Научная статья на тему 'Концепция электронного правительства'

Концепция электронного правительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
731
132
Поделиться

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Павленко А.Н., Багаева А.П.

Исследуется концепция электронного правительства, его основные цели и задачи, проблемы на пути внедрения, российский опыт. Рассматриваются услуги предоставляемые электронным правительством, а также преимущества государства и бизнеса от внедрения электронного правительства.

Текст научной работы на тему «Концепция электронного правительства»

Секция «Информационно-экономические системы»

Используя бизнес-процессы можно разработать или модернизировать информационную систему так, чтобы она учитывала всю специфику деятельности компании и исходила из существующих потребностей фирмы.

Таким образом, автоматизация бизнес-процессов дает повышение качества и эффективности организации работы бизнеса, получение новых возможностей для развития и совершенствования компании.

По данным многих организаций именно благодаря автоматизации удаётся значительно увеличить рентабельность предприятия. Сотрудники, работающие на автоматизированном рабочем месте, снабжённым новейшим оборудованием, работают гораздо эффективнее. К тому же благодаря автоматизации удаётся значительно эффективнее управлять бизнесом, оставаться конкурентоспособным, и увеличивать оперативность, и контролируемость происходящего [5].

Библиографические ссылки

1. Свободная энциклопедия Википедия. Бизнес-процесс [Электронный ресурс]. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Бизнес-процесс.

2. Реинженеринг бизнес-процессов [Электронный ресурс]. URL: http://lider-grup.ru/index.php?mainid= 69&pageid=49/

3. 1С: Предприятие 8. Бизнес-процессы [Электронный ресурс]. URL: http://v8.1c.ru/overview/Busi-nessProc.htm.

4. Колесов А. Автоматизация бизнес-процессов в системе «1С:Предприятие 8.0» // BYTE/Россия. 2005. № 03(79). С. 73.

5. Автоматизация бизнеса, что это такое? И нужно ли оно вообще? [Электронный ресурс]. URL: http://bizifin.ru/avtomatizaciya-biznesa-chto-eto-takoe-i-nuzhno-li-ono-voobshhe.

© Осипова А. В., 2012

УДК 004.9:351

А. Н. Павленко Научный руководитель - А. П. Багаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Исследуется концепция электронного правительства, его основные цели и задачи, проблемы на пути внедрения, российский опыт. Рассматриваются услуги предоставляемые электронным правительством, а также преимущества государства и бизнеса от внедрения электронного правительства.

Развитие информационных технологий становится сегодня важнейшим фактором жизни мирового сообщества. Опыт ведущих стран мира свидетельствует о том, что оказание государственных услуг в электронном виде предоставляет неоспоримые преимущества как для граждан, так и для государства. Именно для оказания этих услуг формируется электронное правительство.

Электронное правительство определяется как организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан электронными средствами.

К задачам электронного правительства следует отнести: оптимизацию предоставления правительственных услуг населению и бизнесу; поддержку и расширение возможностей самообслуживания граждан; рост технологической осведомленности и квалификации граждан; повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной; снижение воздействия фактора географического местоположения.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью разви-

тия таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т. д.

Таким образом, электронное правительство преследует следующие основные цели:

■ оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

■ повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

■ рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

■ снижение воздействия фактора географического местоположения;

Существует несколько подходов к реализации электронного правительства:

1. Технократический, или архитектурный подход.

2. подход институционализации ИКТ

3. «государственный информационный менеджмент».

Эволюция «электронного правительства» обычно состоит из следующих этапов.

1. Информационное присутствие.

2. Интерактивное взаимодействие.

3. Транзакционное взаимодействие.

Но на пути внедрения столь масштабной системы в социально-экономическую жизнь любой страны возникает целый ряд проблем: Необходимость изме-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии

нения внутренних процессов управления государственными структурами; Ведомственная ориентация услуг государственных органов на всех уровнях и отсутствие взаимообмена информацией между различными ведомствами и службами; Недостаточное развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ИКТ; Неготовность органов государственной власти к применению ИКТ и реорганизации своей деятельности; Информационное неравенство - недоступность для части населения страны средств обработки, выборки и передачи информации по телекоммуникационным сетям, включая и Интернет: Низкий уровень подготовки кадров в области ИКТ.

Электронное правительство предоставляет услуги как для граждан, так и для бизнеса. Притом преимущества от электронного правительства получают и бизнес и правительство.

В России электронное правительство представлено федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-2010 годы)», которая реализуется с 2002 г. В тексте программы ее глобальная цель обозначена как формирование в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства.

В данной статье выявлено, что «электронное правительство» - это форма деятельности органов государственной власти, при которой организации и граждане получают государственные услуги и информацию о деятельности государственных органов на качественно новом уровне оперативности и удобства за счет широкого применения ИКТ. Но развитие и проникновение инновационных технологий в экономики различных стран происходит неравномерно, находясь в зависимости от сложной совокупности экономиче-

ских, политических факторов, культурно-исторического наследия, особенностей менталитета. Вместе с тем, сегодня сложно представить процветающее государство, если его общество отрицает ведущую роль инноваций и придерживается консервативных позиций в сфере информационных технологий. Развитие ИКТ становится вопросом национальной стратегии и благосостояния граждан, а построение электронного правительства и развитие информационного общества - наиболее привлекательной идеей современности.

Библиографические ссылки

1. Малитиков Е. М. Электронное правительство - цивилизационная неизбежность // Федеральная газета. 2009. № 1. С. 4-5.

2. Франгулова Е. В. Сущность концепции «электронное правительство» и мировой опыт ее реализации // Вестник АГТУ. Сер. Управление, вычислительная техника и информатика. 2010. № 1.

3. Агамирзян И. В. Мировой опыт реализации концепции электронного правительства: [Электронный ресурс]. URL: http://www.microsoft.com/Rus/ Government/analytics/egov evolution. mspx.

4. Гриднев В. В. «Электронная Россия»: что осталось в сухом остатке // eGov Russia концептуальное проектирование «электронного правительства». 2012. URL: http://www.gridnev.info/?p=310.

5. Федеральная целевая программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)»: [Электронный ресурс]. 2012. URL:http://www.elrussia.ru.

© Павленко А. Н., 2012

УДК 657.4:004

О. С. Рябоконь Научный руководитель - Т. Г. Долгова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЭЛЕКТРОННЫЕ СЧЕТА-ФАКТУРЫ

В 2011 году российские налогоплательщики и налоговые органы должны перейти к использованию электронного документооборота счетов-фактур. Что это означает для налогоплательщиков, и каковы ожидания бизнес сообщества от данного революционного изменения? Ниже даны ответы на эти вопросы, а также рассмотрены некоторые аспекты международной практики применения электронного документооборота.

На необходимость перехода к электронному документообороту в налоговых и коммерческих правоотношениях указывалось в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212), а также в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (одобрены Правительством РФ 20.05.2010).

Как отмечается в данных документах, электронные счета-фактуры могут создавать стимулы для инновационной активности российских организаций, а также содействовать развитию и более широкому ис-

пользованию информационных и телекоммуникационных технологий в налогообложении.

Положительные результаты пробного проекта по созданию системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде позволили завершить обсуждения о необходимости внедрения в практику электронного документооборота счетов-фактур. В итоге летом 2010 года принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ (далее - Закон № 229-ФЗ), которым, в частности, установлена принципиальная возможность использования в РФ электронных счетов-фактур, что является существенным изменением имеющейся в настоящее время практики.