Научная статья на тему 'Концепция эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности'

Концепция эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЗИНЕРИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL PRODUCTION ENGINEERING / SOZINERIA / PEDAGOGICAL CONCEPTION / ECOLOGICAL AND VALEOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL AND VALEOLOGICAL PREPARATION / RECREATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехова И. Л.

В статье представлена концепция новационной подготовки будущих педагогов общего образования, описаны факторные этапы ее создания, закономерности и принципы, названы педагогические условия эффективной реализации ее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTION OF ECOLOGICAL AND VALEOLOGICAL PREPARATION OF FUTURE PEDAGOGUES TO THE DIVERSIFICATIONAL RECREATIONAL ACTIVITY

This article introduces a conception of innovational preparation of future pedagogues of basic education, also in this article are described the factorial sages of its formation, regularities, principles and there are also named pedagogical conditions of its effective realization.

Текст научной работы на тему «Концепция эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности»

Раздел 2 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

Ведущие эксперты раздела:

АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ШАПОВАЛОВ - доктор педагогических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

АЛЬБИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЕМЕРБЕКОВА - доктор педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА ЛУКЬЯНЕНКО - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

УДК 378:613.4

И.Л. Орехова, канд. пед. наук, доц. ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: orehovail@cspu.ru

КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлена концепция новационной подготовки будущих педагогов общего образования, описаны факторные этапы ее создания, закономерности и принципы, названы педагогические условия эффективной реализации ее.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, созинерия, педагогическая концепция, эколого-валеологическое образование, эколого-валеологическая подготовка, оздоровительная деятельность.

Для современного образования крайне актуальным и необходимым является разрешение сложной комплексной проблемы целенаправленного формирования системного благополучия подрастающего человека и поколения в их гармонии с социально-природной средой. Но образование, которому по самой сути и социально-личностной значимости принадлежит быть здоровьесберегающим, здоровьеразвивающим, на самом деле является здоровьезатратным. Согласно данным Министерства образования и науки РФ только спустя один учебный год у 60-70 % младших школьников возникают пограничные психические нарушения. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в четыре раза, а среднегодовой темп роста хронической заболеваемости школьников составляет около 6 %. Таким образом, проблема здоровья и оздоровления подрастающего поколения рассматривается как приоритетное и стратегическое направление современного мирового сообщества, государств и образования.

В настоящее время российское образование и российское общество не готовы к эффективному решению проблемы целенаправленного формирования и развития комплексного благополучия подрастающего человека и нации, российского этноса, проблемы, которая рассматривалась в качестве актуальной еще М.В. Ломоносовым и к изучению которой обращались затем многие выдающиеся исследователи в разных областях знаний (Я.А. Коменский, И. Кант, К. Маркс и Ф. Энгельс, С.П. Боткин, И.И. Мечников, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лес-гафт, В.М. Флоринский, В.И. Вернадский, а затем П. П. Блонский, Л. С. Вернадский, И. И. Брехман, В. П. Казначеев и другие).

В связи с этим остро ставится вопрос о формировании эколого-валеологической профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях и разработке соответствующей концепции. Так как природа дает людям сущностно различающиеся познавательнодеятельностные возможности и способности, то должно быть адекватно различным по своему существу, то есть диверсифи-

цированным, и общее образование, а значит, необходима соответствующая диверсификация профессионально-педагогической подготовки педагогов.

В качестве комплексного содержательно-методологического средства для разработки концепции эколого-валеологи-ческой подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях использована модернизированная нами структурно-функциональная последовательность факторных этапов, которая была названа З.И. Тюмасевой и Л.И. Пономаревой созинерией [1] и сформирована при использовании педагогического проектирования, детально и глубоко разработанного Н.О. Яковлевой [2]:

• педагогические потребности (на разных уровнях и этапах педагогики, образования) в трансформации некоторых педагогических явлений, систем;

• диверсификация социально-культурных, личностных и бытовых потребностей и возможностей формирования личностных и социально-личностных ценностей подрастающего человека и поколения;

• навигационное обеспечение педагогического процесса удовлетворения социально-личностных обновляемых потребностей подрастающего поколения и общества средствами образования;

• личностная и общественная актуализация некоторой объективной, деятельностной или познавательной проблемы;

• анализ обыденного и исторического опыта, а также современной педагогической практики и известных современных практических и теоретических подходов к решению проблем;

• гомологическое индуцирование идей, полученных на основе упреждающего анализа и нацеленных на решение рассматриваемой проблемы, которая не нашла прямого обоснования и реактивного практического решения; прогнозы, гипотезы;

• проявление и использование возможностей инсайта, как не выводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы, и интуиции;

• выборка общенаучных и специально-научных методологических подходов, потенциально нацеленных на решение актуальной проблемы и реализацию индуцированных идей;

• аналитическое соотношение научного прогнозирования с целеполаганием, планированием, программированием и проектированием процесса создания конкретной педагогической системы;

• первичная разработка тематического проекта, т.е. прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного явления, объекта, состояния;

• изобретательство и вершина его в виде педагогической инженерии как творческий процесс, основанный на упреждающем опыте и знаниях, приводящий к конструктивному решению проблемы;

• создание на основе разработанного проекта первичной «действующей модели», которая апробируется на практике;

• комплексный анализ базовой системы «проект - изобретение (инженерия) модель - практика» - с целью коррекции и повышения эффективности ее;

• модернизация и проработка базовой системы и ее подсистем; экспериментальная проверка ее;

• полное технологическое обеспечение системы «проект - изобретение (инженерия) - модель - практика»;

• разработка системного научно-технолого-приклад-ного обоснования и обеспечения выполняемого проекта;

• оценка эффективности окончательно обоснованной, обеспеченной, целенаправленно созданной и отработанной научно-технолого-прикладной системы, направленной на решение исходной проблемы;

• разработка концепции - для научно-методологического обобщения полученных результатов и достаточно широкое внедрение в практику педвузовского образования выполненного научно-технологического проекта;

• характеристика проявившихся научных и прикладных вопросов, задач и проблем, индуцированных разработанной проблемой и требующих отдельного специального изучения;

• лонгитюдный анализ комплексного процесса решения выбранной актуальной проблемы, включающий мониторинг, верификацию и валидность.

Созинерия (от слов созидать, создавать) означает комплексный, достаточно выраженный процесс конструирования несуществующих в природе искусственных систем, например, педагогических, в виде последовательности из описанных выше двадцати факторных этапов. Комплексная методология создания искусственной педагогической системы, названная созинерией, является результатом обобщения ряда методологических социальных и педагогических исследований, выполненных В.А. Беликовым [3], Б.С. Гершунским [4], В.И. Загвя-зинским [5], Е.Ю. Никитиной [6] и другими.

Анализ литературных источников позволил выделить основные сущностные характеристики парадигмы «концепция», и выбрать такое толкование концепции, которое более всего подходит для нашего исследования нами. Концепция (от лат. соп-серйо понимание, система) - это определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет, руководящая идея систематического освещения, ведущий замысел; система взглядов -то или иное понимание явлений, процессов; единый определяющий замысел; ведущая мысль какого-либо труда, произведения.

Характеризуя понятие «педагогическая концепция», предпочтительнее всего использовать логику построения видовых производных определений от родовых базовых определений, в нашем случае - это понятия «концепция» и «педаго-

гика». Таким образом, под «педагогической концепцией мы будем понимать такую концепцию, в общем смысле ее, которая обращена именно к педагогическим явлениям».

За последние полвека были разработаны концепции экологического образования (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Н.М. Мамедов [7]; Г.П. Сикорская [8] и другие); концепции валеологического образования и концепции педагогической валеологии (Т.К. Зайцев [9], В.В. Колбанов [10]; Л.Б. Дыхан, B.C. Кукушин, А.Г. Трушкин [11] и другие; концептуальные основы дошкольно-школьного эколого-валеоло-гического образования (З.И. Тюмасева и Б.Ф. Кваша [12] и другие) и варианты концепции эколого-валеологического образования [13].

Концепцию эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно рассматривать в тесной взаимосвязи с концептуальными основами научной эколого-валеологии, непрерывного эко-лого-валеологического образования, концепциями экологического и валеологического образования, а также общей подготовки педагогов, педвузовской экологической, валеологиче-ской подготовки будущих педагогов и модернизации российского образования [14].

Цели создания концепции эколого-валеологической подготовки будущих педагогов общего образования к диверсифицированной оздоровительной деятельности:

• внешняя цель - создать научно-состоятельную систему диверсифицированной эколого-валеологической подготовки будущих педагогов общего образования, органически вписав ее в общую систему педвузовской подготовки студентов, ориентировав ее на идеи, содержание и технологии эко-лого-валеологического образования;

• внутренняя цель - обеспечить устойчивое и эффективное функционирование системы диверсифицированной эколого-валеологической подготовки будущих педагогов, направленной на формирование у них профессионально-педагогической готовности к оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях;

• специальная цель - будущим педагогам общего образования усвоить комплекс эколого-валеологических вариативных оздоровительных технологий, позволяющих осуществлять целенаправленную педагогическую деятельность в области оздоровления субъектов образования средствами упре-ждающе оздоровленного общего образования как среды, процесса и педагогического взаимодействия.

Целевые факторы эколого-валеологической подготовки будущих педагогов общего образования к диверсифицированной оздоровительной деятельности:

• эколого-валеология рассматривается как терминологическое обозначение реального явления, которое доступно каждому человеку, осознающему значимость процессов «охраны окружающей среды» и «охраны здоровья», потому что физическое, духовное и социальное благополучие достижимо только в условиях комплексного благополучия окружающей природно-социалъной среды;

• устремление к определенным выше целям эколого-валеологической подготовки педагогов призвано способствовать эффективному решению актуальнейшей проблемы выхода из эколого-демографического кризиса;

• начинать же названное типологическое эколого-валеологическое формирование личности необходимо с коа-даптивных взаимоотношений человека, природы и общества и с раннего детства - при участии и руководстве хорошо эко-лого-валеологически подготовленных педагогов и семьи - в условиях подходящей обучающе-воспитывающей среды и взаимодействий с подрастающим человеком.

Основные закономерности (то есть обусловленность этими законами и соответствие основным принципам) концептуальной разработки и функционирования системы эко-лого-валеологической подготовки будущих педагогов общего образования, нацеленной на формирование профессиональнопедагогической готовности их к диверсифицированной оздо-

ровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях:

• актуализация формирования у будущих педагогов общего образования эколого-валеологической профессионально-педагогической готовности к диверсифицированной оздоровительной деятельности обеспечивается необходимостью в профессиональной компетентности их в области целенаправленного и эффективного развития благополучного, здорового подрастающего человека - средствами адекватно развивающейся образовательной среды; при том, что формирование готовности рассматривается как воспитание желания;

• адекватность научного обеспечения процесса формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов и личностно-возрастного развития подрастающего человека, обусловливается как их этапными психофизиологическими и национальными особенностями, так и образовательной средой, методами обучения, воспитания и целенаправленного развития;

• взаимосвязанные, ответственные и коадаптивные отношения человека и окружающей среды, являясь важным фактором их благополучия, обусловливают отношения будущего педагога с другим человеком, учебной группой (коллективом), с друзьями, педагогами, в семье и с обучаемыми;

• интегро-дифференцированное структурирование комплексного процесса формирования эколого-валеологиче-ской подготовки будущих педагогов является необходимым системным условием формирования их эффективной общей профессионально-педагогической подготовки;

• системная организация процесса эколого-валеологической подготовки педагогов основывается на реализации потенциальных возможностей федерального учебного плана в эколого-валеологизации базовых вузовских и факультативных учебных курсов и видов специальных занятий, сопряженных с практическим активным оздоровлением;

• формирование эколого-валеологической культуры будущего педагога ведется на основе развития культуры любви к природе и ответственного отношения к ней и своему здоровью;

• непрерывное утверждение эколого-валеологии как фундаментальной идеи и важного мировоззренческого фактора в процессе формирования системной эколого-валеологи-ческой подготовки будущих педагогов радикализирует воспитание у них потребностей и желаний в оздоровлении самого себя, своих будущих учеников, образовательного процесса, образовательной и социально-природной среды, педагогического взаимодействия.

Методологические основы разрабатываемой тематической концепции заключаются в следующем:

- использование общенаучных методологических подходов: философского, системного, синергетического, аксиологического, интегративного (дифференциативного), диверсифицированного, деятельностного, информационного;

- специально-методологические подходы: созинерия, определение базисных и уровневых целей создания названной системы и соответствующих им задач, а также основных научных принципов, закономерностей и способов решения названных задач и достижения определенных целей.

Основные общие принципы концепции эколого-валеоло-гической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях:

• принцип гуманизации эколого-валеологической подготовки - утверждаются права человека на жизнь и личное благополучие, здоровье и благоприятную окружающую среду -во всем многообразии ее проявлений;

• принцип научности - достижение достаточного уровня достоверности информации об устойчивом или коадаптивном развитии человека, природных, и социально-природных систем;

• принцип прогностичности - актуализируются заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути раз-

вития жизни, человечества, здоровья человека - на пути перехода биосферы в состояние ноосферы;

• принцип непрерывности - постепенность и этапность формирования развивающегося здоровья человека, экологической и эколого-валеологической ответственной личности;

• принцип систематичности - обеспечение системной организации эколого-валеологической подготовки будущих педагогов общего образования - на основе всех ее компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств образования, а также форм организации различных видов образовательной деятельности и в аспекте общей профессиональнопедагогической подготовки педагогов.

Педагогические условия эффективной реализации концепции:

• эколого-валеология и эколого-валеологическое образование рассматривается как самостоятельная область знаний -научных или образовательных, а также как существующая параллельно с экологией и валеологией;

• эколого-валеологизация образования рассматривается как движущая сила и фундаментальная идея образования, а также важный фактор мировоззрения субъектов такого образования;

• эколого-валеологическое образование осуществляется без допущения деформации базисного образования - в основных проявлениях его;

• разрабатываемая тематическая концепция рассматривается в глубокой взаимосвязи с уже разработанными концепциями и концептуальными основами научной эколого-валеологии, концепции модернизации российского образования, концепции высшего профессионального образования, концепции экологического и валеологического образования;

• поскольку концепция - это высший уровень теоретического обоснования разрабатываемого и изучаемого явления, целесообразно исходить из причинности проявления, осознания, актуализации и включения рассматриваемого явления в сферу педагогической деятельности.

Организационно-содержательные основы формирования эколого-валеологической подготовки будущих педагогов общего образования к оздоровительной деятельности:

• эколого-валеологическая модернизация общей профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов осуществляется на основе использования возможностей эко-лого-валеологического наполнения обязательных учебных курсов, а также специализированных вузовских и факультативных курсов и других видов учебной деятельности;

• безусловная ориентация субъектов педвузовского образования на эколого-валеологическую квалификационную характеристику выпускников педагогических вузов;

• эколого-валеологическая регламентация и возможная диверсификация и вариативность, по интересам студентов, содержания и технологического обеспечения базовых и вузовских учебных курсов, а также факультативных курсов и дисциплин по выбору, педагогической практики и активного оздоровления;

• упреждающая необходимая и достаточная эколого-ва-леологическая подготовка вузовских преподавателей, задействованных в реализации системы эколого-валеологической подготовки педагогов.

Таким образом, представленная в статье концепция является одним их функционально-факторных этапов создания искусственной педагогической системы эколого-валеологи-ческой подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях, содержит все необходимые компоненты, поясняющие ее сущность и содержание: методологические основы, ядро: цель, закономерности и принципы, педагогические условия эффективной практической реализации ее.

Библиографический список

1. Пономарева, Л. И. Концептуальные основы эколого-валеоло-гической подготовки педагогов дошкольного образования: монография / Л.И. Пономарева, З.И. Тюмасева. - СПб.: Изд-во МИНПИ «Астерион», 2008.

2. Яковлева, Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: монография. - М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002.

3. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. - М.: Владос, 2004.

4. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

5. Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска. - Тюмень: Легион-Групп, 2005.

6. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы: монография / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006.

7. Концепция общего среднего экологического образования / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. А.М. Захлебный, Н.М. Мамедов [и др.]; под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной // Зеленый мир. - 1994. - № 13.

8. Сикорская, Г.П. Ноогуманистическая модель эколого-педагоги-ческого образования / Г.Н. Сикорская. - Екатеринбург: Урал. гос. пел. ун-т., 1998.

9. Зайцев, Г.К. Валеолого-педагогические основы здоровья человека в системе образования: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - СПб., 1998.

10. Колбанов, В.В. Концептуальные основы и нормативные основания обеспечения здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях. - СПб.: ГУПМ, 2003.

11. Дыхан, Л.Б. Педагогическая валеология: уч. пособие для студентов пед. вузов / Л.Б. Дыхан, В.С. Кукушин, А.Г. Трушкин; под ред. В.С.

Кукушина. - М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д.: Изд. центр «Март», 2005.

12. Тюмасева, З.И. Валеология и образование / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. - СПб.: МАНЭБ, 2002.

13. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб.: Изд-во «Петроградский и К°» 1995.

14. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Модернизация российского образования: документы и материалы. - М.: Изд-во ВШЭ, 2002.

Статья поступила в редакцию 26.02.10

УДК 159. 922

И.С. Палкина, аспирантка БПГУ имени В.М. Шукшина, г. Бийск, Email: irina.palkina@mail.ru ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА МИРА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы образа мира, его конкретно-профессионального аспекта. Рассмотрены различные подходы к обоснованию понятий: образ мира, профессиональный образ мира. Приведены результаты конкретного эмпирического исследования, направленного на изучение и сравнение особенностей образа мира студентов педагогического вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: образ мира, профессиональный образ мира, смыслы, ценности, мотивация.

Научно-теоретические и прикладные исследования за последние десятилетия свидетельствуют о возрастающем значении проблем личностного и профессионального самоопределения студентов в условиях динамически изменяющегося мира профессий и становления рынка труда.

Получая профессиональное образование, человек приобретает не только определенные знания, умения, навыки, но и определенный взгляд на жизнь, окружающие события и людей, находящихся рядом.

Преподаватели вузов, занятые подготовкой педагогов, всегда ориентируются на некий образ профессионала. Это обусловлено особенностями их деятельности. Однако встречается или фрагментарное понимание (осознание отдельных элементов образа профессионала), или связывание образа с профессиональным контекстом деятельности. Огромное влияние на общественную мысль оказывает сложившееся мнение о той или иной профессии. Профессия психолога вызывает интерес в обществе и в то же время некоторое недоверие к специалистам. В социуме профессиональный образ психолога в одном случае не сформирован, в другом деформирован.

В современной психологии понятие «образ мира» находит достаточно широкое распространение. Проблеме образа мира человека посвящены труды многих зарубежных и отечественных психологов (Э. Берн, У. Найсер, Ж. Пиаже, Э. Тол-мен, Э. Эриксон, Е.Ю. Артемьева, Т.И. Березина, Е.А. Климов, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, А.Н. Леонтьев, В.В. Петухов, С. Д. Смирнов, Ю.К. Стрелков). Однако при использовании данного понятия возникают трудности, связанные с разнообразием взглядов на проблему закономерностей формирующегося образа мира. Об этом свидетельствует использование в науке целого ряда близких, а иногда и тождественных по значению терминов, таких как «картина мира», «модель универсума», «представления о мире» и т.д.

В настоящее время психологи еще не пришли к единому мнению в определении понятия «образ мира». Большинство исследователей предлагают следующее определение: образ

мира - это обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств [1]. В то же время А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский понятие «образ мира» рассматривают шире. Образ мира - это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий [1].

Гипотеза об образе мира как многомерном психологическом образовании выдвинута в работах А. Н. Леонтьева. К числу пяти его «квазиизмерений» относятся координаты пространства, времени и «квазиизмерение» значения. В пространстве человек живет и действует, его он формирует в ходе сменяющих друг друга деятельностей. Совокупность последних и составляет образ жизни данного человека. Пятимерный мир А. Н. Леонтьев неразрывно связывает с предметным сознанием [2].

Схожая точка зрения на проблему образа мира у Ю. К. Стрелкова [3] (он также как и большинство отечественных психологов опирается на представления А.Н.Леонтьева о структуре образа мира): в структуру образа мира входят значения, смыслы и система пространственно-временных координат. Принято рассматривать образ мира как статическое образование, как пассивное хранилище знаний. Понятия формируются у человека постепенно с самого раннего детства. Они входят в состав временных понятий, позволяющих субъекту понимать картину мира. Функционирование образа мира осуществляется в ходе исполнения действия в ситуации. Ю.К. Стрелков выступает против одномерности, линейности и однородности модели образа мира. По его мнению, необходимо найти способ, позволяющий совместить пространственное, временное и смысловое [3].

В теории психологических систем принято считать, что субъективное «оседает» на объективном в виде особых системных качеств, превращая объекты в предметы, делая последние носителями смыслов и ценностей, порождая тем са-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.