условий, содержание которых отражает элементы инновационной экономической системы и обеспечивает выгодность расширения производственной деятельности и инвестиций в развитие производства. Эти условия включают нормализацию системы денежного обращения и формирование механизмов кредитования производственной деятельности, снижение процентных ставок и налогообложения производственной и инвестиционной деятельности, исправление ценовых диспропорций, защиту внутреннего рынка.

До наступления финансового кризиса С. Глазьев предложил повысить эффективность системы государственного регулирования денежного обращения. Он предлагал:

— во-первых, устранить основные причины демонетизации экономики. Для этого нужно отказаться от необоснованной политики количественного регулирования денежной массы и перейти к регулированию ставки рефинансирования с ее последовательным снижением до уровня, не превышающего нормы рентабельности внутренне ориентированных секторов экономики.

Уровень денежного предложения следует привести в соответствие со спросом на кредитные ресурсы со стороны производственной сферы. Для этого вместо эмиссии денег под прирост валютных резервов необходимо перейти к рефинансированию коммерческих банков под залог векселей платежеспособных производственных предприятий. Это потребует от Банка России организации мониторинга платежеспособности крупных предприятий и обеспечения прозрачности его эмиссионной политики. Доступ к кредитным ресурсам Банка России

потребует в свою очередь от предприятий повышения эффективности своей деятельности, будет способствовать их модернизации в соответствии с требованиями повышения конкурентоспособности. При такой организации политики денежного предложения обеспечивается главная функция денежной эмиссии — кредитование экономического роста. Снижая ставку рефинансирования, Банк России стимулирует рост экономической активности, а, повышая ее — ужесточает требования к экономической эффективности. Это дает возможность проведения гибкой денежно-кредитной политики в соответствии с целями и приоритетами экономической политики государства;

— во-вторых, необходимо приступить к формированию механизмов долгосрочного кредитования инвестиций в развитие и модернизацию предприятий, осваивающих перспективные технологии, а также выполняющих социальные функции (для этого необходимо преобразовать стабилизационный фонд в бюджет развития и создать полноценные институты развития с механизмами их централизованного рефинансирования;

— в-третьих, надо прекратить использование гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов, отвлекающих денежные ресурсы из производственной сферы, включая эмиссию Банком России облигаций. Переориентация политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы, соответствующим регулированием процентных ставок обеспечивается ее «связывание» в кредитовании роста объемов и повышении эффективности производства;

— в-четвертых, следует принять меры по защите отечественной банковской системы от поглощения зарубежными конкурентами, ограничив присутствие последних на российском рынке разумными пределами;

— в-пятых, должны быть предприняты необходимые действия по улучшению структуры денежной массы, резкому сокращению ее наличной составляющей. Для этого следует осуществить комплекс мер по электронизации платежей и расчетов, по внедрению соответствующих информационных технологий в торговле и финансовых услугах, по обеспечению надежной правовой защиты сделок, совершаемых в электронной форме.

В результате осуществления предлагаемых мер политика денежного предложения станет соответствовать обоснованному спросу на деньги, обеспе-

чивая эффективное использование имеющегося в стране научно-производственного потенциала и рост экономики. Сочетание целевого контроля за эмиссией денег и механизмов рефинансирования кредитных институтов под спрос на деньги со стороны производственной сферы обеспечит удержание низкой инфляции и низких процентных ставок, нормализацию платежного оборота, оздоровление финансового положения производственных предприятий и подъем инвестиционной активности.

Финансовый кризис внес свои коррективы в финансово-кредитную политику государства и наглядно показал, что при нынешнем состоянии финансовой системы в качестве ведущего механизма обеспечения структурной перестройки и подъема инвестиционной активности целесообразно использовать систему государственных банков развития. Другие механизмы, прежде всего частные банки и фондовый рынок, могут работать как дополняющие ведущий механизм. В дальнейшем, по мере роста производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет только возрастать.

Государственная банковская система должна компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного механизма по переливу капитала между отраслями и внутри них. Для этого государственной банковской системе необходимо уметь концентрировать инвестиции на перспективных направлениях развития экономики и выполнять функции по поддержанию необходимого уровня инвестиционной активности для обеспечения производства социально значимых отраслей и секторов хозяйства.

Необходима активизация инвестиционной составляющей бюджетной политики, которая должна включать:

— восстановление бюджета развития и института государственных гарантий для привлечения кредитов на финансирование приоритетных инвестиционных проектов;

— формирование государственной инвестиционной программы исходя из приоритетных направлений структурной перестройки экономики.

Ведущее значение в механизме трансформации связано с ключевой ролью научно-технического прогресса в обеспечении перехода к инновационной экономической системе. Механизм перехода включает:

— определение инновационных приоритетов долгосрочного социально- и технико-экономического развития;

— сохранение научно-производственного потенциала экономической системы и формирование на этой основе промышленной, научно-технической и финансовой политики.

Выбор и реализация приоритетов технико-экономического развития предваряют политику развития экономики на основе современных технологий. Определение приоритетов по основным направлениям научно-технического прогресса должно вестись исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ. Эти приоритеты должны реализовываться посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и инструментов государственной экономической политики.

К выбираемым приоритетам следует предъявлять следующие требования:

1) с научно-технической точки зрения приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям формирования технологического уклада и своевременного создания заделов;

2) с экономической точки зрения государственная поддержка приоритетных направлений должна характеризоваться двумя признаками:

— обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду;

— инициировать рост деловой активности в комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами.

С производственной точки зрения государственное стимулирование должно приводить к такому росту конкурентоспособности соответствующих производств, при котором они, начиная с определенного момента, выходят на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль «локомотивов роста» для всей экономики. С социальной точки зрения реализация приоритетных направлений структурной перестройки экономики должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной заработной платы и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа.

К приоритетным направлениям, осуществление которых удовлетворяет всем необходимым критериям, можно отнести следующие:

— освоение современных информационных технологий;

— развитие биотехнологий, в особенности генной инженерии, и других направлений приложения микробиологических исследований, поднимающих

эффективность здравоохранения, АПК, фармакологической и других отраслей промышленности, а также лазерных и нанотехнологий и основанных на них средств автоматизации, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения;

— создание наноматериалов с заранее заданными свойствами;

— обновление парка гражданской авиации на основе организации производства и лизинга современных моделей самолетов отечественного производства;

— комплексное развитие ракетно-космической промышленности;

— обновление оборудования электростанций, а также модернизация существующих и строительство новых атомных станций;

— развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления;

— формирование технологий переработки и использования природного газа;

— создание современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок;

— расширение жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий;

— развертывание информационной инфраструктуры на основе систем спутниковой оптоволоконной и сотовой связи в городах;

— модернизация непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования;

— применение технологий регенерации тканей в медицине, в том числе с использованием стволовых клеток;

— оздоровление окружающей среды на основе экологически чистых технологий.

Эти приоритетные направления составлены с учетом состояния отечественного научно-промышленного потенциала.

Сохранение и активизация научно-промышленного потенциала могут происходить на основе:

— обеспечения приоритетности государственной поддержки НИОКР, конверсии наукоемкой промышленности и стимулирования НТП, утроения государственных расходов на эти цели;

— стимулирования передачи технологий из военного в гражданское производство;

— выявления и поддержки развития технологий, освоение которых обеспечит предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке,

— реализации целевых программ их распространения;

— разработки программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала (технополисов и наукоградов);

— субсидирования импорта перспективных современных технологий и научно-технической информации;

— создания с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР, включая венчурные фонды, коллективные научные и информационные центры, инженерные парки и пр.

Стимулирование инновационной активности является важнейшим направлением политики развития. Реализация этого направления включает следующие элементы:

— учет всех затрат предприятий на проведение НИОКР, модернизацию производства и внедрение новых технологий в составе издержек производства, их освобождение от налогообложения;

— субсидирование расходов на защиту интеллектуальной собственности на отечественные изобретения и разработки за рубежом;

— разрешение страховым компаниям и пенсионным фондам участвовать в венчурных проектах;

— сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование их деятельности по предоставлению услуг пользования информационными сетями, базами данных и закупке научной литературы;

— поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и производств, создание сети технологических центров и парков коллективного пользования;

— вовлечение в осуществление приоритетных направлений НТП научно-технического потенциала СНГ;

— защита интеллектуальной собственности, обеспечение прав на нее.

Список литературы

1. Глазьев С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Экономист. 2007. № 5. С. 3-16.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

3. Поляк Г. Б. Бюджетная система России. М.: ЮНИТИ. 2007. 703 с.

4. Сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования. URL: http://www.ffoms.ru

микротест

14 апреля в конференц-центре «Поиск-Конференс» (г. Москва, ул. Летниковская, 10/2) компания «Микротест» проводит Первый специализированый форум по МСФО

Методология и практика подготовки консолидированной отчетности РСБУ и МСФО в холдинговых структурах на основе «1С:Консолидация 8 Проф»

Подготовка отчетности по стандартам МСФО стала для Российских компаний и холдингов естественным этапом создания благоприятного инвестиционного климата, открытости деятельности и соответствия мировым стандартам корпоративного поведения.

К участию приглашаются: генеральные директора, финансовые директора, руководители отделов МСФО, финансовых служб и планово-экономических отделов холдинговых компаний.

Информационный партнёр форума - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ».

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефону +7(495)787-20-58 либо E-mail: mfo@1c-microtestru (Низамова Светлана), а также на сайт компании «Микротест.

www.1c-microtest.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.