Научная статья на тему 'Концепция энтропийной экономики в контексте современной России'

Концепция энтропийной экономики в контексте современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
561
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
энтропия / энтропийная экономика / энтропийный закон / управление / современная Россия / entropy / entropy economy / entropy law / management / modern Russia
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция энтропийной экономики в контексте современной России»

Коровникова Н.А.1

КОНЦЕПЦИЯ ЭНТРОПИЙНОЙ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ключевые слова: энтропия, энтропийная экономика, энтропийный закон, управление, современная Россия.

Keywords: entropy, entropy economy, entropy law, management, modern Russia.

В условиях системного кризиса современной либерально-рыночной экономики, который, по мнению ряда исследователей2, программируется и воспроизводится по правилам управляемого хаоса, становится очевидной необходимость перехода к новой модели развития, которая позволила бы контролировать степень энтропийности экономического пространства. Проблематика турбулентности и неопределенности экономических явлений и процессов, другими словами, энтропии экономической сферы особенно актуальна для современной России, поэтому постоянно увеличивает число своих сторонников и количество научных исследований в данной области. Концепция энтропийной экономики в настоящее время недостаточно изучена как в рамках отечественного, так и зарубежного научного дискурсов, поэтому данный вопрос требует, по крайней мере, гипотетического решения.

Прежде чем перейти к концепции энтропийной экономики для современной России, целесообразно обратиться к теоретическим основам самой дефиниции «энтропия» и ее применения в рамках экономического пространства. По своей сути энтропия является достаточно универсальным теоретическим понятием, которое носит междисциплинарный характер и имеет широкое применение в различных областях научного дискурса. Можно привести следующие интерпретации энтропии: термодинамическая (в термодинамике: обозначение физического параметра)3, информационная (в теории информации: количество информации обратно пропорционально неопределенности, т. е. энтропии)4, поведенческая (построение демо-экономических моделей социума)5, управленческая (в теории управления: мера неопределённости состояния системы в данных условиях), и, наконец, экономическая.

Общеизвестно, что концепция энтропии вошла в экономику для объяснения научно непрогнозируемых отклонений социально-экономического развития со ссылкой на то, что система оказалась неупорядоченной, неинформативной и т.п., другими словами - энтропийной. Причем, до сих пор понятие энтропии в экономике не имеет однозначной трактовки и четкого определения. Кроме того, среди исследователей нет единого мнения относительно того, можно ли использовать данный концепт по отношению к экономическому пространству в том же контексте, в котором он изначально вошел в научный оборот. Следует согласиться, что прямой перенос законов естественных наук в область общественно-гуманитарных может привести к искажению исследовательских результатов и квазинаучным заблуждени-6

ям .

В общих терминах экономическую энтропию можно определить «как количественный показатель беспорядка, меру излишней работы при достижении поставленной цели, долю неполезных побочных процессов или явлений, сопровождающих какую-либо деятельность»7. Тогда энтропийный закон в экономической системе характеризует меру хозяйственного беспорядка за временной цикл взаимодействия через реализуемые стабильные и дестабилизированные процессы экономического обмена8.

1 Коровникова Наталья Александровна - к.полит.н., доцент Международной академии оценки и консалтинга, с.н.с. ИНИОН РАН. Сфера научных интересов: экономическая история, история экономической мысли, экономика культуры; идеологии в современной политике; роль «идеальных» факторов в социально-экономических процессах; идентичность; социальная психология; патриотизм: патриотическое воспитание как основа ментальной безопасности; лидерство: современные инструменты диагностики, развития и коррекции лидерских качеств, моделей и стилей; информационное обеспечение управленческой деятельности. E-mail: natalia.kor@list.ru.

См. Дятлов С.А. Энтропийная экономика: методология исследования глобального кризиса. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. -

403 с.

3 Термин «энтропия» был впервые введен Р. Клаузиусом в 1865 г. для обозначения меры количества энергии в термодинамической системе (прим. авт.).

4 В 1948 г. К. Шеннон предложил использовать понятие энтропии при определении количества информации и ввел понятия неопределенности и информационной энтропии как ее меры (прим. авт.).

5 См. Попков Ю.С. Энтропийные модели демо-экономической динамики // Труды ИСА РАН. - М., 2006. - Т. 28. - C. 7-47. -http://www.isa.ru/proceedings/images/documents/2006-28/3-43.pdf

6 Действительно, в термодинамике под энтропией системы подразумевают сумму энтропии всех ее молекул и не учитывают макросостояния самой системы, в то время как энтропия экономической системы - функция ее макросостояний, поэтому она не может быть тождественна термодинамической энтропии (прим. авт.).

7 Цит. по Чаленко А.Ю. Самоорганизация и энтропия в природе и экономике // Капитал страны: федеральное Интернет-издание. - http://kapital-rus.ru/articles/article/samoorganizaciya_i_entropiya_v_prirode_i_ekonomike/

8 Там же.

Понятие энтропии в экономике наиболее широко используется как абстрактное выражение многочисленных процессных аномалий и в большинстве случаев трактуется как мера хаоса и непредсказуемости экономической системы, стабильность которой обратно пропорциональна степени ее энтропийности. Хотя в исследовательской среде существует точка зрения, согласно которой чем выше уровень энтропии социально-экономического пространства социума, тем более развитым он является. Ее сторонники утверждают, что чем больше текущая величина энтропии, тем больше возможностей для дальнейшего развития и тем выше темпы роста, поэтому энтропия характеризует не только текущий уровень развития общества, но и потенциал его прогресса1.

Для сложных экономических систем энтропия служит характеристикой их динамической устойчивости - ключевого свойства системы с точки зрения системного подхода и общей теории систем. Это дает возможность использовать энтропию в качестве интегрального параметра мониторинга состояния экономического пространства2. Сложность прикладного применения энтропии в качестве интегрального параметра в ее классической интерпретации по отношению к реалиям экономики заключается, главным образом, в невозможности получения ее точного значения, которое бы системно учитывало все факторы, влияющие на динамику системы. Однако, косвенная оценка энтропии возможна путем оценки скорости изменения ключевых параметров экономической системы.

Энтропия в экономике носит амбивалентный характер, с одной стороны, это не всегда прогнозируемые результаты человеческой деятельности (управленческой, производственной, интеллектуальной), с другой, непредвиденные изменения ресурсной базы (энтропия природных процессов), которые существенно влияют на функционирование экономической сферы и не позволяют достичь запланированного результата. Это, в свою очередь, требует стратегического планирования для корректировки человеческой деятельности в зависимости от изменений энтропии природы3. Для этого важно понимать, как сам человек вписывается в экономическую систему, насколько ему подконтрольны экономические процессы, запрограммированные на предмет методологического индивидуализма. Попытки вписать человека в экономическое пространство, следуя принципу сингулярности, эталону экономического поведения рационального эгоиста, приводят к тому, что система теряет свой неэнтропийный ресурс4. В таком случае экономическая система заведомо исключает всю совокупность аксиологических аспектов жизнедеятельности социума (культуру, духовность и т.п.) из системы ее активных факторов, что в конечном итоге, приводит к интенсификации дегуманизации социально-экономического пространства и, следовательно, усиливает энтропийные процессы.

Соотношение порядка и хаоса, иерархии и гетерархии в экономической системе оказывает непосредственное влияние на процесс принятия управленческих решений и характер последних. Так согласно теории управляемого хаоса социум очевидно нелинеен, нестабилен и плохо предсказуем, поэтому главная цель акторов экономического пространства - демонтаж систем через конструирование кризисов. Дальнейшее развитие этой теории привело к формированию нового подхода - теории энтропийной логики, суть которой заключается в том, что управляющий субъект целенаправленно программирует хаос в старой системе, выводя ее из состояния стабильности, а затем создает новый порядок с заранее запрограммированными свойствами.

С точки зрения концепции энтропийной экономики в контексте современной России значительный интерес представляет парадигма, разрабатываемая С.А. Дятловым, теоретико-методологические основы которой включают представления о диалектически взаимодействующих сторонах существующей реальности - энергии (материи) и информации (сознании), а также сформулированный закон сохранения и соответствия энергии и информации5. При этом используются два противоположных понятия: синергии - как меры упорядоченности, порядка, организованности системы и энтропии - как меры неупорядоченности, беспорядка, хаоса сложной системы.

Согласно данной парадигме открытые системы могут находиться в различных состояниях (неустойчивый порядок; мягкий эволюционный хаос; жесткий революционный хаос), а субъекты воздействия подчиняются принципу «иерархии доминант», в соответствии с которым надсистемный субъект обладает доминирующим статусом6. Общество же как целостная система функционирует по многоуровневому информационно-организационному принципу «рус-

1 Швец А.В. Экономическая теория в свете энтропии. - http://www.socintegrum.ru/Shvets_06.pdf

2 В основе практического применения энтропийно-динамической модели в экономике лежат следующие предположения: поведение системы можно считать стохастическим; формирование системы признаков с помощью факторного анализа; мониторинг состояния системы в динамике (анализ изменения энтропии). См. Модели оценки энтропии в экономике // Теория и практика современной науки. 2016. - № 5 (11). - http://modern-j.ru/domains_data/files/11/AKIMOVA%20G.L.(matematika).pdf

3 Чаленко А.Ю. Самоорганизация и энтропия в природе и экономике // Капитал страны: федеральное Интернет-издание. http://kapital-rus.ru/articles/article/samoorganizaciya_i_entropiya_v_prirode_i_ekonomike/

4 См. Чепьюк О.Р. Энтропия в экономической науке: предвестник конца или нового начала // Философия хозяйства: альманах центра общественных наук и экономического факультета МГУ / Гл. ред. Ю. М. Осипов. - М., 2016. - № 3. - С. 64-72. -http://philh.ru/index.php/arkhiv-materialov/teksty/218-o-r-chepyuk-entropiya-v-ekonomicheskoj-nauke-predvestnik-kontsa-ili-novogo-nachala

5 Дятлов С.А. Энтропийная экономика: методология исследования глобального кризиса. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. -С. 27-28.

6 В выбранном ракурсе предлагается классификация субъектов управления в зависимости от целевой доминанты деятельности (позитивное и негативное целеполагание) на энтропийные и синергийные. Энтропийные менеджеры выступают персонифицированными носителями энтропийной логики как на мегауровне (создание хаоса в атакуемой системе и ее управлении), так и на уровне субъекта-исполнителя, в функции которого входит реализация и воспроизводство хаоса в национальной экономической системе. В свою очередь, синергийные менеджеры представляют собой персонифицированных носителей информационно-синергийной логики и осуществляют синергийное целеполагание. Главная цель деятельности синергийных менеджеров - депро-грамирование кризиса, устойчивое и безопасное развитие национальной экономики.

ской матрешки»1 (согласно которому каждому уровню присуща собственная цель), а его развитие управляемо и детерминировано единым целеполаганием, учитывая, что экономика - это всегда управляемая система, мерой упорядоченности которой является информация, а соотношение порядка и хаоса определяется действиями тех или иных субъектов управления и может быть описано информационными законами.

Отталкиваясь от утверждения о том, что экономика и кризис носят запрограммированный характер, С. А. Дятлов приходит к выводу, согласно которому глобальные статусные лидеры используют политику энтропийного программирования для создания манипуляционно-энтропийного порядка, наращивая информационно-управленческий и статусный разрыв между странами, а также воспроизводя кризисы в интересах глобальных структур.

При этом ведущая роль в воспроизводстве кризисов отводится механизму финансово-денежной энтропии. Современная либерально-инерционная экономика имеет пирамидально-долговую структуру, в ней изначально нарушено равновесие между товарной массой и совокупной массой денег и их суррогатов, а финансово-фондовый рынок оторван от реального сектора, поэтому она функционирует по законам финансово-денежной энтропии. Иллюстрацией энтропийных денег являются американские доллары - основа «политики глобального паразитизма» ФРС США2. В общем виде механизм финансово-денежной энтропии служит целям стран-лидеров по перераспределению мирового богатства и собственности, использованию информационно-энергетического и творческого потенциала отстающих стран.

Следуя данной логике, в отношении современной России делается следующий вывод: отечественная экономика является нетто-донором американской экономики, копирует ее энтропийный генотип и финансовую модель. При этом главный тормоз динамичного развития страны заключается в управленческом хаосе при принятии макроэкономических решений.

В качестве предпочтительной стратегии развития России становится очевидной необходимость перехода к «духовно-нравственному, информационно-интеллектуальному лидерству» и информационно-сетевой организации, базирующихся на субстанциональной теории информации, информационной парадигме общественного развития и «механизме управления будущим»3. Этот переход требует инновационно-технологической неоиндустриализации отечественной экономики4, которая должна осуществляться в рамках мобилизационной модели. В связи с этим предлагается инновационно-инвестиционная концепция, цель которой состоит в создании устойчиво развивающейся и сбалансированной хозяйственной системы, с регулируемым воспроизводственным механизмом инвестиционного типа. Этот механизм предполагает инвестиционное кредитование реального сектора за счет разделения государственного бюджета на традиционный текущий и бюджет инвестиционного развития, а также обеспечение принципа равновыгодности проектов.

Данный подход может лечь в основу информационно-интегральной доктрины безопасности России, которая включает комплексное обеспечение безопасности различных подсистем: ресурсно-энергетической, технико-экономической, субъектно-волевой, интеллектуально-психологической, социально-политической и военно-оборонной. И позволит обеспечить как эффективность управления, которое должно основываться на определенных принципах (целостность, доминантность, синергийность), так и соответствующую нравственную мотивацию субъектов экономического пространства. При условии принятия синергийных управленческих решений с использованием иерархических многовариантных матриц5 на базе векторного целеполагания: если стратегическая цель становится неотъемлемым элементом сознания субъектов управления, то она превращается в реальную силу, преобразующую экономическую действительность в направлении эффективного и стабильного поступательного развития.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости контроля и/или компенсации отрицательных энтропийных эффектов, учитывая информационную упорядоченность экономической системы и ее многоуровневую организацию. Это позволит построить новую модель экономического развития России, которая должна базироваться на традиционных духовно-нравственных принципах и концепции созидательного порядка, согласно которой «делая нравственно обусловленный, ценностный, системно-целевой, оптимальный, синергийно-управленческий выбор в настоящем, программировать будущее, корректируя прошлое, достигая в целом повышения порядка, организованности и устойчивости функционирования и развития системы»6.

Дятлов С.А. Энтропийная экономика: методология исследования глобального кризиса. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. -

С. 71.

2 Там же, с. 223, 231.

3 Там же, с. 288.

4 Важным источником неоиндустриализации должен стать ресурсно-инвестиционный золотой рубль, имеющий стабильный курс в силу тройного обеспечения - ресурсного, золотого и инвестиционно-товарного; введение которого позволит соблюдать макроэкономическую пропорцию между ресурсно-товарной и денежно-кредитной массами (прим. авт.).

5 Там же, с. 358.

6 Там же, с. 356.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.