Научная статья на тему 'Концепция халифата как мусульманской формы правления'

Концепция халифата как мусульманской формы правления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5536
714
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАЛИФ / ХАЛИФАТ / СУННИТЫ / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / ВЛАСТЬ / ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ / CALIPH / CALIPHATE / SUNNIS / FORM OF GOVERNMENT / POWER / SUPREMACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахвердиев Эльдияр Элдарович

В статье рассматривается концепция Халифата как мусульманской формы правления. Определяются различные представления о роли правителя, его взаимодействия с подданными, возможности перехода власти, объем его полномочий. Приводится обоснование целесообразности выделения особой формы правления, специфически характерной для исламской государственно-правовой традиции. В настоящее время исламу и мусульманскому праву принадлежит огромная роль в международной политике, идеологии и государственно-правовом развитии мусульманских стран. Это доказывает, что данная религиозная система и сегодня, в новой исторической обстановке, располагает большими возможностями активного действия. Большое значение, ислама и мусульманского права в качестве нормативного регулятора и идейно-политического фактора заставляет обратиться к исследованию сущности и природы исламского государства, его специфических особенностей, формы правления [2, с. 2]. Этому вопросу уделяют пристальное внимание многие исследователи исламского права. Понятие «исламская форма государства» является собирательным. Политическая форма государства показывает, при помощи каких доктринальных основ действует правитель, на какие законы опирается власть, то есть в какой-то степени это аналог формы правления, но включает в себя и доктринальные аспекты правления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Theory of Caliphate as a Muslim form of government

The article analyses the concept of Caliphate as a Muslim form of government through different ap-proaches to the role of a ruler, his relations with lieges, options of powers succession, scope of authority. The author rationalises about practicability of defining of a specific form of government inherent in Islamic state and legal tradition. Currently Islamic tradition plays rather significant part in the field of international rela-tions, in building-up of state ideology and in political and legal development of Muslim countries as well. All this prove the fact that this religious system even nowadays have full opportunities to operate proactively. Important normative and regulatory role of Islamic religion and Muslim law and their ideological and political significance compel researches in the essence and nature of an Islamic state, its particularities, form of government. A number of scientists, specialising in Muslim law, pay acute attention to the problem, the concept of «Islamic form of government» being collective. Political form of a state shows the doctrinal foundation of a governor, legal base for authorities’ activity. The foregoing is relevant for any form of government, though as a distinctive and significant addition to this should be envisioned doctrinal aspects of government.

Текст научной работы на тему «Концепция халифата как мусульманской формы правления»

УДК 34(091)

Ахвердиев Эльдияр Элдарович

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

akhvrdiev@mail.ru

КОНЦЕПЦИЯ ХАЛИФАТА КАК МУСУЛЬМАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

В статье рассматривается концепция Халифата как мусульманской формы правления. Определяются различные представления о роли правителя, его взаимодействия с подданными, возможности перехода власти, объем его полномочий. Приводится обоснование целесообразности выделения особой формы правления, специфически характерной для исламской государственно-правовой традиции.

В настоящее время исламу и мусульманскому праву принадлежит огромная роль в международной политике, идеологии и государственно-правовом развитии мусульманских стран. Это доказывает, что данная религиозная система и сегодня, в новой исторической обстановке, располагает большими возможностями активного действия. Большое значение, ислама и мусульманского права в качестве нормативного регулятора и идейно-политического фактора заставляет обратиться к исследованию сущности и природы исламского государства, его специфических особенностей, формы правления [2, с. 2].

Этому вопросу уделяют пристальное внимание многие исследователи исламского права. Понятие «исламская форма государства» является собирательным. Политическая форма государства показывает, при помощи каких доктринальных основ действует правитель, на какие законы опирается власть, то есть в какой-то степени это аналог формы правления, но включает в себя и доктринальные аспекты правления.

Ключевые слова: Халиф, Халифат, сунниты, форма правления, власть, верховная власть.

В своих учениях ислам выделяет три степени власти - власть Аллаха, власть пророков и третья власть - власть правителей. Согласно Корану и Сунне, власть Аллаха должна перейти в руки правителей, но в вышеуказанных источниках не говорится, каким образом власть должна перейти правителям, каким именно правителям, не определено, кто должен их выбирать, какие требования предъявляются к правителям, какие существуют дальнейшие способы передачи власти.

В настоящее время исламу и мусульманскому праву принадлежит огромная роль в международной политике, идеологии и государственно-правовом развитии мусульманских стран. Это доказывает, что данная религиозная система и сегодня, в новой исторической обстановке, располагает большими возможностями активно действовать. Большое значение ислама и мусульманского права в качестве нормативного регулятора и идейно-политического фактора заставляет обратиться к исследованию сущности и природы исламского государства, его специфических особенностей, формы правления [2, с. 2].

Этому вопросу уделяют пристальное внимание многие исследователи исламского права. Понятие «исламская форма государства» является собирательным. Политическая форма государства показывает, при помощи каких доктринальных основ действует правитель, на какие законы опирается власть, то есть в какой-то степени это аналог формы правления, но включает в себя и доктриналь-ные аспекты правления.

В своих учениях ислам выделяет три степени власти: власть Аллаха, власть пророков и власть правителей. Согласно Корану и Сунне, власть Аллаха должна перейти в руки правителей, но в вышеуказанных источниках не говорится, каким образом власть должна перейти правителям, каким

именно правителям, не определено, кто должен выбирать, из какого рода должны быть правители, какие требования предъявляются к ним, какие существуют дальнейшие способы передачи власти.

И.Л. Фадеева выделяет одну из основополагающих причин раскола общества: «Умма столкнулась с проблемой наследования власти сразу же после смерти Мухаммада. В идеологии еще не полностью сформировавшегося государства находили место самые различные представления о порядке передачи власти от одного лица к другому» [8, с. 42]. В противостоянии интересов и взглядов мусульман о главе верующих образовались несколько течений, которые по-разному трактовали роль государства, государственное устройство, роль правителя. Данная борьба привела к образованию основных течений в исламе - суннизма и шиизма, а также к возникновению многочисленного числа различных сект.

В связи с этим другой известный российский исследователь в области мусульманской концепции власти Ф.И. Хачим отмечает: «Прочитав Коран, мы обнаружим, что начало сосредоточения на социальных, политических и административных вопросах стало отчетливо проявляться в мединский период. Вместе с тем мы не найдем здесь четкой и непосредственной позиции в отношении власти. Однако руководство Мухаммада мусульманской "уммой", с одной стороны, и управление ее жизненными делами - с другой, стали порождать некоторые социально-политические результаты, используя которые последующие исламские политические движения черпают возможность сопоставления, чтобы построить на их основе теории власти (халифат, имамат и т.д.)» [10, с. 6].

Ранние, базовые источники мусульманского права не содержат конкретных правил, регулирующих отношения государства с его народом, или определяющих его содержание и сущность. Прин-

© Ахвердиев Э.Э., 2016

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2016

263

ципы функционирования и организации халифата были созданы мусульманскими учеными путем сравнения их с практикой осуществления власти Мухаммедом и праведными халифами.

Л.Р. Сюкияйнен отмечает, что перед мусульманской политической теорией в этом смысле стояла сложная задача: на основе одного - двух весьма отвлеченных принципов было необходимо развернуть целостную концепцию мусульманского правления, сформулировать систему конкретных правовых норм, регулирующих структуру и порядок деятельности мусульманского государства [7, с. 81]. Таким образом, в результате широкого истолкования норм Корана и сунны по этим вопросам их недостатки были представлены как достоинство мусульманской концепции государства. Это объяснялось тем, что столь скудные основы халифата, оставленные пророком, не связывают мусульман жесткими рамками и позволяют им по своему усмотрению гибко выбирать нужную форму правления, соответствующую конкретным историческим условиям [8, с. 35].

Вместо понятия «государство» используются категории халифат и имамат, которые в дальнейшем стали обозначать мусульманские государства. Халифат рассматривался как сущность власти и как особая форма правления. Ключевое место в мусульманской государствообразующей концепции занимает вопрос происхождения халифата. По мнению многих исламских исследователей, установление халифата является обоснованным и необходимым. Власть халифата представляет собой обязанность, возложенную на главу государства, муджтахидов (избирающих и контролирующих халифа), «консультативный» совет, так и на всех мусульман.

По мнению Л.Р. Сюкияйнена, последователи суннитских толков мусульманского права формальной основой необходимости халифата считали не столько туманные указания Корана, сколько единогласное мнение сподвижников пророка, крупнейших правоведов, а за ними и всех мусульман (иджма). Именно иджма, по их мнению, придавала халифату юридически обязательный характер, превращала его в правовую норму, принцип, элемент системы мусульманского права в целом [7, с. 82].

Развивая эту мысль, Б.А. Сафаров отмечает, что из этого следует восприятие общины мусульман в качестве земного носителя верховного суверенитета и источника права на власть. «Это, в свою очередь, определяло и морально-правовой статус халифа - он представал как лицо, уполномоченное общиной на исполнение религиозных и светских функций ее главы, поскольку обладал необходимыми для этого личными качествами. В своих действиях халиф представлял, как и глава племени в родовом обществе, волю и интересы общины. Но надо отметить, что данная воля и интерес общины теперь представлялись волей Аллаха в качестве

принятых заветов. Таким образом, на начальном этапе развития мусульманского государства сохранялся родовой принцип делегирования власти, оставался в силе и механизм процедуры делегирования» [6, с. 100].

Существовали различные точки зрения по вопросу о том, кому принадлежит верховная власть в халифате. Сунниты полагали, что мусульманское государство строится на основе поручения Аллаха. Высшую власть осуществляет община, обладающая полным суверенитетом, представляющим собой не что иное, как отражение верховного суверенитета Аллаха.

Неполнота предписаний Корана и Сунны в вопросах деятельности, управления и структуры мусульманского государства повлияла на необходимость разработать правовой доктриной теории государства и своего рода государственного право.

Халифатская форма правления предполагает необходимость принятия к сведению наставлений муджтахидов и вынесения решения с учетом их общего мнения, а также обязанность общины подчиняться правителю согласно основным положениям Корана. Перед исламской политической теорией стояла непростая задача: необходимо было создать систему определенных правовых норм, регулирующих порядок, структуру деятельности мусульманского государства, раскрыть единую концепцию мусульманского правления. В итоге, пробельность в Коране и Сунне по вопросам формы правления превратилась из недостатка в достоинство и объект гордости мусульманской теории государства. Достоинство это заключалось в том, что общину не связывали жесткими рамками и разрешали по своему усмотрению выбирать ту форму правления, которая более подходила конкретным историческим условиям.

Как отмечает П.А. Грязневич, «в древнем обществе Аравии верховный суверенитет в автономной родовой группе принадлежал всему коллективу сородичей. Его воля была источником права на власть, точнее, права распоряжаться действиями родовой группы и каждого из ее членов. Облечение такой властью носило обычно временный характер и рассматривалось как делегирование коллективом одного из его членов на исполнение определенной функции. Подчинение распоряжениям такого лица было добровольным, но в то же время и обязательным, поскольку они отвечали воле и интересам родовой группы, унаследованной от предков традиции и освященному ею обычаю. Назначение на исполнение той или иной функции происходило через избрание всей правомочной частью родовой группы или советом ее представителей и выражало удовлетворение личными качествами и компетентностью кандидата» [3, с. 190].

В доказательство можно привести фрагмент из Корана, в котором правительница народа саба, по-

лучив письмо от Сулаймана, обращается к знати: «[Доставил удод письмо от Сулеймана лично царице. Прочитав,]1 сказала она: "О мужи знатные! Воистину, прибыло ко мне письмо достохвальное. Ведь от Сулеймана оно, и говорится в нем следующее: "Во имя Бога Всемилостивого, Всемилосерд-ного. Не превозноситесь предо мною и явитесь ко мне (т.е. к Сулейману) с изъявлением покорности". Повелела царица: "О мужи знатные! Подскажите, как поступить мне в деле этом. Никогда не принимала я решения окончательного, не посоветовавшись с вами". Ответили вельможи: «Обладаем мы силой и доблестью. Решать же тебе. Поразмысли и отдай повеление нам"» [5, с. 340].

Суверенные права выражаются в избирании правителя, который управляет общиной от ее имени, но при этом она не уступает своих исключительных прав. Как в реализации управления, так и в правотворчестве суверенитет общины связан с волей Аллаха, выраженной в мусульманском праве.

Л.Р. Сюкияйнен по этому поводу отмечает: «Обычно указывают на три основные способа "избрания" халифа: непосредственно общиной, коллегией выборщиков и путем последующего одобрения общиной назначения халифом своего преемника. Считается, что наиболее соответствует духу ислама такая форма, при которой общину в договоре представляет особая группа мусульман - т.н. "муджтахиды", наделенные справедливостью, мудростью и умением самостоятельно решать мусульманско-правовые вопросы, не урегулированные Кораном и Сунной» [7, с. 87].

В теории этих муджтахидов должна была выбирать община, но на практике все было иначе, никаких особых правил отбора установлено не было. Считалось, что муджтахидом становился известный всей общине мусульманин, наделенный определенным набором качеств: мудростью, справедливостью, умением анализировать и решать мусульманские вопросы.

Именно муджтахиды имели официальное право избирать главу халифата, а община должна была одобрить их выбор.

При изучении основообразующих принципов суннитской концепции можно выделить несколько требований к претенденту на должность главы государства. Халиф должен быть из рядов муджтахидов, быть справедливым, обладать здоровьем и не иметь физических недостатков, должен проявить себя заботливым мусульманином по отношению к своим подданным, и выходить из рода курайшитов.

Правда, относительно последнего условия П.А. Грязневич поясняет: «Со стороны некоторых последователей выражались и недовольства. Но большинство из суннитских ученых и последователей утверждали, что угодным общине в качестве его главы - халифа, может быть лишь человек, происходящий из племени курайш, племени пророка,

который был избран Советом ее верхушки (аш-ура) или же был назван в завещании предшествующего халифа» [4, с.161].

Исламская политическая теория не имеет определенных норм, регламентирующих вопрос замещения должности правителя мусульманского государства. Однако по суннитской концепции, халифом становятся не в порядке назначения предшественником преемника верховной светской или религиозной власти, а согласно договору, заключаемому между будущим халифом и общиной. Необходимо отметить, что наиболее соответствует духу ислама такая форма, при которой общину в договоре представляют уважаемые муджтахиды как люди, одаренные мудростью, справедливостью и наделенные правом выносить решения (фетвы) по важным вопросам ислама и государства, не урегулированные Кораном и Сунной.

Эти положения представляют собой условия аль-биа - официального соглашения, заключенного между имамом и народом, который представляют улемы и так называемые «влиятельные лица». Аль-биа - это закон обязательный для имама и содержащий волю народа [1, с. 3].

Халиф несет личную ответственность за осуществление власти над общиной, поэтому он вправе требовать от мусульман беспрекословного повиновения своей власти. Договор халифата бессрочный и действует до тех пор, пока халиф строго следует нормам мусульманского права. Если же будет установлено, что глава государства отступает от условий договора, то он должен быть снят с должности и община более не обязана ему подчиняться. Теоретически община имела право требовать от халифа отчетности о проделанной работе и выполнения всех его обязанностей, но на практике простые мусульмане сами не могли вмешиваться в государственные дела и критиковать политику халифа. Недовольство подданных политикой властей считалось анархией и смутой, и сурово наказывалось. В отличие от европейской традиции, покорность подданных в исламе являлась правилом и любое проявление неуважения к правителю или муджтахиду наказывалось сурово.

Только особая группа избранных авторитетов -муджтахидов, представляющих общину в отношениях с халифом и составляющих консультативный совет, была вправе (да и то формально) критиковать халифа.

Характерной особенностью халифата представляется обязанность халифа/главы государства руководствоваться нормами мусульманского права, считаться с интересами общины, а также советоваться с муджтахидами при принятии важнейших решений. Считалось, что вопросы государственной политики не может решать община в целом, и они являются прерогативой халифа и консультативного совета. Презюмировалось, что именно

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2016

265

через этот орган, мнение которого приравнивалось к мнению всей общины, последняя и контролирует политику главы государства.

Необходимо отметить, что эти вопросы не были урегулированы Кораном или сунной. При решении таких вопросов допускалось принятие новых норм, основанных на принципах мусульманского права.

Суннитская мусульманско-правовая политическая концепция исключает абсолютизм правителя, он не пользуется какими-либо привилегиями или иммунитетом, но как и простой мусульманин подчиняется нормам мусульманского права и может быть наказан за любой проступок. Поэтому, хотя он и осуществляет верховную религиозную власть в государстве, его полномочия лишены божественного характера. Согласно суннитской концепции, власть не наследуема и не передаваема.

Перед мусульманской политической теорией стояла сложная задача: необходимо было развернуть целостную концепцию мусульманского правления, сформулировать систему конкретных правовых норм, регулирующих структуру и порядок деятельности мусульманского государства.

Суть халифата с точки зрения мусульманской государственно-правовой мысли заключается в религиозных основаниях и соответствии мусульманскому праву. По суннитской концепции именно ислам лежит в истоках мусульманского государства. Суннитская концепция как религиозно-правовая теория не допускает образование и существование государства на каких-либо иных основах кроме исламских.

Основными задачами власти были выполнение воли Аллаха на земле и создание для этого таких условий, чтобы пророк и его сподвижники могли осуществлять верховно-религиозные и светские функции.

Примечание

1 Интерполяция по Табари.

Библиографический список

1. Аль-Бусаиди Я.Я. Особенности правовой системы имамата Омана // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 153.

2. Басова И.О. Государственно-правовая идеология ислама и практика строительства мусульманских государств: дис. канд. ... юрид. наук. -Ставрополь, 2000. - 182 с.

3. Грязневич П.А. Ислам и государство (к истории государственно-политической идеологии раннего ислама) // Ислам. Религия, общество, государство. Сб. статей. - М., 1984. - 203 с.

4. Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики: Сб. статей. - М.: Наука, 1985. - 174 с.

5. Коран, сура 27, аяты 29-33 / Перевод с арабского и комментарий М.-Н.О. Османова. - СПб.: Издательство "ДИЛЯ", 2010. -576 с.

6. Сафаров Б.А. Раннее исламское государство и формирование исламских представлений о власти: дис. канд. ... юрид. наук. - Душанбе, 2010. -164 с.

7. Сюкияйнен Л.Р. Концепция Халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного Востока // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. - М.: Наука, 1985. -160 с.

8. Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. Средневековье и новое время. - М.: Восточная литература РАН, 2001. - 288 с.

9. Халиков А. Институт брака по мусульманскому праву: согласно хадисам. // Власть, управление, правопорядок: Сб. науч. ст. - Душанбе: Икбол, 1995. - Вып. 1. - С. 104-107.

10. Хачим Ф.И. Проблема государственной власти в исламской доктрине (на примере шиизма): ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1992. - 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.