Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ЭТОС В ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЬ'

КОНЦЕПЦИЯ ЭТОС В ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
261
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AНТИЧНОСТЬ / ДРЕВНЯЯ МУЗЫКА / ФИЛОСОФИЯ / ЭТОС / ПЛАТОН / АРИСТОТЕЛЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Афаг Абдул Кызы Ганиева

В статье этос рассматривается как одно из самых интересных применений древнегреческой философии как музыкально-этического термина. Древнегреческие философы постоянно использовали музыку как инструмент этики не только в философии, но и всей исторической музыки и можно назвать это феноменом развития. Этос - это событие в истории цивилизации, и в этом контексте сочетание музыки и этики в человеческой деятельности дает его суть. Понимание этики Платоном, как и большинство греческих философов, направлено на благородство, свободных граждан, которые не являются рабами. А в основе концепции музыкальной эстетики Аристотеля лежит четкая взаимосвязь эстетики и этики (мировоззрения), теории и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTION OF ETHOS IN THE PHILOSOPHY OF PLATO AND ARISTOTLE

The article discusses the Ethos as one of the most interesting applications of ancient Greek philosophy as a musical-ethical term. Ancient Greek philosophers constantly used music as a tool of ethics not only in philosophy, but also in all historical music, and this can be called a developmental phenomenon. Ethos is an event in the history of civilization, and in this context, the combination of music and ethics in human activity gives its essence. The understanding of ethics by Plato, like most Greek philosophers, is aimed at nobility, free citizens who are not slaves. And the concept of Aristotle's musical esthetics is based on a clear relationship between esthetics and ethics (worldview), theory and practice.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ЭТОС В ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЬ»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 14

Афаг Абдул кызы Ганиева

доктор философии по искусствоведению, старший преподаватель Сумгаитский государственный университет

КОНЦЕПЦИЯ ЭТОС В ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЬ

Afag Abdul Ganieva

Ph.D. in art history, senior lecturer Sumgait State University

CONCEPTION OF ETHOS IN THE PHILOSOPHY OF PLATO AND ARISTOTLE

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2022.2.77.237

Аннотация. В статье этос рассматривается как одно из самых интересных применений древнегреческой философии как музыкально-этического термина. Древнегреческие философы постоянно использовали музыку как инструмент этики не только в философии, но и всей исторической музыки и можно назвать это феноменом развития. Этос - это событие в истории цивилизации, и в этом контексте сочетание музыки и этики в человеческой деятельности дает его суть. Понимание этики Платоном, как и большинство греческих философов, направлено на благородство, свободных граждан, которые не являются рабами. А в основе концепции музыкальной эстетики Аристотеля лежит четкая взаимосвязь эстетики и этики (мировоззрения), теории и практики.

Summary. The article discusses the Ethos as one of the most interesting applications of ancient Greek philosophy as a musical-ethical term. Ancient Greek philosophers constantly used music as a tool of ethics not only in philosophy, but also in all historical music, and this can be called a developmental phenomenon. Ethos is an event in the history of civilization, and in this context, the combination of music and ethics in human activity gives its essence. The understanding of ethics by Plato, like most Greek philosophers, is aimed at nobility, free citizens who are not slaves. And the concept of Aristotle's musical esthetics is based on a clear relationship between esthetics and ethics (worldview), theory and practice.

Ключевые слова: aнтичность, древняя музыка, философия, этос, Платон, Аристотель, музыкальное образование.

Key words: antiquity, ancient music, philosophy, ethos, Plato, Aristotle, music education.

Постановка проблемы. Несмотря на историческую удаленность, обучение этоса будет оставаться актуальной для любого общества, цивилизации и любой эпохи, поскольку в ней используются универсальные этические и моральные категории. У древних греков понятие этоса имеет широкий диапазон значений, таких как традиция, привычка, посредственность, духовность, человеческий характер. Этос обладает способностью меняться, поэтому человеческая природа, неизменная и неподвластная человеку, противостоит физике. Слово этос является источником слова этика (IV век до н.э.). Греки также использовали понятие пафоса. Этос выражает моральный облик и разумное поведение, а пафос, напротив, описывает возбужденное, аморальное, нелогичное поведение (3.с.310). Этическая сила музыки всегда будет с интересом изучаться такими формами общественного сознания, как религия, наука и искусство, на протяжении всей жизни человечества. Древнегреческая философия и сам Платон скрупулезно посвятили себя созданию правил музыкальной этики. Философия, признавая огромную силу музыки, предлагала регулировать все связанные с музыкой вопросы на уровне закона. Вообще, по мнению специалистов, Деймон,

который очень хорошо знал музыкальные практики Пифагора, был первым философом, который попытался доказать важность и эффективность Этоса, который в то время все еще был секретным учением, на уровне государства с множеством практик. Позже Платон и Аристотель в своих произведениях использовали любой лад, инструмент и ритм по классу общества. Они исследовали влияние этих идей и объяснили их с разных точек зрения (5. с. 124).

Изложение основного материала.

Музыка - это общественная деятельность в Древней Греции при жизни Платона. Музыка и поэзия должны быть включены во все торжества. Следовательно, нельзя исключать музыку при философских комментариях к обществу, и ее роль в обществе должна быть четко выражена.

В то время как Платон занимается музыкой, он рассматривает все религиозные, магические, мифические и духовные эффекты музыки, и вопрос о том, как музыка влияет на общество во всех его аспектах, является его основным вопросом. Кроме того, у музыки есть технический и научный аспект. И, наконец, важна роль инструментов. Платон считает, что древнегреческая музыка находилась под влиянием цивилизаций Египта, Китая и Месопотамии, и он также уделяет внимание этой

проблеме. Он утверждает, что это влияние было во многом благодаря Пифагору, который путешествовал в Египет.

Некоторые идеи Пифагора об искусстве музыки в древности представляют большой интерес для учения об этосе, которое позднее было уточнено Аристотелем. Следует отметить, что сочетание таких вопросов, как политика, искусство, этика, музыка, связано с именем Дамона Афинского, который был учителем Сократа в древней традиции. Платон (427-347 до н.э.) считал, что его музыка благотворно влияет на образование достойных граждан. Позднее Платон развил эти идеи в своей книге «Государство» и «Законы». В своих произведениях Платона пытался создать идеи идеального государства и идеального человека. В этих произведениях центр его эстетической концепции - центр художественного воспитания. В книге «Государстве» Платон обсуждает возникновение общества как жизненную необходимость, но со временем ситуация ухудшается. Чтобы этого не произошло, необходимо подготовить проект спасения. Это утопическая теория идеального государства трех типов людей, посвятивших себя этому проекту.

Платон делит людей и их дух на три типа -умных, аффективных (эмоциональных) и послушных (чувствующих). Интеллектуалы стремятся к высшему благу, и Платон назвал их мудрецами или философами. Люди с сильным чувством аффекта обладают хорошими чувствами, такими как храбрость и храбрость, и такие качества характерны для солдат, обеспечивающих безопасность. Людей с духом 3 типа хвалят за физический труд, в том числе ремесленников и крестьян.

В своих произведениях Платон использовал аморальные мифы, легенды и мифы о богах и героях, изгнал поэтов и драматургов, которые восхваляли тиранов и возносили их из своего идеального состояния. Вся жизнь, как и искусство, возрождена из идеального состояния. Удовольствие от искусства должно быть на высоком нравственном уровне и определено законом. Обучение должно быть адаптировано к игре. В его эстетике и теории художественного воспитания важно представить жизнь как кукольную игру.

В этическом учении философа Платона человеческая природа занимает большое место. Как учитель Платон считал мужественного, мудрого, доброго и сдержанного человека идеальным человеком. Отмечается, что музыка, наряду с другими видами искусства, сыграла первостепенную роль в формировании такого человека. Музыка, наряду с гимнастикой и движениями тела для достижения физического совершенства, а также мелодия и ритм, прежде всего завораживает душу. Таким образом, людям предлагается подражать красоте музыки.

Философия Платона, как и его эстетика, основана на его учении об идеях, которые

неразрывно связаны с его космологическими идеями. Концепция его идеи неоднозначна. Во-первых, сущность любой, казалось бы, разумной вещи - это ее внутреннее лицо, во-вторых, сущность вещи - ее внутренняя определяющая сила, и в-третьих, смысл, цель и назначение вещи -ее целесообразность (6. с. 180).

Главный эстетический принцип философии гениального философа - дуализм, единство внутреннего и внешнего сущностей смысла, субъекта и объекта, знания и чувства, разума и удовольствия, целого и частей, идеального и материального, общего и особенного, наблюдателя и приложения. и другие вопросы. Во всей своей эстетике основные принципы состоят из модификаций, основанных на таких конструктивных категориях, как фигура, критерий, «гармония», «ритм».

Платоновская концепция измерения имеет два значения. Первый - это простое измерение внешне-физического объема объекта, а второй - идеальное измерение цели, сущности и соответствия объекта. Размерность - это диалектический синтез границы и бесконечности. Самое безграничное удовольствие и безумие - это радость, а самое неизмеримое - это интеллект и знания.

Платон разделил все виды искусства на производство и прибыль, отдав предпочтение производству. Музыка - одна из них, и он выдвинул два тезиса о музыке. Во-первых, консультантом может быть самый опытный человек в каждой профессии, а во-вторых, никакое безобидное искусство не нуждается в исправлении и совершенствовании. Искусство - это также сельское хозяйство, судоходство и так далее. По Платону, это обычная профессия. Кроме того, управление государством - настоящее искусство воспитания хороших граждан. Важнейшим вопросом его учения об искусстве является теория воплощения идей в пространстве идеальным, божественным и диалектическим способом. Хотя он отождествляет искусство, природу, профессию и науку, поэтому искусство ассоциируется с творческим вдохновением, приподнятым настроением и экстазом.

Есть некоторые несоответствия в определениях Платоном природы музыки. Например, с эстетической точки зрения подчеркивается, что музыка основана на без страдания, объектно-подобном удовольствии, которое напоминает правильно нарисованную геометрическую фигуру. С другой стороны, музыка основана на измерениях, а также на субъективных ощущениях. С этой точки зрения среди видов искусства он более неточен. В дополнение к вышесказанному, можно сказать, что музыка, в отличие от других искусств, одновременно воздействует на человеческую психику и действует как средство обучения.

Музыка не ограничивается вычислениями, но также сочетает в себе интуитивный и иррациональный аспекты. Его тезис объясняется

тем фактом, что музыкальная гармония "строится не на измерении, а на чувствительности, полученной в результате тренировки, поиска размера на ощупь". С этой точки зрения музыка всегда останется неточным видом искусства [1. с. 198].

Античные мыслители считали такой подход к музыке одним из главных условий эстетики античной музыки. Однако Платон считает, что в основе музыки лежит вдохновение, представляющее собой «божественную силу», которая жалеет душу исполнителя. В то время как Вдохновение вдохновляет некоторых,

ремесленники пишут и создают только вдохновенно, а не ради искусства. Одухотворенный музыкант сочетает в себе два мира: первый — мир красоты, а второй — мир литературной суеты. В первом мире чистое знание и гармония, а во втором мире хаос и нестабильность. Художник также выступает в роли моста между этими двумя мирами.

В музыкальной эстетике Платона есть четыре особенности. Единство музыки со словами и танцем, связь музыки с гимнастикой, связь музыки с любовью, связь музыки с вином. Чистая музыка иррациональна, непонятна, то есть иррациональна. Но это слово придает ему рациональность. Хотя Платон критически относился к существующей инструментальной музыке, независимо от песни или танца, он утверждал, что синтетические формы музыки появятся в будущем. Помимо чистой музыки, к этим типам также относятся слова (песня, кантата и другии), хореография, сценические движения и т. д. [8. с. 267-268].

Если мы посмотрим на взаимосвязь между музыкой и гимнастикой, то увидим, что педагогический идеал древнегреческих классиков выражается словом «калокагатия», что в переводе означает красивый и доброжелательный. Однако слово "калос" описывает физически развитое тело в результате гимнастических упражнений. Слово "агатос" означает гармоничный и вежливый дух в общественной жизни. Таким образом, слово "калокагатия" основано на здоровом теле, здоровом духе и их гармонии, а для его достижения необходимы гимнастика, музыка, которая понимается как триединство слова и музыки и танца.

Рассматривая категорию гармонии в древнегреческой философии со всех сторон, Платон говорит, что формирование этически совершенной музыки происходит в гармонии, которая возникает из комбинации различных звуков: «В высоком и низком тоне, неограниченном ускорении и замедлении есть предел. формируется в то же время, и формируется самая совершенная музыка » [8. с. 24].

Исследуя этот текст Платона, Лосев пришел к выводу, что с теоретической и эстетической точки зрения для него важно только одно: гармония - это сочетание четко разделенных звуков; каждый звук - это своего рода граница, резко обозначенная перед

бесконечностью, и бесконечный звук перед непрерывностью. Для Платона это означает союз разума и удовольствия. В этом смысле даже ваше «здоровье» это гарантия. Если мы продолжим отсюда, мы можем дойти до морального значения гармонии и придать гармонии более широкий смысл [7. с. 458].

Когда доходит до связи между любовью и музыкой, любовь в музыке продумана и гармонична. Поэтому можно сказать, что музыка -это наука об элементах гармонии и ритма любви. Согласно Платону, любовь проявляется в прекрасном Эроте и в пошлом Эроте. В любви, как и в музыке, можно найти красивые и пошлые удовольствия. Вульгарные удовольствия от музыки могут испортить удовольствие от музыки.

Вообще, говоря о красоте музыки, Платон подчеркивает единство слов, гармонию и ритм. Подходя к музыке как к средству обучения, среди существующих ладов он предпочитает только Дориду и Фригию, а среди инструментов предпочитает в основном кифару и лиру. Таким образом, согласно Платону, главной особенностью музыкального этоса является тембр произведения и тембр инструментов. Он считает другие средства выражения второстепенными. Именно по этой причине он подчеркивает, что в идеальном состоянии следует использовать только серьезные тона и мелодии, которые сохраняют у людей настроение и характер. Для существования идеального государства музыка должна быть искусством, которое формирует дух и характер человека, делает его справедливым и красивым. Как социальный реформатор, он стремился служить музыке и музыкальному образованию, чтобы создать идеальное государство. Его философские и художественные открытия стали основой для дальнейшего развития музыкальной эстетики и психологии творчества.

Говоря об учении Этоса, следует также отметить роль Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) в этой области. Хотя он написал различные специальные трактаты по поэзии и ораторскому искусству, он анализировал музыку только в связи с другими проблемами. Он осветил свои идеи о музыке в своих произведениях "Метафизика", "Поэтика", "Риторика" и "Политика". Аристоксен, ученик великого философа, который анализировал музыку только в целом, стал более тесно заниматься музыкой.

Аристотель, как и Платон, подходил к искусству не как к явлению, а как к подражанию объективному существу. Подходя к принципу подражания, Аристотель объясняет происхождение видов и жанров искусства. С помощью цвета и формы, звука, ритма, слов и гармонии можно имитировать как индивидуально, так и вместе. Например, атлетики и в кифаристы используют только гармонию и ритм, в то время как в искусстве танцоров имитация выполняется только с ритмом без гармонии [2. с.215].

С учетом этих аспектов можно сказать, что эстетика Аристотеля похожа на эстетику Платона, но отличается по своему содержанию и направленности. Помимо имитации реальности, искусство - это еще и врожденная физическая потребность. И подражание, и врожденная потребность лежат в основе способности искусства доставлять удовольствие, удовольствие и удовольствие человеку.

Как отмечает А.ФЛосев, Аристотель сделал четыре открытия в эстетике музыки. Музыка - это чистый процедурный подход, музыка воздействует на человеческий дух, потому что психика - это поток сознания, в результате сочетания музыкальной процедурной и мысленной процедурной душа испытывает эстетическое удовольствие, благодаря которому музыка приобретает способность отражать мораль, интеллектуальный характер, следует считать великим достижением "древней духовности" [2. с.318].

Согласно Аристотелю, музыка имеет математическую основу и принадлежит к первым божественным принципам существования. Самое обычное единство вещей - это музыка. Гармония и мелодия - первое, они составляют глубокую основу бытия. Он считал гармонию Божий дар, а его природа была божественной и чудесной. В отличие от Платона, Аристотель предпочитал использовать музыку для более чем одной цели. Например, в образовательных целях, для интеллектуального развлечения, то есть для расслабления после напряженной деятельности, для влияния на этическую природу людей, для получения удовольствия от умственных развлечений, для развития ума и т. д.

Если мы сравним подход Платона и Аристотеля с точки зрения музыкального образования, мы увидим, что для Платона музыкальное образование, как и музыка в целом, носит исключительно практический характер и является инструментом, поддерживающим нравственное развитие личности, кроме этого музыка чрезвычайно важна, когда она несет в себе только эстетическую функцию. А Аристотель впервые в истории философии заявил, что музыка содержит эстетические функции, и сказал, что музыка будет самодостаточным явлением. Другими словами, он объяснил, что в классический период философии музыка выполняла другие функции помимо своих педагогических, этических и моральных обязанностей.

Одной из проблем который беспокоил Аристотеля был тот факт, что поэзия и музыка из всех форм искусства, воспринимаемых устно, обладали этосом и что их этическое значение было очевидным. В то время как мелодия не имеет таких свойств, как запах, вкус, цвет, она также имеет этические особенности без присутствия слов. Разъясняя этот вопрос, гениальный философ констатирует, что действия этих чувств являются активными, а суть действия состоит в том, что оно

является индикатором (признаком) этических свойств. [5. с. 71].

Аристотель, считающийся отец социологии и психологии музыки, уделял одинаковое внимание всем настроениям. Использование настроений, влияющих на психику людей и слушателей, и использование их в этических мелодиях проявляется в неестественных оттенках настроения. Другими словами, всем нравятся вещи, которые подходят их индивидуальности, и в этом отношении свобода является главным вопросом при выборе музыки, которая им подходит. Например, в Древней Греции использовались четыре основных режима - Дорида, Мудия, Фригия, Миксолидия и три производных - Гиподория, Гипофригия (Иония) и Гиполидия. Как и Платон, Аристотель дает этическую характеристику каждой ладе в зависимости от ее применения в воспитательной работе. Например, учитывая мужественный характер лада Дорида, уместно использовать его в обучении молодежи и звучать на инструменте кифара. Страстный характер фригийской ламы подчеркивается ее гармонией со звуком флейты. Поэтому Аристотель утверждает: "...хотя можно пользоваться всеми ладами, но применять их должно не одинаковым образом. Для воспитания нужно обращаться к тем ладам, которые всего более соответствуют этическим мелодиям, для аудитории же слушателей, когда музыкальное произведение исполняется другими лицами, можно пользоваться и практическими и энтузиастическими мелодиями" [4. с.57].

Следует отметить, что Аристотель отмечал, что музыка легендарного флейтиста Олимпа радовала душу людей, а это этическое воздействие на психику. Он основан на ритме и мелодии и отражает различные черты. Из этого ясно, что наша ситуация меняется, когда мы воспринимаем ритм и мелодию через рычаг. Когда мы изучаем этическое значение музыки и ее образовательное воздействие на людей, мы видим необходимость не только воспринимать и слушать музыку, но и знать ее независимо.

Причина, по которой Аристотель считал музыку самым мощным этическим инструментом, заключается в том, что ритм и мелодия содержат наиболее приблизительное отражение гнева и спокойствия, доблести и сдержанности и всех противоположностей, а также всех здравых моральных качеств. Это также известно из опыта: когда мы воспринимаем ритм и мелодию своим умом, наше настроение тоже меняется [2. с. 246].

Один из главных вопросов для Аристотеля -поиск этических черт в музыке. Он утверждает, что такими характеристиками обладает только музыка. В этом вопросе Аристотель пришел к тому же выводу, что и философы прошлого, включая своего учителя Платона. Соответственно, Аристотель в результате своих философских исследований утверждал, что только музыкальные категории обладают этической силой.

Философия Платона, как и философия Аристотеля, утверждает, что категории ритма и гармонии имеют жизненно важное значение для людей, особенно для молодежи. Подчеркивается, что люди, обучающие молодежь, должны подходить к этому с осторожностью.

Выводы.

Этос или, музыкально-этическое учение было одной из самых интересных страниц музыкальной философии Античности. Сочетание таких различных областей человеческой деятельности, как музыка и этика, было явлением в истории западной цивилизации. Особое внимание было уделено происхождению учения и, в частности, влиянию на него магических и мифологических верований античности. развитие музыкально-этической мысли с учетом философии Платона и Аристотеля - рассматривался как один из аспектов сложной системы этических взглядов этих философов. подробно обсуждаются музыкальные категории, в которых действует учение Этоса -слово в музыке, гармония, ритм, инструменты и разные режимы. Создав целостное музыкально-этическое учение об этосе, люди и общество в целом смогут пройти по жизни с нравственным саморазвитием и совершенствованием. Музыка, по их мнению, была союзником морального спасения и правильным способом заступиться за моральный упадок.

Музыкальное образование, хотя и странное ни у Платона, ни у Аристотеля, не имело целью

установить эстетический феномен в человеке. Практически из всех текстов обоих философов по эстетическому воспитанию (в основном музыкальному) следует, что это не эстетика, это этическое воспитание. Другими словами, музыкальное образование допускается только тогда, когда оно основано на этических принципах.

Список литературы:

1. Абдуллазаде Г. Древняя и средневековая музыкальная культура. Баку, Картал, 1998, 290 с.

2. Аристотель. Поетика. Соч. в 4-х томах. Изд-во Мысль, 1983, 646с

3. Гусейнов А.А. Античная этика. М, 2003, 445с.

4. Денеш Золтаи. Этос и аффект: История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. Москва, Протресс, 1977, 366с.

5. Исабабаева А. Этос в древнегреческой музыкальной философии. Турция Кайсери, 2013, 148с.

6. История эстетической мысли. В 6 томах. Том 1, М. Искусство, 180с.

7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. 4 том. М.: Искусство, 1975, 776с.

8. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Пер. с древнегреч. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2007. 752 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.