Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ФОРМИРОВАНИЯ И ОТПРАВКИ ЗАЯВОК НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРТОВЫМ ПИТАНИЕМ'

КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ФОРМИРОВАНИЯ И ОТПРАВКИ ЗАЯВОК НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРТОВЫМ ПИТАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автоматизация процессов / заказ бортового питания / пассажирские авиаперевозки / информационные системы в авиаперевозках / automation of technological processes / order of onboard food / passenger air transportation / information systems on air transport

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Д С. Павлюкович, И А. Панфилов

Представлены результаты исследования и описана концепция автоматизации процессов заказа бортового питания в пассажирских авиаперевозках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF FUNCTIONING OF AN AUTOMATED SYSTEM FOR GENERATING AND SENDING REQUESTS FOR ONBOARD CATERING

The article presents the results of the research and proposes a concept for automating the processes of forming and sending requests for providing passenger flights with onboard catering.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ФОРМИРОВАНИЯ И ОТПРАВКИ ЗАЯВОК НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРТОВЫМ ПИТАНИЕМ»

УДК 330.341

КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ФОРМИРОВАНИЯ И ОТПРАВКИ ЗАЯВОК НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРТОВЫМ

ПИТАНИЕМ

Д. С. Павлюкович Научный руководитель - И. А. Панфилов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: hollywoodka@inbox.ru

Представлены результаты исследования и описана концепция автоматизации процессов заказа бортового питания в пассажирских авиаперевозках.

Ключевые слова: автоматизация процессов, заказ бортового питания, пассажирские авиаперевозки, информационные системы в авиаперевозках

THE CONCEPT OF FUNCTIONING OF AN AUTOMATED SYSTEM FOR GENERATING AND SENDING REQUESTS FOR ONBOARD CATERING

D. S. Pavlyukovich Scientific supervisor - I. A. Panfilov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: hollywoodka@inbox.ru

The article presents the results of the research and proposes a concept for automating the processes of forming and sending requests for providing passenger flights with onboard catering.

Keywords: automation of technological processes, order of onboard food, passenger air transportation, information systems on air transport.

Одним из ключевых показателей современной эффективности производства является степень автоматизации операционных процессов, так как экономика становится всё более «цифровой». Роботы и автоматизированные системы управляют многими процессам, в том числе и в бизнесе авиаперевозчиков. Авиакомпаниям приходится подстраиваться под перемены, переходить на использование инновационных технологий, автоматизированных систем [1].

Автоматизация операционных процессов в первую очередь несёт методологический характер. В теории, автоматизация - это алгоритмизация существующих операционных процессов, в которых минимален человеческий фактор. На практике на предприятиях в большинстве случаев отсутствует детальное задокументированное описание выполняемых операционных процессов. Кроме того, авиакомпании представляют собой в достаточной степени специфические направления автоматизации, причём каждая из них обладает характерными, только ей присущими особенностями [2]. Единственным носителем операционного процесса является сотрудник, который его выполняет, поэтому первым шагом автоматизации является сбор информации и исследование операционных процессов. Для автоматизации процессов внутри сложных систем требуется исследование

информационных систем, с которыми работает процесс (входы и выходы в модели чёрного ящика). Как итог сбора информации и исследования формируется концепция функционирования процесса, а далее предлагается новая концепция, которая предполагает уменьшение человеческих трудозатрат на его выполнение, или же полную автоматизацию.

Рассмотрим концепцию функционирования системы на примере процесса заказа услуги обеспечения бортовым питанием.

Обеспечением бортового питания занимаются кейтеринговые компании (далее цеха бортового питания) на основе договорных отношений с авиаперевозчиком. Авиаперевозчик согласует перечень рационов, их номенклатурное составляющее, цены, выход и разрабатывает распорядки загрузки питания, одноразового многоразового имущества, экипировочного имущества, согласно расписанию выполняемых рейсов с последующей передачи, в цеха [3]. Кроме этого, цеха бортового питания, находящиеся в базовых (узловых) аэропортах авиаперевозчика, выполняют складскую роль, храня имущество авиаперевозчика (рис. 1).

ГОСТР 56747-2015 Организация и технология бортового питания

Распорядки загрузки питания, имущество; Расписание рейсов;

Авиаперевозчик

Кейтеринговые компании

Согласование рационов питания, номенклатурного составляющего рационов; Согласование цен, выхода порций;

Рис. 1. Возможная схема взаимодействия авиаперевозчика и кейтеринговых компаний

Заказ на услуги питания в большинстве авиакомпаний выполняется производственным отделом авиаперевозчика, ответственным за организационное обеспечение полётов, и представляет собой формализованную форму с указанием исходных данных: дата и время выполнения рейса (указывается в UTC); имя авиакомпании; тип и бортовой номер воздушного судна; номер рейса; кол-во заказываемых порций (или же количество забронированных билетов пассажирами в разрезе классов обслуживания). UTC (Coordinated Universal Time) - всемирное координированное время. Заказ отправляется 4-5 раз в сутки, как правило по договорённости с цехами бортового питания. Первый заказ отправляется за сутки, фактический заказ отправляется за 2 часа до вылета рейса. В течении суток количество заказанного питания корректируется, согласно численным изменениям забронированных билетов (рис. 2).

В случае неорганизованной работы служб организационного обеспечения полётов авиаперевозчика, цеха бортового питания могут не успеть предоставить услуги в нужном объёме.

Современные авиакомпании интегрируют и используют в своём производстве информационными технологии достаточно давно. Например, такие процессы как ведение расписания, организационное обеспечение полётов, предварительное планирование и оперативное управление, расстановка парка ВС выполняются в коммерческих или собственных информационных системах авиаперевозчика.

Запрос бортпитания

Производственный отдел Орг анизационного обеспечения

ЗАКАЗ БОРТПИТАНИЯ ОТ

Основной за 12 часов

Таблица заказов

НОМЕР РЕЙСА ТИПБОРТ УЧАСТОК ВРЕМЯ ВЫЛЕТА (Г ТС) ЭКИПАЖ ПАСС (БИШЕС+ЭКОНОМ) СПЕЦИАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

DME-NSK 7 0+87

NSK-DME 6 3+88

"""'ПОЖАЛУЙСТА, ПРОВЕРЬТЕ И ПОДТВЕРДИТЕ ЗАКАЗ БОРТПИТАНИЯ"

[ Контактные данные ]

Диспетчер Цеха Бортового питания

Заявки на обеспечение рейсов питанием

Рис. 2 Возможная схема процесса формирования запросов на обеспечение бортовым питанием

Стоит отметить, что в производстве авиаперевозчика используется не конкретное программное обеспечение, а архитектурная совокупность информационных систем, где экономические показатели производственного департамента напрямую влияют на аналитическую работу финансово-экономических подразделений авиакомпании.

Заказ бортового питания формируется на основе количественных показателей забронированных пассажирами билетов, которые приходят к авиаперевозчику из инвентарных систем бронирования (рис. 3). Рассмотрим случай, когда авиаперевозчик использует информационную систему составления расписания и оперативного управления рейсами, связанную с инвентарной системой бронирования. Связь таких информационных систем позволяет авиаперевозчику получать обновление забронированных пассажирских мест в разрезе классового обслуживания из GDS (глобальных распределительных систем).

Обновление происходит по автоматическому запросу из ИС авиаперевозчика в инвентарную систему бронирования. Обновление чаще всего дискретно и устанавливается относительно фактического времени вылета ETD (estimated time of departure -предполагаемое время отправления) каждого рейса. Технология заключается в следующем: авиаперевозчик создаёт рейс в ИС составления расписания и оперативного управления рейсами, информация о рейсе передаётся по AFTN каналу в инвентарную систему бронирования (Aeronautical Fixed Telecommunications Network (рус. авиационная фиксированная телекоммуникационная сеть), а из инвентарной системы идёт обмен информацией с GDS, откуда и приходят забронированные пассажирские места (рис. 4).

Запросы не имеют периода, но их частота увеличивается прямо-пропорционально приближению вылета рейса, к примеру, за месяц и более до вылета, информация может обновляться раз в неделю, а в течении последних суток каждый час, или каждые пять минут, по выбору авиаперевозчика (за каждый дополнительно введённый запрос авиаперевозчику выставляется стоимость услуг внешними ИС). Кроме того, глобальные дистрибутивные системы бронирования (GDS) предоставляют информацию авиаперевозчику о специальном обслуживании с помощью SSR - запросов (Special Service Request), это могут быть

дополнительные платные услуги, сверхнормативный багаж, либо специальное (постное, вегетарианское и др.) и дополнительное платное питание. Услуги в запросах приходят в 4-буквенной форме (IATA AIRIMP Codes - коды протокола внутренней связи авиакомпаний принятых международной ассоциацией воздушного транспорта). Стоит отметить, что степень автоматизации внутренних процессов каждого авиаперевозчика сильно отличаются, тем самым внешние авиационные ИС предоставляют гибкий перечень услуг автоматизации.

Лётный состав, представители ав иакомп ании

Производственный отдел Организационного обеспечения Полётов авиакомпании

GDS -системы; Инвентарные

системы бронирования; АФТН; SITA;

Внешние информационные системы

Центр хранения обработки данных Авиакомпании

Рис. 3 Возможная схема взаимодействия ИС авиаперевозчика и внешних ИС

Рис. 4. Диаграмма потоков данных, необходимых для формирования заявки на обеспечение бортовым питанием

Таким образом, делаем вывод: заказ питания авиаперевозчиком заключается в ручном формировании запроса в цеха бортового питания в формализованном виде с помощью информационной системы оперативного управления рейсами, на основе данных, полученных из инвентарных систем бронирования, справочников цехов бортового питания и схеме заказа питания (рис. 5).

Согласованные с цехами бортового питания правила

отправки з аявок на обеспечение (Пример: За 24 часа, за 12 часов, за 6 часов, за 2 часа до БТО.)

_ Общая информация о рейсе (фактическая дата и время вылета, бортовой номер воздушного судна, номер рейса)

-Платные услуги и специальные услуги пигания--Кол-во экипажа-

_Коммерческая загрузка (Экономический, класс, бизнес^ класс и др.)

Формирование заявки на обеспечение бортовым питанием

A0

Заявка на обеспечение^ бортовым питанием

т

Отдел ООП (организация ис (информационная обеспечения система)

полётов) оперативного

планирования расписанием

Рис. 5. Процесс формирования заявки на обеспечение бортовым питанием в ГОББО нотации

Библиографические ссылки

1. Калашникова К.А., Орлова Д.Р. Автоматизация процессов планирования и управления работой авиакомпании // НиКа. 2018. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizatsiya-protsessov-planirovaniya-i-upravleniya-rabotoy-aviakompanii (дата обращения: 25.04.2020).

2. Козлов С. А. Характеристики авиакомпании как объекта автоматизации при построении информационных систем // Научный вестник МГТУ ГА. 2006. №105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-aviakompanii-kak-obekta-avtomatizatsii-pri-postroenii-informatsionnyh-sistem (дата обращения: 01.05.2020).

3. Павлюкович Д.С., Мухамедзянова Е.В. Моделирование цепей заказа бортового питания в пассажирских авиаперевозках // Решетневские чтения: материалы XXIII Междунар. науч. конф. (11-15 ноября 2019, г. Красноярск): в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2019. С. 202-204.

© Павлюкович Д. С., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.