Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ'

КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
924
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / СИСТЕМНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ОНЛАЙН-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герсонская Ирина Валерьевна

В статье рассматривается концепция электронного правительства и обосновывается ее значение для повышения эффективности функционирования государственного сектора экономики. Возникновение и развитие системы электронного правительства связано с массовым распространением информационно-коммуникационных технологий и их внедрением во все сферы деятельности человека. Государственный сектор вносит свой вклад в создание, продвижение и внедрение цифровых технологий и является драйвером цифровой трансформации национальной экономики и общества в целом. Автор обобщает точки зрения зарубежных и отечественных ученых. Представлены предпосылки возникновения системы электронного правительства и ее преимущества. Такая система способствует повышению эффективности принятия управленческих решений, качества государственных услуг, эффективному взаимодействию всех хозяйствующих субъектов, сокращению государственных расходов и снижению коррупционной составляющей. Представлены основные принципы концепции электронного правительства. Проведен анализ современных видов электронного взаимодействия государства, домохозяйств, частного сектора и некоммерческих организаций. Рассмотрены особенности функционирования системы электронного правительства в России. Представлены основные компоненты российского электронного правительства на современном этапе развития. Обоснована необходимость трансформации электронного правительства в цифровое и дана характеристика его возможных элементов. Переход к цифровому правительству в России позволит государственному сектору эффективно использовать цифровые технологии и перейти на более высокий уровень управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF ELECTRONIC GOVERNMENT AND ITS IMPORTANCE IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF THE PUBLIC SECTOR OF THE ECONOMY

The article discusses the concept of e-government and justifies its importance for improving the efficiency of the public sector of the economy. The emergence and development of the e-government system is associated with the mass spread of information and communication technologies and their implementation in all spheres of human activity. The public sector contributes to the creation, promotion, and implementation of digital technologies and is a driver of digital transformation of the national economy and society as a whole. The author summarizes the points of view of foreign and domestic scientists. Prerequisites for the emergence of the e-government system and its advantages are presented. Such a system contributes to improving the efficiency of managerial decision-making, the quality of public services, effective interaction of all economic entities, reducing public spending and reducing the corruption component. The author presents the basic principles of the e-government concept. The analysis of modern types of electronic interaction between the state, households, the private sector and non-profit organizations is carried out. Features of functioning of the e-government system in Russia are considered. The basic components of the Russian e-government at the present stage of development are presented. The necessity of transformation of e-government into digital government is proved and the characteristic of its possible elements is given. The transition to digital government in Russia will allow the public sector to effectively use digital technologies and move to a higher level of management.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

УДК 330.88

DOI: 10.26140/anie-2021-1001-0028

КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

© Автор(ы) 2021 SPIN-код: 2025-3565 AuthorlD: 296933 ORCID: 0000-0003-1099-0477

ГЕРСОНСКАЯ Ирина Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры

«Экономика и финансы» Липецкого филиала РАНХиГС Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (398050, Россия, Липецк, улица Интернациональная, 3, e-mail: g3071971@ya.ru) Аннотация. В статье рассматривается концепция электронного правительства и обосновывается ее значение для повышения эффективности функционирования государственного сектора экономики. Возникновение и развитие системы электронного правительства связано с массовым распространением информационно-коммуникационных технологий и их внедрением во все сферы деятельности человека. Государственный сектор вносит свой вклад в создание, продвижение и внедрение цифровых технологий и является драйвером цифровой трансформации национальной экономики и общества в целом. Автор обобщает точки зрения зарубежных и отечественных ученых. Представлены предпосылки возникновения системы электронного правительства и ее преимущества. Такая система способствует повышению эффективности принятия управленческих решений, качества государственных услуг, эффективному взаимодействию всех хозяйствующих субъектов, сокращению государственных расходов и снижению коррупционной составляющей. Представлены основные принципы концепции электронного правительства. Проведен анализ современных видов электронного взаимодействия государства, домохозяйств, частного сектора и некоммерческих организаций. Рассмотрены особенности функционирования системы электронного правительства в России. Представлены основные компоненты российского электронного правительства на современном этапе развития. Обоснована необходимость трансформации электронного правительства в цифровое и дана характеристика его возможных элементов. Переход к цифровому правительству в России позволит государственному сектору эффективно использовать цифровые технологии и перейти на более высокий уровень управления.

Ключевые слова: цифровое общество, государственный сектор экономики, цифровые технологии, электронное правительство, системные элементы, онлайн-взаимодействие, электронные государственные услуги, инклюзивный экономический рост, общественное благосостояние

THE CONCEPT OF ELECTRONIC GOVERNMENT AND ITS IMPORTANCE IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF THE PUBLIC SECTOR OF THE ECONOMY

© The Author(s) 2021

GERSONSKAYA Irina Valeryevna, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the department of economics and finance of the Lipetsk branch of the RANEPA Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (398050, Russia, Lipetsk, street Internatsionalnaya, 3, e-mail: g3071971@ya.ru) Abstract. The article discusses the concept of e-government and justifies its importance for improving the efficiency of the public sector of the economy. The emergence and development of the e-government system is associated with the mass spread of information and communication technologies and their implementation in all spheres of human activity. The public sector contributes to the creation, promotion, and implementation of digital technologies and is a driver of digital transformation of the national economy and society as a whole. The author summarizes the points of view of foreign and domestic scientists. Prerequisites for the emergence of the e-government system and its advantages are presented. Such a system contributes to improving the efficiency of managerial decision-making, the quality of public services, effective interaction of all economic entities, reducing public spending and reducing the corruption component. The author presents the basic principles of the e-government concept. The analysis of modern types of electronic interaction between the state, households, the private sector and non-profit organizations is carried out. Features of functioning of the e-government system in Russia are considered. The basic components of the Russian e-government at the present stage of development are presented. The necessity of transformation of e-government into digital government is proved and the characteristic of its possible elements is given. The transition to digital government in Russia will allow the public sector to effectively use digital technologies and move to a higher level of management.

Keywords: digital society, public sector of the economy, digital technologies, e-government, system elements, online interaction, e-government services, inclusive economic growth, public welfare

ВВЕДЕНИЕ

В эпоху бурного развития инновационных технологий, и прежде всего, информационно-коммуникационных, мировое сообщество вступило в фазу формирования не только цифровой экономики, но и цифрового общества. Цифровые технологии становятся важным и неотъемлемым компонентом всех отраслей системы национальной экономики и всех видов деятельности человека. Государственный сектор экономики не является исключением и в настоящее время является драйвером развития цифровой экономики, но создания цифрового общества в любой стране мирового сообщества. Оцифровывая процессы и внося организационные изменения, правительства меняют представления о функционировании органов власти, с учетом прозрачности, подотчетности, участия и реагирования преобразуют государственные услуги, повышая тем самым качество и

эффективность госсектора [1, с. 24]. Современный этап социально-экономического развития характеризуется активным внедрением цифровых технологий не только в органы государственной власти на всех уровнях управления, меняя тем самым весь хозяйственный механизм и трансформируя традиционные управленческие инструменты, но в социальный сектор государства, и прежде всего, в систему образования и здравоохранения. Поэтому важно установить, насколько цифровая трансформация государственного сектора экономики «... соответствует его успеху в развертывании и использовании услуг электронного правительства и международной видимости его достижений» [2, с. 202]. В последние годы концепция электронного правительства нашла широкое применение в зарубежной и отечественной экономической теории. Среди зарубежных ученых-экономистов, ведущих научные разработки в этой области, можно вы-

GERSONSKAYA Irina Valeryevna

THE CONCEPT OF ELECTRONIC GOVERNMENT ...

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

делить Г.П. Диас, Дж. Ли, Л. Алькаиде-Муньос, М.П. Родригес-Боливар, М.Дж. Кобо, Э. Эррера-Вьедма, З. Фанг, М.М. Хасан, М. Альшехри, Х. Дрю, Н. Ханна и др.

Вопросы функционирования электронного правительства в России изучают Н. Лопатова, Е.В. Попов, К.А. Семячков, М.Ю. Павлютенкова, А.Н. Павленко, А.П. Багаева, Ю.С. Булгатова, А.В. Дырхеев, М.К. Черняков, М.В. Чернякова, А.Л. Щур, А.М. Федоров, И.О. Датьев, А.А. Косоруков А.А. Крюкова, И.О. Хватков И.О., Э.Л. Сидоренко, И.Н. Барциц, З.И. Хисамова, М.Я. Весе-ловский, М. А. Измайлова, М.С. Абрашкин и т.д.

МЕТОДОЛОГИЯ

Государство как основной производитель общественных благ и главный экономический регулятор всех социально-экономических процессов во многом способствует созданию, продвижению и внедрению цифровых технологий во все отрасли национальной экономики и все сферы хозяйственной деятельности человека. И в этом процессе государству оказывает существенную помощь и реальную поддержку функционирующая система электронного правительства. Широкое применение цифровых технологий в государственном секторе национальной экономики на современном этапе развития связано с возникновением концепции электронного правительства в экономической теории, поскольку «эффективность решений, принимаемых органами государственной власти в центре и на местах, зависит от качества информации, средств и методов ее обработки» [3, с. 1323]. Целью научного исследования является исследование основных положений концепции электронного правительства и ее развития в теории государственного сектора национальной экономики в зарубежной и отечественной практике. При проведении исследования нами были использованы общенаучные методы экономической теории, такие как наблюдение и диалектическая логика, научная абстракция и познание объективной действительности, системное и комплексное исследование явлений и процессов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Научная категория «electronic government» возникла в начале 90-х годов XX века, которая в последствие получила сокращенное общепринятое название «e-government». Ее возникновение в научном сообществе было обусловлено стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий и их массовым распространением. В этот период категория «e-government» прочно вошла в деловой оборот в странах Северной Америки - сначала в США, а затем и в Канаде. В конце XX века - начале XXI века внедрение и развитие системы электронного правительства начинается в ведущих державах Европы и Азии. В этот период правительства многих стран стали все чаще использовать информационно-коммуникационные технологии в практической деятельности, а в настоящее время уже более 200 стран мирового сообщества осуществляют внедрение в практику государственного управления самые разнообразные цифровые проекты и формируют платформы электронного правительства. Концепция электронного правительства была разработана в рамках теории государственного сектора национальной экономики и «.. .включает в себя множество организационных, управленческих и технологических вопросов не только потому, что это новая область, но и потому, что это сложное явление, включающее различные заинтересованные стороны и технологии» [4, с. 229]. В основу этой концепции были заложены следующие базовые принципы:

- создание общегосударственной информационной системы, единой базы данных и открытого общественного пространства с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- повышение производительности и эффективности функционирования государственного сектора экономики, внедрение действенных инструментов организации межведомственного онлайн-взаимодействия;

- оптимизация государственных расходов и их сокращение в процессе онлайнового взаимодействия органов

государственной власти и управления, а также государственных структур с экономическими субъектами;

- роста эффективности использования всех видов государственных ресурсов, а также управления государственной собственностью с целью получения дополнительных доходов в государственный бюджет;

- расширения функций на территориальных уровнях управления с целью роста эффективности и степени ответственности руководителей всех структурных подразделений госсектора за принимаемые решения;

- снижение времени ожидания и повышение оперативности в процессе предоставления государственных услуг населению и бизнесу, а также существенного повышения качества оказания таких услуг;

- создание результативного антикоррупционного механизма, внедрение действенных методов ослабления коррупционного давления и снижение коррупционного оборота на всех уровнях государственного управления.

Национальные стратегии развития электронного правительства должны включать такие характеристики, как открытость, прозрачность, эффективность, доступность государственных структур в сочетании с обратной связью с гражданами [5, с. 124]. В электронном правительстве формируются различные уровни управления - федеральные, территориальные (региональные) и органы местного самоуправления. При этом «исследования по федеральным правительствам связаны с федеральными нормативными актами, законами и политикой электронного правительства, а также с управлением и координацией стратегических проектов» [6, с. 550]. На начальном этапе своего формирования под электронным правительством подразумевалось использование технологий сети Интернет в системе государственного управления с целью снижения государственных расходов, сокращения бумажного документооборота, повышения скорости межведомственного взаимодействия между управленческими структурами государственного сектора экономики, создания условий доступа граждан и представителей бизнеса к правительственной информации, а также к государственным услугам. Электронное правительство определяется как организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан электронными средствами [7, с. 405]. В современных условиях развития такое правительство представляет собой «...способ предоставления информации и оказания государственных услуг гражданам, бизнесу, а также другим ветвям государственной власти, при котором максимально возможно используются информационные технологии» [8, с. 11].

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику государственного сектора экономики произошло не случайно. Государство традиционно является основным потребителем информации и поставщиком общественных благ, а также заказчиком и приобретателем разнообразных товаров и услуг, производимых в частном секторе экономики. Поэтому появление и развитие цифровых технологий сделало государственные услуги более доступными и существенного увеличило спрос на системы электронного взаимодействия между государством, бизнесом и обществом. Госсектор постепенно стал не только внедрять в свою деятельность инновационные информационные продукты и компьютерные технологии, но и совершенствовать экономические отношения между производителем и потребителем. По мере развития этих отношений государством внедрялись в практику новаторские шаблоны, основанные на все более доступных и менее дорогих способах передачи информации всем заинтересованным лицам, использовались мобильные инструменты для осуществления коммуникаций и проведения самых разнообразных государственных трансакций. Внедрение системы электронного правительства позволило существенно снизить коррупционный оборот

в органах государственной власти и управления и вызвало повышение эффективности функционирования госсектора в целом. Поэтому в современных условиях «использование и совершенствование ИКТ для повышения качества услуг государственного сектора (электронное правительство) признано важной задачей правительствами развитых стран» [9, с. 7].

Дальнейшее развитие информационно-коммуникационных технологий, и соответственно, электронного правительства, привело к формированию в государственном секторе национальной экономики различных типов электронного взаимодействия на выгодной основе между государством, домохозяйствами, частным сектором и некоммерческими организациями. В социально-экономической системе госсектора «виды электронного правительства можно классифицировать на 8 категорий, а именно:

1) Правительство-граждане (02С)...

2) Отношения между гражданами и Правительством (С20)...

3) Правительство-бизнес (02Б)...

4) Бизнес-правительству (Б20)...

5) Государство-служащий (02Е)...

6) Правительство-Правительство (020, которой производится).

7) От правительства к некоммерческой организации (02№)...

8) Некоммерческая организация для правительства (N20).» [10, с. 7].

Рассмотрим более подробно перечисленные типы онлайновых взаимоотношений в процессе функционирования системы электронного правительства. Группа 02С характеризует отношения между органами государственной власти и управления, а также других субъектов госсектора экономики и населением (оказание государственных услуг, предоставление льгот, выплата социальных трансфертов, помощь в поиске работы и т.д.). Группа С20 отражает взаимоотношения, возникающие между населением и структурами государственного сектора (уплата налогов и разнообразных сборов в бюджет, подача документов и предоставление личной информации в электронном виде и др.). Взаимоотношения первых двух видов характеризуют «.электронное информирование граждан о действиях органов власти.. .действия консультативного характера, выясняющие мнение населения по поводу принимаемых органами власти решений.вовле-чение граждан в совместный с органами власти процесс разработки и принятия решений» [11, с. 162]. Группа 02Б воспроизводит экономические отношения, возникающие в процессе электронного взаимодействия между госсектором и предпринимательским сектором (заключение государственных контрактов и госзакупки на электронных торговых площадках, льготы по налогам, предоставление информации, оказание государственных услуг и т.д.). Группа Б20 характеризует взаимоотношения органов государственной власти и управления с представителями бизнес-структур, входящих в состав частного сектора экономики (поставки товаров и услуг по государственным заказам, уплата налогов и сборов в государственный бюджет, предоставление отчетной информации и т.д.). Группа 02Е воспроизводит процесс онлайнового взаимодействия правительства с государственными служащими (администрирование, коммуникации внутри системы госсектора, электронный документооборот и информационные потоки для повышения эффективности, контроль деятельности госслужащих в целях снижения коррупционного оборота и повышения производительности их труда и т.д.). Группа 020 отражает межведомственное взаимодействие между управленческими структурами государственного сектора национальной экономики (создание и обмен информацией внутри электронной правительственной системы для принятия управленческих решений, формирование макроэкономических показателей, государственный контроль и проведение аудита, поставки различных товаров и услуг для обеспечения внутренних

нужд госсектора и др.). 020 (Govemment-to-Govemment) упрощает взаимодействие между различными министерствами, ведомствами и уровнями государственных учреждений [12, с. 23]. Группа G2N характеризует отношения между органами государственной власти и управления, некоммерческими организациями и общественными объединениями (общественное онлайновое взаимодействие, предоставление информации, финансовая помощь, оказание государственных услуг и др.). Группа N20 (деловые коммуникации, потоки информации в электронном виде и т.д.). На рисунке 1 приведем модель электронного правительства, функционирующего на основе рассмотренных нами типов онлайновых взаимоотношений между субъектами национальной экономики.

Рисунок 1 - Модель функционирования системы

электронного правительства (составлено автором)

Таким образом, электронное правительство обеспечивает онлайновое взаимодействие между всеми субъектами системы национальной экономики, способствует повышению эффективности деятельности не только органов государственной власти и управления, но и функционирования госсектора в целом. Такая система электронного взаимодействия содействует улучшению отношений между государством, населением и бизнес-сообществом, а также повышения степени доверия к власти и государственным организациям. В России, так же как и во многих других странах мира, функционирует система электронного правительства, создание и внедрение которой в практическую деятельность управленческих структур государственного сектора национальной экономики происходило на протяжении 2008-2010 годов, хотя подготовительные работы по ее созданию были начаты еще в самом начале XXI века. В рамках модели цифрового управления цифровые технологии занимают центральное положение в работе правительства [13, с. 15].

Возникновению электронного правительства в России способствовали как технологические, так и социально-экономические предпосылки. Технологические предпосылки были обусловлены появлением развитием информационных коммуникаций и инновационных технологий, и прежде всего, сети Интернет. Социально-экономические предпосылки были вызваны ограниченностью экономических ресурсов государства и высокой степенью бюрократических проволочек, растущим спросом среди населения и бизнеса на предоставление качественных государственных услуг в удобном виде и в оперативном порядке, общественное недовольство результатами деятельности органов государственной власти и управления, а также «.функционирование действующих и создание новых экономических пространств.. .активное развитие интернет-технологий.популярность мобильных устройств.глубокое внедрение в повседневную жизнь соцсетей.. .появление цифровых стартапов с инновационными бизнес-моделями.» [14, с. 200].

Поэтому целью создания российской концепции электронного правительства явилось преодоление информационного неравенства во всех социальных слоях общества, предоставление качественных государственных услуг для населения и бизнеса в удобном для них виде с использованием интернет-технологий, организа-

GERSONSKAYA Irina Valeryevna

THE CONCEPT OF ELECTRONIC GOVERNMENT ...

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ция онлайнового взаимодействия между государством, предпринимательским сектором и домохозяйствами, развитие человеческого капитала, эффективное использование государственных ресурсов и снижение коррупционного оборота, развитие системы национальной экономики, создания предпосылок для инклюзивного (социально-ориентированного) экономического роста и повышения уровня общественного благосостояния. Принятие и использование стратегии электронного правительства может обеспечить значительные преимущества для правительства в предоставлении более эффективной и действенной информации и услуг всем секторам электронного правительства [15, с. 37].

Основные категории задач в процессе функционирования электронного правительства в России можно свести к следующим основным типам:

- опубликование и распространение в обществе правительственной информации в электронном виде, а именно, законов, стандартов, положений, распоряжений, приказов, инструкций и т.д., с использованием официальных государственных порталов, расположенных в сети Интернет;

- расширение возможностей и функций государственного сектора экономики, прозрачность деятельности органов государственной власти и управления, свободный доступ всех граждан для участия в политических процессах и решения существенных общественных проблем;

- трансформация, предоставляющая совершенно новые, инновационные типы государственных сервисов, которые ранее были не доступны обществу вследствие отсутствия информационно-коммуникационных технологий, а по мере развития таких технологий создаются новые государственные услуги;

- формы электронного взаимодействия между государственным сектором и обществом, которые предоставляют доступ для всего населения и предпринимательского сектора к самым разнообразным интерактивным документам, необходимым для эффективной координации их действий;

- транзакции, представляющие собой определенное соглашение или договор, заключенный в электронном виде между органами государственной власти и управления, гражданами или представителями бизнес-структур, например, предоставление налоговых льгот, регистрация бизнеса, выплата социальных трансфертов, выдача лицензий, подача заявок и т.д.

На рисунке 2 приведем основные элементы системы российского электронного правительства.

Информация и Система электронного Нормативно-правовая

кибербез опасно сть * правительства * база

1

Межведомственное электронное взаимодействие в государственном секторе

Электр оннал цифр об ая подпись

Электр онный реестр населения

Электронные платежи

Г е оинф ормационная система

Электронный пенсионный учет

Электронный документооборот

Электр оннал р в гас тр ация бизнеса

Электронные торт и государственные закупки

Электронное образование

Электронные государственные услуги

Электронное голосование

Электронные декларации

Электронный з емельный ка дас тр

Электронный страховой учет

Электронное здравоохранение

Рисунок 2 - Основные элементы системы электронного правительства в России (составлено автором)

Таким образом, в системе электронного правительства используется внушительный перечень элементов, а использование в России механизма такого правительства позволило государственным структурам обеспечить координацию действий и тесную взаимосвязь всех его эле-

ментов с помощью информационно-коммуникационных технологий, в том числе и цифровых. Система российского электронного правительства не является постоянной, она находится в постоянном движении и своем развитии, поскольку «в России экономические преобразования происходят и развиваются быстрыми темпами, но критерии, отражающие качество этих преобразований, должны быть адаптированы к таковым в странах с позитивной цифровизацией» [16, с. 25-26]. Периодически создаются новые государственные сервисы, модули и платформы, расширяется перечень государственных услуг и т.д. Электронное правительство функционирует в виде самых разнообразных информационно-коммуникационных систем, внедренных в структуры государственного сектора национальной экономики, и прежде всего, в органы государственной власти и управления. На современном этапе развития электронное правительство в России включает следующие основные элементы: «Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) - Госуслуги; Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ); Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА); Единая система нормативно-справочной информации (ЕСНСИ); Информационная система головного удостоверяющего центра (ИСГУЦ); Досудебное обжалование; Ситуационный центр» [17, с. 76].

Функционирование электронного правительства «... обеспечивает результативность деятельности самого государственного сектора и оказывает положительное влияние на развитие национальной экономики в целом» [18, с. 23]. Действие механизма такого правительства в России позволило существенно сократить живые очереди в государственные учреждения для граждан и представителей частного сектора, ускорить и упростить процесс получения разнообразной документации и повысить качество государственных услуг. Этот механизм привел к обеспечению онлайнового межведомственного взаимодействия между государственными структурами, ускорения процесса документооборота и повышению качества управленческих решений.

Однако информационно-коммуникационные технологии стремительно развиваются и появляются цифровые технологии, такие как в том числе искусственный интеллект, нейротехнологии, аналитика «больших данных», облачные и туманные вычисления, блокчейн, виртуальная реальность, беспроводные каналы коммуникации, «интернет вещей» и др. В России проводится большая работа по практическому внедрению и освоению цифровых сервисов и технологий в государственном управлении [19, с. 94]. Цифровые технологии способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию всей системы электронного правительства. Управление цифровыми преобразованиями и создание цифровой экономики ставят перед правительствами новые, многочисленные задачи [20, с. 88]. Основными элементами цифрового правительства становятся:

1. Единая база данных, организованная по строго установленным правилам и в соответствии со структурой госсектора. Она характеризуется объективной и систематизированной совокупностью единой цифровой информации, использующейся для удовлетворения потребности пользователя. При этом единая база в цифровой системе данных отражает всю полноту взаимоотношений между государственными структурами для совместной возможности эффективного поиска и обработки информации.

2. Единый портал государственных услуг представляет собой мега-веб-сайт в интегрированном виде. Он функционирует в удобном режиме для пользователя и объединяет в себе информацию о структуре государственного сектора экономики и перечне государственных услуг, предоставляемых населению и бизнесу на определенной территории. Такой единый портал позволяет пользователю оперативно производить цифровые транзакции без перенаправления на веб-сайты других структурных элементов госсектора.

3. Цифровая инфраструктура госсектора представлена интегрированным комплексом взаимосвязанных государственных структур, обслуживающих все сектора национальной экономики. В ней используются стандартизированные цифровые компоненты, сервисы межведомственного взаимодействия, в том числе «облачные» технологии. Она способна обеспечит онлайновую систему идентификации и аутентификации, визуализировать межведомственные услуги для совместного использования. Инфраструктурой используются технологии «аналитики больших данных», способные обработать огромные массивы данных в системе национальных счетов, рассчитать ключевые индикаторы и макроэкономические показатели.

4. Оптимизированные сенсорные сети в государственных структурах, которые имеют большую территорию покрытия и множество датчиков контроля параметров, что позволит проводить аудит доступа к удаленным системам государственного мониторинга в режиме реального времени, использовать ресурсосберегающие технологии, осуществлять онлайновое управление государственной собственностью, контролировать экологические параметры, производить техническое обслуживание и др.

5. Обеспечение со стороны государства кибербезо-пасности и защиты конфиденциальной информации, в том числе сохранность информационных баз и персонифицированных данных, выявление и предотвращение угроз, реализация прав и свобод человека в цифровом пространстве. Государство гарантирует защиту цифровой информации в правительственной системе, обеспечивают целостность и доступность базы данных для заинтересованных пользователей, но, в то же время, без какого-либо ущерба для общества.

Таким образом, основой цифрового правительства в России «.должны стать «прорывные»...технологии и «радикальные» инновации, которые позволяют: существенно увеличить общую производительность.; обеспечить достижение нового качества.технологических процессов, а именно - скорость, точность, гибкость, сложность.; перейти к выпуску продуктов, «закрывающих» старые и «открывающих» новые рынки» [21, с. 197]. Переход к такой системе позволит государству эффективно и производительно использовать широкий спектр цифровых технологий, а внутренние процессы управления перейдут на более высокий уровень. В этом случае повысится качество межведомственного взаимодействия между государственными структурами, а государственные услуги в электронном виде будут доступнее, качественнее и дешевле.

ВЫВОДЫ

Цифровые технологии существенно меняют картину материального и духовного мира современного человека, способствуют видоизменению самих экономических отношений в обществе, и прежде всего, между субъектами всей системы национальной экономики. Они содействуют всестороннему развитию человеческого капитала и реализации его творческого потенциала, появлению новых возможностей для предпринимательской деятельности, создают предпосылки для инклюзивного экономического роста и повышения уровня общественного благосостояния. Поэтому на современном этапе развития России стоит задача осуществления перехода от электронного к цифровому правительству, которое будет использовать не информационно-коммуникационные, а преимущественно цифровые технологии, которые позволяют существенно повысить качество государственных услуг и результативность деятельности самого государственного сектора экономики. Цифровые технологии предоставляют значительный потенциал в сфере создания и внедрения новых инновационо-технологических проектов, трансформации существующих организационных структур во всех управленческих системах, высокотехнологичному развитию производственных процессов во всех традиционных областях хозяйственной жизни людей, а также росту кон-

курентоспособности социально-экономической системы государства в целом.

При этом смещаются государственные приоритеты в области общественной безопасности, поскольку в условиях развития процессов цифровой трансформации для общества решающими становятся вопросы обеспечения кибербезопасности. Мировая практика функционирования электронного правительства доказала всю важность, действенность и производительность такой системы, направленной на оперативное достижение установленных государством целевых результатов и повышение эффективности деятельности как самого государственного сектора экономики, так и отдельных его структурных элементов, и прежде всего, органов государственной власти и управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лопатова Н. Международный опыт формирования цифрового правительства //Наука и инновации. 2019. № 5. С. 24-28.

2. Dias G.P. A decade of Portuguese research in e-government: evolution, current standing, and ways forward // Electronic Government, An International Journal. 2016. Vol. 12. №.3. P. 201-222.

3. Попов Е.В., Семячков К.А. Инструментарий развития цифровых технологий в государственном секторе //Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. № 7. С. 1320-1337.

4. Lee J. 10year retrospect on stage models of e-Government: A qualitative meta-synthesis // Government Information Quarterly. 2010. Vol. 27. № 3. P. 220-230.

5. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство как вектор инновационных государственных преобразований в России //Вестник РУДН. Серия Политология. 2016. № 4. С. 121-129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Alcaide-Muñoz L., Rodríguez-Bolívar M.P., Cobo M.J., Herrera-Viedma E. Analysing the scientific evolution of e-Government using a science mapping approach // Government Information Quarterly. 2017. № 34(3). P. 545-555.

7. Павленко А.Н., Багаева А.П. Концепция электронного правительства // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2012. Т. 1. № 8. С. 405-406.

8. Булгатова Ю.С., Дырхеев А.В. Информационные технологии как средство модернизации государственного управления в информационном обществе // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2018. № 1. С. 8-15.

9. Черняков М.К., Чернякова М.М. Прогнозирование тенденций развития цифрового правительства (e-government) в постсоветских странах // Journal of New Economy. 2019. Т. 20. № 4. С. 5-21.

10. Fang Z. E-Government in Digital Era: Concept, Practice, and Development // International Journal of the Computer, the Internet and Management. 2002. Vol. 1. № 2. P. 1-22.

11. Щур А.Л., Федоров А.М., Датьев И.О. Цифровизация в государственном и муниципальном управлении: мировой опыт, проблемы и перспективы использования онлайновых социальных сетей // Труды Кольского научного центра РАН. 2019. Т. 10. № 9-9. С. 158-171.

12. Hasan M.M. E-Government Service Research Development: A Literature Review // International Journal of E-Services and Mobile Applications. 2015. № 7(1). P. 22-49.

13. Косоруков А.А. Модель цифрового управления в теории и практике современного государственного управления // Политика и Общество. 2018. № 1. С. 14-24.

14. Крюкова А.А., Хватков И.О. Влияние процесса цифровизации на российскую экономику // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2(31). С. 199-201.

15. Alshehri M. Drew S. E-Government Fundamentals // International Conference ICT, Society and Human Beings (IADIS). 2010. № 2001. P. 3542.

16. Afonasova M.A., Panfilova E.E., Galichkina M.A., Slusarczyk B. Digitalization in economy and innovation: the effect on social and economic processes //Polish Journal of Management Studies. 2019. № 19(2). С. 22-32.

17. Джоржано Д.О., ПонявинаМ.Б. Электронное правительство и цифровое государство // Вести научных достижений. Бухгалтерский учет, анализ и аудит. 2020. № 2. С. 74-80.

18. Герсонская И.В. Хозяйственный механизм системы государственного сектора экономики // Вестник экономики, права и социологии. 2019. № 3. С. 23-26.

19. Сидоренко Э.Л., Барциц И.Н., Хисамова З.И. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2. С. 93-114.

20. Hanna N. A role for the state in the digital age // Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2018. № 7(5). P. 86-103.

21. Веселовский М.Я., Измайлова М.А., Абрашкин М.С. Приоритеты и главные инструменты развития цифровой экономики России //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2018. Т. 9. № 2. С. 192-199.

Статья поступила в редакцию 16.09.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.