Научная статья на тему 'Концепция Евразии и Россия'

Концепция Евразии и Россия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
273
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АХМЕТ ЗАКИ ВАЛИДИ / ЕВРАЗИЯ / РОССИЯ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ / ПРИМАТ КУЛЬТУР / ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ / AKHMET ZAKI VALIDI / EURASIA / RUSSIA / GOLDEN HORDE / CIVILIZATION / SPIRITUAL LIFE / TURKIC PEOPLES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нургалин З. А.

В статье рассматриваются вопросы объединительной роли России многочисленных народов Евразии. Видный ученый Заки Валиди в своей работе «История тюрков и татар» обосновал научный подход к изучению истории тюркских народов и их взаимоотношений с Русью. Таким образом, он предвосхищает основные положения Евроазиатской концепции. Евроазиатская цивилизация, как и европейская, является плодом многовекового развития культур разных этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EURASIA CONCEPT AND RUSSIA

Some questions of the role of Russia in uniting peoples of Eurasia are considered. Zaki Validi in his work History of Turks and Tatars gave the basis to studying the history Turkic peoples and their relations to Russia. Thus, he forecasts the main regulations of the Eurasian conception. The Eurasian civilization as the European one is treated to be the fruit of centuries and development of different cultures.

Текст научной работы на тему «Концепция Евразии и Россия»

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №2

1013

УДК 266+94(495.02)

КОНЦЕПЦИЯ ЕВРАЗИИ И РОССИЯ © З. А. Нургалин

Уфимская государственная академия искусств Россия, Республика Башкортостан, 450008 г. Уфа, ул. Ленина, 14.

Тел.: + 7 (347) 272 49 83.

E-mail: reetor@ufa.ark.ru

В статье рассматриваются вопросы объединительной роли России многочисленных народов Евразии. Видный ученый Заки Валиди в своей работе «История тюрков и татар» обосновал научный подход к изучению истории тюркских народов и их взаимоотношений с Русью. Таким образом, он предвосхищает основные положения Евроазиатской концепции. Евроазиатская цивилизация, как и европейская, является плодом многовекового развития культур разных этносов.

Ключевые слова: Ахмет Заки Валиди, Евразия, Россия, Золотая Орда, цивилизация, духовная жизнь, примат культур, тюркские народы.

Ахмет Заки Валиди в своей книге «История тюрков и татар» пишет, что миссия объединения народов Евразии в границах мощного единого государства выпала на долю России. Раздробление Золотой Орды на маломощные и мелкие государственные образования создало особенно для тюркских народов Евразии тупиковую ситуацию в их самостоятельном развитии и не предвещало перспектив в будущем. При создавшемся положении любая посторонняя сила, отмечал Заки Валиди, могла бы навязать им свою волю и распространить свою власть на всю Северную Азию, т.е. прародину тюркских народов.

По утверждению Заки Валиди, в этот решающий момент в истории народов Евразии такая ответственная миссия выпала на долю России. Отмечая объединительную роль Руси для многочисленных кочевых народов, он особо подчеркивал тот факт, что сила, которая взяла на себя эту историческую миссию, не была силой, пришедшей из-за морей и океанов, а была силой, вышедшей изнутри развалившегося к этому времени самого объединения. Эта сила была взращена в процессе тесного взаимообщения народов степи и леса в течение нескольких веков самой системой великой монголо-сферы.

Следует отметить, что основоположники Евразийства строили свою концепцию соответственно именно такому положению, согласно которому Российское государство есть продолжение процесса территориально-государственного устройства в Дешт-и-Кыпчаке (Золотой Орде). Учитывая то, что концепция Евразии является продуктом общественной мысли послереволюционного периода, т.е. 1920-х годов, следует отметить, что молодой ученый Заки Валиди еще в 1911 году в своей первой книге под названием «История тюрков и татар» рассматривал объединительную роль Руси именно с этих позиций. Конечно, в своем первом научном труде, сделавшем его имя широко известным в научном мире, он не употребляет термин «Евразия», однако его подход к изучению истории тюркских народов и их взаимоотношений с Русью как бы

предвосхищает основные положения этой концепции. Надо полагать, что работы Заки Валиди, посвященные истории тюркских народов Евразийского пространства, безусловно, оставались в то время неизвестными для основоположников Евразийства. В противном случае, они могли бы стать для последних ценным источником в освещении истории тюркских народов золотоордынского периода.

Безусловно, понятие Евразии неоднозначно, многогранно. Однако основоположниками этой концепции, прежде всего, выделяется этнографическое значение данного термина.

Термин «Евразия» как этнографическое понятие более определен, категоричен, тогда как концептуальное понятие терминов «евразийство» и «евразийцы» многолико, многозначно. По утверждению историков, «Евразийство» - это название историко-политической школы, зародившейся в первой четверти ХХ века в среде русской эмиграции.

Далее примечателен тот факт, что концепция Евразии разрабатывалась как евразийцами-эмигрантами, так и Л. Гумилевым параллельно и абсолютно независимо друг от друга. Однако идентичность общеметодологических принципов евразийцев сыграли немаловажную роль в сближении их научных позиций.

Научная прозорливость, гражданская смелость евразийцев заключается в том, что именно они вопреки устоявшимся взглядам на историографию кочевых народов нашли мужество громко заявить о позитивной роли великой степи в образовании Русского государства.

Следующим важным положением евразийцев было то, что они отвергали противопоставления культуры кочевых народов культуре оседлых племен. Они исходили из того, что наряду с сугубо национальной окраской и глубоко этническими признаками в культуре каждого народа много общего, обусловленного многовековым общением и взаимодействием на просторах Евразии с другими народами. Кочевники Великой степи играли в истории и культуре человечества не меньшую роль,

1014

ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

чем европейцы и китайцы, египтяне, ацтеки и инки, -писал Н. Гумилев. Евразийцы были убеждены в том, что глубинные основания русской культуры генетически связаны с тюркским этносом. На этом основании Н. Гумилев считал, что для России предпочтительно евразийское единство союзу с Западной Европой. Он утверждал, что «... если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство».

Евразийская цивилизация, как и европейская, является плодом многовекового развития культур разных этносов и народностей, государственных образований, рожденных и ушедших со сцены истории на просторах этих континентов. Преимущество евразийской цивилизации состоит лишь в том, что она сумела сохранить красоту букета из национальных культур, каждый цветок которого и сегодня самобытен по своей окраске. Когда мы выступаем за обновленную Россию на путях реформы и демократии, мы, прежде всего, выступаем за защиту идеи евразийства, чему яркий пример сегодня духовная жизнь многонационально народа Республики Башкортостан.

Несомненно, с распадом СССР произошли глубокие изменения во взаимодействии и взаимо-обогащении национальных культур в пределах границ, как это представлялось евразийцами. Евразия

как бы перестала существовать как единое целое. Однако для евразийцев термин «Евразия» - это не физико-географическое понятие, а прежде всего этногеографическое. Отсюда вытекла необходимость в духовной потребности в постоянном обмене культурными ценностями, в тесном общении различных культур. Примат культуры над политикой в новых условиях должен служить главным принципом в деле возвращения и расширения традиционных связей на всей территории, когда-то носившей имя СССР. Однако это отдельная проблема, в то же время не из простых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М.: «Экопрос», 1993.

2. Д-р Эренжен Хара-Даван. Чингис-хан как полководец и его наследие. В кн.: «На стыке континентов и цивилизаций...». М.: Инсан, 1996.

3. Гумилев Л., Ермолов В. О книге д-ра Эренжена Хара-Давана «Чингис-хан как полководец и его наследие». В кн.: «На стыке континентов и цивилизаций». М.: Инсан, 1996.

4. Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саратов, 1960.

5. Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1923.

6. Эхмэтзэки Вэлиди Туган. Башторттарзыц тарихы. Терк Ьэм татар тарихы. Эфе. Китап, 1994.

7. Эхмэтзэки Вэлиди Туган. Эдэрзэр. Эфе. Китап, 1996.

Поступила в редакцию 15.05.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.