Научная статья на тему 'Концепция формирования цепочки создания ценности на основе самовоспроизводящейся маркетинговой системы'

Концепция формирования цепочки создания ценности на основе самовоспроизводящейся маркетинговой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ИННОВАЦИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА / СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / MARKETING / INNOVATION / DIGITAL ECOSYSTEM / DISTRIBUTION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красюк Ирина Анатольевна, Кольган Мария Владимировна

В условиях конкуренции предприятия и организации должны ориентироваться на потребителя, то есть они должны создавать наибольшую потребительскую ценность для клиента. Поэтому реализация концепции клиентоориентированности посредством применения маркетинговых инноваций обеспечивает результативность функционирования бизнеса. Применение информационных технологий приводит к тому, что скорость диффузии инноваций увеличивается, что обусловливает необходимость интеграции взаимодействия сетевых структур в деловой экосистеме. Предлагаемое авторами определение цифровой экономики подразумевает интеграцию взаимоотношений всех участников канала распределения, как производителей, так и продавцов, других реципиентов и потребителей. Новизна авторского подхода заключается в разработанной логике самовоспроизводящейся маркетинговой системы на основе цепочки создания ценности. Применение данной логики позволит топ-менеджерам разрабатывать эффективную стратегию развития распределительных систем на основе маркетинговой концепции в цифровой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of Value Chain Formation Based on a Self-replicating Marketing System

In a competitive environment, businesses and organizations must focus on the consumer, that is, they must create the greatest consumer value for the customer. Therefore, the implementation of the concept of customer focus through the use of marketing innovations ensures the effectiveness of the business. The use of information technologies leads to the fact that the speed of diffusion of innovations increases, which makes it necessary to integrate the interaction of network structures in the business ecosystem. The proposed definition of the digital economy implies the integration of relationships between all participants in the distribution channel, both producers and sellers, other recipients and consumers. The novelty of the author’s approach lies in the developed logic of a self-replicating marketing system based on the value chain. The application of this logic will allow top managers to develop an effective strategy for the development of distribution systems based on the marketing concept in the digital economy.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования цепочки создания ценности на основе самовоспроизводящейся маркетинговой системы»

DOI: 10.24411/2071-3762-2020-10015

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕПОЧКИ СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ НА ОСНОВЕ САМОВОСПРОИЗВОДЯЩЕЙСЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

Красюк Ирина Анатольевна,

профессор, д.э.н., профессор высшей школы сервиса и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 [email protected]

Кольган Мария Владимировна,

к.э.н., доцент кафедры маркетинга и инженерной экономики, Донской государственный технический

университет; 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

[email protected]

В условиях конкуренции предприятия и организации должны ориентироваться на потребителя, то есть они должны создавать наибольшую потребительскую ценность для клиента. Поэтому реализация концепции клиентоориентированности посредством применения маркетинговых инноваций обеспечивает результативность функционирования бизнеса. Применение информационных технологий приводит к тому, что скорость диффузии инноваций увеличивается, что обусловливает необходимость интеграции взаимодействия сетевых структур в деловой экосистеме. Предлагаемое авторами определение цифровой экономики подразумевает интеграцию взаимоотношений всех участников канала распределения, как производителей, так и продавцов, других реципиентов и потребителей. Новизна авторского подхода заключается в разработанной логике самовоспроизводящейся маркетинговой системы на основе цепочки создания ценности. Применение данной логики позволит топ-менеджерам разрабатывать эффективную стратегию развития распределительных систем на основе маркетинговой концепции в цифровой экономике.

Ключевые слова: маркетинг; инновации; цифровая экосистема; система распределения.

МАРКЕТИНГОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Развитие современной экономики предполагает активизацию инновационных процессов, стимулирование исследований в области организации глобальных цепочек, определение критериев построения самовоспроизводящейся маркетинговой системы. К факторам, оказывающим негативное влияние на построение самовоспроизводящейся маркетинговой системы, можно отнести следующие:

1. Неразвитость рыночного менталитета: некоторые руководители продолжают мыслить не рыночными категориями, а производственными.

2. Отсутствие целостности применения маркетинга: реализуются лишь отдельные его инструменты.

3. Инновационные процессы распределительных систем имеют, как правило, заимствованный характер.

Однако следует отметить, что исследование цикличности построения процессов самовоспроизводящейся маркетинговой системы оказывает положительное влияние на развитие теории и практики маркетинга, в частности:

1. Происходит стимулирование развития теории инновационного и цифрового маркетинга.

2. Проводятся исследования оценки влияния структуры ценности продукции на изменение работы цепочек создания стоимости.

3. Реорганизуют работу распределительных систем, позволяют поэтапно сокращать как постоянные, так и переменные затраты и помогают превращать продукты в услуги.

В рамках стратегического менеджмента М. Портер вводит концепт «системы ценности» как совокупности цепочек ценности взаимосвязанных поставщиков и покупателей [1].

Глобальные цепочки создания стоимости становятся единым сложным и всеобъемлющим целым, что требует от компаний развития механизмов со-конкуренции. Конкурентные преимущества формируются непосредственно в цепочках создания ценности, потребитель принимает активное

участие в создании новых товаров и услуг, что формирует долгосрочные партнерские отношения между продавцом и покупателем [2]. Таким образом, применение инструментария маркетинга обеспечивает устойчивость взаимоотношений всех участников сети. Маркетинг как философия бизнеса в качестве приоритета определяет клиентоцентричность системы, что обеспечивает ее самовоспроизводство за счет применения инновационных технологий [3]. Концепция клиентоориентированно-сти обеспечивает результативность функционирования бизнеса. Инновационный характер деятельности распределительных систем направлен на определение повышения эффективности деятельности, поиск внутренних и внешних резервов. Интеграция взаимодействия сетевых структур предполагает долгосрочное планирование, в основе которого инновационные технологии, предполагающие изменение бизнес-моделей и координацию процесса разработки новых товаров с участием партнеров с учетом различных результатов механизмов маркетинга и обратной связи с потребителем.

Существенный вклад в понимание концепции цепочки ценности внесли Рафаэль Каплински и Майк Моррис в своей монографии «Руководство для исследований цепочек ценности». Они считают, что «цепочка ценности охватывает полный спектр видов деятельности, необходимых для обеспечения прохождения продуктом или услугой полного цикла с момента их создания, через промежуточные стадии производства (включая сочетание физических преобразований и вклада различных служб производителя) до доставки конечному потреби-

телю и утилизации после использования» [4].

Основой маркетинговой концепции функционирования распределительных систем является конечный потребитель: изучение его поведения, привычек, потребностей, возможностей. Поэтому эффективность работы распределительных систем обусловливает необходимость перехода от традиционного классического (логистического) подхода к маркетинговому. Таким образом, в представление об управлении цепями поставок, формируются маркетинговые компетенции, связанные с увеличением ценности для потребителя, создания цепей дополнительной стоимости. Развитие информационных технологий оказало влияние не только на социально-культурную сферу, но и на эволюционное развитие фундаментальных основ маркетинга, появились новые области маркетинга: холистический, коммуникационный, инновационный, цифровой и др.

Применение информационных технологий приводит к тому, что скорость диффузии инноваций постепенно увеличивается, маркетинговые коммуникации приобретают интегрированный характер и способствуют развитию обратной связи с потребителем. Это обусловливает развитие межфирменных объединений партнеров, как форму организационного ведения бизнеса, что позволяет координировать деятельность с целью наиболее полного удовлетворения потребителей и получения взаимной выгоды. Изменение рыночной ситуации, неопределенность факторов внешней среды требуют нетрадиционных, маркетинговых подходов к стратегическому планированию маркетинговой деятельности, включая разра-

ботку стратегии, совершенствование товарной,ценовой и сбытовой политики.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

МАРКЕТИНГОВЫХ ИННОВАЦИЙ

Маркетинговая инновация есть внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении на рынок или назначении цены [5]. Отличительной чертой маркетинговой инновации по сравнению с другими изменениями в маркетинговом инструментарии является внедрение метода маркетинга, который ранее не использовался. Примером маркетинговой инновации могут служить — новые методы в размещении продукта, что подразумевает освоение новых каналов сбыта [6]. В данном случае мы имеем в виду внедрение информационных систем для решения маркетинговых задач, что позволит осуществлять подбор товаров по запросам индивидуальных клиентов в соответствии с текущим спросом, проектировать желаемые характеристики на интернет-сайте предприятия. Мир цепей поставок будет гораздо надежнее, если его построение будет ориентироваться на объединении идей ценностного подхода, цепочки и сети ценности, ресурсов и компетенций в целостное представление о каналах распределения, представляющих структуру цепочки ценности. Такая структура должна объединить в себе различные виды деятельности по созданию, производству и доставке потребителям ценности, а также определяет набор партнеров, участвующих в создании ценности (как основной, так и добавленной) и формирующих деловую экосистему. Связанность или кооперация внутри сетевой структуры

позволяет эффективнее использовать, передавать и обмениваться практически любыми инструментами и вещами. В «замкнутом круге поставок» даже появляется новый этап — вторичное использование, благодаря которому переработанные отходы выступают в новом неожиданном качестве [7, 8, 9].

КОНКУРЕНТНЫЕ

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ

В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

В 1993 году J.F. Moor, обобщая тренды последних лет в области удержания инновационного лидерства в деловом сообществе, состоящие в использовании и развитии стратегических сетей для создания новых ценностей (инноваций), предложил использовать новый термин для описания подхода к формированию бизнес-сообщества, развивающего инновации и новые потребительские ценности — «деловая экосистема» [10].

Для концептуализации понятия «деловая экосистема» с учетом современных цифровых условий функционирования предприятий, авторы предлагают внедрить в научный оборот категорию «цифровая экосистема» и рассмотреть возможности ее применения.

В чем же отличие обычной деловой экосистемы от «цифровой экосистемы»?

Во-первых, последние призваны создать среду для максимально удобного взаимодействия многих участников отрасли или индустрии. Сегодня сложно назвать примеры развивающихся или состоявшихся публичных экосистем, которые можно назвать цифровыми решениями бизнес-экосистем. Компании Google, Facebook, Apple и AlibabaGroup наиболее близки к реализации данной идеи,

многие крупные компании планируют построить такие структуры в ближайшее время.

Во-вторых, что еще важнее, цифровые структуры, бизнес-экосистемы должны автоматизировать целостные (епб^о-еп^) бизнес процессы в каналах распределения. В таком случае весь процесс получения продукции упрощается до отправления единственного электронного запроса [11]. Именно такая автоматизация целостных бизнес процессов с участием многих контрагентов приводит к значительной интенсификации экономической деятельности и реализации преимуществ цифровой структуры, которая становится возможной за счет применения информационных технологий и принципов экосистем.

Для трансформации процессов товарообращения в новых условиях технологической инноватиза-ции, глобализации, турбулентного и цифрового характера развития экономики, необходимо осуществлять деятельность предприятия исключительно при информатизации своего организационно-экономического инструментария и разделении функций в бизнес-экосистемах, формируя тем самым со-конкурентную цифровую среду [12]. Современный этап развития экономических отношений показывает необходимость трансформации традиционных распределительных систем в более интегрированные структуры, каковыми являются цифровые экосистемы.

По мнению авторов, «цифровая экосистема» представляет собой интеграцию взаимоотношений всех участников канала распределения, как производителей, так и продавцов, других реципиентов и потребителей, базирующуюся,

как правило, на платформенных образованиях, создавая оптимальную ценность всем акторам экосистемы, за счет цифровой инфраструктуры и маркетинговой балансировки ценности.

Цифровая трансформация привносит глубокие изменения во все отрасли и сферы жизни и вместе с этим способствует быстрому возникновению инновационных бизнес-моделей, а также требует адаптации существующих к стремительно меняющимся условиям окружающего мира. И здесь важно отметить, что традиционный анализа способа создания стоимости подлежит критическому переосмыслению. Многочисленные бизнес-модели уже давно показали на своем примере, что мышление в духе классических цепочек создания стоимости уже устарело. На сегодняшний день во множестве случаев успешными будут те предприятия, что мыслят далеко за рамками эффективности внутренних процессов и используют инструменты цифровой трансформации, чтобы заявить о себе в новом экономическом мире, в новой форме и по-новому удовлетворять потребности клиентов. Интернет и сопутствующие информационные технологии создают питательную среду для создания новых связей между существующими элементами, налаживают их взаимодействие и ломают традиционные представления о процессе. Поэтому актуальным направлением является разработка единой методологической основы управления взаимодействием с партнерами и потребителями предприятия.

Наше исследование показало, что у конкурентного преимущества предприятий в цифровой экономике есть следующие возможные источники или факторы,

влияющие на повышение конкурентоспособности бизнес-модели предприятия:

1. Конкуренция за счет развития экосистемы канала распределения. Представляет собой связанный набор оцифрованных бизнес-процессов, данных и инфраструктур предприятий в цепочке создания стоимости, доставляющий потребителю продукт через внутренние или внешние компоненты. Внутренняя часть экосистемы распределения включает бизнес-процессы, не касающиеся клиентов, такие как анализ потребительского поведения, финансы, вспомогательные и административные процессы, закрытое аппаратное обеспечение, партнерские отношения и др.

Внешние процессы охватывают действия предприятия по цифровому вовлечению потребителя в пространство необходимого канала распределения, для получения унифицированного многопродуктового опыта, исключая фрагментацию на основе одного продукта. Эти возможности включают обособленные хранилища данных о клиенте и системы CRM, стандартизированные процессы обслуживания и продаж, а также возможность отслеживать взаимодействие клиентов по разным каналам.

2. Конкуренция за счет развития экосистемы потребителя. Она заключается в необходимости обеспечения потребителям клиентского опыта «превосходящего» возможности, предоставляемые конкурентами. Это обеспечивается за счет глубокого вовлечения в цифровую экосистему, позволяющей не только коммуни-цировать через хороший пользовательский интерфейс, но и создающей возможности для сотрудничества клиентов с экосистемой

канала распределения. С помощью этого конкурентного ресурса создается новая ценность для клиента, например, происходит экономия времени, за счет сокращения времени ожидания в очереди при выборе офлайн канала.

Цикл включает все моменты взаимодействия клиента с необходимым предприятием во время совершения определенной трансакции. Путь для отдельной трансакции включает действия потребителя, мотивацию и препятствие. Выявление путей потребителей и составления графиков возможных решений, позволяет улучшить клиентский опыт потребителя. К конкурентному преимуществу экосистемы потребителя может относиться как расширение и совершенствование получения клиентского опыта, так и создание атмосферы сотрудничества, как уникального клиентского опыта.

3. Конкуренция за счет эффективной структуры коммуникации. Для того чтобы конкурировать, обеспечивая рост новых доходов в рамках цифровой бизнес-модели, предприятиям необходима качественная инфраструктура, соответствующая потребностям клиентов с возможностью обновляться и гибко реагировать на факторы цифровой среды. В новом мире, где действуют предприятия, элементы коммуникаций и инфраструктуры изменились. Коммуникации стремительно распространяются и больше не являются чьей-то собственностью. Инфраструктура преобразовалась в мощную комбинацию внутренних и внешних связей. Теперь потребительская ценность создается с помощью модульной комбинации этих элементов, зачастую формируя для каждого клиента свое ценностное предложение.

САМОВОСПРОИЗВОДЯЩАЯСЯ

МАРКЕТИНГОВАЯ СИСТЕМА

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Формирование предложенной нами системы распределения даст, прежде всего, свободу для клиента, выражающуюся в прозрачности и удобстве обслуживания. До использования такой системы распределение информации между клиентом и продавцом было разрозненным и разновременным. Благодаря агрегации всех акторов процесса распределения с потребителями на одной платформе, клиенты получают наибольшую прозрачность. Хорошо информированный в этом смысле клиент может лучше, чем прежде, оценивать предложения отдельных продавцов по сравнению с предложениями конкурентов. Осведомленный о ценах клиент ожидает, что может приобрести интересующий его товар по лучшей цене на рынке независимо от канала и отдельного продавца. Что касается ассортимента, то клиент имеет хороший информационный базис об имеющемся на рынке предложении. Помимо названных ключевых вопросов относительно цен и ассортимента в самовоспроизводящейся маркетинговой системе распределения, учитываются ожидания клиентов по поводу того, какими общими деловыми возможностями должно обладать предприятие. К ним относятся, например, доступность информации об ассортименте в режиме 24/7; информация о фактических товарных запасах в стационарных торговых точках; исчерпывающая и персонализированная информация о товаре; беспроблемная процедура возврата и обмена товара во всех точках контакта с клиентом.

Стратегия внедрения самовоспроизводящейся маркетинговой

системы распределения позволяет достичь горизонтальной и вертикальной синергии, а также намного быстрее адаптирует и внедряет новые технологии реализации продукции с минимальным периодом выхода на рынок, достигая при этом эффекта обучения, при котором полученные знания выходят за рамки отрасли.

Рассмотрим этапы разработки самовоспроизводящейся маркетинговой системы распределения на рисунке.

На рисунке видно, что логика разработка модели самовоспроизводящейся маркетинговой системы начинается с исследования влияния драйверов цифровизации и поиска конкурентных преимуществ в цифровой среде, базирующихся на элементах цифровой экосистемы, включает такие этапы как: разработка бизнес-модели предприятия; оценка потенциала предприятия; разработка последовательности множественных изменений, оценка и выбор партнеров, процесс формирова-

ния самовоспроизводящейся маркетинговой системы распределения и маркетинговую балансировку, необходимые для функционирования в цифровой экосистеме.

Рассматривая специфику формирования самовоспроизводящейся маркетинговой системы распределения (СМСР), можно провести аналогию со стратегическим партнерством, которое определяется научным сообществом как, ситуация, в которой две или более компании работают

Влияние цифровой трансформации на бизнес-модели предприятий, определение возможностей и угроз. Действие: определить драйверы цифровизации и факторы конкурентного преимущества предприятий.

Драйверы цифровизации:

- новые технологии развиваются экспоненциально;

- новые игроки составляют серьезную конкуренцию классическим каналам распределения;

- новый покупатель информирован, подключен и склонен менять свои предпочтения.

Конкурентное преимущество:

- персонализация: удобство обслуживания в каналах продаж, индивидуальные ассортиментные и ценовые предложения, программы лояльности;

- диджитализация: автоматизация бизнес-процессов предприятия, цифровые методы сбора и анализа информации, реализация и продвижение продукции онлайн;

- удобство получения товара;

- удобство совершения платежей.

Разработка бизнес-модели предприятия. Действие: проанализировать, каков уровень участия данного предприятия в цепочке создания стоимости. Во-вторых, необходимо оценить степень осведомленности о потребностях своих клиентов, их целях и жизненных событиях, используя сочетание концептуальной модели с факторным базисом цифровой экосистемы.

Оценка потенциала предприятия: Действие: оценка ресурсной составляющей и стратегический анализ инновационной активности и навыков цифровизации предприятия, инкубация ресурсов и начало формирования инфраструктуры товарообмена (информационное сопровождение), мониторинг навыков необходимых для трансформации бизнес-модели.

Разработка последовательности множественных изменений для перехода в цифровую экосистему

Действие: адаптация распределительной цепочки по средствам использования механизма воспроизводства инновационного обновления предприятий и выработки необходимого решения-версии информационной системы.

=о=

Оценка и выбор партнеров для объединения в цифровую экосистему Действие: выявление возможных выгод от реализации объединения, выборка критериев оценки собственной привлекательности для клиентов и потенциальных партнеров, определение критериев выбора потребителя для организации отношений, анализ причин узких мест, разработка предложений по их устранению.

м

Формирование самовоспроизводящейся маркетинговой системы распределения

Анализ взаимосвязей данных и построение моделей прогнозирования спроса с учетом статистики и предположений по изменению предпочтений потребителя Непрерывное онлайн взаимодействие партнеров (ретейлеров и производителей)друг с другом и с потребителями Единая информационная система с данными по запасам и перемещению товаров в сети, обновляемая в режиме реального времени Динамическое изменение распределительной сети в зависимости от изменения спроса, доступности мощностей и реализации рисков цепочки распределения

маркетинговая балансировка

Рис. Логика разработки самовоспроизводящейся маркетинговой системы

вместе над достижением конкурентного преимущества и роста. Такая система характеризуется тем, что может собирать данные о самой среде и ее пользователях, чтобы применять их для создания положительного опыта взаимодействия в цифровой экосистеме, направленной на формирование цепочки создания ценности.

ВЫВОДЫ.

1. Глобализация экономики создает условия для развития механизмов со-конкуренции. Конкурентные преимущества формируются непосредственно в цепочках создания ценности, потребитель принимает активное участие в создании новых товаров и услуг, что формирует долгосрочные партнерские отношения между продавцом и покупателем и обусловливает применение инновацион-

ного маркетингового инструментария.

2. Использование маркетинговых подходов к стратегическому планированию деятельности предприятий базируется на применении маркетинговых инноваций, что в условиях цифровой экономики выводит на новый уровень общение между потребителем и всеми участниками распределительной системы. Интернет и сопутствующие информационные технологии создают питательную среду для создания новых связей между существующими элементами самовоспроизводящейся маркетинговой системы.

3. Стратегия внедрения самовоспроизводящейся маркетинговой системы распределения позволяет достичь горизонтальной и вертикальной синергии, а также адаптирует и внедряет новые тех-

нологии реализации продукции с минимальным периодом выхода на рынок, достигая при этом эффекта наибольшей результативности в основе которой лежит участие потребителя в цепочке создания ценности.

4. Логика разработки самовоспроизводящейся маркетинговой системы подчинена потенциалу участников или акторов предположительно входящих в нее, который в свою очередь непосредственно связан с бизнес-моделью предприятия. Данное исследование показывает важность рассмотрения канала распределения и бизнес-моделей, которые используют участники цепей распределения в цифровой экосистеме, что позволит определить новые конкурентные преимущества, базирующиеся на элементах цепочки создания ценности.

ИСТОЧНИКИ

1. Porter М.Е. Competitive Advantages — Creating and Sustaining Superior Performance. — N.Y.: Free Press, 1985.

2. Яненко М.Б. Формирование конкурентных стратегий торговых предприятий на основе концепции маркетинга. Дис. на соиск. уч. ст. док-ра экон. наук. — Санкт-Петербург, 2006. — 508 с.

3. КольганМ.В., Медведева Ю.Ю. Актуальные подходы к оценке конкурентоспособности розничного торгового предприятия / В сборнике: Институциональные императивы развития экономики России. — 2016. — С. 155—162.

4. Kaplinsky R., Morris M. Handbook for value chain research, 2003. URL:https://www.ids.ac.uk/ids/global/pdfs/ VchNov01.pdf (accessed 12.12.2019).

5. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. — М.: ЦИСН.2010. — 107 с.

6. Яненко М.Б., Яненко М.Е. Маркетинговые инновации в экономике знаний: современное состояние, проблемы и перспективы развития // Технико-технологические проблемы сервиса. — 2015. — № 2 (32). — С. 88—95.

7. Bondarenko V.A, Dianova S.N., Joom T.A, Dubinina M.A Residents' interest to form a «green» territory brand // European Research Studies Journal. — 2018. — Т. 21. — № Special Issue 1. — Рр. 51—62. (https://www.ersj.eu/journal/ 1216).

8. Bondarenko V.A., Remeta A.A., Reva D.P., Suryanto T. Finding a Point of Growth For Domestic Producers: Focus on Food Products with a Short Shelf Life // European Research Studies Journal. — Volume XXI. — Special Issue 2. — Рр. 246— 252, 2018 (https://www.ersj.eu/journal/1234 ).

9. Bazarnova, J.G., Politayeva, N.A, Bozhuk, S.G. Innovative technologies secondary use of processed active source (2017) pp. 471-476. DOI: 10.1109/ITMQIS.2017.8085865.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Moor J.F. (1993). Predators and prey: a new ecology of competition. — Harvard Business Rewire. May, 1993.

11. Efremenko I.N., Bondarenko V.A., PalantA.Ya., Nazarenko G.V. Specific Features of State Regulation of Operations with Cryptocurrencies in the Conditions of Digitalization // International Journal of Economics & Business Administration — Volume VII. — Special Issue 1. — Рр. 545—557. — 2019 (https://www.ijeba.com/journal/300).

12. Kapustina I., Pereverzeva T, Stepanova T, Rusu /. Convergence of institutes of retail traditional and digital economy. / В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 2019.

Concept of Value Chain Formation Based on a Self-replicating Marketing System Krasyuk Irina Anatolyevna,

Doctor of Economics, Professor of Higher School of Service and Trade, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Polytechnic str. 29, St. Petersburg, Russia, 195251 ([email protected])

Kolgan Maria Vladimirovna,

Ph.D. Sc., Associate Professor of the Department of Marketing and Engineering Economics, Don State Technical University; Gagarin sq. 1, Rostov-on-Don, Russia, 344000 ([email protected])

In a competitive environment, businesses and organizations must focus on the consumer, that is, they must create the greatest consumer value for the customer. Therefore, the implementation of the concept of customer focus through the use of marketing innovations ensures the effectiveness of the business. The use of information technologies leads to the fact that the speed of diffusion of innovations increases, which makes it necessary to integrate the interaction of network structures in the business ecosystem. The proposed definition of the digital economy implies the integration of relationships between all participants in the distribution channel, both producers and sellers, other recipients and consumers. The novelty of the author's approach lies in the developed logic of a self-replicating marketing system based on the value chain. The application of this logic will allow top managers to develop an effective strategy for the development of distribution systems based on the marketing concept in the digital economy.

Keywords: marketing; innovation; digital ecosystem; distribution system.

REFERENCES

1. Porter, M.E. (1985) Competitive Advantages — Creating and Sustaining Superior Performance. N.Y.: Free Press, 1985.

2. Yanenko, M.B. (2006) Formation of competitive strategies of trade enterprises based on the concept of marketing. Dis. on the floor. Uch. St. Doc-RA Ekon. sciences'. Saint Petersburg, 2006, 508 p.

3. Kolgan, M.V.; Medvedeva, Yu.Yu. (2016) Actual approaches to assessing the competitiveness of retail trade enterprises. In the collection: Institutional imperatives of the Russian economy, 2016, pp. 155—162.

4. Kaplinsky, R.; Morris, M. (2003) Handbook for value chain research, 2003. URL:https://www.ids.ac.uk/ids/global/ pdfs/VchNov01.pdf (accessed 12.12.2019).

5. The Oslo Manual. Recommendations for the collection and analysis of data on innovation. Moscow: CISN Publ., 2010, 107 p.

6. Yanenko, M.B.; Yanenko, M.E. (2015) Marketing innovations in the knowledge economy: current state, problems and prospects of development. Technical and technological problems of service, 2015, No. 2, pp. 88—95.

7. Bondarenko, V.A.; Dianova, S.N.; Joom, T.A.; Dubinina, M.A. (2018) Residents' interest to form a «green» territory brand. European Research Studies Journal, 2018, Vol. 21, Special Issue 1, pp. 51—62. (https://www.ersj.eu/journal/1216).

8. Bondarenko, V.A.; Remeta, A.A.; Reva, D.P.; Suryanto, T. (2018) Finding a Point of Growth For Domestic Producers: Focus on Food Products with a Short Shelf Life. European Research Studies Journal, Volume XXI, Special Issue 2, pp. 246— 252, 2018 (https://www.ersj.eu/journal/1234).

9. Bazarnova, J.G.; Politayeva, N.A.; Bozhuk, S.G. (2017) Innovative technologies secondary use of processed active source (2017), pp. 471-476. DOI: 10.1109/ITMQIS.2017.8085865.

10. Moor, J.F. (1993) Predators and prey: a new ecology of competition. Harvard Business Rewire, May, 1993.

11. Efremenko, I.N.; Bondarenko, V.A.; Palant, A.Ya.; Nazarenko, G.V. (2019) Specific Features of State Regulation of Operations with Cryptocurrencies in the Conditions of Digitalization. International Journal of Economics & Business Administration, Volume VII, Special Issue 1, pp. 545-557, 2019 (https://www.ijeba.com/journal/300).

12. Kapustina, I.; Pereverzeva, T.; Stepanova, T.; Rusu, I. (2019) Convergence of institutes of retail traditional and digital economy. In Collection: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.