Научная статья на тему 'Концепция формирования технико-технологических решений при отработке угольных пластов'

Концепция формирования технико-технологических решений при отработке угольных пластов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
65
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования технико-технологических решений при отработке угольных пластов»

годность и ресурс. Для погрузочных органов типов Ь и с (рис. 1) в сравнении с базовыми (дается в скобках) при испытаниях получены следующие результаты: нара-

ботка на отказ, м3-2800 (360); межремонтная наработка, м3-

32000 (22000); трудоемкость восстановления, человеко-минут - 186 (550). Отметим, что для клиновых

конвейеров возникают новые технологические возможности при работе в условиях взрывонавалки.

© Г.Ш. Хазанович

Л.Г. Штрахман, А.Г. Григорьев,

ГИПРОУГЛЕАВТОМАТИЗАЦИЯ

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ВЕСОВ ВАГОННЫХ БЕСФУНДАМЕНТНЫХ УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПЕЧОРСКОГО БАССЕЙНА

Одной из важнейших задач для угольных предприятий является обеспечение максимально достоверного учета отгружаемого железнодорожным транспортом угля и предотвращение перегрузов сверх установленных нормативов железнодорожных полувагонов парка МПС. Для решения указанной задачи на угольных предприятиях Печорского бассейна наметилась ориентация на применение в составе углепогрузочных комплексов вагонных бесфундамент-ных весов ВВБ модификации ВВБ-СД.

Весы созданы на базе научнотехнических и опытно-конст-

рукторских работ, осуществленных институтом «Г ипроуглеав-томатизация» при участии институтов МИИТ, ЦАГИ, ВНИИст-ройдормаш и ряда других организаций. В процессе этих работ проведены:

♦ комплексные патентно-конъюктурные исследования, позволившие определить тенденции развития весодозировочных систем и конъюктуру в сфере производства и сбыта соответствующих технических средств;

♦ анализ техники и технологии углепогрузочных процессов на промышленном железнодорожном транспорте действующих предприятий и обоснование эксплуатационных характеристик весов;

♦ экспериментальная проверка нескольких вариантов силоизмерительных датчиков и узлов их встройки;

♦ разработка и обоснование рационального песочно-щебе-

ночного основания под грузоприемное устройство;

♦ расчет и экспериментальная проверка метрологических характеристик весов, соответствующих требованиям действующих нормативно-технических документов.

Опытный образец весов ВВБ-СД внедрен в 1994 г. на углесборочной станции «Воркута-Уголь-ная» (ОАО «Воркута-уголь»). За период эксплуатации опытного образца было выявлено, что наряду с удобством монтажа и рациональностью конструктивной схемы, весьма ненадежными явились весоизмерительные датчики отечественного производства.

По результатам годичной эксплуатации опытного образца весов на станции «Ворку-та-Угольная» институтом «Г и-проуглеавто-матизация» и ООО «МИНТЕК» была проведена корректировка конструкторской документации, результатом которой явилось:

♦ создание двухсекционного комплекса грузоприемных устройств, геометрические размеры которого увязаны с размерами ходовых частей полувагонов и обеспечивают перемещение загружаемого полувагона на 3 м.

♦ укомплектование весов весоизмерительными датчиками и электронными компонентами измерительной системы, производимыми фирмой «HOTTI-NGER BALDWIN MESSTE-CHIK» (Германия) и отличающимися высокой точностью при длительном (до трех лет) сроке фирменных гарантийных обязательств.

ВВБ И ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА

Головной образец весов промышленной серии в 1996 г. сдан в эксплуатацию на углепогрузочном пункте ОАО «ГОФ «Интинская». На этом образце представителями Российского центра испытаний и сертификации «Ростест - Москва» были проведены комплексные испытания весов двух модификаций (ВВБ-СД и ВВБ-Д) с целью утверждения типа. Результаты испытаний признаны положительными. На весы выдан Сертификат Госстандарта РФ № 2577, тип весов внесен в госреестр средств измерений за № 15983-97.

Весы вагонные бесфундамент-ные ВВБ сертифицированы для взвешивания разнотипных грузовых четырехосных вагонов (порожних и груженых) колеи 1520 мм и составов из них на грузовых и весовых путях предприятий различных отраслей промышленности и транспорта, расположенных в любых климатических зонах России.

Весы выпускаются двух модификаций:

♦ ВВБ-СД - для взвешивания четырехосных вагонов с различными грузами (штучными, сыпучими, жидкими и пр.) в статике, в процессе их загрузки (с расцепкой и без расцепки) и в движении без расцепки, а также для взвешивания составов в движении.

♦ ВВБ-Д - для потележечного взвешивания в движении вагонов (кроме цистерн) без расцепки и составов из таких вагонов, а также из цистерн с жидкими грузами с кинематической вязкостью не менее 59 мм2/с.

Принцип действия весов заключается в преобразовании сил тяжести от каждой тележки вагона с помощью тензорезисторных весоизмерительных датчиков в аналоговый электрический сигнал, который с помощью измерительных компонентов преобразуется в цифровой код, передаваемый в персональный компьютер, где осуществляется формирование информации о массах вагона (брутто и нетто), выдаваемой на монитор и принтер. В комплект весов ВВБ-СД дополнительно может быть включено дублирующее

8 і 1999

цифровое табло, обеспечивающее выдачу текущей информации оператору погрузки в период загрузки вагона.

Весы ВВБ-Д оснащены одним грузоприемным устройством, весы ВВБ-СД - двумя грузоприемными устройствами, стыкуемыми друг с другом. В состав каждого грузоприемного устройства входит сварное металлическое основание, на котором закреплены весоизмерительные датчики, являющиеся опорами весовых мостов. Конструктивная схема весовых мостов представляет статически определимую систему, фикси-

| рованную в горизонтальной плос-

кости (в продольном и поперечном направлениях) с помощью растяжек.

Грузоприемные устройства

монтируются на уплотненном песочно-щебеночном основании

толщиной до 0,5 м. Монтаж осуществляется за 3-4 дня.

С ноября 1997 г. второй образец весов ВВБ-СД эксплуатируется в составе углепогрузочного комплекса ОАО «Шахта «Ворга-шорская». Зимой 1997/98 годов весы эксплуатировались при температурах до -49°С.

В конце 1998 года третий комплект весов ВВБ-СД введен в эксплуатацию на весодозировочном участке углесборочной станции «Воркута-Угольная».

Управление работой углепогрузочного комплекса, в состав которого введены весы модификации ВВБ-СД, организуется следующим образом.

Перед началом загрузки очередной партии полувагонов весовщик вводит в память ПЭВМ данные о каждом полувагоне, зафиксированные на бортах кузова (инвентарный номер, масса тары, грузоподъемность, объем кузова -при необходимости), после чего подает команду на начало погрузки угля.

Оператор погрузки с помощью маневрового устройства (на ГОФ «Интинская» - лебедка, на шахте «Воргашорская» - электротягач) устанавливает первый полувагон под загрузочным устройством и дает команду на подачу угля в кузов. После заполнения головной части кузова состав полувагонов перемещают, при этом уголь распределяется в кузове полувагона -по возможности равномерно. С момента въезда полувагона всеми колесными парами на весовые мосты грузоприемных устройств начинается процесс весового дозирования угля. При этом на монитор и дублирующие цифровое табло с периодичностью 0,5 с выводится информация о текущем значении возрастающей массы брутто полувагона. Для удобства работы оператора погрузки указанная информация представляется как текущий недогруз полувагона до заданной нормы загрузки.

127

По достижении массы брутто полувагона заданного значения оператор погрузки прекращает подачу угля в кузов, а затем (по окончании падения в кузов остатков потока) он же или весовщик (в зависимости от организации управления) производит окончательное взвешивание полувагона и регистрацию результатов этого взвешивания. При выходе колесных пар полувагонов из зоны взвешивания окончательное взвешивание полувагона становится невозможным, о чем на монитор и дублирующее табло подается соответствующее сообщение. Рабочие места оператора погрузки и весовщика размещаются на предприятии либо в одном помещении, как на ГОФ «Интинская», либо в раздельных

помещениях, как на шахте «Вор-гашорская», где на пульте оператора погрузки смонтировано дублирующее цифровое табло.

Безусловным положительным качеством весов ВВБ-СД является их приспособленность к управлению операцией весового дозирования угля в процессе загрузки в полувагон последних 8...12 т угля. Этот период длится 25-40 с. Оператор погрузки, имея информацию о нарастании масс брутто и нетто, способен оперативно и своевременно прекращать подачу угля в загружаемый вагон.

Регистрируемые результаты взвешивания вагонов хранятся в памяти ПЭВМ до одного года и могут быть использованы для раз-

личных задач автоматизации учета отгруженной продукции

Надежность весов при эксплуатации характеризуется тем, что на всех предприятиях, где смонтированы весы, не произошло ни одного отказа весов, на обоих предприятиях не было ни одного часа простоя весов по техническим причинам. В период эксплуатации без предварительной настройки весы регулярно представляются на очередную поверку органам Госстандарта. За весь период эксплуатации метрологические характеристики весов не ухудшились.

В 1999 году на угольных предприятиях Воркуты и Инты будут введены в эксплуатацию еще три комплекта весов.

© Л.Г. Штрахман, А.Г. Григорьев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.